Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Инвестиции"


Сельская кредитная кооперация

Содержание: Введени 1.Сущность, основные черты сельской кредитной кооперации 2. Сельская кредитная кооперация в рыночной экономике России 3. Проблемы развития сельской кредитной кооперации и пути их решения.
Заключение Список использованной литературы
Введение. Возрождение кредитной кооперации в современной России было предопреде­лено экономическими преобразованиями, начатыми во время перестройки. Значи­тельная часть сельхозтоваропроизводите­лей в такие периоды, как правило, испы­тывает финансовые трудности, а отсут­ствие оборотных средств может привести к разорению даже стабильное сельхоз­предприятие. Снизить риск в сельском хо­зяйстве дает возможность значительное улучшение его финансового положения. Однако в настоящее время резко сокра­щается бюджетная поддержка и сохраняются разного рода препятствия для ста­новления системы сельскохозяйственно­го кредита. Активное развитие малого и средне­го предпринимательства в агробизнесе и недостаток денежных средств при недо­ступности финансово-кредитных ресурсов на селе послужили импульсом к созда­нию кредитных кооперативов. Инициатива прогрессивных современ­ных деятелей науки и представителей за­конодательных и исполнительных органов федеральных и региональных властей при поддержке международных организаций позволила реализовать идею кооператив­ного кредита как финансовой основы развития не только агробизнеса, но и социальной сферы села. Развитие кредитных кооперативов и формирование целостной системы кредит­ной кооперации в стране дадут возмож­ность снизить риски потерь АПК при вступлении во Всемирную торговую орга­низацию (ВТО), а разработка и принятие федерального закона, который опреде­лил бы статус таких кооперативов в кре­дитно-финансовой сфере, обеспечит со­вершенствование самой системы кредит­ной кооперации. Существующая правовая база не толь­ко не позволяет развивать кредитные ко­оперативы, но и ограничивает возможно­сти вступления в них отдельных катего­рий хозяйствующих субъектов АПК. Глав­ным недостатком проектов законода­тельных актов является то, что в них не планируется придание этим кооперативам статуса кредитных организаций небанков­ского типа. Создание же кредитных коо­перативов, осуществляющих широкий спектр функций, наделенных правом вы­полнения отдельных или всех банковских операций не предусматривается вовсе. И, тем не менее, в состоянии полной неопределенности и неразберихи в зако­нодательно-правовой базе относительно кредитных кооперативов последние дос­таточно успешно работают. Так, суммы выданных ими сельчанам кредитов сопо­ставимы с объемом кредитования села банковским сектором. Предметом исследования курсовой работы является сельская кредитная кооперация. Цель работы-изучение сельской кредитной кооперации в рыночной экономике России. Для достижения данной цели я ставлю перед собой следующие задачи: · Изучить сущность, основные черты сельских кредитных кооперативов. · Рассмотреть функционирование сельских кредитных кооперативов в рыночной экономике России · Определить проблемы развития сельской кредитной кооперации и пути их решения. Актуальностью данной темы является то, что в настоящее время сельскохозяй­ственные кредитные кооперативы успеш­но функционируют в 54 регионах России и объединяют более 20 тыс. членов, что свидетельствует о востребованности их услуг. Наибольшую заинтересованность в деятельности этих кооперативов проявля­ют представители среднего и малого аг­робизнеса, на долю которых приходится более 54% производимой сельхозпродук­ции.
1.Сущность, основные черты сельской кредитной кооперации. Кредитные кооперативы - это добровольные объединения физиче­ских и юридических лиц на основе членства. Их создание основано на общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой другой общности с целью сбережения их соб­ственных денежных средств посредством взаимного кредитования; этом понятий обобщен опыт российских кредитных кооперативов и мировой опыт деятельности подобных организаций, отразивший философию дви­жения кредитных кооперативов. В отсутствии специального федерального закона о кредитной коопе­рации порядок создания и деятельности сельского кредитного кооператива определяется действующим законодательством. В настоящее время создание финансовых организаций с кредитными функциями возможно по четырем организационно-правовым направлени­ям: · Кредитные организации, создаваемые и действующие на основе Федерального закона «О банках и банковской деятельности»; · Сельские кредитные кооперативы, создаваемые и действующие на основе Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации»; · кредитные кооперативы, создаваемые и действующие на основе Федерального закона «О потребительской кооперации в Российской Феде­рации»; · общества взаимного кредитования, создаваемые и действующие на основе Федерального закона «О Государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан» предусматривает создание кооператива только из физических лиц, в то время как по закону «О сельскохозяйственной кооперации» и в соответствии со ст. 116 ПС РФ в числе участников потребительского кредитного кооператива могут быть и юридические лица. Целям и задачам организации кредитного кооператива на селе в большей мере отвечает Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации". Право включения в кооператив как физических, так и юридических лиц, предоставляемое этим законом, предопределяет ложность использования в своей деятельности более широкого спектра финансовых ресурсов: не только сбережений граждан, но и накоплений, а именно свободных оборотных средств сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств. Это в свою очередь расширяет круг и качество финансовых услуг, предоставляемых кооперативом своим членам. Целью сельского кредитного кооператива, создаваемого только физическими лицами, можно признать сохранение сбережений и предоставление займов на потребительские цели - приобретение товаров и услуг. Цель кооператива с участием юридических лип, занятых производственной сельскохозяйственной деятельностью, является улучшение финансовых условий по профилю основной деятельности Цель определяет предмет деятельности кооператива, который, как и сама цель, должен быть прописан в учредительных документах. В предмет деятельности кооператива могут включаться следующие положения: · сохранение сбережений и прием вкладов членов кооператива; · предоставление займов на производственные цели (покрытие недостатка собственных оборотных средств, приобретение средств производства и т.д.); · размещение временно свободных денежных средств на депозитах в банках или в ценных бумагах, · оказание услуг пайщикам по взаиморасчетам с третьими лицами, · оказание консультационных, информационных и других услуг членам в соответствии с действующим законодательством.
