Реферат по предмету "История"


Развитие Российской науки в 18-19 вв.

Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет Факультет Технической Кибернетики Доклад на тему Развитие Российской науки в 18-19 вв. Студент Перов Виталий Группа10853 Преподаватель Мичурин А. Н. Санкт-Петербург 2005г. Содержание Зарождение научного мировоззрения в

России 3 Академические институты и их деятельность в 18-19 веке 4 Университеты их роль в научно-технической жизни 18-19 века 5 Наиболее значительные научные открытия 5 Образование Политехнического университета как итог 6развития научных школ в России Используемая литература 7 Зарождение научного мировоззрения в

России Создание Петербургской Академии наук в России XVIII - событие революционного характера ознаменовавшее перелом в хозяйственно-экономическом, научном и культурном развитии страны, совершившей решительный скачок от зачаточного состояния науки до ее передового для той эпохи уровня. Конечно, осуществить этот замысел было бы невозможно, если бы в стране отсутствовали для этого предпосылки. Они складывались в течение всего допетровского столетия, когда

Россия, стремясь к укреплению своей роли крупного централизованного государства, начала осваивать естественные богатства своей обширной территории. В стране велось интенсивное городское строительство, совершенствовалось оружие в непрерывных войнах на Западе и на Востоке. Вместо кованых железных орудий появились литые из меди и чугуна. Наряду с кустарным возникло и заводское производство пороха.

Все это вело к совершенствованию эмпирических знаний в сочетании с народным опытом, накопленным веками, к постепенному заимствованию и усвоению практических достижений европейской науки Все это убедительно свидетельствовало о том, что Россия к началу царствования Петра I, во всяком случае в отношении использования практических достижений европейской науки, отнюдь не была отсталым государством, хотя и имелось большое отставание от уровня европейских государств.

Существенный толчок в развитии российской науки произошл в период правления Петра I. Во время Великого посольства 1697 1698 гг. Петр уже имел программу внедрения науки в жизнь своей страны. Огромную роль в развитии российской науки играло общение Петра с немецким ученым и философом Г. В. Лейбницем.

Именно Лейбниц развернул перед русским царем грандиозную перспективу превращения России в просвещенное государство. Среди его предложений было приобретение за границей книг, коллекций, типографского оборудования, создание библиотеки, химической лаборатории и астрономической обсерватории. Красной нитью через все записки и разговоры Г. В. Лейбница с Петром проходила идея создания в России

Ученой коллегии высшего государственного учреждения с очень широкими полномочиями. лучшими европейскими государствами. В 1714 г. Петр I сделал первый практический шаг к созданию Академии наук, основав Библиотеку. Весьма важным в истории создания Петербургской Академии наук оказался и 1717 г когда Петр совершил поездку по ряду стран Европы. Он встречался со многими учеными, осматривал различные научные

учреждения, сделал ряд закупок для будущей Академии. 22 января 1724 г. был обсужден и одобрен Сенатом Проект об учреждении Академии наук и художеств Проект не только разъяснял необходимость для России одновременного основания Академии и двух учебных заведений, но и целесообразность их объединения в одном учреждении, что было выгодно и в экономическом отношении.

Академики должны были развивать науки и обучать в Университете, а прикрепленные к ним молодые люди, также состоявшие на жалованье, преподавать в Гимназии В задачи Академии Наук входило исследования природных богатств России, исследование новых земель и составление карт, исследования в области математики, механики, астрономии, физики, химии, минералогии, издание всей в стране литературы кроме церковной

Академические институты и их деятельность в 18-19 веке Благодаря деятельности Академии Наук возникли первые в стране научно-исследовательские институты Институт экспериментальной медицины 15 апреля 1891 г Главная палата мер и весов 8 июня 1893 г Русский археологический институт в Константинополе 23 мая 1894 г В 1701 в Москве была открыта

Школа математических и навигационных наук или, как ее чаще называли, Навигацкая школа. Школа занималась подготовкой специалистов морского флота, судостроителей, геодезистов. В 1715 г. старшие классы Навигацкой школы были переведены в Петербург и потом преобразованы в Морскую академию. А Навигацкая школа в Москве осталась в качестве приготовительной школы к ней

Межевой Институт Константиновский, высшее учебное заведение в России, готовившее межевых инженеров. Основан в 1779 в Москве как Константиновская землемерная школа с 1835 Константиновский межевой институт. В 1919 переименован в Московский межевой институт ныне Московский институт инженеров землеустройства.

Катковский Лицей с 1893 императорский лицей в Москве, закрытое высшее учебное заведение для детей высших слоев общества 1868-1917. Основан М. Н. Катковым. 11 классов 8 гимназических и 3 университетских. Лазаревский Институт Восточных языков, учебное заведение в Москве, основан в 1815 на средства богатой армянской семьи Лазаревых Лазарян. Преобразовано в институт в 1827.

Преподавались арабский, персидский, турецкий, армянский, азербайджанский, грузинский языки. Академическая Гимназия - первое в России светское среднее общеобразовательное учебное заведение 1726-1805 при Академии Наук в Санкт-Петербурге, готовило учащихся к поступлению в Академический университет. В 1758-65 академическую гимназию возглавлял М. В. Ломоносов Главный Педагогический Институт, государственное высшее педагогическое учебное заведение

в Санкт-Петербурге. Основан в 1816, в 1819 реорганизован в Санкт-Петербургский университет. Главный педагогический институт вновь открыт в 1829, работал по 1859. Выпускал преподавателей для средних и высших учебных заведений в 1817-22 и 1838-1847 второй разряд института готовил учителей уездных и приходских училищ. В 1878 году в Петербурге начали действовать Высшие женские курсы.

Тем самым было положено начало высшему среднему образованию. По имени первого их директора их стали называть Бестужевскими Университеты их роль в научно-технической жизни 18-19 века Московский университет основан в 1755 по инициативе М. В. Ломоносова в составе философского, юридического и медицинского факультетов.

Академический Университет - первое в России светское высшее учебное заведение 1726-66 при АН в Санкт-Петербурге. В 1758-65 Академический университет возглавлял М. В. Ломоносов. Московский Технический Университет МГТУ. Готовит инженерные и исследовательские кадры по специальностям. Основан в 1830 как ремесленное училище, с 1868 Московское техническое училище вуз, с 1917

Московское высшее техническое училище МВТУ им. Н. Э. Баумана, Томский университет основан в 1880. Положил начало высшего образования в Сибири. Готовит кадров по математическим, физическим, химическим, биологическим, геологическим, географическим, историческим, филологическим, экономическим, юридическим и другим специальностям Петровская Сельскохозяйственная Академия - распространенное название одного из ведущих сельскохозяйственных

вузов России. Основана в 1865 как земледельческая и лесная академия в с. Петровско-Разумовское близ Москвы. Готовит инженерные кадры по специальностям сельскохозяйственного производства. Наиболее значительные научные открытия 1738 - Д. Бернулли создал классический труд Гидродинамика. Вместе с Л. Эйлером он положил начало исследованиям по математической физике.

В 1745 была создана первая научная генеральная карта России Атлас Российский. 1802 - Открытие Петровым электрической дуги с помощью созданной им крупнейшей для того времени гальванической батареи В 1803-05 было осуществлено первое кругосветное путешествие под руководством И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. 1833 - Ленц установил правило, названное его именем, экспериментально обосновал закон

Джоуля Ленца 1842. 1834 - Якоби изобрел электродвигатель и опробовал его для привода судна 1838. Создал гальванотехнику 1838, несколько типов телеграфных аппаратов 1840-50 1837 - Струве произвел первое определение звездного параллакса 1861 - Бутлеров создал и обосновал теорию химического строения, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием.

Первым объяснил 1864 явление изомерии. 1863 - основы научной физиологии И. М. Сеченова 1869 Менделеев открыл периодический закон химических элементов 1872 лампа накаливания Лодыгина 1876 дуговая лампа Яблочкова 1890 - Фдоров впервые вывел 230 групп симметрии кристаллов. Положил начало кристаллохимическому анализу. 1895 Изобретение Поповым радиотелеграфа Образование Политехнического университета как итог развития научных

школ в России 19 февраля 1899 г. было принято правительственное постановление об организации в Петербурге нового высшего учебного заведения политехнического института. Институт создавался с целью подготовки своих, отечественных специалистов инженеров для развивающейся русской промышленности. В создании института приняли участие замечательные представители русской научно-технической мысли. В их числе Дмитрий Иванович Менделеев,

Дмитрий Константинович Чернов, Александр Степанович Попов и другие. Разрабатывая материалы для создания политехнического института как совершенно нового и своеобразного высшего учебного заведения, его организаторы считали, что институт должен выпускать инженеров широкого профиля, всесторонне развитых, обладающих глубокими знаниями общенаучных и общеинженерных дисциплин, экономики, отлично знающих технику и умеющих применять свои знания для нужд производства.

Полагали, что успешное решение этой задачи возможно только при условии самого широкого развития в институте научной работы. Эти традиции политехнической школы сохраняются в институте по сей день. Институт был организован из четырх отделений металлургического, электромеханического, кораблестроительного и экономического. Первыми деканами стали видные учные, профессора Николай Александрович Меншуткин, Михаил Андреевич Шателен,

Александр Сергеевич Посников, Константин Петрович Боклевский. Новое учебное заведение стало крупным учебным и научным центром страны. В нм работали многие видные учные, основатели научных школ химии и металлургии. Руководство института всегда стремилось привлечь на постоянную работу или к временному сотрудничеству новых известных учных, молодые, талантливые кадры.

Используемая литература Творцы новой техники в крепостной России очерки жизни и деятельности выдающихся русских изобретателей XVIII - пер. пол. XIX века В.С. Виргинский . М. Учпедгиз, 1957. Очерки истории техники в России с древнейших времен до 60-х годов XIX века . Москва Наука, 1978 Очерки истории техники в

России 1861-1917 . Москва Наука, 1975 Летопись Российской Академии наук РАН. Ин-т истории естествознания и техники. СПб. фил. Гл. ред. Ю.С. Осипов . Санкт-Петербург Наука, 2000 Том 1 1724-1802 Отв. ред. Н.И. Невская . 2000 - Том 2 1803-1860 Отв. ред. М.Ф. Хартанович . 2002 Большая энциклопедия

Кирилла и Мефодия 2003 История России с начала XVIII до конца XIX века Отв. ред. А. Н. Сахаров М. 2001



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.