Реферат по предмету "История"


3 отделение СЕИВК

Введение. Проблема изучения истории государственных учреждений (административных, военных, полицейских, судебных и пр.) представляет большой интерес. Государство – важнейший орган политической власти. Эта организация характеризуется наличием особой системы специальных органов и учреждений, образующей государственный механизм. Изучать и понять этот государственный механизм на разных этапах исторического развития – одна из важных задач науки. Самая актуальная информация стоматология воронеж у нас.
Основное направление развития правительственной политики в области государственного устройства России на протяжении всего ХVП – первой четверти ХIХ вв. было связано с формированием и укреплением системы координированных государственных учреждений, с помощью которой проводилась в жизнь политика абсолютизма. При стабилизации государственного аппарата, немаловажное значение уделялось карательных органам, основное назначение которых сводилось к борьбе с политическими преступлениями, направленными против государственной власти. Среди этих органов заметный след в истории оставили Преображенский приказ и Тайная Канцелярия при Петре I, Тайная экспедиция, Министерство полиции, Особенная канцелярия Министерства внутренних дел. Этот список органов политической полиции продолжило Ш отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, возглавлявшее на протяжении более полувека (1826-1880 гг.) всю систему организации тайной полиции в России. СЕИВ канцелярия становится важнейшим государственным учреждением в царствование Николая I. Подразделенная на отделения, канцелярия охватила многие важные отрасли управления государством, начиная от кодификации законов и заканчивая политической полицией. Ш отделение стало отделением тайной полиции, которое занималось в общегосударственном масштабе вопросами политического сыска, контроля и надзора. Оно возникло вскоре после разгрома восстания декабристов и было призвано обеспечить в стране «порядок и законность». Роль Ш отделения в системе николаевской России была значительной. Поэтому без изучения организации, структуры и функций этого учреждения невозможно во всей полноте представить развитие государства во второй-третьей четвертях ХIХ века, в частности, внутреннюю политику правительства, особенности развития государственного аппарата власти.
Историография. Материалы о Ш отделении впервые приведены в работах начала ХХ века – Министерство Внутренних Дел. Исторический очерк (1802-1902). – СПб. 1901; Н.К.Шильдер. Император Николай I. Т. 1-2, СПб, 1903. Они были схематичны и носили справочно-информационный характер. В это же время появилась монография М.К.Лемке «Николаевские жандармы и литература 1826-1855. По подлинным делам Ш отделения СЕИВ канцелярии» (СПб, 1909), посвященная изучению одного из направления деятельности Ш отделения. Сведения об органе политической полиции содержались также в общих работах А.А.Корнилова, А.А.Кщеветтера, М.Полиевктова, А.Д.Градовского и др., затрагивающих основные вопросы внутренней политики Николая I и развития государственного аппарата власти во второй четверти ХIХ века. В советский период выходят работы В.И.Ленина: «Государство и революция», «О государстве» и др., где автор характеризует особенности устройства, а также карательные органы государства. Среди других работ выделяется И.М.Троцкий «Третье отделение при Николае I» (М., 1930), которая представляет краткий научно-популярный обзор. Также данные о структуре и организации Ш отделения содержатся в очерках Н.П.Ерошкина, статьях И.В.Оржеховского и др. Отдельные сведения об органе политической полиции можно встретить в трудах целого ряда исследователей истории революционного и общественного движения (А.С.Нифонтова, С.Б.Окуня, И.А.Федосова, В.А.Дьякова, А.Ф.Смирнова и др.). В 1961 г. выходит работа С.Монаса «Третье отделение. Полиция и общество в России при Николае I»[1], а в 1968 г. П.С.Сквайера «Третье отделение. Политическая полиция в России при Николае I»[2]. Работа Монаса – научно-популярный очерк о деятельности Ш отделенеия в области цензуры. Сквайер уделяет внимание административной истории полиции, выяснению организации и структуры Ш отделения и Корпуса Жандармов. Нельзя не отметить диссертацию Деревиной Т.Г., где автор подробно изучает Ш отделение СЕИВК, а также монографию Ф.Лурье.
