Реферат по предмету "Инвестиции"


Инвестиционная привлекательность инновационных проектов

Инвестиционная привлекательность проектов и программ в инновационной деятельности Факторы инвестиционной привлекательности Условно факторы инвестиционной привлекательности ин­новационных проектов и программ можно разделить на две группы: финансово-экономические и внеэкономичес­кие. В большинстве случаев инвестора привлекают высо­кие финансовые показатели, однако, существуют ситуа­ции, при которых инноватор вынужден реализовать нов­шество, несмотря на его прямую экономическую неприв­лекательность. Например, если речь идет об экологичес­ких мероприятиях, которые практически всегда имеют отрицательные финансовые показатели; тем не менее, промышленные фирмы, заботящиеся о своем высоком имидже, ведут активную деятельность в этой области.
К другим внеэкономическим факторам инвестиционной привлекательности инновации может быть отнесена отрас­левая принадлежность как идеи для последующей практи­ческой реализации, так и предприятия-инноватора. Сверхпривлекательный инновационный проект может быть от­вергнут только потому, что у фирмы-инноватора недоста­точного опыта работы в той отрасли, где необходимо реали­зовать проект. Или, наоборот, фирма вынуждена искать аль­тернативные сегменты рынка, если речь идет о межотрас­левой диверсификации. Отраслевая инвестиционная привлекательность Отраслевая инвестиционная привлекательность определя­ется стратегией фирмы-инноватора. Поэтому на рынке новаций для обеспечения конкурентоспособности нов­шества проводится маркетинговый отраслевой анализ, разрабатываются различные рейтинги отраслевой инвес­тиционной привлекательности. Исследуя потенциал привлечения иностранных инвести­ций, Федеральная комиссия по ценным бумагам при Пра­вительстве России в 1996 г. установила наиболее инвестиционно-привлекательные отрасли российской экономики: нефтегазодобыча, электроэнергетика, связь, металлургия. Существенным внеэкономическим фактором, определя­ющим привлекательность инновации для инвестора, яв­ляется имидж и репутация инноватора. Внутрикорпоративная инвестиционная привлекательность С экономической точки зрения инвестиционная привлека­тельность определяется как внутренними характеристика­ми инновации (доходность инвестиций, срок реализации проекта и др.), так и условиями привлечения финансовых ресурсов и их источников. Инвестирование инновационной деятельности может осу­ществляться как за счет собственных, так и привлеченных средств. Для российских предприятий в настоящее время ос­новным источником инвестиций являются собственная при­быль и амортизационные отчисления. Кроме того, инвести­ционный фонд для инновационной деятельности может пополняться безвозмездными вложениями в натуральной форме или в виде спонсорской финансовой помощи. Наиболее популярным на Западе способом увеличения собственных средств компании является эмиссия акций. Однако в отличие от других источников собственных средств этот ресурс является платным, поскольку акцио­неры приобретают акции в расчете на дивиденды. Недо­статочный размер дивидендов может привести к тому, что вновь выпускаемые акции для финансирования ин­новационной деятельности окажутся неразмещенными. В России корпоративные отношения находятся в стадии формирования, поэтому эмиссии ценных бумаг под ин­новационную деятельность проводятся достаточно редко. За исключением беспроцентных ссуд привлеченный ка­питал выдается на условиях возвратности, срочности и платности, то есть представляет собой кредиты в различ­ной форме. Наряду с традиционной формой кредитова­ния в инновационной деятельности широкое распрост­ранение получили лизинг, форфейтинг и франчайзинг. Лизинг Лизинг - долгосрочная аренда машин и оборудования на срок до 20 лет. Арендодатель за свой счет приобретает необходимое оборудование и сдает его в аренду аренда­тору. При этом права собственности на оборудование ос­таются у арендодателя. По окончании лизингового дого­вора арендатор может вернуть арендодателю арендуемое имущество или выкупить объект лизинга по остаточной стоимости. В течение всего срока эксплуатации арендатор перечисляет плату за пользование арендованным имуще­ством, включающую амортизацию и доход арендодателя. Форфейтинг Форфейтинг — финансовая операция, превращающая ком­мерческий кредит в банковский. Инвестор при отсутствии достаточных средств для инноваций выписывает комплект векселей. Сроки погашения векселей равномерно распре­делены во времени. Таким образом, инвестор получает от­срочку в платежах и гарантии банка по обеспечению пла­тежей. Форфейтинговые операции для инноватора являют­ся гарантией надежности финансового партнера. Франчайзинг Наиболее полной финансовой схемой привлечения инвес­тиционных ресурсов в инновационную деятельность явля­ется франчайзинг. Франчайзинг предусматривает тиражи­рование инноваций с привлечением крупного капитала. Кро­ме финансовых средств по договору франшизы инноватору могут быть переданы нематериальные активы: технологии, ноу-хау, торговый знак, и репутация фирмы и т. п. Фран­чайзинг сочетает в себе преимущества кредита и лизинга. Критерии инвестиционной привлекательности Движущие мотивы финансирования инновационной дея­тельности существенно зависят от того, реализуется ли ин­новация на свои или привлеченные средства. Однако для большинства инноваций в случаях финансирования и за счет собственных средств, и за счет привлеченных финансовых ресурсов в основе лежит показатель цены капитала. Цена собственного капитала Цена собственного капитала определяется дивидендной по­литикой инноватора (цена привлечения акционерного ка­питала) пропорционально доле акционерного капитала в собственных средствах организации: , где Cs - цена собственного капитала; р - отношение суммы дивидендов к рыночной капитализации компании(p/e-ratio); U - акционерный капитал; А - амортизационный фонд; М - прибыль; В - безвозмездные поступления. Цена собственного капитала для самофинансирования ин­новации является нижним пределом рентабельности: реше­ние о реализации инноваций при доходности менее цены капитала может серьезно ухудшить основные финансовые показатели компании, привести к неплатежеспособности и банкротству инноватора. Для внешнего инвестора цена собственного капитала ин­новатора является гарантией возврата вложенных средств, показателем достаточного уровня финансовой надежности объекта инвестиций. Цена привлеченного капитала Цена привлеченного капитала рассчитывается как средне­взвешенная процентная ставка по привлеченным финансо­вым ресурсам: , где: Сinv - цена привлеченного капитала; ki - ставка привлечения финансового капитала (ki = 0 для безвозмездных ссуд), % годовых; Vi - объем привлеченных средств; m - число источников привлеченных средств. Цена привлеченного капитала зависит от внутренних и вне­шних факторов. К внутренним факторам в первую очередь относится деловая репутация инноватора. На деловую ре­путацию фирмы влияют не только финансовые показате­ли ее деятельности, но и авторитет высшего менеджмен­та, сложившаяся система взаимоотношений с партнерами и конкурентами, имидж, политическая поддержка и др.
Внешние факторы, влияющие на цену привлеченного ка­питала, определяются макроэкономической ситуацией (уров­нем инфляции, ставкой рефинансирования ЦБ РФ, темпа­ми роста ВНП и др.), государственной инвестиционной политикой и ситуацией на финансовом рынке. Цена капитала
Цена капитала - отношение общей суммы платежей за исполь­зование финансовых ресурсов к общему объему этих ресурсов , где: WACC - средневзвешенная цена капитала; ki - цена i-го источника; di - доля i-го источника в капитале компании. Цена капитала определяет нижнюю границу доходности инновационного проекта - - норму прибыли на иннова­цию. Таким образом, инноватор, принимая решение о на­чале реализации проекта, должен учитывать следующие факторы: · цену собственного капитала; · цену привлеченного капитала; · структуру капитала (соотношение собственных и привлеченных средств). Интеграция этих факторов в показателе цены капитала яв­ляется базой для определения инвестиционной привлека­тельности инновационного проекта. Норма прибыли для инноватора Как инвестор, так и инноватор при принятии решения о реализации нововведения сталкиваются с проблемой опре­деления нижней границы доходности инвестиций, в каче­стве которой, как правило, выступает норма прибыли. Норма прибыли определяется инноватором и инвестором с разных точек зрения. Организация, реализующая нововве­дение, исходит из внутренних ограничений, к которым в первую очередь относятся цена капитала, внутренние по­требности производства (объем необходимых собственных средств для реализации производственных, технических, социальных программ), а также внешние факторы, к кото­рым относится ставка банковских депозитов, цена привле­ченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой кон­куренции. Руководство компании-инноватора сталкивается, как мини­мум, с одной альтернативой инвестиций — вложить времен­но свободные средства в банковские депозиты или государственные ценные бумаги, получая гарантированный доход без дополнительной высокорисковой деятельности. Поэтому доходность инновационных проектов должна превосходить ставку по банковским депозитам и доходность предъявлен­ных к погашению государственных ценных бумаг. Механизм влияния конкуренции на определение внутрен­ней нормы прибыли не работает впрямую: отраслевая до­ходность может быть выше, чем производственная рента­бельность инноватора. Это связано с различными масшта­бами производства: сохраняя конкурентоспособность про­дукции и удерживая под контролем значительную часть рынка, крупная компания может умышленно сбивать цены*, обеспечивая достаточный объем прибыли значительными объемами продаж. Поэтому, устанавливая норму прибыли по средним значениям рентабельности, ее, как правило, соизмеряют с масштабами производства. Доходность компаний по некоторым отраслям экономики
Отрасль
США
Япония
Страны Европы
Число компаний
Доходность, %
Число компаний
Доходность, %
Число компаний
Доходность, %
Компьютерные услуги и программное обеспечение
22
21,2
3
4,9
13
23,1
Средства связи
30
19,1
6
9,0
10
15,5
Электроника
15
17,7
24
5,4
5
16,5
Многоотраслевое химическое производство
13
17,7
15
3,3
16
13,7
Издательское дело, включая газеты
11
13,9
2
8,4
12
27,9
Электротехническая промышленность
7
12,7
11
4,0
7
11,2
Машины и оборудование
9
12,2
22
4,3
14
12,4
Автомобилестроение
4
10.5
9
7,6
6
6,7
Коммерческие банки
45
8,8
43
2,6
57
19,6
Финансовые учреждения
15
7,5
13
4,8
4
4,8 Норма прибыли для инвестора Внешний инвестор, определяя норму прибыли иннова­ционного проекта, руководствуется альтернативными вло­жениями средств. При этом соизмеряется риск вложений и их доходность: как правило, инвестиции с меньшим риском приносят инвестору меньший доход. Поэтому при­нятие решения о финансировании инновации инвестор согласует со своей финансовой стратегией (склонность к риску, отвращение к риску). Риск инвестиций в финан­совые инструменты оценивают финансовые менеджеры. Инвесторы, принявшие решение о финансировании ин­новационных проектов, уровень риска закладывают как надбавку к норме прибыли. Требования к норме прибыли для различных групп инвестиций
№ П/п
Группы инвестиции
Требуемая норма прибыли
1 Замещающие инвестиции - категория 1 (новые машины или оборудование, транспортные средства и т. п., которые будут выполнять функции, аналогичные замещаемому оборудованию)
Цена капитала
2 Замещающие инвестиции - категория II (новые машины или оборудование, транспортные средства и т. п., которые будут выполнять функции, аналогичные замещаемому оборудованию, но являются технологически более совершенными, для их обслуживания требуются специалисты более высокой квалификации, организация производства требует других решений!
Цена капитала + 3%
3 Замещающие инвестиции - категория III (новые мощности вспомогательного производства: склады, здания, которые замещают старые аналоги; а также заводы, размещаемые на новой площадке)
Цена капитала + 6%
4 Новые инвестиции - категория 1 (новые мощности или связанное оборудование, с помощью которого будут производиться ранее выпускавшиеся продукты)
Цена капитала + 5%
5 Новые инвестиции - категория III (новые мощности или машины, которые тесно связаны с действующим оборудованием)
Цена капитала + 8%
6 Новые инвестиции - категория II (новые мощности и машины или поглощение и приобретение других фирм, которые не связаны с действующим технологическим процессом)
Цена капитала + 15%
7 Инвестиции в научно-исследовательские работы - категория 1 (прикладные НИР, направленные на определенные специфические цели)
Цена капитала +10%
8 Инвестиции в научно-исследовательские работы - категория II (фундаментальные НИР, цели которых точно не определены и результат заранее неизвестен)
Цена капитала +20% Обоснование экономической эффективности проекта Эффективность инновационного проекта может быть раз­ной (исходя из особенностей инновации): техническая, тех­нологическая, экологическая, социальная, организацион­ная эффективность. Наряду с техническими критериями выбора инновации инвесторы предъявляют экономические ограничения на инновационные процессы, стремясь обес­печить себе гарантию не только возврата вложенных средств, но и получения дохода. Немаловажным фактором, который инвесторы учитывают при принятии решений о финанси­ровании инновации, является также период, в течение ко­торого будут возмещены понесенные расходы, а также пе­риод, необходимый для получения расчетной прибыли.
В соответствии с Методическими рекомендациями по оцен­ке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (Утверждены Госстроем РФ, Минэ­кономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом РФ № 7-12/47 от 31.03.94), основными методами оценки экономи­ческой эффективности являются: · метод чистого дисконтированного дохода (ЧДД); · метод срока окупаемости; · метод индекса доходности и рентабельности проекта; · метод внутренней нормы доходности; · расчет точки безубыточности проекта.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Abortion Essay Research Paper AbortionI feel that
Реферат Разработка системы управления продвижения изделий фирмы на рынок
Реферат Язычество древней Руси
Реферат Литература - Терапия (анемия)
Реферат InClass Writing Essay Research Paper Inclass Writing
Реферат Dreams Live On Essay Research Paper The
Реферат East Francia Economy Essay Research Paper Booty
Реферат Орёл-скоморох
Реферат Технологический процесс сборки и сварки секции палубы первого яруса в районе 200...220шп с экономическим обоснованием
Реферат Развитие творческого воображения посредством пейзажной живописи в учреждениях дополнительного образования
Реферат Управление кадрами как функция управления страховой компанией
Реферат Аналіз мотивації менеджерів середньої ланки в США та запровадження їх досвіду в українських реаліях
Реферат Конституционно-правовой статус политических партий
Реферат Функционально возможные инструментальные средства противодействия распространению идей экстремизма и терроризма в сети Интернет на территории РФ
Реферат Документальное оформление и аналитический учет поступления и выбытия основных средств