Обязательным условием целесообразности создания кредитных кооперативов является инициатива и заинтересованность отдельных групп граждан и юридических лиц. Они должны создаваться на основе опреде­ленных принципов, которые были выработаны в результате многолетнего опыта работы этих структур и теоретических разработок российских и зарубежных ученых- экономистов:
· Первый принцип: добровольное и открытое членство. · Второй принцип: демократический надзор со стороны членов. · Третий принцип: экономическое участие членов кооператива. · Четвертый принцип: автономия и независимость. · Пятый принцип: образование, обучение и информация. · Шестой принцип: сотрудничество между кооперативами. · Седьмой принцип: заботя об обществе. Так как сельский кредитный кооператив действует в финансовой сфере, то важнейшее значение приобретают следующие принципы: взаимопомощь, самоуправление, взаимная ответственность, локальная ориентация, управление рисками. Законодательно определен следующий порядок образования кредит­ного кооператива: 1. Граждане и юридические лица, изъявившие желание создать коо­ператив, формируют организационный комитет, в обязанности которого входит: · подготовка технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта производственно-экономической деятельности кооператива, включающе­го размер первого фонда кооператива и источники его образования; · подготовка проекта устава кооператива; · прием заявлений о вступлении в члены кооператива; в заявлении должно быть отражено согласие члена участвовать в производственной либо иной хозяйственной деятельности кооператива и соблюдать требования устава кооператива; · подготовка и проведение общего организационного собрания членов кооператива. 2. Организационный комитет вправе установить размеры вступи­ тельных членских взносов. Эти средства предназначаются на покрытие организационных расходов по образованию кооператива и организации его хозяйственной деятельности. Отчет об их использовании представляется на общем собрании членов кооператива. 3.Общее организационное собрание членов кооператива: • принимает решение о приеме в члены кооператива; • утверждает устав кооператива; • избирает органы управления кооперативом - правление коопера­тива и, в установленных Федеральным законом случаях, наблюдательный совет кооператива. Вместо правления может избираться председатель кооператива. При создании сельского кредитного кооператива возникает необхо­димость осуществлять, помимо установленных основополагающим зако­ном мероприятий, ряд дополнительных действий, характерных для орга­низации предлагаемого вида деятельности. Создание кредитного кооператива может быть наиболее перспектив­ным, если инициатором его образования выступит группа лиц, обладаю­щая определенными навыками и опытом работы в банковских структурах. Виды деятельности кредитного кооператива не носят характера банков­ских операций только в силу ограниченного круга их обращения (для чле­нов кооператива) и обязательности условия их осуществления на беспри­быльной основе. Экономическое и организационное содержание работ од­нотипно. Профессионализм организаторов кооператива можно рассматривать как один из важнейших факторов его успешной деятельности. На этапе возрождения кредитной кооперации обнадеживающим моментом является поддержка областной и местной (районной) администраций. Инициаторы и другие лица, изъявившие желание создать кооператив, формируют организационный комитет, в обязанность которо­го входит подготовка и осуществление всех мероприятий, предшествую­щих проведению общего организационного собрания кооператива. Образование кредитного кооператива следует начать с оценки фи­нансовых потоков (выявление источников денежных ресурсов, соотноше­ние процессов потребления и накопления и т.п.) и подбора потенциальных членов кооператива. На этом этапе желательно определить возможные территориальные границы деятельности кооператива, характер занятости населения в этом регионе (физических и юридических лиц, как правило, из сферы малого предпринимательства), выявить мотивы, определяющие по­требность в организации кредитного кооператива. Данный этап организационных работ сопровождается выявлением ситуации с материально-техническим обеспечением создаваемой организации. Необходим подбор помещения с оборудованием, соответствующим характеру деятельности кредитного кооператива, выясняются условия его аренды или приобрете­ния в собственность. При благоприятной динамике финансовых ресурсов в выбранном регионе, наличии заинтересованных лиц, потенциальных источников кооперации и условий технического обеспечения организационный комитет раз­рабатывает технико-экономическое обоснование деятельности кредитного кооператива. Обосновываются организационные затраты, включающие расходы на подготовку учредительных документов и регистрационных мероприятий, определяется примерная смета расходов по осуществлению текущей деятельности кооператива. Как правило, эти расчеты, и ориентиро­вочная численность будущих участников кооператива служат основой для расчета вступительных взносов. Особое внимание организационному комитету следует уделить под­готовке устава. Устав следует рассматривать как основной закон, в наи­большей степени регламентирующий деятельность кооператива. Его под­готовку целесообразно осуществить до организации работ по приему желающих в члены кооператива. Ориентация на определенные уставные положения позволяет осознанно вступать в кооператив, основываясь не только на своих потребностях в предоставляемых услугах, но и согласо­вывая их со своими возможностями для выполнения принимаемых в связи со вступлением в кооператив определенных обязательств. Следующим этапом работы, проводимой организационным комите­том, является реальный подбор участников кооператива, завершающийся приемом заявлений о вступлении в кооператив. Кредитный кооператив подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации юридических лиц. Госу­дарственная регистрация кооператива осуществляется районными админи­страциями по месту его учреждения. Регистрация кооператива считается осуществленной при занесении его в журнал регистрации поступающих документов в учреждении, ве­дающим регистрацией, присвоении номера и проставлении специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой регистрации на титульном листе устава кооператива, скрепленной подписью должностного лица, ответственного за регистрацию. В отделе регистрации необходимо получить справку о приеме документов созда­ваемого кооператива на регистрацию. Решение о регистрации должно быть принято не позднее, чем в ме­сячный срок с момента передачи документов. Принятие решения о регистрации кооператива сопровождается вы­дачей: • временного свидетельства о регистрации; • зарегистрированного устава кооператива; • сведений о государственной регистрации кооператива. При получении данных документов необходимо сделать копии до­кументов о регистрации и нотариально их заверить. Одновременно осуще­ствляются следующие действия:
• изготавливается печать; • кооператив ставится на учет в налоговой инспекции, в органах статистики, внебюджетных фондов; • открывается счет в банке - заполняются и нотариально заверяются специальные карточки с образцами подписей должностных лиц. Завершающим этапом образования кооператива следует передача во все инстанции копий постоянного свидетельства о регистрации и других, если требуется, учредительных документов.
Кооператив считается созданным с момента его государственной регистрации Учредители, члены и ассоциированные члены кредитного коопера­тива. Учредителями кредитного кооператива являются граждане, приня­тые в члены кооператива на его учредительном собрании. Их должно быть не менее 5 человек. Учредители имеют в кредитном кооперативе те же права и обязанности, что и другие члены кооператива. Членами кооператива могут быть граждане Российской Федерации: • достигшие возрастали 18 лет; • признающие устав кооператива; • внесшие обязательный паевой взнос в кооператив; • принимающие личное трудовое участие в деятельности кооперати­ва; • взявшие на себя обязательство нести субсидиарную ответствен­ность по обязательствам кооператива. Таким образом, целью создания сельских кредитных кооперативов является сохранение сбережений граждан, проживающих в сельской местности, предоставление им займов, а также выдача целевых кредитов юридическим лицам. 2. Сельская кредитная кооперация в рыночной экономике России. В России формирование системы сель­ской кредитной кооперации — один из пу­тей реформирования финансово-кредитной сферы АПК, открывающий доступ сельхоз­товаропроизводителям и сельскому населе­нию к кредитным ресурсам. Сельскохозяйственный кредитный коо­ператив должен объединять сельских това­ропроизводителей всех уровней. Паевые взносы при этом следует скорректировать с учетом объединяемого имущества его бу­дущих участников. Соответственно разме­рам хозяйств правомерно выдаваемые им ссуды разделить на четыре вида: на приоб­ретение производственного оборудования; на производственные расходы; на иннова­ционные цели; кредиты, направляемые на создание и развитие объектов сельской инфраструктуры. Кроме того, следует различать кредиты краткосрочные, которые выдаются для по­купки семян, удобрений, ядохимикатов, кор­мов, топлива, для оплаты труда, воды, элек­тричества и т. д., и долгосрочные — для осуществления инвестиций. В настоящее время в 40 регионах Рос­сии функционирует около 200 сельских кредитных кооперативов, насчитывающих более 10 тыс. членов. За последние 4 года число таких кооперативов в стране увели­чилось в 10 раз. Активно ведется работа по созданию кредитных кооперативов в Вол­гоградской, Ростовской, Томской, Саратов­ской, Пермской, Тюменской, Ярославской и других областях. Эти кооперативы объе­динены в межрегиональный Союз сельских кредитных кооперативов. Организационную и финансовую под­держку кооперативам оказывает Фонд развития сельской кредитной кооперации, управление которым осуществляется с участием Минсельхоза России. За 1999— 2002 гг. Фонд выдал кооперативам 17 ре­гионов займы на сумму около 350 млн.руб. При этом их возвратность составила 99,6%. Первые кредитные кооперативы в новейшей истории России возникли в 1995 году в Волгоградской области. В Волгоградской областной администра­ции создана инспекция по кредитной кооперации, по инициативе которой был подготовлен и принят областной Думой действующий на территории области Закон о кредитных кооперативах. Дан­ный закон подвел правовую основу под кооперативы, представляющие своим членам кредит на потребительские цели. Сельские кредитные кооперативы выступают неотъемлемой частью бан­ковской системы для сельской террито­рии, кредитующей не только сельскохо­зяйственное производство, но и всю сельскую инфраструктуру. Важной отличительной особеннос­тью кредитных кооперативов является демократическая форма управления, солидарность участников в накоплении и использовании капитала, бесплат­ность труда в органах управления, рас­ходование полученных кредитов строго на производственные цели, географи­ческая ограниченность действия. В Волгоградской области районные и областной кредитные кооперативы перешли на долгосрочное кредитова­ние, накопив для этого в достаточном количестве собственные ресурсы. В Ростовской области региональный уровень кредитной кооперации пред­ставлен областным кредитным коопе­ративом "Донской фермер", местный уровень - его филиалами, иногда назы­ваемыми кооперативными участками. Областной кредитный кооператив "Донской фермер" включает в себя 16 структурных кооперативных участков и самостоятельных районных кредитных кооперативов из 16 районов области. Ростовская областная администра­ция оказывает помощь системе сельс­кой кредитной кооперации. С1998 года сельскохозяйственный потребительс­кий кредитный кооператив "Донской фермер" использует на возвратной ос­нове средства областного бюджета в размере 1,8 млн руб. В Саратовской области сельская кредитная кооперация представлена 20 кредитными кооперативами, четырьмя снабженческо-сбытовыми кооперати­вами, тремя обслуживающими коопера­тивами, двумя кооперативами по совме­стному приобретению и использованию техники. Названные кооперативы пред­ставляют 18 районов области. Важную роль в развитии сельской кредитной кооперации играет админис­трация Саратовской области, выделяя из местного бюджета денежные ресур­сы на помощь кредитным кооперативам, а также обеспечивая для них правовое поле функционирования. Саратовская областная Дума приняла закон "О госу­дарственной поддержке прав и закон­ных интересов кредитных кооперати­вов, сельскохозяйственных и потреби­тельских кооперативов и потребитель­ских обществ на территории Саратовс­кой области". На данном этапе системы сельской кредитной кооперации действуют вТомской, Ярославской областях, в Якутии и Бурятии. Представляет интерес опыт работы сельскохозяйственного потребительс­кого кредитного кооператива (СПКК) "Доверие" в Пермской области, в со­став которого входят крестьянские (фермерские) хозяйства, личные под­собные хозяйства граждан, сельскохо­зяйственные предприятия и малые пе­рерабатывающие предприятия. Благо­даря деятельности кредитного коопера­тива увеличиваются объемы работы и членов кооператива: из мелких они ста­новятся средними, из средних-крупны­ми. За время функционирования сельс­кого кредитного кооператива ни один из его членов не разорился, а наоборот, упрочил свое положение. Пермская областная администрация приняла решение: 1) разработать программу развития кредитной кооперации в АПК Пермской области на 2003-2005 годы; 2} использовать систему сельской кредитной кооперации для распределе­ния льготных кредитов, предоставляе­мых сельскохозяйственным товаропро­изводителям, предприятиям и органи­зациям АПК; 3) обеспечить условия равного учас­ти членов СПКК «Доверие» (наряду с другими сельскохозяйственными това­ропроизводителями) в получении час­тичного возмещения процентных ставок на условиях федеральных и областных субсидий по коммерческим кредитам.
В области в 2002 году введен поря­док возмещения разницы процентных ставок по кредитам, привлеченным сельскохозяйственными производите­лями, предприятиями и организациями АПК, осуществляющими производство и переработку сельскохозяйственной продукции, не только в кредитных орга­низациях, но и в кредитных кооперати­вах, за счет областного бюджета.