Источники. Источники можно разделить на 3 большие группы: 1. Официально-документальные материалы; 2. Воспоминания и дневники; 3. Эпистолярные материалы. Первая группа представлена самыми разнообразными материалами. Это, прежде всего, материалы законодательного характера, помещенные в Полном Собрании законов, Своде военных постановлений, а также различные проекты и записки об организации, функциях и структуре органа политической полиции, об образовании жандармских округов и т.д. Ежегодные и юбилейные «Обзоры» о деятельности Ш отделения и Корпуса Жандармов за 25 и 50 лет, «всеподданнейшие» доклады и докладные записки А.Х.Бенкендорфа и А.Ф.Орлова – все это также относится к группе официально-документальных источников. Ежегодные отчеты – своеобразная летопись «жизни и деятельности» полиции, дают богатый фактический материал для определения роли Ш отделения в государственной системе, в направлении «внутренней и внешней политики правительства». «Всеподданнейшие» доклады позволяют выяснить круг вопросов, которые рассматривались Николаем I, определить его отношение к делам тайной полиции, степень личного участия император в них. Из докладных записок императору наибольшую ценность представляют записки Бенкендорфа за первые годы существования Ш отделения. В состав официальных материалов входит также внутриведомственная переписка, которая чрезвычайно разнообразна по своему содержанию. Мемуарная литература представлена 1) воспоминаниями и очерками ведущих деятелей Ш отделения и Корпуса Жандармов (записки А.Х.Бенкендорфа, заметки и дневник Л.В.Дубельта) и воспоминаниями жандармских офицеров (А.И.Ломачевского, Э.И.Стогова и др.) и 2) воспоминаниями и дневниками современник и участников событий, видных государственных и общественных деятелей николаевской эпохи, дипломатов, литераторов и т.д. Среди них были «Былое и думы» А.И.Герцена, записки Ф.Ф.Вигеля, дневник М.А.Корфа, воспоминания О.де Брэя и многие другие. Из эпистолярного наследия необходимо выделить, прежде всего, письма М.Я.фон Фока А.Х.Бенкердорфу. Эти письма служат незаменимым источником по истории первых месяцев существования Ш отделения, характеризуют начало его деятельности, противоречия с МВД. Представляют интерес также письма великого князя Константина Павловича А.Х.Бенкендорфу и переписка Л.В.Дубельта с женой.
Образование Ш отделения и Корпуса Жандармов. Первый жандармский полк в России появился в 1792 году. Его сформировал в составе своих гатчинских подразделений наследник престола великий князь Павел Петрович. Став императором, Павел I включил своих гатчинских жандармов в лейб-гвардии Конный полк. В первые годы царствования Александра I образовалась система министерств, вводился Государственный Совет. В ходе реорганизации системы высших и центральных государственных учреждений определенные изменения произошли и в органах политического сыска. Это касалось, прежде всего, образованного Министерств внутренних дел, которое наряду с самыми разнообразными задачами внутреннего управления Россией занималось и вопросами политического сыска. В последствие было создано специальное Министерство полиции (1810-1819 гг.), Особенной канцелярии которого поручались все дела «внутренней безопасности».
Политический сыск, хотя и оформлялся в рамках министерств (Министерства Внутренних Дел, Министерства полиции, затем опять МВД), но далеко не ограничивался ими. Об этом свидетельствуют и секретные комитеты 1805 и 1807 годов, которые занимались вопросами «La haute police» в общегосударственном масштабе . В 1815 году император переименовал Борисоглебский драгунский полк в жандармский, а затем рассредоточил его небольшими группами по разным армейским частям, где они выполняли обязанности военной полиции, в том числе и осведомительские. Меры, предпринятые Александром I по формированию сети военной полиции, объясняются тем, что императору начали поступать тревожные сообщения о проявлениях вольнодумства среди офицеров и нижних чинов после их возвращения из стран Западной Европы. Но в раскрытии кружков будущих декабристов жандармы никакого участия принять не сумели.
Кроме жандармских подразделений полицейские функции выполнял Корпус внутренней стражи, образованный в 1810 году. В его составе 1 февраля 1817 года была организована конная городская полиция – жандармы внутренней стражи – для поддержания порядка в столичных. Губернских и припортовых городах. После волнений в Семеновском полку на жандармов, как на военную полицию Александр I указом от 4 января 1821 года возложил надзор за настроениями в войсках. Такая система организации полиции с ее разобщенными, разрозненными звеньями, не имевшими единого руководящего центра и своего постоянного исполнительного органа (жандармы существовали независимо от системы политической полиции), была характерна для первой четверти ХIХ века. Перед Николаем I стояла задача: покончить с организационной неразберихой и многообразием органов политического сыска, усовершенствовать всю политическую организацию. Обстановка в стране после подавления восстания декабристов способствовала тому, чтобы процесс реорганизации полиции протекал в ускоренном темпе. К составлению проектов в высших правительственных кругах приступили уже в декабре 1825 года, и в начале следующего года Николаю был представлен проект генерал-адъютанта А.Х.Бенкердорфа, будущего шефа жандармов и начальника Ш отделения. Проект Бенкендорфа наметил общие начала, которые должны были лечь в основу нового органа «высшей» полиции: строгая централизация и четкая организация всех его звеньев в центре и на местах, рассосредоточение жандармов по всем городам и армии и т.д. Этот проект был дополнен мартовской запиской 1826 года М.Я.фон Фока, которая касалась конкретных вопросов будущего устройства органа политической полиции. Проекты Бенкендорфа и Фока были лишь частью той обширной подготовительной работы по созданию Ш отделения, которая велась в правительственном аппарате. И хотя неизвестна ни точная датировка, ни имена других проектов, существующих параллельно с этими, их общее направление и идеи тесно переплетались с основными положениями вышеупомянутых проектов. Все проекты, записки и предложения всесторонне рассматривались лично Николаем I и его ближайшими сановниками. Собственная его императорского величества канцелярия возникла в конце ХVШ столетия, но лишь в царствование Николая I приобрела роль высшего государственного учреждения. Канцелярия состояла из шести отделений: I отделение, собственно канцелярия, занималось рассмотрением отчетности министерств, составлением указов, местной администрацией, подбором служащих центрального бюрократического аппарата; П отделение производило кодификацию законодательства; IV ведало благотворительными учреждениями; V отделение разрабатывало реформы о государственных крестьянах; VI отделение занималось реформой управления Кавказом. Каждое отделение состояло из канцелярии и нескольких экспедиций. Итак, император решил не возрождать непопулярное Министерство полиции. Для повышения авторитета политической полиции Николай I именным высочайшим указом от 3 июля 1826 года ввел ее в состав Ш отделения Собственной его императорского величества канцелярии. Начальником (главноуправляющим) нового учреждения монарх назначил шефа жандармов Бенкендорфа. Определяя задачи преобразования Ш отделения, император писал: «Предметами занятий сего третьего отделения собственной моей канцелярии назначаю: 1. Все распоряжения и известия по всем вообще случаям высшей полиции. 2. Сведения о числе существующих в государстве различных сек и расколов. 3. Известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам, штемпелям, документам и проч., коих розыскания и дальнейшее производство остаются в зависимости министерств финансов и внутренних дел. 4. Сведения подробные о всех людях, под надзором полиции состоящих, равно и все по сему предмету распоряжения. 5. Высылка и размещение людей поднадзорных и вредных. 6. Заведывание наблюдательное и хозяйственное всех мест заточения, в кои заключаются государственные преступники. 7. Все постановления и распоряжения об иностранцах, в России проживающих, в пределы государства прибывающих и из оного выезжающих. 8. Ведомости о всех без исключения происшествиях. 9. Статистические сведения, до полиции относящиеся». Особенную канцелярию монарх изъял из Министерства внутренних дел и перевел в Ш отделение, а ее главе М.Я.фон Фоку дал должность директора канцелярии Ш отделения, которую он усердно исполнял до 1831 года.Основные положения указа 3 июля 1826 года продолжила и развивала записка от 14 июля о подразделении Ш отделения на 4 экспедиции(пятая с 1828года). Первая (секретная) экспедиция наблюдала за «общественным мнением», осуществляла политический сыск, следствие и контроль исполнения наказания. Вторая экспедиция занималась расколом, сектантством, должностными и уголовными преступлениями, кроме политических, а также прошениями и жалобами. В ее ведении находились Секретный дом Алексеевского равелина Петропавловской крепости, Шлиссельбургская крепость, Суздальский Спасо-Ефимьевский монастырь и другие места заточения политических преступников. Третья экспедиция следила за проживавшими в России иностранцами. Четвертая экспедиция занималась крестьянскими делами, в том числе подавлением крестьянских волнений, а также сбором сведений о происшествиях, случившихся на территории Российской империи. Пятая экспедиция, созданная в 1828 году, ведала наблюдением за периодическими изданиями и цензурой. Записка определяла также штат Ш отделения. Новый орган полиции целиком базировался на Особенной канцелярии Министерства Внутренних Дел. Общее число чиновников должно было составить 16 человек, не считая начальника и управляющего отделением: по 3 человека в каждой экспедиции (в первой- 4 чел.), экзекутор, журналист и их помощник. Каждая экспедиция во главе со своим начальником (экспедитором) подчинялась непосредственно управляющему отделением, а через него – начальнику. Общие расходы по экспедициям составляли 41 500 руб. в год (23 500 – на жалованье чиновникам, 6 000 - на канцелярские расходы и 12 000 – на наем квартиры, освещение и т.п.). Внештатные расходы, в т.ч. и на агентуру, определялись Николаем I.
