Реферат по предмету "История"


Декабристы Смоленщины

Содержание Введение Кружок «смоленских вольнодумцев» Вслед за Радищевым Декабрист Пестель П. Т. Каховский
Имение И. Д. Якушкина Три года учения будущего декабриста Родина Ф. Н. Глинки В. К. Кюхельбекер в Закупе Декабрист П. П. Пасек Дом, где жил Н. В. Басаргин Заключение Список литературы
Введение Декабризм как историческое явление чрезвычайно многогранен. Он включает в себя идеологию дворянских революционеров, оказавшую значительное влияние на общественное сознание передовой России первой половины XIX века. Родоначальники идейно осознанной и организованной политической борьбы против самодержавия и крепостного права, декабристы навечно вошли в историю России. Исторические и социально-политические закономерности выступления декабристов ни в коем случае не должны затушевывать исключительность, своеобразие их движения в целом, ту печать избранничества, которая легла на их судьбы. Нельзя забывать о том, что с протестом против крепостничества, феодальных институтов и произвола самодержавия выступила небольшая часть передового дворянства. В целом же русское дворянство осталось крепостнически настроенным и верным престолу консервативным сословием. Великая заслуга декабристов заключалась в том, что они смогли подняться выше своих классовых интересов, презреть сословные привилегии и пойти сознательно на явную гибель, во имя высоких и благородных идеалов. Русская культура, в самом широком смысле этого понятия, не только была нравственной и духовной почвой для декабристов, но она непосредственно воплощалась в них и ими была возведена на новую ступень. Репутация образованнейших людей своего времени, закрепленная за декабристами, не легенда и не поздний приговор потомков. Эта репутация сложилась при них и была естественным началом того авторитета и влияния, которыми они обладали среди своих современников. Многие из декабристов учились в Московском и Петербургском университетах, Царскосельском лицее – лучших учебных заведениях того времени, в чьих стенах царил дух вольномыслия; слушали частные курсы у передовых профессоров. С историей декабристского движения неразрывно связаны имена Пушкина и Грибоедова, среди самих декабристов было немало известных писателей, поэтов, ученых, художников (К.Ф.Рылеев, А.И.Одоевский, А.А.Бестужев-Марлинский, Н.А.Бестужев, Ф.П.Толстой). Кружок «смоленских вольнодумцев» Крестьянское движение в крепостную эпоху было раздробленным, стихийным Крестьяне не могли взять дело своего освобождения в собственные руки, так как у них не было программы борьбы, четкого представления о целях движения, о средствах, кото­рые могут привести к достижению этих целей.
Кружок «смоленских вольнодумцев» Первыми на сознательную борьбу против крепостного строя выступили лучшие люди из дворян - декабристы. Они выдвинули идею революционного преобразования общества, разраба­тывали программу этого преобразования и создали организацию, которая возглавила борьбу за претво­рение ее в жизнь. С декабристов В. И. Ленин начи­нает периодизацию революционного движения в Рос­сии. Но у декабристов были предшественники. К революции призывал великий русский писатель и мыслитель А.Н. Радищев. У него имелись единомышленники и последователи, в частности и в Смоленской губернии. Памятным местом деятельности последователей Радищева, предшественников декабристов, является бывшее сельцо Смоленичи. Сельцо находилось в нескольких километрах от поселка Монастырщина, на проселочном тракте из Красного в Мстиславль, возле речки Руфы. По тра­диции крепостной эпохи пригосподеком доме строилось всего несколько изб для челяди. Такие неболь­шие населенные пункты и относились к категории «сельцо». С ликвидацией дворянских гнезд они ис­чезли. Судьбу подобных поселений разделило и сель­цо Смоленичи, хотя оно сыграло заметную роль в истории освободительного движения.[1] В конце XVIII века Смоленичи принадлежали Александру Михайловичу Коховскому –представителю дворянского рода Каховских, давшего несколько участников революционного движения в России, в том числе декабриста П.Г. Коховского. Подпол­ковник А. М Каховский, офицер штаба Суворова, уволенный со службы Павлом I, поселился в Смоленичах, организовал кружок офицеров и отчасти гражданских лиц, недовольных политикой царя-са­модура и мечтавших об ограничении самодержавия. Больше всего «вольнодумцев» было в Петербургском драгунском и Московском гренадерском полках. В Смоленичах вокруг А. М. Каховского образова­лось руководящее ядро из отставных офицеров, которое насчитывало 8—10 человек. А всего в кружке «смоленских вольнодумцев» было до 30 че­ловек. Члены смоленского офицерского кружка изучали просветительскую философию Франции — страны, которая в 1789—1794 годах пережила одну из самых крупных буржуазных революций в мировой истории, до сих пор называемую в литературе Великой. Голь­бах, Монтескье и Гельвеции были у них в числе предпочитаемых авторов. Знали члены кружка и произведения А. Н. Радищева. Академик М. В. Нечкина считает «смоленское гнездо Каховских бук­вально центром научного характера». Судя по опи­сям утраченного в 1812 году имущества, имение располагало богатейшей библиотекой и кабинетом, оснащенным современными физическими и химическими приборами,— настоящей научной лаборатори­ей. Называя кружок А. М. Каховского «особенно замечательным в предыстории декабризма», М. В. Нечкина подчеркивает, что он был «охвачен патриотическими настроениями и глубоко обеспо­коен судьбами России, политическое преобразование которой считал очередным вопросом. В нем были сильны республиканские симпатии. Участники организации разрабатывали планы цареубийства и, по-видимому, готовились к открытому выступлению». «В идеологии кружка были ярко выражены требо­вание равенства граждан, протест против сословного строя и резко антицерковное, пожалуй, даже атеи­стическое мировоззрение»[2]. Члены кружка собирались активно действовать, что видно из переписки между ними и из бесед. П. С. Дехтерев писал П В. Киндякову: «Что мы живем в одной губернии? На что у нас ружья, на что у нас пушки?» Когда на одном из собраний в Смоленичах прочитали «Смерть Цезаря» Вольтера, А. М. Каховский воскликнул: «Если б этак нашего!», признав себя тем самым сторонником цареубийства. Один из присутствовавших сказал, что он готов убить Павла I, а Каховский заявил, что он не пожа­лел бы своего имения на осуществление этого акта. Показательно, что девизом тайного кружка служили слова Вольтера: «Брут, ты спишь, а Рим в око­вах» — и призыв: «На государя!» Смоленичи были центром распространения поли­тических карикатур на Павла I, стихотворений и пе­сенок, высмеивающих царя. Члены кружка выезжа­ли в другие города, где размещались воинские части (Поречье, Велиж, Дорогобуж, Торопец), и там про­должали эту работу. Один из «смоленских вольно­думцев» привез в Велиж дворового-шута, похожего на Павла I, и, одев его в «царские одежды», пока­зывал на обедах и вечеринках, в кабаках и даже на разводах полка.
Существование кружка «смоленских вольнодумцев» — заметный факт в истории освободительного движения. Деятельность их показывает, что тирано­борческие идеи, высказанные А. Н. Радищевым в его «Путешествии из Петербурга в Москву», овла­девали умами передовых людей конца XVIII века. Распространение этих идей было связано с процес­сом разложения крепостного строя и формирования капиталистического уклада, с усилением массового крестьянского движения. Назревала и становилась все более явной потребность общественного разви­тия России — ликвидация крепостного строя и са­модержавия. Все это создавало ту среду, в кото­рой началось вскоре формирование идеологии первого поколения революционеров в России — де­кабристов. Вслед за Радищевым Через десять месяцев после ссылки Радищева в Сибирь, в 1791 году, П. И. Челищев совершил на собственные средства путешествие по северу евро­пейской части России — в Олонецкую, Архангель­скую, Вологодскую и Новгородскую губернии. Он вел путевые дневники, которые содержали обширные статистические, экономические и этнографические сведения. Вместе с тем в дневниках имелись выска­зывания в защиту крестьянства от произвола вла­стей и критика самодержавно-крепостнического строя. Вот почему П. И. Челищеву не удалось при жизни издать свои дневники; они были опубликова­ны только в 1886 году под названием «Путешествие по Северу России в 1791 году»[3]. Готовя дневники к печати, П. И. Челищев .был осторожен: он стремился усыпить бдительность изда­телей якобы беспристрастным описанием селений с указанием числа каменных и деревянных домов в них, церквей и часовен, промыслов и торговли, лес­ных богатств. Но за всем этим —i страстный призыв к развитию производительных сил края, к измене­нию существующих в стране порядков. С негодова­нием пишет Челищев о представителях царской администрации—«беспечных тунеядцах»: «Скажите мне, раскормленные питомцы роскошью и праздно­стью, как можете вы пышными знаками почестей украшаться монархов ваших, их обременять неумол-кающими и усильными требованиями то чинов, то знаков, то денег, то вотчин, когда под игом вашего нерачения загнанная истина молчит, невинность стонет, все степени страждут, никто не находит своего права .».
Декабрист Пестель Павел Иванович Пестель (1793—1826) принадле­жит к наиболее выдающимся деятелям дворянского этапа революционного движения в России. Одним из первых, еще в 1816 году, вступил он в первое тайное общество дворянских революционеров — Союз спа-, сения — и был основным автором устава этой орга­низации. В 1818 году П. И. Пестель организовал на Украине, в Тульчине, где он служил во 2-й армии, управу Союза благоденствия. Он первым из дека­бристов высказал мысль об установлении в России республиканского строя. По его докладу совещание Союза благоденствия, состоявшееся в 1820 году в Петербурге на квартире Ф. Н. Глинки, единогласно отдало предпочтение республике. П. И. Пестель, та­ким образом, является родоначальником республи­канской традиции российского революционного дви­жения. Он был создателем и бессменным руководи­телем Южного общества декабристов.[4] С 1821 года Павел Иванович начал подготовку обширного проекта социально-экономических и поли-тичеаких преобразований в России. (Позже он назвал этот документ «Русской правдой».) Это был самый прогрессивный среди всех программных документов («Конституция» Никиты Муравьева, «Манифест к русскому народу», написанный накануне восстания 14 декабря 1825 года), разработанных декабриста­ми. П. И. Пестель выступал сторонником немедлен­ного освобождения крепостных крестьян с землей, ограничения помещичьего землевладения и создания двух земельных фондов: общественного и частного. Он требовал ликвидации сословных привилегий и предоставления политических прав всем мужчинам с 20 лет. П. И. Пестель был арестован в Тульчине 13 де­кабря 1825 года, накануне восстания декабристов, и вместе с П. Г. Каховским, М. П. Бестужевым-Рюми­ным, С. И. Муравьевым-Апостолом, К. Ф. Рылеевым 13 июля 1826 года казнен. Исследователи считают пребывание П. И. Пестеля в Васильеве важным этапом в разработке им прог­раммы дворянских революционеров. Академик М. В. Нечкина пишет об интенсивной работе руково­дителя и идеолога Южного общества над «Русской правдой» во время пребывания его в Петербурге. Потом работа над второй редакцией этого програм­много документа «продолжалась в Васильеве, куда он заезжал на обратном пути, а также на юге, куда он вернулся на службу, после отпуска»8. В' настоящее время деревня Васильево входит в совхоз «Соболевский». Ее жители хранят предания о пребывании здесь П. И. Пестеля. Сохранилась часть парка, в котором долгое время стоял господ­ский дом. Вскоре после Великой Отечественной вой­ны дом пришел в полную ветхость и был разобран. Старожилы помнят беседку под кронами лип, где, по преданиям, любил отдыхать П. И. Пестель. В 1968 году в деревне Васильево в память о пре­бывании здесь П. И. Пестеля установлен памятный знак. Он сложен из кирпича и оштукатурен. На ли­цевой стороне знака укреплена мемориальная доска из темно-розового мрамора, текст которой гласит: «Во время своей поездки из Тульчина в Петербург для переговоров с Северным обществом жил в Ва­сильеве—имении родителей —в 1824 году (с 25 фев­раля до начала марта и с 6 мая до 18 июля) руко­водитель Южного общества декабристов, автор программы «Русская правда» Павел Иванович Пестель».
П. Т. Каховский Петр Григорьевич Каховский (1797—1826) в члены Северного общества декабристов был принят в начале 1825 года К- Ф. Рылеевым. П. Г. Кахов­ский активно участвовал в подготовке восстания; в «Алфавите декабристов» сказано, что он «на сове­щаниях пред возмущением 14-го декабря предлагал действовать решительно и занять дворец ночью и вообще являлся неистовым и кровожадным, твердил членам, что священных особ царствующего дома на­добно истребить всех вдруг, чтобы менее было заме­шательств». В день восстания утром П. Г. Каховский побывал в гвардейском экипаже, где «возмущал нижних чинов, оттуда явясь на площадь, присоеди­нился к Московскому полку»10. Вел себя твердо и решительно: убил петербургского генерала-губернато­ра Милорадовича и смертельно ранил полковника Стюрлера, которые пытались уговорить восставших разойтись. Суд вынес Каховскому самый суровый приговор, и он был казнен в Петропавловской кре­пости вместе с П. И. Пестелем, С. И. Муравьевым-Апостолом, М. П. Бестужевым-Рюминым и К. Ф. Ры­леевым. П. Г. Каховский—смолянин. Он родился в Смо­ленском уезде, где его родителям принадлежали: отцу — село Преображенское, сельцо Устье и дерев­ня Заболотье, матери — сельцо Старинка, деревни Старинка, Старая Старина и Новая Старина. В ка­кой из этих деревень родился будущий декабрист, неустановлено. Известно, однако, что еще до Оте­чественной войны 1812 года в руках П. Г. Каховского и его брата Никанора оказалось маленькое сель­цо Тифенокое (Тихвинка), расположенное на речке Ясеной, по дороге из Смоленска на Рославль. В этом сельце было 4 двора, 153 десятины пашни, 5 деся­тин сенокоса, 36 десятин дровяного леса. Здесь же находился и господский деревянный дом с плодо­вым садом и с дачами по обеим сторонам дороги11.
П. Г. Каховский воспитывался в Московском уни­верситетском пансионе. В 1816 году вступил в лейб-гвардии егерский полк юнкером, дослужился до воинского звания поручик. Находясь в отпуске с 22 декабря 1819 года, Петр Григорьевич три месяца жил в Смоленске. 21 апре­ля 1821 года он получил отставку и вновь некоторое время жил в своем имении 12. Но остаться в деревне совсем не мог, так 'как имение, состоявшее всего из 13 душ, было окончательно расстроено.
В 1823—1824 годах П. Г. Каховский ездил за границу. В поисках, куда приложить силы, он наме­ревался поехать в Грецию, чтобы принять участие в борьбе за освобождение ее народа. С этим настрое­нием он и прибыл в Петербург. В столице сблизился с поэтом-декабристом К, Ф. Рылеевым, которого давно знал.[5] Между К. Ф. Рылеевым и П. Г, Каховским уста­новились дружеские отношения. Они часто беседова­ли о положении России и путях преобразования ее общественного строя. Принятый Рылеевым в тайное общество дворянских революционеров, П. Г. Кахов­ский с жаром взялся за дело и, как уже сказано, активно участвовал в восстании 14 декабря. После Великой Отечественной войны поселок Тихвинка застроен новыми зданиями, преимущест­венно одноэтажными. Невдалеке от него, по правую сторону дороги Смоленск — Рославль, расположен аэропорт. Строений начала XIX века в Тихвинке нет.
Имение И. Д. Якушкина Проезжая по шоссе Москва — Смоленск мимо авто­бусных остановок Зимница и Истомино, наш совре­менник вряд ли задержит на них свое внимание. А между тем это интересные в историческом отно­шении места. Обе деревни вместе с деревнями Жу­кове и Арефино в первой четверти XIX века принад­лежали декабристу И. Д. Якушкину, который здесь, в своем имении, пытался осуществить прогрессивные замыслы дворянских революционеров. Иван Дмитриевич Якушкин (1793—1857) в исто­рии движения декабристов занимает своеобразное и очень видное место. Он один из шести учредителей первой тайной организации декабристов — Союза спасения. Когда в Союзе спасения был поставлен вопрос о цареубийстве, Якушкин предложил себя в исполнители этого акта; он решил «пожертвовать собой, дабы спасти Россию»[6]. И. Д. Якушкин был деятельным членом второй декабристской организации — Союза благоденствия. По ее поручению в конце 1820 года он ездил на юг, в Тульчин, где во 2-й армии находилась большая группа дворянских революционеров во главе с П. И. Пестелем, для подготовки съезда декабристов. Там он встретился с П. И. Пестелем и А. С. Пушки­ным, на которого произвел очень хорошее впечатле­ние. Позже И. Д. Якушкину было поручено создать Смоленскую управу тайного общества. И. Д. Якушкин пользовался репутацией честного, прямого, мужественного и благородного человека. В полной мере проявилось это во время следствия по делу декабристов. В ответ на вопросы следовате­лей Якушкин говорил лишь о себе, фамилий друзей не называл, ссылаясь на то, что, вступая в общество, дал клятву никого не выдавать. Это взбесило Нико­лая II, который принимал личное участие в допро­сах, и царь приказал «заковать его так, чтобы он пошевелиться не мог». По характеру «преступлений» И. Д. Якушкин был отнесен к первому разряду «го­сударственных преступников» и приговорен к смерт­ной казни, которая была заменена двадцатью года­ми каторги с последующим поселением в Сибири. Некоторое время И. Д. Якушкин служил в ар­мии, в период Отечественной войны 1812 года участ­вовал в боях на Бородинбком поле и под Малоярос­лавцем, был в заграничном походе. На следствии Якушкин показал^ «Пребывание во время похода за границей, вероятно, в первый раз обратило внимание мое на состав общественный в России и заставило видеть в нем недостатки. По возвращении из-за гра­ницы крепостное состояние людей представилось мне, как единственная преграда сближению всех сословий и вместе с тем общественному образованию в России». По-видимому, И. Д. Якушкин был в Жукове в 1814 году, корда во время службы\в армии получил двухмесячный отпуск: В 4816 году по пути к новому месту службы он заергал в ёвоё: имение и объявил дяде-опекуну, что зкёлает освободить своих крестьян;" дядя подумал, что племянник сошел с ума. В сле­дующем году Д. Якушкин вышел в отставку, а через два гада поселился в Жукове. И. Д.- Якушкин принадлежал к тем дворянским революционерам, которые свои передовые взгляды пытались осуществить на практике. Первым его рас­поряжением, ,как только он стал сам хозяйничать в имении, господская запашка была уменьшена вдвое, а вместе с этим, естественно, сократилась барщина. Многие поборы, отяготительные для крестьян, были отменены. Молодой барин всех крестьян и «во вся­кий час допускал до себя и по возможности удовлет­ворял их требования», отучил кланяться ему в ноги, снимать перед ним шапки, если сам он стоял в шля­пе, ввел крестьянский общественный суд, организо­вал обучение мальчиков. А затем И. Д. Якушкин решил освободить своих крестьян от крепостной зависимости* Он предпола­гал передать им безвозмездно землю, находившуюся под их усадьбами, огородами и выгоном (по. 9 деся­тин на каждую деревню), все крестьянские строения, имущество и скот. Всю остальную землю декабрист решил оставить за собой, предоставляя крестьянам право арендовать ее «сколько им будет потребно». Прежде чем отправиться в Петербург по этому делу, И. Д. Якушкин сообщил крестьянам о своих намерениях, «собрал их и долго с ними толковал». По рассказу самого декабриста, крестьяне, внима­тельно его выслушав, спросили: «Земля, которою мы теперь владеем, будет принадлежать нам или нет?» Узнав, что их предполагается освободить без земли, крестьяне сказали: «Ну так, батюшка, оставайся все по-старому: мы ваши, а земля наша». Вскоре Якуш­кин и сам «убедился, что освобождать крестьян, не предоставив в их владение достаточного количества земли, было бы только вполовину обеспечить их не­зависимость»16. Проект И. Д. Якушкина не был осу­ществлен. 1820 год в Смоленской губернии был неурожай­ным. Крестьяне ели сосновую кору, умирали с голо­ду. Земля оставалась незасеянной, и бедствие могло повториться в следующем году. И. Д. Якушкин вместе с декабристами М. Н. Муравьевым и И. А. Фонвизиным организовал сбор пожертвований. Собрав довольно значительную сумму, они направи­лись в Рославль (положение в Рославльском уезде было особенно тяжелым); раздавая на постоялом дворе медяки, разузнали, какие деревни наиболее бедствуют, купили хлеб и накормили голодающих. На каторге и в сибирской ссылке И. Д. Якушкин мужественно переносил лишения. Живя в Ялуторов­ске, он организовал там школу, в которой по ланка­стерской системе взаимного обучения (учитель обу­чает группу наиболее способных учащихся, а те пе­редают знания остальным) получили начальное образование 531 мальчик и 191 девочка17. В сибир­ской ссылке И. Д. Якушкин интересовался матема­тикой, естественными науками, историей, литерату­рой, философией и публицистикой. Написанные им «Записки» являются ценным источником по истории движения декабристов. В 1856 году И. Д. Якушкин, как и другие остав­шиеся в живых декабристы, получил амнистию и поселился в имении Новинки Тверской губернии, принадлежавшем его другу И. Н. Толстому. В сле­дующем году декабрист умер и был похоронен в Москве на Пятницком кладбище, близ могилы из­вестного историка Т. Н. Грановского.
Деревни, входившие в имение И. Д. Якушкина, существуют и в настоящее время. Жуково входит в состав Городищенского сельского Совета, Арефи-но — Никулинского, Истомине и Зимница — Издещ-ковского сельсоветов. Построек начала XIX века в них не сохранилось.
Три года учения будущего декабриста
В начале XIX века Казулино принадлежало род­ственникам Якушкиных Лыкошиным. Якушкины и Лыкошины часто бывали друг у друга. Сверстник будущего декабриста В. И. Лыкошин вспоминал: «Мать моя была очень дружна с двоюродной сест­рою своею Прасковьей Филагриевной Якушкиной, и, когда муж ее заболел и умер у нас в доме, она оста­валась года три с детьми своими у нас, так как имение их было совершенно расстроено. Две дочери и сын ее были одних с нами лет, и мы жили и учи­лись как в одной семье»18. Таким образом, И. Д. Якушкин в течение -почти трех лет рос и воспи­тывался в Казулине. В настоящее время деревня Казулино является центром сельсовета и центральной усадьбой совхоза «Ольховский». Построек начала XIX века здесь не сохранилось. Село Хмелита хорошо известно, сохранившимися здесь архитектурными памятниками XVIII—XIX ве­ков. Это дом и флигель первой половины XVIII ве­ка, церковь Казанской богоматери (1767), старин­ный парк, две служебные постройки конца XIX века. Ценность памятников Хмелиты во много раз возрастает в связи с тем, что они связаны с русским освободительным движением конца XVIII —начала XIX века. Хмелита принадлежала тогда дяде вы­дающегося русского поэта, драматурга и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова. Здесь будущий автор бессмертной комедии «Горе от ума» проводил летнее время с матерью Настасьей Федоровной и сестрой Марией. Хмелита была местом встреч А. С. Грибоедова с его родственником, впоследствии декабристом И. Д. Якушкиным. Имение Якушкиных находилось недалеко от Хмелиты, в том же Вяземском уезде, а имение Лыкошиных в Казулине, где около трех лет жили Якушкины,— еще ближе. Лыкошины и Якушкины часто бывали у Грибое­довых. По воспоминаниям, Хмелита была для них «любимым родственным домом». А. С. Грибоедов, И. Д. Якушкин, В. И. Лыкошин, почти одногодки, очень дружили. Исследователи творчества Грибое­дова считают, что прототипом Чацкого в комедии «Горе от ума» послужил И. Д. Якушкин. Пребывание в Хмелите сыграло определенную роль в формировании мировоззрения А. С. Грибоедо­ва и И. Д. Якушкина. На них — будущего поэта, не имевшего наследства, и будущего декабриста, пред­ставителя оскудевающего дворянского рода, вынуж­денного жить и воспитываться у родственников,— сильное влияние оказывали наблюдения над жизнью богатого дворянского гнезда. Надо полагать, помнили в Хмелите и ее бывшую владелицу М. И. Розенберг-Аргамакову, которая бы­ла родственницей автора «Путешествия из Петер­бурга в Москву» А. Н. Радищева. М. И. Аргамакова хранила в другом своем имении, сельце Котлине, рукопись «Путешествия .», призывавшего крестьян к восстанию против крепостного гнета. Это обстоя­тельство усиливало интерес молодых Якушкина и Грибоедова к трудам писателя-революционера. Их передовые политические взгляды закладывались еще в детстве.[7] А. С. Грибоедов и И. Д. Якушкин встречались не только в Хмелите, но и в Московском универси­тете, где они оба учились. Как известно, А. С. Гри­боедов был близок к декабристам, а в 1826 году даже подвергался аресту, но за недостаточностью улик был освобожден. В настоящее время село Хмелита — центр Хмелитского сельсовета, центральная усадьба совхоза «Хмелитский».
Родина Ф. Н. Глинки Федор Николаевич Глинка (1786—1880)—рус­ский поэт, публицист, военный писатель и историк, декабрист. Участвовал в войнах с Наполеоном в 1805—1806 и в 1812 годах, в заграничных походах 1813—1814 годов. Ф. Н. Глинка является автором патриотических «Писем русского офицера»; по оценке исследовате­лей декабристской литературы, они имеют значение «художественного и публицистического, документа, по которому можно судить о народном характере Отечественной войны 1812 года. События и лица выглядят вполне живыми, без ложнопатриотического восторга, во всем их трагическом и героическом величии». Самобытна гражданская лирика Ф. Н. Глинки. Некоторые его стихотворения считаются классикой русской поэзии, а «Тройка» («Вот мчится тройка .») и «Узник» («Не слышно шума городского .») стали народными песнями. Среди декабристов Ф. Н. Глинка занимал уме­ренные позиции: ратовал за конституционно-монар­хическое правление, стремился к общественному преобразованию «без крови». Тем не менее его роль в истории движения декабристов весьма значитель­на. Он был одним из первых членов первой тайной организации декабристов — Союза спасения — и од­ним из самых активных деятелей Союза благоден­ствия; входил в руководящий центр этого общест­ва — Коренную управу. В Союзе благоденствия Ф. Н. Глинка приобрел огромную популярность и едва ли не был одной из центральных фигур этого тайного общества. Он — непременный деятель всех филиалов Союза благоденствия: одним из первых (в 1816 г.) вступил в Вольное общество любителей российской словесности, с 1818 года фактически ру­ководил им, а затем был избран его президентом 21. Ф. Н. Глинка — организатор (в августе 1818 г.) Вольного общества учреждения училищ по методе взаимного обучения, распространявшего ланкастер­ские школы. Он состоял в полуконспиративном тай­ном обществе «Зеленая лампа» (1819—1820), а также являвшемся побочной управой Союза благоденст­вия 22. Как чиновник особых поручений при петербург­ском генерал-губернаторе М. А. Милорадовиче Ф. Н. Глинка влиял в духе идей Союза благоденст­вия на решение дел, проходивших через канцелярию Милорадовича. Глинка привлекался по делу декаб­ристов, и был сослан в Петрозаводск. Ф. Н. Глинка — смолянин. Он родился и провел детство в имении отца в сельце Сутоки Духовщин­ского уезда. Отсюда он был отправлен в Петербург, в кадетский корпус, по окончании которого началась его военная служба. Выйдя в отставку в 1806 году, поселился в Сутоках, где написал «Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях и Вен­грии с описанием похода 1805—1806 годов». Когда началась Отечественная война 1812 года, Ф. Н. Глин­ка вернулся в армию. В сельце Сутоки родился и провел детство дра­матург, поэт и писатель Сергей Николаевич Глинка (1776—1847)- Ф. Н, Глинки. Деревня Сутоки и располагавшееся рядом сель­цо того же наименования в настоящее время не су­ществуют. Они находились примерно в 9 километрах от г. Духовщины в сторону Смоленска, на террито­рии Савинского сельсовета. По зарослям садового кустарника можно установить примерное расположе­ние бывшей помещичьей усадьбы.
В. К. Кюхельбекер в Закупе Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797—1846)— поэт, драматург и литературный критик, близкий друг А. С. Пушкина. В 1817 году он окончил Цар­скосельский лицей, в котором учился и Пушкин. В 1822 году служил на Кавказе чиновником особых поручений при генерале А. П. Ермолове, сблизился там с А. С. Грибоедовым.
В ноябре 1825 года В. К. Кюхельбекер был при­нят К. Ф. Рылеевым в Северное общество декаб­ристов. Он активно участвовал в восстании 14 декаб­ря 1825 года. Перед этим побывал в казармах сол­дат восставших воинских частей. Находясь на Сенатской плошади, стрелял в великого князя Ми­хаила Павловича, пытался построить восставших в боевые ряды для контратаки. Суд приговорил Кю­хельбекера к смертной казни, которая была замене­на каторгой.
В. К Кюхельбекер подолгу жил на Смоленщи­не. В деревне Закуп Духовщинского уезда находи­лось небольшое имение его сестры Юстины Карлов­ны Глинки (1784—1871)—вдовы профессора Дерптского университета Г. А. Глинки. Вместе с нею здесь жили мать и младшая сестра поэта. В Закупе Виль­гельм Карлович бывал много раз, а в 1822 году, выйдя в отставку, поселился в деревне на год, после чего поехал в Москву. Находясь в Москве с 27 июля 1823 года до апре­ля 1825 года, В. К. Кюхельбекер преподавал в уни­верситетском пансионе и в частных домах, издавал вместе с В. Ф. Одоевским альманах «Мнемозина». В свободное время, как можно видеть из его пере­писки с родными, снова приезжал в Закуп. Так, в письме к матери, датированном 15 января 1824 го­да, Кюхельбекер сообщал: «Около 28-го, добрейшая матушка, ждите меня, если не смогу остаться в Ду-ховщине или Смоленске, то все же задержусь у вас на одну-две недели, а потом заверну в Петербург»24. В начале 1825 года («за неделю перед масляною») Вильгельм Карлович вновь ездил к родным на Смо­ленщину, где прожил более двух месяцев, и отсюда в конце апреля отправился в Петербург. Последний раз В. К. Кюхельбекер был в Закупе после восстания декабристов. Покинув тайно Петер­бург, чтобы скрыться за границей, он вскоре добрал­ся до г. Велижа, а оттуда приехал в имение сестры. Опасаясь полицейской засады в Закупе, остановился сначала в соседней с ним деревне Загусинье, также принадлежавшей его сестре, в доме старосты Фомы Лукьянова. Узнав, что в Духовщине его ждет «курь­ер» (полицейские власти, по-видимому, предполага­ли, что декабрист поедет через уездный центр) В. К. Кюхельбекер съездил проститься с родными. Сестра знала о его намерениях и советовала быстрее «оставить Смоленскую губернию», она оформила для его слуги, который должен был сопровождать де­кабриста, документ, согласно которому тот якобы отпущен в Минскую и Могилевскую губернии для свидания с родными. По дороге В. К. Кюхельбекер отпустил извозчика и слугу, надеясь, что без них ему с меньшим риском удастся добраться до гра­ницы[8]. В Закупе сестра Кюхельбекера Ю. К. Глинка воспитала его детей Михаила и Юстину, родившихся уже после восстания декабристов. Закуп навсегда остался в памяти В. К. Кюхель­бекера как близкое, дорогое ему место. В письме из Акшинской крепости 23 ноября 1840 года декабрист • писал своим племянницам Наталье и Александре: «Часто, друзья мои, и я вспоминаю то счастливое время, когда жил в вашем Закупе, с вами и с не­забвенным нашим Николаем» (племянник В. К. Кю­хельбекера, брат Натальи и Александры). В Загусинье сохранилась церковь Успения, пост­роенная в 1785 году. В ней, по-видимому, бывал В. К. Кюхельбекер. В Закупе построек начала XIX века нет, но примерно можно определить место бывшей помещичьей усадьбы.
Декабрист П. П. Пасек Петр Петрович Пассек (1775—1825)—генерал русской армии, помещик Ельнинского уезда Смолен­ской губернии. Зачисленный по обычаю XVIII века на военную службу еще ребенком, он быстро про­двигался по служебной лестнице и в возрасте 24 лет стал генералом. Пассек сблизился с кружком «смо­ленских вольнодумцев», созданным А. М. Каховским, но благодаря высокому покровительству (его отец П. Б. Пассек был белорусским генерал-губернато­ром) к следствию не привлекался. Накануне Оте­чественной войны 1812 года жил в Смоленске, а когда началось нашествие Наполеона на Россию, участвовал в формировании Смоленского ополчения. В 1820 году, выйдя в отставку, Пассек поселился в сйоих ельнинских имениях (центром одного из них было сельцо Крашнево. центром другого — сельцо Яковлевичи) и занялся хозяйством. Здесь Пассек жил около пяти лет. В Крашневе у него неоднократно бывал декабрист И. Д. Якушкин, он-то и принял Петра Петровича в Союз благоденст­вия. Практическая деятельность П. П. Пассека в тайном обществе сводилась к тому, чтобы личным примером убедить дворян в необходимости заботить­ся о своих крепостных. «Он всегда был добр до своих крестьян,— писал И. Д. Якушкин,— а со вре­мени вступления в Общество он посвятил им свое существование, и все его старания клонились к тому, чтобы упрочить их благосостояние. Он завел в своем имении прекрасное училище по порядку взаимного обучения, и набрал в него взрослых ребят, предостав­лял за них тем домам, к которым они принадлежа­ли, разные выгоды». Он написал для крестьян «учреждения», 'которыми определил права их само­управления. Крестьяне сами определяли, кого отдать в рекруты, производили мирские сборы, имели свои суды. «По воскресеньям избранные от мира старики собирались в конторе и разбирали тяжбы между крестьянами». П. П. Пассек умер в последних числах апреля 1825 года. Внезапная смерть избавила его от следствия и суда по делу декабристов. Сельцо Крашнево, где располагалась барская усадьба, не сохранилось. Находившаяся рядом с ним деревня Крашнево в настоящее время является фермой колхоза «Путь к коммунизму». Нет теперь и бывшего сельца Яковлевичи. Возникла новая де­ревня — Ново-Яковлевичи, которая является цент-рально.й усадьбой колхоза «Путь к коммунизму».
Дом, где жил Н. В. Басаргин Николай Васильевич Басаргин (1799—1861) состоял членом Тульчинской управы Союза благо­денствия, а затем — Южного общества декабристов. По показаниям П. И. Пестеля, Басаргин знал о ре­шении Коренной управы Союза благоденствия ввести в России республиканское правление, вместе с другими одобрял «решительный революционный способ действия с упразднением престола». Верхов­ный уголовный суд приговорил его к лишению чинов и дворянства и к ссылке на каторгу на 20 лет, позже срок каторжных работ был сокращен до 15 лет с дальнейшим поселением в Сибири. Н. В. Басаргин не был смолянином, но несколько раз бывал в Алексине. Дело в том, что он служил в армии графа Витгенштейна вместе с владельцем алексинского имения А. И. Барышниковым. Молодые офицеры дружили, больше того, Н. В. Басаргин на­ходился в родстве с Барышниковым (по жене). А. И. Барышников и сам был близок к дворянским революционерам; как гласит семейное предание, он «откупился» от следствия ценой огромной взятки всесильному графу А. А. Бенкендорфу. Возможно, Н. В. Басаргин бывал в Алексине еще во времена своей службы во 2-й армии. В частности, имеются основания считать, что он заезжал сюда во второй половине декабря 1825 года. В октябре, после смерти своей первой жены, Н. В. Басаргин взял от­пуск, съездил к родным в Москву и Владимир. На обратном пути он узнал о смерти царя Александра I. «В Москве, когда я приехал, все уже присягнули Константину Павловичу,— вспоминал Басаргин.— Прожив там несколько дней, я поехал в Тульчин через Смоленск и Могилев на Днепре. В Дорогобуже я прочел в газетах отречение Константина и вступление на престол Николая». Трудно предполо­жить, что, побывав в уездном городе Дорогобуже, Н. В. Басаргин по пути в Смоленск не заехал в Алексино, которое находится всего в 15 километрах от Дорогобужа.
А. И. Барышников оказывал материальную по­мощь Н. В. Басаргину, когда тот по окончании ка­торжных работ (1835) вышел на поселение в г. Ту-ринск Тобольской губернии, куда прибыл 17 сентября 1836 года. «Добрый родственник мой, Барышников, доставил мне единовременно 4000 рублей, стал при­сылать сверх того ежегодно 1000 рублей»,— вспоми­нал Басаргин. Он считал себя обязанным брату «и в особенности Барышникову», которые вывели его из затруднительного положения, обеспечив материально.
Когда Н. В. Басаргин вернулся из ссылки (по манифесту 26 августа 1856 г.), то поселился вместе с женой и дочерью в Алексине. Дом, в котором жил Н. В. Басаргин,— архитек­турный памятник конца XVIII — начала XIX веков. В период Великой Отечественной войны он сильно пострадал. В настоящее время в бывшем барском доме расположена контора Смоленского ордена Ле­нина конезавода № 16.
Заключение Трудно добавлять чего-то к словам людей, занимающихся движением декабристов на Смоленщине длительное время, порой посвятив этому всю жизнь. Каждый человек имеет право на свою оценку, свое понимание. Для меня же движение декабристов – это, прежде всего, утопическое движение, но утопическое в хорошем смысле слова. Впервые восставшие не имели никаких личных целей, не добивались личной выгоды. Они действовали во благо государства, не побоялись, в конце концов, умереть за Родину. Это – настоящие патриоты. Они могут служить достойным примером для подражания в наше время, тем более что сейчас бытует мнение об отсутствии патриотичности у молодежи. Хочется верить, что в будущем в нашем государстве все будет хорошо и, главное, справедливо, и больше никогда не найдется повода для новых движений за правду, каким было движение дворянских революционеров – декабристов. Хочется закончить словами А. И. Герцена, тем самым показать, что идеи декабристов получили свое дальнейшее развитие у революционеров. Герцен, являющийся ярким их представителем, в лаконичной и выразительной форме с исключительной точностью раскрыл исторический смысл восстания декабристов, подчеркнул его тесную связь с последующим ходом освободительного движения в России: «Пушки Исаакиевской площади, - писал он, - разбудили целое поколение»
Список литературы 1. Нечкина М. В. Движение декабристов. М., 1955, т. 1, с. 89. 2. Белявский М. Т. Петр Челищев и его «Путешествие по Северу России».— Вестник МГУ. Историко-филологическая серия, 1956, № 2. 3. Восстание декабристов. Документы, т. 3. М., 1927, с. 52—53. 4. Восстание декабристов. Документы, т. 8. М.— Л., 1925, с. 92. 5. Медведская Л. А. Павел Иванович Пестель. М., 1967, с. 101. 6. Нечкина М. В. «Русская правда» и движение декабри­стов.— Восстание декабристов. Документы, т. 7. М., 1958, с. 63—64 7. Орлов В. С, Вержбицкий В. Г. Декабристы-смоляне. Смоленск, 1951, с. 92—93, 98—102. 8. Русские просветители (от Радищева до декабристов). Со­брание произведений, в 2-х т., т. 1. М., 1966, с. 70—72. 9. Рябков Г. Т. Ранняя преддекабристская организация (к истории кружка А. М. Каховского).— Материалы по изуче­нию Смоленской области, вып. 5. Смоленск, 1963, с. 150—153. 10. Шторм Г. П. Потаенный Радищев. Вторая жизнь «Путешествия из Петербурга в Москву», изд. 2-е. М., 1968, с. 190—191. 11. Щеголев П. Е. Петр Григорьевич Каховский. М„ 1919, с. 10. 12. Щепкина Е. Н. Помещичье хозяйство декабристов. Дворянские гнезда Каховских, Повало-Швейковских, Якушки-ных, Вишневских.— Былое, 1925, № 3(31), с. 8. [1] Русские просветители (от Радищева до декабристов). Со­брание 1. [2] Рябков Г. Т. Ранняя преддекабристская организация (к истории кружка А. М. Каховского).— Материалы по изуче­нию Смоленской области, вып. 5. Смоленск, 1963, с. 150—153. [3] Нечкина М. В. «Русская правда» и движение декабри­стов.— Восстание декабристов. Документы, т. 7. М., 1958, с. 63—64 [4] Орлов В. С, Вержбицкий В. Г. Декабристы-смоляне. Смоленск, 1951, с. 92—93, 98—102. [5] Щепкина Е. Н. Помещичье хозяйство декабристов. Дворянские гнезда Каховских, Повало-Швейковских, Якушкиных, Вишневских.— Былое, 1925, № 3(31), с. 8. [6] Орлов В. С, Вержбицкий В. Г. Декабристы-смоляне. Смоленск [7] Восстание декабристов. Документы, т. 3. М., 1927, с. 52—53. [8] Нечкина М. В. «Русская правда» и движение декабри­стов


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.