Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет основных средств. Теоретические и методологические основы. Действующая система учета. Направления совершенствования действующей на предприятии

План Введение Цель и объект исследования I. Теоретические и методологические основы учета основных средств 1. Классификация и оценка основных средств
2. Документы для оформления движения основных средств 3. Аналитический учет основных средств 4. Поступление и выбытие основных средств 5. Ремонт основных средств 6. Износ основных средств 7. Инвентаризация основных средств 8. Переоценка основных средств II. Действующая система учета основных средств на базе АО “Омстрак” 1. Организация учета основных средств в АО “Омстрак” а) документы для оформления движения основных средств б) поступление и выбытие основных средств в) износ основных средств г) инвентаризация основных средств д) переоценка основных средств 2. Основные недостатки учета основных средств на предприятии а) недостатки организации учета основных средств в АО “Омстрак” б) недостатки, связанные с действующим законодательством III. Направления совершенствования действующей на предприятии системы учета основных средств 1. Автоматизация учета основных средств а) внедрение на предприятии пакета программ “ПАРУС” б) возможность создания единого стандарта на средства автоматиза- ции учета основных средств 2. Введение дополнительного контроля за учетом основных средств. 3. Возможность введения Международных стандартов в части амортизации основных средств Заключение
Введение
При выборе темы курсовой работы я остановился на основных средствах по нескольким причинам: во-первых, бухгалтерский учет основных средств очень похож как для банков, так и для страховых компаний и для производственных предприятий. Во-вторых, этот раздел бухгалтерского учета очень широк и охватывает массу информации и большой круг законодательных актов, с которыми я получил возможность ознакомиться. Цель работы: — изучить теоретический метериал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств, быть в курсе последних изменений законодательства; — проанализировать деятельность действующего предприятия в данной области бухгалтерского учета, пользуясь документами бухгалтерии и первичными документами по оформлению движения основных средств; — выдвинуть предложения по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств в основном в части автоматизации и компьютеризации учета (так как я интересуюсь этими проблемами). Также предложения по внедрению Международных стандартов учета и отчетности. Объект исследования - акционерное общество “Омстрак” - компания, являющаяся зарегистрированным юридическим лицом Российской федерации, имеющая самостоятельный баланс и занимающаяся производственной деятельностью. АО “Омстрак” занимается самостоятельной деятельностью недавно, так как до этого существовало в форме филиала компании из одного из субъектов Федерации в Москве. I. Теоретические и методологические основы учета основных средств
1. Классификация и оценка основных средств
Классификация основных средств. В настоящее время для классификации основных средств используется Типовая классификация основных фондов (основных средств) народного хозяйства СССР (утверждена ЦСУ СССР 30 апреля 1970 г. N 9-113). По Типовой классификации к основным средствам относят здания, сооружения, переда- точные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструмент, производственный инвентарь и принадлежности, хозяйственный инвентарь, взрослый рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и прочие основные фонды (библиотечные фонды, музейные ценности, экспонаты животного мира и т.п.). Также к основным средствам относятся затраты, производимые за счет капитальных вложений по улучшению земель, не связанные с созданием сооружений, и капитальные затраты в арендованные основные фонды. Основные средства действуют в неизменной форме длительное время и утрачивают свою стоимость по частям. Основные средства имеют очень широкую номенклатуру и могут быть сгруппированы по многим признакам. Согласно Типовой классификации основные средства группируются по отраслям народного хозяйства СССР (см. Общесоюхный классификатор “Отрасли народного хозяйства СССР” утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 14 ноября 1975 г. N 18); по видам: I. Здания. II. Сооружения. III. Передаточные устройства. IV.Машины и оборудование. V. Транспортные средства. VI. Инструмент. VII. Производственный инвентарь и принадлежности. VIII. Хозяйственный инвентарь. IX. Рабочий и продуктивный скот. Х. Многолетние насаждения. XI. Капитальные затраты по улучшению земель. XII. Прочие основные средства. По принадлежности основные средства делятся на собственные и арендованные. Первые принадлежат предприятию и числятся на его балансе, вторые получены от других предприятий и организаций во временное пользование за плату. По характеру участия в производственном процессе различают действующие и бездействующие основные средства, по назначению - производственные и непроизводственные. К производственным основным средствам относят такие, которые связаны с осуществлением уставной деятельности (в составе производственных основных средств выделяют их активную часть). Под непроизводственными основными средствами понимают основные средства, числящиеся на балансе и не связанные с осуществлением уставной деятельности, предназначенные для социально-бытового обслуживания членов трудового коллектива. Оценка основных средств. В данное время в соответствии с приказом Минфина от 19 января 1995 года, к основным средствам относятся предметы, стоимостью на дату приобретения не более пятидесятикратного, установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, за единицу независимо от срока службы.В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ основные средства отражаются в учете по первоначальной стоимости. Понятие первоначальной собственности отражено в Положении по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций. Основные определения первоначальной стоимости: - для основных средств, возведенных (сооруженных) или приобретенных в порядке капитальных вло жений, - их стоимость, слагающаяся из для зданий и сооружений - из затрат на строительные и монтажные работы по возведе-нию (сооружению) объекта, затрат на проектоно-изыскательские работы, а таже других затрат, подлежащихвключению в установленном порядке в инвентарную стоимость объектов; для оборудования, требующего монтажа, - из затрат по приобретению, расходов по дос- тавке, затрат по монтажу и устройству фундаментов или опор и на проектно-изыскательские работы, а также других затрат, подлежащих включению в установленном порядке в инвентарную стоимость объектов; для оборудования, не требующего монтажа, - из затрат по приобретению, включая расходы по доставке и прочие расходы, связанные с приобретением данного оборудования.
Учтенная на бухгалтерских счетах первоначальная стоимость объектов может быть изменена только в следующих случаях: 1) переоборудования объекта (расширение, достройка, дооборудование, модернизация, реконструкция), произведенного как правило в порядке капитальных вложений; 2) переоценки основных средств по решениям правительства.

2. Документы для оформления движения основных средств
При учете основных средств их движение оформляется при помощи стандартных документов, формы которых утверждены Госкомстатом РФ: 1. Форма N ОС-2 “Акт (накладная) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств”. Форма применяется при зачислении в состав основных средств отдельных объектов для учета ввода их в эксплуотацию, кроме тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с существующим законодательством оформляться в особом порядке; а так же для исключения из состава основных средств объектов, передаваемых другому предприятию. Эта форма также применяется для оформления внутреннего перемещения основных средств их одного подразделения (цеха, участка, отдела) предприятия в другое и передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуотацию. 2. Форма N ОС-2 “Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов”. Применяется для оформления приемки основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации и соответственно их сдачи. После передачи утвержденного акта в бухгалтерию делается соответствующая пометка в инвентарной карточке учета основных средств. 3. Форма N ОС-3 “Акт на списание основных средств”. Эта форма служит для оформления выбытия основных средств (кроме автотранспорта) при полной или частичной их ликвидации. 4. Форма N ОС-4 “Акт на списание автотранспортных средств”. Этим документом оформляют списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа при их ликвидации. 5. Форма N ОС-6 “Инвентарная карточка учета основных средств” (см прил. 1).Применяется для учета всех видов основных средств. Карточки ведут в бухгалтерии на каждый объект; заполняют в одном экземпляре на основании акта(накладной) (форма N ОС-1), технической или другой документации на данный объект. По данным акта формы N ОС-2 в карточку делаются записи о законченных работах по достройке, дооборудованию, реконструкции и ремонте объекта. Основанием для отметок о выбытии основных средств являются: при передаче объекта другому предприятию или продаже - акт формы N ОС-1, при списании вследствие ветхости или износа - акт формы N ОС-3, ОС-4. В раздел “Краткая индивидуальная характеристика объекта” записываются его основные качественные и количественные показатели, а также перечисляют его важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности. По данной форме ведется также групповой учет однотипных объектов основных средств, поступивших в эксплуотацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производ- ственно- хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость. Учетную карточку ведут в бухгалтерии, делая позиционные записи об отдельных объектах основных средств. Краткую индивидуальную характеристику дают не по каждому объекту основных средств отдельно, а в целом по всей группе объектов, учитываемых в инвентарной карточке. 6. Форма N ОС-7 “Опись инвентарных карточек учета основных средств”. Эта форма применяется для регистрации инвенитарных карточек, открываемых при аналитическом учете основных средств. Записи ведет по классификационным группам основных средств. 7. Форма N ОС-8 “Карточка учета движения основных средств”. Необходима для учета движения основных средств по классификационным группам; заполняется на основании данных инвентарных карточек по соответствующим группам основных средств и сверяется с данными синтетического учета. 8. Форма N ОС-9 “Инвентарный список основных средств (по месту их нахождения в эксплуота- ции).В этой форме ведется пообъектный учет в местах нахождения (эксплуотации) основных средств по материально ответственным лицам.
3. Аналитический учет основных средств Аналитический учет основных средств на предприятии ведется в бухгалтерии по класси- фикационным группам, а внутри групп по инвентарным объектам (форма N ОС-6) и месту нахождения (эксплуотации) объектов у лиц, ответственных за их сохранность. Порядок организации аналитического учета основных средств, его документального оформления, присвоения инвентарных номеров определен Положением по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций (утверждено письмом Министерства финансов СССР от 7 мая 1976 года N 30 с последующими изменениями и дополнениями). Инвентарный объект основных средств - это законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет (например: станок, холодильник и т.п.), выполняющий самостоятельные функции, либо комплекс конструктивно сочлененых предметов (например поточная линия), представляющих собой единое целое и вместе выполняющих определенную работу. Согласно “Типовой классификации” выделяют следующие виды инвентарных объектов: - Инвентарный объект по группе зданий - каждое отдельно стоящее здание. Если здания имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами. Постройки, ограждения и другие надворные сооружения, обслуживающие здание, составляют вместе с ним отдельный инвентарный объект. Наружные надстройки к сданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также капитальные надворные постройки явл. самостоятельными инвентарными объектами. - Инвентарный объект сооружений и передаточных устройств - отдельное сооружение (передаточное устройство) со всеми устройствами, состовляющими с ним одно целое. - Инвентарный объект силовых и рабочих машин и оборудования - отдельная машина, аппарат, агрегат, установка, прибор и т.д., включая относящиеся к ним приспособления, принадлежности, приборы,инструменты, электрооборудование, а также индивидуальное ограждение и фундамент. - Инвентарный объект инструментов - это только те предметы, которые не входят в состав маши- ны, станка, аппарата и т.п. и имеют самостоятельное значение. - Инвентарный объект вычислительной техники - счетные машины и устройства (компьютеры, мониторы, принтеры и т.п.), которые не относятся к составным частям другой машины. - Инвентарный объект прочих машин и оборудования - единица оборудования, включая относящиеся к ней принадлежности приборы и инструменты. - Инвентарный объект транспортных средств (локомотивы, машины, прицепы и полуприцепы и т.п.) - объект с относящимися к нему приспособлениями и принадлежностями (набор инструментов, магнитола и др.). Также выделяют: инвентарный объект измерительных и регулирующих приборов и устройств лабораторного оборудования; объекты производственного инвентаря и принадлеж-ностей, объекты хозяйственного инвентаря; инвентарный объект рабочего и продуктивного скота и других животных; инвентарный объект прочих основных средств.
Для учета и контроля сохранности основных средств каждому поступившему объекту присваивают инвентарный номер, который должен быть обозначен на нем. Если объект сложный и состоит из обособленных элементов, то на каждом элементе ставится номер идентичный основ- ному предмету.

4. Поступление и выбытие основных средств
Порядок поступления основных средств и их выбытия определяется в Положении по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций соответственно в главах: II. Учет поступления основных средств (фондов); VI. Учет перемещения основных средств (фондов) внутри предприятия и их выбытия. К вопросу о выбытии основных средств имеет отношение также Типовая инструкция о порядке списания пришедших в негодность зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, относящегося к основным средствам (фондам) (утверждена письмом Минфина СССР и Госкомплана СССР от 1 июля 1985 года № 100. Поступление основных средств. Законченные строительством здания и сооружения, установленное оборудование, законченные работы по достройке или оборудованию объектов, увеличивающие их первоначальную стоимость, зачисляются в основные средства с соответствующим увеличением уставного фонда в полной сумме всех фактически произведенных затрат (включая на доставку, монтаж, установку). Оборудование, не требующее монтажа, а также оборудование, требующее монтажа, но предназначенное для постоянного запаса, инструмент и инвентарь по получении их производственными предприятиями и организациями зачисляются в основные средства в сумме затрат на приобретение, включая расходы на доставку. Капитальные вложения предприятий и организаций в насаждения, а также капитальные вложения инвентарного характера в замельные участки, недра и водные угодья включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуотацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ. Безвозмездно поступившие в установленном порядке объекты основных средств, не требующие монтажа, принимаются на учет по счету Основных средств по первоначальной стоимости, указанной в документах о передаче. На их стоимость увеличивается уставной фонд, а износ в сумме, указанной в документах о передаче отражается по счету Износа основных средств. Зачисление в состав основных средств объектов оформляется актом приемки-передачи типовой формы за исключением случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствие с действующим законодательством оформляться в особом порядке. Выбытие основных средств. Выбытие основных средств определено в Положении о бухгалтерском учете основных средств, Типовой инструкции о порядке списания пришедших в негодность зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, относящегося к основным средствам (фондам) (утверждена письмом Монфина СССр и Госплана СССР от 1 июля 1985 года № 100, в последующих редакциях). Основные средства могут выбыть с предприятия по различным причинам: 1. Безвозмездная передача. В этом случае передача основных средств оформляется актом формы № ОС-2, составленным в двух экземплярах, который служит основанием для списания основных средств бухгалтерией. Стоимость основных, средств переданных другим предприятиям безвозмездно, списывается в уменьшение уставного фонда развернуто: первоначальная стоимость — на уменьшение уставного фонда, сумма износа — на его увеличение. 2. Финансовые вложения предприятия могут иметь место когда предприятие передает основные средства как свой вклад в уставный капитал создаваемого дочернего предприятия. 3. Продажа неиспользуемых основных средств. При продаже неиспользуемых основных средвтв выручка от их реализации направляется предприятием в фонд развития производства, науки и техники. 4. Ликвидация ветхих и морально изношенных объектов. С баланса предприятия могут быть списаны здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящиеся к основным средствам по причине: а) их негодности вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуотации и по другим причинам, б) морального устарения, в) в связи со строительством, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий, цехов и других объектов. 5. Недостачи. Необходимость списания основных средств появляется и в случае обнаружения их недостачи. 6. Стихийные бедствия. Выбытие основных средств может произойти в результате пожара, стихийных бедствий и экстремальных ситуаций. 7. Передача другим предприятиям на условиях аренды. 5. Ремонт основных средств.
Согласно Положению по бухгалтерскому учету основных средств, учет ремонта основных средств должен обеспечить: а) правильное документальное оформление всех ремонтных работ, б) выявление объема и себестоимости выполненных ремонтных работ, в) контроль за использовнием средств, ассигнованных на ремонт, по назначению, г) выявление отклонений фактических затрат на производство ремонтных работ от утвержденных смет. Учет ремонтных работ ведется раздельно по видам ремонта: а) капитальный, б) текущий. Средний ремонт, осуществляемый с периодичностью свыше одного года, отражается в учете как капитальный ремонт. Учет затрат на ремонт основных средств производится в соответствии с выбранной предприятием учетной политикой, согласно которой предприятие может формировать ремонтный фонд, на который ежемесячно отчисляет требующиеся суммы для ремонта основных средств согласносамостоятельно утвержденным нормативам. Сметно-техническая документация составляется на основе актов технического осмотра объектов, подлежащих ремонту, проектов модернизации при капитальном ремонте и установленных объемов работ. Капитальный ремонт может производиться подрядным или хозяйственным методами. 6. Износ основных средств.
Учет износа основных средств определен следующими документами: Положением по бухгалерскому учету основных средств; Положением о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве (письмо Госплана СССР № ВГ-9-Д, Минфина СССР, Госбанка СССР, Государственного комитета по ценам СССР,Государственного комитета СССР по статистике, Государственного строительного комитета СССР от 29 декабря 1990г.); Письмом Минфина СССР от 22 октября 1990 г. № 1072 О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств народного хозяйства СССР и другими. В процессе эксплуотации основные средства утрачивают свои технические свойства и качества — изнашиваются. Предприятия обязаны ежемесячно начислять износ. Суммы износа, начисленного по собственным и долгосрочно арендуемым основным средствам согласно установленным нормам вклбчают в издержки производства. При начислении износа используются Единые нормы амортизационных отчислений (см. выше). Нормы амортизации установлены в процентах к первоначальной стоимости основных средств.
Начисление износа по поступившим основным средствамначинается с первого числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуотацию, а по выбывшим прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем их выбытия. По полностью амортизированным основным средствам начисление износа прекращается с первого числа месяца, следующего за последним месяцем в котором стоимость этих средств была полностью перенесена на стоимость продукции, работ или услуг.
Износ не начисляется только во время производства реконструкции и технического перевооружения основных средств с полной их остановкой, при их переводе в установленном порядке на консервацию. На срок действия реконструкции или технического перевооружения продлевается нормативный срок службы основных средств. Износ основных средств, поступивших по импорту начисляется по нормам амортизации на аналогичные основные средства Российского производства. Начисление износа основных средств, не оконченных строительством (не оформленных актами приемки), но фактически эксплуотируемых производится в общем порядке: с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуотацию. Основанием для начисления износа является справка о стоимости этих объектов по данным учета капитальных вложений. По оформлении актами оприемке ввода этих объектов в действие и зачисления их в состав основных средств ранее начисленную сумму износа уточняют. Особенности отдельных видов производства, режима эксплуотации машин и оборудования, естественных условий и влияния агрессивной Среды, которые вызавают повышенный или пониженный износ основных фондов, эксплуотируемых в цехе или на предприятии, учитываются посредством применения соответствующих поправочных коэффициентов, установленных к нормам амортизационных отчислений. При применении к одной и той же норме амортизационных отчислений одновременно двух поправочных коэффициентов общая норма определяется по формуле: Н2 = Н1 ( К1 + К2 - 1 ) где Н2 — скорректированная норма амортизации; Н1 — утвержденная базовая норма амортизации; К1 и К2 — коэффициенты, применяемые при наличии отклонений от установленных базовой нормой режимов работы и других условий. В случае необходимости применения к установленной норме 3-х поправочных коэффициентов общая норма определяется по формуле: Н2 = Н1 ( К1 + К2 + К3 - 2 ) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации “Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов” от 19 августа 1994 года № 967, предприятия всех организационно- правовых форм могут применять механизм ускоренного исчисления амортизации (износа) активной части основных средств при определенных условиях, причем годовая норма амортизационных отчислений увеличивается не более чем в два раза. Перечень высокотехничных отраслей и эффективных видов машин и оборудования, по которым применяется механизм ускоренной амортизации, устанавливается федеральными органами государственной власти. Малым предприятиям в первый год их функционирования разрешается наряду с применением механизма ускоренной амортизации списывать дополнительно в качестве амортизационных отчислений до 50% первоначальной стоимости основных средств со сроком службы свыше 3-х лет.
7. Инвентаризация основных средств
Документы, на основании которых производится инвентаризация основных средств описываются в главе VIII Положения по бухгалтерскому учету основных средств. Инвентаризация основных средств может производится не реже 1 раза в 3 года в сроки, установленные предприятием или ранее при: передаче имущества в аренду, выкупе, продаже; смене материально ответственного лица; при установлении фактов хищений, злоупотреблений, порчи ценностей; при ликвидации; в некоторых других случаях. Инвентаризацию проводит рабочая комиссия, включающая представителя бухгалтерии. До начала инвентаризации проверяют: наличие и состояние инвентарных карточек (книг); наличие и состояние технических паспортов или др. технической документации; наличие документов на основные средства, сданные предприятием в аренду, на хранение и во временное пользование. При инвентаризации члены комиссии в присутствии материально ответственных лиц осматривают объекты в натуре и записывают их полное наименование, назначение и инвентарные номера в инвентаризационную опись. Если при инвентаризации выявлены недостачи или неучтенные основные средства, комиссия должна требовать от соответствующих работников письменное объяснение, которое позволит установить порядок регулирования расхождений данных инвентаризации и бухгалтерского учета. Выявленные неучтенные объекты основных средств приходуют по остаточной стоимости с отражением их износа.
8. Переоценка основных средств
Переоценка основных средств производится для приведения цен на основные средства предприятия в соответствии с действующими на настоящее время. Переоценка производится обычно по состоянию на первое число первого месяца года; очередная переоценка производилась на 1 января 1996 г., до этого: 1.01.1995 г., 1.01.1994 г., 1.07.1992 г. Переоценка осуществляется путем индексации стоимости основных средств и их износа на повышающие коэффициенты, дифференцированные по группам основных средств в зависимости от времени их приобретения. Такая необходимость обусловлена инфляционными процессами. Документами, согласно которым производилась очередная переоценка являются: Постановление правительства РФ от 25 ноября 1995 года “О переоценке основных фондов”. II. Действующая система учета основных средств на базе АО “Омстрак”

1. Организация учета основных средств в АО “Омстрак”
а) Документы для оформления движения основных средств Документы для учета основных средств на предприятии практически используются не так как предусмотрено Краткими указаниями по применению и заполнению межведомственных форм первичной документации по учету основных средств. Это обусловлено сишком сложной для небольшого предприятия системой документов. Подробнее я рассмотрю этот вопрос в части 2 данной главы. б) Поступление и выбытие основных средств Способы поступления основных средств на АО “Омстрак” можно разделить на несколько групп. Для каждой из них я приведу корреспонденцию счетов с эмпирическими цифровыми данными. а) Основные средства производственного назначения получены безвозмездно от юридических или физических лиц. В этом случае корреспонденция счетов выглядит следующим образом: Получен объект, не требующий монтажа (первоначальная стоимость 10 млн. руб., износ 2 млн. руб.).
первоначальная стоимость Д 01 “Основные средства” 10 000 000 руб. К 87-3 “Добавочный капитал” - “Безвозмездно полученные ценности” 10 000 000 руб.
сумма износа Д 87-3 2 000 000 руб. К 02-1 “Износ собственных основных средств” 2 000 000 руб.
(Возможен альтернативный вариант: остаточная стоимость Д 01, К 87-3 — 8 000 000 руб., износ Д 01, К 02-1 — 2 000 000 руб.) Расходы по доставке основных средств полученных таким образом не увеличивают их первоначальную стоимость, они относятся на уменьшение сформированного на предприятии фонда накопления (Д 88-3.1) с кредитованием счетов 60 (“Расчеты с поставщиками и подрядчиками”), 68 (“Расчеты с бюжетом”), 69 (“Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”), 70 (“Расчеты с персоналом по оплате труда”), 76 (“Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”); также за счет чистой прибыли предприятия (Д 81-2) или за счет нераспределенной прибыли прошлых лет.
В первоначальную стоимость безвозмездно полученных объектов включается расходы предприятия по монтажу. Такие расходы собираются на дебете счета 08 “Капитальные вложения” с кредита счетов 10 (“Сырье и материалы”), 12 (“МБП”), 13 (“Износ МБП”), 60, 68, 69, 70, 71 (“Расчеты с подотчетными лицами”), 76. После сдачи объекта в эксплуотацию эти расходы присоединяются к первоначальной стоимости (Д 01, К 08). б) Предприятие может получить основные средства как вклад в уставной капитал в пределах сумм, установленных в учредительном договоре. В счет уставного капитала основные средства относятся по цене соглашения. В таком случае расходы по доставке основных средств на предприятие несет учредитель и, по условиям учредительного договора, предприятие возмещает ему расходы. Пример: предприятие получает основные средства в качестве вклада в учтавной капитал (по документам учредителя первоначальная стоимость 30 000 000 руб., износ 10 000 000 руб.) сумма вклада определяется ценой соглашения. Цена соглашения соответствует остаточной стоимости по документам вкладчика.
остаточная стоимость Д 01 20 000 000 руб. К 75-1 “Расчеты по вкладам в уставной капитал” 20 000 000 руб.
износ Д 01 10 000 000 руб. К 02-1 10 000 000 руб. Аналогично при превышении цены соглашения над первоначальной стоимостью. При цене соглашения (15 000 000 руб.) ниже первоначальной стоимости.
на цену соглашения Д 01 15 000 000 руб. К 75-1 15 000 000 руб.
разница между ценой соглашения и остаточной стоимостью Д 01 5 000 000 руб. К 87-1 “Прирост стоимости имущества при переоценке” 5 000 000 руб.
износ Д 01 10 000 000 руб. К 02 - 1 10 000 000 руб. в) Предприятием приобретаются основные средства, не требующие монтажа. В этом случае, когда основные средства приобретены для производственных целей, они приходуются по стоимости приобретения без учета НДС, уплаченного при приобретении. НДС при приобретении не определяется путем расчета, поэтому работники бухгалтерии следят за тем, чтобы при переводе средств продавцам, в расчетных документах (платежном требовании, платежном поручении, реестрах чеков, и т.п.) были выделены данные по оплачиваемому НДС отдельной позицией. Расходы предприятия по доставке и установке приобретенных основных средств отражаются в учете капитальных вложений (Д 08 “Капитальные вложения”, К 60, 68, 69, 70, 71, 76) а затем при сдаче объекта присоединяют к стоимости его покупки (Д 01, К 08). Сумму уплаченных налогов в течении 6-ти месяцев списывают ежемесячно равными долями (Д 68 “Расчеты с бюджетом”, К 19-1 “НДС”). Пример: приобретаются основные средства для производственных целей. 1. Акцептовано платежное требование на офисную мебель.
на покупную стоимость Д 08-4 “Приобретение отдельных объектов ОС” 10 000 000 руб. К 60 10 000 000 руб.
на сумму НДС Д 19-1 “НДС” 2 000 000 руб. К 60 2 000 000 руб. 2. Акцептовано платежное требование за доставку и сборку мебели.
на стоимость услуг Д 08-4 1 000 000 руб. К 60 1 000 000 руб.
на сумму НДС Д 19-1 200 000 руб. К 60 200 000 руб. 3. Оприходован объект основных средств.
по первоначальной стоимости Д 01 11 000 000 руб. К 08-4 11 000 000 руб. 4. Далее списывается сумма НДС ежемесячно равными долями в течение 6 месяцев. Д 68 366 667 руб. К 19-1 366 667 руб. г) Предприятие может приобрести основные средства, требующие монтажа. Расходы на приобретение такого оборудования и его доставку отражают по дебету счета 07 “Оборудование к установке” и кредиту счетов 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76. После передачи оборудования в монтаж, делается запись Д 08, К 07. Далее все расходы по монтажу отражаются по дебету счета 08 и кредиту счетов 10, 12, 13, 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76. После окончания монтажа объект принимается на учет по фактическим затратам (Д 01, К 08). Уплаченный при приобретении оборудования НДС в его инвентарную стоимость не включается, а берется на учет по дебету счета 19-1 и кредиту 60, а затем списывается аналогично предыдущему пункту в). д) Оборудование может также приобретаться у физического лица. Такие операции производились предприятием с физическим лицом, зарегистрированным как предприниматель. Предприятие выплачивало сумму за приобретеные средства по приходному кассовому ордеру. Пример: 1. Приобретена офисная техника у физического лица, зарегистрированного как предприниматель и плательщик подоходного налога.
по покупной стоимости (по договору) Д 08-4 5 000 000 руб. К 76-3 5 000 000 руб.
одновременно Д 01 5 000 000 руб. К 08-4 5 000 000 руб. 2. Оплачено
наличными из кассы (частично) Д 76-3 1 500 000 руб. К 50 “Касса” 1 500 000 руб.
с расчетного счета Д 76-3 600 000 руб. К 51 “Расчетный счет” 600 000 руб. е) Предприятие принимает в эксплуотацию основные средства на условиях текущей аренды. По условиям текущей аренды основные средства не должны переходить в собственность арендатора по истечение аренды. Поэтому такие основные средства на балансе предприятия не учитываются, а принимаются на забалансовый счет 001 “Арендованные основные средства”. По таким объектам износ арендатором не начисляется. Сумма аренной платы без учета налогов включается в издержки производства (Д 20 “Основное производство”, 23, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 29 “Обслуживающие производства и хозяйства”, 43 “Коммерческие расходы”, К 76-3). Арендная плата перечисляется в сроки, обусловленные договором (Д 76-3, К 51). Пример: по условиям текущей аренды ежемесячно выплачивается арендная плата 800 000 руб. 1. Д 20 800 000 руб. Д 19-5, 10 160 000 руб. К 76-3 960 000 руб. 2. Д 76-3 960 000 руб. К 51 960 000 руб. 3. Д 68 160 000 руб К 19-5, 10 160 000 руб. Выбытие основных средств с АО “Омстрак” производится в различных формах: а) Безвозмездная передача основных средств. Такие операции проходят через дебет счета 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств” (первоначальная стоимость объекта) и кредит 01, расходы по демонтажу и транспортировке объекта и т.п. (кредит счетов 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76). На кредите счета 47 списывают износ списываемого объекта (Д 02-1). Потери от безвозмездной передачи, получившиеся на счете 47 списываются на уменьшение добавочного капитала (Д 87, К 47), если его недостаточно — на уменьшение фонда накопления (Д 88-3, К 47), чистую прибыль или нераспределенную прибыль прошлых лет. При этом предприятие начисляет и перечисляет (Д 47, К 68; Д 68, К 51) НДС в установленном размере.
б) Передача основных средств в уставной капитал создаваемого дочернего предприятия. Такие операции также отражаются предприятием на счете 47, учитывая три основных случая возникающих при передаче по цене соглашения: 1) цена соглашения ниже остаточной стоимости, 2) цена соглашения соответствует остаточной стоимости, 3) цена соглашения выше остаточной стоимости.
Пример: первоначальная стоимость передаваемых основных средств 30 000 000 руб., износ 10 000 000 руб. 1. Передаются основные средства в качестве вклада
на первоначальную стоимость Д 47 30 000 000 руб. К 01 30 000 000 руб.
износ Д 02-1 10 000 000 руб. К 47 10 000 000 руб. а) остаточная стоимость Д 06-1 20 000 000 руб. К 47 20 000 000 руб. б) балансовая стоимость Д 06-1 30 000 000 руб. К 47 30 000 000 руб. в) цена соглашения Д 06-1 40 000 000 руб. К 47 40 000 000 руб. (одновременно) Д 47 10 000 000 руб. К 83-5 10 000 000 руб. в) Продажа основных средств. При производстве операций по продаже основных средств такие операции фиксируются на счете 47: по дебету счета - первоначальная стоимость списываемого объекта (К 01), расходы предприятия по демонтажу и другие расходы по продаже объекта (К 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76); по кредиту счета сумма износа объекта (Д 02) и сумма предъявленного покупателю счета (Д 73-3). При превышении выручки от реализации над расходами (Кредит 48 над Дебитом), разницу списывают на прибыль предприятия (Д 47, К 80-2). В противном случае, потери списываются на убытки предприятия (К 80-2, Д 47). г) Самый частый и характерный случай выбытия - ликвидация основных средств. При производстве операция по ликвидации основных средств бухгалтерия выявляет финансовые результаты ликвидации. Для этого расходы по ликвидации пришедших в негодность объектов относятся на дебет счета 47 (К 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76), а полученные при ликвидации товарно-материальные ценности приходуются (Д 10, К 47). Таким образом превышение кредитового оборота счета 47 над дебитовым означает прибыль от ликвидации основных средств, а обратная ситуация - убыток. Прибыль списывается на Д 47, К 80-2; убыток — на Д 80-2, К 47. Пример: списывается объект основных средств. 1 Ликвидация объекта
первоначальная стоимость Д 47 10 000 000 руб. К 01 10 000 000 руб.
износ Д 02-1 8 000 000 руб. К 47 8 000 000 руб. 2.Получены материалы при ликвидации Д 10 “Материалы” 1 000 000 руб. К 47 1 000 000 руб. 3. Расходы по ликвидации объекта (демонтаж, разборка) Д 47 500 000 руб. К 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76 500 000 руб. 4. Закрываем 47 счет с убытками от ликвидации Д 80-2 1 500 000 руб. К 47 1 500 000 руб. в) Износ основных средств Износ начисляется предприятием, согласно действующему законодательству, ежемесячно. Суммы начисленного износа зачисляются в издержки производства (Д 20, 23, 25, 26, 31, 43, К 02-1, 02-2). Как было уже упомянуто в главе I, при начислении износа используются Единые нормы амортизации, где нормы амортизации установлены по группам основных средств в процентах к их первоначальной стоимости. Реально, суммы износа расчитывают самым распространенным способом: методом корректировки месячного размера суммы износа прошлого месяца в соответствии с изменением состава основных средств (поступлением одних и выбытием других) в прошлом месяце, а так же с истечением сроков службы основных средств. Однако эта система несколько скорректирована в соответствии с особенностями предприятия (см гл II (а)). г) Инвентаризация основных средств Инвентаризация основных средств на предприятии производится согласно действующему законодательству. При этом возможны такие ситуации: переведение по итогам инвентаризации объектов, ошибочно числящихся в МБП в основные средства; перевод объектов из основных средств в МБП. Приведу пример второй, как мне кажется, более характерной ситуации. Пример: на предприятии в результате инвентаризации обнаружен объект, ошибочно числившийся в МБП. Стоимость 1 500 000 руб., износ по нормам — 12%, срок эксплуотации 10 месяцев, за этот срок начислен износ в размере 150 000. 1. Перевод в состав МБП Д 12 1 500 000 руб. К 01 1 500 000 руб. 2. Начисления на сумму износа: а) за время эксплуотации Д 02-1 150 000 руб. К 13 150 000 руб. б) в соответствии с учетной политикой Д 20, 26 600 000 руб. К 13 600 000 руб. д) Переоценка основных средств Переоценке основных средств на предприятии коснулась как производственных основных средств, так и основных средствнепроизводственного назначения. При дооценке основных средств производственной сферы она относится на увеличение добавочного капитала (Д 01, К 88-4), а дооценка износа этих основных средств — на его уменьшение (Д 87-1, К 02). Дооценка основных средств непроизводственного назначения относится на увеличение фонда социальной сферы (Д 01, К 88-4), а дооценка их износа — на уменьшение этого фонда (Д 88-4, К 02). 2. Основные недостатки учета основных средств на предприятии.
а) Недостатки организации учета основных средств в АО “Омстрак” При определении недостатков учета основных средств в АО “Омстрак” я бы хотел сначала остановиться на общих моментах, а потом на некоторых практических недостатках. Основным общим недостатком системы учета основных средств является недостаточный контроль за деятельностью бухгалтерии со стороны руководства предприятия. При такой системе руководитель как бы не является потредителем бухгалтерской информации в той степени, в которой ему следует им быть теоретически. Практически достаточных усилий по контролю за основными средствами руководитель прелприятия не прикладывает, хотя нормативные требования соблюдаются им с наибольшей возможной точностью. Теперь перейду к основным недостаткам конкретного характера. При зачислении в состав основных средств на предприятии процедура не соблюдается в должной форме: акт приемки (форма ОС-1) не оформляется, то есть фактически сам факт постановки на учет основных средств фиксируется только при помощи бухгалтерской проводки (Д 01, К 08) и увеличением в связи с этим дебетового сальдо по счету 01 на сумму вновь поступившего основного средства. На предприятии не ведутся инвентарные карточки учета основных средств. Учет объектов ведется таким образом: ведутся записи об основных средствах по порядку номеров с указанием сальдо на первое число каждого месяца в инвентарной книге. Там же указываются наименование, количество, цена, шифр и норма амортизации. Такая система по моему мнению не расчитана на дальнейшее расширение предприятия, которое связано с увеличением количества и номенклатуры используемых на нем основных средств. б) Недостатки, связанные с действующим законодательством Практика бухгалтерского учета основных средств на предприятии сталкивается со многими недостатками, связанными с действующим законодательством. Я укажу на некоторые из них.
Несовершенство “Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР”, выпущенных в 1990 году. Это несовершенство заключается в следующем: затрудненность, а порой — невозможность, поиска конкретного наименования приобретаемых основных средств в связи с тем, что перечень устарел (такие предметы, как пейджеры, телекоммуникационное оборудование и т.п. появились за последние годы и для нахождения соответствующих им позиций приходится обращаться за помощью к экспертам; слишком велики сроки амортизации компьютерной техники (10 лет), при этом неучтено, что персональные ЭВМ устаревают и заменяются на предприятии каждые 2-3 года, и это при том, что компьютерная техника составляет значительную часть оснговных средств многих современных предприятий.
Среди прочих нормативных актов выделяется Положение по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций. Так как этот документ является стандартом в области учета основных средств, а датируется 1976 годом, то давно назрела необходимость его замены на более новый. Также хочется отметить общую громоздкость законодательства, его устаревание и неприспособленность к условиям учета при помощи современной вычислительной техники. III. Направления совершенствования действующей на предприятии системы учета основных средств
1. Автоматизация учета основных средств.
а) Внедрение на предприятии пакета программ “Парус” АО “Омстрак” уже имеет длительный опыт использования програмных продуктов фирмы “Парус”, но ранее это происходило только в одной из самых трудоемких областей бухгалтерского учета — в расчете заработной платы. Но данная фирма представляет также и интегрированную программу бухгалтерского учета, где представлен и бухгалтерский учет основных средств. Программа дает возможности при обработке бухгалтерских проводок сразу заполнять первичные документы. Например при обработке проводки Д 01, К 08, программа реагирует на появление комбинации счетов и просит заполнить форму, содержащую инвентарную карточку объекта. После заполнения такой формы, содержащей все нужные статьи, появляется возможность: автоматического заполнения программой описи инвентарных карточек, автоматического начисления износа, значительного облегчения и ускорения процесса переоценки. Таким образом, программа поможет избавиться от многих существующих недостатков учета основных средств. б) Возможность создания единого стандарта на средства автоматизации учета основных средств В настоящее время появляется все больше и больше фирм, занимающихся изготовлением и распространением программ автоматизации бухгалтерского учета. К сожалению, освоение приобретенных программ является довольно сложным процессом, а если на двух предприятиях установлены программы разных фирм, то много времени тратится на переквалификацию бухгалтера. В таком случае можно предложить помимо введения стандарта на формы по первичному учету основных средств в условиях ведения бухгалтерского учета на компьютере, ввести стандарт на програмное обеспечение бухгалтерского назначения. Я полагаю, что органом, компетентным для разработки такого решения может являться Минфин РФ в сотрудничестве с Комитетом по информатизации при президенте РФ. Главное, что нужно учесть при разработке стандарта - возможность его изменения по мере совершенствования системы бухгалтерского учета и предоставление простора для улучшения програмного обеспечения, чтобы не свернуть конкуренцию между фирмами, работающии в этой области 2. Введение дополнительного контроля за учетом основных средств
Введение дополнительного контроля за учетом основных средств со стороны руководства предприятия я считаю очень важным. Это означает просмотр руководителем бухгалтерских документов, изучение им нормативных актов, действующих в этой области. Такой подход позволит более рационально расходовать средства на приобретение основных средств, тратить меньше времени на убеждение руководства в необходимости приобретения того или иного объекта, повысить дисциплину использования основных средств сотрудниками предприятия. Кроме того, нужно ввести анализ эффективности использования основных средств, по данным бухгалтерского учета под непосредственным контролем руководителя предприятия. При этом руководитель будет получать более полную картину состояния дел на предприятии. 3.Возможность введения международных стандартов в части амортизации основных средств
Одним из направлений совершенствования организации бухгалтерского учета основных средств яляется ориентация на Международные стандарты учета и отчетности. В настоящее времядействует 31 Международный стандарт, из них непосредственно к основным средствам относится стандарт № 4, “учет амортизационных отчислений”, вступивший в силу 1 января 1977 г. Внедрение Международных стандартов учета позволит повысить качество учета основных средств и контроля за учетом. В то же время, предприятие получит более гибкую и обоснованную систему учета с возможностью учета особенностей его деятельности.


















Заключение В процессе написания работы, я понял, что бухгалтерский учет основных средств — очень важное направление бухгалтерского учета вообще. Получение достоверной информации об имуществе предприятия обретает первостепенную важность именно сейчас, на этапе становления и развития рыночных отношений. В настоящее время предприятия получают возможность проявления инициативы в области постановки и ведения бухгалтерского учета, что требует от бухгалтеров некоторых творческих способностей и много знаний для оптимизации учета. Многое затрудняет деятельность бухгалтеров: трудность перехода к современной системе и работы в условиях развивающихся рыночных отношений, недостаточность опыта работы в таких условиях, отсутствие положительных примеров, несовершенство и противоречивость подзаконных актов. С другой стороны, для себя я рассматривал проблему учета основных средств как возможный руководитель предприятия и отметил невнимательность с которой реальные руководители относятся к учету бухгалтерией основных средств. Законодательные органы стараются помочь предприятиям в учете основных средств. Примером такой помощи может служить установление стоимости основных средств, привязанной к плавающему показателю минимальной месячной оплаты труда. Я думаю, что совершенствование системы учета основных средств будет продолжено и в дальнейшем. Насколько это возможно в рамках курсовой работы, я постарался предложить пути такого совершенствования для отдельно взятого предприятия и для системы в целом.












СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. “Настольная книга бухгалтера” в 3 т. /Сост. В.М.Прудников/ Т.1 - ИНФРА-М 1995г. 2. “Принципы бухгалтерского учета” /Б.Нидлз/ - Финансы и статистика - 1994г. 3. “Теория бухгалтерского учета”/З.В.Кирьянова/ - Финансы и статистика - 1994г. 4. “Учет основных средств, нематериальных активов, долгосрочных инвестиций” /В.А.Луговой/ - ИНКОНСАУДИТ - 1995г. 5. План счетов бухгалтерского учета - ПРИОР - 1995г. 6. Руководство к комплексной системе бухгалтерского учета “ПАРУС”


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.