Реферат по предмету "Государство и право"


Этические требования к государственному служащему - основные принципы, нормы, качества

ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание Введение
1. Основные положения о государственной службе, системе и личности
2. Этика государственного служащего
2.1 Государственные служащие как социально - профессиональная группа 2.2 Особенности этики государственного служащего Заключение Литература
Введение Рассматривать проблематику вопроса об этических требованиях, предъявляемых к государственному служащему, необходимо с решения вопроса о том, что же такое «Этика». В настоящее время различные источники по-разному толкуют термин «Этика», вот некоторые из них: «Э́тика - (греческое θικόν, от древне-греческого θος - этос, «нрав, обычай») философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова «этос» было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.» [1]; «Этика - это исследование фундаментальных ценностей и целей человеческой жизни (добро и зло, счастье, любовь и т.д.), но также анализ понятия морали» [2]; «Этика (греч. ethiká, от ethikós — касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos — привычка, обыкновение, нрав), философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему» [3]; Понятие этических требований к государственному служащему является многогранным и сложным, используется совместно с такими понятиями, как мораль, совесть, нравственность и др.
1. Основные положения о государственной службе, системе и личности Государственный служащий - работник, исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе. Данное понятия возможно проанализировать в трёх аспектах: 1. с государственно - правовой точки зрения, государственный служащий — это «слуга» государства (его органов), наделенный им полномочиями различного характера и значения. Служащий представляет государство в его многообразных взаимоотношениях как внутри государственной администрации (различных государственных органов и организаций), так и во внешних связях с другими общественными, государственными и негосударственными организациями. Государственный служащий — продукт развития общества и государства, призванный осуществлять государственные функции. 2. с административно-правовой точки зрения, государственный служащий имеет особые властные, организационно-распорядительные полномочия. Он представитель власти, реализующий юрисдикционные (правоохранительные) меры и полномочия, и применяющий административно-правовые санкции. 3. с уголовно - правовой точки зрения, государственный служащий -особый субъект уголовной и административной ответственности (государственные служащие - должностные лица - несут ответственность за преступления против государственной власти и интересов государственной службы). Таким образом, государственная служба не является привилегией, а гражданин, поступая на государственную службу, добровольно ограничивает некоторые свои права, в частности, право на критику, предпринимательскую деятельность, избирательные права и др. Это обусловлено тем, что этические нормы государственного служащего являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере государственной службы. Высшие должностные лица, госслужащие любого уровня объективно наделены большей властью и полномочиями. Нравственным долгом и профессиональной обязанностью государственного служащего является стремление к постоянному совершенствованию, к росту своих профессиональных навыков, своей квалификации, к получению новых знаний. Профессиональный этический кодекс государственного служащего есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.

2. Этика государственного служащего.
2.1 Государственные служащие как социально - профессиональная группа
Большинство современных государственных служащих не имеет образования по специальности, поэтому можно говорить не только о профессиональной адаптации на новом месте работы, но и о вторичной профессиональной социализации, которая обычно происходит в процессе профессионального обучения. Для служащих органов власти, впервые поступивших на службу, эти процессы совпадают по времени: отсюда вытекает необходимость профессионального переобучения этой категории служащих для ускорения процессов профессиональной социализации и адаптации. Исследование становления группы государственных служащих направлено, прежде всего, на повышение эффективности и оптимизацию первичного структурного звена всей управленческой системы российского социума - системы государственной службы.
В процессе профессиональной социализации личность осваивает профессиональные связи и отношения, определяемые нормами и стереотипами профессиональной культуры, символическими профессиональными образами, социальной ролью, социально-психологическим климатом профессионального пространства. Профессиональная социализация (включающая целый ряд взаимосвязанных этапов и состояний индивида) выступает в качестве важнейшего фактора формирования личности работника, его социально-профессиональной мобильности. Профессиональная социализация выступает процессом ориентации, выбора, освоения и реализации индивидом своих сущностных сил в рамках конкретного профессионального занятия. В результате профессионализации и включения людей в профессиональные группы социализационный процесс приобретает в основном коррекционный характер. Это в полной мере относится к профессиональной социализации лиц, осваивающих профессию (профессии) государственных служащих.
Развитие социальной и профессиональной компетентности государственных служащих и их влияние на повышение профессионализма, рассматривается как один из главных факторов, обусловливающих формирование этики государственной службы.
2.2 Особенности этики государственного служащего
В методологическом плане построение целостной системы кадровой политики государства, региона, области должно происходить в следующей последовательности: государственная идеология - доктрина (миссия государства) - концепция (стратегия развития) - кадровая политика - кадровая программа - конкретный план действий по реализации программы. Особенно выделяются следующие особенности этики государственного служащего: - становление и развитие профессиональной и социальной компетентности служащих в условиях преодоления кризиса общества и стабилизации экономической, политической и социальной ситуации коррелирует с основными детерминантами формирования и развития государственной службы и социально-профессиональной группы (население);
- уровень этики государственных служащих зависит от личностных характеристик; - уровень, содержание и формы этики дифференцируются в зависимости от этих характеристик; - содержание профессионального опыта и стаж работы в органах власти в условиях кризиса общества выступает главной составляющей профессиональной квалификации и этики государственного служащего; - содержание профессиональной этики государственного служащего непосредственным образом коррелирует с качеством и формой профессионального образования; - социальная адаптация государственного служащего к общественным преобразованиям находится в прямо пропорциональной зависимости от этики; - этика государственного служащего влияет на социальное самочувствие; - уровень этики государственного служащего не зависит от степени карьерных предпочтений; - уровень этики в самооценках государственного служащего должен быть достаточно высок; - на оценку уровня этики государственного служащего населением влияют: а) объективные причины - наличие в государственной службе нерешенных проблем, относительная закрытость и труднодоступность администрации б) субъективные причины - предвзятое отношение ко всему чиновничеству, личностные характеристики; - социально-экономическая ситуация обусловливает неудовлетворенность населения работой государственной службы, что безусловно находит отражение в занижении оценок уровня этики государственного служащего; - этика государственного служащего, являясь элементом социальной компетентности, находится в прямой зависимости от уровня последней; - информация, предоставляемая СМИ, оказывает существенное влияние на формирование отношения населения к государственной службе в целом и отдельным ее представителям, зачастую не совсем адекватное. К этическим навыкам государственного служащего можно отнести: 1) Знания государственного служащего - результат мыслительной деятельности, включенной в процесс управления и означающий усвоение фактов, понятий, законов и т.д. Уровень знаний, их неустанное пополнение - один из критериев эффективности управленческого труда. Принято различать знания научные и обыденные, полные и неполные, системные и бессистемные. Особая роль в приобретении, закреплении и пополнении знаний, в выработке на их основе необходимых умений и навыков принадлежит системе непрерывного образования служащих, стимулирующей творческий подход к делу. 2) Умения государственного служащего - относительно устойчивые характеристики, зависящие от способностей, знаний и самого характера управленческой деятельности. По сути своей умения служащего - это знания, воплощенные в решении конкретных управленческих проблем, т.е. освоенная и реализованная на практике модель деятельности. К ним относятся умение служащего быстро вникнуть в суть дела, всесторонне проанализировать ситуацию, выделить ключевую проблему, найти ее конструктивное решение и т.д. 3) Навыки государственного служащего - это умения, доведенные до автоматизма, зачастую осуществляемые без продумывания. Они приобретаются в условиях, когда в практической деятельности служащий постоянно имеет дело с типичными управленческими ситуациями. Навыки позволяют экономить время, действовать с минимумом ошибок и просчетов. 4) Опыт государственного служащего - это свойство, сформированное путем обучения и практики в широком смысле - единство знаний, умений и навыков. Опыт растет, как правило, со стажем работы. В качестве результата практической деятельности служащего он отражает уровень овладения «секретами» управленческого труда, достигнутый им на данный момент. Прежде всего, служащий знакомится со структурой организации, со своей конкретной работой. Овладевает деятельностью, регламентированной конституцией, уставом государственного образования, положением об отделе, должностной инструкцией и всеми нюансами, связанными с ситуацией, как в организации, так и во внешнем окружении. Таким образом, чтобы государственные органы власти могли не только оптимально работать в ситуации столь быстрых перемен, но и эффективно влиять на эти перемены, необходимо большее внимание уделять такому важному внутреннему ресурсу организации, как кадровый потенциал. Руководитель администрации или те учреждения, которые занимаются подготовкой государственных служащих, должны иметь некоторый макет деятельности служащего нового поколения, модель его формирования. Заключение Подводя итог проделанной работы можно заключить, что: - Государственный служащий должен владеть совокупностью методов формирования областного, городского, районного и иных местных бюджетов, знать экономику предприятия, непроизводственной сферы и систем жизнеобеспечения муниципального образования. Он должен уметь определять стратегию, приоритеты социально-экономического развития территории местного сообщества. - Современный государственный служащий обязан овладеть хотя бы основами макро- и микроэкономики, менеджмента, маркетинга, психологии, информатики и статистики. В противном случае он ничем не будет отличаться от администраторов «старой формации» и по существу превратится в тормоз. - Государственный служащий должен обладать методами и процедурами управления (в первую очередь территориального) в кризисных и чрезвычайных ситуациях, разрабатывать и реализовывать государственные программы и планы с использованием новейших методов и моделей.
- Государственный служащий современной формации должны отличать организованность, коммуникабельность, широкая эрудиция, творческое мышление, высокий этический и нравственный уровень при выборе и принятии тех или иных управленческих решений.

Литература 1. Разин А. В. Этика: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. — Москва: Академический Проект, 2006. — 624 с. ISBN 5-8291-0709-0 2. Этика и мораль в современном мире / А. А. Гусейнов // Этическая мысль: современные исследования. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 5–18. 3. http://slovari.yandex.ru/%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20-%20%D1%8D%D1%82%D0%BE/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/; 4. Бабинцев, В.П. Региональная система развития кадров государственной и муниципальной службы/ В.П. Бабинцев // Образовательная политика. - 2006. - №4 С. 13 - 15. 5. Иванов, В.В. Государственное управление: Справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - 2-е изд., доп. - М.: Инфра - М, 2006. - 718 с. 6. Игнатов, В.Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: учебное пособие/ В.Г. Иванов. - М.: «Март»; Ростов - на - Дону: Март. 2005. - 448 с.
7. Конституция Российской Федерации (с изм. 2008 г.). - М.: Приор, 2004. - 32 с. 8. Литов С.С. Ценностные установки современных кадров государственной службы // Социальная политика и социология. - №4. - М.: 2006. - 26 с 9. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
10. http://www.rags.ru/akadem/all/28-2004/28-2004-6.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «А симон Петро стояв, гріючись. І сказали до нього: Чи й ти не з учнів Його? Він відрікся й сказав: Ні!»
Реферат Революции в российской политической истории и их последствия
Реферат Воспитание и воспитательный процесс
Реферат Память умственно отсталых школьников
Реферат Маркетинг туристсского предприятия
Реферат Русские в допетровскую эпоху
Реферат Лизинг как источник формирования финансовых ресурсов предприятия
Реферат Учет кредитов, займов и средств целевого финансирования
Реферат Достоевский художник бездны человеческой, человеческой бездонности
Реферат Выбор метода ценообразования в зависимости от целей фирмы
Реферат Recreational Use Of Drugs Essay Research Paper
Реферат Marketing And Society Essay Research Paper MarketingMarketing
Реферат Аналого-цифровое преобразование звуковых и видеосигналов
Реферат Hamlet Essay Research Paper Hamlet is a
Реферат Writers Block Essay Research Paper It is