Доклад по Истории тема: «Правда Русская» I свод законов Руси» Содержание Введение стр.3 Причины появления стр.3 Составители стр.4 Уголовное право: преступления и наказания стр.5 Библейские законы и их влияние стр.10 Значение для дальнейшего развития Русских земель стр.11 Вывод стр.15 Список литературы стр.17
Введение «Правда Русская» - это сборник древнейших русских законов сформированный на протяжении ХI - ХIII вв Но некоторые ее статьи «уходят» в языческую старину. Первый текст был явлен на свет в 1973 г. Татищевым В.Н. Нормы «Правды» располагаются в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского, но и литовского права.
"Правда Русская" состоит из трех разновременно возникших, но свя-занные между собой тонкой нитью редакций. Это – Сокращенная Правда (далее «СП»), Пространная Правда (далее «ПП») и Краткая Правда (далее «КП») - Правда Ярослава (Древнейшая) и Правда Ярославичей - его сыновей. «Правда Русская» использует формальный или казуальный способ сбора и обработки материала.
Из правового источника (судебной практики, обычая, византийского права). Древнейшим правовым источником является обычай. Когда обычай принят государственной властью (а не мнением, традицией), он становится нормой обычного права. Так же из реальной жизни, бралась конкретная ситуация - казус, решение которого " Правда Русская" определяла сама. При этом итог решения данной проблемы мог быть разным: сугубо формальным, догматическим и религиозно-
нравственным. Уголовные законы, за убийство – денежные пени, кража людей, пеня за побои, воровство, поджигательство, беглые, долги, торговля рабами, улики, оправдания, испытание железом и водою, право наследственное, присяжные, общий характер законов, устав о мостовых, устав церковный – всё это малая часть которая включает в себя «Правда Русская» Причины появления КП - Скорее всего возникла во время борьбы за престол между
Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Дружина Ярослава участвовала в конфликте с новгородцами, сопровождавшийся побоями и убийствами. Стремясь урегулировать ситуацию. Ярослав добился доверия у новгородцев “дав им Правду, и устав, списав, тако рекши им: по ее грамоте ходите”. За данными словами в летописи Новгородской помещен текст
Древнейшей Правды. Составители «Правда Русская» состоит из Правды Ярослава (статья с 1 по 18) , Правды Ярославичей (статья с 19 по 41) , Покона вирного (статья 42) и Урока мостников (статья 43) и других составителей , которые хранят нормы об побоях, убийстве, об нарушении прав собственности и подходов его восстановления ,также о вознаграждении за утрату чужих вещей. Правду Ярославичей не могут отнести к точной дате ее основания.
Ярославичи моги съехаться только в 1054-1073 гг потому что в 1054 году умирает Ярослав, а в 1073 году Святослав выгоняет из Киева своего старшего брата Изяслава, а после всех этих событий Ярославичи никогда уже не собирались вместе. Первоначальный текст «Правды Русской» нас к сожалению не достиг. Однако известно, что право содержит решения, которые обсуждались на княжеском съезде потомков
Ярослава и далее были приняты, дополняли уже имеющиеся статьи своими нормами судебных пошлин и расходов. Владимир Мономах сотворил более крупную переработку данного закона. В результате сложилась «ПП». В следующих веках создавались новейшие редакции «Правды Русской», которых насчитывается около пяти или шести. Источниками были нормы обычного пра¬ва и княжеская судебная прак-тика.
К этим нормам обычного права относятся положения о кровной ме-сти, а так же круговой поруке. «Правда» прояв¬ляет различные взгляды к этим обычаям: кровную месть стремятся ограничить, уменьшая круг людей которые имеют желание отомстить, или же отме¬нить вовсе, например, заменив – вирой (денежным штрафом). Круговая порука же напротив сохраняется как политическая мера, объединяющая всех участников общины ответственностью за своего преступника, со¬вершившего преступление (на всю об¬щину налагалось - «дикая
вира»). Визан¬тийское каноническое право повлияло на «Правду Русскую». Древнерусское законодательство проявляет немалый интерес к уго-ловному праву. Данному праву посвящено немало статей «Правды Рус-ской», уголовно-правовые нормы имеются и в княжеских уста¬вах. Уголовное право: преступления и наказания Уголовное право как совокупность норм сложилось на стадии позднего феодализма.
