СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Технический процесс изготовления сканых изделий
2. Центры русского сканого искусства
3. Ювелирное искусство XVII века.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Золото и серебро не только красивы, но имеют целый ряд особенностей, очень ценных для ювелиров. Одна из них заключается в том, что они очень мягки, пластичны и вязки, благодаря чему обладают свойством вытягиваться в тончайшие нити. Еще в глубокой древности, задолго до нашей эры, люди обратили внимание на это замечательное свойство драгоценных металлов и широко использовали его при изготовлении ювелирных украшений. Ажурные или напаянные на металлический фон узоры, напоминающие своей легкостью кружево, делали из гладкой проволоки различной толщины, из проволоки, расплющенной в тонкую ленточку при помощи вальцов, из веревочки или шнура, свитых из двух или трех металлических нитей. Часто эти узоры обогащали напаянными на них мелкими гладкими шариками из того же металла.
От старого русского слова «екать», то есть «ссучивать», «свивать» нити, этот технический прием получил в Древней Руси название «скань», а выполненные им изделия называют «скаными». Более широко известно в быту западноевропейское обозначение того же приема - филигрань. Мелкие шарики, заполняющие сканые узоры, носят название «зернь».
Скань - одна из наиболее широко распространенных отраслей ювелирного искусства. Памятники древнего мира, выполненные в Трое, на Крите, в Микенах, Египте, Греции, Александрии, уже в VI, V, IV веках до н. э. показывают в этом отношении высочайшие достижения художественного мастерства. В Гос. Эрмитаже хранится поразительный по красоте, тонкости и чистоте работы памятник ювелирного дела IV века до н.э. - золотая серьга греческой работы с миниатюрной фигуркой Ники на квадриге, найденная в конце прошлого века в Феодосии, на Крымском полуострове. Предельно мелкие, едва уловимые невооруженным глазом шарики зерни и тончайшие золотые сканые нити украшают это удивительное произведение искусства.
В разное время и в разных странах были свои особенности форм и орнамента сканых изделий. Замечательна четкостью выполнения, сложностью и красотой плотных узоров скань, сделанная золотых и серебряных дел мастерами Венеции, а также серебряниками Армении, прославившимися своим мастерством не только у себя на родине, но также и в Сирии, Турции и других странах, куда их привела историческая судьба. Совсем иная шведская скань, пышно украшенная рельефными цветками; венгерская, обогащенная эмалью; сербская, с XIII века до наших дней известная в районе Косово-Метохия. Все они глубоко отличны как друг от друга, так и от скани, выполненной русскими мастерами. На протяжении многих столетий и вплоть до настоящего времени отчетливо выступают особенности русской скани, развивавшейся на древней, самобытной основе. Ее отличают плавный ритм узоров, мягкость изгибов нитей металла, четкость рисунка.
Скань делали в России почти повсеместно, но в одних художественных центрах она временами занимала ведущее место, в других - изготовлялась лишь в незначительном количестве. Каждый из центров отличается особенностями орнамента сканых изделий, и в каждом из них расцвет искусства скани падает на разное время в связи с политическим и экономическим положением того или иного города. Ассортимент сканых изделий, сделанных в разное время и в разных местах, очень многообразен: массивные подносы и шкатулки; ажурные легкие сухарницы, коробочки, ларчики, корзиночки и солонки; цепи, пряжки и пояса; пуговицы разной величины - от маленьких, с горошину, до крупных, с куриное яйцо; браслеты, перстни, серьги, броши, подвески, ожерелья, запонки, ярлыки и украшения пробок для винных бутылок; кольца для салфеток, игольники; футляры для ножниц; ложки-ситечки; ручки для пера; сумочки, кошельки и портсигары; оклады икон и церковных книг; лампады и кадильницы. Невозможно перечислить все множество предметов, которые в разные годы и в разных художественных центрах создавались из легких ажурных узоров или покрывались ими. Трудно переоценить неистощимое богатство фантазии мастеров, многообразие применявшихся ими приемов и орнаментов.
1. Технический процесс изготовления сканых изделий
Скань делают из «чистоты», то есть из чистых, или высокопробных, золота и серебра, которые благодаря полному отсутствию или очень малому количеству примесей настолько мягки, что способны вытягиваться в особенно тонкую проволоку. Золото, как наиболее мягкий из драгоценных металлов, дает возможность получить наитончайшую проволочную нить. С трудом представляешь себе, что из одного грамма золота может быть вытянута нить длиной в 2500 метров.
Дешевые сканые изделия делают также из мягкой красномедной проволоки и покрывают затем позолотой или серебрят. Сканые работы не требуют сложного оборудования и многочисленных инструментов. Проволоку протягивают (проволакивают) вручную, щипцами через ряд отверстий в стальной пластине (волочильной доске). Так как отверстия эти постепенно уменьшаются по диаметру, проволока становится после прохождения каждого из них все тоньше. При этом мастеру приходится неоднократно отжигать проволоку, чтобы не порвать ее, и смазывать ее заостренный кончик маслом или натирать его воском для того, чтобы он легко входил в отверстия.
Для получения самой тонкой проволоки употребляют также медные кружки со вставленным в центре просверленным алмазом или сапфиром, через отверстие в котором протягивается проволока.
Приемы вытягивания проволоки вручную щипцами и получения более тонкой проволоки путем перематывания ее после пропуска через волочильную доску с одной катушки на другую существовали вплоть до XX века, когда их применяли даже в крупных ювелирных мастерских.
