Реферат по предмету "Журналистика"


Русская военная книга второй половины XIX века социокультурный аспект

История выпуска, распространения и использования изданий военной тематики составляет неотъемлемую часть отечественной книжной культуры. Рассматривая военную книгу в широком смысле как книгу о войне и военном деле, к этой тематической категории следует, на наш взгляд, относить непериодические издания, раскрывающие сущность военной политики государства, отражающие прошлое и современное состояние военной науки и практики, выполняющие в сфере воинской деятельности ряд специфических функций и предназначенные как для военного читателя, так и для широкого круга лиц, интересующихся вопросами военного дела [1]. Ярко выраженная специфичность большинства проблем, обусловленных особым характером содержания, предназначения и условий функционирования военной книги не должна стать причиной ее ведомственного обособления и вывода за рамки существующей научно обоснованной концепции истории книги. Обязательной исходной точкой в исследовании истории военной книги должен быть общепринятый в книговедении анализ социальной и культурной среды, в которой создается и функционирует книга [2].
Процесс социальных перемен и культурной эволюции в российском обществе во второй половине XIX века коренным образом влиял на развитие книжного дела. Книга, в свою очередь, играла роль активизирующего фактора реформ и преобразований. По утверждению известного русского книговеда М.Н. Куфаева, "в это время книга делается громадного значения социальным явлением" [3]. В русле позитивных тенденций развития отечественного книжного дела повышалась роль изданий военной тематики. Возросло число типографий и печатных органов военного ведомства. Многие военно-научные и военно-исторические труды получили признание не только в армии, но и в широкой российской общественности. Военная книга стала важным средством гуманизации воинской деятельности, просвещения и грамотности миллионов "простолюдинов", проходивших службу в армии. Эти изменения в значительной степени определялись задачами военной реформы, начавшейся в 1860-х гг., и очевидны на фоне предшествующих десятилетий. В первой половине века, несмотря на некоторое оживление выпуска книг военной тематики, значительных перемен в военно-издательской практике не произошло. Как отмечалось в статьях военной периодики тех лет, вплоть до 60-х гг. XIX в., русская военная мысль "оставалась в иностранном плену", а "военно-ученая литература далеко не отличалась тем богатством и развитием, которого бы следовало ожидать, принимая в соображение потребность не только в произведениях ученой военной литературы, но даже и в основательных руководствах по различным отраслям военных знаний" [4]. Вместе с тем авторы статей не относили этот недостаток целиком к вине военных специалистов, отмечая, что их деятельность выражалась "в трудах вполне достойных цели и заслуживает полного уважения" [5]. Трудности в выпуске военно-научных изданий заключались в ряде взаимозависимых обстоятельств. Спрос на научные сочинения в армии в силу невысокого уровня образованности офицерского состава был "недостаточно велик для того, чтобы вознаградить материальные затраты авторов" [6]. Этим объяснялись низкие тиражи и, следовательно, высокие цены книг. При недостаточном ассигновании казенных средств на издание военных трудов частная инициатива авторов влекла за собой значительные материальные затраты. Препятствия такого рода возникли в процессе подготовки и издания 14 томного "Военного Энциклопедического Лексикона" (1837 - 1850), главным редактором которого был генерал-лейтенант Л.И. Зедделер. Судьба этой энциклопедии показательна для военно-издательской практики середины XIX века. Неоднократно из-за отсутствия средств работы заходили в тупик, и лишь личный человеческий и служебный подвиг Л.И. Зедделера, пожертвовавшего на издание этого уникального труда свое состояние, позволил завершить в 1850 г. выпуск "Лексикона" в полном объеме. Это был первый в России крупный энциклопедический труд, изданный полностью [7]. "Военный Энциклопедический Лексикон" был высоко оценен русской общественностью. Российской академией наук он был признан лучшим на то время военно-энциклопедическим трудом, и в 1852 г., уже после смерти Л.И. Зедделера, отмечен полной Демидовской премией в размере 1428 рублей серебром. 50-е гг. XIX в. стали переломными в развитии отечественного книгоиздания. С этого времени наблюдается постепенное и поступательное нарастание выпуска печатной продукции. Общее количество книг, напечатанных в России с середины 50-х гг. до конца века, увеличилось более чем в десять раз. В общем книжном потоке заметно возросло число изданий по военному делу. Если во второй половине 50-х гг. ежегодно выпускалось 70 - 80 книг военной тематики, то к концу столетия их стало выходить более трехсот. Сопоставление количественных показателей выпуска книг различной тематики с 1855 по 1895 г. показывает, что из тридцати двух тематических разделов, проанализированных специалистами Российской национальной библиотеки, издания по военному делу входили в число десяти наиболее массовых разделов, составляя в разные годы 3 - 6 процентов от общего числа книг, печатавшихся в России [8]. Особенности социально-экономического, политического и культурного развития России в период реформ отразились не только на росте количественных показателей книжной продукции, но и на изменении ее тематики. Заметно увеличивается выпуск научных изданий, учебных пособий, религиозно-нравственной и исторической литературы, книг и брошюр по общественно-политическим проблемам, по вопросам промышленности, транспорта и связи. Характерно, что большинство этих тематических направлений становятся приоритетными и в военном книгоиздании. Наибольшее внимание в условиях начавшейся военной реформы уделялось выпуску военно-научных трудов. Исследователи связывают это, в первую очередь, с преобразовательной деятельностью военного министра генерал-фельдмаршала Д.А. Милютина, называя его "родоначальником военно-научной литературы" [9]. Д.А. Милютину удалось создать благоприятные условия для развития военной науки, поднять в ней роль национального элемента. В ряду многих реформаторских начинаний были приняты меры по активизации военно-издательской деятельности и распространению литературы в армии. Согласно временному положению о главном управлении Генерального штаба от 27 сентября 1863 г. был расширен круг обязанностей совещательного комитета с тем, чтобы "деятельность его распространялась на военно-научные интересы не одного только Генерального штаба, но и вообще всей нашей армии" [10]. При этом комитет должен был изучать достоинства всех изданий и сочинений, предназначавшихся для распространения в войсках. По предложению Д. Милютина были обсуждены общие основания, на которых библиотека Генштаба могла быть преобразована в "специально-военную", приспособленную для публичного пользования. Исполняя приказ военного министра, главное управление Генерального штаба в 1865 г. объявило конкурс на премии по составлению военно-исторических сочинений и руководств по тактике и военной администрации, а также наиболее полезных переводов иностранных военных трудов. Условия конкурса были разработаны таким образом, чтобы преодолеть препятствия, имевшие место до середины XIX в., и заинтересовать авторов. На подготовку конкурсных сочинений отводилось 2 - 3 года. Премии устанавливались в размере 1000 - 1500 рублей серебром. Издержки печатания оплачивались из казенных средств. Весь тираж первого издания в количестве тысячи экземпляров поступал в собственность автора [11]. Кроме того, с высочайшего соизволения была ассигнована особая сумма для выдачи ежегодных денежных премий до 500 рублей серебром за лучшие военно-исторические и тактические монографии. Меры по поощрению инициативы участников конкурса сочетались с высокими требованиями к конкурсным сочинениям. Главным условием для руководств по тактике была "поучительность в отношении новейшего военного искусства", а авторам военно-исторических работ рекомендовалась "разработка преимущественно тех войн, в которых принимали участие русские войска" [12].
Следствием принятых мер явился значительный подъем и инициативы авторов, и издательской деятельности военного ведомства в конце 60-х гг. и в последующее десятилетие. Циркулярами Главного штаба с 1870 по 1875 г. было объявлено о 74 изданиях, рекомендованных для офицеров и войсковых библиотек, в том числе: 28 трудов по военной истории и тактике, 29 сборников, справочников и руководств по военной администрации и военной статистике, 15 практических пособий по артиллерии, военно-инженерному делу и военной топографии. К концу 70-х гг. число таких изданий удвоилось [13].
В эти годы достоянием не только военных библиотек, но и всей русской общественности стали фундаментальные военно-исторические труды генерал-лейтенанта князя Голицына "Всеобщая военная история", генерал-адъютанта Тотлебена "Описание обороны города Севастополя", полковника Генерального штаба Петрова "Война России с Турцией и польскими конфедератами 1769 - 1774 гг." в пяти томах, полковника Дубровина "История войны и владычества русских на Кавказе" и ряд других изданий, возрождавших историю русского военного искусства. Примечательным явлением, подтверждающим возрастание инициативы авторов в 60 - 70-е гг., стал выход сборников новейших военных сочинений под общим названием "Военная библиотека". До 1878 г. вышло шестнадцать томов, которые, по сообщениям печати, вызывали интерес не только офицеров, но и широких кругов читателей. Реформаторскими подходами к военной науке и их практической реализацией в обучении войск были востребованы новые издания для совершенствования тактической подготовки офицеров. В их числе следует, в первую очередь, отметить работы генерал-майора Драгомирова "Опыт руководства для подготовки частей к бою" в 2 частях (подготовка роты и подготовка батальона) и полковника Генерального штаба Левицкого "Справочная тактика". Эти книги переиздавались несколько раз и были очень популярны и полезны в повседневной деятельности офицеров. Этими же авторами были подготовлены новые учебные пособия "Курс тактики, приноровленный к программе военных училищ" (Драгомиров) и "Руководство по тактике, применительно к программе юнкерских училищ" (Левицкий). Выход в свет названных выше фундаментальных трудов и учебных пособий по тактике сопровождался разработкой и выпуском ряда изданий прикладного характера. Наиболее значительным и авторитетным из них был труд генерал-майора Леера "Прикладная тактика". Кроме того, регулярно издавались сборники тактических задач, руководства к военным играм, планы для тактических упражнений и т. п. Авторами таких работ были офицеры Генерального штаба Скугаревский, Дуроп, Энгельгардт, Пузыревский, Фрезе, Сухомлинов, Мау и др. Развитие военной науки и практики на принципиально новой основе, утвердившейся в ходе военной реформы, требовало обновленной справочной литературы. Продолжая традиции русской военной энциклопедистики, заложенные Л.И. Зедделером, его соратник М.И. Богданович в шестилетний срок осуществил второе издание "Военного Энциклопедического Лексикона". Через 25 лет по инициативе известного военного теоретика и историка генерал-лейтенанта Г.А. Леера началась подготовка нового издания - "Энциклопедии военных и морских наук", выпуск которого завершился к концу века. Наряду с многотомными энциклопедиями массовый характер приобрел выпуск малоформатных справочных пособий. Наиболее интересные из них - "Справочная книжка по тактике" упоминавшегося ранее полковника Генерального штаба Левицкого, "Полевая памятная книжка для офицеров" полковников Зыкова и Цикельна, "Карманная справочная книжка для артиллерийских офицеров" полковников Шварца и Крыжановского, "Справочная книжка по полевой фортификации и по военным сообщениям для саперных офицеров" и ряд других изданий. Но особое признание получила "Справочная книжка для русских офицеров", составленная генерал-майором Генерального штаба Махотиным и отнесенная к числу "самых необходимых настоятельных пособий для всякого офицера" [14]. До конца века данный справочник переиздавался несколько раз, сохраняя свою актуальность и универсальный характер. С каждым новым изданием в него не только вносились обновленные сведения по всем отраслям военного дела, но и совершенствовалось полиграфическое исполнение. Так, по свидетельству библиографа П. Бранта, очередное издание "Справочной книжки для русских офицеров" 1875 года "по своей полноте, отчетливости, тщательности и . щеголеватости издания превосходит все известные нам заграничные сборники, имеющие одинаковое с нею назначение" [15]. В совокупности военные труды исторического научного и прикладного характера, изданные в 60 - 70-х гг., составили теоретическую базу военной реформы и заложили основы для дальнейшего развития отечественной военной науки, придав ей русскую направленность. Большинство их них выдержали несколько изданий и оставались актуальными до конца XIX века. Отличительной чертой военного книгоиздания второй половины XIX в. является значительное увеличение выпуска книг для нижних чинов. Усложнение военного дела в условиях сокращения срока солдатской службы, отмена телесного наказания и гуманизация процесса обучения и воспитания обусловили необходимость разумного развития солдата. При этом, как подчеркивал писатель А. Погосский, одним из "могущественных средств умственного и нравственного, т. е. духовного развития, есть литература, и орудие ее - грамотность" [16]. В свою очередь, армейский генералитет, по словам генерал-лейтенанта Кренке, рассматривал грамотность "как в нравственном военно-образовательном и командном отношениях, так и в государственном значении" [17]. В силу столь серьезного подхода к делу обучения грамоте выпуск книг для нижних чинов стал более дифференцированным. Отдельную группу составляли книги, предназначенные для преподавания грамоты в войсках. Особое признание получили "Солдатская азбука" и "Руководство для учителей к одновременному обучению нижних воинских чинов письму и чтению" Н. Столпянского, "Букварь солдатский" А. Погосского, "Книга для чтения в войсках" подпоручика К. Рябинкина. Перечень подобных изданий можно продолжить работами графа Л. Толстого, барона Корфа, титулярного советника Тихомирова, надворного советника Евтушевского, прапорщиков Ратке и Рябинина, священника Михайловского и других авторов, чьи азбуки, буквари, книги для начального чтения были рекомендованы Главным штабом для распространения в войсках. В целях солдатского образования совершенствовалось содержание таких военных изданий для нижних чинов, как комментарии к уставам, руководства и наставления, памятные и справочные пособия. Примером тому может служить выпуск брошюр "Общеобразовательные беседы с нижними чинами" подполковника Меньшикова, "Книга для чтения молодым солдатам полевой артиллерии" штабс-капитана Иванова, "Казачья книжка" есаула Дукмасова, "Беседы с солдатами из воинского устава о наказаниях" коллежского советника Аскоченского. Подобные издания совмещали функции учебного пособия и книги для чтения после овладения определенными навыками. Их авторы и составители стремились сочетать сведения сугубо военного и общеобразовательного характера не только обязательные в интересах службы, но и представляющие интерес для солдата-читателя с познавательной точки зрения. В большей степени это удалось составителям "Памятной книжки для нижних чинов пехоты" под руководством генерал-адъютанта Черткова и "Солдатской книжки", изданной в двух частях (справочная и учебная) под редакцией генерал-лейтенанта Леонтьева. Обе "книжки" были составлены в соответствии с программами обучения рядовых и унтер-офицеров, что позволяло использовать их как офицерам при проведении занятий, так и солдатам в качестве "полезного и вполне пригодного чтения" [18]. Об их популярности говорит тот факт, что до конца века они издавались пять раз, а "Солдатскую книжку" рекомендовалось вручать в виде премий за отличную стрельбу.
Характерным социальным явлением российских реформ второй половины XIX в., нашедшим отражение в издательской практике, была широкая общественная поддержка преобразований в армии. Народ был удовлетворен отменой рекрутчины и телесных наказаний. Творческая интеллигенция стремилась способствовать духовному и нравственному развитию военных людей. Никогда ранее в войска не поступало столько книг, как в годы реформы. Примечательно соотношение тематических разделов справочного каталога изданий для нижних чинов, объявленных в циркулярах Главного штаба с 1870 по 1875 г. Если в разделе военных книг значилось 9 изданий, то раздел книг общеобразовательного характера включал 165 названий [19].
Несомненно, что тиражи военных изданий были значительно больше книг иной тематики, но следует отметить тематическое разнообразие общеобразовательного раздела, где были сгруппированы книги "из области нравственных наук", по отечественной истории и отечествоведению, закону Божьему и священной истории, гигиене и словесности. В количественном отношении заметно выделялись книги исторической тематики и духовного содержания, а также учебные пособия для чтения, письма и арифметики. Интересен и состав авторов этого раздела. В их числе, наряду с известными писателями тех лет А.Ф. Погосским, П.И. Роговым, В.А. Жуковским, девять офицеров, но шестнадцать священников. Таким образом, анализ книжного репертуара для нижних чинов как по количеству и тематике книг, распространявшихся в армии, так и по составу авторов, дает основания говорить о том, что в 60 - 70-х гг. XIX в. по причине преобладающей тенденции выпуска книг образовательной и религиозно-нравственной тематики, были несколько утрачены традиции воинского воспитания. Такая ситуация сохранялась до конца XIX в. Это был закономерный итог военной реформы, в результате которой заметно прирос научный, культурный, нравственный потенциал армии, но в то же время все заметнее становилось угасание ее боевого духа, принижение чести и славы воинской службы [20]. В итоге следует подчеркнуть, что вторая половина XIX века была одним из наиболее динамичных и интересных периодов в истории отечественной военной книги. Издания военной тематики служили не только интересам военного ведомства и задачам военной реформы. Военная книга, участвуя в реализации масштабных социальных и культурных преобразований, вышла за рамки ведомственной ограниченности и стала своеобразным звеном, связующим общество и армию. Многие проблемы, связанные с изданием и функционированием военной книги, сохранили актуальность в современных условиях, а пути и методы их разрешения могут быть поучительны в поиске оптимальных путей выхода из кризиса, в котором оказалась Россия и ее вооруженные силы в конце XX века.
Список литературы Лютов С.Н. К определению понятия "военная книга" // Армия и книга: Тез. докл. и сообщ. конф. (18-19 апр. 1995 г., г. Новосибирск). Новосибирск, 1995. С. 9-10. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М., 1988. С. 5. Куфаев М.Н. История русской книги в XIX веке. Л., 1927. С. 8. Военный сборник. 1865. No 6. С. 197. Там же. С. 198. Там же. С. 199. Милованов В.И. История, теория и современная практика подготовки отечественных военно-энциклопедических трудов. М., 1996. С. 58, 61. Книга в России 1861-1881 гг. Т. 1. М., 1988. С.\,24-26; Книга в России 1881-1895 гг. СПб., 1997. С. 18-21. Керсновский А.А. История русской армии. Т. 2. М., 1993. С. 193. Обзор деятельности совещательного комитета Генерального штаба за 1864 и 1865 гг. // Военный сборник. 1866. No 7. С. 49. Меры для поощрения и развития военно-ученой деятельности // Военный сборник. 1865. No 6. С. 197, 200-201. Там же. С. 203. Справочный каталог изданий, о которых было объявлено в циркулярах Главного штаба с 1870 по 1875 год. Приложение к "Военному сборнику" 1876 г. No 1.; Справочный каталог изданий, о которых было объявлено в циркулярах Главного штаба с 1870 по 1880 год. Приложение к "Военному сборнику" 1881 г. No 5. Военный сборник. 1869. No 10. С. 117. Там же. 1876. No 3. С. 16. Погосский А. О грамотности в войсках // Военный сборник. 1866. No 6. С. 251. Кренке. Грамотность в армии // Военный сборник. 1868. No 12. С. 373. Библиография // Военный сборник. 1875. No 2. С. 139-145; No 4. С. 101-110; No 12. С. 83-95. Справочный каталог изданий, о которых было объявлено в циркулярах Главного штаба с 1870 по 1875 год. Приложение к "Военному сборнику" 1876 г. Керсновский А.А. История русской армии. Т. 2. М., 1993. С. 194.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.