Для более раннего времени, правильнее говорить о законодательстве, в истоках которого состоят: преступление и наказание. В Х-ХV вв. в зачаточном состоянии, были такие понятия как вина, соучастие и подготовка к преступлению. О договоре Руси и Византией, имеется достаточно сведений об наказании государством криминальных злодеяний в IX-X вв. Например кража, убий-ство, побои ,но они не объединяются какими-либо терминами. Преступные действия - именуются злыми делами. В качестве объекта нарушения могли выступать государственный
закон или обычай. Принято считать, первой по-пыткой найти преступное деяние сделаное в «Правде Русской», где нанесе-ние вреда субъекту именуется «обидой». «Обида» - не являлось нарушением закона, а попросту был причинен ущерб лицу морального или материального плана . Следует заметить, что в законодательстве вопрос о соучастии присутству-ет. Очевидно, в условиях обострения классовых противоречий.
В «КП» указывается, что каждый из сообщников должен платить равный и притом увеличенный штраф. Например при краже коня одним лицом, то это лицо должно было платить тридцать резан, а если же в краже участвовало несколько лиц, то каждый злоумышленник платил по три гривны и по трид-цать резан. Такой же штраф платили и участники в краже овцы, козы или свиньи. В дополнительных статьях имеется статья, которая разрешала пострадавшим расправляться с ночными ворами.
Главным видом возмездия в «Правде Русской» являются денежные штрафы. Ключевский В.О. в наиболее детально рассмотрел данный вид. Штрафы вычисляются на гривны кун и их части. Гривна : на 20 ногат, на 25 кун или на 50 резан. В «Правде Русской» есть постоянное соотношение мехов и металла. Например, на 5 металлических кун могут быть заменим двумя меховыми ногатами.
Естественно, что основной задачей уголовного законодательства после издания "Правды Ярославичей" являлось распространение ее норм на бояр-ство. Нужно было, чтобы и имущество бояр было охранено более высоки-ми санкциями против грабителей и воров. Ярославичи или их непосред-ственные преемники стали или издавать отдельные постановления об усиленной охране имущества, или выносить судебные решения, которые затем обобщались в законодательных нормах.
Так, появились статьи об установлении штрафа в высшем размере за увод чужого холопа или раба, домашних птиц, пса, ястреба ,сена и дров ,овцы, козы . Все эти нормы защищали имущество боярства ,а так же и князей. Как не странно ,но закон относил преступника в пьяном состоянии к смягчающим обстоятельствам, а корыстный умысел - к отягощающим. Все могли быть субъектами преступления не исключая холопов. О смягчаю-щих обстоятельствах к не совершеннолетним в законе ничего не упомина-лось.
Одна из статей «ПП» упоминает случай неумышленного убийства. А так же – убийство, совершенное с заранее обдуманным намерением. «Правда Русская» отличает преступление, обличающее злую волю, от пра-вонарушения. «Правда» совсем не вменяет действий, опасных для жизни. Закон дает понять, что усиленный интерес он проявляет к чести людей, служилого класса, так что этот интерес является не правом всех, а привилегией лишь некоторых.
В редакции Владимира Мономаха было написано много нового в области уголовного права. Были написаны новые составы преступления, например, статьи о вырывании бороды, о вышибании зубов, о краже бобра и прочие. Так же были выделены и преступления, в которых проявлялась особая напряженность злой воли, например, статья о поджоге гумна. Имущественные преступления по «Правде Русской» включали разбой, татьбу ("кражу"), угон скота, поджог и конокрадство. «Татьба» -
кража из закрытых помещений, конокрадство, кража холопа, сельскохозяйственных продуктов. Закон допускал убийство вора, что высказывалось как необходимая оборона. Система наказаний достаточно проста. Высшая мера наказания – назначаются только в трех случаях: за убийство в разбое, за конокрадство и за поджог. Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника и всю его семью в рабство. Следующий вид наказания, который назначался исключительно за убийство взымалась
«вира»- поступавшая в княжескую казну, а расплату в прибыль родственников убитого называлось головничеством. Существовал особенный вид виры – «дикая», или «повальная», которая налагалась на всю общину. Наказание применялось при простом убийстве. При этом община либо отказывалась выдавать своего подозреваемого, либо не могла подозрения. Община платила только в том случае, если подозреваемый ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. За все прочие противозаконные деяния закон назначал штрафы в пользу
князя, размер которой варьировал в зависимости от тяжести преступления и уроком в пользу потерпевшего . Все это и есть система наказаний которая использовалась в «Правде Рус-ской». Если смотреть на преступление с другой стороны, то преступление обычный хозяйственный . «Правда» наказывала «вред» возмездием, равному тому материальному ущербу, какой был причинен. Во времена родовой мести, возмездие стояло на правиле баш на баш: жизнь за жизнь, зуб за зуб.