Сканые веревочки, так же как и гладкая проволока, пропускаются иногда через плоские вальцы, после чего получается ленточка, у которой рубчатыми остаются лишь верхний и нижний края, а боковые части становятся плоскими, гладкими. Применение проволоки различной толщины и чередование гладкой, ссученной в веревочки и шнуры или сплетенной в «косички» из трех или более нитей проволоки дает мастеру-сканщику возможность вносить большое разнообразие в узоры, четко выделять основной рисунок, давать различные варианты сочетания гладких и рубчатых деталей орнамента.
Если сканый орнамент делается на металлическом фоне, то на поверхность металла наносится рисунок, по которому щипчиками выгибают и раскладывают небольшие отрезки гладкой и свитой в веревочки скани, обмазывая при этом каждую частичку клеем и прикрепляя ее таким образом к металлу. Когда весь рисунок выложен, мастер плотно окручивает пластинку с набранными скаными узорами тончайшей железной проволокой. Это делается для того, чтобы при дальнейшей работе наклеенная скань не сдвинулась с места и не сбился рисунок. Набранную на пластинку и закрепленную проволокой скань смачивают водой, посыпают легкоплавким серебряным припоем в виде опилок, смешанных с бурой, кладут на кусок древесного угля или асбеста и напаивают скань при помощи паяльной трубки. Русские сканщики употребляли иногда вместо угля или асбеста слюду, которая также не сгорает при пайке. При изготовлении ажурной скани рисунок делается на не очень плотной бумаге, к которой приклеивают плотно набранные, тесно соприкасающиеся отдельные детали сканых узоров. Посыпая их легкоплавким припоем, паяют обычным способом. Бумага сгорает, а сканые завитки спаиваются между собой. Объемные предметы - коробки, ларцы, вазы и др. - делают из отдельных деталей, которые затем монтируют и спаивают в целый предмет. В древнейшие времена проволока для сканых работ применялась не волоченая, а кованая. Ее ковали мелкими отрезками, которые в случае необходимости спаивали.
В восьмой песне «Одиссеи» Гомер описывает, как ковалась проволочная сетка для того, чтобы поймать Венеру в объятиях Марса :
«Мщение в сердце замыслив, он в кузнице плаху поставил, Крепко свою наковальню уладил на ней и проворно Сети сковал из железных, крепчайших, ничем не разрывных Проволок . сетями своими опутав подпоры кровати, Их на нее опустил с потолка паутиною тонкой; Были не только невидимы оку людей, но и взорам Вечных богов неприметны они: так искусно сковал их . ». С какого времени стали применять волочение проволоки - точно установить трудно. Древнейшие образцы волоченой проволоки, найденные на территории Советского Союза (близ Сухуми), относятся к рубежу II и I тысячелетий до н.э. В X веке волоченая проволока была хорошо известна в ювелирном искусстве Киевской Руси.
На протяжении многих столетий как в России, так и в других странах приемы волочения проволоки оставались неизменными.
В 1893 году при раскопках Булгарского городища была найдена небольшая металлическая дощечка с рядами мелких круглых отверстий, очевидно служившая булгарским ювелирам волочильной доской еще в домонгольскую эпоху.
Металлические волочильные доски с тремя или четырьмя рядами отверстий для протягивания проволоки описывает живший в X или XI веке монах Теофил, автор сочинения о технических приемах различных отраслей искусства. Сохранились древние миниатюры с изображением нюрнбергских ювелиров, вытягивающих проволоку. Они представляют большой интерес, так как вплоть до XX века оборудование и приемы работы сканых дел мастеров разных стран оставались почти такими же, как они представлены на миниатюрах XIV-XVI веков. На миниатюре 1389 года показан процесс работы без волочильной доски. Проволоку тянут путем перематывания ее с одной катушки на другую. На миниатюре 1489 года изображен мастер-серебряник, вытягивающий проволоку щипцами через отверстия в волочильной доске. Он сидит и раскачивается на качелях для того, чтобы развивать при вытягивании большую силу. Еще одна миниатюра, относящаяся к 1527 году, показывает волочение проволоки на столе (станке) через волочильную доску, с перематыванием с одной катушки на другую.
В XVII веке в художественных мастерских Московского Кремля употребляли волочильные доски, которые покупали в Торговых рядах, так же как и «плющильни», то есть вальцы для плющения проволоки, щипцы и другие необходимые для сканых работ «снасти».
Волоченая золотая и серебряная проволока изготовлялась в Древней Руси в большом количестве. Она применялась кроме сканых изделий для целого ряда работ. В XVI-XVII веках ею расшивали саадаки (колчаны для стрел и налучья), сафьяновые сапоги. Наводили узоры на металлические и деревянные предметы. В 1676 году «наводчику Оружейного приказа Ивану Кыл-тыкееву» было велено «навести» волоченым серебром «ствол винтовальной красного железа», а мастеру Мартыну Чернорутскому-«навести станок яблоновый черный к стволу винтовальному пищальному».
Тонкая волоченая проволока употреблялась также для нанизывания жемчуга.
Во второй половине XVII века серебряную волоченую проволоку для работы Серебряной и Мастерской палат в Кремле покупали в большом количестве в Серебряном ряду по расценке около 5 алтын за золотник.
Спрос на волоченую проволоку был велик, и уже в первой половине XVII века встречаются «волочильники», то есть лица, занимающиеся только волочением серебра, а в начале XVIII века появляются мастерские, в которых кроме хозяина «волочильным делом» занимаются работники и ученики.
В XVIII веке волоченое серебро и золото стали употреблять для вышивок, кружев и бахромы, богато украшавших роскошные одежды. С 1718 года волочение золота и серебра производилось на мануфактурах, а в 1734 году монополия была передана компании из десяти лиц, организовавшей «фабрики» вначале в Москве, а в 1752 году также и в Петербурге, где изготовляли всякую золотую и серебряную проволоку, бить, блестки и канитель.
