Содержание.
Введение
I. Понятие правонарушения и его основные признаки.
- Определение правонарушения
- Признаки
II. Сущность правонарушения его социальная природа и состав.
- Понятие сущности
- Общественная вредность, опасность
- Объект правонарушения
- Объективная сторона правонарушения
- Субъект правонарушения
- Субъективная сторона правонарушения
III. Виды правонарушений и критерии их разграничения.
Заключение
Введение
В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении правонарушений. Именно посредством взысканий, наряду с другими мерами, обеспечивается предупреждение правонарушений.
Разумеется, эти санкции реализуются не сами по себе, а в процессе правоприменительной деятельности. В процессе ее осуществления компетентные органы рассматривают дела о правонарушениях и принимают решения. Основанием применения взыскания, возбуждения дела о правонарушении, является наличие в содеянном состава правонарушения. Поэтому осуществление правоприменительной деятельности невозможно без глубокого знания понятия правонарушения. Необходимые знания помогут правильно квалифицировать правонарушение, принимать законные решения по делам, обеспечивать соблюдение законности, охрану прав и интересов граждан.
ГлаваI. Понятие правонарушения и его основные признаки.
В самом общем виде правонарушение может быть охарактеризовано как антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое в соответствии с законом.
Все без исключения правонарушения представляют собой деяния людей, а не воздействие сил природы или предметов, не действие животных. Не могут быть правонарушением мысли и чувства человека.
Несмотря на разнообразие причин, условий, субъектов и характера совершаемых противоправных деяний, все они имеют общие признаки, позволяющие отнести их к такому социальному явлению как правонарушение.
Законом устанавливаются признаки правонарушения, позволяющее отличить павонаршение от других антиобщественных поступков людей, например, аморальных, которые законом не наказываются.
Во-первых, правонарушением признаётся лишь то деяние, которое нарушает закон, которое запрещено нормами права. Поэтому важнейший признак правонарушения – его противоправность. Противоправность может быть выражена в отступлении от требований права вопреки его назначению (злоупотребление правом) и т.д.
Во-вторых, правонарушения – это деяния дееспособных, вменяемых лиц, т.е. тех, кто достиг установленного законом возраста ( как правило 14 – 16 лет) и способен отдавать отчёт в своих действиях, руководить своими поступками. Таким образом, правонарушение характеризуется проявлением воли человека, могущего действовать разумно. Поэтому считаются правонарушениями деяния, совершённые малолетними, психически нездоровыми людьми. За предусмотренные законом общественно вредные поступки малолетних отвечают лица, ви-новные в неосуществлении неободимого надзора и воспитания.
В-третьих, не всякое противоправное деяние, совершённое дееспособным лицом может быть признано правонарушением, а только то, которое совершено по вине этого лица.Виновность – характеризует психическое отношение субъекта к совершённому правонарушению. Таким образом, важнейшим признаком правонарушения является наличие вины, т.е. умысла или неосторожности в совершении неправомерного деяния.
Каждое правонарушение наносит ущерб общественным, государственным коллективным или личным интересам, приводит к вредным для общества последствиям. Вред может быть материальным и моральным, измеримым и неизмеримым, физическим и духовным, значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым. Таким образом общественная опасность как признак правонарушения состоит в том, что в результате совершения правонарушения причиняется вред интересам личности, общества или государства.
Наказуемость также можно отнести к признакам правонарушения потому, что за совершение любого правонарушения должна быть предусмотрена юридическая ответственность.
С учётом вышеизложенного можно дать следующий вывод:
правонарушение – это виновное противоправное деяние, носящее общественно опасный (вредный) характер, совершённое лицом, способным самостоятельно отвечать за свои поступки.
Глава II. Сущность правонарушения, его социальная природа и состав.
Сущность — это главная, внутренне присущая правонарушению характеристика, которая позволяет выделить его среди иных актов поведения, указывает на его родственные свойства и признаки.
Исходными и определяющими для понимания сущностного в правонарушении являются представления о том, что оно характеризуется общественной вредностью и противоправностью.