В Республике Марий Эл сельскохо­зяйственная потребительская кооперация развивается на базе СП КК «Фермер - Кредит», который создан в 1998 году. Его учредителями явились 4 крестьянс­ких хозяйства и страховая компания «МарийЭл - Поддержка». На данном этапе в республике фор­мируется двухуровневая система сель­ской кредитной кооперации. Кредитно­му кооперативу «Фермер - Кредит» при­дан статус регионального кооператива, его членами являются три районных кредитных кооператива и один снабженческо-сбытовой кооператив. Глав­ными источниками предоставления зай­мов являются привлеченные со сторо­ны кредиты. В кредитном капитале коо­ператива 80% составляют средства Фонда развития сельской кредитной кооперации, 10% - средства коммер­ческих банков. Существенную роль в развитии кре­дитной кооперации в республике игра­ет администрация. В феврале 2001 года Правительство Республики Марий Эл приняло распоряжение «О развитии сельскохозяйственной потребительс­кой кооперации Марий Эл». В целях укрепления стабильности и обеспечения надежности системы сель­ской кредитной кооперации админист­рациями районов республики создают­ся гарантийные фонды, являющиеся источником обеспечения для привлече­ния дополнительных средств со сторо­ны. Активно развивается кредитная кооперация и в Чувашии. Современная история кредитной кооперации Чувашской Республики на­чинается с 1998 г., когда были зарегистрированы первые кредитные ко­оперативы — Потребительский кооператив финансовой взаимопомощи предпринимателей «Союз» и Республиканский сельскохозяйственный по­требительский кредитный кооператив «Согласие». Именно указанные кредитные коопе­ративы в настоящее время занимают ли­дирующее положение абсолютно по всем объемным показателям оказываемых ус­луг. Так, в частности, за период с мо­мента создания и по 1 июля 2002 г. «Союз» выдал своим членам 438 крат­косрочных займов на общую сумму бо­лее 29 млн. руб. У «Согласия» аналогич­ные показатели соответственно состав­ляют около 125 займов и 13 млн. руб. Сложившаяся ситуация в сфере кре­дитной кооперации в Чувашской Респуб­лике требует значительной активизации государственной политики, реализуемой в Республиканской целевой программе «Создание и развитие сети кредитной ко­операции в Чувашской Республике на 2003—2004 годы» {далее — Програм­ма). Основная цель Программы — обес­печение благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса путем создания финансово-устойчивой системы ссудосберегательных услуг кооператив­ного характера, удовлетворяющей по­требности субъектов малого предприни­мательства и населения Чувашской Рес­публики. Задачами Программы являются: со­здание правовых, экономических и со­циальных условий для развития кредит­ной кооперации, в том числе единой ре­гиональной нормативно-правовой базы и стандартов деятельности кредитных ко­оперативов, единой региональной инфор­мационной системы кредитных коопера­тивов; подготовка квалифицированных кадров для организации и управления кредитными кооперативами развитие механизмов финансово-имущественной под­держки кредитной кооперации; удовлет­ворение потребностей субъектов кредит­ной кооперации в консультационных, юридических и информационных услугах, в том числе с использованием передо­вых коммуникационных технологий; обес­печение допуска кредитных кооперати­вов к участию в выполнении государ­ственных заказов; внедрение системы аудита кредитных кооперативов; разра­ботка и реализация механизмов стиму­лирования привлечения финансовых средств отечественных и зарубежных ин­весторов для развития кредитной коо­перации в Чувашской Республике. Общий объем финансирования Про­граммы в 2003—2004 гг. составляет 42,6 млн руб., в том числе из республи­канского бюджета Чувашской Республи­ки — 1,5 млн руб., средства республи­канского Фонда поддержки малого пред­принимательства Чувашской Республи­ки — 3,05 млн руб., собственные сред­ства членов кредитных кооперативов Чу­вашской Республики — 15,96 млн руб., средства отечественных и зарубежных инвесторов — 22,09 млн руб Объем финансирования в 2003 г. — 15,2 млн руб., в том числе из республи­канского бюджета Чувашской Республи­ки — 0,5 млн руб., средства Республи­канского фонда поддержки малого пред­принимательства Чувашской Республи­ки — 1,5 млн руб., собственные сред­ства членов кредитных кооперативов Чу­вашской Республики — 5,45 млн руб., средства отечественных и зарубежных инвесторов — 7,75 млн руб. Объем финансирования в 2004 г. — 27,4 млн руб., в том числе из республи­канского бюджета Чувашской Республики — 1 млн руб., средства Республикан­ского фонда поддержки малого предпри­нимательства Чувашской Республики — 1,55 млн руб., собственные средства чле­нов кредитных кооперативов Чувашской Республики — 10,51 млн руб., средства отечественных и зарубежных инвесторов — 14,34 млн руб. Объемы финансирования Программы будут ежегодно уточняться в