Зернь
Сканые изделия часто украшаются зернью - то есть мелкими гладкими шариками из золота или серебра, напаянными на узоры. Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему орнаменту, иногда окаймляет части предмета полосами или располагается в качестве самостоятельного орнамента из ромбов и треугольников, а также образует рельефные пирамидки и грозди.
Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства, точности исполнения и терпения. Для того чтобы получить большое количество одинаковых по размеру шариков зерни, мастер должен прежде всего нарезать равные по длине и диаметру отрезки проволоки. Для ускорения этого процесса мастер плотно наматывает проволоку на цилиндрический стержень, а затем разрезает эту спираль. Полученные таким образом одинаковые по размеру несомкнутые колечки раскладывают щипчиками на большом куске древесного угля с рядами не-больших углублений на нем, после чего направляют на них струю пламени. Расплавленные колечки в виде капель скатываются в углубления, сделанные в угле, и застывают в виде шариков. Если шариков требуется большое количество, то зернь получают иным путем: колечки или отрезки проволоки не раскладывают на куске угля, а пересыпают угольной пылью и плавят в тигле. Техника зерни почти неразрывно связана со сканью. На золотых и серебряных украшениях XI-XII веков встречаются разнообразные виды применения зерни. Орнамент треугольников из тончайшей зерни украшает бусины и подвески в форме желудей на золотом височном кольце с фигурой «уточки» из булгарской коллекции, в то время как крылья, грудь и шея «уточки» сплошь покрыты тонкой сканой веревочкой. Зернь густо покрывает серебряные звездчатые колты XII века из клада, найденного во Владимире. Отдельные блестящие зернышки украшают трехбусинные височные кольца XII века со сканым орнаментом из раскопок в Киеве. Вплоть до наших дней зернь служит неизменным украшением и обогащением сканых узоров русских ювелирных изделий.
Припой
Один из важнейших вопросов для мастера-сканщика - это чистота припоя, который не должен заливать мелкие детали и тем самым нарушать четкость рисунка узоров. На очень древних предметах, выполненных из скани и зерни, припой настолько незаметен, что кажется, как будто какой-то невидимый клей скрепляет отдельные детали. Большой чистоты работы достигали и древнерусские мастера сканого дела.
Издавна этот вопрос интересовал ученых и мастеров разных стран. На нем подробно останавливается в своем трактате о ювелирном деле знаменитый итальянский скульптор и ювелир XVI века Бенвенуто Челлини; много попыток повторить древние подлинники с присущей им чистотой работы делалось в разные годы западноевропейскими учеными, но все было безуспешно.
Утерянный секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт в результате опытов, проведенных советским исследователем профессором Ф. Я. Мишуковым. Он доказал, что вместо припоя древние ювелиры применяли амальгаму из золота, серебра и ртути. Листы тонко расплющенного, так называемого сусального золота и серебра растирались в должной пропорции с
небольшим добавлением ртути, чтобы получить амальгаму нужной густоты. Этой амальгамой смазывали отдельные детали сканого орнамента и шарики зерни, после чего сильно нагревали предмет. Ртуть испарялась, а части орнамента прочно соединялись между собой.
Ложная скань и зернь
Колты, серьги и другие сканые украшения с зернью требовали от мастера большого искусства и большой затраты времени. Ювелиры XII-XIII веков нашли способ удешевить и ускорить процесс изготовления украшений: они отливали в каменных формах из сланца и известняка копии с драгоценных предметов, украшенных сканью и зернью. В результате получались литые украшения, сходные с теми, которые послужили для них образцом, но с нечетким, слегка смазанным рисунком.
При раскопках развалин Десятинной церкви в Киеве в 1939 году было найдено в тайнике тридцать шесть фрагментов литейных форм из сланца для отливки трехбусинных серег, звездчатых колтов, витых браслетов и других украшений. В XIX и начале XX столетия тем же приемом отливки предметов, подражающих скани и зерни, пользовались ювелиры Рыбной слободы близ Казани.
В XV и XVI веках, а порой и позднее сканый орнамент служил иногда матрицей для тиснения ручным способом на тончайших листах серебра (басма). В музейных собраниях сохранились басменные венцы и целые оклады икон, выполненные таким способом и на первый взгляд производящие впечатление сканых работ.
2. Центры русского сканого искусства
Искусство скани получило в Древней Руси широкое развитие почти повсеместно и достигло высоких вершин мастерства. Золотые и серебряные изделия, украшенные сканью и зернью, встречаются при раскопках древнерусских городов и деревенских курганов начиная с IX века. Височные кольца, лунницы, бусы, колты и другие предметы были найдены при раскопках в Киевской Руси, землях Черниговской, Переяславской, Владимиро-Суздальской и во многих других местах.
Не только узоры, но и детали технических приемов использования скани были разнообразны: то она ложилась плотно припаянной к поверхности золота или серебра, то составляла ажурный орнамент, украшенный зернью, иногда же располагалась в два яруса, из которых один возвышался над другим. Наряду с драгоценными, иногда изысканно-тонкими образцами сканого мастерства встречаются изделия ремесленной работы, а в деревенских курганах - грубоватые бусы из медного проволочного каркаса с серебряной зернью.
Орнаментом из зерни, лишь с малым добавлением скани, особенно часто украшали небольшие серебряные и золотые подвески в форме полумесяца, обращенного рогами вниз, - лунницы. На некоторых лунницах, найденных при раскопках древнерусских городов, напаяно свыше двух тысяч мельчайших шариков зерни, расположенных в виде треугольников и полос. Зернь, едва уловимых для глаза размеров, сплошь покрывает звездчатые кол'ты или же отдельными каплями блестит на ажурных бусинах височных колец.
