Введение
В настоящее время Республика Беларусь находится в состоянии перехода к международным стандартам финансовой отчетности. За последние 5 лет был проведен ряд мероприятий, направленных на перевод методологии учета к принципам международных стандартов финансового учета. 4 мая 1998 года было принято Постановление Советом Министров Республики Беларусь №694 «О государственной программе перехода к международным стандартам бухгалтерского учета в РБ». Согласно этому Постановлению целью реформирования целью реформирования национальной системы бухгалтерского учета является её приведение в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики.
Достижение данной цели будет означать возможность формирования системы информации о финансовом состоянии предприятия для её пользователей, прежде всего инвесторов, заинтересованных в деятельности данного предприятия. Необходимо также создать условия для формирования субъектами хозяйствования достоверной и полезной информации об их финансовом положении, результатах деятельности и изменений в их финансовом положении, обеспечение прозрачности и надежности бухгалтерской отчетности как важнейшего источника для принятия управленческих решений широким кругом заинтересованных пользователей.
Правительством создана специальная комиссия по реформированию бухгалтерского учета в Беларуси. Для перехода к международным стандартам бухгалтерской отчетности должен быть решен комплекс проблем, например, необходимо разработать перечень положений по бухгалтерскому учету, соответствующих международным стандартам учета, должны быть внесены изменения в Закон о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и другие нормативные акты, следует ввести новый план счетов.
Основные различия между IAS и белорусской системой учета связаны с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования информации. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с IAS, используется инвесторами, а также другими предприятиями и финансовыми институтами. Финансовая отчетность, составляемая в соответствии с белорусской системой учета, созданной в условиях плановой экономики с преобладающей долей государственной собственности бывшего Советского Союза, используется в основном органами государственного управления и статистики. Так как эти группы пользователей имеют различные интересы и различные потребности в информации, принципы, лежащие в основе составления финансовой отчетности, развивались в различных направлениях.
Быстрому переходу на международные стандарты учета препятствуют расхождения не только по фундаментальным положениям, но и по базовым понятиям, таким, как, активы, обязательства, капитал.
Существенным отличием является также то, что система бухгалтерского учета и отчетности в РБ в большей степени основана на определенных правилах. Международные стандарты же главным образом основаны на принципах, а не на правилах, что увеличивает ответственность руководства и требует более профессионального подхода к управлению, так как в большей мере основаны на применении профессионального суждения, большее значение придается экономическому содержанию операции, а не её юридической форме.
Использование МСФО необходимо по следующим причинам:
Во-первых, формирование отчетности в соответствии с МСФО является одним из важных шагов, открывающих белорусским организациям возможность приобщения к международным рынкам капитала. Общеизвестно, что капитал, особенно иностранный, требует прозрачности финансовой информации о деятельности компаний и отчетности менеджмента перед инвесторами. До тех пор, пока иностранный инвестор не будет иметь возможность проследить и понять через финансовую отчетность, как используется представленный им капитал, Беларусь останется зоной повышенного риска и, соответственно, будет проигрывать другим странам в привлечении финансовых ресурсов с международных рынков.
В современном мире МСФО постепенно становятся своеобразным ключом к международному рынку капитала. Если компания имеет соответствующую отчетность, она получает доступ к источникам средств, необходимых для развития. Это не означает автоматического предоставления искомых ресурсов; путь к ним достаточно долог и труден. Однако эта компания попадает в число тех избранных, кто при соблюдении прочих условий, может рассчитывать на иностранное финансирование. Если же компания не имеет требуемой отчетности, то она, с точки зрения западного инвестора, не заслуживает доверия и не может рассматриваться, как конкурентоспособная в соревновании с другими соискателями капитала.
Во-вторых, международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей.
С самого начала стандарты разрабатываются исходя из потребностей конкретных пользователей. При выборе того или иного методического подхода основным критерием служит полезность информации для принятия экономических решений. Не случайно, неотъемлемой частью международных стандартов финансовой отчетности является документ «Основы подготовки и представления финансовой отчетности», определяющий, среди прочего, на кого рассчитана отчетность, каковы потребности пользователей и качественные характеристики финансовой информации, делающие ее полезной этим пользователям.
Полезность отчетности, составляемой по МСФО, подтверждает тот факт, что уже сегодня основные фондовые биржи мира допускают представление таких отчетов иностранными эмитентами для котировки ценных бумаг. Постоянно растет число транснациональных корпораций, подготавливающих свою публичную сводную финансовую отчетность в соответствии с МСФО или исходя из них. Сегодня это, главным образом, коммерческие банки и организации нефтегазового комплекса.
В-третьих, использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для разработки новых национальных правил отчетности. Эти стандарты закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Они сформированы как результат труда и поиска не одного поколения бухгалтеров-исследователей, представителей разных научных школ. Стандарты учитывают запросы и опыт работы с отчетностью предпринимателей, банковских и других финансовых структур, финансовых аналитиков, профсоюзов, правительственных организаций, представители которых с 1981 г. образуют Консультативную группу в рамках Комитета по МСФО.
В настоящее время вопросам составления отчетности по международным стандартам уделяется много внимания. Проблемы перехода к МСФО широко освещены в российской литературе, где подробно и системно исследуются различия в методологии и принципах бухгалтерского учета, отдельные аспекты перехода исследуются также в публикациях белорусских ученых. Также предлагаются различные пути перехода к МСФО.
Как видно, актуальность данной темы очевидна. Актуальность и значимость обусловили цель работы, которая состоит в анализе международных стандартов учета и отчетности и возможности их применения в белорусской отчетности.
Для решения указанной цели решались следующие задачи:
- рассмотреть требования к составлению финансовой отчетности международных стандартов функции и задачи международных стандартов учета и отчетности;
- изучить структуру финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО и сравнить её с отчетностью, составленной в соответствие с белорусскими стандартами.
- систематизировать материал по возможностям реформирования отечественной системы бухгалтерского учета на основе имеющихся публикаций;
- сравнить принципы учета основных средств по международным стандартам и по белорусскому законодательству в области бухгалтерского учета.
Международные бухгалтерские стандарты.
Рассмотрим структуру МСФО.
Международные стандарты разрабатываются и утверждаются Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности. Комитет образован 29 июня 1973 года в результате принятого соглашения организациями бухгалтеров Австрии, Канады, Франции, ФРГ, Японии, Мексики, Нидерландов, Ирландии, Великобритании, США.
В соответствии с уставом КМСФО преследует следующие цели:
1. Разработка и публикация, исходя из общественных интересов международных стандартов финансовой отчетности, которые должны соблюдаться при представлении финансовых отчетов, и продвижении их с целью повсеместного принятия и исполнения.
2. Работа по совершенствованию и гармонизации правил, стандартов
учета и процедур, связанных с представлением финансовых отчетов.
Деятельность КМСФО осуществляется правлениями, состоящими из представителей бухгалтерских организаций тринадцати стран. В КМСФО входят также консультативная группа, которая включает представителей международных организаций составителей и пользователей финансовой отчетности, бирж и организаций, регулирующих обращение ценных бумаг. В консультативный совет входят выдающиеся деятели, занимающие высокое положение в бухгалтерском деле, бизнесе и другие пользователи финансовых отчетов. Консультативная группа играет важную роль в деятельности комитета.
КМСФО изучил проекты и уже выпущенные бухгалтерские стандарты по каждому вопросу и на этой основе разработал международные бухгалтерские стандарты (IAS) для использования во всем мире. В разработанных международных стандартах уделяется внимание только основным проблемам, поскольку создание более подробных стандартов затруднило бы их принятие во всем мире. Выпущенные стандарты постоянно пересматриваются для учета текущего положения дел и потребности в изменениях.
Стандарты КМСФО не являются обязательными для принятия. Так, в предисловии к IAS указано, что публикуемые КМСФО стандарты не отвергают национальных требований к ведению учета и выпуску финансовых отчетов в отдельных странах.
IAS устанавливает такие требования к финансовым отчетам, как форма, момент отражения в учете, содержание и др. Они направлены на улучшение и гармонизацию законодательства, существующей системы стандартов бухгалтерского учета и порядка составления финансовой отчетности. Применение IAS в системе бухгалтерского учета полезно также для характеристики результатов деятельности предприятия в более простой и реалистической форме, сравнения финансового положения предприятия с финансовым положением иностранных компаний.
В IAS используются следующие принципы:
1. Принцип начислений (соответствие доходов и расходов). Доходы и расходы по сделке признаются в момент их возникновения (а не в момент получения или выплаты денег), фиксируются в бухгалтерских документах и отражаются в финансовой отчетности в том периоде, к которому они относятся. Финансовая отчетность, составленная в соответствии с принципом начислений, информирует пользователей не только о прошлых операциях, связанных с платежами и получением денежных средств, но также и об обязательствах по оплате в будущем и о ресурсах представляющих собой денежные средства, подлежащие получению в будущем.
2. Непрерывность деятельности предприятия: финансовые отчеты подготавливаются на основании допущения о том, что предприятие является действующим и будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем. В белорусской системе бухгалтерского учета такая возможность не учитывается, пользователь не уверен в том, что финансовое положение и показатели, представленные в отчетности на конкретную дату, останутся такими же, таким образом, он сталкивается с определенным риском.
Принципы подготовки финансовых отчетов на основе IAS:
1. Осмотрительность. Направлена на то, чтобы при принятии решений в условиях неопределенности не завысить активы и доходы и не занизить обязательства или расходы . Согласно данному принципу, следует быть готовым к отражению возможных потерь и убытков и воздержаться от отражения поступлений и доходов до их реального получения. В белорусской системе учета потенциальные убытки не отражаются в финансовой отчетности до того момента, пока они не понесены.
2. Приоритет содержания над формой. Необходимо, чтобы информация об операциях в первую очередь соответствовала сути и экономической реальности, а не только установленной юридической форме. В соответствии с белорусской системой учета, операции, как правило, учитываются строго в соответствии с юридической формой, а не отражают экономическую сущность операции.
3. Полнота информации. Информация должна быть полной. Но при этом следует учитывать ее важность и стоимость.
4. Сопоставимость. Пользователи должны иметь возможность сравнивать финансовые отчеты предприятия, составленные в разное время, для выявления общих тенденций, а также финансовые отчеты разных предприятий. Учетную политику нельзя проводить произвольно. По причине постоянного изменения положений учетной политики, налогового законодательства и инфляции отчетность, составленная за различные периоды с применением белорусской систему учета, не может считаться сопоставимой. Также не раскрывается учетная политика, используемая при подготовке финансовой отчетности, изменения в этой политике и их влияние , что затрудняет достижение сопоставимости периодической финансовой отчетности предприятия.
5. Своевременность. Информацию необходимо предоставлять своевременно. Любая безосновательная задержка приводит к потере значимости такой информации.
6. Понятность. Информация должна легко пониматься пользователями.
7. Значимость. Информация должна быть значимой для принятия решения пользователем.
8. Единственность. Информация является принятой, если упущение или неверное ее изложение оказывает воздействие на экономические решения пользователей, принимаемые на основании финансового отчета.
9. Надежность. Информация считается надежной, если в ней отсутствуют серьезные ошибки и искажения.
10. Объективное представление информации.
11. Соответствие. Согласно этому принципу, затраты отражаются в периоде ожидаемого получения дохода, в то время как в белорусской системе учета затраты отражаются после выполнения определенных требований в отношении документации.
Принципы ведения финансового учета.
· Принцип определения затрат. При первоначальном отражении операции активы следует оценивать по цене их приобретения.
· Принцип определения доходов предполагает, что доходы должны отражаться на момент продажи товаров и услуг, приносящих эти доходы.
· Соответствие доходов и затрат предполагает, что затраты должны быть отражены в бухучете за тот же период, что и доход, для получения которого они были произведены.
Полное раскрытие данных учета предполагает, что вся имеющая ценность для внешнего пользователя информация отражается в бухгалтерской отчетности.
К границам ведения финансового учета относятся:
¨ Соответствие «затраты – результат». Предполагается, что выгоды внешних пользователей от получения бухгалтерской отчетности должны превосходить затраты ее составителей.
¨ Существенность представленной информации (порог признания хозяйственных операций).
¨ Отраслевые особенности.
¨ Консерватизм.
Концепция определяет также перечень финансовых отчетов общего назначения.
Международные стандарты IAS полностью совместимы с “Общепринятыми принципами учета” (GAAP) США, причем по ряду вопросов GAAP содержит более подробную методологию учета. Стандарты IAS и GAAP основаны на одинаковых принципах ведения учета и составления бухгалтерской отчетности. В силу различных причин международные стандарты находятся под сильным влиянием практики учета в США. В настоящее время разработано более 30 учетных стандартов, касающихся различных аспектов ведения учета.
Финансовая отчетность западных компаний
Рассмотрим структуру финансовой отчетности согласно международным стандартам. Финансовую позицию предприятия характеризует основное бухгалтерское или балансовое равенство, которое отражает взаимосвязь двух основных форм отчетности: баланса и отчета о прибылях и убытках. Основной вид балансового равенства следующий: