1. Сущность денег и их основные функции +
2. Базовые сегменты рынка ссудных капиталов
3. Наличное и безналичное денежное обращение +
4. Закон денежного обращения +
5. Денежная масса, денежные агрегаты +
6. Скорость обращения денег. Денежный мультипликатор +
7. Инфляция, формы ее проявления, виды и типы инфляции +
8. Индекс инфляции ( индекс изменения цен ) +
9. Основные способы борьбы с инфляцией +
10. Стратегия финансовой политики +
11. Социально – экономическая сущность и функции финансов +
12. Содержание и значение финансовой политики +
13. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики +
14. Государственные финансы как инструмент регулирования экономики +
15. Роль финансов в процессе воспроизводства
16. Централизованные и децентрализованные финансы +
17. Финансовая система и ее звенья +
18. Система управления финансами в современной рыночной экономике +
19. Основные инструменты управления финансами на предприятии +
20. Финансовое планирование и прогнозирование +
21. Сущность финансового контроля +
22. Виды, формы, и методы государственного финансового контроля +
23. Государственные доходы, методы их мобилизации
24. Государственные расходы, их экономическое и социальное значение
25. Государственный бюджет, его сущность и роль в социально – экономических процессах +
26. Доходы государственного бюджета +
27. Расходы государственного бюджета +
28. Дефицит бюджета, его причины и способы финансирования
29. Бюджетная система, бюджетный процесс в РФ
30. Принципы межбюджетных отношений
31. Этапы становления бюджетного федерализма в РФ +
32. Казначейская система исполнения бюджета
33. Социально – экономическая сущность внебюджетных фондов +
34. Социальные внебюджетные фонды +
35. Экономическая сущность и функции страхования +
36. Финансовые аспекты страховой деятельности
37. Сущность и роль территориальных финансов в социально – экономическом развитии территорий
38. Структура территориальных финансовых ресурсов
39. Закрепленные и регулирующие доходные источники территориальных финансов
40. Сущность и значение государственного кредита +
41. Государственный долг: внешний и внутренний +
42. Методы погашения государственного долга +
43. Финансовые отношения на предприятии
44. Содержание финансов хозяйственных субъектов, их место в финансовой системе
45. Финансы в формировании и использовании оборотных средств
46. Налоговая система в современной России
47. Налоги, уплачиваемые предприятиями
48. Рынок ссудных капиталов. Особенности ссудного капитала +
49. Базовые сегменты рынка ссудных капиталов +
50. Основные принципы и виды кредита +
51. Двухуровневая банковская система
52. Классификация банков и виды банковских операций +
53. Основные экономические методы регулирования деятельности коммерческих банков со стороны ЦБ +
54. Основные задачи и инструменты управления финансами предприятий
55. Обязательные экономические нормативы в деятельности коммерческих банков
1. Сущность денег и их основные функции
Стоимость – общественно необходимый труд затрачиваемый на производство товара.
Меновая стоимость – способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях.
Формы стоимости: Простая или случайная ( 1 топор = 1 мешок зерна, мешок зерна – материал для выражения стоимости топора) Развернутая (1 товар может выражаться через другие товары, например 1 топор = 1м зерна, 2 аршина холста, 1 овца) Всеобщая форма стоимости – из массы товаров выделяется один товар-эквивалент (одним товаром оцениваются все остальные товары) Денежная форма стоимости – из всей массы товара выделяется 1 или 2 товара-металла (золото, серебро). Основные черты этой формы эквивалента:
А) Натуральная форма этого товара срослась с эквивалентной
Б) металл монополизировал роль всеобщего эквивалента.
Потребительская стоимость сконцентрировалась на товаре (кроме денег). Потребительская стоимость товара выражается через стоимость денег.
Функции денег: Мера стоимости. Все товары – предметы общественно необходимого труда. Деньги – мера стоимости этих товаров. Цена – количественная оценка товара в деньгах.
Цена товара = F (стоимость товара, стоимость денег). При золотом обращении Цена товара = F (стоимость товара).
На бумажных деньгах – знаки стоимости товара, они не могут выразить стоимость товара. Цена выражается в знаках стоимости цен при бумажно-банкнотной системе, поэтому неточно определяет ценность товара, поэтому цены на один и тот же товар различны.
Чтобы сравнить разные по стоимости цены надо свести их к единому масштабу.
Масштаб цен – весовое количество металла, принятое в данной стране за денежную единицу, и служащую для измерения цен. В современных условиях золото вывели из меры стоимости денег. Средство обращения. Реализуется через оплату приобретённых на рынке товаров.
Особенности денег, как функции средств обращения:
А) Реально присутствуют при обмене.
Б) Являются посредником.
В) Действительные деньги можно заменить кредитными или бумажными деньгами. Средство накопления и сбережения
Когда золото вышло из оборота нет необходимости создания золотого запаса. Золотой запас обеспечивает бумажный объем денег в обращении. Когда в обороте много денег – они уходят в запас, когда их в обороте много, деньги выводят из запаса. Средство платежа, долговое обязательство.
Т –> O à время à O à Д. Данная цепочка опасна из-за неплатежа по банкротству предприятий. Мировые деньги. Предоставление мировых займов.
Мировые деньги могут выступать как:
А) международное покупательное средство – в этом качестве выступают при нарушении равновесия обмена товарами между странами, в этом случае рассчитываются наличными.
Б) Международное платёжное средство – выступают в этом качестве при расчетах по международным балансам
В) Материализация общественного богатства. Выступает при предоставлении международных займов, при выплате контрибуций побежденной страной.
Виды денег: Действительные - номинальная стоимость (стоимость металла) соответствует реальной. Действительные деньги используются из-за свойств:
А) Однородны по качеству;
Б) Делимость и соединяемость без потери свойств,
В) Сохраняемость
Г) Устойчивость,
Д) Сложность добычи и переработки Заменители – деньги у которых номинальная стоимость выше реальной. ( бумажные и кредитные деньги)
Определения.
Эмиссионный доход от выпуска бумажных денег – это разница между номинально стоимостью выпускаемых денег и стоимостью и выпуска (затраты на бумагу, печать). Бумажные деньги не имеют стоимости, наделяются принудительным курсом государства. Кол-во денег в обороте = стоимость выпущенных товаров и услуг.
Бумажные деньги – фактор инфляции. При действительных деньгах если их не хватает в обращении, то они выпускаются из резерва, а бумажные деньги печатают.
Кредитные деньги появились из функции денег как средства платежа. Обслуживается они чеками, векселями. Банкнотами. Пластиковыми карточками (электронные средства).
Денежный капитал выступает как кредитные деньги.
Вексель – это письменное долговое обязательство должника уплатить указанную сумму кредитору в заранее оговоренный срок.
- Простой вексель – выплачивается самим должником и предаётся кредитору
- Переводной – выписывается кредитором, направляется должнику на подпись и возвращается кредитору.
