Реферат по предмету "Государство и право"


Порядок назначения судей на должность

Содержание Введение 1. Становление, исторические этапы развития и характеристика современной судебной системы Российской Федерации 2. Порядок назначения судей на должность в Российской Федерации 2.1. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи
2.2. Отбор кандидатов на должность судьи 2.3. Порядок наделения судей полномочиями Заключение Библиографический список
Введение Судебная власть является одной из трёх независимых и самостоятельных ветвей власти в Российской Федерации, наряду с властью исполнительной и властью законодательной. Таким образом, судьи в Российской Федерации являются не просто должностными лицами, «чиновниками», они олицетворяют собой российскую государственную власть. От профессионализма, объективности, беспристрастности и неподкупности членов судейского корпуса зависит не только репутация самих судей в глазах общественного мнения, но и отношение со стороны населения к власти в целом. Поэтому очень важно, чтобы на должность судей назначались люди высокопрофессиональные, способные объективно и беспристрастно разобраться в существе рассматриваемого дела, и вынести законное, обоснованное и справедливое судебное решение. Между тем, морально-деловые качества судейского корпуса в последнее время подвергаются резкой критике на самом высоком уровне. Так, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в ходе своего выступления в Общественной палате 20 января 2011 года, в частности сказал: «В суды всегда верилось плохо: так было и раньше, так и сейчас. И виноваты здесь все: и государство, и общество, и сам суд. Вера в доброго царя - да, в хорошего помещика - да, но только не в суд… Надо сделать всё, чтобы суд был максимально независимым от властей и в то же время абсолютно зависим от общества… Суды, по сути, стали железобетонной корпорацией, не способной к самоочищению». Кроме того, Президент РФ указал на необходимость разработки механизмов корректного конституционного контроля за ситуацией внутри судебной корпорации, чтобы снизить коррупциогенность судов [15]. Таким образом, вопросы совершенствования порядка назначения судей на должность, комплектования судейского корпуса лицами, безупречными в морально-деловом плане, в настоящее время являются особенно актуальными.
1. Становление, исторические этапы развития и характеристика современной судебной системы Российской Федерации Порядок назначения судей на должность неразрывно связан с существующей в государстве судебной системой, поэтому нельзя рассматривать вопросы комплектования российского судейского корпуса в отрыве от характеристики самой судебной системы Российской Федерации. Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации была принята 12 июня 1990 года, однако подлинную независимость страна обрела только 25 декабря 1991 года, с прекращением существования Союза ССР. Проведение судебной реформы, создание новой судебной системы, существенно отличающейся от судебной системы советского периода, стало одной из основных задач, стоящих перед независимой Россией. Судебная реформа предусматривала: выделение судебной власти в качестве одной из трёх самостоятельных ветвей власти; отказ от выборности судей, имевшей место в СССР, переход на принципы назначаемости и несменяемости судей; создание Конституционного Суда; создание суда присяжных, действующих под председательством профессиональных судей; создание института мировых судей. Судебная реформа дала определённые положительные результаты. Удалось добиться более высокой, по сравнению с советским периодом, степени независимости судей от других органов государственной власти. Например, Конституционный Суд Российской Федерации на деле доказал, что он является органом, без колебаний противостоящим любым попыткам любых должностных лиц совершить действия, ведущие к нарушению Конституции Российской Федерации. Так, 21 сентября 1993 года Конституционный Суд на экстренном заседании признал противоречащим Конституции Указ Президента России Б. Н. Ельцина № 1400 и «Обращение Президента к гражданам России», в которых говорилось о прекращении деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ и об отмене действия Конституции в части, противоречащей Указу Президента [16, с. 528-529]. Судебная реформа проходила в течение 10 лет, с 1992 по 2002 годы, и завершилась созданием судебной системы Российской Федерации в том виде, в каком она сейчас существует. После 2002 года в законодательство о судебной системе вносились незначительные изменения, существенно не меняющие правовое положение судов и судей. Основные этапы становления российской судебной системы связаны с принятием следующих нормативно-правовых актов: - Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года № 3132-1 (действует в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 433-ФЗ); - Конституция Российской Федерации, принята на референдуме 12 декабря 1993 года (действует с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). - Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ (действует в редакции Федерального конституционного закона от 28.12.2010 № 8-ФКЗ); - Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ (действует в редакции Федерального конституционного закона от 30.04.2010 № 3-ФКЗ); - Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ (действует в редакции Федерального конституционного закона от 27.12.2009 № 9-ФКЗ); - Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ (действует в редакции Федерального закона от 23.12.2010 № 370-ФЗ); - Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ (действует в редакции Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 2-ФКЗ); - Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ (действует в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 346-ФЗ). Обозначив основные этапы становления и развития российской системы, необходимо остановиться на её характеристике. Под судебной системой понимается закрепленная в конституции Российской Федерации совокупность судебных учреждений - судов, объединенных общностью задач, принципов организации и деятельности, руководствующихся единым материальным и процессуальным законодательством и обладающих собственной компетенцией [17, с. 28]. Как видим, судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории Российской Федерации. Структура судебной системы в целом определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе, а также ряда других законодательных актов: Закона об арбитражных судах, Закона о военных судах, Закона о мировых судьях [13, с. 60].
Систему судов Российской Федерации составляют: 1) Конституционный Суд Российской Федерации; 2) суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ; 3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ. Кроме того, Законом "О судебной системе РФ" предусмотрены суды субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Однако конституционные (уставные) суды до настоящего времени сформированы не во всех субъектах Российской Федерации.
И Конституционный суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов, флотилий, армий, флотов и т. д. К ней так же относятся и мировые судьи, порядок назначение которых и компетенция законом пока не определены. Система судов общей юрисдикции является централизованной - возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам. Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с административно-территориальным делением государства - так называемые общие суды (в их число входят 21 Верховный суд республик, 6 краевых судов, 49 областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1 суд автономной области, 10 судов автономных округов, 2456 районных или равных им судов), либо соответствии со структурой Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований - военные суды. Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов Российской Федерации). Суды, входящие в эту систему, действуют как в пределах административно-территориальных образований, так и вне их границ [12, с. 224]. Одной из важных характеристик судебной системы является понятие "судебное звено", которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе. Суды общей юрисдикции, как общие, так и военные, подразделяются на три звена. Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды. Второе звено образуют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Первым звеном военных судов являются военные суды армий, флотилий, гарнизонов. Вторым - военные суды видов вооруженных сил, военных округов, флотов, групп войск. Высшим третьим звеном как общих, так и для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе которого действует Военная коллегия. Система арбитражных судов тоже состоит из трех звеньев. Первое звено составляют арбитражные суды республик, областей, краев, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга. Второе - Федеральные арбитражные суды округов. Третье звено - Высший арбитражный суд [17, с. 29]. Суды всех видов и уровней формируются с соблюдением специально установленной законом процедуры. Ее реализация призвана в первую очередь обеспечить, чтобы судейские должности занимали люди, способные профессионально, грамотно, справедливо, всесторонне, полно, добросовестно и честно рассматривать и разрешать по существу отнесенные к их ведению дела. Достижению данной цели должна содействовать, в частности, система особых защитных средств, гарантирующих от проникновения в судейский корпус некомпетентных и безнравственных людей, а равно дающая возможность своевременно и обоснованно «очищать» этот корпус от тех, кто попал в него случайно либо оказался неспособным достойно нести звание судьи [13, с. 58]. Совокупность государственных служащих – судей, наделённых полномочиями осуществлять правосудие, и исполняющих свои обязанности на профессиональной основе, принято называть судейским корпусом [14, с. 330-331]. Комплектование судейского корпуса осуществляется путём назначения судей на должность в порядке, установленном Конституцией и законами РФ. Рассмотрим порядок назначения судей на должность более подробно.
2. Порядок назначения судей на должность в Российской Федерации
2.1. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи В соответствии со ст. 11 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ (в ред. ФКЗ от 27.12.2009 № 9-ФКЗ), и ч. 2 ст. 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года № 3132-1 (в ред. ФЗ от 29.12.2010 № 433-ФЗ), судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Важнейшей предпосылкой отбора лица в число кандидатов на замещение судейских должностей является, прежде всего, соответствие кандидата в судьи требованиям ст. 119 Конституции Российской Федерации. Конституция, в частности, устанавливает, что судьями могут быть избраны граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Эти требования являются не только минимальными, но и в определенной мере общими. Поэтому в указанной статье Конституции четко оговорено, что федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации [11, с. 182]. Такие дополнительные требования устанавливает ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»: В соответствии с нормами данной статьи, судьей может быть гражданин Российской Федерации: 1) имеющий высшее юридическое образование; 2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям; 3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи. При соответствии вышеуказанным требованиям: 1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;
2) судьей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет; 3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет; 4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет. 3. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления. В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы: 1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях; 2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса. В соответствии со статьей 4.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утвержден постановлением Совета судей Российской Федерации от 26 декабря 2002 года № 78. Данный перечень включает более 50 заболеваний, в основном это заболевания нервной, эндокринной и сердечно-сосудистой системы, связанные со стойким нарушением различных функций организма, а также отсутствие зрения и слуха, алкоголизм, наркомания, токсикомания. Медицинское освидетельствование призвано воспрепятствовать проникновению в судейский корпус тех лиц, которые ввиду серьёзных проблем со здоровьем не смогут осуществлять полномочия судьи надлежащим образом.
2.2. Отбор кандидатов на должность судьи Согласно ст. 5 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии. В соответствии со ст.ст. 3, 10 и 11 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ (в ред. ФЗ от 08.12.2010 № 346-ФЗ), квалификационные коллегии судей являются органами судейского сообщества, формируемыми на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации на выборной основе. Члены квалификационных коллегий избираются советами судей соответствующего уровня. Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. Любой гражданин, достигший установленного законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются: подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия; анкета, содержащая биографические сведения о претенденте; подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия; подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии). Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии. Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации. Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным настоящим Законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются: 1) подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его заверенная копия; 2) анкета, содержащая биографические сведения о претенденте, в которой помимо других сведений указываются отсутствие обстоятельств, препятствующих в соответствии с законом осуществлению кандидатом полномочий судьи, а также фамилия, имя, отчество, дата и место рождения каждого из членов его семьи; 3) подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование претендента, или его заверенная копия;
4) подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их заверенные копии; 5) документ, свидетельствующий об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи; 6) сведения о результатах квалификационного экзамена;
7) характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, а в случае работы (службы) в течение указанного срока (полностью или частично) не по юридической специальности также с мест работы (службы) по юридической специальности за последние пять лет такой работы (службы). Характеристика должна быть выдана претенденту на должность судьи в течение семи дней со дня его обращения; 8) сведения о доходах претендента, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента по форме согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Закону. Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи. При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования. По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. Если в результате проверки документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда. При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации", ученой степени по юридической специальности, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел. В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. В случае несогласия с решением квалификационной коллегии судей председатель суда в течение 20 дней после получения указанного решения возвращает его с мотивированным обоснованием причин своего несогласия для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при рассмотрении обжалуемого председателем решения квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает свое первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи в течение 10 дней со дня получения указанного решения. Квалификационная коллегия судей в случае выявления нарушения требований к кандидатам на должность судьи, после принятия решения о рекомендации соответствующего лица на должность судьи немедленно отменяет указанное решение и сообщает об этом: 1) Президенту Российской Федерации - при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи федерального суда; 2) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации - при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации или мирового судьи; 3) лицу, решение о рекомендации которого на должность судьи отменено. В случае, если выявлены нарушения требований к кандидатам на должность судьи, после внесения представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи председатель соответствующего суда немедленно отзывает указанное представление.
2.3. Порядок наделения судей полномочиями Порядок наделения судей полномочиями регламентируется ст. 128 Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ); ст. 9 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ (в ред. ФКЗ от 28.12.2010 № 8-ФКЗ); ст. 13 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ (в ред. ФКЗ от 27.12.2009 № 9-ФКЗ), ст. 6 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года № 3132-1 (в ред. ФЗ от 29.12.2010 № 433-ФЗ), ст. 6 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ (в ред. ФЗ от 23.12.2010 № 370-ФЗ). Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации. Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.
В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. Судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Указанное представление направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Как правило, мировые судьи назначаются на должность законодательным органом субъекта федерации. Отбор кандидатов на должность мировых судей и их представление на рассмотрение законодательного органа осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Мировой судья в первый раз назначается на должность сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность. При повторном и последующих назначениях на должность мирового судьи мировой судья назначается сроком на пять лет. В соответствии с ч. 6 ст. 6 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года № 3132-1 (в ред. ФЗ от 29.12.2010 № 433-ФЗ), назначение кандидатов на должности судей всех уровней производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
Заключение Рассмотрев порядок назначения судей на должность, можно сделать следующие выводы: Существующий порядок действительно обеспечивает судьям независимость от других ветвей власти. Хотя наделение судей полномочиями и производится органами законодательной и исполнительной власти (Советом Федерации, Президентом, законодательными органами субъектов федерации), их роль сводится к утверждению либо отклонению кандидатур, предложенных квалификационными коллегиями судей. Даже отклонив предложенные кандидатуры, ни Президент, ни законодательные органы не могут повлиять на то, чтобы в следующий раз им предложили угодных им лиц, так как без положительного заключения квалификационной коллегии судей это невозможно. Таким образом, фактически судейский корпус формируется органами судейского сообщества. Поэтому Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев совершенно правильно сказал, что «суды, по сути, стали железобетонной корпорацией, не способной к самоочищению». Однако независимость судейской корпорации от законодательной и исполнительной власти совершенно не означает независимости каждого конкретного судьи – «рядовые» судьи зависят от квалификационных коллегий, которые как обеспечивают их назначение на должность, так и обладают полномочиями по отстранению судей от должности. Таким образом, фактически в Российской Федерации имеет место полная зависимость судей районного звена от областных судов, контролирующих деятельность квалификационных коллегий. И абсолютно все судьи полностью независимы от населения, которое никак не влияет на назначение судей на должность.
Библиографический список 1. Конституция Российской Федерации, принята на референдуме 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). – ИПС «Консультант-Плюс». 2. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ (в редакции Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 2-ФКЗ). – ИПС «Консультант-Плюс». 3. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ (в редакции Федерального конституционного закона от 28.12.2010 № 8-ФКЗ). – ИПС «Консультант-Плюс». 4. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ (в редакции Федерального конституционного закона от 27.12.2009 № 9-ФКЗ). – ИПС «Консультант-Плюс». 5. Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года № 3132-1 (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 433-ФЗ). – ИПС «Консультант-Плюс». 6. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.12.2010 № 370-ФЗ). – ИПС «Консультант-Плюс».
7. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ (в редакции Федерального конституционного закона от 30.04.2010 № 3-ФКЗ). – ИПС «Консультант-Плюс». 8. Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 346-ФЗ). – ИПС «Консультант-Плюс».
9. Закон Пензенской области «О мировых судьях в Пензенской области» от 9 марта 2005 года № 781-ЗПО (в редакции Закона Пензенской области от 15 сентября 2010 года № 1967-ЗПО). – ИПС «Консультант-Плюс». 10. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждён постановлением Совета судей Российской Федерации от 26 декабря 2002 года № 78. – ИПС «Консультант-Плюс». 11. Божьев В.П. Правоохранительные органы Российской Федерации. М.: Спарк, 2004. 12. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 13. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М.: Зерцало, 2007. 14. Савюк Л.К. Правоохранительные органы. М.: Юристъ, 2004. 15. Сидибе П. С первой пятилеткой. Дмитрий Медведев поздравил членов Общественной палаты с юбилеем // Российская газета, № 11 (5387) от 21 января 2011 г. 16. Титов Ю.П. История государства и права России. М.: Велби, 2003. 17. Шаропуто М.В. Правоохранительные органы. М.: Юристъ, 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Загальна характеристика митних режимів України
Реферат Анализ системы взаимодействия таможенных органов Федеральной службы по надзору РФ
Реферат Делящиеся радиоактивные материалы как объект специального таможенного регулирования
Реферат Всемирная таможенная организация
Реферат Особенности учета внешнеэкономических бартерных товарообменных операций
Реферат Польско-Шведская интервенция Конец смуты
Реферат Документування управлінської діяльності митних органів та участь в ній юридичних служб
Реферат Выпуск товаров до подачи таможенной декларации
Реферат Проблемы определения морали в этической науке
Реферат Методы и принципы таможенного права
Реферат Назначение таможенного перевозчика. Его права и обязанности
Реферат Освобождение от уголовной ответственности 7
Реферат Митне оформлення товарів
Реферат Конвенция МДП
Реферат Контроль таможенной стоимости вывозимых товаров (на материалах ОАО "Белгородский Молочный Комбинат")