В текущем, 2007 году полиграфическая промышленность Симбирского-Ульяновского края отметит свой 210-летний юбилей. В 1797 году начала свою деятельность первая на территории губернии Симбирская губернская типография.
Заведение действовало при Губернском правлении, высшем местном административно-полицейском учреждении – иногда, в документах и литературе она именуется Типографией Симбирского губернского правления.
Когда и зачем
Появление казенной типографии в Симбирске можно связать с Высочайшим указом от 16 сентября 1796 года «Об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг; и об учреждении на сей конец Цензур …, и об упразднении частных Типографий». Пунктом 2 указа предписывалось: «Частными людьми заведенные Типографии, в рассуждении злоупотреблений, от того происходящих, … упразднить, тем более что для печатания полезных и нужных книг имеется достаточное количество таковых Типографий, при разных училищах устроенных». Пункт 5 гласил: «В Губернских городах дозволяется при Наместнических Правлениях завести Типографии, кои весьма могут облегчить переписку Канцелярскую».
Когда непосредственно стала функционировать Губернская типография? Этим временем можно считать середину августа 1797 года. 18 августа датирована копия Указа Правительствующего Сената от 7 августа 1797 года, относительно патентов на чины для увольняющихся с воинской и поступающих в статскую службу – правда, цифра «18» вписана в специально оставленный при наборе пробел от руки. Видимо, это и был самый первый документ, изготовленный типографским способом в Симбирске.
Где
Под губернскую типографию первоначально выделили помещение в Главном народном училище, впоследствии Симбирской классической мужской гимназии (здание сохранилось в перестроенном виде), той самой, которую окончил с отличием революционер В.И. Ульянов-Ленин.
После окончания постройки в 1807 году здания губернских мест, типография перебралась в одно из подвальных помещений. В 1866 году для размещения губернской типографии был снят дом купца А.И. Карташева по центральной Большой Саратовской улице (здание сохранилось в перестроенном виде). Здесь она находилась вплоть до 1906 года, когда, в связи с началом реконструкции здания новым владельцем, переехала в доходный дом потомственного почетного гражданина А.А. Сачкова по улице Московской, 43/2 (здание сохранилось).
Первое оборудование
Первый и единственный деревянный ручной типографский станок для Симбирской типографии был приобретен у наследников прославленного полиграфиста и поэта-любителя Николая Еремеевича Струйского, из его имения в селе Рузаевке Пензенской губернии. Продажа, в свете распоряжений центральной власти, оказалась весьма своевременной.
Имя Н.Е. Струйского, скончавшегося в декабре 1796 года (по преданию, 47-летний дворянин не перенес вести о смерти обожаемой императрицы Екатерины II), по справедливости вписано в историю отечественно полиграфии. «Увлекшись технологией книгопечатания, он, – пишет современный исследователь А.А. Говоров, - закупил за границей оборудование, обучил крепостных мастеров, добился высокого качества изданий, выпускал оригинальнейшую продукцию (печать на шелке, на атласе, в гравированных рамках, золотым тиснением и т.д.)… Разнообразного объема (от 1 листа до 350 страниц) и тиража (до 300 экз.) издания Струйского раздавались и рассылались бесплатно…».
«Струйский» деревянный станок вплоть до 1837 года был единственным оснащением типографии. И только в связи с началом издания с 1 января 1838 года газеты «Симбирские губернские ведомости», в заведение были специально выписаны два металлических ручных печатных станка.
Страшный августовский пожар 1864 года, выжегший почти две трети Симбирска, не пощадил и Губернскую типографию. Нет, однако, худа без добра, и в 1865 году в типографии появляется привезенная из Санкт-Петербурга скоропечатная машина.
