Организации, финансируемые из бюджета, помимо бюджетных ассигнований могут иметь в своем распоряжении внебюджетные средства, т. е. средства, поступающие не из бюджета, а из других источников.
Распорядителями внебюджетных средств являются руководители организаций, которым дано право распоряжаться бюджетными ассигнованиями.
В составе внебюджетных средств выделяют:
■ средства, принадлежащие организации;
■ средства, не принадлежащие организации.
Средства, принадлежащие организации,могут быть получены в результате осуществления предпринимательской деятельности (от реализации продукции, работ, услуг), а также за счет средств, выделяемых шефствующими предприятиями, спонсорами, благотворителями, меценатами, и из иных источников не запрещенных законодательством.
К средствам, не принадлежащим организации,относятся суммы по поручениям, депозитные суммы.
Предпринимательская деятельность в ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь определена как самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Порядок планирования, учета и использования доходов, получаемых от осуществления предпринимательской деятельности, регламентируется:
Инструкцией о порядке планирования, учета и использования средств, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета, от приносящей доходы деятельности, утвержденной Постановлением Министерства финансов № 152 от 12 ноября 2002 г. (далее - Инструкция № 152);
Правилами учета доходов, полученных учреждениями от осуществления приносящей доходы деятельности, и приобретенного за их счет имущества, утвержденными Постановлением Министерства финансов № 133 от 29 декабря 2000 г.;
Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденной Приказом Министерства финансов СССР № 61 от 10 марта 1987 г. (кратко - Инструкция № 61). Данная Инструкция используется в части, не противоречащей действующему законодательству.
По каждому виду деятельности организации составляют смету доходов и расходов по форме, утвержденной Постановлением Министерства финансов № 59 от 12 апреля 2002 г. Об утверждении бланков смет организаций, финансируемых из бюджета. При этом допускается, что по различным видам деятельности одинаковой направленности может составляться одна смета.
В доходную часть сметывключаются планируемые поступления денежных средств. Не учитываются при составлении сметы имеющиеся в организации на начало планируемого года: остаток денежных средств на текущем счете по внебюджетным средствам в банке; остатки товарно-материальных ценностей, приобретенных за счет доходов от предпринимательской деятельности, а также образовавшиеся по расчетам за счет средств предпринимательской деятельности дебиторская и кредиторская задолженности.
В расходной части сметыпредусматриваются планируемые расходы с распределением их по кварталам и подразделениям Бюджетной классификации.
Организации отдельных отраслей социально-культурной сферы на протяжении ряда лет освобождаются Законом о бюджете от уплаты налога на прибыль, полученной от осуществления предпринимательской деятельности, при условии направления высвободившихся средств на цели, определенные законодательством.
Например, организации здравоохранения (в соответствии с перечнем) освобождаются от налога на прибыль при условии использования высвободившихся средств на следующие цели:
строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт зданий, сооружений, объектов социально-культурного и бытового назначения;
приобретение оборудования, инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря, лекарственных средств и расходных материалов;
оплата коммунальных услуг сверх сумм, предусмотренных сметой бюджетного финансирования (независимо от фактически полученного объема такого финансирования).
При планировании доходов следует руководствоваться нормативными документами по вопросам ценообразования.
Использование полученных средств осуществляется по каждому виду деятельности в пределах утвержденных смет и фактического поступления доходов. Использование доходов, поступивших по одному виду деятельности, на покрытие расходов по другому виду деятельности не допускается.
В Инструкции № 152 определен порядок использования прибыли (превышения доходов над расходами), остающейся в распоряжении организации: не более 40% направляется в фонд материального поощрения, а оставшиеся средства направляются в фонд производственного и социального развития. Распределение средств по фондам производится ежемесячно.
УЧЕТ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ОРГАНИЗАЦИИ
Внебюджетные средства (кроме депозитных средств) хранятся в банке на текущем счете по внебюджетным средствам. Для хранения депозитных средств открывается отдельный счет в банке.
Для хранения денежных средств по всем видам предпринимательской деятельности в банке открывается один текущий счет. При централизации учета организации, при которой создана централизованная бухгалтерия, открывается один текущий счет для всех организаций, обслуживаемых централизованной бухгалтерией. Текущий счет по внебюджетным средствам открывается в том же учреждении банка, в котором данной организации открыт текущий бюджетный счет. Для хранения внебюджетных средств в иностранной валюте открывается отдельный текущий счет.
Для учета движения денежных средств на текущих счетах в банке по внебюджетным средствам предназначены активные субсчета 111 'Текущий счет по внебюджетным средствам", 118 "Текущий валютный счет по внебюджетным средствам". По дебету этих субсчетов записываются поступившие на текущий счет суммы, а по кредиту - суммы, перечисленные с текущего счета (поставщикам, в бюджет, органам Фонда социальной защиты и др.), полученные в кассу для выплаты заработной платы, на командировочные расходы и другие цели.
Внебюджетные средства поступают от плательщиков, как правило, путем безналичных расчетов. Возможен прием наличных денежных средств в кассу организации в порядке и в размерах в соответствии с действующим законодательством. Принятые денежные средства в кассу организации должны сдаваться на текущий счет в банке. Расходование этих средств без предварительной сдачи их в банк возможно лишь с разрешения обслуживающего банка.
При поступленииденежных средств на текущий счет в банке дебетуется субсчет 111 "Текущий счет по внебюджетным средствам" или субсчет 118 "Текущий валютный счет по внебюджетным средствам", а кредитуются субсчета:
■ 120 "Касса", 121 "Валютные средства в кассе" - при возврате денег из кассы на счет в банке;
■ 130 "Аккредитивы" -- при возврате на счет в банке неиспользованного аккредитива;
■ 131 "Чековые книжки" - при возврате на счет в банке сумм неиспользованных чековых книжек;
■ 171 "Расчеты по социальному страхованию" - при возврате переплат по обязательным страховым взносам органами Фонда социальной защиты населения и Белгосстраха;
■ 173 "Расчеты с бюджетом" - при возврате из бюджета переплат налогов;
■ 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами", 179 "Расчеты в порядке плановых платежей" - при возврате переплат поставщиками материальных ценностей и услуг;
■ 237 "Прочие источники" или 280 "Реализация продукции (работ, услуг)" - на суммы поступившей выручки от реализации произведенной продукции, выполненных работ, услуг;
■ 237 "Прочие источники" или 410 "Прибыли и убытки" - на сумму поступивших на счет в банке внереализационных доходов, другие субсчета.
При списании денежных средств с текущего счета в банке кредитуетсясубсчет 111 "Текущий счет по внебюджетным средствам" или субсчет 118 "Текущий валютный счет по внебюджетным средствам", а дебетуютсясубсчета:
■ 080 "Затраты на производство", 082 "Затраты на научно-исследовательские работы по договорам", 211 "Расходы по внебюджетным средствам", 212 "Расходы по внебюджетным средствам на капитальные вложения" - при отнесении сумм, списанных со счета в банке, на расходы (затраты) в соответствии со сметой доходов и расходов по отдельным видам деятельности. Такая запись может быть сделана только в том случае, когда время погашения кредиторской задолженности совпадает со временем выполнения работ, услуг, относимых на затраты (расходы);
■ 120 "Касса", 121 "Валютные средства в кассе" - при получении денег в кассу организации;
■ 130 "Аккредитивы" - на сумму выставленного аккредитива;
■ 131 "Чековые книжки" - на сумму приобретенной чековой книжки;
■ 171 "Расчеты по социальному страхованию" - при перечислении взносов в фонд социальной защиты населения и органам Белгосстраха;
■ 173 "Расчеты с бюджетом" - при перечислении налогов в бюджет;
■ 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" - на суммы, перечисленные поставщикам (подрядчикам) за поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, а также на суммы, перечисленные им в качестве предоплаты в соответствии с заключенными договорами;
■ 179 "Расчеты в порядке плановых платежей" - на сумму планового платежа поставщику, с которым ведутся расчеты в порядке плановых платежей, другие субсчета.
Учет операций по движению денежных средств на текущем счете по внебюджетным средствам ведется в накопительной ведомости ф. № 381 в разрезе субсчетов 111,118 (мемориальный ордер 3).
Аналитический учет исполненных по банку расходов (кассовых расходов) с текущего счета по внебюджетным средствам ведется по каждому виду деятельности в разрезе подразделений Бюджетной классификации,предусмотренных сметой доходов и расходов. В централизованных бухгалтериях, кроме этого, выделяются расходы по каждой обслуживаемой организации. При ручной обработке учетной информации регистром аналитического учета служит книга ф. № 297-6.
Данные аналитического учета по субсчетам 111 'Текущий счет по внебюджетным средствам", 118 'Текущий валютный счет по внебюджетным средствам" используются для составления квартальных и годовых отчетов об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам (форма 4) и отчетов о выполнении объема по научно-исследовательским работам (форма 4-н).
УЧЕТ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ,
НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ОРГАНИЗАЦИИ
Суммы по поручениям - это средства, получаемые бюджетными организациями от других предприятий и организаций для выполнения определенных поручений, в частности: для расчетов с выезжающими к месту работы молодыми специалистами, окончившими учебные заведения; на выплату учащимся средних специальных учебных заведений и студентам вузов стипендий за счет предприятий, организаций, направивших их на учебу; на приобретение литературы и учебных пособий для заочников; на приобретение путевок и т. д.
Суммы по поручениям не планируются. Хранятся они на текущем счете по внебюджетным средствам в банке, расходуются строго по целевому назначению. После выполнения поручения бюджетная организация обязана выслать предприятию (организации), давшему поручение, отчет об израсходованных средствах и вернуть неиспользованный остаток полученных сумм. Причем остатки неиспользованных по назначению в текущем году сумм по поручениям, полученных от других бюджетных организаций, должны быть возвращены им не позднее 31 декабря.
Для учета движения сумм по поручениям используется субсчет 111 "Текущий счет по внебюджетным средствам". На суммы, поступившие на текущий счет, составляется бухгалтерская запись:
Д-т субсч. 111 'Текущий счет по внебюджетным средствам" К-т субсч. 176 "Расчеты по целевым суммам на выполнение поручений" или субсчет 120 "Касса".
Запись по кредиту субсчета 176 означает образование задолженности перед предприятиями и организациями, от которых получены средства на расходы по выполнению данных ими поручений.
При расходовании средств и возврате неиспользованных остатков делается бухгалтерская запись:
Д-т субсч. 176 "Расчеты по целевым суммам на выполнение поручений"
К-т субсч. 111 'Текущий счет по внебюджетным средствам" или 120 "Касса".
Аналитический учет по субсчету 176 "Расчеты по целевым суммам на выполнение поручений" ведется по каждому предприятию или организации, от которых были получены средства на выполнение поручений. При ручной обработке учетной информации для этих целей можно использовать Книгу текущих счетов и расчетов ф. № 292 (карточки ф. № 292-а).