«Искусство зерни, знакомое южнорусским племенам с VI-VII веков по керченским образцам, в VIII-IX веках, благодаря притоку зерненых и сканых изделий с Востока, начинает широко прививаться на русской почве».
Исключительное значение по своим художественным качествам и тонкости мастерства имеют ювелирные украшения со сканью и зернью, найденные при раскопках Старорязанского городища, в пятидесяти километрах от современного города Рязани. В 1237 году татаро-монгольские завоеватели сожгли город Рязань, бывший значительным торговым центром, связанным с Византией и Западной Европой.
На городище в 1822 году был найден широко известный замечательный клад золотых украшений с перегородчатой эмалью и тончайшей сканью. Скань эта, частично совсем особого вида, не встречающаяся в других художественных центрах, представляет исключительный интерес. Сканый орнамент расположен в два яруса - витые золотые веревочки, пропущенные через вальцы и преобразовавшиеся в тонкие ленточки с рубчатым верхним краем, припаяны на ребро к поверхности металла, а поверх них, образуя второй ярус, напаяны узоры из тонкой, свитой в веревочки скани. Найденный там же, на месте Старой Рязани, небольшой золотой ковчежец с крестовидным вырезом по исключительному качеству и своеобразию мастерства является также шедевром ювелирного искусства, и в частности - искусства скани. На небольшом пространстве поверхности ковчежца расположено сто двадцать крошечных пятилепестковых цветков на стеблях в виде спиралей из тончайшей золотой сканой нити.
Опустошительные набеги Золотой Орды и междоусобные войны унесли множество сокровищ культуры и искусства, и среди них предметы, созданные ювелирами домонгольской Руси. Кроме драгоценных украшений со сканью и зернью, скрытых в тяжелые годы в земле и позднее, через несколько веков, найденных археологами, до наших дней сохранились только единичные памятники сканого мастерства XIII и начала XIV века. Большей частью это серебряные оправы на небольших каменных образках, с несложными узорами, в основном в виде коротких завитков.
За последние годы обостренный интерес к древнерусской мелкой пластике, рельефным резным изображениям из камня, кости и дерева вызвал появление нескольких глубоких, серьезных исследований советских искусствоведов на эту тему. Однако эти исследования содержат разногласия по вопросам атрибуции разными авторами ряда памятников. Для определения места их производства исследователям приходится основываться исключительно на особенностях иконографии, стиля, палеографии, технологии, так как нет ни документальных данных, ни надписей на самих предметах, связывающих их с местом, где они были созданы, и которые могли бы служить вехами для определения сходных памятников. Небольшого размера легкие образки, несомненно, могли перевозиться из одного художественного центра в другой, и местонахождение их в ризнице какого-либо монастыря или в собрании музея какого-либо города не может служить безоговорочным основанием для утверждения, что именно там этот образок был выполнен. Еще сложнее обстоит дело с атрибуцией серебряных оправ, которые вполне могли быть сделаны не одновременно с образком или в другом центре. Среди предметов, не поддающихся пока точному определению, нельзя не отметить крест-мощевик, серебряная оборотная сторона которого украшена красивым сканым орнаментом с крупной зернью.
Новгородская скань
Новгород меньше других городов подвергся бедствиям в тяжелые годы, когда на Русь обрушилось монголо-татарское нашествие. Город не был разрушен, но все же и новгородцы страдали от татарского утеснения и от нападений северо-западных соседей, пока не нанесли сокрушительный удар шведам и ливонским рыцарям.
Благодаря тому, что вражеские войска не дошли до Новгорода, он лучше многих других художественных центров сохранил свое культурное наследие.
Искусство Новгорода во всех своих отраслях носит ярко выраженный индивидуальный характер. На протяжении многих столетий Новгород был крупнейшим центром серебряного дела. XIV век - время новой яркой полосы расцвета новгородского прикладного искусства.
В 1336 году для новгородского храма св. Софии были созданы великолепные Золотые Васильевские врата, позднее увезенные Иваном IV в Александровскую слободу. В 1329 году по заказу новгородского архиепископа Моисея был сделан массивный потир из красной яшмы в серебряной оправе - самый ранний значительный памятник послемонгольского периода, украшенный сканью.
Потир этот прекрасен типичными для Новгорода лаконизмом, несколько суровой строгостью формы и сдержанной гаммой красок. Несложные крупные S-образные завитки из двух нитей довольно толстой крученой скани чередуются на оправе с камнями-кабошонами в гнездах. Завитки эти подобны известным на древнейших из сохранившихся русских сканых изделий, но на потире архиепископа Моисея они несколько усложнены помещенными около каждого из них с двух сторон изогнутыми усиками. Сходный орнамент имеется на серебряной оправе деревянного резного креста в собрании Гос. Русского музея. Здесь крупные сканые завитки расположены на характерном для новгородского искусства фоне, заполненном мелкими скаными кружками. Новгородские серебряники широко применяли скань в XV и XVI столетиях. С конца XV века и на протяжении всего XVI века в Новгороде особенно распространен сканый орнамент крупных сердец, образованных соединенными по два спиральными завитками, равномерно расположенными на фоне, сплошь покрытом мелкими скаными кружками.