Ш отделение являлось центральным учреждением тайной полиции, аппарат управления которого был небольшим. Основные функции в деле «политического розыскания» возлагались на жандармерию, которая была коренным образом реорганизована, став исполнительным органом Ш отделения на местах.
Жандармы, входившие в состав конно-городской (с 1810 г.) и военной полиции (с 1815 г.), не были объединены в одно ведомство. Обязанности их не выходили за рамки несения обычной полицейской службы, Создавая новую жандармскую организацию, необходимо было не только объединить все жандармские части (жандармский полуэскадрон, армейский жандармский полк, жандармские дивизионы и команды) под одним руководством, но и связать жандармерию с политической полицией. Официальный указ об учреждении Жандармской организации вышел в свет 28 апреля 1827 г. Он впервые официальным порядком ввел понятие «жандармский корпус», в состав которого вошло 5 округов, Каждый округ состоял из вновь образованных жандармских отделений (во главе с губернскими штаб-офицерами), жандармских дивизионов и команд. Шеф жандармов (он же начальник Ш отделения), начальники округов и губернские штаб-офицеры представляли наблюдательную полицию, жандармские дивизионы и команды – конно-городскую полицию, военная полиция первоначально не вошла в состав округов. «Положение» 28 апреля 1827 г. и последующие распоряжения по корпусу жандармов стремились привести все жандармские части в одну систему, в то же время, делая разграничение в назначении этих частей и сосредотачивая основное внимание на наблюдательной полиции. Таким образом, в начале 1827 года в распоряжение Ш отделения была предоставлена военная сила жандармов. Их организация охватила всю Европейскую территорию Российской Империи и насчитывала в своих рядах в 1828 году 4278 человек. Указы 1826-27 гг. положили начало существованию в России нового органа политической полиции – Ш отделения и Корпуса Жандармов.
Ш Отделение (1826-1855 гг.)
Функции, цели и задачи.
Организация и структура. История развития Ш Отделения во второй четверти ХIХ века – часто рассматривают как историю борьбы против революционного и общественно-политического движения в стране, историю полицейского террора во всех его проявлениях, но большая часть работы 3 отделения представлена уголовными, гражданскими и административными преступлениями. Правительство уделяло внимание также польскому и еврейскому вопросам, лишь около 5% приходилось на решение вопросов о русских революционерах. На Ш отделение возлагалась обязанность контроля и надзора за аппаратом управления с целью «предотвращения возможных злоупотреблений и беззаконий». Создавая Ш отделение, Николай I полагал, что оно будет «государевым оком», то есть тем учреждением, благодаря которому в Зимнем дворце получат возможность обозревать правдивое состояние дел в империи и умов верноподданных. Надзор за обстановкой в стране осуществлялся с помощью целого рода источников информации, среди которых наибольшее значение имели: а) сообщения жандармских штаб-офицеров с мест; б) агентурные данные; в) перлюстрация. Анализируя эту мысль императора, князь-эмигрант П.В.Долгоруков, лично знавший в 1840-х годах руководителей Ш отделения и его структуру, не без сарказма писал: «Одно из самых забавных заблуждений русского правительства заключается в том, что оно воображает себе узнать что-нибудь дельное через тайную полицию! Страшная ошибка! Шпионы получают деньги, кладут их к себе в карман, правительству же рассказывают что им вздумается и чаще всего клевещут на своих личных врагов! Одним словом, правительство расходует огромные деньги для того лишь, чтобы ничего не узнать, очищать свободный путь всевозможными злоупотреблениями и служить слепым орудием личной мести своих агентов. Иначе и быть не может. Подлец, соглашающийся быть шпионом и доносителем, способен и лгать. Можно ли верить его рассказам?» Основы, на которых строилась вся агентурная деятельность во второй четверти ХIХ века, были довольно примитивны: не существовало никакой организации ведения наблюдения, агенты действовали бесконтрольно, и представляемые ими сведения были несистематичны. Информация, сообщаемая агентами в Ш отделение, не выходила за рамки так называемых «слухов и толков» и зачастую сводилась к широко распространенным доносам. Одной из особенностей развития политического сыска в рассматриваемый период было наличие специальных чиновников по особым поручениям и чиновников, «причисленных к Ш отделению», которые, находясь на легальном положении, в большей или меньшей степени занимались агентурной деятельностью как внутри страны, так и за ее пределами. К середине 40-х годов ХIХ века их число не превышало 10 человек. Основная масса агентов была представлена осведомителями «широкого профиля», которые имели незавидную репутацию даже у руководства политической полиции. В целом, во второй четверти ХIХ века тайная агентура только зарождалась. Перлюстрация, наряду с донесениями жандармских штаб-офицеров и агентов, являлась немаловажным источником информации. Наблюдением и контролем за контролем корреспонденцией Ш отделение занималось с первых дней своего существования, находясь в тесном контакте сначала с почтовым департаментов МВД, а с 1830 года с Главным Почтовым управлением, ведению которого непосредственно принадлежала перлюстрация. Человек умный и талантливый, Долгоруков упустил одну немаловажную особенность взаимоотношений «шпиона» (секретного агента) с его хозяином: начальство считает полезными и необходимыми секретными агентами лишь тех, кто докладывает ему то, что оно, начальство, желает услышать. Именно такие секретные агенты пользуются доверием и щедро поощряются. «Шпионы» очень быстро и легко усваивают условия предлагаемой им игры, поэтому от них узнают не правду, а то, за что платят большее вознаграждение. Руководитель сыска спрашивает секретного агента, не имеет ли столичный кружок либералов связей с провинцией. Конечно же, агент находит требуемые связи… Не зреет ли заговор против трона? Зреет. Не тянутся ли нити к европейским республиканцам? Тянутся. А члены кружка либералов шумно и открыто спорят об особенностях идей утопического социализма Фурье и вовсе не помышляют о насильственном свержении существующего строя. Но если агент скажет правду, то ему не заплатят и уволят за ненадобностью. А деньги нужны, и выгодное место так хочется сохранить… Особенно «прославился Генерал Л.В.Дубельт», который чтобы выслужиться перед царем, сам починял заговоры, потом «разоблачал» их. Этот управляющий был умнее не только своих начальников, но и «умнее всего Третьего отделения и всех отделений СЕив канцелярии». Имя Дубельта стало в николаевской России нарицательным для обозначения вездесущего и всеведущего карателя, жуткого в своей палаческой учтивости. «Нет, мой добрый друг, - говорил он на допросе очередной жертве, - вы меня, старого воробья, не проведете. Это все поэзия, мой дорогой друг, а Вы у меня в крепости все-таки посидите».
Основное внимание уделялось вопросам внутренней «безопасности». В первое время все усилия Ш отделения были направлены главным образом на предотвращение последствий восстания декабристов. Возросла цензурная опека за периодическими изданиями, литературой и театральными представлениями. Одновременно с этим, были сделаны первые шаги к подчинению своему влиянию иностранной прессы (в этом плане определенная роль отводилась агентам-литераторам).
Отчеты Ш отделения 40-х годов иллюстрируют весь ход борьбы органа полиции с возросшим общественно-политическим движением в стране. Наибольшую угрозу «общественному порядку», по мнению Ш отделения, представляли: активизация деятельности передовых журналов («Отечественные записки», «Современник»), возрастание студенческого движения на Украине, где с конца 1845 года и до начала 1847 года действовало Кирилло-мефодиевское общество. 1848 год принес определенные изменения в общий характер деятельности органа «высшей» полиции. Революция в Западной Европе, оживление революционного движения в России, особенно в западных губерниях, требовали усиленного внимания со стороны правительства. Поэтому возрастает роль Ш отделения, а также его взаимодействие с министерствами (Иностранных Дел, МВД, Народного просвещения) для борьбы с «крамолой». 1848 год положил начало так называемой «эпохе цензурного террора». Наряду с «оптимистическими выводами о «спокойствии» и «тишине» внутри страны Ш отделение в своих отчетах отмечало влияние революционных событий в Западной Европе в 1848-49 гг. на Россию. В качестве примера оно приводило ряд дел, которые стали предметом особого внимания тайной полиции: кружок Петрашевского, «мятежный заговор» в Вильно, «беспорядки» в училище правоведения и ряд других. Вся угроза обществу и трону была специально преувеличена: на деле это были кружки по интересам. Наряду с решением «политических» задач, Ш отделение СЕИВК активно действовало как орган контроля и надзора за положением дел в системе государственного управления. Не стесненное никакими рамками, имея широкие полномочия как личный осведомительный орган императора, оно стало собирать обширную информацию о состоянии госучреждений, вмешиваясь в сферу деятельности министерств и ведомств в известной степени направляя политику правительства в нужное русло. Ш отделение практически вело наблюдение и представляло Николаю I сведения обо всех основных отраслях управления государством, начиная от Министерства Внутренних Дел и заканчивая духовным ведомством. В его отчетах содержались и характеристики деятельности различных министров и главноуправляющих. В одних случаях Ш отделение ограничивалось «дружескими советами и увещеваниями», в других – настаивало на принятии немедленных действия со стороны министерств и ведомств, в третьих – ходатайствовало перед императором о необходимости смены какого-нибудь должностного лица и т.п. Такая активная оценка являлась частью общего централизованного надзора. Ш отделение вмешивалось не только в дела администрации, но и выполняло судебные функции, «подменяя» часто и Министерство юстиции, и правительствующие Сенат в решении особо важных политических и уголовных дел. Всесторонний полицейский контроль и надзор осуществлялся непосредственно под руководством императора. «Высочайшие» резолюции предельно точно передают атмосферу личного участия Николая I в вопросах политической полиции, его постоянное стремление регулировать весь ход действий Ш отделения, не допуская возникновения относительно независимого органа полиции. Такое управление «по личной воле и личным воззрениям», помимо установленных государственных учреждений, через собственную канцелярию, являлось одной их характерных черт николаевской монархии. Одновременно с ростом значения канцелярии, каждое из отделений было связано с важнейшими отраслями управления, происходил процесс разложения Системы министерского управления и уменьшения влияния Государственного Совета и Комитета Министров. Основные функции были возложены на Корпус жандармов – исполнительный орган полиции. Наиболее важную роль в нем играли губернские жандармские штаб-офицеры. Руководствуясь секретными Инструкциями, они практически не были ограничены в своих действиях. Информация, сообщаемая жандармами в Ш отделение, была обширна и многообразна. Она касалась различных сторон государственной и общественной жизни страны: политического, экономического состояния вверенных им губерний, описания «нравственного духа» всех сословий, хода рекрутских наборов, положения на ярмарках, результатов ведения следствий по делам о пожарах, о неповиновении и «буйстве» крестьян, о случаях жестокого обращения помещиков с крепостными, о дворянских выборах и деятельности губернских секретных комитетов по делам о раскольниках, о перемещениях иностранцев и действиях фальшивомонетчиков и, вообще, обо всех происшествиях в губерниях. Характерной чертой нового органа политической полиции было то, что его структура и организация, начиная от подразделения на экспедиции и кончая образованием разветвленной сети жандармских округов, в целом оставались неизменными на протяжении последующих 80 лет. В то же время аппарат учреждения претерпевал определенные изменения в соответствии с возрастанием объема задач, стоявших перед органом полиции, с проникновением его во все новые сферы политической и общественной жизни страны. Численность штата Ш отделения с 1826 г. по 1856 г. выросла с 16 чел. (11.860 руб./сер.) до 30 чел. (41.450 руб./сер.). Общее число чиновников равнялось 40-45 чел., а общие расходы по отделению составляли свыше 100 тыс.рублей. Аппарат Ш отделения, являясь центром политической полиции в России, представлял собой сложный, взаимосвязанный механизм. Подразделенный на экспедиции по характеру рассматриваемых дел и непосредственно подчиненный управляющему отделением (а с 1839 г. начальнику Корпуса жандармов), он постоянно расширялся, приобретая формы бюрократического учреждения. Наиболее ответственная работа выполнялась под руководством Начальника отделения самим управляющим и его ближайшими помощниками. Это был основной стержень учреждения. За первые 30 лет существования Ш отделения и Корпуса Жандармов сменилось: два начальника отделения – А.Х.Бенкендорф (25.06.1826 - 02.09.1844 гг.) и А.Ф.Орлов (17.09.1844 - 05.04.1856 гг.), а также три управляющих отделением М.Я.фон Фок (15.07.1826 – 27.08.1831 гг.), А.Н.Мордвинов (01.09.1831 – 18.03.1839 гг.) и Л.В.Дубельт (24.03.1839 – 29.06.1856 гг.). После 1827 г. развитие Жандармской организации было подчинено двум основным моментам: 1. Дальнейшему объединению всех жандармских частей и окончательному подчинению их шефу жандармов. 2. Наиболее рациональному размещению жандармских частей и установлению такой системы, которая позволила бы на всей территории Российской Империи обеспечить контроль и наблюдение. Практически это нашло выражение в образовании новых округов, управлений и команд, в увеличении общей численности жандармов. Этот процесс, происходивший в тесном взаимодействии с решением ряда политических и экономических задач, явился воплощением стремлений верховной власти дать исполнительному органу полиции постоянное и твердое образование.
Складывание единой жандармской организации проходило в первые 10-15 лет. Основными вехами в истории развития Корпуса Жандармов были «положения» 1827 и 1836 гг., определившие организационно-структурные начала исполнительного органа. Официально «союз» Ш отделения и Корпуса Жандармов был закреплен в 1839 г., когда должность начальника штаба Корпуса Жандармов была объединения с должностью управляющего Ш отделением. 5 марта 1842 г. все жандармские части окончательно слились в одно целое под руководством Шефа жандармов. Заключение. Ш отделение – орган политической полиции, возникший и окончательно оформившийся во второй четверти ХХ века в России. С его образованием была начата новая страница в истории развития политической полиции в России. В основе его создания лежала строгая централизация и организация всех звеньев полиции, подчинение его непосредственно Монарху. Это нашло свое выражение в искусственном выделении «высшей» полиции из функций МВД и передачи ее в ведение органа личной власти Императора, собственной канцелярии. Такая реорганизация политической полиции являлась частью общего процесса, происходившего в государственном аппарате России. Образование Ш отделения, вся его система организации и структуры были подчинены выполнению основной задачи – сохранения и упрочению основ абсолютистского государства.
Список используемой литературы. 1. Баженова Т.М. Историко-юридическое исследование правовых институтов. Свердлов 1986. 2. Головков Г.З. Канцелярия непроницаемой тьмы, политический сыск и революционеры. М.,1994. 3. Деревнина Т.Г. Ш отделение и его место в системе государственного строя абсолютной монархии в России. М.1973. 4. Лурье Ф.Политический сыск в России. 5. Оржеховский И.В. Самодержавие против революционной России (1826-1880 гг.). М., 1982. 6. Перегудова З.И. Государственные учреждения и общественные организации. М.1985 7. Тот Ю.В. Политический сыск в России. СПб.1997 8. Троицкий Н.А. Россия в 19 веке. Курс лекций. М.2003. 9. Троцкий И.М. III Отделение при Николае I. Л., 1990. [1] Гарвардский Университет [2] Кембриджский Университет


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Стратегии нововведений
Реферат Маркетинговое исследование радиостанции Наше время на милицейской волне
Реферат Контрольная по прикладной СВЧ электронике
Реферат Справка на компанию ОАО "Седьмой Континент"
Реферат Создание проекта сауны
Реферат Инфологическая модель базы данных "Паспортный учет"
Реферат Совершенствование системы управления персоналом в научно-исследовательском институте
Реферат Білінгвізм. Моўная інтэрферэнцыя
Реферат Создание предприятия по производству торгового оборудования
Реферат Способы решения проблемы "агента и принципала"
Реферат Социально-психологический климат
Реферат Социальная ориентация современного менеджмента
Реферат Управление в организации
Реферат Создание и развитие закрытого акционерного общества
Реферат Сравнение альтенатив управленческого решения