Содержание:
Введени
1.Сущность, основные черты сельской кредитной кооперации
2. Сельская кредитная кооперация в рыночной экономике России
3. Проблемы развития сельской кредитной кооперации и пути их решения.
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Возрождение кредитной кооперации в современной России было предопределено экономическими преобразованиями, начатыми во время перестройки. Значительная часть сельхозтоваропроизводителей в такие периоды, как правило, испытывает финансовые трудности, а отсутствие оборотных средств может привести к разорению даже стабильное сельхозпредприятие. Снизить риск в сельском хозяйстве дает возможность значительное улучшение его финансового положения. Однако в настоящее время резко сокращается бюджетная поддержка и сохраняются разного рода препятствия для становления системы сельскохозяйственного кредита.
Активное развитие малого и среднего предпринимательства в агробизнесе и недостаток денежных средств при недоступности финансово-кредитных ресурсов на селе послужили импульсом к созданию кредитных кооперативов.
Инициатива прогрессивных современных деятелей науки и представителей законодательных и исполнительных органов федеральных и региональных властей при поддержке международных организаций позволила реализовать идею кооперативного кредита как финансовой основы развития не только агробизнеса, но и социальной сферы села.
Развитие кредитных кооперативов и формирование целостной системы кредитной кооперации в стране дадут возможность снизить риски потерь АПК при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), а разработка и принятие федерального закона, который определил бы статус таких кооперативов в кредитно-финансовой сфере, обеспечит совершенствование самой системы кредитной кооперации.
Существующая правовая база не только не позволяет развивать кредитные кооперативы, но и ограничивает возможности вступления в них отдельных категорий хозяйствующих субъектов АПК. Главным недостатком проектов законодательных актов является то, что в них не планируется придание этим кооперативам статуса кредитных организаций небанковского типа. Создание же кредитных кооперативов, осуществляющих широкий спектр функций, наделенных правом выполнения отдельных или всех банковских операций не предусматривается вовсе. И, тем не менее, в состоянии полной неопределенности и неразберихи в законодательно-правовой базе относительно кредитных кооперативов последние достаточно успешно работают. Так, суммы выданных ими сельчанам кредитов сопоставимы с объемом кредитования села банковским сектором.
Предметом исследования курсовой работы является сельская кредитная кооперация. Цель работы-изучение сельской кредитной кооперации в рыночной экономике России. Для достижения данной цели я ставлю перед собой следующие задачи:
· Изучить сущность, основные черты сельских кредитных кооперативов.
· Рассмотреть функционирование сельских кредитных кооперативов в рыночной экономике России
· Определить проблемы развития сельской кредитной кооперации и пути их решения.
Актуальностью данной темы является то, что в настоящее время сельскохозяйственные кредитные кооперативы успешно функционируют в 54 регионах России и объединяют более 20 тыс. членов, что свидетельствует о востребованности их услуг. Наибольшую заинтересованность в деятельности этих кооперативов проявляют представители среднего и малого агробизнеса, на долю которых приходится более 54% производимой сельхозпродукции.
1.Сущность, основные черты сельской кредитной кооперации.
Кредитные кооперативы - это добровольные объединения физических и юридических лиц на основе членства. Их создание основано на общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой другой общности с целью сбережения их собственных денежных средств посредством взаимного кредитования; этом понятий обобщен опыт российских кредитных кооперативов и мировой опыт деятельности подобных организаций, отразивший философию движения кредитных кооперативов.
В отсутствии специального федерального закона о кредитной кооперации порядок создания и деятельности сельского кредитного кооператива определяется действующим законодательством.
В настоящее время создание финансовых организаций с кредитными функциями возможно по четырем организационно-правовым направлениям:
· Кредитные организации, создаваемые и действующие на основе Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
· Сельские кредитные кооперативы, создаваемые и действующие на основе Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации»;
· кредитные кооперативы, создаваемые и действующие на основе Федерального закона «О потребительской кооперации в Российской Федерации»;
· общества взаимного кредитования, создаваемые и действующие на основе Федерального закона «О Государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан» предусматривает создание кооператива только из физических лиц, в то время как по закону «О сельскохозяйственной кооперации» и в соответствии со ст. 116 ПС РФ в числе участников потребительского кредитного кооператива могут быть и юридические лица.