Чек – денежный документ определённого образца, содержащий приказ владельца счёта банку или кредитному учреждению о выплате указанной суммы держателю чека.
Банкнота – основной вид кредитных денег – это бессрочное долговое обязательство, которое обеспечивается гарантией центрального банка. При действительных деньгах банкноты выпускались под переучёт векселя банка. Банкнота имела двойное обеспечение. Выписывался вексель и ЦБ выпускает банкноту, а также золотую гарантию. Если ЦБ имеет такую банкноту, то этот вексель может быть обменен на золотые монеты.
Пластиковые карточки.
2. Базовые сегменты рынка ссудных капиталов
3. Наличное и безналичное денежное обращение
Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной форме.
Движение в наличной форме – это движение наличных денег в сфере обращения при выполнении ими функций средства обращения и средства платежа
В кассе предприятий кол-во наличных денег ограничено. Это лимит устанавливается коммерческий банк данного предприятия, а у коммерческого банка – ЦБ. Прием и выдачу наличных денег осуществляют рассчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях ЦБ. Для этих средств создаётся резерв ЦБ.
Безналичное обращение – движение без участия наличных денег. Безналичные расчеты появились вместе с наличной кредитной системой. Безналичные деньги экономят наличные, можно благодаря им покупать товары в кредит. Безналичные и наличные деньги взаимосвязаны.
Взаимосвязь безналичных и наличных денег – безналичные деньги не могут проявиться если на счёт клиента не положены наличные деньги.
4. Закон денежного обращения
Количество денег в обращении прямо пропорционально количеству проданных товаров и уровню цен товаров и тарифов и обратно пропорционально скорости обращения денег.
КД (кол – во денег) = (СЦ –К+П-ВП) / О
СЦ - сумма цен, реализованных товаров и услуг
К – сумма цен, проданных товаров в кредит, срок оплаты в кредит по которым еще не наступил
П – сумма платежей по долговым обязательствам
ВП – сумма взаимопогашающихся платежей
О – скорость обращения денег
В соответствии с этой формулой определяется зависимость уровня цен от денежной массы
M*Y = P*Q => M= (P*Q)\Y
M - денежная масса в обращении
Y – скорость обращения денег
P – цена продаваемых товаров и услуг
Q – кол-во проданных товаров и услуг
Денежная масса, денежные агрегаты
Денежная масса – совокупность покупательных, платежных и накопительных средств, обслуживающие разные связи и принадлежащие разным субъектам – физическим, юридическим и гос лицам. Для анализа изменения денежной массы применяют денежные агрегаты.
М0 = наличные деньги (банкноты, монеты, казначейские билеты)
М1 = М0 + средства на расчетных, текущих специальных счетах в кредитных организациях, во вкладах населения и предприятий в банках, а также на депозитах до востребования населения в сбербанках.
М2 = М1 + срочные вклады населения в сбербанке (на какой-то определённый срок кладутся деньги)
М3 = М2 + сертификаты и облигации государственного займа
М4 = М3 + различные формы депозитов в кредитных учреждениях
Денежная база включает в себя М0, наличные деньги в кассах коммерческих банков, обязательные резервы банков в банке России и средства на корреспондентских счетах банков в банке России.
Корреспондентские счета – для облегчения расчётов между банками под контролем банка России.
Скорость обращения денег. Денежный мультипликатор
Скорость обращения денег определяется при помощи 2-х показателей: Скорость движения денег в кругообороте общественного продукта или кругообороте доходов.
О = ВВП или НД (нац. доход) / ДМ (денежная масса М1 или М2) Оборачиваемость денег в платежном обороте.
О = СД (сумма денег на банковских счетах) / ДМ (среднегодовую величину денежной массы)
Общеэкономические факторы вл-е на скорость обращения денег:
А) Циклическое развитие производства, темп его роста, движение денег
Б) Структура платёжного оборота (наличные деньги / безналичные)
В) Развитие кредитных платежей
Г) Уровень процентных ставок за кредит
Ускорение движения денег ведёт к увеличению денежной массы, а если товары при этом находятся на том же уровне, то это ведёт к обесцениванию денег.
Денежный мультипликатор – это показатель характеризующий возможности экономики и банковской системы увеличивать денежную массу в обращении.
В основе денежного мультипликатора лежит процесс обязательного резервирования части средств, получаемых банками в виде депозитов на специальных счетах ЦБ.
Мультипликатор = М1/М2, (М2 – это денежная база). Денежный мультипликатор позволяет контролировать динамику денежной массы, уровень инфляции в стране.
Инфляция, формы ее проявления, виды и типы инфляции
Инфляция – это многофакторный процесс. Инфляция имеет внутренние и внешние факторы.
Внутренние факторы
Денежные факторы
Не денежные факторы
1. Кризис государственных финансов
1. Диспропорция (нарушение)
2. Дефицит бюджета
2. Монополизация производства
3. Рост государственного долга
3. Государство – монополист ценообразования
4. Эмиссия денег
4. Несбалансированность инвестиций
5. Ускорение скорости обращения денег
Внешние факторы: Мировые структурные кризисы Валютная политика государства Незаконный вывоз золота и нефти
Виды инфляции: ползучая – темп роста цен в год от 5 до 10 % галопирующая – темп роста цен в год от 20 до 100 % гиперинфляция - темп роста цен в год больше 100%
Формы инфляции: Инфляция спроса – спрос превышает предложение товаров.
Причины: 1. Милитаризация экономики, 2. Дефицит бюджета и рост государственного долга, 3. приток иностранной валюты, 4. кредитная экспансия (расширение кредитных операций) - ведёт к увеличению денежной массы в обращении. Инфляция издержек – вызывается при снижении производительности труда. Увеличении издержек на единицу продукции, сто ведёт к уменьшение прибыли предприятия.
Последствия: 1. Объемы производства товаров падают, а цены на товары растут., 2. Расширение сферы услуг.
Формы проявления инфляции (последствия): Снижается объем производства Перелив капитала в сферу услуг Расширение спекуляции Ограничение кредитных операций Возникновение социальной напряжённости
5.1. Перераспределение национального дохода в ущерб наименее обеспеченных слоёв общества
5.2. Снижается реальный доход
5.3. Обесцениваются накопления (сбережения населения)
Индекс инфляции ( индекс изменения цен )
Для оценки инфляции используют индекс цен. Индекс потребительских цен равен отношению суммы потребительской корзины в данной переоценке на совокупную цену идентичных товаров и услуг в базовом периоде. Ипц= ЦПкт \ЦПкб
Основные способы борьбы с инфляцией
Государство применяет различные способы борьбы с инфляцией:
Денежная реформа - это полное или частичное преобразование денежной системы, для укрепления денежного обращения в стране
Методы:
1. Нуллификация - аннулирование сильно обесценившейся единицы и введение новой валюты
2. Реставрация – восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы
3. Девальвация – снижение золотого содержания денежной единицы
4. Деноминация – укрупнение масштаба цен.
Государственное регулирование инфляционного процесса (комплекс мер государства, направленных на ограничение роста цен и укрепления денежного обращения в стране)
2 пути:
1. Дефляционная политика - государство регулирует спрос на деньги через денежно-кредитный и налоговые механизмы. Это выражается в:
- сокращение государственных расходов,
- усиление налогового бремя,
- повышение уровня процентных ставок за кредит.
2. Политика доходов – параллельный контроль за ценами и з\п людей
3. Шоковая терапия – отказ от регулирования цен свободного ценообразования Стратегия финансовой политики
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и обеспечивающий выполнение крупномасштабных задач.
Отмечается тенденция развития финансов страны направленная на эффективное использование. Финансовая тактика решает задачи на конкретном этапе развития общества. Перераспределение финансовых ресурсов.
При разработке финансовой стратегии учитывается: Обеспечение целей, инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствование политической системы, обеспечение единой основы всех элементов финансовой политики с целью развития экономики страны. Повышение эффективности финансового регулирования, упорядоченность финансовых инструментов, их взаимосвязь с кредитно денежными инструментами Встраивание финансовой системы РФ в международную финансовую систему. Необходимо налоговую политику сделать реалистичной учитывающей финансовое положение предприятий, необходимость их оздоровления Усилить инвестиционные и инновационный направления политики и для этого осуществить серьезные изменения в банковской системе.
Социально – экономическая сущность и функции финансов
Финансы – экономические отношения связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств.
Финансы охватывают 2 сферы:
1. сфера в которой денежные отношения связаны с формированием и использованием денежных фондов государства, аккумулируемых бюджетной системой
2. сфера в которой денежные отношения опосредуют кругооборот денежных фондов предприятия.
Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с образованием и использованием денежных фондов государства аккумулируемых в бюджетной системе и во внебюджетных фондах.
Децентрализованные финансы – экономические отношения, опосредующие кругооборот денежных средств предприятия.
Финансовые ресурсы страны складываются из 3-х частей (их источники):
1. государственный бюджет
2. внебюджетные фонды
3. средства государственных предприятий
Функции финансов:
1. Распределительную – реализуется через распределение национального дохода и образование основных или первичных доходов.
Первичный доход – з/плата рабочих и служащих, фермеров в сфере материального производства,
Основной доход - доходы хозяйственных субъектов в сфере материального производства
2. Контрольная – реализуется через осуществление контроля за распределением ВВП по соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению.
3. Регулирующая функция – реализуется через воздействие государства с помощью финансов на расширение воспроизводства.
Финансы предприятия непосредственно участвуют в создании ВВП и распределении его между отраслями, предприятиями, социальными слоями населения.
Государственные финансы – это экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением общественного продукта и части национального богатства связанных с формированием финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления своих функций.
Государственные финансы включают:
- бюджеты разных уровней,
- внебюджетные фонды
- государственный кредит
- ресурсы государственных предприятий.
Содержание и значение финансовой политики
Цели финансовой политики:
- Снижение роста цен
- Рост цен ведет к бюджетному дефициту.
Финансовая политика включает следующие звенья:
1. Научно обоснованная концепция финансовой политики включает финансовую стратегию и финансовую тактику.
2. Управление финансами государства и субъектов экономики
3. Формирование финансового механизма (финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений)
- директивный финансовый механизм ( финансовые отношения с участием государства (налоги, гос кредит, бюджетное финансирование, бюджетные расходы и т.д.)
- регулирующий финансовый механизм ( для частных предприятий )
Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики
Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений (это и законодательные акты, фонды финансовых ресурсов)
Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений в которых принимает участие государство. В этот механизм входят: налоги, государственный кредит, бюджетное финансирование, бюджетные расходы, обслуживание государственно долга и т.д.
Регулирующий финансовый механизм разрабатывается для частных предприятий.
Государство определяет только общие правила расходования ресурсов
Элементы финансового механизма: Финансовые методы - способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс (кредитование, налогообложение, планирование, прогнозировании, составление бизнес планов). Финансовые рычаги - это приемы действия финансовых методов – прибыль, амортизационные отчисления, процентные ставки, курсы ценных бумаг. Нормативное обеспечение - функционирование финансового механизма обеспечивается инструкциями, нормативами, методическими указаниями и т.д. Правовое обеспечение - предполагает обязательное функционирование свода законодательных актов, указы постановления, приказы и т.д. Информационное обеспечение - состоит из финансовой информации – к этой информации относится финансовая устойчивость, платеже способность партнеров, конкурентов. Осуществляя какую-либо операцию необходимо знать цены, курсы, дивиденды, состояние дел на рынке.
Государственные финансы как инструмент регулирования экономики
Государственный финансы – экономические отношения, связанные с распределением общественного продукта и части национального богатства, связаны с формированием финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления своей функции.
Государственные ресурсы включают:
- бюджеты разных уровней
- внебюджетные фонды
- государственный кредит
- ресурсы государственных предприятий
16. Централизованные и децентрализованные финансы
Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с образованием и использованием денежных фондов государства аккумулируемых в бюджетной системе и во внебюджетных фондах.
Децентрализованные финансы – экономические отношения, опосредующие кругооборот денежных средств предприятия., формируются за счет денежных доходов и накоплений
Финансовая система и ее звенья
Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, связанных с образованием, распределением и использованием денежных средств.
Финансовая система включает следующие звенья:
- государственный бюджет
- внебюджетные фонды
- государственный кредит
- страховые фонды
- фондовый рынок
- финансы предприятия
Внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования.
Страховые фонды – используются предприятие на погашение убытка в случае неэффективного вложения денег. Страхование – это способ компенсации ущерба материальным ценностям застрахованного лица в результате стихийных бедствий или др. несчастных случаях.
Фондовый рынок – это особый вид финансовых отношений, возникающий в результате купли-продажи ценных бумаг. Задачи фондового рынка – обеспечить перелив капитала в отрасли с более высоким уровнем дохода.
Финансы предприятия – финансы, которые непосредственно участвуют в создании и распределении национального дохода страны. Обеспечивают единство финансовой системы. Развитие финансов предприятия зависит от налоговой политики государства.
Система управления финансами в современной рыночной экономике
Управление – совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект, для достижения определенных результатов. Система управления финансами представляет собой взаимосвязанный комплекс мер, инструментов и финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы, способствующей развитию реального сектора экономики.
Управление финансами имеет субъекты и объекты управления:
Субъекты – налоговая инспекция, финансовые органы, финансовые отделы и службы, управление предприятия.
Объекты – разные виды финансовых отношений, которые делятся на группы объектов:
- финансовые предприятия
- государственный бюджет
- внебюджетные фонды
- фонды страхования
Основные инструменты управления финансами на предприятии
Для управления финансами на предприятии используют следующие инструменты:
1) Планирование и прогнозирование финансовой деятельности предприятия.
Финансовые планы предприятия представляют собой прогнозы объемов производства и реализации продукции, внедрение новых управленческих решений и источников их формирования.
2) Принятие наиболее целесообразных решений при инвестировании крупных средств
3) Координация финансовой деятельности хозяйствующего субъекта по всем его службам
4) Привлечение дополнительных финансовых ресурсов путем осуществления крупных операций на финансовом рынке.
Источники финансовых ресурсов формируются за счёт:
1) ВВП
2) Национального дохода
3) Резервного фонда страховых компаний
4) За счёт средств от продажи части золотого запаса страны
5) За счёт дохода от внешнеэкономической деятельности
6) Заёмы.
Финансовое планирование и прогнозирование
Прогнозные и плановые расчеты финансовых показателей определяются с помощью следующих методов: Метод экстраполяции – состоит в определении финансовых результатов на основе выявления динамики их роста Нормативный метод - основан на применении установленных норм и нормативов Метод математического моделирования – построение финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических и социальных процессов. Балансовый метод – состоит в согласовании исправлений использования финансовых результатов с источниками их формирования.
Сводный финансовый баланс состоит из статьи доходов и расходов.
Статья доходов
Статья расходов
Прибыль
Социально-культурные мероприятия
Амортизационные отчисления
Затраты на инвестиции
Не налоговые отчисления
Расходы государственных предприятий
Отчисления во внебюджетные фонды
Расходы на внешнеэкономическую деятельность
21. Сущность финансового контроля
Финансовый контроль – часть деятельности государственных полномочных органов, направленная на защиту интересов как государства в целом и его экономических интересов и безопасности, так и на защиту субъектов экономической деятельности.
В Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Финансовый контроль – это контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.
Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями. Конкретные формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль. Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансовых правовых институтах.
22. Виды, формы, и методы государственного финансового контроля
Финансовый контроль в зависимости от субъектов, его осуществляющих, подразделяют на следующие виды - государственный и негосударственный (независимый аудиторский и общественный) финансовый контроль. Государственный финансовый контроль проводится: органами законодательной власти (парламентский контроль) и органами исполнительной власти (административный контроль).
Предварительный финансовый контроль способствует предотвращению фактов занижения различных доходов и платежей в бюджет, завышения намечаемых расходов, а также нецелевого и неэффективного использования денежных средств и другого имущества. Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе исполнения бюджета, выполнения федеральных и региональных целевых программ, смет доходов и расходов, в момент совершения финансовых операций, получения и использования кредитов, ссуд и субсидий, выполнения финансовых и хозяйственных договоров. Последующий финансовый контроль осуществляется по завершении отчетного периода, по финансовой (бухгалтерской) отчетности, первичным документам и записям в регистрах бухгалтерского учета. Последующий контроль позволяет определить эффективность, целесообразность использования и обеспечение сохранности финансовых и других видов ресурсов, степень выполнения разработанной финансовой стратегии.
Наиболее распространенным методом финансового контроля является ревизия, проводимая с применением наиболее эффективных методов документального и фактического контроля. В зависимости от полноты охвата финансово-хозяйственной деятельности различаются ревизии полные и частичные, комплексные и тематические. Проводятся ревизии в целях установления законного, целевого, эффективного использования и сохранности денежных средств и материальных ценностей, достоверности данных учета и отчетности.
Проверка проводится по отдельным вопросам финансовой и хозяйственной деятельности, по некоторым структурным подразделениям учреждений и организаций образования, выборочно по ряду периодов осуществления финансово-хозяйственных операций. Анализ финансового состояния проводится в целях изучения финансовой (бухгалтерской) отчетности и оценки общих результатов финансовой деятельности, эффективного использования финансовых ресурсов. Как правило, анализируется финансовое составление в процессе ревизии или проверки. Наблюдение (мониторинг) - это постоянный контроль, исследование со стороны бюджета, кредитных организаций и инвестиционных фондов за использованием выделенных ассигнований, кредитов, ссуд, инвестиций. Надзор осуществляется за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид деятельности (например, на оказание определенных платных образовательных услуг).
23. Государственные доходы, методы их мобилизации
Доходы бюджета –
1) налоги и сборы ( налоги, акцизы, таможенные пошлины, и т.д. )
2) доходы от внешне экономической деятельности
3) продажа государственного имущества ( продажа части золотого запаса, и т.д.)
25. Государственный бюджет, его сущность и роль в социально – экономических процессах
Бюджет выполняет следующие функции: Распределение и перераспределение ВВП и НД Финансовое регулирование экономики Финансовое обеспечение социальной политики Контроль за образованием и расходованием финансовых ресурсов централизованных фондов
Бюджетное устройство - организационные принципы построения бюджетной системы страны.
Бюджетная система – совокупность бюджетов, действующих в данной стране федеральный или государственный бюджет 21 республик бюджет 55 краевых и областных бюджетов местный уровень
Бюджетное устройство основано на следующих принципах: гласность единство реальность самостоятельность всех бюджетов входящих в федеральный бюджет
26. Доходы государственного бюджета
Доходы бюджета:
1. Налоги и сборы
2. Доходы от внешнеэкономической деятельности
3. Продажа государственного имущества
Налоги – прямые (с прибыли, дохода и т.д.). косвенные (их уплачивают потребители при покупке определенных товаров)
Акцизы занимают второе место после налогов по поступлениям в гос бюджет. Государство монополизирует рынок алкогольной и табачной продукции и постоянно меняет акцизные ставки
Таможенные пошлины – 4% поступлений
27. Расходы государственного бюджета
Расходы государственного бюджета по роли их в процессе производства:
По функциональной классификации – оборона, социально культурная деятельность. Делятся на текущие расходы и капитальные вложения.
Текущие расходы: приобретение товаров и продовольственных товаров стратегические запасы на особые случаи зарплата бюджетников обслуживание, погашение государственного внешнего и внутреннего долга
Капитальные вложения (государство осуществляет в том случае, если это имеет важное значение для страны и нет других источников для этого): вложения в основные фонды (капитальное строительство и капитальный ремонт) предоставление займов слабо развитым странам вложения в сельскохозяйственную отрасль
31. Этапы становления бюджетного федерализма в РФ
1) 91 -93 гг – децентрализация бюджетной системы, отсутствие нормативной базы
2) 94 -96 гг - Отношения между центром и регионами строились на основе трансфертов, установлены единые пропорции разделения основных федеральных налогов между бюджетными фондами разного уровня. Регионам предоставили право устанавливать ставки налога на прибыль, поступления в федеральный бюджет. Был создан фонд финансовой поддержки субъектов федерации, введен нормативный расчетный метод распределения финансовой помощи по регионам
3) 97 -98 гг – характеризуется углублением кризиса межбюджетных отношений. 1998 году разработана и принята концепция реформирования межбюджетных отношений РФ в 99 -2001 годах
4) С 1999 года четвертый этап который продолжается до сих пор
В 1998 году был принят бюджетный кодекс, который определил принцип бюджетной системы РФ, состав доходов расходов бюджетов разного уровня. Компетенцию органов власти и регулирования бюджетных правоотношений, основу межбюджетных отношений, порядок финансирования бюджетного дефицита.
Социально – экономическая сущность внебюджетных фондов
Классификация внебюджетных фондов: Социальные – пенсионный, страховой и т.д. Экономические – фонд финансовой поддержки, фонд НИОКР, дорожный фонд
Приоритет для областей экономики, поддержка. Стимулирование отдельных отраслей, поддержка производства и развития предприятий и т.д.
Социальная помощь населения – пенсионерам, малоимущим и т.д.
Централизованные – государственные фонды
Децентрализованные – региональные фонды
Между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы существуют многоступенчатые связи.
Денежный поток поступает во внебюджетные фонды следующими путями: отчисления работодателей – налоги, сборы ( соц налог с фонда з/п) бюджетные ассигнования, банковские кредиты. Доходы предпринимательской деятельности добровольные пожертвования и т.д
Социальные внебюджетные фонды Пенсионный фонд – самостоятельное финансово-кредитное заведение. Осуществляет часть социальных задач правительства. Ресурсы складываются из налогов работодателей, налогов от предпринимательства, бюджетных ассигнований. Плательщики все юридические лица лица. Фонд социального страхования – предназначен для выплат по больничным листам, беременности, родам и т.д, ресурсы идут на санаторно-курортное лечение. Источники формирования – те же. Фонд обязательного медицинского страхования – гарантирует всем гражданам бесплатные права медицинской помощи. Источники формирования = отчисления работодателей + платежи исполнительных органов за неработающих граждан.
Экономическая сущность и функции страхования
Страхование – способ компенсации ущерба. Нанесенного материальным ценностям застрахованного лица в результате стихийных бедствий или других несчастных случаев.
За счет страховых взносов формируется страховые фонды.
Особенностью страхования является возвратность страховых взносов. Страховые обязательства - выплаты сумм оговоренных в страховом договоре в случае наступления соответствующих обстоятельств.
Организационные формы страхования
- государственная ( любые и отдельные виды услуг по страхованию)
- коммерческие
Страхование бывает добровольное и обязательное. Договор считается недействительным, если он заключен после того как случай произошел. Умышленное образование страхового случая.
38. Структура территориальных финансовых ресурсов.
Государство через территориальные финансы осуществляет реализацию социальной политики перечисляя финансовые ресурсы в территориальные бюджеты финансируя муниципальное образование, медицину. Для выравнивания уровня социально-экономического развития территорий (88 территорий) чтобы они были одинаковы в совеем развитии разрабатывают региональные программы, которые финансируются за счёт собственных доходных источников соответствующих территориальных бюджетов, а также отчислений от федеральных региональных налогов «субвенций»
Состав территориальных финансов:
1. Региональный бюджет – финансовая база для решения всех задач территориальных органов управления.
2. Финансы хозяйствующих субъектов – те ресурсы, которые находятся в муниципальной собственности
3. Территориальные внебюджетные фонды – создаются для финансирования предприятий, которые не входят в бюджет. Источники внебюджетных фондов – добровольные взносы юридически и физических лиц, специальные сборы.
39. Закрепленные и регулирующие доходные источники территориальных финансов
Собственные (закреплённые доходные источники – финансовые ресурсы, принадлежащие бюджету соответствующей территории. Они полностью при твёрдо фиксированной доли на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет . К этим источникам относятся:
- Местные налоги и сборы,
- Отчисления на федеральные и региональные налоги (платежи за пользование природными ресурсами, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями.
- Доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности
- От продажи земли
- Налог на рекламу
- Сборы за регистрацию предприятий, общественных организаций.
К регулирующим доходным источникам относятся вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие для сбалансирования.
К ним относятся:
- Процентные отчисления от федеральных и региональных налогов
- Дотации
- Субвенции
Средства, полученные из вышестоящих бюджетов по взаимным расчётам
- Средства, полученные из федерального и регионального фондов финансовой поддержки территорий (выполняются независимо от того какие собственные источники у территорий.)
- НДС
- Подоходный налог
- Налог на прибыль предприятия.
Территориальные бюджеты обычно являются дотационными (требуют дотаций) – не хватает собственных доходов. Структура расходов отдельных видов территориальных бюджетов неодинакова. Для областей с низким экономическим потенциалом требуется оказание дотационной поддержки.
40. Сущность и значение государственного кредита
Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой стороны.
Необходимость государственного кредита в удовлетворении общественных потребностей связана с тем что величина этих потребностей не соответствует возможностям государства по их удовлетворению.
Государственный кредит – внутренний и внешний
Преимущества у внутреннего государственного кредита, т.к. основная доля расходов осуществляется в национальной валюте
Внешние займы размещаются на зарубежных рынках в валюте других стран.
Государственный кредит выполняет 3 функции:
1. Распределительная (реализуется через формирование централизованных фондов денежных средств государства и использовании на принципе возвратности, срочности, платности). Этими фондами являются бюджетные и внебюджетные фонды.
2. Регулирующая. Государство вступая в кредитные отношения может воздействовать на денежное обращение в стране, на уровень процентной ставки на рынке денег и капитала, на производство и занятость. Государство воздействует на денежное обращение, на размещение займов между различными группами инвесторов, мобилизуя средства населения, снижает платёжеспособный спрос, инвестирует кредиты в производство, снижает наличную денежную массу в обращении
3. Контрольная
Возвратность – своевременный возврат кредита в установленные сроки.
Срочность – срок возврата кредита, оговорен в договоре
Платность – оплата права на использование этого кредита.
41. Государственный долг: внешний и внутренний
Государственный долг – это сумма задолжностей государства, по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам, включая начисленные по ним проценты, перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями др субъектами международного права
Государственный долг – бывает основной и текущий
Основной государственный долг – сумма задолжностей государства, по которой не наступил срок платежа и который не может быть предъявлена к оплате в течении данного периода.
Текущий государственный долг – задолженность государства по которой наступил срок платежа.
В состав государственного долга входят следующий долговые обязательства:
1. Кредитные соглашения и договора заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными кредитными организациями.
2. Государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ
3. Договора о предоставлении государственной гарантии РФ, договора поручительства РФ по обеспечению использования обязательств третьими лицами.
4. Переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов
5. Соглашения и договора в том числе и международные, заключенные от имени РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.
Предельный объем государственного долга устанавливается и утверждается федеральным собранием, утверждается федеральным законом о федеральном бюджете.
Государственный долг - внешний и внутренний (внешний – кредиты иностранных государств, международных организаций., государственные займы в иностранной валюте размещенные на иностранных рынках). Реструктуризация внешнего государственного долга – это пересмотр сроков и порядка погашения долга.
К государственному долгу относят: кредиты от национальных банков, государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещённые на национальном рынке. Это также и задолженность прошлых лет и вновь возникшая задолженность. Конверсия – уменьшение размера выплачиваемых процентов по займам. Цель выпуска государственных займов – покрытие бюджетного дефицита и рефинансирование предыдущих займов.
42. Методы погашения государственного долга
Рефинансирование – специальные методы направленные на уменьшение гос долга ( учет инфляции и т.д.)
Списание части долга или долга целиком – кредитор прощает государству заемщику часть долга или долг в целом
При разработке бюджета прописывается соответствующая статья денежные средства которой полностью уходят на оплату государственного долга
Заем денежных средств ( чаще всего используется так – заем внутри страны (гос –во берет внутренний долг для оплаты внешнего долга)
43. Финансовые отношения на предприятии
Свой деятельностью предприятие вступает в различные виды финансовых отношений:
1. Связанные с формированием первичных доходов, образованием и использованием целевых фондов (уставной пенсионный фонд, фонд развития производства, Поощрительный фонд).
2. Возникающие между предприятиями по поводу уплаты и получения штрафов, при нарушении договорных обязательств, инвестировании средств в акции. Облигации других организаций, получение по ним дивидендов и процентов.
3. Складывающиеся у предприятия с страховыми организациями (компаниями).
4. Складывающиеся у предприятий с банками в связи с получением банковских суд их погашения, уплаты процентов по ним и обслуживания расчётных счетов.
5. Возникающие у предприятия с государством по поводу платежей в бюджет, бюджетного финансирования, платежей во внебюджетные фонды.
Финансы в формировании и использовании оборотных средств
Оборотные средства состоят из фондов обращения и оборотных производственных фондов.
Оборотные производственные фонды обеспечивают процесс производства, полностью переносят свою стоимость на готовую продукцию.
Оборотные средства формируются за счёт прибыли, кредиторской задолженности, банковской задолженности.
Налоговая система в современной России
Налоговая система – это совокупность налогов действующих в данной стране, принципы и методы их формирования.
Налоги:
- прямые (с прибыли., с дохода, с имущества)
- косвенные (налоги включенные в цену товара, их уплачивает потребитель при покупке товара)
Налоги, уплачиваемые предприятиями
Рынок ссудных капиталов. Особенности ссудного капитала
Ссудный капитал традиционно совокупность денежных средств, на возвратной основе передаваемых во временное пользование за плату в виде процента. На рынке капиталов ссудный капитал занимает особое место, удовлетворяя потребности национальной экономики в лице государства, юридических и физических лиц в свободных финансовых ресурсах.
Рынок ссудных капиталов как один из финансовых рынков можно определить как особую сферу финансовых отношений, связанных с процессом обеспечения кругооборота ссудного капитала.
Основные участники этого рынка: - первичные инвесторы, т.е. владельцы свободных финансовых ресурсов, на различных началах мобилизуемых банками и превращаемых в ссудный капитал; - специализированные посредники в лице кредитно-финансовых организаций, осуществляющих непосредственное привлечение (аккумуляцию) денежных средств, превращение их в ссудный капитал и последующую временную передачу его заемщикам на возвратной основе за плату в форме процента; - заемщики в лице юридических, физических лиц и государства, испытывающие недостаток в финансовых ресурсах и готовые заплатить специализированному посреднику за право их временного использования.
Базовые сегменты рынка ссудных капиталов
Исходя из целевой направленности выделяемых банками кредитных ресурсов, рынок ссудных капиталов может быть дифференцирован на четыре базовых сегмента: денежный рынок — совокупность краткосрочных кредитных операций, обслуживающих движение оборотных средств; рынок капиталов — совокупность средне- и долгосрочных операций, обслуживающих движение прежде всего основных средств; фондовый рынок — совокупность кредитных операций, обслуживающих рынок ценных бумаг; ипотечный рынок — совокупность кредитных операций, обслуживающих рынок недвижимости. Каждый из перечисленных сегментов рынка имеет специфические особенности в части его организации и функционирования, что на практике привело к созданию коммерческих банков, специализированных финансово-кредитных институтов (инвестиционных, ипотечных и т. п.) Международный кредит - разновидность экономической категории «кредит». Это - движение ссудного капитала в сфере Международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные финансовые институты. Условия международного кредита отражают его связь с экономическими законами рынка и используются для решения задач экономических агентов рынка и государства.
Основные принципы и виды кредита
Кредит – ссудный капитал – денежный капитал, отдаваемый в ссуду. Приносящий проценты дохода.
В кредитных отношениях 2 стороны:
Кредитор – лицо, которое предоставляет во временное пользование ссудный капитал, источники собственные накопления и заемные ресурсы полученные от других предприятий.
Заемщик – лицо получающее кредитные ресурсы с возвратом после их использования.
51. Двухуровневая банковская система (В США 4-х уровневая).
1-й уровень – ЦБ
2- уровень – Банковский сектор: коммерческие, сберегательные, ипотечные банки.
ЦБ России рассматривает задачи по обеспечению стабильности, покупательной способности валютного курса национальной денежной единицы, стабильности и ликвидности банковской системы, эффективности, надёжности, платёжеспособности системы.
Основные функции ЦБ:
1. Эмиссия кредитных денег – банкноты
2. Регулирование денежного обращения в стране.
Клиентами коммерческого банка являются только коммерческие банки и государство.
ЦБ обслуживает государственный кредит, задачи по регулированию дефицита бюджета.
Центральный эмиссионный банк выполняет операции 2-х видов:
- Пассивные – операции по образованию банковских средств
- Активные – операции по размещению этих средств
Пассивные операции:
- Эмиссия денег
- Депозиты коммерческих банков и гос-ва
- Денежные ресурсы коммерческих банков на корреспондентских счетах ЦБ
- Средства на счёте обязательных резервов
- Операции по образованию собственного капитала.
Значительную часть средств ЦБ вкладывает в ценные бумаги различные валютные ценности, размещённых у не резидентов. Уставной капитал ЦБ – федеральная собственность. Федеральные органы не имеют право вмешиваться в деятельность ЦБ. ЦБ подчиняется государственной думе, она рассматривает отчёт ЦБ, утверждает директоров.
Основные функции ЦБ:
1. Операции на открытом рынке – операция по получению и продаже ценных бумаг – это способ финансирования гос-ва и воздействия на денежный рынок.
2. Девизные операции – операция по купле-продаже центральным банком иностранной валюты для поддержания в определённых пределах курса национальной денежной единицы.
52. Классификация банков и виды банковских операций
Классификация: по принадлежности уставного капитала и способам его формирования (АО, ООО, с участие иностранного капитала) по видам совершаемых операций (универсальные и специализированные) по территориальной деятельности (федеральные, республиканские, региональные) по обслуживанию различных отраслей экономики.
Виды банковских операций: привлечение вкладов (депозитов от населения и юридических лиц) и размещение их от своего имени и за свой счет открытие и ведение счетов клиентов расчетно-кассовое обслуживание покупка – продажа иностранной валюты операции с драгоценными металлами лизинговые операции
53. Основные экономические методы регулирования деятельности коммерческих банков со стороны ЦБ
Между резервами, которые банки обязаны хранить на счете в ЦБ и кредитными операциями банков существует взаимосвязь.
Каждый коммерческий банк обязан хранить нормы обязательных резервов. Эта зависимость называется эффектом кредитно – депозитной мультипликации., она означает расширение депозитов за счет многократного увеличения любых новых резервов получаемых банком.
Методы кредитно денежного регулирования ЦБ:
- изменение процентных ставок (ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам, может увеличивать (снижаются возможности коммерческих банков) или снижать (повышаются возможности коммерческих банков) процентную ставку.
- изменение нормы обязательного резервирования (при повышении часть банковских резервов замораживается)
- операции на открытом рынке (снижение и увеличение цены ценных бумаг)
55. Обязательные экономические нормативы в деятельности ЦБ. Минимальный размер уставного капитала Нормативы достаточности капитала Нормативы ликвидности кредитной организации Максимальный размер риска на одного заёмщика или группу связанных заёмщиков Максимальный размер крупных кредитных рисков. Максимальный размер риска на одного кредитора. Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставляемых организациям Максимальный размер привлечённых денежных вкладов наделения Нормативы использования собственных средств кредитными организациями для приобретения долей других юридических лиц.
21. Сущность финансового контроля.
Органы управления финансами в РФ:
Законодательная власть – Федеральное собрание
Финансовый контроль – контроль за законностью действий в области образования и использования денежных ресурсов гос-ва и субъектов федерации в целях эффективного социально-экономического развития страны и регионов.
Контролирует поступление средств в бюджет, осуществляет контроль государственного долг, резерва, контроль за материальными, экономическими и трудовыми ресурсами страны.
Задачи финансового контроля:
1) Проверка выполнения финансовых обязательств перед государством
2) Проверка правильности использования муниципальными и государственными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативного управления.
3) Проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчётов и хранения денежных средств предприятиями =, организациями.
4) Выявление внутренних ресурсов производства
5) Устранение и предупреждение нарушения финансовой дисциплины.
Государственный контроль осуществляется в отношении налоговых и неналоговых поступлений в бюджет, расхода бюджета.
Цели государственного финансового контроля:
1) Увеличение государственного бюджета
2) Минимизация государственных издержек управления
Цели негосударственного финансового контроля – минимизация отчислений в бюджет.
Существует внутрихозяйственный контроль и аудиторский контроль (проверяется отдельным лицом, имеющий аттестат гос-ва.
Аудиторский контроль: внешний и внутренний.
Внешний – Проводится аудиторской фирмой по договору с государством, налоговыми органами. Цель внешней проверки – установить достоверность финансовой отчётности, разработать рекомендации по устранению выявленных нарушений.
Внутренний контроль – проводится собственной аудиторской службой предприятия.
Назначение проверки – повышение эффективности управленческих решений по совершенствованию финансово – хозяйственной деятельности предприятия. Консультирование руководителя фирмы по вопросам финансовой стратегии предприятия.
Органы осуществляющие финансовый контроль.
Для осуществления контроля Совет Федерации сделал счётную палату, которая контролирует финансовые ресурсы государства и федеральную собственность. Проверяются все юридические лица, которые используют федеральную собственность.
Счётная палата обязана контролировать:
1) Состояние государственного внутреннего и внешнего долга.
2) Деятельность ЦБ России по обслуживанию государственного долга.
3) Эффективность использования иностранных займов и кредитов, предоставленных правительству РФ международными финансовыми организациями (МВФ).
4) Предоставление Россией денежных займов другим государствам и международным фондам или международным финансовым органам.
Правительство РФ в пределах своих полномочий контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой денежной, финансовой и валютной политик в стране.
Контролирует исполнение финансовых ресурсов подведомственных организаций.
Министерство финансов
Контролирует разработку федерального бюджета, разрабатывает финансовую политику страны и контролирует её исполнение.
Контролирует поступление и расходования федерального бюджета, осуществляет валютный контроль
Контролирует направления и использование государственных инвестиций.
Государственная налоговая служба
Контролирует полноту поступления в бюджет налогов и его расходование
ЦБ РФ
Организует и контролирует денежные кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за коммерческими банками, для чего создан департамент банковского надзора.
Контролирует соблюдение законодательства о валютном регулировании.
Для регулирования денежного обращения Центральным банком осуществляется денежно-кредитная политика, инструментами которой являются:
1) Ставка учётного %
2) Норма обязательного резервирования
3) Операции на открытом рынке
4) Регламентация экономических нормативов для кредитных учреждений.
ЦБ осуществляет операции купли/продажи ценных бумаг, а также выдачу кредитов под их залог. Это позволяет регулировать ликвидность коммерческих банков в стране.
ЦБ обслуживает государство и КБ.
КБ открывает корреспондентские счета для межбанковских расчётов.
Ценные бумаги из ЦБ продаются коммерческим банкам, деньги за ценные бумаги переводятся на корреспондентские счета в ЦБ, тем самым понижается кредитоспособность банков.
Страхование – это способ компенсации ущерба нанесённого материальным ценностям застрахованного лица в результате стихийных бедствий или других несчастных случаях.
В страховых компаниях создаются страховые фонды, резервы. Из этих фондов в случае не эффективного вложения денег покрывают убыток.
Классификация государственных займов
Признаки классификации:
1) Субъекты различных отношений – займы, размещённые центральными и территориальными органами управления
2) Место размещения – внутренние и внешние
3) Обращение на рынке – рыночные (свободно на рынке) и нерыночные (специально для определённого круга инвесторов)
4) Зависимость от срока привлечения средств – краткосрочные (до 1 г.), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше)
5) Обеспеченность долговых обязательств: закладные и бесзакладные (залог – всё имущество гос-ва)
6) По характеру выплачиваемого дохода:
- процентные – доход по ним выплачивается один – два или четыре раза в год
- с нулевым купоном
Долгосрочные и краткосрочные обязательства продаются со скидкой с номиналом, а выкупаются по номиналу. Такие облигации называются облигациями с нулевым купоном
7) Займы делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
Государственный долг – это сумма задолженностей государством по выпущенным и не погашенным долговым обязательствам включая начисленные по ним проценты перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.
2 пути формирования внебюджетных фондов:
1) Выделение определённых расходов из федерального и местных бюджетов, имеющих важное значение
2) Формирование внебюджетных фондов собственными источниками доходов для специальных целей.
Внебюджетные фонды вне контроля парламента, используются более оперативно, чем государственный бюджет самим руководителем фонда.
Задачи: Финансирование приоритетных отраслей экономики Оказание социальной помощи населению
Страхование – это система защиты имущественных интересов физических и юридических лиц за счёт страховых фондов, формируемых из выплачиваемых ими страховых взносов.
Средний размер страхового взноса и средний размер ущерба определяют размер страхового фонда.
Страховые фонды являются инструментом раскладки перераспределения ущерба.
Эти фонды являются раскладками между страхователями, но и во времени.
Особенности страхования являются:
- Возвратность страховых взносов страховщикам
- Эти затраты за минусом расходов страховщика возвращаются в виде страховых выплат страхователю
В рисковых видах страхования – страхование здоровья, нанесение ущерба страхователю или его имуществу.
Страхователь может и не получить страховую выплату если не произошло то событие в отношении которого заключается оговор. Выплаты осуществляются только потерпевшим.
В основу рискового страхования лежит раскладка ущерба между страхователями.
В накопительных видах страхования страхователь обязательно получает страховые выплаты, а страховщик обязательно обеспечивает накопление соответствующей суммы по каждому заключённому договору.
Инвестируя страховые взносы страхователей по направлениям .определённым государство страховщик получает доход и на его величину уменьшает размер страховых взносов страхователей.
Страхование является и средством защиты бизнеса и благополучия людей и видом деятельности, приносящей доход.
Источниками прибыли страховой компании являются :
- Доходы от страховой деятельности
- Инвестиции временно доступных денежных средств в экономику страны, в банковские депозиты , ценные бумаги и т.д.
Организационные формы страхования:
1) Государственная форма страхования – страховщиком выступает государство, оказывает любые и отдельные виды услуг по страхованию.
2) Акционерная форма – коммерческая форма. Акционерный капитал формируется за счёт выпуска и размещения акций на и других ценных бумаг на фондовом рынке.
3) Общество взаимного страхования – добровольное объединение юридических или физических лиц для защиты своих интересов. Каждый страхователь одновременно является членом – пайщиком.
4) Кооперативная форма организации – (в крупных городах её нет)
Добровольное страхование.
При д.страховании страхователь выбирает страховые услуги на рынке, заключает договор, где оговаривается характер страхового случая, размер страховки (1% от размера страховой суммы за 1 день просрочки выплаты).
Обязательное страхование.
Инициатор – государство (обязывает в интересах общества) – государственные служащие, военнослужащие.
Законом установлен круг страховых компаний, которым поручено проводить обязательное страхование.
Территориальные бюджеты выполняют следующие функции:
1) Формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности территориальных органов власти.
2) Распределение использования этих фондов между отраслями экономики.
3) Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий являющихся муниципальной собственностью
Основные экономические методы регулирования коммерческих банков со стороны ЦБ
Между резервами, которые банки обязаны хранить на счёте в ЦБ и кредитными операциями банков существует взаимосвязь.
Нома обязательного резервирования устанавливает ЦБ. Каждый коммерческий банк обязан часть средств поступающих в коммерческий банк от населения, от клиентов вкладывать на резервные счета ЦБ. Этот резерв используется для того чтобы страховать клиентов банка в случае банкрота банка или других случаев в экономике.
С ростом кол-ва выданных ссуд, объёма депозита растут и нормы резервирования в ЦБ.
Эта зависимость называется эффектом кредитно-депозитной мультипликации. Он означает расширение депозита за счёт многократного увеличения любых новых резервов, получаемых банками или банковской системой.
Экономические методы – методы денежно-кредитной регулирования ЦБ. Изменение банковской процентной ставки Норма обязательного резервирования Операции на открытом рынке.
ЦБ регулирует денежное обращение в стране и деятельность КБ.
1)) ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам, может увеличивать или уменьшать ставку процента за кредит. При увеличении ставки кредита уменьшаются возможности коммерческих банков в получении кредита для предоставления банковских ссуд своим клиентам.
Это приводит к снижению массы в обращении, но при этом растёт ставка за кредит на чёрном рынке.
Политика ограничения кредита называется кредитной рестрикцией.
При снижении ставки процента за кредит используется метод политики расширения кредита – кредитная экспансия.
2)) Нормы обязательного резервирования. Повышается норма обязательного резервирования – значительная часть банковских резервов уходит в резерв, замораживается на счетах ЦБ и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредита клиентам, соответственно снижается денежная масса в обращении, если норма резервирования снижают происходит увеличение массы в обращении.
3)) Денежные ресурсы коммерческие банки хранят на корреспондентских счетах для межбанковских расчётов.
При продаже ценных бумаг Центральным банком коммерческим на открытом рынке, ЦБ снимает деньги с корреспондентских счетов коммерческих банков, соответственно снижаются возможности коммерческих банков по представлению ссуд свои м клиентам, что приводит к снижению денежной массы в обращении.
При покупке ценных бумаг у коммерческих банков ЦБ зачисляет соответствующие суммы на их корреспондентские счета, а то расширяет возможности коммерческих банков по выдаче ссуд.
Функции страхования.
1) Рисковая функция – в рамках этой функции осуществляется раскладка ущерба между страхователями и выплата страхового возмещения пострадавшему
2) Предупредительная функция – часть страховых взносов направляется на формирование фондов предупредительных мероприятия, целью которых является снижение вероятности наступления страхового случая и минимизация ущерба (меры страхования по предупреждению страхового случая и минимизация ущерба называются превенцией).
3) Сберегательная – это формирование денежных накоплений для обеспечения определённого уровня благосостояния или его улучшения.
4) Строго целевое формирование и использование средств страхового фонда.
5) Кредитная функция – возвратность страховых взносов в накопительных видах страхования
6) Инвестиционная функция – использование временно – свободных денежных средств страхового фонда для получения дополнительной прибыли.
Страховые фонды:
1) Централизованный страховой (резервный) фонд – образуется за счёт общегосударственных финансов.
Назначение: покрытие убытка от аварий, стихийных бедствий.
Создаётся в денежной и натуральной форме (стратегические запасы родины)
2) Фонд самострахования – это децентрализованный, обособленный страховой фонд, создаваемый хозяйствующим субъектом.
Назначение: преодоление временных трудностей
Формы: натуральная и денежная форма
3) Страховой фонд страхования.
Создаётся за счёт большого числа его участников (юридические и физические лица) – это современные страховые компании. Фонд имеет только денежную форму.
Назначение: возмещение ущерба и выплата страховых сумм в соответствии с установленными страховыми правилами и условиями страхования.
Государственный долг.
К государственному долгу относят
1. кредиты от национальных банков, где займы, деноминированные в национальной валюте, размещены на национальном рынке.
2. Задолженность прошлых лет и вновь возникшая задолженность
Конверсия – уменьшение размера выплачиваемых процентов по займам.
Цель выпуска государственного займа – покрытие бюджетного дефицита и рефинансирование предыдущих займов.