Производственные и штатные «мощности»
На рубеже 1870-х – начале 1880-х годов оборудование и штат работников губернской типографии составляли: «1) одну скоропечатную машину, выписанную из С.-Петербурга в 1865 году; эта машина имеет размер 32½х22 дюйма и делает в час 1200 оттисков; при машине находятся: накладчик с помощником и три вертельщика; 2) шесть ручных металлических станков, на которых работают 6 печатников и 6 батырщиков; 3) один копировальный станок, на котором иногда производятся и литографические работы и 4) переплетную машину, с необходимыми приборами и инструментами; переплетом книг занимаются двое рабочих. Кроме того, типография имеет пресс, приобретенный в С.-Петербурге в 1876 году. Наборщиков состоит при типографии 12 человек и сверх того несколько мальчиков-учеников».
В 1898 году в типографии имелись три скоропечатных машины и 5 ручных станков, которые обслуживались 42 рабочими, из которых наборщиков – 19; машинистов – 3; накладчиков – 2; вертельщиков – 5; печатников – 5; батырщиков – 3; переплетчиков – 5. В 1906 году в губернской типографии был установлен 16-сильный бензиновый двигатель с динамо-машиной, и часть полиграфического оборудования начала приводиться в движение силой электричества.
В «Ведомость на выдачу жалованья служащим в Симбирской губернской типографии» за 1907 год внесено 73 фамилии. В штате значатся заведующий редакцией неофициального отдела «Симбирских губернских ведомостей», заведующий типографией, 3 корректоров, счетовод, кладовщик, экспедитор, 31 наборщик, 4 наборщика-газетчика официальной части «Симбирских губернских ведомостей» и 2 наборщика-газетчика ее неофициальной части, 12 печатников, 2 вертельщика, 2 машиниста, 2 линовальщика, 7 переплетчиков, 1 газетчик, 2 сторожа.
Уже при Советской власти, на конец 1921 года в бывшей губернской типографии, ставшей Типографией №2 Полиграфического Отдела Симбирского Губернского Совета Народного Хозяйства, фиксируется штат в 74 рабочих и 5 служащих. В типографии находились 6 типографских, 3 литографских, 9 переплетно-брошюровочных и 1 линовальная машины. Плоскопечатная машина фирмы Кениг&Бауэр (КБА) и ручная картонорубилка из их числа до сих пор эксплуатируются в Ульяновском гвардейском суворовском училище. Без малого, сто лет безотказной работы!
Первые полиграфисты
«Адрес-Календарь Симбирской губернии» за 1879 год упоминает «самого старейшего» рабочего губернской типографии, симбирского мещанина Афанасия Лебедева. Он начал работать печатником еще в 1830-е годы. «Лебедев застал еще первых рабочих, при которых совершилось открытие типографии», - что вполне вероятно, соизмеряясь с более чем 40-летним рабочим стажем самого старожила. 29 лет проработал наборщиком в губернской типографии Симбирский мещанин Василий Прокофьевич Павлов. Согласно рапорту заведующего типографией от 31 июля 1901 года, «наборщик Павлов служит в Типографии с 1872 года; к своим служебным занятиям относится с должным вниманием и аккуратностью, поведения весьма хорошего и спиртных напитков не употребляет».
В августе 1906 года наборщик губернской типографии Константин Николаевич Виноградов, живший «по Никольскому спуску, в собственном доме», выступил одним из двух учредителей профессионального общества типографских рабочих под названием «Союз типографских рабочих г. Симбирска и губернии».
Целями «Союза» декларировались «защита профессиональных интересов типографских рабочих города Симбирска и губернии, путем улучшения материального положения и поднятия духовно-нравственного уровня их. Для этого общество организует кассу взаимопомощи, третейский суд, бюро для подыскания работы, юридическую и медицинскую помощь, устраивает лекции, рефераты; открывает библиотеку, читальню и пр.».
Членом «Союза» мог быть каждый типографский рабочий, достигший 16-летнего возраста и работавший в одной из типографий г. Симбирска и губернии, «независимо от пола, вероисповедания, национальности и политических убеждений», кроме корректоров, факторов (смотрителей) и других лиц административного персонала, прием которых допускался лишь в исключительных случаях. В числе 9 лиц, избранных осенью 1906 года в правление профессионального общества был и наборщик губернской типографии Тимофей Иванович Африкантов.
24 октября 1911 года на должность исполняющего обязанности смотрителя Губернской типографии был принят не имеющий чина потомственный почетный гражданин Александр Иосифович Бутыльников, который в 1908-1911 годах заведовал Уфимской губернской типографией. И.о. смотрителя происходил из мещан города Екатеринослава и имел более чем 40-летний стаж типографской работы. Большая часть его деятельности была связана с типографиями Санкт-Петербурга. До переезда в Уфу он сотрудничал в ведущих типографиях Северной Пальмиры: Нусвальда, Головина, Траншеля, «Новое Время», Товарищества «Общественная Польза», Киршбаума, «Надежда» и др. В 1901 году А.И. Бутыльников был высочайше «пожалован» званием потомственного почетного гражданина, имел золотые шейные медали на Станиславской и Владимирской лентах.
Продукция
Первоначально овеянный прошлой славой типографский стан использовался в самых рутинных целях. Губернская типография издавала «наряды» и «публики». Так назывались присланные из Петербурга тексты императорских и сенатских указов, распоряжения губернских органов власти, что тиражировались для рассылки по местам.
С увеличением мощностей Губернской типографии связан любопытный циркуляр ко всем «присутственным местам» Симбирской губернии ее начальника, губернатора Н.И. Комарова от 10 августа 1838 года. Для унификации форм делопроизводства, говорилось в нем, «избежания сбивчивости в формах донесений необходимо полезно бы было для порядка отпечатать для сего потребное число для каждого места бланков в Симбирской губернской Типографии…, что везде уже принято и признано большим пособием для сокращения времени в переписке и для порядка. Типография же возьмет цену самую умеренную и за то даст бумагу порядочную, и которую уже по форме изготовляют по заказу от некоторых». Цена одного экземпляра бланка определялась в 2 копейки.
Конкуренция
Появление и развитие в Симбирске и губернии частных типографий, безусловно, подрывало монополию казенной губернской типографии, составляло ей мощную конкуренцию. По официальным сведениям, в 1877 году губернская типография имела 1177 заказов против 5346 заказов в типографии штабс-капитана Николая Гавриловича Анучина; в 1878 году – 1205 против 6000; в 1879 году – 1432 против 6500.
Часто, действия губернских властей, не дававших разрешения частным владельцам на открытие полиграфических предприятий, сильно отдают недобросовестной конкуренцией. Красноречива резолюция на прошении надворного советника Михаила Васильевича Рафайлова, «первооткрывателя» типографии в уездном городе Ардатове: «Еще типография. К чему она?». В другом случае «вето» куда красноречивей: «Опять подрывать губернскую типографию!»
Была реклама и тогда
Не очень многочисленные рекламные объявления типографии, печатавшиеся в «Симбирских Губернских ведомостях» в последней четверти XIX в., касаются, в основном, продажи выпускаемой ею продукции. В 1876 году типографией предлагались залежалые «Памятные книжки Симбирской губернии за 1869 и 1870 годы . Цена за каждую книжку как 1869, так и 1870 года по 60 копеек серебром, вместо прежних при издании цен 1 рубль и 1 рубль 50 копеек». «Литографированный в губернской типографии план города Курмыша продается в губернской типографии и у господина Курмышского Исправника по 5 копеек за экземпляр».
Реклама типографии Губернского правления, которая помещалась на отдельных вклейках в «Адрес-календарях» и справочных книжках Симбирской губернии начала XX столетия оповещала возможного потребителя о видах, качестве и стоимости предоставляемых услуг. При этом само оформление рекламных объявлений, используемые в них шрифты и приемы набора, становились наглядной частью этой информации.
Таков беглый очерк истории старейшего в Симбирском-Ульяновском крае полиграфического предприятия. С него начиналась история отрасли. История продолжается…