Реферат по предмету "История"


Жизнь и деятельность Петра I

1. Введение. Царствование Петра I является одной из самых ярких страниц в ис­тории России. Имя Петра известно каждому с детских лет. Жизнь и дея­тельность этого человека, насыщенная драматизмом, огромным напряже­нием нравственных и физических сил, привлекала и привлекает внимание многих деятелей культуры.
Тема «Личность и деятельность Петра I» из многих предложенных тем курса истории России выбрана мною потому, что именно Петр I внес огромный вклад в развитие Российской Империи, кроме того, петровские реформы повлияли на историческое развитие многих европейских стран. Мера величия того или иного исторического деятеля чаще всего вы­является уже после его смерти, когда отгремевшие дела, слова и поступки становятся достоянием потомков, предметом страстных дискуссий и спо­ров. И уже сама ожесточенность и длительность этих споров является оп­ределенным показателем масштаба личности, которая их вызвала. Петр I правил 42 года. Страсти вокруг его имени кипят уже 200 лет. И актуальность этой страницы российской истории не ослабевает по сей день. Представители реакционных сил осуждали его реформы самым рез­ким образом. Для представителей прогрессивного лагеря он был круп­нейшим преобразователем, великим сыном своей страны. Еще в дореволюционный период сложилось два противоположных взгляда на причины и результаты петровских реформ. Одни историки полагали, что Петр I нарушил естественный ход развития страны, внеся перемены в экономику, культуру, традиции, нравы, обычаи. Другие ис­следователи считали, что Россия была подготовлена к преобразованиям всем предшествующим ходом исторического развития. Споры эти имеют место также и в наши дни. Масштаб личности этого великого человека подтверждают большое количество художественных произведений, поэзии, скульптур и живо­писи, художественных фильмов и музейных собраний. О нем говорят по­эмы Пушкина, роман Алексея Толстого, «фильм Петр I». Фигуру Петра мы можем видеть запечатленной в знаменитом Медном всаднике на пло­щади декабристов в Санкт-Петербурге, в огромном количестве скульп­турных портретах в городах, где ему довелось бывать и влиять на их судьбу. Петр – деятель мирового масштаба. Именно поэтому о нем написано много книг и за рубежом. 2. Петра I как личность. Петру I очень много пришлось пережить в детстве и юношестве. Так рано увидел он и семейную вражду, и козни против него самого, и кровавые сцены бунта. Все это могло оставить в его душе ужасную рану, сделать жестоким, беспощадным к окружающим. Но Петр смог выдержать испытания и не поддаться вредному влиянию впечатлений, он на всю жизнь сохранил все добрые качества, которыми наградил его Бог. Несмотря на многовековые примеры своих потомков царских кровей, их высокомерное поведение, себялюбие, он общался запросто с представителями различных сословий, не гнушался общением с простыми людьми, этим резко отличался от других самодержцев, которые считали для себя неприемлемым ставить даже подпись на государственных бумагах. Это подтверждают записки датского посланника Юст Юля, в которых написано: «Царь немедля вступил со мной в такой дружеский разговор, что, казалось, он был моей ровнею и знал меня много лет». В силу обстоятельств Петр в детстве жил в подмосковных селах, а затхлая атмосфера кремлевских покоев тяготила его. Отсюда пошла его неприязнь к сонной одури придворных и их коварству под маской благочестия. Возможно потому, что его детство прошло не в кремлевских палатах, в быту Петр был непритязательным человеком. В путешествиях «…не вез с собою никаких путевых принадлежностей – на чем есть, в чем пить и на чем спать», не заботился о церемониях, так как считал их ненужными и только мешающими общению. «…царь стоял полуодетый, в ночном колпаке; ибо о церемониях он не заботится и не придает им никакого значения…». Он не брал с собой большой свиты, его сопровождали всего несколько бояр и князей. «При нем не было ни канцлера, ни вице-канцлера, ни какого-либо тайного советника, была только свита из 8 или 10 человек». Всю свою жизнь с раннего детства Петр тянулся к знаниям. Но, к сожалению, не смог получить надлежащего образования. В ту пору, когда он жил, наука была еще на ранних стадиях развития. Но даже самые элементарные основы ему пришлось изучать самому. И главным учителем юного царевича стала жизнь. Жестокая, грубая, кровавая сила – суровый наставник Петра с раннего детства. Предоставленный самому себе, он продолжал свое образование неслыханным для русских царей путем. Руки Петра тянулись к рабочим инструментам, а токарный станок приводил его в восторг. Это стало одним из любимых его занятий, в котором он достиг больших успехов. «Царь часто развлекается точением и путешествуя, возит станок за собой. В этом мастерстве он не уступит искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигурки». Любознательный от природы, Петр учился всю жизнь. Он гордился тем, что знал 14 ремесел. Царь собственным опытом утверждал в себе те знания, которые приобрел через науку. Военному делу учился, играя со своим «потешным» войском, из которого в последствии образовались образцовые полки, регулярное войско; кораблестроение познавал с топором в руках под видом корабельного плотника, а в дальнейшем стал главным корабельным мастером и строил флот, сам лил пушки, собственными руками изготовлял снаряды. Он затейщик, он и первый исполнитель своих затей. Своим примером Петр показывал пример всем русским, как нужно работать, трудиться, чтобы потом получать результаты своих трудов. Петр сам добывал знания на деле, сам себя учил самым делом. При его великих дарованиях, он тянулся ко всему, брался за все, не пренебрегая самыми простыми работами, а поэтому и знал все, что нужно было знать солдату, матросу, токарю, корабельному плотнику, бомбардиру, артиллеристу, инженеру. 2.Деятельность Петра I. 2.1 Внешнеполитическая деятельность Петра I. К началу правления Петра Россию считали отнюдь не передовой страной, о ней вспоминали от случая к случаю. О России тогда судили как о стране наиболее отсталой в Европе. Об успехах русских в области военной, административной и даже в общей культуре не знал никто. Полагали, что Россия полностью находится под влиянием фанатичного, нетерпимого духовенства и невежественного, жадного дворянства. А что самое главное, так это то, что слишком мало делалось для преодоления слабости страны. Нетрудно представить, чем же была внешняя политика Москвы, насколько робко, неэффективно она действовала и каким неустойчивым было международное положение России. И если на Западе плохо знали Россию, то еще хуже в России знали состояние международных отношений в Европе, что приводило к досадным дипломатическим ошибкам. Молодой Петр видел отсталость страны, видел отсутствие армии, флота. Поэтому главное, что побуждало его к воинским делам, было рано проснувшееся осознание факта международной беззащитности, слабости России. Он видел, каково московское войско: стрельцы, на которых нельзя положиться, дворянское ополчение – порой беспорядочная толпа. Армия, флот и море – вот что нужно было России не только для укрепления международного положения, но и для упрочения ее как независимой державы. И что являлось одним из важнейших аспектов, так это выход к черному морю, к Балтике. А прежние неудачные попытки пробиться к Балтике осуществлялись без должной серьезной подготовки, и их провал мог только обескуражить русских людей, внушить неверие в свои силы.
Очень рано Петр понял, что дела России идут из рук вон плохо. Но тут возникал вопрос: как же их исправить, как изменить сложившиеся веками традиции, методы управления? Именно тогда Петром овладевает мысль о том, чтобы учиться у европейцев, чтобы догнать их и обрести независимость.
Началом воплощением его мыслей в действительность явилась Немецкая слобода. Здесь он стремился узнать как можно больше о странах Западной Европы. Встречи молодого царя с иностранцами служили дипломатической школой, где Петр познавал суть европейской международной жизни. Но нелепо было думать о преобразовании России с помощью одних только иностранцев. Ведь речь шла не о колонизации, а о возрождении величия России. Соратников нужно было найти и воспитать, и они должны были быть русскими. Именно претворение идей Петра стало целью Великого посольства. Он поехал в Европу с решимостью направить страну по западному пути. Эффект от поездки оказался взаимным: Запад влиял на Петра, царь оказал огромное влияние на Россию, а модернизированная и возрожденная Россия оказала в свою очередь огромное влияние на Европу. В ходе Великого посольства Петр убедился, что сложилась благоприятная внешнеполитическая обстановка в борьбе за Балтику. Петр хорошо понимал, что именно через Балтийское море возможно установление прочных связей с развитыми странами Европы. И вот наконец была объявлена война Швеции. Исход войны имел решающее значение для России. Взятие города Шлиссельбурга, который впоследствии стал великим Санкт-Петербургом, означало то, что «окно в Европу» было прорублено. Победа в Полтавской битве в 1709 году, в результате которой была уничтожена сухопутная армия шведов, определила исход Северной войны. Она продемонстрировала возросшую мощь русской армии, укрепила международный авторитет России. Вот что писалось о полтавской победе: «И тако, милостию всевышнего, совершенная виктория, которой подобной мало слыхано и видано, с легким трудом против гордого неприятеля…». В 1714 году произошла знаменитая битва при Гангуте, победа в которой дала толчок к дальнейшему развитию русского флота, который вскоре превзошел шведский по количеству боевых кораблей. В ведомостях времен Петра о победе в Гангутском сражении: «Шаудбейнахт, опустя флаг, скочил в шлюпку с своими гранодеры, и хотел уйти, но от наших пойман…Воистину нельзя описать мужество наших, как начальных, так и рядовых, а что взято от неприятеля людей, судов и артиллерии, також столько побито и ранено…» И в 1721 году был заключен Ништадский мирный договор. За Россией закрепилось побережье Балтийского моря. Сенат удостоил Петра чином адмирала, титулом «отца Отечества», «Великого». Не к завоеванию Европы стремился Петр. Получив лишь самое необходимое для своего естественного развития, Россия стала органической составной частью европейской системы международных отношений. Таким образом Петр I добился осуществления своей великой цели: Россия вошла в число мировых держав. Но все было не так то просто, Россия должна была обрести свое право на место под солнцем в общеевропейской жизни ценой тяжелой борьбы, военной и дипломатической. Сближение России с Европой происходило в условиях острой борьбы, так как возвышение новой страны натолкнулась на боязнь конкуренции, на страх перед опасностью утраты привилегированного положения. Тем не менее с помощью петровской дипломатии Россия смогла установить более тесные, близкие отношения со странами, обогнавшими Россию на пути промышленного, торгового, культурного развития. Дипломатия помогла получить от них новейшую для того времени технологию, более современное оружие, а также станки, оборудование, материалы. Россия получила сильный импульс к независимому развитию во всех областях жизни: от производства материальных продуктов и предметов жизненной необходимости до создания духовных ценностей – науки, литературы, искусства. 2.1.Внутренняя политика Петра I. Приехав из странствий по другим государствам Петр I задался мыслью – пересоздать старую Русь и пустить в нее струю новой жизни. Эта мысль возникала у него и раньше, но укрепилась она, когда посмотрел царь на людей образованных, на их занятия и труды, их нравы, обычаи и жизнь, которой не было тогда в России. Очень большие изменения произошли в области промышленности и торговле. Количество мануфактур стремительно увеличивалось, развивались новые отрасли производства. Но русская промышленность развивалась в условиях господства крепостничества, в стране не хватало свободных рук, поэтому в 1721 году был издан указ, разрешавший заводчикам покупать и переселять крестьян на заводы. Из законов Российской империи: «…позволяется сим нашим указом, для размножения таких заводов…к тем заводам деревни покупать невозбранно…дабы те деревни всегда были при тех заводах неотлучно». Происходили изменения и в социальной сфере. В 1714 году был издан «Указ о единонаследии», по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Этот указ предписывал передавать вотчины и поместья старшему сыну. Таким образом Петр стремился укрепить класс феодалов, сделать его господствующим. В 1722 году последовало издание «Табеля о рангах», разделившей военную, гражданскую и придворную службы. Была введена подушная перепись мужского населения. Все мужское население обязано было платить ежегодно денежный налог – подушную подать. Так, сложилась новая структура общества, в которой четко прослеживался сословный принцип, регулируемый государством. В области государственного устройства вместо Боярской думы Петром был учрежден Сенат. Была преобразована громоздкая и запутанная система приказного управления страной. Было учреждено 11 коллегий, каждая из которых ведала строго определенной областью. Своеобразной коллегией стал синод, создание которого явилось продолжением борьбы между верховной светской властью и церковью и знаменовало еще один шаг на пути полного подчинения церкви государству. С целью укрепления власти на местах страну разделили на восемь губерний. А в 1721г Петра провозгласили императором: «…именем всего народа российского просить, дабы изволил принять…от них титло: отца отечества, императора всероссийского, Петра Великого»,что означало дальнейшее усиление власти самого царя. Таким образом, сложилась единая для всей страны административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство. Кроме того, при Петре I армия и флот стали одними из сильнейших в Европе. В стране была введена рекрутская повинность, и была создана регулярная армия с единым принципом комплектования. В 1722 г Петр издал «Устав о наследовании престола», по которому император сам мог назначать себе наследника, исходя из интересов государства. Более того, император мог отменить решение, если наследник не оправдает надежд. Также, при Петре был введен новый календарь, теперь год начинался с 1 января, как и во всех европейских странах. А в 1724 г была основана Академия наук, таким образ Петр хотел приобщить русских людей к науке, культуре, расширить их кругозор, обучить новым, неведомым до этого предметам.
Не обошлось в петровское время и без волнений внутри страны. Очередное наступление крепостничества вызвало взрыв массовых народных выступлений. Причины недовольства следует искать в усилении народного гнета, новом наступлении господствующего класса на народные массы. Но в который раз восстание было подавлено, а взрыв негодования и недовольства своим положение оставлен без внимания.
3.Заключение. На протяжении почти всей своей деятельности Петр вынужден был вести тяжелую, жестокую войну. Но при этом он не был завоевателем. Территориальные присоединения при Петре были оправданы жизненно необходимыми интересами страны. Географически Россия всегда была частью Европы и лишь историческая судьба разделила развитие западной и восточной части одного континента. Значение петровских преобразований в том и состоит, что они сделали международные отношения на нашем континенте подлинно общеевропейскими. Это всемирно-историческое событие приобрело огромную важность для всей последующей истории Европы, вплоть до наших дней. В правление Петра отсталая страна совершила огромный скачок в промышленном развитии. Появилась первая печатная газета, были открыты первые военные и профессиональные школы, возникли первые типографии, музеи, публичные библиотеки, театры и многое другое. Детищем Петра по праву считается военно-морской флот, а также регулярная армия, великолепно обученная и столь же хорошо вооруженная. При Петре они навеки прославили русское оружие. Перечисленные новшества позволили России сокрушить первоклассную Шведскую армию и войти в ранг великих держав. Оценивая положительное значение преобразований Петра, нужно помнить, что его политика носила классовый характер. Преобразования эпохи осуществлялись за счет огромных жертв трудового населения. Это его усилиями воздвигался Петербург, строились корабли, сооружались крепости, каналы, дворцы. На плечи народа легли новые тяготы: были увеличены налоги, введена рекрутчина, производились мобилизации на строительные работы. Русские воины проявляли чудеса храбрости в сражениях. Политика Петра была направлена на возвышение дворянства. Его реформы укрепили господствующее положение дворянства в феодальном обществе. Дворянское сословие стало более монолитным и образованным, повысилась его роль в армии и государственном аппарате, расширились права на труд крепостных крестьян. Приобретенные морские гавани обеспечили помещикам и богатым купцам выгодные условия сбыта продуктов крепостного хозяйства. Но при этом классовая направленность преобразований не исключает их громадной общенациональной значимости. Они вывели Россию на путь ускоренного экономического, политического и культурного развития и вписали имя Петра, инициатора этих преобразований, в плеяду выдающихся государственных деятелей нашей страны. Петр I вовсе не был богочеловеком, которому следует воздвигать алтари во всех российских городах. Просто он был и навсегда останется тем коронованным деятелем России, который действительно заслужил всемирную славу и вечную признательность русских людей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.