Аналогичные сердцевидные узоры, связанные с искусством Византии, имевшим такое большое значение в сложении новгородского ювелирного дела, были хорошо известны еще в искусстве древнего Новгорода. Они сохранились на фресках новгородских храмов - в церкви св. Георгия в Старой Ладоге, в росписи окон Георгиевского собора Юрьева монастыря, на омофоре св. Луки, в алтарной апсиде храма Спаса Нередицы, на одежде пророка Давида на фреске в том же храме. В XVI веке орнамент сердцевидных завитков повторяется и в деревянной резьбе царских врат из храма Спаса Нередицы. Здесь сердца сгруппированы по четыре, сходясь острыми концами. Такое расположение сердцевидных завитков, вписанных в круг, встречается на целом ряде сканых окладов икон греческой работы - «Спас Нерукотворный» в монастыре Сан Бартоломео дегли Армении, на окладах иконы Богоматери, Троицы и Иоанна Богослова в Ватопеде на Афоне и других.
Новгородский сердцевидный сканый орнамент известен нам по многочисленным прекрасным памятникам ювелирного искусства, хранящимся в Гос. Историческом музее, Оружейной палате, Русском музее, Новгородском музее. От своего далекого византийского прототипа с предельно четкими и несколько измельченными густыми узорами он сильно отличается. Новгородские сердцевидные завитки возвышаются над фоном, они выполнены из более толстой сканой веревочки или гладкой проволоки, чем покрывающие сплошным ковром фон мелкие кружочки из тонкой сканой веревочки.
Орнамент сердец свободнее и мягче, чем несколько сухой, виртуозно исполненный орнамент греческих ювелиров. Новгородские сканых дел мастера XV и XVI веков применяли иногда и совсем особый прием, дающий возможность выделить некоторые части узоров широкой, мягкой, как бы кистью проведенной полосой, образованной тремя нитями - тонкой веревочкой, положенной между двумя гладкими проволоками. Основной рисунок при этом обычно располагается на фоне мелких сканых кружков. Отдельные детали, выполненные таким приемом, встречаются на многих серебряных предметах новгородской работы. Часто это колечки из трех нитей скани, через которые пропущены стебли, как, например, на сканом окладе Мстиславова Евангелия 1551 года.
Иногда это более сложные и разнообразные мотивы, как на окладах Евангелий из Ново-Девичьего монастыря и из Оружейной палаты, на обрамлении деревянного образка «Знамение» XV века из Третьяковской галереи, на кресте, венце и посохе из Новгородского музея.
Выдающийся памятник новгородского сканого искусства, на котором также применен прием выделения основного рисунка линией в три ряда нитей (витая веревочка между двумя гладкими), - напрестольный серебряный крест из Антониева Спасского монастыря. Он был сделан в 1591 году по указу новгородского митрополита Александра. По изяществу, свободе, легкости и красоте орнамента он далеко превосходит изделия рядовых серебряников. Сильный, непрерывный стебель, пропущенный сквозь кольца, вьется по лицевой стороне креста. Спирально изогнутые побеги закончены цветками и листочками. По более узким боковым сторонам креста аналогичный волнообразный стебель, не пропущенный через кольца, вьется свободно. На концах перекрестий расположены сканые восьмилепестковые розетки в кругах. На нижнем перекрестье - типичный для новгородского серебряного дела цветок с фигурно вырезанными трехлопастными» лепестками. В XVI веке сканый орнамент иногда расцвечивался в Новгороде «холодной эмалью», то есть наложенной без обжига цветной мастикой с лаком. На окладе Мстиславова Евангелия, переделанном в 1551 году в Новгороде, в небольших лепестках и кружках из тонких ленточек плющеной скани прекрасно сохранилась мастика белого, красного и синего цвета.
Киноварная и бледно-зеленая мастика заполняет мелкие кружки, образующие четыре больших круга, крест, цветы, розетку и отдельные лепестки грушевидной формы на другом окладе Евангелия, также новгородской работы XVI века (с добавлением более поздних деталей).
Эмаль по сканому орнаменту сменила во второй половине XVI века «холодную эмаль».
В новгородском искусстве XV, XVI и XVII столетий встречается несколько вариантов очень изящного сканого орнамента растительного характера, иногда с эмалью, на матовом канфаренном фоне или на фоне, покрытом мельчайшими скаными кружками: стилизованные цветы и травы поднимаются из кольца как бы из устья вазы или из цветка лилии; или же это легкие, волнообразно вьющиеся стебли с побегами и трилистниками со сложным контуром зубчатых лепестков; иногда стебли образуют круги, внутри которых свободно раскинулись побеги из двух рядов сканой веревочки, выходящие в разных направлениях из кольца, с растущими на них синими и бледно-бирюзовыми листьями. Такой легкий и изящный орнамент имеется на серебряной цате и на окладе иконы Христа в собрании Гос. Исторического музея. Орнамент этот выдерживает сравнение с лучшими скаными изделиями мастеров Оружейной палаты XVI века. В то же время особенности новгородского искусства в нем ярко выражены. Возможно, что это работы, выполненные мастерами-новгородцами в Москве, куда, как известно, грамотой Ивана IV в 1556 году вызывались мастера-серебряники из Новгорода, которые „горазды серебром образов складывать».
Высокое мастерство новгородцев, приемы работы и орнаментальные мотивы, характерные для искусства Новгорода, имели большое значение как для ювелирного искусства Москвы, так и для художественных центров русского Севера. В XVI и XVII столетиях многие новгородские серебряники привлекались для работы в Золотой и Серебряной палатах Московского Кремля, где они, несомненно, насаждали свои вкусы и навыки и в свою очередь возвращались в Новгород обогащенными опытом работы с лучшими мастерами страны.
Особенно близки новгородской культуре серебряные сканые изделия, сделанные в монастырях Северного края, где жило и работало немало новгородцев и существовали теснейшие культурные и экономические связи с Новгородом и Псковом. Об этой близости свидетельствуют такие памятники сканого мастерства, как большой серебряный напрестольный крест, выполненный в 1561 году двумя старцами Соловецкого монастыря. На нем вырезана надпись о том, что он сделан «в пречестную и великую обитель на Соловки… труды Соловетцких же старцев Исака Шахова и Данила Даньского».
