1.2. Влияние прямых иностранных инвестиций на экономику Украины
В Украине одной из целей государственной политики провозглашено содействие инвестиционной активности, в том числе развитие иностранных инвестиций. Вливание дополнительных ресурсов в экономику, техническое переоснащение украинских предприятий, внедрение современных технологий, включая технологии управленческие — неполный перечень таких выгод.
Деятельность иностранных инвесторов в Украине регулируется приблизительно 70 нормативными актами разного уровня. К действующему законодательству постоянно вносятся изменения и дополнения, которые часто нарушают существующие положения и условия деятельности иностранных инвесторов. Особенностью правового регулирования деятельности иностранных инвесторов является то, что они наряду с Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования», должны учитывать также положения ряда других законов и подзаконных нормативных актов: Закон Украины «О инвестиционной деятельности», «О защите иностранных инвестиций в Украине», «О внешнеэкономической деятельности», «О собственности», «О предпринимательстве», «О предприятиях в Украине», «О ценных бумагах и фондовой бирже», «О приватизации имущества государственных предприятий», «О приватизации малых государственных предприятий (малая приватизация)», «Об общих положениях создания и функционирования специальных экономический зон» и др. [8]
Основные пути получения иностранного капитала:
• прямые инвестиции через создание предприятий с иностранным капиталом, в т.ч. совместных предприятий;
• портфельные инвестиции путем продажи иностранным резидентам и
нерезидентам ценных бумаг;
• кредиты, займы и гарантии международных финансовых институтов, стран,
государственных учреждений, международных фондов, экспортных агентств,
банков и т.п. [6]
Прозрачность экономики, умение вести внешнеэкономические отношения, подготовка кадров, возврат долгов, выполнение обязательств государством и его субъектами, законодательная база и наконец экономический рост – все это важнейшие составляющие, по которым оценивается та или иная страна. Оптимизация регулирования иностранного инвестирования требует комплексного подхода. Если же совершенствовать лишь некоторые его элементы, то конечная результативность всех соответствующих мер останется низкой. [5]
Исследователи МcКinsey Global Institute пришли к выводу, что инвесторов интересуют прежде всего потенциал рынка и макроэкономическая стабильность. Специальные программы не только бессмысленны, но и вредны: они снижают эффект от ПИИ, в отличие от мер, направленных на усиление национальной экономики. [1]
В прошлом параграфе обсуждалось как негативное, так и позитивное влияние ПИИ. Если вернуться к тому, что в странах ЦВЕ роль иностранного капитала неоднозначна (высокие темпы экономического роста на начальном этапе интенсивного притока ПИИ сменились их существенным падением. Критического уровня достигла безработица (Польша — 19%), масштабная дефицитность платежного баланса и внешняя задолженность), то можно подчеркнуть, что в предыдущие годы (2000—2004) Украине удалось существенным образом исключить такое влияние. Это во многом объясняется спецификой инвестиционного процесса: его основой были не иностранные инъекции, а собственные накопления. Это наш недостаток, но и одновременно наше ощутимое преимущество. [10]
Рассмотрим влияние инвестиций ЕС на Украину.
Украина находится в сильной финансовой зависимости от Европейского Союза, одной из причин являются ПИИ. На начало 2005 года они составили 4,65 млрд. долл. США и их ежегодный прирост составляет около 850 млн. долл. в год (с учетом того, что часть прямых инвестиций идет в долг, до 7% от всего по Украине, часть инвестиций из ЕС, по сути, являются долгом между фирмами; и часть ПИИ - возвращение ранее вывезенных средств, но в целом эти корректировки не меняют общую тенденцию). Европейский Союз является основным источником прихода прямых иностранных инвестиций (ПИИ). После присоединения к ЕС 10 новых членов, сумма всех официальных ПИИ из ЕС составила более 4,6 млрд. долл. США. [7]
Табл. 1.2.1. Прямые инвестиции из ЕС в Украину
Страна
Всего ПИИ, млн. долл.
Приток ПИИ за год (2004 г.), млн. долл.
Инвестпроекты в СЭЗ и ТПР, млн. долл.
Кипр
1 035,6
133,7
41,7
Великобритания
895,9
194,7
57,1
Германия
631,6
180,0
-
Нидерланды
548,3
88,4
-
Австрия
345,6
93,2
32,9
Польша
192,3
39,6
38,2
Венгрия
179,1
50,5
-
Швеция
120,3
17,2
-
Дания
106,3
32,6
-
Италия
106,1
11,2
17,0
Франция
79,1
19,9
27,3
Люксембург
58,5
17,6
-
Ирландия
54,7
-22,6
-
Чехия
46,3
3,6
-
Словакия
45,8
-0,2
-
Бельгия
42,7
14,8
-
Испания
38,6
2,6
-
Латвия
32,7
-39,2
-
Литва
28,8
-3,3
-
Эстония
25,8
9,3
-
Греция
16,4
1,6
-
Мальта
8,2
0,4
-
Финляндия
7,7
1,3
-
Словения
3,6
0,1
-
Португалия
2,3
0,2
-
Всего из ЕС:
4 652
847
до 295
Всего в Украину:
8354
1560
610
Примечание: "-" - инвестпроекты незначительны или отсутствуют . Источник: Госкомстат, данные на 01.01.2005 г.
Подробный анализ инвестиций из ЕС свидетельствует, что доля инвестиций в «технологические» сектора экономики (машиностроение, связь) весьма мала, около одной десятой ПИИ из стран ЕС – основных партнеров Украины. Евросоюз не заинтересован в том, чтобы взращивать себе высокоразвитого конкурента, способного воспроизводить самостоятельно современные технологии.
Табл. 1.2.2. Инвестиционные интересы - доли прямых инвестиций основных партнеров
Основные отрасли
Доли от всех отраслей, %
Пищевая промышленность
23,7
Внутренняя торговля
16,4
Финансовые услуги
7,4
Машиностроение
7
Транспорт и связь
3,6
Производство минеральной продукции
3
Расчеты по данным Госкомстата на 01.07.2004, для стран - основных инвесторов (включая Великобританию, Германию, Нидерланды, Австрию, но исключая Кипр). [7]
Но внутренний потребительский рынок сильно привлекает, и это стимулирует большие инвестиции в пищевую промышленность, особенно, в последние годы, в торговлю. «Торговая тенденция» продолжается по мере продвижения самого большого в Украине немецкого инвестиционного проекта - сети Metro (текущие, в 2005 году, инвестиции были запланированы на уровне 75 млн. евро); она может быть продолжена при реализации других крупных инвестпроектов розничных сетей - британской Dixons (в случае покупки сети «Эльдорадо», 1,9 млрд. долл. за бизнес в России и Украине) и шведской IKEA (планирует вложить в украинский рынок 0,3 млрд. евро). [9]
Свыше трех десятков крупных компаний с капиталом из Евросоюза работают в различных промышленных отраслях. Их финансовые показатели (официально заявленные, за 2003 г.) дают суммарно 1,5 млрд. евро дохода (оборота) и до 50 млн. евро прибыли (с учетом долей собственников, ведь некоторые из компаний принадлежат инвестором из ЕС лишь частично). Это, по показателям дохода, совсем немного, лишь 4,5% от всего промышленного производства в Украине. По меркам ЕС это вообще не суммы – почти 300 промышленных компаний в ЕС имеет оборот больший, нежели все инвесторы из Евросоюза в Украине вместе взятые. Хотя на некоторых рынках (например, пива) инвесторы из ЕС играют ключевую роль. оценка инвестиций ЕС по результатам не позволяет говорить о приоритете привнесения технологий: лишь 6-7% дохода крупных компаний приходится на работающие в технологических секторах (в то время как до трети всего оборота промышленных компаний с инвестициями из Евросоюза обеспечивают пиво и табак). [9]
Табл. 1.2.3. Финансовые показатели основных компаний с инвестициями из ЕС
Компания
Доход, млн. грн.
Прибыль, млн. грн.
Страна - инвестор
Отрасль
ТНК - Украина, Торговый дом
5 161,5
25,7
Великобритания *
нефтяная
Реемтсма - Украина
957,9
56,6
Германия
табачная
В.А.Т. - Прилуки
820,0
59,1
Великобритания *
табачная
Сандора
437,3
25,3
Литва *
пищевая
Славутич, Пивобезалкогольный комбинат
377,4
15,6
Швеция
пивная
Десна, Черниговский пивокомбинат
346,3
41,0
Бельгия
пивная
Лиггетт-Дукат Украина
318,9
23,1
Великобритания
табачная
Рогань, Пивзавод
314,5
-4,3
Бельгия
пивная
Билла Украина
305,0
4,4
Австрия
торговля
Дамен Шипярдс Океан
272,5
-33,8
Нидерланды
машиностроение
Тетра Пак
257,3
38,2
Швеция
потребительск. товары
Янтарь, Николаевский пивзавод
242,6
11,5
Бельгия
пивная
Юнилевер Украина
223,9
-13,6
Великобритания, Нидерланды
потребительск. товары
Графия Украина
222,4
14,0
Австрия *
полиграфия
Сименс Украина
214,7
29,7
Германия
высокие технологии
Чумак
212,1
-23,0
Швеция *
пищевая
Подольский цемент
182,9
3,9
Ирландия
стройматериалы
Полтавская газонефтяная компания
169,3
34,6
Великобритания *
нефтяная
Лакталис - Украина
159,9
0,2
Франция
пищевая
Львовская пивоварня
147,0
16,2
Швеция
пивная
Кривой Рог Цемент
145,2
-15,5
Германия
стройматериалы
Хенкель Баутехник Украина
132,2
22,1
Германия
стройматериалы
Волынь - Цемент
126,8
3,8
Германия
стройматериалы
Кнауф Гипс Киев
123,9
16,3
Германия
стройматериалы
Николаевцемент
112,8
9,0
Франция
стройматериалы
Львовский автобусный завод
102,9
49,8
Венгрия *
машиностроение
Хенкель Украина
93,9
-16,7
Германия
потребительск. товары
S&T Софт-Троник
90,4
4,2
Австрия *
высокие технологии
Бурда - Украина
74,9
-3,5
Германия
издательская
Малби
71,4
-0,5
Нидерланды *
пищевая
Ивеко - Мотор Сич
29,9
1,4
Италия *
машиностроение
Ивеко - Украина
28,8
0,9
Италия
машиностроение
Киянка - Штайнгофф
22,8
-2,7
Германия
мебель
САП Украина
21,5
3,7
Германия
высокие технологии
Примечание: * - инвестиции из страны ЕС только частично (с украинскими или российскими партнерами). Источники: Рейтинги "Топ 100" и "Гвардия 500", данные за 2003 г.
Порядка 40% как текущих инвестиций, так и всей суммы ПИИ из ЕС в Украину есть вложения через низконалоговые (часто практически оффшорные) компании. Отмена большинства льгот для СЭЗ и ТПР украинским правительством в начале 2005 года вызвала негативную реакцию инвесторов из ЕС, прежде всего, польских.
Происходит расширение присутствия в Украине банков с капиталами из ЕС. Это имеет двоякий характер. С одной стороны, расширяют свои сети, открывают филиалы уже работающие банки (тот же австрийский Raiffeisenbank) или открывают дополнительные представительства банки, работающие на уровне представительских офисов (как латвийский Parex Banka ). С другой стороны, происходит скупка существующих украинских банков (шведская группа SEB купила «Ажио»), открытие представительских офисов новичками (французский BNP Paribas , латвийский Regionala Investiciju Banka ), открытие филиала (германский Commerzbank ). Наконец, некоторые банки перед выходом на украинский рынок начинают его прощупывать все сильнее, предоставляя или планируя предоставлять кредитование крупным украинским клиентам, или напрямую (как нидерландский ABN Amro , германский Deutsche Bank , британский Barclays Capital ). [7]
Табл. 1.2.4. Финансовые показатели банков с инвестициями из ЕС
Банк
Капитал
Финансовый результат
Депозиты физических лиц
Кредитно- инвестиционный портфель
Объем торгов ценными бумагами (за 2004 г., в ПФТС)
млн. евро.
млн. грн.
млн. грн.
млн. грн
млн. грн
Райффайзенбанк Украина
60,6
22,6
548,5
3365,2
-
ИНГ Банк Украина
27,5
23,4
31,3
1080,1
481,4
ХФБ Украина
21,6
16,5
13,7
741,5
-
Кредит Банк (Украина)
20,1
7,8
674,0
1047,9
-
ПроКредит Банк
13,1
15,0
119,0
545,8
-
Ажио
12,4
5,6
83,5
221,9
-
Калион Банк Украина
10,4
12,3
12,1
395,7
-
Банк Пекао Украина
5,5
0,0
3,3
16,1
-
Всего по 8 банкам:
171,1
103,2
1485,4
7414,1
481,4
Доля 8 банков в Украине, %:
7,1
8,7
4,0
8,4
6,9
Источники: Ассоциация украинских банков, Торговая система ПФТС, данные 01.01.2005 г.
С покупкой одного крупного, «системного» банка (например, «Аваль») и нескольких мелких, доля ЕС в банковской системе автоматически вырастет на 10%-15% и достигнет 20%. Дальнейший, после вступления Украины в ВТО, приход банковского капитала из ЕС, как для расширения уже работающих банков, так и для скупки пока «независимых» украинских банков, приведет к увеличению доли ЕС в банковской системе до 50% и выше. Этот показатель сопоставим с пропорциями в Венгрии, Латвии, Польше, Румынии. С учетом активного проникновения в банковскую систему российского капитала, присутствия американцев и казахстанцев, европейский фактор станет решающим в преобразовании банковской системы Украины из украинской в преимущественно иностранную, уже к началу 2010-х годов. При не вступлении Украины в ЕС (а пока это наиболее вероятный сценарий) утеря собственной банковской системы означает значительные риски для экономического суверенитета страны. [9]
Таким образом, приток прямых инвестиций из Евросоюза выходит на ежегодный уровень в один миллиард долларов, что, с учетом завышенной оценки притока реальных инвестиций (до трети из них являют аналог оффшорных) и малой склонности к реинвестициям, позволяет говорить о примерном равенстве для экономик и Украины евросоюзных и российских инвестиций (прямые инвестиции, откорректированные на объем инвестиций через / из третьих стран плюс реинвестиции). С учетом примерного равенства внешнеторгового оборота Украины со странами ЕС и ЕЭП, и стабилизации этих равенств (соотношений для инвестиций и внешней торговли), можно утверждать, что в ближайшие годы Украина продолжит балансировать в своей внешнеэкономической политике между Евросоюзом и Россией. Помимо количественной переоценки (часто инвестиции из ЕС – просто аналогичные оффшорным), существует и качественная переоценка инвестиций из Евросоюза. Они, как правило, не идут на развитие технологических секторов украинской экономики (таких всего до одной десятой от всего объема вложенных средств). Зато инвестиции в банковский сектор могут вырасти настолько, что смогут нести угрозу экономической безопасности страны. Инвестиции из Евросоюза свидетельствуют о стремлении платить в Украине как можно меньше налогов (вывод прибыли через завышение цен на импорт, заниженная прибыль, инвестиции в СЭЗ). При все м этом инвестиции из Украины в ЕС малозначительны (даже с учетом неофициальной части) и проводятся в основном крупными бизнес-группами. Евросоюз значительно больше заинтересован в украинских гастарбайтерах, нежели в украинских инвестициях. Если в Украине для инвестиций ЕС включен зеленый свет, то в ЕС украинские капиталы не ждут.
Возможно, указанные проблемы решались бы проще, если бы украинская власть четче выделяла приоритеты инвестиционного сотрудничества с ЕС. Так, нам, в первую очередь, нужны: технологии и возможности производить их самостоятельно, прозрачность ведения бизнеса европейскими партнерами, благоприятный инвестиционный климат для украинского бизнеса в Евросоюзе. Только настойчивая работа по этим направлениям сможет изменить процессы взаимной инвестиционной активности не только количественно, но и качественно.
Списокиспользованных источников
1. http://www.mckinsey.com/russianquarterly/articles/issue05/02_0303.aspx Фаррелл Д., Ремес Я., Шульц Х. Правда о глобализации// Вестник МcКinsey. – 2003. - № 3 (5). Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999 - 264 с. Тагирбеков Р.Г. «Основные тенденции в национальной политике регулирования прямых иностранных инвестиций в 80-90 гг.», Экономика и технология, Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 14 – М.: изд. РЭА им. Г.В. Плеханова, 2002г. – 0,96 п.л. http://www.apk-inform.com/showart.php?id=22070 Минэкономики Украины сообщило о результатах деятельности СЭЗ и ТПР в 2004 году //АПК-Информ. - 31.01.2005. Балацкий Е., Павличенко Р. Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования. // МЭиМО. – 2002. - №1. – с. 52-59 М. Шульженко. Привлекательность Украины в глазах инвестора // Корреспондент. - 13.11.2002. http://dialogs.org.ua/ru/print/material/2/3284 Коваленко В. Что значат инвестиции ЕС для украинской экономики? // Диалог.Ua. - 13.06.2005. О.Носова. Прямые иностранные инвестиции в трансформационной экономике Украины // Экономика Украины. – 2000. - № 5 http://dialogs.org.ua/ru/print/material/2/3284 Коваленко В. От мечтательного еврооптимизма к трезвому европрагматизму. Часть 2// Диалог.ua. – 13.06.2005. http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/564/51246/
Гаьчинский А. Иностранные инвестиции: проблемы и перспективы// Зеркало недели оn the web. – 2005. - № 36 (564). http://www.cfin.ru/management/practice/alt2002/upr-10.shtml
Васина А. Избавимся от «штампов» в экономическом анализе