Позже возмездие было перенаправлено в сторону денег ,другими словами: гривна за гривну, рубль за рубль. Далее только так использовалась система наказаний по «Правде Русской». «Правда» не беспокоится ни о предупреждении преступлений и не об ис-правлении преступной воли. Она имеет в виду материальные последствия преступления и карает за них преступника материальным, имущественным убытком. Но в «Правде Русской» сохраняются древнейшие элементы обычая ,например, в случаях с кровной
местью. Как утверждает Юшков С.В. статья первая «КП» ,имеет своей целью ограничивать круг людей которые хотят отомстить. По-иному, какое бы значение законодателю было регламентировать суще-ствование кровной мести между кровной родней, которое было всем известно. В конце концов, необходимо разобрать вопрос о смертной казни. Смертная казнь не озвучена в «Правде», хотя на самом деле она, очевидно, имело место.
Даже из одного труда начала XIII в вместившегося в состав Печерского патерика, узнаваем, что в XI в. за тяжкие и сугубо тяжкие пре-ступления судили повешением, если осужденный не мог заплатить за пре-ступление. Молчание «Правды» в этом случае все же можно объяснить. Во-первых, закон, считает смертную казнь продолжением кровной мести, которую они же стремятся уничтожить.
Во-вторых, Церкви, выступают против смертной казни в принципиально. Закон дает понять, что усиленный интерес он проявляет к чести людей, служилого класса, так что этот интерес является не правом всех, а привиле-гией лишь некоторых. В редакции Владимира Мономаха было написано много нового в области уголовного права. Были написаны новые составы преступления, например, статьи о вырывании бороды, о вышибании зубов, о
краже бобра и прочие. Так же были выделены и преступления, в которых проявлялась особая напряженность злой воли, например, статья о поджоге гумна. Имущественные преступления по «Правде Русской» включали разбой, татьбу ("кражу"), угон скота, поджог и конокрадство. «Татьба» - кража из закрытых помещений, конокрадство, кража холопа, сельскохозяйственных продуктов. Закон допускал убийство вора, что высказывалось как необходимая оборона.
Система наказаний достаточно проста. Высшая мера наказания – назначаются только в трех случаях: за убийство в разбое, за конокрадство и за поджог. Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника и всю его семью в рабство. Следующий вид наказания, который назначался исключительно за убий-ство взымалась «вира»- поступавшая в княжескую казну, а расплату в при-быль родственников убитого называлось головничеством. Существовал особенный вид виры – «дикая», или «повальная», которая налагалась на всю общину.
Наказание применялось при простом убийстве. При этом община либо отказывалась выдавать своего подозреваемого, либо не могла подозрения. Община платила только в том случае, если подозреваемый ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. За все прочие противозаконные деяния закон назначал штрафы в пользу князя, размер которой варьировал в зависимости от тяжести преступления и уроком в пользу потерпевшего. Такова была система наказаний по «Правде Русской.
