Реферат по предмету "История"


Жизнь и время правления Василия Ивановича Шуйского

СОДЕРЖАНИЕ 1. Содержание 2. Введение 3. Первый период . Заговор 4. Во время царствования
5. Временная смута 6. Первые заговоры против Шуйского 7. Внешняя война 8. Смерть брата – Михаила 9. Конец царствования 10. Заключение 11. Список используемой литературы 12. Ссылки Введение. В данном реферате я хотел бы осветить оного из монархов – Василия Ивановича Шуйского. В реферате Шуйский описывается с 1580 года, хотя родился он в 1553 году, и до своей смерти – 12 сентября 1612 года. Правил он государством с 1606 – 1610 год. Жизнь Шуйского и его царствование описывается в нескольких пунктах. В каждой из них будет соответственно описан тот период жизни, который будет указан в оглавлении. Они будут содержать основные мысли и темы из этого реферата. Здесь он представлен как государь, как человек, как военнослужащий и т.д. Василий Шуйский ,как оказалось, был довольно интересным человеком в своей жизни. Это был человек с довольно большой живостью, способным к ведению различных дел и еще с государственной точки зрения он обладал довольно большим количеством сторонников. Хотя с другой стороны по характеру он был человеком старого русского быта, который не особо любил предприимчивость, боялся сделать какой-либо новый шаг, но все же он имел терпение, стойкость и твердость. Шуйский это был человек, которого жизнь уже до его правления неплохо потрепала. Ведь уже в 28 лет он был воеводой, а после смерти Грозного он стал противником Бельского, а потом и Годунова. Это привело к смерти его родственников, которых Борис сослал и приказал убить. Естественно это было сильное потрясение для Василия Шуйского. По ходу реферата будет прослеживаться множество подобных моментов из жизни Василия Шуйского. Первый период. Заговор. Василий Иванович принадлежал к роду князей Шуйских, отрасли великих князей Суздальских и Нижегородских, потомков князя Андрея ІІ Ярославича. По духу и по характеру он в высшей степени олицетворял свойства старого русского быта. В нём видно отсутствие предприимчивости, боязнь всякого нового шага, но в то же время терпение и стойкость. Молодость он свою провёл при Грозном: в 1580 году был дружкою царя на его последней свадьбе, а в 1581 – 1582 годах стоял воеводой с полками на Оке, охраняя границу на случай, если хан пойдёт на Москву. Но крымцы не дерзнули тогда напасть на Россию. В 1584 году, после смерти Грозного, Василий сначала выступил с другими боярами против Богдана Бельского, а потом был противником Бориса Годунова. В 1587 году Борис велел сослать и удавить Ивана Петровича и Андрея Ивановича Шуйских; открытому противостоянию пришел конец – Борис окончательно утвердил свою власть, а Василий Иванович, ставший теперь во главе рода Шуйских, должен был на долгие годы смирить своё честолюбие. В 1591 году он был отправлен в Углич для ведения следствия о загадочной смерти царевича Дмитрия. Следствие подтвердило, что Дмитрий порезался ножом в припадке падучей. Однако и современники, и потомки не без основания подозревали Шуйского в сокрытии истинных причин смерти. Упорно ходили слухи, что царевича убили люди Годунова, а Шуйский сознательно скрыл это, чтобы избежать преследований со стороны мстительного временщика: как бы то ни было, в народе верили, что Шуйский единственный, кто знает правду об угличской трагедии. В 1598 году, после смерти царя Фёдора Ивановича – последнего Рюриковича на русском престоле, - Василий Иванович по знатности своего рода и по близости к пресекшейся династии казался наиболее верным претендентом на трон. К тому же Шуйский, в сравнении с другим знатным боярином князем Федором Ивановичем Мстиславским, отличался большей живостью, способностью к ведению дел, многочисленностью сторонников. Но царем стал Годунов. Он сразу окружил Шуйского множеством шпионов. Не имея явных улик, чтобы обличить его в измене, Борис мучил князя Василия своей подозрительностью, отнял семейное счастье, не позволяя жениться, несколько раз удалял со двора, потом вновь приближал, пытал невинных людей по одному подозрению в сочувствии к опальному роду. Чтобы уцелеть, от Шуйского требовалось немало выдержки и осторожности, но этими качествами он обладал в избытке. В 1604 году, после того как претендент, называвший себя царевичем Дмитрием Ивановичем, появился в русских пределах, Шуйский на Красной площади при большом стечении народа несколько раз заявил о том, что это несомненный самозванец, так как сам он своими руками погребал настоящего царевича в Угличе, Успокоенный этими заверениями Годунов в январе 1605 года послал Шуйского с войском против Дмитрия в помощь раненому князю Мстиславскому. Новый воевода, провожаемый множеством чиновных стольников и стряпчих, нашел войско близ Стародуба в лесах, между засеками, где оно, усиленное новыми дружинами, как бы таилось от неприятеля в бездействии и унынии после предыдущего поражения. Шуйский немедленно двинулся к Севску. Но Дмитрий не хотел ждать их, С 15 ты­сячами он вышел против 70-тысячного царского войска и встретил его в Добры-ничах. Несмотря на огромную разницу в численности армий, претендент смелым ударом рассеял иноземные полки, но ког­да подступил к строю русской пехоты, то был встречен мощным пушечным огнем и дружными залпами. Атака захлебнулась, а затем все сподвижники Дмитрия обра­тились в бегство, и он сам едва спасся от смерти. Шуйский и Мстиславский вполне могли после этой победы завершить вой-чу и вытеснить остатки разбитого войска обратно в Польшу. Но вместо этого они пошли осаждать Рыльск, а когда Борис вы­разил им свое неудовольствие, подступи­ли к Кромам. Осада этого города затяну­лась до весны. В апреле Борис Годунов скоропостижно умер. Царем стал его сын Федор. Новое правительство отозвало Мстиславского и Шуйского в Москву, поскольку их неумение или нежелание ис­требить претендента к этому времени всем стало очевидно. В мае в столицу пришло известие, что все войско присягнуло царевичу Дмитрию. 1 июня приехали послы от него — Наум Плещеев и Гаврила Пушкин и с Лобного места читали грамоту на имя Мстиславс­кого и Шуйскихих. Народ заволновался, но многих удерживало еще сомнение, что ца­ревич ненастоящий. Говорят, что в эту ми­нуту послали за Василием Ивановичем и просили его объявить правду, точно ли он похоронил Дмитрия в Угличе? А Шуйский будто бы отвечал, что царевич спасся от убийц, а вместо него был убит и похоро­нен какой-то попович. Эти слова и реши­ли судьбу Годуновых. Толпа ворвалась в Кремль, Федора стащили с престола и от­правили под стражей в прежний боярс­кий дом Бориса. 10 июня молодой царь и его мать были задушены людьми Дмитрия, Не ожидая приезда нового государя, братья Шуйские вместе с князем Мстис­лавским выехали к нему навстречу. Царе­вич принял их в Туле, поначалу говорил с ними сухо, но потом простил. Знал ли Шуйский, с кем он имеет дело? Надо отдать ему должное — всю жизнь он упорно говорил, что настоящий Дмитрий мертв; и до появления претендента и пос­ле его смерти он утверждал, что это са­мозванец. Лишь однажды (да и то мы не знаем, было ли это на самом деле} он объявил перед народом, что царевич мог уцелеть. Но и тогда разве утверждал он, что человек, объявивший себя Дмитрием, именно он и есть? Как во всех поступках названного Дмитрия видна внутренняя убежденность, что он истинный сын Гроз­ного, так и во всем поведении Шуйского видна такая же убежденность в обратном.
20 июня Дмитрий въехал в Москву, а уже 23-го Шуйского схватили за крамолу. Донесли, что он объявил торговому чело­веку Федору Коневу и какому-то Косте лекарю, что новый царь — самозванец, и поручил им разглашать об этом тайно в народе. Дело, однако, быстро вышло на­ружу, и Дмитрий велел судить Шуйского Земскому собору. По свидетельству на­ших летописей, князь Василий в этих труд­ных обстоятельствах едва ли не впервые в жизни показал, что он способен быть твердым. Он не только не отрекся от своих слов, но и даже под пыткой продолжал повторять, что под личиной Дмитрия скры­вается самозванец. Он не назвал никого из своих соумышленников и был один при­говорен к смертной казни: братьев его лишили только свободы. По некоторым иностранным известиям, Дмитрий сам оспаривал Шуйского и уличал его в кле­вете, причем говорил с таким искусством и умом, что весь собор был приведен в изумление, 25 июня назначено было для исполнения приговора. Шуйский был вы­везен к плахе, уже прочитана была ему сказка, или объявление вины, уже про­стился он с народом, объявив, что умира­ет за правду, за веру и народ христианс­кий, как прискакал гонец с объявлением помилования. Казнь заменена была ему ссылкой в Галицкие пригороды, все име­ние Шуйских отобрали в казну.
Но уже 30 июля, венчаясь на царствие, Дмитрий объявил прощение всем опаль­ным. В числе прочих вернулись и Шуйс­кие, которые, кажется, даже не успели доехать до места ссылки. Им было воз­вращено боярство и все их вотчины. Ут­вердившись в прежней власти, князь Ва­силий Иванович немедленно возобновил и свои интриги. Но теперь он действовал осторожнее и готовил переворот более тщательно. Между тем Дмитрий позволил жениться и ему и князю Мстиславскому. Князь Василий, которому было уже за пятьде­сят, поспешил обручиться с молодой княж­ной Буйносовой-Ростовской. Дело загово­ра также продвигалось вперед. К нему пристали князья Василий Васильевич Го­лицын и Иван Семенович Куракин. Бояре положили между собой прежде всего убить царя, а потом уже решать, кто из них будет править. При этом поклялись, что но­вый царь не должен никому мстить за пре­жние обиды, но по общему совету управ­лять Российским царством. Условившись с знатными заговорщиками, Шуйский стал подбирать других, из народа, успел при­влечь на свою сторону 18-тысячный отряд новгородского и псковского войска, сто­явший возле Москвы и назначенный к по­ходу на Крым. Ночью собрались к князю Василию бояре, купцы, сотники с пятиде­сятниками из полков. Шуйский объявил им о страшной опасности, которая грозит Москве от царя, преданного полякам, пря­мо открылся, что самозванца признали истинным Дмитрием только для того, что­бы освободиться от Годунова, думали, что такой умный и храбрый молодой человек будет защитником православной веры и старых обычаев, но вместо того царь лю­бит только иноземцев, презирает святую веру, оскверняет храмы Божие и, наконец, женится на поганой польке. "Если мы, — продолжал Шуйский, — заранее о себе не помыслим, то еще хуже будет. Я для спа­сений православной веры опять готов на все, лишь бы вы помогли мне усердно: каждый сотник должен объявить своей сотне, что царь самозванец и умышляет зло с поляками; пусть ратные люди сове­туются с гражданами, как промышлять делом о такой беде; если будут все заод­но, то бояться нечего; за нас будет не­сколько сот тысяч, за него — пять тысяч поляков, которые живут не вместе, а в разных местах". Но заговорщики никак не надеялись, что большинство будет за них, поэтому условились по первому набату броситься во дворец с криком: "Поляки бьют госуда­ря!" — окружить Дмитрия, как будто для защиты, и убить его. В ночь с 16 на17 мая 1606 года в Москву вошел отряд, привле­ченный на сторону заговорщиков; он за­нял все 12 ворот и не пускал уже никого ни в Кремль, ни из Кремля, Около четы­рех утра ударили в колокол на Ильинке, у Ильи Пророка, на новгородском дворе, и разом заговорили все колокола московс­кие. Толпы народа хлынули на Красную площадь; там уже сидели на конях бояре и дворяне, числом до двухсот, в полном вооружении. Не дожидаясь, пока соберет­ся много народу, Шуйский в сопровожде­нии одних приближенных въехал в Кремль через Спасские ворота, держа в одной руке крест, в другой меч. Подъехав к Ус­пенскому собору, он сошел с лошади, при­ложился к образу Владимирской Богома­тери и сказал окружавшим: "Во имя Божие идите на злого еретика". Толпы дви­нулись ко дворцу. Дмитрий, узнав в чем дело, перебежал по галерее к каменному дворцу, хотел по подмосткам спуститься на землю, но упал с высоты 15 сажен на двор и сильно разбился. Стрельцы, не бывшие в заговоре, подобрали его, сна­чала не хотели отдавать, но лотом всту­пили в переговоры с восставшими. В то время как страсти все более накалялись, некто Григорий Валуев подскочил к ране­ному и застрелил его. После того как цель заговора была достигнута, Шуйскому потребовалось мно­го сил, чтобы остановить своих разошед­шихся сторонников. Семь часов кряду в городе шла резня. По одним известиям поляков было убито 1200 или 1300 чело­век, а русских — 400, по другим — одних поляков 2135 человек, иные же полага­ют — 1500 поляков и 2000 русских. Во время царствования. Несмотря на то, что восстание было поднято во имя православной веры и Рус­ской земли, в народном сознании оста­лось мнение, что совершилось нечистое дело, Многие в Москве были за Дмитрия, многие взялись за оружие при известии, что поляки бьют царя. Увидев теперь его изуродованный труп, они не могли не ис­пытывать разочарования. Тем временем заговорщики начали думать, как бы с со­гласия всей земли избрать нового госу­даря. Надо было избирать также и патри­арха, так как прежнего патриарха Игна­тия, сторонника Дмитрия, свели с престо­ла в тот же день, 19 мая в 6 часов утра купцы, разно­счики, ремесленники собрались на Крас­ной площади. Бояре, придворные чины и духовенство вышли к народу и предложи­ли избрать патриарха, который должен был стоять во главе временного прави­тельства и разослать грамоты для собра­ния людей из городов. Но на предложе­ние бояр толпа закричала, что царь нуж­нее патриарха, а царем должен быть князь Василий Иванович Шуйский. Никто не ос­мелился возразить толпе, только что по­казавшей свою силу убийством Дмитрия, и Шуйский был даже не избран, а, по удач­ному выражению современника, выкрик­нут на царство. Исполняя обещание, данное товари­щам своим по заговору. Шуйский цело­вал крест в Успенском соборе, что без бо­ярского суда отныне никого не пригово­рит к смерти, что не будет отбирать вот­чины и имущество у родственников пре­ступника, что не будет слушать доносов, а будет управлять страной с общего со­вета бояр. Повсюду разосланы были грамоты с перечислением преступлений уби­того Дмитрия, правда, большей частью ожидаемых, чем совершенных. Писали о его тайных обещаниях королю относитель­но передачи спорных земель, о намере­нии ввести католичество, о желании пе­ребить всех бояр. От имени царицы Мар­фы и Михаила Нагого разослана была осо­бая грамота, в которой те прямо отрека­лись от Дмитрия и объявляли его само­званцем.
1 июня 1606 года Шуйский венчался на царство без малейшей пышности, буд­то человек, вступающий в тайный брак или стыдящийся своего ничтожества. Новый царь был маленький старик, 53-х лет от роду, очень некрасивый, с подслеповаты­ми глазами, начитанный, очень умный и очень скупой. Сразу вслед за тем был воз­веден на престол новый патриарх — быв­ший казанский митрополит Гермоген, из­вестный своим сопротивлением неправославным поступкам Дмитрия.
Первым публичным делом Шуйского после принятия царского сана было пере­везти тело царевича Дмитрия в Москву. За этим телом ездил ростовский митрополит Филарет и с ним двое Нагих — Григорий и Андрей. 3 июня мощи Дмитрия были при­везены и выставлены в Архангельском со­боре. Таким образом царь как бы всена­родно давал понять, что и первый Дмит­рий, и все те, кто явятся за ним (о том, что Дмитрий удалось спастись, говорили в Москве уже на другой день после восстания), — не более, чем самозванцы. Но этой мерой нельзя было уже остановить начинающуюся смуту. Сам Шуйский невольно способствовал ее зарождению. Он сослал в Путивль за преданность Дмитрию князя Григория Петровича Шаховского. Шаховской, приехав в Путивль, собрал жителей и объявил им, что царь Дмитрий жив и скры­вается от врагов. Путивльцы немедленно восстали против Шуйского, их примеру последовали другие северские города. Воевода Черниговский Андрей Телятевский также пристал к ним. Началась волнения в самой Москве. Однажды, идя к обед­не, Василий увидел множество народа у дворца; толпу возбудили известием, что царь будет говорить с народом, Шуйский остановился и. плача от досады, сказал окружавшим его боярам, что им не нужно выдумывать коварных средств, если хотят от него избавиться, что, избрав его царем, могут и низложить его, если он им неуго­ден, и что он оставит престол без сопро­тивления. Потом, отдав им царский посох и шапку, продолжал: "Если так, выбирай­те, кого хотите". Бояре стали уверять, что они верны в своем крестном целовании. "Так наказывайте виновных", — сказал Шуйский. Те уговорили народ разойтись. Пятерых крикунов схватили, высекли кну­том и сослали. Столица на некоторое время успокои­лась, но на Украине события закручива­лись не на шутку. Здесь никогда не было недостатка в удалых и отважных людях. Теперь же их явилось даже с избытком. Войска, собранные под Ельцом, избрали предводителем Истому Пашкова и при­сягнули все до единого стоять за закон­ного царя Дмитрия. В то же время из Польши явился Иван Болотников и объя­вил, что виделся за границей со спасшим­ся Дмитрием и что тот поручил ему воз­главить восстание. Шаховской дал ему начальство над войском. Болотников вскоре доказал, что в нем не ошиблись. С 1300 казаков он пришел под Кромы и наголову разгромил пятитысячный царс­кий отряд. С этого времени его имя ста­ло широко известно и множество ратных людей стали стекаться под его знамена. Грамоты Болотникова произвели мятеж, охвативший Московскую землю подобно пожару. В Веневе, Туле, Кашире, Алек­сине, Калуге, Рузе, Можайске, Орле, Дорогобуже, Зубцове, Ржеве, Старице целовали крест Дмитрию. Дворяне Ляпуно­вы подняли именем Дмитрия всю Рязан­скую землю. Возмутился Владимир со всей землей. Во многих поволжских го­родах и отдаленной Астрахани провозгласили Дмитрия царем. Из крупных го­родов только Казань, Нижний Новгород, Великий Новгород и Псков сохранили верность московскому царю, А из окра­инных городов сильное усердие к Шуйс­кому показал Смоленск. Жители его не любили поляков и не ждали ничего хоро­шего от царя, посаженного ими. Осенью 1606 года Болотников двинул­ся походом на Москву. Города сдавались ему один за другим. 2 декабря он был уже в селе Коломенском. К счастью для Шуй­ского, в армии Болотникова произошел раскол. Дворяне и дети боярские, недо­вольные тем, что холопы и крестьяне хо­тят быть равными им, не видя при том Дмитрия, который мог бы разрешить меж­ду ними споры, стали убеждаться, что Бо­лотников их обманывает, и начали отсту­пать от него. Братья Ляпуновы первые по­дали этому пример, прибыли в Москву и поклонились Шуйскому, хотя терпеть не могли его. Болотников был разбит юным князем Михаилом Васильевичем Скопиным-Шуйским и ушел в Калугу. Избавившись от осады, Шуйский по совету патриарха Гермогена пригласил в Москву бывшего патриарха Иова. Тот при­ехал в феврале 1607 года, простил и раз­решил всех православных христиан от клятвы, наложенной им за нарушение кре­стного целования Борису. Еще прежде гробы с телами Годуновых были переве­зены в Троице-Сергиев монастырь и там погребены. Этими поступками царь хотел примириться с прошлым и тем придать своей власти более законности. Но с на­ступлением лета силы Болотникова опять начали увеличиваться пришедшими каза­ками. Явился новый самозванец, родом муромец, незаконный сын "посадской жен­ки" Илейка, ходивший прежде с бурлака­ми по Волге. Он назвал себя царевичем Петром, небывалым сыном царя Федора Ивановича. Узнав, что войско Петра идет к Калуге, князь Мстиславский, осаждав­ший здесь Болотникова, отступил. Болот­ников пошел к Туле и соединился с Пет­ром. Тогда Шуйский принял меры реши­тельные: разосланы были строгие прика­зы собираться отовсюду служилым людям, монастырские и церковные вотчины дол­жны были также выставить ратников, и таким образом собралось до 100 000 че­ловек, которыми царь решился предводи­тельствовать сам. 5 июня 1607 года на реке Восме он встретил объединенную ар­мию мятежников. Целый день шло упор­ное сражение, и Шуйский одержал побе­ду. По некоторым известиям дело реши­лось тем, что князь Телятевский с 4000 сподвижников перешел на сторону царя. Шаховской, Болотников и царевич Петр отступили в Тулу, а Шуйский начал осаду. Осажденные два раза отправляли гонца в Польшу, к друзьям Мнишека, что­бы те постарались немедленно выслать какого-нибудь Лжедмитрия. Но самозва­нец нашелся сам собой. В начале июня явился в Стародуб по­дозрительный молодой человек, который назвался родственником Нагих и всюду распространял слухи, что Дмитрий жив. Когда же стародубцы подступили к нему с решительными вопросами, он самого себя объявил Дмитрием. Кто был этот Лжедмитрий, неизвестно. Все, кто знаком был с первым Дмитрием, дружно свиде­тельствуют, что второй нисколько не по­ходил на него ни внешностью, ни харак­тером. Это был человек грубый, невеже­ственный, жестокий и хитрый. Все повад­ки изобличали в нем темного авантюрис­та, недаром в народе он получил прозви­ще Вора. Около самозванца быстро стала собираться дружина, над которой он по­ставил начальником пана Маховецкого. Тем временем Шуйский находился под Тулой. Некто Кровков предложил царю за­топить город, запрудив реку Упу. Сначала Шуйский с боярами смеялись над этим предложением, но потом дали волю Кровкову. Тот велел каждому из ратных людей принести по мешку с землей и начал пе­рекрывать реку, В городе начался голод, и Болотников с Петром пошли на перего­воры с царем, соглашаясь сдать город, если Василий обещает им помилование. Шуйский обещал пощаду. 10 октября 1607 года Тула сдалась. Петра повесили немедленно. Болотникова сослали в Кар­гополь и там утопили. Шаховского сосла­ли на Кубенское озеро в глухой монастырь.
Временная смута Шуйский с торжеством возвратился в Москву, хотя знал уже о явлении нового самозванца. Состояние войска не позво­ляло ему продолжить поход. К тому же он хотел воспользоваться передышкой и же­нился на княжне Марье Петровне Буйносовой-Ростовской, с которой обручился еще при жизни Дмитрия. Свадьбу отпраз­дновали 17 января 1608 года. Псковский летописец пишет, что старый царь страс­тно влюбился в свою молодую жену и ради ее прихотей стал пренебрегать государ­ственными делами.
Весной самозванец двинулся на Мос­кву. Гетманом у него уже был известный в Польше авантюрист князь Рожинский, По­вторилось то же, что было прежде с пер­вым Дмитрием и Болотниковым, — город за городом сдавались самозванцу без со­противления, а царские войска, имевшие огромный численный перевес, терпели только поражения. 1 июня войско прибли­зилось к столицей стало лагерем в Туши­но. На этом активные боевые действия прекратились. Шуйский, как видно, боял­ся оставить столицу, население которой находилось в постоянном брожении, и вместе с тем не доверял воеводам, боял­ся поставить все, что имел на карту, из­бегал решительного сражения и держал все войско при себе, В этих обстоятель­ствах царь мог рассчитывать скорее на помощь иноземцев, чем на русских. По­этому он отправил в Новгород своего пле­мянника князя Михаила Скопина-Шуйского, поручив ему вступить в переговоры со шведским королем Карлом IX, давним вра­гом Польши. Но и здесь дела шли крайне медленно. Царь бессилен был остановить смуту. Однако прошло некоторое время, и народ опять обратился к Шуйскому, как к единственной силе, которая могла гаран­тировать хоть какой-то порядок. Первые предвестники этого перелома обозначи­лись уже осенью 1608 года. Так, отделив­шиеся от самозванца поляки Лисовский и Сапега, осадили Троицкий монастырь, но встретили под его стенами ожесточенное сопротивление. Примеру знаменитой Сергиевой обители стали следовать и другие города, сначала робко, но потом все бо­лее увереннее. Этому в немалой степени способствовали бесчинства тушинцев. Многочисленные шайки казаков бродили тогда по всей русской земле и именем Дмитрия творили такие чудовищные пре­ступления, перед которыми бледнели вос­поминания об опричнине Грозного. Преж­де других возвратились под власть Шуйс­кого северные города: Галич, Кострома, Вологда. Белоозеро, Устюжна, Городец, Бежицкий Верх, Кашин. К ним присоединились изгнанием тушинцев, города вступали между собой в переписку, зак­лючали союзы и собирали войска на свой счет. Шуйский чутко уловил эту перемену в общественном сознании и в своих грамо­тах стал обращаться прямо к землям, с увещанием сохранять единство, собирать­ся всем вместе. "А если вскоре не собе­рутся, — писал он, — а станут все врозь жить и сами за себя не станут, то увидят над собою от воров конечное разорение, домам запустение, женам и детям пору­гание; и самим себе будут, и нашей хрис­тианской вере, и своему отечеству пре­датели". Первые заговоры против Шуйского. В Москве положение Шуйского было непрочным. В народе его не любили, но не хотели и менять на кого-нибудь друго­го. Вот почему не увенчались успехом все попытки свергнуть его с престола. Первая такая попытка была сделана еще 17 февраля 1609 года. Заговорщики в числе до 300 человек, во главе с Григорием Сунбуловым, князем Романом Гага­риным и Тимофеем Грязным, обратились к боярам с требованием свергнуть Шуйс­кого. Но бояре не взялись за это дело и разбежались по домам ждать конца пере­ворота. Один только боярин князь Васи­лий Голицын явился на площадь. Заговор­щики кинулись за патриархом в Успенс­кий собор и потребовали, чтобы тот шел на Лобное место. Гермоген не хотел идти, его притащили насильно и поставили на Лобное место. Заговорщики опять стали кричать народу, что Шуйский избран не­законно одними своими потаковниками, без согласия земли, что кровь христианс­кая льется за человека недостойного и ни на что не потребного, глупого, нечестиво­го, пьяницу и блудника. Но вместо одоб­рительных кликов заговорщики услыхали из толпы слова: "Сел он, государь, на цар­ство не сам собою, выбрали его большие бояре и вы, дворяне и служилые люди, пьянства и никакого неистовства мы в нем не знаем; да если бы он, царь, вам и не­угоден был, то нельзя его без больших бояр и всенародного собрания с царства свести". Тогда заговорщики стали кричать;"Шуйский тайно побивает и в воду сажает братию нашу, дворян и детей боярских, жен и детей, и таких побитых две тыся­чи". Патриарх спросил их: "Как же это могло статься, что мы ничего не знаем? В какое время и кто именно погиб?" На это заговорщики ничего не могли ответить вразумительного и стали читать грамоту; "Князя-де Василия Шуйского одной Мос­квой выбрали на царство, а иные города и того не ведают, и князь Василий Шуйс­кий нам на царстве не люб и для него кровь льется, и земля не умирится: чтоб вам выбрать на его место другого царя?" Патриарх отвечал: "До сих пор Москве ни Новгород, ни Казань, ни Астрахань, ни Псков и ни которые города не указывали, а указывала Москва всем городам; и что кровь льется, то это делается по воле Бо­жьей, а не по хотению вашего царя". Ска­зав это, Гермоген отправился домой. За­говорщики, не нашедшие ни у кого под­держки, не могли его удержать. Они с кри­ками и руганью бросились во дворец, но Шуйский не испугался, он вышел к ним и с твердостью спросил: "Зачем вы, клятвопреступники, ворвались ко мне с такой наглостью? Если хотите убить меня, то я готов, но свести меня с престола без бояр и всей земли вы не можете". Заговорщи­ки, видя везде неудачу, бежали в Тушино, к Вору. События возле Москвы. Весной в Москве кончился хлеб. Но­вый из-за осады подвезти было невозмож­но. Продукты вздорожали, от чего броже­ние в столице еще усилилось. По свиде­тельству современников, дети боярские, а также черные люди приходили к царю с криком и воплем, говоря: до чего доси­димся? Хлеб дорожает, а промыслов ни­каких нет! Чтобы сбить цены, Шуйский убедил Троицкого келаря Аврамия Палицына пу­стить в продажу по два рубля хлеб из бо­гатых житниц его монастыря, находивших­ся в Москве. Понижение цены на хлеб не­сколько успокоило народ. К тому же как раз в это время Михаил Сяопин-Шуйский с новгородским ополчением и большим шведским отрядом генерала Делагарди выступил на помощь Москве, Одновремен­но вверх по Волге по направлению к Мос­кве двинулся из Астрахани боярин Федор Шереметьев. Судьба самозванца должна была вот-вот решиться, но перед Васили­ем вставали уже новые проблемы. В сентябре 1609 года польское войс­ко под командованием короля Сигизмунда осадило Смоленск. К внутренней сму­те прибавилась война внешняя. Понача­лу, правда, это более отразилось на по­ложении самозванца. Король прислал в Ту­шино строгое повеление ко всему польско­му рыцарству идти к нему на помощь. Вож­ди тушинских поляков долго были в нере­шительности, как им поступить. С само­званцем перестали считаться, в глаза че­стили его мошенником и обманщиком. В декабре самозванец тайком уехал в Калу­гу. После этого часть тушинцев поехала за ним, другие явились в Москву с повин­ной. В январе 1610 года Скопин отбросил Сапегу от Троицкого монастыря, а в мар­те Рожинский поджег Тушинский лагерь и поехал с оставшимися людьми к Сигизмунду. Так Москва освободилась от Тушина. 12 марта Скопин и Делагарди торже­ственно въехали в столицу. Шуйский встретил племянника с радостными сле­зами, хотя прежде их не раз старались поссорить.
Смерть брата – Михаила. Сам Василий не имел детей, но зато имел двоих братьев. Старший после него — Дмитрий — считал себя наслед­ником престола. Однако народной любо­вью из всего рода Шуйских пользовался лишь Михаил Скопин-Шуйский. Русские люди в нем одном видели спасение госу­дарства, на него лишь возлагали свои на­дежды и не чаяли для Василия другого на­следника. По свидетельству современни­ков, это был красивый молодой человек, обнаруживавший светлый ум, зрелость суждений не по летам, в деле ратном ис­кусный, храбрый и вместе с тем осторож­ный, ловкий в обхождении с иноземцами. Еще до приезда в Москву Ляпунов попро­бовал провозгласить его царем, но князь Михаил с негодованием отказался. После этого князь Дмитрий Шуйский всеми си­лами старался оговорить Сколина перед братом. Но Василий или был уверен в скромности племянника, не считая его со­перником себе, или, побуждаемый благо­разумием, не начинал вражды с любим­цем народа, сердился на брата за докуч­ливые наветы и даже, говорят, однажды прогнал его от себя палкой. В самом деле, любимый и почитаемый народом племян­ник должен был поддержать его на шат­ком троне. Но и в этом, как и во многом другом, Шуйскому суждена была неудача. 23 апреля, на крестинах у князя Ивана Ми­хайловича Воротынского, князь Скопин занемог кровотечением из носа и после двухнедельной болезни умер. Пошел все­общий слух о том, что его отравили, на­зывали даже и отравительницу — княги­ню Екатерину Шуйскую, жену князя Дмит­рия. Даже если обвинения были неспра­ведливы, смерть Скопина стала тяжелым и решительным ударом для Шуйского. И прежде в нем видели царя несчастного, Богом не благословленного; но Скопин примирил царя с народом, дав последне­му твердую надежду на лучшее будущее. И вот этого примирителя более не было, и, что хуже всего, шла молва, будто сам царь из зависти и злобы лишил себя и все царство крепкой опоры.
Конец царствования. Приутихшая было смута поднялась с новой силой. Прокопий Ляпунов поднял против Василия всю Рязанскую землю. 24 июня князь Дмитрий Шуйский, шедший с войском на помощь Смоленску, был на­голову разбит гетманом Жолкевским у Клу-шина. Самозванец, укрепивши в Калуге свою армию, вновь двинулся на Москву, взял Серпухов, Каширу и 11 июля встал у села Коломенского. Прокопий Ляпунов писал брату Захару в Москву, что более нельзя терпеть Шуй­ского на троне, необходимо низложить его. Захар вместе с князем Василием Голицы­ным стал сноситься с полководцами са­мозванца. Условились, что москвичи сведут Шуйского с царства, а тушинцы от­ступятся от своего Вора. 17 июля Ляпу­нов с товарищами и большой толпой вор­вался во дворец и стал говорить Шуйско­му: "Долго ли за тебя будет литься кровь христианская? Земля опустела, ничего доброго не делается в твое правление, сжалься над гибелью нашей, положи по­сох царский, а уж мы о себе как-нибудь промыслим". Шуйский отвечал: "Смел ты мне вымол­вить это, когда бояре мне ничего такого не говорят" — и выхватил нож. Ляпунов, раз­досадованный этим противодействием, хотел, кажется, ударить царя, но другие не дали ему этого сделать. Оставив Василия, Ляпунов отправился на Красную площадь, где уже собирался народ. Решено было идти к Серпуховским воротам, где больше места, и здесь решать всем народом, что дальше делать. После долгих речей бояре и всякие люди приговорили: бить челом го­сударю Василию Ивановичу, чтоб он, госу­дарь, царство оставил для того, что кровь многая льется, а в народе говорят, что он, государь, несчастлив и горд и города ук­раинские, которые отступили к Вору, его, государя, на царство не хотят. В народе сопротивления не было. Со­противлялись немногие бояре, но недолго, сопротивлялся патриарх, но его не послу­шали. Во дворец отправился царский сво­як, князь Воротынский, и объявил Шуйс­кому приговор собора; "Вся земля бьет тебе челом; оставь свое государство ради междоусобной брани, затем, что тебя не любят и служить тебе не хотят". На эту просьбу, объявленную от имени всего мос­ковского народа, Василий должен был со­гласиться. Он положил царский посох и немедленно выехал из Кремля вместе с женой в свой прежний боярский дом, Однако на другой день оказалось, что тущинцы обманули и не отступились от самозванца. Узнав об этом, Шуйский вос­прянул духом и послал денег московским стрельцам, надеясь, что те опять возве­дут его на престол. Патриарх также требовал, чтобы Шуйский вернулся во дворец. Но Ляпунов и другие зачинщики не могли согласиться на это. 19 июля Ляпу­нов с четырьмя товарищами и монахами Чудова монастыря пришел в дом Шуйско­го и объявил, что для успокоения народа тот должен постричься. Шуйский наотрез отказался. Тогда пострижение соверши­ли насильно. Старика держали во время обряда за руки, а князь Тюфякин произ­носил вместо него монашеские обеты, сам же Шуйский не переставал повторять, что не хочет пострижения. Пострижение это, как насильственное, не могло иметь никакого значения, и пат­риарх не признал его: он называл монахом князя Тюфякина, а не Шуйского, Несмотря на то, невольного постриженника свезли в Чудов монастырь, постригли также и жену его, а братьев посадили под стражу. Свергнув Шуйского, боярская дума за­вязала переговоры с гетманом Жолкевским и в конце концов должна была согла­ситься на избрание русским царем коро­левича Владислава. Жолкевский распоря­дился и насчет Шуйского, По настоянию гетмана его отправили в Иосифов Воло­коламский монастырь, а братьев его — в Белую. Царицу Марию заключили в Суз­дальском Покровском монастыре. Обоим дозволено было ходить в мирском платье. В конце октября гетман выехал из Мос­квы, взяв с собою по просьбе бояр Васи­лия и его семью. 30 октября он торже­ственно въехал в королевский лагерь под Смоленском, В тот же день Жолкевский представил Сигизмунду Василия и его братьев. Говорят, что, когда от Шуйского требовали, чтобы он поклонился королю, он отвечал: "Нельзя Московскому и всея Руси государю кланяться королю: правед­ными судьбами Божьими приведен я в плен не вашими руками, но выдан мос­ковскими изменниками, своими рабами". В октябре 1611 года, по взятии Смо­ленска, королю устроили почетный въезд в Варшаву. Во главе русских пленников везли и пленного царя. Когда всех троих Шуйских поставили перед королем, Ва­силий дотронулся рукой до земли и по­целовал эту руку. Потом Шуйский был до­пущен к руке короля. Было это зрелище великое, удивительное и жалость произ­водящее, говорят современники. Хотя Юрий Мнишек требовал суда над Шуйс­ким за убийство Дмитрия, сейм отнесся к нему с состраданием. По велению Сигизмунда всех троих братьев заключили в Гостынском замке под Варшавой. Со­держание им определили нескудное, как это видно из списка вещей и одежд, ос­тавшихся после смерти Василия. Похо­ронили его неподалеку от места заклю­чения. В 1635 году прах Шуйского был перевезен в Москву и погребен в Архан­гельском соборе. Современники и потомки не жаловали Шуйского, нет числа обвинениям, которые возводились на него при жизни и после смерти. Между тем нельзя не признать, что в его жизни было немало моментов, когда он проявлял истинную мудрость, му­жество и даже величие души. Несчастная судьба его достойна не столько порица­ния, сколько жалости и сострадания.
Заключение. Из всего выше изложенного можно сделать заключение, что Василий Иванович Шуйский за время своего недолгого правления ничего сильно выделявшегося не сделал. Как уже было упомянуто: «не особо любил предприимчивость, боялся сделать какой-либо новый шаг». По этому принципу он и провел свои четыре года правления всея Руси. Мне кажется ,что царь должен обладать таким качеством, как решительность в сложной ситуации, но Василий Шуйский не обладал данным качеством, что не позволило ему выделиться и продолжать управлять государством в более длительном сроке. Хотя кто знает, что было бы сейчас не будь он таким человеком…
Список используемой литературы: Валишевский К. «Смутное время» М., 1993г. Ключевский В.О. «Курс русской истории». М., 1989г. Лев Диакон. «История». М., 1988г. Соловьев С.М. «История России с древнейших времен». – Соч. в 18 кн. М.,1988 – 1995. Рыжов к. «Все монархи России (600 кратких жизнеописаний)». – М.: Вече, 2003. – 576 л., илл. Ссылки: Все цитаты находятся в «Все монархи России» на 133 – 140 стр.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ бухгалтерской отч тности
Реферат Араратян, Арташес Левонович
Реферат Ипотечное жилищное кредитование как способ улучшения жилищных условий
Реферат Анализ основных показателей деятельности предприятия на примере ко
Реферат Історія походження драми та її розвиток
Реферат Проблемы защиты авторского права в сфере web-журналистики Рунета
Реферат Анализ СООО Украина
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 2
Реферат Анализ эффективности использования материальных ресурсов 2
Реферат Анализ бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках
Реферат Анализ деятельности коммерческого банка на примере ОАО Газпромбанк
Реферат Аналіз фінансового стану підприемства
Реферат Анализ финансовой отчетности по предприятию ОАО Родинский сырзавод
Реферат Анализ финансового состояния организации по данным финансовой отчетности
Реферат Анализ себестоимости продукции предприятия и резервы ее снижения 2