Содержание
Введение
1. Анализ жилищной ситуации в микрорайоне Водники, застройка
2. Сфера обслуживания населения, проживающего на исследуемой территории и пограничных с ней участках
3. Исследование культурно-исторических и природных объектов в микрорайоне, ограниченном улицами Карла Маркса, Северной, Горького и Фрязиновского
4. Повышение уровня автомобилизации на улицах Карла Маркса, Северной, Горького и Фрязиновского, прилегающих к исследуемой территории
Заключение
Приложения
Введение
Принятие любого планировочного градостроительного решения, связанного с размещением новых объектов различного вида строительства или с реконструкцией уже существующих, неизбежно сталкивается с необходимостью получения достоверной информация о территории, на которой это решение реализуется. Такая информация может быть получена в результате анализа территорий.
В ходе выполнения курсового проекта произведен анализ одного из районов города Вологды. Исследуемый район ограничен улицами Горького, Фрязиновского, Карла Маркса, Северной, Прокатова и имеет площадь около 0,3 кв. км. Выбранная территория находится в микрорайоне Водники города Вологды.
Цель курсового проекта состоит в том, чтобы на практическом примере ознакомиться с приемами и методами градостроительного анализа, прогнозирования и планирования, учитывая важность комплексного подхода к оценке градостроительной ситуации, выполнить обобщающий анализ.
В качестве задач выполнения курсового проекта можно перечислить следующие:
-формирование навыков к самостоятельному научному исследованию темы;
-выработка практических навыков работы с картографическим материалом, имеющимся на исследуемую территорию, учебной и научной литературой;
-углубление знаний по вопросу анализа градостроительной ситуации
-выработка практических навыков по планированию повышения эффективности использования исследуемой городской территории.
Среди применяемых в ходе курсового проектирования методов можно выделить такие как анализ, синтез полученной информации, планирование, прогнозирование.
Анализ исследуемой территории производился относительно различных аспектов городской инфраструктуры: рассматривалась жилая зона, сфера обслуживания населения, уровень автомобилизации на улицах, использование ценных культурно-исторических и природных объектов, экологические условия проживания на данной территории. Исследования первой части курсового проекта произведены на основе визуально-аналитического анализа на апрель 2008 года.
1. Анализ жилищной ситуации в микрорайоне Водники, застройка
Жилищная проблема является одной из самых существенных социальных проблем любого города и одним из приоритетных вопросов Генерального плана его развития.
Жилые зоны представляют собой основную "ткань" городской среды и являются наиболее крупной по площади функционально-пространственной составляющей городских земель.
От правильной организации жилой зоны зависит благополучие населения, а также дальнейшее развитие городской территории.
На территории исследуемого района расположены двадцать жилых домов, из них четыре студенческих общежития ВоГТУ и ВоГПУ, шесть семейных общежития.
Застройка пяти- и девятиэтажная, строчного типа, что экономически выгодно, но не благоприятно с эстетико-психологической точки зрения. Достаточно близкое расположение зданий не благоприятно влияет на человека, на его эмоциональное состояние, проживающий в данной среде человек теряет возможность к уединению.
Массовое строительство частных домов коттеджного типа, блокированных жилых домов усадебного типа, домов средней и повышенной этажности неперспективна из-за отсутствия свободных удобных строительных площадок. Выборочная застройка отдельными жилыми зданиями более эффективна.
В настоящее время начато строительство жилого комплекса на пустыре рядом с АЗС «Лукойл» на пересечении улиц Северной и Карла Маркса, а также строительство нежилого здания (предположительно офисного) на пересечении улиц Судоремонтной и Северной, что свидетельствует о развитии данной территории
Количество проживающих в общежитиях студентов приближается к 1800 чел., общее количество людей, проживающих в общежитиях, около 4500 чел. Всего в данном районе проживает приблизительно 14 500 чел. При площади исследуемой территории в 277 314 кв. м средняя плотность населения примерно равна 0,05 чел/кв. м
Проживание на данной территории студентов обуславливает наличие в этом районе спортивных площадок, информационной сети между персональными компьютерами, развлекательных заведений (кафе-баров, игрового клуба). Таким образом, можно сказать, что интересы населения повлияли на формирование среды обитания.
2. Сфера обслуживания населения, проживающего на исследуемой территории и пограничных с ней участках
Для обеспечения благоприятной среды для проживания современного человека в настоящее время большое значение приобретает наличие развитой сферы обслуживания.
На исследуемой территории имеются учреждения и объекты, обеспечивающие основной необходимый комплекс повседневных услуг населению в сфере культурно-бытового обслуживания, среди них можно перечислить следующие:
-средняя общеобразовательная школа № 17;
-спортивные площадки;
-детская библиотека;
-крытый рынок и ряд магазинов, обеспечивающих потребности населения в продуктах питания и промышленно-бытовых товарах;
-торговые ряды;
-мастерские по ремонту обуви и одежды;
-кафе-бары;
-АЗС;
-станции технического обслуживания легкового автотранспорта;
-торговые павильоны – ларьки.
Данные об объектах обслуживания населения представлены в таблице 1.
Вблизи района расположены две крупных торговых точки города: ТЦ «Апельсин», один их супермаркетов торговой сети «Макси».
Радиус торговых связей непрестанно увеличивается, население получает большинство необходимых услуг.
Образовалось культурное пространство, на которое оказывает влияние школа № 17. Ее посещает примерно 1550 учащихся, проживающих на исследуемой территории, а также на близлежащих улицах (ул. Разина, Пугачева, Некрасова и др.).
Таблица 1. Объекты обслуживания населения на исследуемой территории
Название объекта обслуживания
Назначение объекта обслуживания
средняя общеобразовательная школа № 17
научно-культурное образование, воспитание детей и молодежи от 6 до 18 лет
детская библиотека
научно-культурное образование, воспитание детей от 6 до 10 лет
крытый рынок
обеспечение населения продуктами питания, бытовой химией лекарственными средствами
торговые ряды
обеспечение населения одеждой, обувью
магазин «Минимаркет»
обеспечение населения продуктами питания
магазин «Автозапчасти»
обеспечения населения автозапчастями
«Шиномонтаж»
обслуживание и ремонт легкового автотранспорта
АЗС «Лукойл»
обеспечение населения топливом для автотранспорта
магазин «Маяк»
обеспечение населения продуктами питания, цветами
магазин «Обои»
обеспечение населения материалами для ремонта помещений
два магазина «Хлеб»
обеспечение населения хлебо-булочными изделиями
два магазина «Бытовая химия»
обеспечение населения бытовой химией
магазин «Промтовары»
обеспечение населения промтоварами
магазин «Супермаркет»
обеспечение населения продуктами питания, лекарственными средствами
торговые павильоны - ларьки
обеспечение населения продуктами питания
кафе-бар «Мандарин»
организация общественного питания, развлечений населения
спорт-бар «Клондайк»
организация общественного питания, развлечений населения
бистро «Трактир»
организация общественного питания, развлечений населения
3. Исследование культурно-исторических и природных объектов в микрорайоне, ограниченном улицами Карла Маркса, Северной, Горького и Фрязиновского
Важное значение для социально-культурного развития современного человека имеет наличие культурно-исторических объектов на территории его проживания. С точки зрения экологического благополучия жилого района большое значение имеет наличие зеленой зоны, различных природных объектов.
Рассмотрим наличие ценных культурно-исторических и природных объектов на исследуемой территории: памятник И. В. Бабушкину, с небольшой площадью, прилегающего к нему парка, придаёт данному микрорайону неповторимое своеобразие и повышает его историческое, культурное и эстетическое значение. Указанный объект наследия придаёт особый и запоминающийся колорит не только исследуемому микрорайону, но и близлежащим территориям.
Памятник И. В. Бабушкину ограничивается улицами Горького и Прокатова и своим удобным месторасположением выполняет две основные функции:
-эмоционально-эстетическую функцию, связанную с расположением его сразу после съезда с моста 800-летия;
-познавательно-информационную и воспитательную функции, связанные с расположением его напротив общеобразовательной школы № 17.
Таким образом, возможно повышение общественного интереса к памятникам культуры может увеличить приток в данный микрорайон городского населения или туристов.
4. Повышение уровня автомобилизации на улицах Горького, Карла Маркса, Фрязиновского и Северной, прилегающих к исследуемой территории
Территория исследуемого микрорайона расположена близко к окраине города, но данный недостаток компенсируется хорошей транспортной обеспеченностью, которая связывает район практически с любым районом города напрямую.
Время доступности до центра города составляет в среднем 15 минут на общественном транспорте и 10 минут на личном автотранспорте при условии отсутствия различного рода аварий и ДТП.
Обеспеченность исследуемой территории общественным транспортом достаточная. Имеются остановки автобусов следующих маршрутов:
№ 6 (Дальняя - Бывалово);
№ 8 (Разина - Лукьяново);
№ 14 (ВПИ - с/о Розочка);
№ 16 (ВПЗ-23 - Дальняя);
№19 (Разина - Возрождения).
Также многочисленны маршрутные такси. Остановки автобусного транспорта расположены удобно. Время доступности до них в среднем составляет 5 минут.
Наиболее эффективно используемыми улицами большегрузными и легковыми автомобилями являются улицы Северная и Горького. Улица Северная переходит в улицу Прокатова, которая соединяется с мостом 800-летия и соединяет исследуемый микрорайон с центром города. Улица Горького проходит вдоль реки Вологда и связывает данный микрорайон с центральной частью города, а также с выездом из города через улицу Чернышевского.
К постоянным связям района с центром города и другими микрорайонами можно отнести следующие:
-учебные (студенты различных учебных заведений), что связано с наличием на территории общежитий;
-культурные (посещение театров, кинотеатров, кафе, парков отдыха, библиотек, выставок, мест массового отдыха и т.п.);
-торговые (посещение торговых центров, вещевых рынков, базаров, магазинов бытовой техники и т.п.);
-деловые (связанные с работой населения).
Чтобы проанализировать уровень автомобилизации на улицах, прилегающих к исследуемой территории, нужно рассчитать интенсивность перевозок, плотность транспортной сети, а также изучить качественные и количественные показатели работы общественного транспорта, развитие сети предприятий по обслуживанию автотранспортных средств, экологическое состояние окружающей среды.
1. Интенсивность перевозок может быть выражена формулой:
ΣN = Nчас пик + N,
где ΣN - общее количество (ед.),
N час пик - количество, определённое в часы «пик».
N час пик (N) = n ∙ m,
где n - количество единиц, определённое в единицу времени «t»;
t - продолжительность исследований (t = 10 мин);
m = 60: t ( 60 мин = 1 час).
N = 203 ∙ 6 = 1218
N час пик = 237 ∙ 6 = 1422
ΣN = 1218 + 1422 = 2640 автомобилей в час.
2. Плотность транспортной сети определяется как отношение длины уличных проездов Lc, обслуженных линиями транспортной сети, к селитебной площади микрорайона Fселит.
S = Lc/Fселит
S = 2,037км : 0,277км2 = 7,4
3. Количественные и качественные показатели работы общественного транспорта, а именно радиус доступности остановок общественного транспорта отражены в приложении Б. Общественный транспорт, обслуживающий данный район в основном представлен автобусами и маршрутными такси. Троллейбусные линии не заходят в пределы исследуемой территории (троллейбусы с моста 800-летия поворачивают на улицу Горького и по ней движутся в сторону улицы Чернышевского). С одной стороны, это не благоприятно сказывается на транспортной обеспеченности данного района, т.к. троллейбусный транспорт города в целом развит хорошо и маршруты троллейбусов удобны для перемещения в различные районы города. С другой стороны, это компенсируется автобусным транспортом, маршруты которого обеспечивают доступность населения в различные районы города.
4. В связи с постоянно увеличивающимся количеством автомашин в исследуемом микрорайоне происходит развитие предприятий по обслуживанию автотранспортных средств: автозаправочная станция «Лукойл» с автосервисом и автомойкой на улице Карла Маркса, станции технического обслуживания легкового автотранспорта («Шиномонтаж», «Автозапчасти», «Шинный центр VIANOR»).
5. Дорожные условия в данном микрорайоне требуют существенной доработки. В связи с увеличением количества автотранспорта на пересечении улиц Судоремонтной и Северной, а также Северной и Карла Маркса, на наш взгляд, необходимо установить светофоры, что снизило бы аварийность и увеличило безопасность пешеходов, пересекающих данные улицы, а также пропускную способность дорог этого района. Для увеличения безопасности пешеходов на перекрестке улиц Судоремонтная и Северная установлены «лежачие полицейские». Главную роль, на наш взгляд, в снижении пропускной способности и увеличении аварийности на улице Северной играет железнодорожный переезд. Эта железнодорожная линия используется достаточно редко для нужд предприятий города. Переезд оборудован шлагбаумом, дорожное покрытие при въезде и выезде с переезда сильно испорчено и требует капитального ремонта. Переезд формирует сужение проезжей части. Проезд через него предусмотрен в две полосы, что становится причиной затора в ту и другую сторону движения.
Существенным аспектом является то, что на пересечении улиц Карла Маркса и Северной расположены два крупных торговых центра, что увеличило потом пешеходов на этом перекрестке, увеличило количество припаркованных машин. Перекресток имеет большие размеры и является сложным.
6. Большое влияние на экологическую обстановку оказывает рост шума и вибрации, загрязнения атмосферы выхлопными газами вследствие близости расположения жилой застройки к проезжей части.
Заключение
Исследования, проведённые в микрорайоне, ограниченном улицами Северная, Карла Маркса, Фрязиновская, Горького, направлены на выявление приоритетных стратегических направлений. Такими направлениями в данном микрорайоне является развитие жилой застройки, объектов культурно-бытового обслуживания, строительство которых происходит и на сегодняшний день. Увеличение количества транспортных единиц также имеет важное социально-экономическое значение. Дальнейшие исследования помогут не только количественно оценить развитие данной территории, но и спрогнозировать её дальнейший прогресс.
Приложение А
Схема обеспечения населения остановками общественного транспорта:
Приложение Б