установлен­ном порядке при формировании проек­тов бюджетов участников Программы на соответствующий год. Реализация в полном объеме всех предусмотренных в Программе меропри­ятий обеспечит создание единого поля скоординированного и профессиональ­ного подхода к развитию кредитной ко­операции, будет содействовать привле­чению временно не задействованных денежных сбережений населения и субъектов малого предпринимательства в хозяйственный оборот для удовлетво­рения потребностей малого и среднего бизнеса Чувашской Республики. Таким образом, анализ работы сельской кредитной кооперации в России показывает, что развитию этого направления финансового обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей в регионах придается определенное значение. Это вязано с тем, что надежно работающая система сельской кредитной кооперации расширяет круг инвесторов, заинтересованных выгодно и надежно вложить свои сбережения в сельскохозяйственное производство и развитие сельского предпринимательства. Больше внимания проблеме кредитной кооперации стало уделяться и на федеральном уровне. 3. Проблемы развития сельской кредитной кооперации и пути их решения. Кооперация способствует развитию национального рынка и местных рынков регионов. Она противопоставляет глоба­лизации, трансграничному предприни­мательству более гуманную идею эконо­мического сотрудничества; выступает как форма самоорганизации населения, взаимной поддержки, коллективистских (общинных) начал, прямого единения бытовых и хозяйственных форм жизни. Сельское производство в силу своей жесткой зависимости от природно-кли­матических факторов во многих странах является бесприбыльным или даже убы­точным и нуждается помимо всего про­чего в усиленной государственной под­держке. По данным Организации эконо­мического сотрудничества и развития, доля государственной помощи в дохо­дах фермеров составляет; в США - 30%, Канаде - 45, странах Общего Рынка - 49,
Выживанию кооперативов за рубе­жом во многом способствует политика государства, направленная на поддерж­ку кооперативных форм организации производства. В странах с развитой рыночной экономикой кооперация рас­сматривается с экономической и соци­альной точек зрения. Это, прежде всего источник дополнительных рабочих мест в случае ухудшения экономической си­туации или застоя в тех или иных отрас­лях производства, а также средство по­вышения жизненного уровня трудящих­ся.
Государственная поддержка коо­перативам может выражаться в следу­ющем: · законодательно гарантировать им снижение или освобождение от налогов; · предоставлять налоговые льготы коммерческим банкам на ссуды, которые на льготных условиях они предоставляют кредитным и другим видам кооперати­вов; · освобождать от налогов ту часть при­были, которая распределяется между членами-пайщиками в виде процента на паевой капитал и покупательского диви­денда; · осуществлять прямую финансовую или иную материальную помощь коопе­ративам от различных фондов, агентств или институтов социально-экономичес­кого развития. В последнее время стало очевидным, что роль кооперации в рыночной эконо­мике имеет свою нишу, где она дает мак­симальный эффект, что государственное вмешательство не должно подавлять ос­новы рыночного механизма, конкурен­цию, самостоятельность товаропроизво­дителей, нарушать оправданные пропор­ции между накоплением и потреблени­ем. В настоящее время система государственного льготного кредитования фун­кционирует неэффективно - выделяе­мые государством средства до боль­шинства сельхозпроизводителей не до­ходят. Поэтому проблему обеспечения села финансовыми ресурсами призвана ре­шить сельская кредитная кооперация. Эффективность кредитования произ­водства определяется количеством и видовым составом основного и оборот­ного капитала в отрасли. Отрасль, в которой работает десятая часть трудоспо­собного населения страны, обладает 5,9% основных фондов РФ. Японии - 66, Норвегии - 77, Швейцарии -80%. В последние годы доля феде­рального бюджета в сельскохозяйствен­ном консолидированном бюджете и в субсидиях предприятиям системы Минсельхоза России стабилизировалась примерно на уровне 30% . По сравнению с традиционными формами кредитования кооперативный кредит обладает следующими преиму­ществами: оперативность в предостав­лении средств, простая процедура офор­мления кредитной сделки, выгодное для заемщика обеспечение, сравнительно невысокий уровень процента, более низ­кие затраты на оформление займов и оценку кредитоспособности заемщика. В 2003 году в Российской Федерации было зарегистрировано 230 сельских кредитных кооперативов, тогда как в 1996 году - всего 8, то есть за этот пери­од их количество увеличилось в 29 раз. В 2002-2003 годах в Оренбургской обла­сти зарегистрировано восемь сельских кредитных кооперативов, которые устой­чиво и эффективно функционируют. В перспективе до 2005 года планируется открытие пятнадцати самостоятельных кредитных кооперативов. Анализ данной информации позволяет утверждать, что динамика развития сельской кредитной кооперации в России имеет положитель­ную тенденцию. При этом влияние доли государственной поддержки на разви­тие кредитных кооперативов остается низким. По данным финансового дирек­тора фонда развития сельскохозяйствен­ной кредитной кооперации В.М. Пахомова, в2001 году в 40 кредитных коопе­ративах неудовлетворенный спрос на займы членов кооперативов составлял около 53% Общеизвестно, что на этапе станов­ления сельской кредитной кооперации, который она проходит в настоящее вре­мя должна обеспечиваться государ­ственная поддержка. В условиях глоба­лизации экономики и культуры будущее потребительской и сельскохозяйствен­ной кооперации во многом будет зави­сеть от отношения к ним государства. Для повышения значимости коопера­тивов в экономике АПК, по нашему мне­нию, необходимо: 1)разработать государственную коо­перативную политику; 2)закрепить в Конституции наличие в стране кооперативного сектора эконо­мики наряду с государственным и част­ным; 3} рассматривать все виды коопера­тивов как "народное предприниматель­ство" и как одну из структур социально ориентированной экономики страны; 4)провозгласить политику поощрения кооперативного движения с дополни­тельными льготами по налогам и креди­там; 5)разработать меры по созданиюфондов для гарантий и поддержки сбе­режений пайщиков. В период становления сельской кре­дитной кооперации следовало бы уста­новить льготное налогообложение сель­ских кредитных кооперативов. Желатель­но введение в качестве обязательной государственной регистрации кредитно­го кооператива проверки на соответствие действующему законодательству и на на­личие достаточной экономической базы. Необходимым условием регистрации ко­оперативного финансового института должна стать лицензия, выдаваемая ор­ганом государственного контроля. Для стабильной работы сельских кре­дитных кооперативов необходим Федераль­ный закон «О сельской кредитной коопе­рации». Кроме того, их деятельность долж­на регулироваться нормативными актами региональных (местных) администраций. В целях успешного развития коо­перации следует активизировать пропаганду кооперативных идей. Целесообразно в средствах массо­вой информации шире освещать ко­оперативные принципы: доброволь­ный и открытый характер членства, демократический контроль со сторо­ны их членов, участие членов коопе­ратива в экономической деятельно­сти, их самостоятельность и неза­висимость, сотрудничество и взаи­мопомощь. Наряду с этим следует активизи­ровать формирование кооператив­ных структур во всех сферах нацио­нальной экономики, совершенство­вать формы кооперации и механиз­мы взаимодействия их с другими организационно-правовыми форма­ми рыночной экономики. Необходимо также укреплять са­мобытность кооперативов на осно­ве кооперативных ценностей, содей­ствовать укреплению потенциала кооперативов независимо от уровня их развития, оказывать им государ­ственную поддержку в развитии их деятельности, повышении конкурентоспособности, получении доступа к рынкам и структурам финансирова­ния, укреплении социального и эко­номического благополучия. Желательно упростить процедуру регистрации кооперативов, способ­ствовать созданию в кооперативах надлежащих резервов, фондов соли­дарности, содействовать объедине­нию кооперативов в кооперативные структуры. В перспективе стоит задача со­здания многоуровневой системы сельской кредитной кооперации. В ряде регионов сформировались двухуровневые системы кредитной кооперации. Назрела объективная необходимость в объединении ре­гиональных кооперативов второго уровня в единую систему, функци­онирующую под контролем кредит­ного института третьего уровня. Первый уровень данной системы будет представлен локальными кредитными кооперативами, пай­щиками которых являются сельс­кохозяйственные товаропроизво­дители, сельский бизнес, жители села. Далее второй уровень - реги­ональный кооператив, который объединит все кооперативы низше­го звена в регионе. И уже на нацио­нальном уровне необходимо со­здать кредитный институт третье­го уровня. Таким институтом может выступить либо кредитный коопе­ратив третьего уровня, либо небан­ковская депозитно-кредитная орга­низация (НДКО), либо коммерчес­кий банк. Акционерами данной организации могут стать зарубеж­ные первоклассные банки, Фонд развития сельской кредитной коо­перации и непосредственно регио­нальные кооперативы.
Таким образом, сложившаяся ситуация в сфере кредитной кооперации требует акти­визации государственной политики, реализуемой через законодательство и государственные программы. Кредитная кооперация должна стать пол­ноправным и неотъемлемым элементом современной экономической сис­темы хозяйствования, поскольку она служит основой формирования на селе среднего класса - гаранта стабильности государства.

Заключение. Следует отметить, что активное раз­витие кредитных кооперативов в России в последние годы свидетельствует о преобразовании их в массовые организации экономического взаимодействия раз­личных слоев населения. Для успешного становления сельс­кой кредитной кооперации необходима система мер государственного регули­рования. В современной России государство как гарант не только полити­ческой, но и социально-экономической стабильности бытия своих граждан дол­жно содействовать развитию таких форм хозяйствования, как кооперация. При совершенствовании системы кредитной кооперации государственным органам требуется обратить особое внимание на: · формирование законодательно-пра­вовой и нормативной базы, которая спо­собствовала бы развитию кредитных ко­оперативов и регулировала бы (при не­обходимости) порядок их лицензиро­вания; · становление системы аудита и улуч­шение стандартов работы кредитных ко­оперативов; · приведение налогообложения в со­ответствие с некоммерческим характером их деятельности; · обеспечение материальной (в том чис­ле финансовой) поддержки для пополне­ния кооперативных ресурсов. В решении этих задач неоценимо уча­стие экономистов-аграрников, так как выработке стратегии развития и форми­рованию законодательной базы предше­ствует разработка модели системы кре­дитной кооперации в России на основе изучения соответствующего отечественно­го и зарубежного опыта.
Список использованной литературы: 1 Пахомов В.М. Кредитная кооперация: теория и практика. М.,2002. 2.Старостин В.М.,Филиппова Н.А. Кредитная кооперация/текст лекций. ЧКИ МУПК. - Чебоксары,2003 3.Ткач А.В. Сельскохозяйственная кооперация: Учебное пособие.-2-е издание. - М.: Издат. - торг. Корпорация «Дашков и К»,2003 4.Шкляр М.Ф.Кредитная кооперация: Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных заведений. - М.:Маркетинг,2002 5. Александров А. Сельские кредитные кооперативы в Чувашской республике// Экономика сельского хозяйства России,2004,№9 6.Дахов И. Сельские кооперативы в системе многоукладной экономики России//АПК: экономика и управление,2003,№5 7.Ермаков В.Ф., Стариков И.В. Важный фактор возрождения села// Экономика сельского хозяйства России,2003,№2 8.Коваленко С.Б. Сельскохозяйственная кредитная кооперация: прошлое, настоящее, будущее//Банковские услуги,2003,№5 9.Коновалов М.В. Развитие сельской кредитной кооперации в России// Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий,2003,№11 10.Коновалов М.В. Пути развития сельской кредитной кооперации в России// Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий,2004,№5 11. Краснов В. Сельская кредитная кооперация в Чувашской республике// Экономика сельского хозяйства России,2003,№2 12. Кредитную кооперацию поддержит государство (по материалам пресс-службы Минэкономразвития Чувашии)//Вести Чувашии,2004,№46 13.Крыгина А.П. Государственное регулирование и проблемы кооперации// Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий,2004,№8 14.Медведева Н.А. С международной научно-практической конференции «Стратегия развития сельской кредитной кооперации: концепция и правовое поле»//Деньги икредит,2003,№1 15.Михалев А. Развитию кооперации постоянную поддержку// Экономика сельского хозяйства России,2003,№1 16.Николаев О.А. Государство на стороне предпринимателя//Советская Чувашия,2004, №50 17.Пахомов В.М. Развивать кредитную кооперацию на селе// Экономика сельского хозяйства России,2003,№3 18.Рассказов А.Н. Развитие кредитной кооперации в России//Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий,2003,№7 19.Сагайдачная О. Развивать сельскую кредитную кооперацию//// Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий,2004,№3 20.Семенова Н. Развивать сельскохозяйственную кредитную кооперацию// Экономика сельского хозяйства России,2004,№5


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Diplomski studij. Predmet četvrte godine kao obvezni kolegij ILI pete godine kao izborni
Реферат Writing For An Audience Essay Research Paper
Реферат Мировое и отечественное кооперативное движение и современная ситуация в России
Реферат Джеймстаун Виргиния
Реферат Волюнтаризм Фридриха Ницше
Реферат Теория компьютерной графики
Реферат Византийский храм второй половины VII–XII веков
Реферат Организация управления проектами
Реферат Космические факторы развития биосферы
Реферат Методы алгебраических и дифференциальных уравнений для анализа и качественного исследования социально-экономических явлений (По дисциплине: Математические методы моделирования процессов управления в социальной сфере)
Реферат Особенности аудиторской деятельности в сфере выпуска готовой продукции и последующей реализации
Реферат Юридическая система Древней Руси
Реферат Общая экономико-географическая характеристика России
Реферат Zues Essay Research Paper A Stranger in
Реферат Учет затрат на производство продукции и ее реализации