Целям и задачам организации кредитного кооператива на селе в большей мере отвечает Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации". Право включения в кооператив как физических, так и юридических лиц, предоставляемое этим законом, предопределяет ложность использования в своей деятельности более широкого спектра финансовых ресурсов: не только сбережений граждан, но и накоплений, а именно свободных оборотных средств сельскохозяйственных
предприятий и фермерских хозяйств. Это в свою очередь расширяет круг и качество финансовых услуг, предоставляемых кооперативом своим членам.
Целью сельского кредитного кооператива, создаваемого только физическими лицами, можно признать сохранение сбережений и предоставление займов на потребительские цели - приобретение товаров и услуг. Цель кооператива с участием юридических лип, занятых производственной сельскохозяйственной деятельностью, является улучшение финансовых условий по профилю основной деятельности
Цель определяет предмет деятельности кооператива, который, как и сама цель, должен быть прописан в учредительных документах.
В предмет деятельности кооператива могут включаться следующие положения:
· сохранение сбережений и прием вкладов членов кооператива;
· предоставление займов на производственные цели (покрытие недостатка собственных оборотных средств, приобретение средств производства и т.д.);
· размещение временно свободных денежных средств на депозитах в банках или в ценных бумагах,
· оказание услуг пайщикам по взаиморасчетам с третьими лицами,
· оказание консультационных, информационных и других услуг членам в соответствии с действующим законодательством.
Обязательным условием целесообразности создания кредитных кооперативов является инициатива и заинтересованность отдельных групп граждан и юридических лиц. Они должны создаваться на основе определенных принципов, которые были выработаны в результате многолетнего опыта работы этих структур и теоретических разработок российских и зарубежных ученых- экономистов:
· Первый принцип: добровольное и открытое членство.
· Второй принцип: демократический надзор со стороны членов.
· Третий принцип: экономическое участие членов кооператива.
· Четвертый принцип: автономия и независимость.
· Пятый принцип: образование, обучение и информация.
· Шестой принцип: сотрудничество между кооперативами.
· Седьмой принцип: заботя об обществе.
Так как сельский кредитный кооператив действует в финансовой сфере, то важнейшее значение приобретают следующие принципы: взаимопомощь, самоуправление, взаимная ответственность, локальная ориентация, управление рисками.
Законодательно определен следующий порядок образования кредитного кооператива:
1. Граждане и юридические лица, изъявившие желание создать кооператив, формируют организационный комитет, в обязанности которого входит:
· подготовка технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта производственно-экономической деятельности кооператива, включающего размер первого фонда кооператива и источники его образования;
· подготовка проекта устава кооператива;
· прием заявлений о вступлении в члены кооператива; в заявлении должно быть отражено согласие члена участвовать в производственной либо иной хозяйственной деятельности кооператива и соблюдать требования устава кооператива;
· подготовка и проведение общего организационного собрания членов кооператива.
2. Организационный комитет вправе установить размеры вступи тельных членских взносов. Эти средства предназначаются на покрытие организационных расходов по образованию кооператива и организации его хозяйственной деятельности. Отчет об их использовании представляется на общем собрании членов кооператива.
3.Общее организационное собрание членов кооператива:
• принимает решение о приеме в члены кооператива;
• утверждает устав кооператива;
• избирает органы управления кооперативом - правление кооператива и, в установленных Федеральным законом случаях, наблюдательный совет кооператива. Вместо правления может избираться председатель кооператива.
При создании сельского кредитного кооператива возникает необходимость осуществлять, помимо установленных основополагающим законом мероприятий, ряд дополнительных действий, характерных для организации предлагаемого вида деятельности.
Создание кредитного кооператива может быть наиболее перспективным, если инициатором его образования выступит группа лиц, обладающая определенными навыками и опытом работы в банковских структурах. Виды деятельности кредитного кооператива не носят характера банковских операций только в силу ограниченного круга их обращения (для членов кооператива) и обязательности условия их осуществления на бесприбыльной основе. Экономическое и организационное содержание работ однотипно.
Профессионализм организаторов кооператива можно рассматривать как один из важнейших факторов его успешной деятельности. На этапе возрождения кредитной кооперации обнадеживающим моментом является поддержка областной и местной (районной) администраций.
Инициаторы и другие лица, изъявившие желание создать кооператив, формируют организационный комитет, в обязанность которого входит подготовка и осуществление всех мероприятий, предшествующих проведению общего организационного собрания кооператива.
Образование кредитного кооператива следует начать с оценки финансовых потоков (выявление источников денежных ресурсов, соотношение процессов потребления и накопления и т.п.) и подбора потенциальных членов кооператива. На этом этапе желательно определить возможные территориальные границы деятельности кооператива, характер занятости населения в этом регионе (физических и юридических лиц, как правило, из сферы малого предпринимательства), выявить мотивы, определяющие потребность в организации кредитного кооператива. Данный этап организационных работ сопровождается выявлением ситуации с материально-техническим обеспечением создаваемой организации. Необходим подбор помещения с оборудованием, соответствующим характеру деятельности кредитного кооператива, выясняются условия его аренды или приобретения в собственность.
При благоприятной динамике финансовых ресурсов в выбранном регионе, наличии заинтересованных лиц, потенциальных источников кооперации и условий технического обеспечения организационный комитет разрабатывает технико-экономическое обоснование деятельности кредитного кооператива. Обосновываются организационные затраты, включающие расходы на подготовку учредительных документов и регистрационных мероприятий, определяется примерная смета расходов по осуществлению текущей деятельности кооператива. Как правило, эти расчеты, и ориентировочная численность будущих участников кооператива служат основой для расчета вступительных взносов.
Особое внимание организационному комитету следует уделить подготовке устава. Устав следует рассматривать как основной закон, в наибольшей степени регламентирующий деятельность кооператива. Его подготовку целесообразно осуществить до организации работ по приему желающих в члены кооператива. Ориентация на определенные уставные положения позволяет осознанно вступать в кооператив, основываясь не только на своих потребностях в предоставляемых услугах, но и согласовывая их со своими возможностями для выполнения принимаемых в связи со вступлением в кооператив определенных обязательств.
Следующим этапом работы, проводимой организационным комитетом, является реальный подбор участников кооператива, завершающийся приемом заявлений о вступлении в кооператив.
Кредитный кооператив подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации юридических лиц. Государственная регистрация кооператива осуществляется районными администрациями по месту его учреждения.
Регистрация кооператива считается осуществленной при занесении его в журнал регистрации поступающих документов в учреждении, ведающим регистрацией, присвоении номера и проставлении специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой регистрации на титульном листе устава кооператива, скрепленной подписью должностного лица, ответственного за регистрацию. В отделе регистрации необходимо получить справку о приеме документов создаваемого кооператива на регистрацию.
Решение о регистрации должно быть принято не позднее, чем в месячный срок с момента передачи документов. Принятие решения о регистрации кооператива сопровождается выдачей:
• временного свидетельства о регистрации;
• зарегистрированного устава кооператива;
• сведений о государственной регистрации кооператива.
При получении данных документов необходимо сделать копии документов о регистрации и нотариально их заверить. Одновременно осуществляются следующие действия:
• изготавливается печать;
• кооператив ставится на учет в налоговой инспекции, в органах статистики, внебюджетных фондов;
• открывается счет в банке - заполняются и нотариально заверяются специальные карточки с образцами подписей должностных лиц.
Завершающим этапом образования кооператива следует передача во все инстанции копий постоянного свидетельства о регистрации и других, если требуется, учредительных документов.
Кооператив считается созданным с момента его государственной регистрации
Учредители, члены и ассоциированные члены кредитного кооператива. Учредителями кредитного кооператива являются граждане, принятые в члены кооператива на его учредительном собрании. Их должно быть не менее 5 человек. Учредители имеют в кредитном кооперативе те же права и обязанности, что и другие члены кооператива.
Членами кооператива могут быть граждане Российской Федерации:
• достигшие возрастали 18 лет;
• признающие устав кооператива;
• внесшие обязательный паевой взнос в кооператив;
• принимающие личное трудовое участие в деятельности кооператива;
• взявшие на себя обязательство нести субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива.
Таким образом, целью создания сельских кредитных кооперативов является сохранение сбережений граждан, проживающих в сельской местности, предоставление им займов, а также выдача целевых кредитов юридическим лицам.
2. Сельская кредитная кооперация в рыночной экономике России.
В России формирование системы сельской кредитной кооперации — один из путей реформирования финансово-кредитной сферы АПК, открывающий доступ сельхозтоваропроизводителям и сельскому населению к кредитным ресурсам.
Сельскохозяйственный кредитный кооператив должен объединять сельских товаропроизводителей всех уровней. Паевые взносы при этом следует скорректировать с учетом объединяемого имущества его будущих участников. Соответственно размерам хозяйств правомерно выдаваемые им ссуды разделить на четыре вида: на приобретение производственного оборудования; на производственные расходы; на инновационные цели; кредиты, направляемые на создание и развитие объектов сельской инфраструктуры. Кроме того, следует различать кредиты краткосрочные, которые выдаются для покупки семян, удобрений, ядохимикатов, кормов, топлива, для оплаты труда, воды, электричества и т. д., и долгосрочные — для осуществления инвестиций.
В настоящее время в 40 регионах России функционирует около 200 сельских кредитных кооперативов, насчитывающих более 10 тыс. членов. За последние 4 года число таких кооперативов в стране увеличилось в 10 раз. Активно ведется работа по созданию кредитных кооперативов в Волгоградской, Ростовской, Томской, Саратовской, Пермской, Тюменской, Ярославской и других областях. Эти кооперативы объединены в межрегиональный Союз сельских кредитных кооперативов.
Организационную и финансовую поддержку кооперативам оказывает Фонд развития сельской кредитной кооперации, управление которым осуществляется с участием Минсельхоза России. За 1999— 2002 гг. Фонд выдал кооперативам 17 регионов займы на сумму около 350 млн.руб. При этом их возвратность составила 99,6%.
Первые кредитные кооперативы в новейшей истории России возникли в 1995 году в Волгоградской области. В Волгоградской областной администрации создана инспекция по кредитной кооперации, по инициативе которой был подготовлен и принят областной Думой действующий на территории области Закон о кредитных кооперативах. Данный закон подвел правовую основу под кооперативы, представляющие своим членам кредит на потребительские цели.
Сельские кредитные кооперативы выступают неотъемлемой частью банковской системы для сельской территории, кредитующей не только сельскохозяйственное производство, но и всю сельскую инфраструктуру.
Важной отличительной особенностью кредитных кооперативов является демократическая форма управления, солидарность участников в накоплении и использовании капитала, бесплатность труда в органах управления, расходование полученных кредитов строго на производственные цели, географическая ограниченность действия.
В Волгоградской области районные и областной кредитные кооперативы перешли на долгосрочное кредитование, накопив для этого в достаточном количестве собственные ресурсы.
В Ростовской области региональный уровень кредитной кооперации представлен областным кредитным кооперативом "Донской фермер", местный уровень - его филиалами, иногда называемыми кооперативными участками.
Областной кредитный кооператив "Донской фермер" включает в себя 16 структурных кооперативных участков и самостоятельных районных кредитных кооперативов из 16 районов области.
Ростовская областная администрация оказывает помощь системе сельской кредитной кооперации. С1998 года сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив "Донской фермер" использует на возвратной основе средства областного бюджета в размере 1,8 млн руб.
В Саратовской области сельская кредитная кооперация представлена 20 кредитными кооперативами, четырьмя снабженческо-сбытовыми кооперативами, тремя обслуживающими кооперативами, двумя кооперативами по совместному приобретению и использованию техники. Названные кооперативы представляют 18 районов области.
Важную роль в развитии сельской кредитной кооперации играет администрация Саратовской области, выделяя из местного бюджета денежные ресурсы на помощь кредитным кооперативам, а также обеспечивая для них правовое поле функционирования. Саратовская областная Дума приняла закон "О государственной поддержке прав и законных интересов кредитных кооперативов, сельскохозяйственных и потребительских кооперативов и потребительских обществ на территории Саратовской области".
На данном этапе системы сельской кредитной кооперации действуют вТомской, Ярославской областях, в Якутии и Бурятии.
Представляет интерес опыт работы сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива (СПКК) "Доверие" в Пермской области, в состав которого входят крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан, сельскохозяйственные предприятия и малые перерабатывающие предприятия. Благодаря деятельности кредитного кооператива увеличиваются объемы работы и членов кооператива: из мелких они становятся средними, из средних-крупными. За время функционирования сельского кредитного кооператива ни один из его членов не разорился, а наоборот, упрочил свое положение.
Пермская областная администрация приняла решение:
1) разработать программу развития кредитной кооперации в АПК Пермской области на 2003-2005 годы;
2} использовать систему сельской кредитной кооперации для распределения льготных кредитов, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям и организациям АПК;
3) обеспечить условия равного участи членов СПКК «Доверие» (наряду с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями) в получении частичного возмещения процентных ставок на условиях федеральных и областных субсидий по коммерческим кредитам.
В области в 2002 году введен порядок возмещения разницы процентных ставок по кредитам, привлеченным сельскохозяйственными производителями, предприятиями и организациями АПК, осуществляющими производство и переработку сельскохозяйственной продукции, не только в кредитных организациях, но и в кредитных кооперативах, за счет областного бюджета.
В Республике Марий Эл сельскохозяйственная потребительская кооперация развивается на базе СП КК «Фермер - Кредит», который создан в 1998 году. Его учредителями явились 4 крестьянских хозяйства и страховая компания «МарийЭл - Поддержка».
На данном этапе в республике формируется двухуровневая система сельской кредитной кооперации. Кредитному кооперативу «Фермер - Кредит» придан статус регионального кооператива, его членами являются три районных кредитных кооператива и один снабженческо-сбытовой кооператив. Главными источниками предоставления займов являются привлеченные со стороны кредиты. В кредитном капитале кооператива 80% составляют средства Фонда развития сельской кредитной кооперации, 10% - средства коммерческих банков.
Существенную роль в развитии кредитной кооперации в республике играет администрация. В феврале 2001 года Правительство Республики Марий Эл приняло распоряжение «О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации Марий Эл».
В целях укрепления стабильности и обеспечения надежности системы сельской кредитной кооперации администрациями районов республики создаются гарантийные фонды, являющиеся источником обеспечения для привлечения дополнительных средств со стороны.
Активно развивается кредитная кооперация и в Чувашии.
Современная история кредитной кооперации Чувашской Республики начинается с 1998 г., когда были зарегистрированы первые кредитные кооперативы — Потребительский кооператив финансовой взаимопомощи предпринимателей «Союз» и Республиканский сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Согласие».
Именно указанные кредитные кооперативы в настоящее время занимают лидирующее положение абсолютно по всем объемным показателям оказываемых услуг. Так, в частности, за период с момента создания и по 1 июля 2002 г. «Союз» выдал своим членам 438 краткосрочных займов на общую сумму более 29 млн. руб. У «Согласия» аналогичные показатели соответственно составляют около 125 займов и 13 млн. руб.
Сложившаяся ситуация в сфере кредитной кооперации в Чувашской Республике требует значительной активизации государственной политики, реализуемой в Республиканской целевой программе «Создание и развитие сети кредитной кооперации в Чувашской Республике на 2003—2004 годы» {далее — Программа).
Основная цель Программы — обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса путем создания финансово-устойчивой системы ссудосберегательных услуг кооперативного характера, удовлетворяющей потребности субъектов малого предпринимательства и населения Чувашской Республики.
Задачами Программы являются: создание правовых, экономических и социальных условий для развития кредитной кооперации, в том числе единой региональной нормативно-правовой базы и стандартов деятельности кредитных кооперативов, единой региональной информационной системы кредитных кооперативов; подготовка квалифицированных кадров для организации и управления кредитными кооперативами развитие механизмов финансово-имущественной поддержки кредитной кооперации; удовлетворение потребностей субъектов кредитной кооперации в консультационных, юридических и информационных услугах, в том числе с использованием передовых коммуникационных технологий; обеспечение допуска кредитных кооперативов к участию в выполнении государственных заказов; внедрение системы аудита кредитных кооперативов; разработка и реализация механизмов стимулирования привлечения финансовых средств отечественных и зарубежных инвесторов для развития кредитной кооперации в Чувашской Республике.
Общий объем финансирования Программы в 2003—2004 гг. составляет 42,6 млн руб., в том числе из республиканского бюджета Чувашской Республики — 1,5 млн руб., средства республиканского Фонда поддержки малого предпринимательства Чувашской Республики — 3,05 млн руб., собственные средства членов кредитных кооперативов Чувашской Республики — 15,96 млн руб., средства отечественных и зарубежных инвесторов — 22,09 млн руб
Объем финансирования в 2003 г. — 15,2 млн руб., в том числе из республиканского бюджета Чувашской Республики — 0,5 млн руб., средства Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства Чувашской Республики — 1,5 млн руб., собственные средства членов кредитных кооперативов Чувашской Республики — 5,45 млн руб., средства отечественных и зарубежных инвесторов — 7,75 млн руб.
Объем финансирования в 2004 г. — 27,4 млн руб., в том числе из республиканского бюджета Чувашской Республики — 1 млн руб., средства Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства Чувашской Республики — 1,55 млн руб., собственные средства членов кредитных кооперативов Чувашской Республики — 10,51 млн руб., средства отечественных и зарубежных инвесторов — 14,34 млн руб.
Объемы финансирования Программы будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов бюджетов участников Программы на соответствующий год.
Реализация в полном объеме всех предусмотренных в Программе мероприятий обеспечит создание единого поля скоординированного и профессионального подхода к развитию кредитной кооперации, будет содействовать привлечению временно не задействованных денежных сбережений населения и субъектов малого предпринимательства в хозяйственный оборот для удовлетворения потребностей малого и среднего бизнеса Чувашской Республики.
Таким образом, анализ работы сельской кредитной кооперации в России показывает, что развитию этого направления финансового обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей в регионах придается определенное значение. Это вязано с тем, что надежно работающая система сельской кредитной кооперации расширяет круг инвесторов, заинтересованных выгодно и надежно вложить свои сбережения в сельскохозяйственное производство и развитие сельского предпринимательства. Больше внимания проблеме кредитной кооперации стало уделяться и на федеральном уровне.
3. Проблемы развития сельской кредитной кооперации и пути их решения.
Кооперация способствует развитию национального рынка и местных рынков регионов. Она противопоставляет глобализации, трансграничному предпринимательству более гуманную идею экономического сотрудничества; выступает как форма самоорганизации населения, взаимной поддержки, коллективистских (общинных) начал, прямого единения бытовых и хозяйственных форм жизни.
Сельское производство в силу своей жесткой зависимости от природно-климатических факторов во многих странах является бесприбыльным или даже убыточным и нуждается помимо всего прочего в усиленной государственной поддержке. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, доля государственной помощи в доходах фермеров составляет; в США - 30%, Канаде - 45, странах Общего Рынка - 49,
Выживанию кооперативов за рубежом во многом способствует политика государства, направленная на поддержку кооперативных форм организации производства. В странах с развитой рыночной экономикой кооперация рассматривается с экономической и социальной точек зрения. Это, прежде всего источник дополнительных рабочих мест в случае ухудшения экономической ситуации или застоя в тех или иных отраслях производства, а также средство повышения жизненного уровня трудящихся.
Государственная поддержка кооперативам может выражаться в следующем:
· законодательно гарантировать им снижение или освобождение от налогов;
· предоставлять налоговые льготы коммерческим банкам на ссуды, которые на льготных условиях они предоставляют кредитным и другим видам кооперативов;
· освобождать от налогов ту часть прибыли, которая распределяется между членами-пайщиками в виде процента на паевой капитал и покупательского дивиденда;
· осуществлять прямую финансовую или иную материальную помощь кооперативам от различных фондов, агентств или институтов социально-экономического развития.
В последнее время стало очевидным, что роль кооперации в рыночной экономике имеет свою нишу, где она дает максимальный эффект, что государственное вмешательство не должно подавлять основы рыночного механизма, конкуренцию, самостоятельность товаропроизводителей, нарушать оправданные пропорции между накоплением и потреблением.
В настоящее время система государственного льготного кредитования функционирует неэффективно - выделяемые государством средства до большинства сельхозпроизводителей не доходят. Поэтому проблему обеспечения села финансовыми ресурсами призвана решить сельская кредитная кооперация. Эффективность кредитования производства определяется количеством и видовым составом основного и оборотного капитала в отрасли. Отрасль, в которой работает десятая часть трудоспособного населения страны, обладает 5,9% основных фондов РФ. Японии - 66, Норвегии - 77, Швейцарии -80%. В последние годы доля федерального бюджета в сельскохозяйственном консолидированном бюджете и в субсидиях предприятиям системы Минсельхоза России стабилизировалась примерно на уровне 30% .
По сравнению с традиционными формами кредитования кооперативный кредит обладает следующими преимуществами: оперативность в предоставлении средств, простая процедура оформления кредитной сделки, выгодное для заемщика обеспечение, сравнительно невысокий уровень процента, более низкие затраты на оформление займов и оценку кредитоспособности заемщика.
В 2003 году в Российской Федерации было зарегистрировано 230 сельских кредитных кооперативов, тогда как в 1996 году - всего 8, то есть за этот период их количество увеличилось в 29 раз. В 2002-2003 годах в Оренбургской области зарегистрировано восемь сельских кредитных кооперативов, которые устойчиво и эффективно функционируют. В перспективе до 2005 года планируется открытие пятнадцати самостоятельных кредитных кооперативов. Анализ данной информации позволяет утверждать, что динамика развития сельской кредитной кооперации в России имеет положительную тенденцию. При этом влияние доли государственной поддержки на развитие кредитных кооперативов остается низким. По данным финансового директора фонда развития сельскохозяйственной кредитной кооперации В.М. Пахомова, в2001 году в 40 кредитных кооперативах неудовлетворенный спрос на займы членов кооперативов составлял около 53% Общеизвестно, что на этапе становления сельской кредитной кооперации, который она проходит в настоящее время должна обеспечиваться государственная поддержка. В условиях глобализации экономики и культуры будущее потребительской и сельскохозяйственной кооперации во многом будет зависеть от отношения к ним государства.
Для повышения значимости кооперативов в экономике АПК, по нашему мнению, необходимо:
1)разработать государственную кооперативную политику;
2)закрепить в Конституции наличие в стране кооперативного сектора экономики наряду с государственным и частным;
3} рассматривать все виды кооперативов как "народное предпринимательство" и как одну из структур социально ориентированной экономики страны;
4)провозгласить политику поощрения кооперативного движения с дополнительными льготами по налогам и кредитам;
5)разработать меры по созданиюфондов для гарантий и поддержки сбережений пайщиков.
В период становления сельской кредитной кооперации следовало бы установить льготное налогообложение сельских кредитных кооперативов. Желательно введение в качестве обязательной государственной регистрации кредитного кооператива проверки на соответствие действующему законодательству и на наличие достаточной экономической базы. Необходимым условием регистрации кооперативного финансового института должна стать лицензия, выдаваемая органом государственного контроля.
Для стабильной работы сельских кредитных кооперативов необходим Федеральный закон «О сельской кредитной кооперации». Кроме того, их деятельность должна регулироваться нормативными актами региональных (местных) администраций.
В целях успешного развития кооперации следует активизировать пропаганду кооперативных идей. Целесообразно в средствах массовой информации шире освещать кооперативные принципы: добровольный и открытый характер членства, демократический контроль со стороны их членов, участие членов кооператива в экономической деятельности, их самостоятельность и независимость, сотрудничество и взаимопомощь.
Наряду с этим следует активизировать формирование кооперативных структур во всех сферах национальной экономики, совершенствовать формы кооперации и механизмы взаимодействия их с другими организационно-правовыми формами рыночной экономики.
Необходимо также укреплять самобытность кооперативов на основе кооперативных ценностей, содействовать укреплению потенциала кооперативов независимо от уровня их развития, оказывать им государственную поддержку в развитии их деятельности, повышении конкурентоспособности, получении доступа к рынкам и структурам финансирования, укреплении социального и экономического благополучия.
Желательно упростить процедуру регистрации кооперативов, способствовать созданию в кооперативах надлежащих резервов, фондов солидарности, содействовать объединению кооперативов в кооперативные структуры.
В перспективе стоит задача создания многоуровневой системы сельской кредитной кооперации. В ряде регионов сформировались двухуровневые системы кредитной кооперации. Назрела объективная необходимость в объединении региональных кооперативов второго уровня в единую систему, функционирующую под контролем кредитного института третьего уровня. Первый уровень данной системы будет представлен локальными кредитными кооперативами, пайщиками которых являются сельскохозяйственные товаропроизводители, сельский бизнес, жители села. Далее второй уровень - региональный кооператив, который объединит все кооперативы низшего звена в регионе. И уже на национальном уровне необходимо создать кредитный институт третьего уровня. Таким институтом может выступить либо кредитный кооператив третьего уровня, либо небанковская депозитно-кредитная организация (НДКО), либо коммерческий банк. Акционерами данной организации могут стать зарубежные первоклассные банки, Фонд развития сельской кредитной кооперации и непосредственно региональные кооперативы.
Таким образом, сложившаяся ситуация в сфере кредитной кооперации требует активизации государственной политики, реализуемой через законодательство и государственные программы. Кредитная кооперация должна стать полноправным и неотъемлемым элементом современной экономической системы хозяйствования, поскольку она служит основой формирования на селе среднего класса - гаранта стабильности государства.
Заключение.
Следует отметить, что активное развитие кредитных кооперативов в России в последние годы свидетельствует о преобразовании их в массовые организации экономического взаимодействия различных слоев населения.
Для успешного становления сельской кредитной кооперации необходима система мер государственного регулирования. В современной России государство как гарант не только политической, но и социально-экономической стабильности бытия своих граждан должно содействовать развитию таких форм хозяйствования, как кооперация. При совершенствовании системы кредитной кооперации государственным органам требуется обратить особое внимание на:
· формирование законодательно-правовой и нормативной базы, которая способствовала бы развитию кредитных кооперативов и регулировала бы (при необходимости) порядок их лицензирования;
· становление системы аудита и улучшение стандартов работы кредитных кооперативов;
· приведение налогообложения в соответствие с некоммерческим характером их деятельности;
· обеспечение материальной (в том числе финансовой) поддержки для пополнения кооперативных ресурсов.
В решении этих задач неоценимо участие экономистов-аграрников, так как выработке стратегии развития и формированию законодательной базы предшествует разработка модели системы кредитной кооперации в России на основе изучения соответствующего отечественного и зарубежного опыта.
Список использованной литературы:
1 Пахомов В.М. Кредитная кооперация: теория и практика. М.,2002.
2.Старостин В.М.,Филиппова Н.А. Кредитная кооперация/текст лекций. ЧКИ МУПК. - Чебоксары,2003
3.Ткач А.В. Сельскохозяйственная кооперация: Учебное пособие.-2-е издание. - М.: Издат. - торг. Корпорация «Дашков и К»,2003
4.Шкляр М.Ф.Кредитная кооперация: Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных заведений. - М.:Маркетинг,2002
5. Александров А. Сельские кредитные кооперативы в Чувашской республике// Экономика сельского хозяйства России,2004,№9
6.Дахов И. Сельские кооперативы в системе многоукладной экономики России//АПК: экономика и управление,2003,№5
7.Ермаков В.Ф., Стариков И.В. Важный фактор возрождения села// Экономика сельского хозяйства России,2003,№2
8.Коваленко С.Б. Сельскохозяйственная кредитная кооперация: прошлое, настоящее, будущее//Банковские услуги,2003,№5
9.Коновалов М.В. Развитие сельской кредитной кооперации в России// Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий,2003,№11
10.Коновалов М.В. Пути развития сельской кредитной кооперации в России// Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий,2004,№5
11. Краснов В. Сельская кредитная кооперация в Чувашской республике// Экономика сельского хозяйства России,2003,№2
12. Кредитную кооперацию поддержит государство (по материалам пресс-службы Минэкономразвития Чувашии)//Вести Чувашии,2004,№46
13.Крыгина А.П. Государственное регулирование и проблемы кооперации// Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий,2004,№8
14.Медведева Н.А. С международной научно-практической конференции «Стратегия развития сельской кредитной кооперации: концепция и правовое поле»//Деньги икредит,2003,№1
15.Михалев А. Развитию кооперации постоянную поддержку// Экономика сельского хозяйства России,2003,№1
16.Николаев О.А. Государство на стороне предпринимателя//Советская Чувашия,2004, №50
17.Пахомов В.М. Развивать кредитную кооперацию на селе// Экономика сельского хозяйства России,2003,№3
18.Рассказов А.Н. Развитие кредитной кооперации в России//Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий,2003,№7
19.Сагайдачная О. Развивать сельскую кредитную кооперацию//// Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий,2004,№3
20.Семенова Н. Развивать сельскохозяйственную кредитную кооперацию// Экономика сельского хозяйства России,2004,№5