Библейские законы и их влияние Источниками, которыми пользовалась церковь при решении и формулировании встречавшихся им случаев, можно приплюсовать к источникам «Правды Русской», насколько такие случаи нашли себе в ней место. Такими пособиями прежде всего служили те дополнительные статьи Кормчей, среди которых помещалась и «Правда Русская»,
Самое присутствие их в составе такого памятника, как Кормчая, служило достаточным доказательством их авторитета, как источников права. Но древнерусские церковные законоведы не пренебрегали источниками менее авторитетными, если находили в них подходящий материал; только трудно уловить их. Кажется, сохранился след одного из них. В «Правде
Русской», есть ряд статей о побоях и повреждении руки, ноги и других частей тела. В так называемой Эклоге приватном руководстве права, относимом извест-ным канонистом Цахариэ ко времени позднее начала Х в встречаются по-добные статьи по содержанию. Взыскания, прописанные в некоторых из этих статей, дают задуматься и вызывают предположение, не читал ли этих статей составитель «Правды Русской», когда выражал размер пени за членовредительство и побои.
Например, за порчу носа или глаза, Эклог назначает пени и в пользу потерпевшего 30 восточных монет – «сикл»; в «Правде Русской» за это же положено пени и вознаграждения потерпевшему 30 гривен кун ( Гривна значит фунт. Куны – деньги. Гривной кун - денежным фунтом, называется отлитый слиток серебра разнообразной формы, обычно продолговатый, позже его заменил рубль.); за выбитый зуб в Эклоге 12 золотых , в «Правде Русской» 12 гривен. Следует заметить, что более высокими санкциями в «Правде
Русской» береглось имущество бояр. Трудно было удовлетворить боярство законодательством, существовавшем после издания «Правды Ярославичей» (по утверждению Юшкова С.В.). «Правда» касалась только княжеских дворовых слуг, и охраняло только княжеское имущество. Эта частная греческая компиляция была мало известна древнерусским правоведам, и если не ошибаться, не оставила следа в старинной русской письменности.
Если сходство это - совпадение не случайное, то можно подозревать что у составителей «Правды Русской» довольно разнообразные и неожиданные источники. Очень важная черта древнерусского процесса – поле или судебный поединок. Черта указывает, что русская церковь решительно выступала против этого вида судебных доказательств, этот ф акт указывает на происхождение «Правды Русской» в церковной среде.
В работах Тихомирова М.Н. очень много говорится об участии церкви в возникнове-нии «Правды Русской». Но против данной теорий выступает - Юшков С.В. Юшков считает участие церкви в составлении «Правды Русской» является недоказанным. «Правда Русская» по его мнению: «это сборник светского права». В «Правде Русской» не содержится статей о преступлениях государ-ственных и преступлениях против нравственности.
Если учитывать характер источников, по которым складывалась «Правда», отсутствие первых можно объяснить. Что касается преступлений против нравственности, они уже во времена «Правды Русской» были собственно отнесены в сферу церковного законодательства и описаны церковными уставами князя Ярослава и князя Владимира. Существует и причина, по которой отсутствует смертная казнь. В церков-ном суде при рассмотрении тяжких дел, по которым предполагалось уста-новление смертной казни,
вместе с судьей из церкви заседал и судья от князя. Видимо установление смертной казни и входило в его полномочия, судья из церкви не мог себе позволить этого. Просто по христианским соображениям. Значение для дальнейшего развития Русских земель Города в древней Руси появились задолго до возникновения цельного государства. Поначалу это были центры племенных княжений, или же места, где стояли пантеоны языческих богов и находились
языческие капища, где славяне-язычники внимали своим жрецам − волхвам и преподносили жертвы Перуну. И в это время возникали города как центры более живого торгового обмена и ремесленного производства, как укрепленные замки, стоящие в не достижимых для врагов местах − например речных обрывах, возвышенностях. При нападении врага туда сбегалось все население округи. По мере формирования хозяйственной жизни на Руси, улучшения ре-месла, сельского хозяйства, торговли,
по мере создания единого госу-дарства А так же затухания прежних родоплеменных порядков, городская жизнь постепенно стала меняться. Поникли прежние городки, в которых жила племенная знать. Это произошло с центром древлянских земель, великим городом Искоростенем, который во времена князя Игоря и Ольги политически конкурировал с Киевом. С принятием христианства много священных языческих мест оказалось в запустении, а люди, поселявшиеся
вокруг них и обслуживавшие нужды жрецов и верующих, разбрелись по другим концам. Зато обретали силу города, которые стояли на оживленных торговых путях, где задерживались, а далее оставались купцы, куда брели ремесленники, стремящиеся продать свои изделия по более выгодным ценам. Однако наибольшую экономическую мощь, богатство, известность приобрели города, которые сочетали в себе целый комплекс наиболее важ-ных городских черт. Они были политическими и административными цен-трами.