Общественная вредность, опасность — объективный основной признак определяющая черта правонарушения и его объективное основополагающее основание, отграничивающее правомерное от противоправного. Общественная вредность проявляется в том, что правонарушение всегда сопряжено с посягательствами на приоритеты и ценности человеческого общества, ущемляет частные и общественные интересы. Акт правонарушения всегда есть вызов обществу, пренебрежение тем, что значимо, ценно для него. Общественная вредность или опасность правонарушения, следовательно, состоит в том, что оно посягает на важные ценности общества, условия его существования. Правонарушения общественно вредны своей типичностью, распространенностью, это не единичный акт, а массовое в своем проявлении деяние либо обладающее потенциальной возможностью к такому распространению.
Правонарушения общественно вредны и тем, что они дезорганизуют нормальный ритм жизнедеятельности общества, направлены против господствующих общественных отношений, вносят в них элементы социальной напряженности и конфликтности.
Из сказанного вытекает, что деяния, которые по своим свойствам не способны причинить вред общественным отношениям, ценностям общества и отдельной личности, ее правам и интересам, не создают угрозы правопорядку в целом или не подрывают правовой режим в той или иной сфере общественной жизни, не могут и объективно не должны признаваться правонарушениями.
И еще одно, как представляется, немаловажное соображение практического характера. Общественная вредность или опасность является объективным свойством, объективным в том смысле, что деяние причиняет вред обществу, интересам отдельных граждан независимо от осознания данного обстоятельства законодателем. Вместе с тем отнесение деяния к противоправному (закононарушающему) находится в зависимости от законодателя и от него в решающей мере зависит придание общественно опасному деянию официальной огласки либо же его замалчивание. Противоправность деяния обусловлена общественной вредностью (опасностью), порождена ею. Вне связи с этим деяние не может быть признано противоправным.
Значит, понятие противоправности не может быть сведено лишь к внешней его стороне. По этой причине в противоправности следует различать два аспекта.
Во-первых, противоправность есть объективированная форма выражения общественно вредного, его внешняя сторона. Это значит, что общественно вредное (опасное) деяние должно быть официально удостоверено (подтверждено) законом в качестве противоправного.
Во-вторых, противоправность есть объективное свойство правонарушения. Объективное в том смысле, что всякое правонарушение посягает на сущностное в праве, т. е. на те социальные блага, которые представляет право: защищаемый им общий интерес (как объединение различных специфических согласованных частных и публичных интересов), тот порядок в общественных отношениях, который поддерживается при помощи правового инструментария, прогрессивную деятельность и конструктивные способы ее осуществления.
Правонарушение изначально посягает на то, что берется под защиту. Именно в этом смысле противоправное неотделимо от общественно опасного, вредного.
В формально-логическом плане это может быть выражено следующим образом: «Все, что общественно вредно (опасно), то противоречит праву». И соответственно: «Противоречащими праву являются только те деяния, которые общественно вредны (или опасны)». В действительности от этой конструкции могут наблюдаться два типа отклонений:
1) «Не все, что запрещено законом в качестве противоправного, в действительности общественно вредно и опасно»;
2) «Не все, что общественно опасно, запрещено законом как противоправное». И то и другое явления нежелательны и указывают на то, сколь важным является адекватное совмещение в действующем законодательстве общественно вредного и противоправного.
Таким образом, противоправность есть родовое свойство всех отклоняющихся от правопорядка деяний.
Юридический состав правонарушения отражает систему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушений. Эта система признаков необходима и достаточна для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Без наличия хотя бы одного из них лицо не может быть привлечено к ответственности.
К числу обязательных элементов любого состава правонарушений относятся: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения.
Объект правонарушения.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом, т.е. то на что посягает конкретное нарушение.
Безобъектных правонарушений не существует. Правонарушитель своим действием или бездействием разрушает сложившийся и обеспечиваемый правовыми нормами правопорядок. В зависимости от того, на какие охраняемые правом общественные или личные интересы (материальные или духовные блага) происходит посягательство, различают и виды объектов правонарушений. Наука уголовного права различает общий, родовой и непосредственный объект преступления.
Общим объектом правонарушений являются общественные отношения, охраняемые нормами права.
Родовой объект представляет собой группу однородных общественных отношений, охраняемых нормами права от противоправного посягательства (права и свободы граждан, общественный порядок и т.д.).
Непосредственный объект правонарушения – это конкретное общественное отношение, на которое осуществляется посягательство, охраняемое нормами права (жизнь, здоровье, имущество).
Таким образом, объектом правонарушения является область общественных отношений, регулируемая и охраняемая правом.
Объективная сторона.
Объективную сторону правонарушения образует противоправное деяние, выраженное вовне в форме фактических противоправных действий либо в противоправном несовершении предписанного законом поведения. Мысли, убеждения, намерения, внешне не проявившиеся, не признаются действующим законодательством объектом преследования. С позиции правового подхода только действием (бездействием) может быть причинен ущерб защищаемым правом интересам. Практика преследования за убеждения, инакомыслие и т.п. есть проявление репрессивной сути государства, дефицита в нем демократии и цивилизованности, свидетельство действия произвола, возведенного в закон и именуемого «правом». Не признается правонарушением и так называемая рефлекторная активность — нецензурная брань в болезненном бреду или социально опасная активность душевнобольного, являющегося невменяемым, и пр.
К элементам объективной стороны правонарушения относятся: деяние (действие или бездействие), противоправность деяния, общественно вредные последствия, причинная связь между деянием и наступившими последствиями и причинённый вред. В юридической теории и практике под причинной связью понимают такую объективную связь между вредным деянием и наступившими последствиями, при которой противоправное деяние предшествует во времени последствию и является главной и непосредственной причиной, неизбежно вызывающей данное последствие. Вред выражается в совокупности отрицательных последствий правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, уничтожение какого-либо блага, ценности или ограничение пользования ими, стеснение свободы поведения других лиц (организаций), ущемление их субъективных прав. Вред может иметь материальный, физический и иной характер, посягать на специфические или общие интересы.
Характер деяния и причиняемый при этом вред являются объективными основаниями для определения степени общественной опасности, отграничения правонарушений от иных отклонений от правопорядка. Важным элементом объективной стороны правонарушения влияющим на степень общественной опасности отдельных видов правонарушений являются: время, место, способ, обстановка совершения правонарушения.
Таким образом, под объективной стороной правонарушения следует понимать совокупность обязательных, а в прямо предусмотренных законодательством случаях дополнительных признаков, характеризующих внешнюю сторону противоправного деяния (действия либо бездействия), посягающего на конкретное общественное отношение, охраняемое нормами права.
Субъект правонарушения.
Им может быть физическое лицо, способное согласно закону отвечать за свои действия, а также организации (юридические лица). При этом субъектом правонарушения в уголовном праве может выступать только физическое, вменяемое лицо, достигшее определённого возраста.
К субъекту правонарушения могут предъявляться следующие требования: достижение определённого возраста. В уголовном праве ответственность наступает с 16 лет, а в отдельных случаях – с 14 лет; в административном – с 16, в гражданском – полная – с 18 лет, частичная – с 14 лет.
Субъективная сторона.
По своему содержанию субъективная сторона правонарушения характеризует, прежде всего, внутренние, психическое отношение виновного к совершённому им противоправному деянию и его последствиям.
К признакам субъективной стороны относятся вина в форме умысла или неосторожности, мотив и цель. Данные признаки подразделяются на две группы: обязательные и дополнительные (факультативные) по тем же правовым основаниям, что и в объективной стороне. К обязательным признакам субъективной стороны относится вина (в форме умысла и неосторожности), к дополнительным (факультативным) – мотив и цель.
Таким образом, с субъективной стороны всякое правонарушение характеризуется наличием вины, т.е. психическим отношением лица к содеянному. Степень этой вины наряду с мотивом и целью правонарушения устанавливается правоприменительными органами на основе конкретных материалов дела и зависит от характера оценки правонарушителем своих действий и предвидения общественно опасных последствий своего поведения.
Различают две основные формы вины: умысел и неосторожность. Причём умысел бывает прямой и косвенный (эвентуальный).
Прямой умысел выражается в осознании правонарушителем общественно опасного характера своего деяния, в предвидении общественно опасных последствий и желания их наступления.
Косвенный умысел заключается в осознании правонарушителем общественно опасного характера своего действия или бездействия, в предвидении общественно опасных последствий и сознательном допущении их.
Неосторожность тоже бывает двух видов: самонадеянность и небрежность.
Самонадеянность (легкомыслие) состоит в предвидении правонарушителем возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, соединённом с легкомысленным расчётом на их предотвращение.
Небрежность выражается в непредвидении правонарушителем возможности наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, хотя по обстоятельствам дела он мог и должен был их предвидеть.
Не все вопросы, касающиеся субъекта правонарушения, решены в юридической теории и практике однозначно. Имеются расхождения в понимании субъекта правонарушения в уголовном и гражданском праве. Если в уголовном праве субъект преступления и субъект ответственности совпадают (т. е. ответственности подлежит физическое лицо, совершившее данное преступление), то в гражданском праве имущественную ответственность может нести не только совершивший гражданско-правовой деликт. Достаточно сложным является вопрос о признании субъектом правонарушения коллектива людей.
В действующем уголовном праве этот вопрос решается однозначно — таковым является физическое лицо. Даже если преступление совершено группой лиц, то каждый его участник отвечает лишь за то, что совершил лично, и не связан солидарной ответственностью. Что касается иных отраслей права, то здесь мнения специалистов разделились. Одна группа ученых склонна признавать коллектив людей субъектом правонарушения, другая — исходит из противоположного мнения. В любом случае действия коллективных субъектов при определенных условиях могут признаваться противоправными и соответственно влечь некоторые правоограничения.
Юридическим составом правонарушения охватывается ещё один компонент — установление в законодательстве санкций неблагоприятных последствий) за совершение правонарушений, являющееся непременным условием применения к правонарушителю мер юридической ответственности. Справедливо замечено, что там, где не предусмотрена юридическая ответственность, нет правонарушения.
Итак, правонарушение — это общественно вредное (или общественно опасное) противоправное и виновное деяние деликтоспособного субъекта, влекущее юридическую ответственность.
Правонарушение и иные отклонения от порядка. Разновидность социальных отклонений, которая связана с отступлением от целей, принципов и предписаний права, может быть объединена понятием противоправного поведения. К противоправным деяниям, не образующим правонарушений, относятся деяния с «усеченным» составом правонарушения (невиновные действия, объективно противоправное поведение малолетних, душевнобольных и пр.). Это также незначительные отклонения от требований юридического режима, складывающегося в той или иной сфере общественной жизни (не злостное уклонение от уплаты алиментов, просрочка платежей или несвоевременное возвращение долга, кредита в силу извинительных обстоятельств, незначительные проступки в административно-правовой сфере, в сфере действия трудового законодательства и т.д.), и иное поведение, противоречащее праву
и могущее влечь применение мер юридической защиты или мер воспитательного характера.
К противоправным деяниям относится также и злоупотребление правом (правовыми средствами), под которым следует считать основанное на эгоистических побуждениях поведение управомоченного субъекта, противоречащее природе права, закрепленной в его нормах цели, либо связанное с привлечением неправовых средств для ее достижения.
Злоупотребление правом — это не особый тип правонарушения, как иногда отмечается в специальной литературе, а разновидность неправовых действий, связанных с злоупотреблением правовой свободой, совершением поступков «во зло» и в противоречие с назначением предоставленного права, его духом.
Непризнание категории злоупотребления правом ведет к тому, что всякое отклонение от общего дозволения квалифицируют как деликт, правонарушение, преступление. Очевидно, что в этом случае не учитываются специфика действия правового дозволения, особенности его конструирования в законе. В законодательстве невозможно (да и не должно) расписывать дозволенное поведение «от и до», что входило бы в противоречие с природой права личности. Для предотвращения некорректного поведения правопользователя законодатель использует специальные средства, приемы законодательной техники (устанавливает запрет на ограничения на определенный вид деятельности в рамках общего дозволения, определяет принципы поведения управомоченного, конкретизируя цель, назначение предоставляемого права и др.).
Создается, таким образом, своеобразный режим поведения управомоченного, адекватный правовому дозволению. Отступление адресатов от этого режима охватывается понятием «злоупотребление правом» и не должно квалифицироваться как «деликт, правонарушение, преступление».
Глава III.Виды правонарушений и критерии их разграничения.
Несмотря на общность многих признаков, правонарушения весьма разнообразны. Предопределяется это различным содержанием общественных отношений, подвергающихся посягательству со стороны правонарушителей, многообразием субъектов, характером мотивов и целей их поведения, особенностями жизненных ситуаций и т.д. Такое широкое разнообразие противоправного поведения позволяет классифицировать их по самым различным основаниям.
Наиболее распространённой и социально значимой является классификация правонарушений в зависимости от степени их социальной опасности. В этой связи все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.
Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности. Они посягают на наиболее значимые, существенные, интересы общества, охраняемые от посягательства уголовным законодательством. Объектами преступного посягательства являются общественный и государственный строй, существующая система хозяйства, разнообразные формы собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан.
В связи с повышенной общественной опасностью преступлений закон устанавливает за их совершение наиболее суровые меры наказания. В отличие от других видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. При этом следует отметить, что не является преступным деяние, хотя и имеющее все формальные признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющее большой общественной опасности. Критерии, по которым определяется степень общественной опасности правонарушения, могут быть различными. Это и значимость регулируемого
правом общественного отношения ставшего объектом противоправного посягательства, и размер причинённого ущерба. Если он значителен, то деяние законодательством признаётся, как правило, преступлением, если нет – проступком. Важным критерием определения степени общественной опасности правонарушения является способ, время и место совершения противоправного деяния, личность правонарушителя. Проступки, в отличии от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности.
Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности, совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и правовые последствия. В этой связи они классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные, правонарушения.
Гражданские нарушения (проступки) отличаются от иных проступков специфическим объектом посягательства. Это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права; а также некоторыми нормами трудового, семейного, земельного права.
Данная разновидность правонарушения выражается в форме неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств, причинения какого-либо имущественного вреда. Санкции за гражданское правонарушение носят правовосстановительный характер и заключается в возмещении нанесённого имущественного ущерба, отмене незаконных сделок, в восстановлении нарушенных прав и охраняемых законом интересов.
Административные правонарушения (проступки) представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на установленный порядок государственного управления, собственность, права и законные интересы граждан. Сюда относятся и мелкое хищение, и мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, правил финансовой отчетности, правил противопожарной безопасности и др.
Содержание данной разновидности противоправного поведения выражается в нарушении общеобязательных правил, устанавливаемых административными органами, в дезорганизации порядка государственного управления. Специфика посягательства предопределяет и характер наказания за совершенные деяния. Это предупреждение, штраф, лишение водительских прав, административный арест до 15-ти суток и другие меры государственного правового воздействия, налагаемые специальными органами государства (народным судом, органами государственного пожарного надзора, органами милиции и т.д.).
Административные проступки могут предшествовать совершению преступлений в силе своей массовидности и характера, например, нарушение антиалкогольного законодательства. Нередко административное правонарушения перерастают в преступления в рамках одного с ним состава ( мелкое хулиганство – хулиганство ) либо за его пределами ( неправомерное владение огнестрельным гладкоствольным охотничьим оружием при пресечении данного проступка может повлечь совершение преступления). Административные правонарушения могут контролироваться и воспроизводится под прямым давлением преступных сообществ ( обман, обсчёт покупателей, получение неконтролируемой, укрываемой от налогообложении прибыли ).
Дисциплинарные правонарушения ( проступки) представляют собой противоправные деяния, нарушающий внутренний распорядок деятельности предприятий, учреждений и организаций. Совершая дисциплинарный проступок, правонарушитель дезорганизует нормальную деятельность трудовых коллективов, нарушает трудовую, учебную, служебную, производственную, воинскую дисциплину ( прогулы, опоздания на работу, пропуски учебных занятий, невыполнения распоряжений администраций и т.д.). Меры ответственности фиксируются в санкциях правовых норм и выражаются в замечании, выговоре, строгом выговоре, перевод на низшую должность, отчисление из учебного заведения и т.д.
Следует отметить, что все виды нарушений находятся в тесной связи и взаимообусловленности.
Так, безответственность должностных лиц, халатность и неэффективность правоохранительных органов приводящие к беззаконности, зачастую являются своеобразными стимулами повышения общественной опасности правонарушителя и его деяний.
Административные проступки постепенно переходят в преступления против порядка управления, гражданские правонарушения перерастают в преступления против собственности, дисциплинарные проступки – в должностные преступления.
Таким образом правонарушения по видам можно распределить следующим образом:
- по степени общественной опасности (проступки: административные, гражданско-правовые, дисциплинарные, конституционные);
- по сферам общественной жизни правонарушения в экономике, политике, социально-бытовой и др. сферах;
- по видам юридической деятельности ( в правотворчестве, правоприменении);
- по формам вины ( совершенные умышленно, неумышленно, по неосторожности);
- по отраслям народного хозяйства (в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте и др. отраслях);
Все правонарушения посягают на общественные отношения регулируемые той или иной отраслью права.
В основе деления по отраслям лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования представляет собой совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами права.
Например, своеобразие норм гражданского права обуславливается тем, что они, в отличие от правовых норм, опосредствующих трудовые, финансовые, семейные и иные отношения, регулируют лишь имущественные и непосредственно связанные с ними личные имущественные отношения. В некоторых особо предусмотренных случаях с помощью норм гражданского права регулируются и другие личные неимущественные отношения, такие, в частности, как защита чести и достоинства.
Метод правового регулирования – это совокупность способов, средств, приёмов, посредством которых право воздействует на общественные отношения. Например, участники имущественных связей – это независимые друг от друга лица, которые вольны самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Они заключают между собой договора, что даёт им возможность согласовывать и определять их взаимоотношения. Споры между ними рассматриваются судом. Отношения, возникающие в сфере государственного управления требуют иного метода правового регулирования, ибо в данной сфере нет равенства сторон; здесь связи строятся на основе соподчинения. Властными полномочиями нормы права наделяют одну взаимодействующую сторону.
В зависимости от особенностей регулируемых отношений метод правового регулирования может выражаться различными путями. Это может быть, например, прямое предписание определённых действий, или, наоборот, воздержание от них. Это могут быть рекомендации или предоставления возможности свободного выбора из различных вариантов поведения.
В научной литературе выделяют два основных метода правового регулирования; авторитарный метод и метод автономии.
Авторитарный метод или метод властных предписаний (императивный метод), представляет собой такой способ правового регулирования, при котором лицу или лицам – участникам правоотношений предоставляется лишь один, строго определенный вариант поведения.
Метод властных предписаний применяется главным образом при совершении административных, уголовных, дисциплинарных правонарушений.
Авторитарный метод правового регулирования может проявляться в установлении не только властных предписаний, властных обязываний, но и правовых запретов на совершении недозволенных с точки зрения законодателя действий. Типичный пример использования запретов как способа воздействия законодателя на общественные отношения и поведение людей – уголовное право. Нормами данной отрасли права под угрозой изменения уголовно правовых мер запрещается совершать действия, наносящие ущерб интересам как личности, так общества и государства.
Суть другого метода правового регулирования – метод автономии, или диапозитивного метода заключается в том, что нормами права устанавливаются не запреты или предписания определённого поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего взаимного поведения, самостоятельно устанавливают свои взаимные права и обязанности.
Данный метод правого регулирования применяется главным образом в гражданском, коммерческом и других отраслях российского права, где стороны – участники правовых отношений – выступают как равноправные субъекты. Принятые ими на себя права и обязанности могут изменяться или прекращаться по взаимному согласию.
Таким образом, если предмет правового регулирования позволяет обнаружить ту сферу общественных отношений, на которую воздействует данная отрасль права, то метод правового регулирования выступает средством этого воздействия, регулирования.
Заключение
И в заключение о социальной природе противоправного поведения. Главное в этом поведении - то, что оно противоречит существующим общественным отношениям, причиняет или способно причинять вред правам и интересам граждан, коллективов и общества в целом, препятствует поступательному развитию общества. Правонарушения различают по своей направленности, по вероятности наступления вредных последствий и их тяжести, по характеру вызвавших их мотивов, по целям правонарушений и т.д. Несмотря на все эти различия, правонарушения составляют одну группу явлений в социальном и правовом отношениях, так как обладают единой сущностью и сходными юридическими признаками.
Отечественная наука изучает правовые явления в социально-историческом аспекте, подчеркивая, что преступность - это относительно массовое, исторически изменчивое, социальное имеющее уголовно-правовой характер явление классового общества, слагающееся из всей совокупности преступлений, совершаемых в соответствующем государстве в определенный период времени". В своей принципиальной основе это положение относится и к другим видам правонарушений.
В отличие от правомерных действий, которые могут быть прямо предусмотрены нормами права, а могут и вытекать в общей форме из "духа закона", противоправные действия должны быть четко сформулированы действующими правовыми нормами. С этой точки зрения правонарушения можно говорить лишь в рамках и с полиции закона, определяющего понятие и признаки гражданского, административного или иного правонарушения, а нередко и устанавливающего точный перечень противоправных деяний. Такого рода "формализм" противоправности обеспечивает ясность и единство требований, предъявляемых ко всем гражданам и организациям.