Псковская скань
В серебряных изделиях Пскова много общего с новгородскими, однако, нельзя не отметить своеобразные черты и достижения, присущие только псковским серебряникам и основанные на глубоких традициях народного творчества.
Сходство скани работы ювелиров Пскова с новгородской в основном ограничивается тем, что орнамент развертывается большей частью на фоне, сплошь усеянном мелкими скаными колечками. Сами же узоры отличаются яркой самобытностью. Тонкие стебельки и причудливо изогнутые длинные листья змейками разбегаются по фону, покрытому миниатюрными скаными кружками, на большом серебряном очелье XVI века с иконы Богоматери.
Своеобразная красота очелья дополняется многочисленными гнездами с жемчугом, альмандинами и горным хрусталем, разбросанными по сканому орнаменту, и грушевидными подвесками, окаймляющими внутренний его край. Близкие по характеру узоры имеются на окладе большой иконы «Распятие» псковской школы, датированной 1545 годом. Сканый орнамент, сходный с имеющимся на очелье, был, несомненно, использован вместо матрицы для серебряной басмы, покрывающей фон этой иконы.
Спиральные завитки из гладкой проволоки, обращенные в разные стороны, расположены на фоне, сплошь покрытом мелкими колечками на панагиях и других серебряных сканых предметах псковской работы XVI века.
По краю необычных по форме панагий, большей частью двенадцатигранных, с вогнутыми гранями, расположены ажурные выступы из свитой в две нити сканой веревочки. Живописное изображение, обрамленное сканым орнаментом, прикрыто выпуклым куском горного хрусталя, а в качестве вставок и подвесок иногда использованы древние византийские камеи.
Начиная с конца XVI столетия псковский сканый орнамент, так же как и в других художественных центрах, часто расцвечивался эмалью. Большей частью это была темно-синяя и темно-зеленая, иногда также бирюзовая или голубая эмаль. Орнамент скани в начале XVII века очень сложен и красив. Нельзя не отметить его силу и свежесть, например, на большом напрестольном кресте 1603 года с длинными изгибающимися и переплетающимися стеблями, пропущенными через фигурной формы кольца и заканчивающимися листьями причудливых очертаний.
Сканые пуговицы и цепи
Особое место среди русских сканых изделий занимают пуговицы и цепи, получившие особенно широкое распространение как необходимое украшение одежды, бытовавшее во всех слоях населения - от царского двора до имущих крестьян. Пуговицы и цепи изготовляли золотых и серебряных дел мастера и специалисты в этой области - «пуговичники» и «цепочники». В Древней Руси золотые и серебряные пуговицы делали повсеместно, так как они служили одним из основных украшений одежды. Качеству пуговиц уделялось много внимания. Для царских одежд в XVII веке их изготовляли главным образом в мастерских Московского Кремля, Золотой и Серебряной палатах, где работали лучшие ювелиры страны.
Насколько серьезное значение придавалось красоте пуговиц, можно судить по случаю с приехавшим в Москву иностранным золотых и серебряных дел мастером: 14мая 1623 года из Англии прибыл сканого дела мастер Фредерике Марджин и просил принять его на работу в царские мастерские. «Новому немчину» было выдано 20 золотников и указано сделать «к государеву портишу пуговки золотые сканые с финифтом». Англичанин не справился с заданием, его работа не понравилась, и 12 июня, не пробыв и месяца в Москве, Марджин получил проезжую грамоту и был вынужден уехать обратно в Англию.
Потребность в пуговицах была настолько велика в XVII веке, что мастера Золотой и Серебряной палат не могли справиться с запросами царского двора и большое количество золотых и серебряных пуговиц покупали «портищами», на вес, в Серебряном ряду. В Мастерской палате пуговицы нашивали на шубы, платья, кафтаны, зипуны, душегреи и другие одежды из драгоценных тканей. Роскошь и дороговизна пуговиц нашли отражение в русском народном эпосе. В былине о Соловье Будимировиче упоминаются пуговицы, больше чем вдвое превышающие стоимость самой одежды: «Скоро де Запава наряжается, надевала шубу соболиную - цена то шубе три тысячи, а пуговки в семь тысячей».
Цена сканых пуговиц зависела от их веса, размера и украшенности. В 1629 году десять серебряных позолоченных сканых пуговиц, пришитых на кафтан царскому духовнику протопопу Максиму, были оценены в «2 рубли 29 алтын». Десять серебряных сканых пуговиц, пришитых на соболью шубу зеленой камки «немчину Адаму Дюрну», стоили в 1635 году 4 рубля 26 алтын 5 денег.
Покупавшиеся сотнями в Серебряном ряду сканые серебряные пуговицы в последней четверти XVII века расценивались большей частью по 4-5 алтын за золотник.
В зависимости от формы и техники изготовления пуговицы носили различные названия: «грушевые» или «на грушевое дело», то есть грушевидной формы, «на кедровое дело», «на желудовое», «на миндальное дело», «половинчатые», «осьмероугольные», «гладкие», «граненые», «ложчатые», «чешуйчатые», пуговицы «прутиками», прорезные и др. В большом числе встречаются пуговицы сканые, «осыпные», то есть сплошь покрытые зернью, сканые с эмалью, с жемчугом или камнями. Разнообразны они и по размерам - от крошечных, величиной с горошинку или желудь, до крупных, массивных, с куриное яйцо, предназначенных для тяжелых верхних одежд.
Иногда пуговицы покрыты скаными узорами сплошь, иногда они делались гладкими до половины, а в остальной части - украшенными скаными концентрическими кругами, заполненными зернью; или же пуговицы расчеканены полусферическими мелкими выпуклостями, обведенными скаными веревочками, иногда прорезаны до половины отверстиями, а в другой своей части покрыты шариками зерни.
На конце пуговицы украшались жемчужиной на «спне» (штифте), розеткой из разноцветных камней, цветком с камнем или камнем в гладом гнезде, но чаще всего пирамидкой из зерни или одним шариком зерни.
К концу XVII столетия все реже встречаются упоминания о сканых пуговицах для одежд. Пуговицы делают все чаще гладкими, серебряными или шелковыми.
В XVIII веке пуговицы на дорогих одеждах придворных и богатого дворянства совсем изменяют свой характер. Сканые серебряные пуговицы продолжают бытовать у купечества и зажиточного крестьянства.
Долгое время, вплоть до XX века, серебряные сканые пуговицы встречаются на церковных одеждах, в то время как в гражданском быту их окончательно вытесняют более дешевые - обтянутые тканью, костяные и перламутровые.
В разные годы и в зависимости от назначения цепи носили различные названия и выполнялись по-разному. В царском быту XVII века цепи из плоских колец, нашитые на бархат или атлас, назывались «перевязью» или «окладнем». Их надевали через плечо поверх одежды для ношения фляжки при выездах на охоту или богомолье.
Цепи «столбчатые» - из тонких проволочных колец, густо переплетенных в несколько рядов таким образом, что они напоминают цилиндрический или слегка ограненный столбик, - большей частью служили для подвешивания лампад или для кадильниц. Они известны в XV, XVI и XVII веках.
Широко и на протяжении нескольких столетий (XVI-XX вв.) делали сканые цепи в виде плоских лент, широких или узких. Они бытовали в разных слоях населения, на них носили на груди, поверх одежды, кресты или образки, прикреплявшиеся к плоским наконечникам цепей.
Цена на сканые цепи в Серебряном ряду в конце XVII века была приблизительно такой же, как на пуговицы, то есть около 4 алтын (12 копеек) за золотник.
Цепочным мастерством занимались в XVII веке не только мужчины, но и женщины. В 1677 году «стрельчихе Ографенке» было уплачено «за дело троих чепей столпчатых серебряных к трем кадилам . денег ей за дело тех чепей полтора рубли». Цепи предназначались в царские хоромы, в дворцовый собор «Спаса нерукотворного что на сенях» и в Александровскую слободу. За неграмотную «Ографенку» расписался сканых дел мастер Серебряной палаты Федор Иванов.
Цепи делали из гладкой и свитой в веревочки проволоки, а также из ленточек плющеной проволоки.
Кроме упомянутых выше «столбчатых» цепей встречаются цепи «кольчатые» - из гладких или рубчатых крупных или мелких колец - и широкие плоские цепи из двух, трех и четырех рядов завитков в форме восьмерок с гладкой или рубчатой полоской между ними.
Цепи конца XVII - начала XVIII века, большей частью из крупных звеньев в виде рядов завитков, напоминающих восьмерки, соединенных небольшими круглыми колечками, сделаны из довольно толстой гладкой проволоки. Плоские цепи из звеньев в виде рядов мелких восьмерок, гладких, рубчатых или из свитой в веревочки проволоки, встречаются в 80-90-х годах XVIII века. Плоские цепи, широкие и узкие, из рядов спаянных между собой рубчатых колесиков с напаянными на них блестящими гладкими кружками датируются разными годами XIX века (с 1820 г. по 1862г.).
Разнообразные цепи делают и в наши дни, в особенности в древнем центре изготовления цепей и кольчуг - Бронницах.
3. Ювелирное искусство XVII века.
Трудно поверить, как много при сем случае было золотых сосудов, чаши и бокалы сияли в рубинах, сапфирах, гиацинтах, кораллах и жемчугах, весь стол горел от золота и драгоценных камней».
Вся ослепительная роскошь Руси XVI века, ошеломлявшая иностранцев, была сметена в эпоху «смуты», во время нашествия польских и литовских интервентов. Замолкли и опустели мастерские Оружейной палаты, замерла художественная жизнь в Московском Кремле.
К первым, наиболее ранним после «смуты» произведениям ювелирного искусства относится золотое кадило—вклад царя Михаила Федоровича в Троицкий монастырь в 1616 году работы мастеров Серебряной палаты Данила Осипова и Третьяка Пестрикова. Верхняя часть кадила по традиции воспроизводит кубическую форму одноглавого храма с килевидными кокошниками и как бы слюдяными окнами. Нижняя часть кадила покрыта сплошным растительным орнаментом. Кадило обильно украшено самоцветами — как его нижняя часть, так и верхняя до главы включительно. Интересно его сопоставить с таким же кадилом 1598 года—вкладом царицы Ирины к гробу Федора Ивановича. Но сторонам нижней части кадила царицы Ирины чернью тонко выполнены профильные изображения святых и только по два самоцвета укреплены на каждой стороне. На кадиле же 1616 года на каждой густо орнаментированной стороне по пяти самоцветов, что очень утяжеляет предмет, лишает его легкости и стройности, пленяющих в кадиле 1598 года. Среди произведений ювелирного искусства XVII века, хранящихся в Загорском музее, особенно выделяется митра, данная в монастырь по боярине Федоре Михайловиче Мстиславском. Кажется, что митра вся создана из крупного ровного жемчуга, драгоценных самоцветов, золотых запонов с тончайшей эмалью и самоцветами посередине. Ее можно рассматривать не только как художественное произведение. Она представляет большой «минералогический» интерес по многообразию драгоценных камней, находящихся на ней. По низу митры помещена как бы опоясывающая ее композиция деисуса на золотых чеканных дробницах.
На лицевой стороне митры внизу золотая дробница с изображением Вседержителя в обрамлении из рубинов и эмали. Над ней, окруженный жемчугом, выступает индийский алмаз в золотой оправе в виде лотоса, граненный наподобие высокой розы типа знаменитого «алмаза Орлова» в скипетре русских императоров. Над алмазом — крест, весь выложенный крупными и мелкими алмазами плоской огранки (тафельштейн). Выше креста — большой, прямоугольной формы, плоской огранки рубин, о котором в монастырской описи 1756 года записано: «Под семигранным яхонтом лал червчат рубин он закреплен в когтях золотых цена двадцать тысяч из вкладных риз царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси». Так выясняется «биография» этого замечательного камня, происходящего из сокровищ Грозного. Завершается лицевая линия орнаментации митры только что упомянутым большим восьмигранным яхонтом лазоревым.
На уровне алмазного креста направо и налево расположены четыре большие золотые запоны, охватывающие выпуклую часть митры и чередующиеся с крупными самоцветами в золотых высоких кастах. Эти запоны заслуживают особенного внимания как замечательные произведения искусства. Все четыре запоны, различные по форме и по орнаменту, в середине имеют по крупному самоцвету, помещенному на приподнятой ее части. Поверхность запоны тонко орнаментирована картушами, раковинками, завитками, покрытыми эмалью различных цветов. Они являются прекрасным обрамлением для поднимающихся над ними самоцветов. Между нижними дробницами помещены золотые запоны меньшего размера, круглые, с девятью гладкими конусообразными оправами, с алмазными искрами на вершине конуса.
Сочетание блеска алмазных искр с гладкой поверхностью маленьких конусов придает митре особенное сияние и блеск. Кроме того, по всей митре и по нижнему ее краю укреплены небольшие прямоугольные прорезные пластинки с вставленными в них искрами алмазов, рубинов, изумрудов и сапфиров. Между крупными декоративными элементами расположены более мелкие самоцветы различных оттенков. Наконец, крупный ровный жемчуг, обрамляющий дробницы, запоны, самоцветы, заполняет всю поверхность митры так, что не видно основного материала, из которого она сделана. Не будет преувеличением сказать, что митра Мстиславского является неповторимым произведением в ювелирном искусстве.
Выше упоминалось о великолепных цатах к иконе «Троица» Рублева, выполненных во времена Грозного. В 1626 году по заказу царя Михаила Федоровича были сделаны новые цаты к той же иконе, а цаты Грозного были перенесены на копию иконы Троицы XVI века, находящуюся сейчас в иконостасе Троицкого собора. Очевидно, мастерам в качестве образца были указаны цаты Грозного, но немецкие ювелиры, работавшие в Оружейном приказе (Гаст Якуб и Лент Ян), по-своему восприняли и передали замечательный оригинал, значительно увеличив размеры цат. При этом паты потеряли назначение ожерелий и превратились в нетрудные украшения, идущие от плеча к плечу и охватившие почти половину фигуры. Они массивны, тяжеловесны, а их цвет лишен светлой разнообразной гаммы. Художественная выразительность новых цат значительно слабее оригиналов, от которых исходили их создатели.
В 1632 году царем Михаилом Федоровичем и патриархом Филаретом в Троицкий монастырь было дано Евангелие большого формата. Золотой оклад Евангелия обильно украшен крупными изумрудами, сапфирами и эмалью разнообразной цветовой гаммы. Композиция этого оклада повторяет оклад Грозного, данный в 1571 году Благовещенскому собору. Имеете с тем, сопоставляя эти два оклада, разделенные шестьюдесятью годами, нетрудно заметить, что для мастера XVII века была чужда ритмичность и строгость композиции Евангелия 1571 года. Так, в круглящиеся ленты с надписями, которые обрамляют круглой же формы камни, вставлены четырехугольные крупные камни, нарушающие ритм композиции. Кроме того, евангелисты, помещенные в круговых обрамлениях, даны на фоне сложной фантастической архитектуры, усиливающей дробность и измельченность общей композиции.
Чрезвычайно интересно привести восторженные слова Павла Алепп-ского, посетившего Русь в середине XVII века и видевшего это Евангелие: «Что касается евангелия, то мы не видывали подобного по обилию чистого золота и драгоценных каменьев и по его искусной отделке, приводящей ум в изумление. Никто не мог поднять его вследствие его тяжести от обилия золота». Описывая свое посещение ризницы Троицкого монастыря, он пишет: «Здесь мы видели священнические облачения и утварь из золота и серебра с драгоценными каменьями—вещи, поражающие ум изумлением и удивляющие умного больше чем глупца».
Заключение
В наши дни в ювелирном деле многие процессы механизированы, и мастера затрачивают на них значительно меньше усилий и времени, чем прежде. Одна из особенностей техники скани заключается в том, что даже в современном производстве сканые изделия делают почти целиком вручную. Применяют лишь малую механизацию, ускоряющую и облегчающую такие трудоемкие процессы, как сучение скани, которое производится теперь при помощи мотора (электродрель), и пайка, раньше проводившаяся посредством дутья в изогнутую трубку - февку. Изнурительный и требующий большого навыка процесс непрерывного дутья теперь осуществляется от компрессора или при помощи мехов с ножным приводом.
Список использованной литературы
1. Свирин А.Н. «Ювелирное искусство древней Руси IX – XVII» – М:. «Искусство»1972.
2. М. Постникова-Лосева «Русская золотая и серебряная скань» -М:. «Искусство» 1981.
3. Беспалый Л.Л. «Ювелирные изделия. М:. 1950.
4. Уткин П.И. «Русские ювелирные украшения» М:. 1970.