Жили там князь, бояре, а так же размещалась княжеская дружина. Там же князь со помощниками правил суд, отсюда заправлял землями находившимися под его владением. Одновременно города вырастали и разрастались как торговые , а так же и ремесленные центры. Здесь же концентрировалась религиозная жизнь, стояли особо важные храмы княжества, проживали и служили народу митрополит и епископы, стояли большие монастыри.
Вообще эти города занимали очень выгодные военно-стратегические позиции. Они содержали в себе качества не достижимых замков-крепостей, но масштабы их были намного больше. Эти города являлись и центрами культуры. В них создавались летописи, расцветало искусство, формирова-лись библиотеки. Все это с самого начала развивало крупные города Руси. Так же зарождались известные города Западной
Европы. Но развитие их городской жизни определялось одной важной чертой, которой не знала Русь. Многие города рождались на месте древних римских крепостей или римских городских поселений. Например таким центром в Британии был Лондон. Здесь находились наиболее образованные люди, а так же очень умелое в хозяйственном плане население. После того как римские городские центры оказались под властью варваров, весь культурный и экономический потенциал этих городов был поставлен на службу новым
властям. Русь не обладала таким превосходным наследством, не развивалась так стремительно, и питалась в основном лишь собственными силами. Это во многом сдерживало русскую городскую жизнь, культурное развитие населения по сравнению со странами Западной Европы. Хотя города на Руси появились намного раньше, чем в некоторых странах Восточной Европы, например, в Польше, Венгрии, а так же
Скандинавии (Норвегии и Швеции). IX век, время складывания государства на Руси, изживания родопле-менных отношений, стал и рубежом появления всех наиболее крупных древ-нерусских городов. В X − начале XI в. на Руси насчитывалось приблизительно около трех десятков крупных городских центров с укрепленными замками, кремлями. Их площадь составляла не менее 3 га . С XI −
XII в. таких городов было где то более 40, а в XIII в. уже достигало более 60 городов. Из них выделялись города, обладающими наиболее выраженными характерными чертами городской жизни, − Киев и Полоцк, Новгород и Чернигов, Ростов и Смоленск, Суздаль и Ладога, Любеч и Перемышль, а так же Переяславль. Именно в IX-X вв. все они сложились как крупнейшие городские центры.
Установилась восточнославянская государственность, укрепилась и развилась экономика их владений. Они все имели сложную систему укреплений, вокруг были воздвигнуты мощные стены. Они являлись княжескими резиденциями. Еще были административные постройки и княжеские дворцы. Сюда свозили дань и контрибуции. В эти местах собирались торговые и судебные пошлины. Богатые горожане и знать имели дворы в этих городах .
Большая часть жителей городов состояла из различного торгового люда. Это были богатые купцы, ведущие торговлю с другими странами, а так же мелкие торговцы. В городах появлялись купеческие союзы, имевшие свои свод законов, денежные фонды. Из этих фондов они оказывалась помощь купцам, которые попали в беду. В крупных городах Руси находились политические и административ-ные центры и дворы заморских купцов.
Торговцы из Хазарии, Польши занимали целые районы. Большую общину составляли купцы и ростовщики армяне и евреи, а так же купцы составляли большую группу, которая имела значительный капитал и торговый. Еврейское купечество, пользуясь своими контактами с партнерами в остальных странах, объединяло русские торговые центры не только с ближними, но так же отдаленными частями Европы (Англии, Испании).С Кавказом и Передней
Азией торговые пути осуществляли армянские купцы . Немало в русских землях присутствовало и торговцев из Волжской Булгарии, а так же из стран Востока. Русские купцы так же были желанными гостями на рынках Константинополя, Будапешта, Скандинавии. В Константинополе имелось русское подворье, в которых постоянно делали остановку торговцы из Руси. В больших и малых городах
Руси разгорались торги. К воротам рус-ских городов, по широким степным полям, по лесным дорогам, тянулись бесконечные купеческие караваны. В Новгород шли возы с зерном. Из Волыни развозили соль по всем русским городам. С севера везли рыбы различных видов. Из Киева и других больших развитых городов развозили изделия искусных ремесленников. В окрестные страны везли воск, пушнину, изделия из серебра, кольчуги, кожу, замки (которые
состояли от 20 до 40 деталей) , зеркальца, а так же подделки из кости. На Русскую же землю отовсюду иноземные купцы привозили свои то-вары, Из Византии — дорогую ткань, оружие, церковные вещи, ценные кам-ни, утварь из золота и серебра, а так же украшения. Из стран Кавказа − бла-говония, пряности и вино. Русские купцы торговали венгерскими, чешскими, польскими землями.
Откуда привозили изделия из металлов, холодное оружие, различные вина. Высокой пошлиной была облажена эта разнообразная торговля. В торговых делах принимали участие и члены княжеских домов: они отдавали свои товары купцам, или же имели своих постоянных торговых представителей в различных торговых караванах, которые были под контролем усиленной охраны и расходились во все концы света.
Каждый город был центром торговли близлежащих земель. К нему тя-нулись ремесленники из окрестных городков. Смерды из сельской местно-сти. Для того чтобы продать свои изделия или же купить что-либо необхо-димое. В городах стояли свои городские соборы. В Киеве это была Десятинная церковь, позже храм Святой Софии. В Чернигове − храм
Спаса. В Новгороде Софийский собор ( построил Владимир - старший сын Ярослава Мудрого). Женский монастрь, Печерский и Выдубидский уже существовали в Киеве с 11 века. Городской образ жизни был тесно связан с монастырской . В каждом крупном городе на собственные деньги князей и богатых купцов строились по мимо главных кафедральных соборов десятки других церквей. Внутри своих богатых усадеб или рядом с ними бояре строили свои домовые
церкви. Там они и члены их семей являлись прихожанами. Вывод Несомненно, «Правда Русская» есть уникальнейший памятник древне-русского права. Являясь первейшим написанным сводом законов, она, тем не менее, довольно сильно охватывает весьма широкую сферу отношений того времени. Правда представляет собой свод развитого феодального права, в котором отражены нормы гражданского и уголовного права и их процессы.
Во время политической раздробленности страны совпавшая по тому же времени с ордынским разорением, что и вызвало крайне тяжелые последствия, предначертало деформацию естественного хода политико-правового развития. Но глядя на то, что Древняя Русь формировалась в том же течении, что и крупнейшие страны Европы. Русь обладала немалым культурным потенциалом и высокоразвитой юридической сферой. «Правда Русская» является драгоценным источником по истории феодальных отношений
Киевской Руси. Принимая во внимание фактические данные вышеперечисленные, о письменных источниках Древней Руси, смело можно утверждать, что данные имели наиважнейшее значение для развития политической и обще-правовой мысли народа русского. Социальные изменения, коснувшиеся общество, были зафиксированы в публичных источниках, а это означает, что они были последующими примерами и источниками для новых и более совершенных юридических документов, а также актов. «Правда
Русская» подняла статус князя над другими кругами обще-ства (далее и целиком феодальный слой), упрочнила их позиции с помощью собственности на землю и другие крупные объекты движимого имущества. Список литературы 1. Свердлов М.Б. От Закона русского к Русской Правде. М.: Юрид. лит.1988.319 с. 2. Зимин А.А. Правда Русская. М.: Древлехранилище, 1999.342 с.
3. Ключевский В. О. Курс русской истории, М.: Историческая литература.2002 г. 298 с. 4. Юшков С.В. Русская Правда. М.: Юрид. лит 1952. 287 с 5. Греков Б. Д. Киевская Русь М.: Госполитиздат 1953.269 с. 6. Исаев И. А. История государства и права России. М.: Юрист, 1993.272 с. 7. История политических и правовых учений учебник для вузов, под ред.
О. Э. Лейста М.: Издательство "Зерцало", 2000.688 с. 8. Шмурло Е. Ф. Курс русской истории Возникновение и образование русского государства (862-1462):
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |