Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Организация учета материалов с применением современных средств

Содержание ВВЕДЕНИЕ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ 1.1. Материалы, их классификация, оценка 1.2 Нормативно-правовое регулирование учета материалов
2.УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ НА ООО «Никма» 2.1 Документальное оформление учета материалов 2.2 Синтетический учет материалов 2.3 Аналитический учет материалов 2.4 Современные программы по бухгалтерскому учету ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы обусловлена все нарастающим объемом используемых в производстве материалов. Проблема грамотного учета за материалами выходит на первый план. Одной из главных задач организации становится уменьшение потерь материалов в производстве, замена материалов более дешевыми и экономичными без потери качества продукции. Материальные запасы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. Себестоимость их полностью передается на вновь созданный продукт. В целом по стране удельный вес материалов в себестоимости изготовляемой продукции составляет свыше 55% в организациях, работающих в сфере услуг населению. Основными задачами бухгалтерского учета материалов являются: - контроль сохранности материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки; - правильное и своевременное документирование всех операций по движению материальных ценностей, - выявление и отражение затрат, связанных с их изготовлением, - расчет фактической себестоимости израсходованных материалов и их остатков по местам хранения и статьям баланса; - систематический контроль соблюдения установленных норм запасов, выявление излишних и неиспользуемых материалов, их реализация; - своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов и контроль материалов, находящихся в пути, неотфактурованными поставками. В процессе производства материалы используются различно. Одни из них полностью потребляются в производственном процессе (сырье и материалы), другие изменяют только свою форму и размер (смазочные материалы, краски), третьи - входят в изделия без каких-либо внешних изменений (запасные части). В промышленности постоянно увеличивается потребление товарно-материальных ценностей в производстве. Это обусловлено расширением производства, значительным удельным весом материальных затрат в себестоимости продукции и ростом цен на ресурсы. Одним из основных направлений снижения себестоимости продукции является минимизация материальных затрат в процессе её производства. Таким образом, тема учета и контроля расхода материальных запасов на производство продукции (работ, услуг) в условиях рыночной экономики становится чрезвычайно актуальной. Целью курсовой работы является изучение структуры материальных ресурсов, документального оформления отпуска материалов на производственные и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета расхода материальных ценностей и контроля их использования в производстве на ООО «Никма» Удельный вес материальных затрат в себестоимости по статистике составляет около 60%. Для сферы услуг, в которой работает данная фирма, этот показатель не критичен. Тем не менее, я считаю, что на ООО «Никма» существуют пути к дальнейшему снижению материальных затрат производства, а следовательно и себестоимости готовой продукции. Определяющее значение, при этом, приобретает качественные показатели, такие как снижение удельных затрат сырья, материалов и топлива. Этого можно достигнуть при устранении потерь и нерациональных расходов материальных ценностей, которые, в частности, могут возникнуть при неэффективной организации учета и контроля использования материалов. Подробное изучение этой темы позволит выявить конкретные методы оценки, учета и контроля материальных ресурсов, используемых организацией, а также предложить пути улучшения использования материалов в рамках возможных способов ведения бухгалтерского учета материальных ресурсов, зафиксированных в нормативных Положениях по бухгалтерскому учету. Курсовая работа содержит две главы, три таблицы и один рисунок. Работа выполнена в организации ООО «Никма», работающей в сфере услуг общественного питания в городе Королев и Мытищи.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ
1.1. Материалы, их классификация, оценка Материалы - часть имущества, используемая: а) при производстве продукции, выполнении работ и ока­зании услуг, предназначенных для продажи; б) для управленческих нужд организации. Из этого определения следует, что материалы используются в качестве предметов труда в произ­водственном процессе. Они целиком потребляются в каждом про­изводственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции, выполненных работ, оказан­ных услуг. Для правильной организации учета материалов важна их научно обоснованная классификация, оценка и выбор единицы учета. В зависимости от назначения материалы, используемые при производстве продукции, выпол­нении работ и оказании услуг, а также для управленческих нужд, подразделяются на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покуп­ные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части. Сырье и основные материалы - это те предметы труда, из кото­рых изготовляют продукт, они образуют материальную (вещест­венную) основу продукта. При этом сырьем называют продукцию сельского хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хло­пок. скот, молоко и т. п.). а материалами - продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар и т. п.). Вспомогательные материалы – используют для воздействия на сырье и основные материалы, т.е. для придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслужи­вания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства. (Например, смазочные и обтирочные материалы в машиностроении.) Следует иметь в виду, что деление материалов на основные и вспомогательные носит условный характер и нередко зависит лишь от количества материала, использованного на производство типичных видов продукции. Покупные полуфабрикаты — это приобретенные на стороне материалы, уже прошедшие опре­деленные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В производстве, они выполняют ту же роль, что и основные материалы, т. е. составляют ее материальную основу. Возвратные отходы производства — это остатки сырья и мате­риалов, образовавшиеся в результате процесса производства готовой про­дукции, утратившие полностью или частично потребитель­ские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и т. п.). Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью их использования топливо, тару и тарные материалы, запасные части.
Топливо подразделяют на: технологическое (для технологиче­ских целей), двигательное (горючее) хозяйственное (на отопле­ние). Тару и тарные материалы - это предметы (ящики, коробки, мешки и т. д.), используемые для:
упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции. Запасные части – это детали машин и оборудования, используемые для ремонта и замены износив­шихся в процессе производства готовой продукции. Кроме того, материалы классифицируют по техническим свой­ствам и делят на группы: черные и цветные металлы, прокат, тру­бы и др. Указанные классификации материалов исполь­зуют для построения синтетического и аналитического учета, а также составления государственного статистического наблюдения (отчета) об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно-эксплуатационной деятельности. Номенклатура-ценник. Внутри каждой из перечисленных групп материалы под­разделяют на виды, сорта, марки, типоразмеры. Каждому наиме­нованию, сорту, размеру материалов присваивают краткое число­вое обозначение (номенклатурный номер) и записывают его в спе­циальный реестр, который называют номенклатурой-ценником. В номенклатуре-ценнике указывают также определенную для каж­дого материала учетную цену и единицу измерения материалов. При использовании в учете вычислительной техники содержа­ние номенклатуры-ценника можно существенно расширить, вводя в него показатели нормы запаса, номеров синтетических счетов и субсчетов и некоторые другие постоянные признаки. Кодирование номенклатуры-ценника обычно осуществляют по смешанной, порядково-серийной системе, используя семи-, восьмизначные коды. Первые два знака указывают синтетический счет, третий — субсчет, один или два следующих знака означают группу материалов, остальные - различные признаки характери­стики материала. Информацию, которая содержится в номенклатурах-ценниках, можно отнести к условно-постоянной. Она записывается на ма­шинные носители и многократно используется для получения не­обходимых выходных данных. Оценка материалов. Материалы принима­ются к бухгалтерскому учету по фак­тической себестоимости. Фактической себестоимостью материалов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на до­бавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случа­ев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Фактическими затратами на приобретение материалов могут быть: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику-(продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов; таможенные пошлины и иные платежи; невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретени­ем единицы материалов; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материалы; затраты по заготовке и доставке материалов до места их использования, включая расходы по страхованию; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материалов. В фактические затраты на приобретение материалов не включаются общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материалов. Затраты по доведению материалов до состоя­ния, пригодного, к их использованию в запланированных целях, включаются в затраты организации по доработке и улуч­шению технических характеристик полученных запасов, не связан­ных с непосредственным производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг. Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении силами организации складывается из фактических затрат, связанных с производством данных материалов. Фактическая себестоимость материалов, вне­сенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организа­ции, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не преду­смотрено законодательством Российской Федерации. Фактическая себестоимость материалов, полу­ченных организацией безвозмездно, определяется исходя из их ры­ночной стоимости на дату оприходования, а материалов, приобретенных в обмен на другое имущество (кроме денеж­ных средств), — исходя из стоимости обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском балансе этой орга­низации. Материалы, на которые цена в течение года снизилась, либо они морально устарели, либо частично потеряли свои первоначальные качества, отражаются в бухгалтерском балан­се на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобрете­ния), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты организации. Материалы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении, в соответст­вии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета, в оценке, предусмотренной в договоре. Оценка материалов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Цен­трального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия к бухгалтерскому учету организацией запасов по договору. Материальные ценности отражают на синтетических счетах по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) по учетным ценам. Исчисление фактической себестоимости заготовления каждого вида сырья и материалов требует значитель­ных затрат труда и времени. Поэтому фактическую себестоимость заготовления исчисляют лишь небольшая часть организаций по основным видам сырья или материалов. В большей части орга­низаций текущий учет материальных ценностей ведут по учетным пенам — по средним покупным ценам. Отклонения фактической себестоимости материалов от средней покупной цены или от пла­новой себестоимости учитывают на отдельных аналитических сче­тах по группам материалов. С появлением компьютеров и элект­ронной маркировки расширяются возможности исчисления фак­тической себестоимости отдельных видов материалов. Планом счетов бухгалтерского учета разрешается осуществ­лять синтетический учет материалов на счете «Ма­териалы», по учетным ценам в качестве которых, используется плановая се­бестоимость приобретения (заготовления), средние покупные цены и др. В этом случае отклонения фактической себестоимо­сти материальных ценностей от стоимости их по учетным ценам учитывают на синтетическом счете 16 - «Отклонения в стоимости мате­риалов». При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих методов: по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретений запасов (метод ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретений запа­сов (метод ЛИФО). Применение одного из методов по конкретному наименова­нию производится в течение отчетного года. По себестоимости каждой единицы оценивают материалы, используемые организацией в особом порядке (драго­ценные металлы, драгоценные камни и т. п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга. Например, на пе­рерабатывающих предприятиях определяют себестоимость каждого вида переработанного скота (крупного рогатого скота, мелкого ро­гатого скота, свиней).
Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) материалов - как частное от деления общей себестоимости вида (груп­пы) материалов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по по­ступившим запасам в этом месяце.
Этот способ оценки материальных ресурсов является традиционным для отечественной учетной практики. В течение отчетного месяца материальные ресурсы списывают на производство, как правило, по учетным ценам, а в конце месяца — соответствующую долю отклонений фактической себестоимости материальных ре­сурсов от стоимости их по учетным ценам. При методе ФИФО применяют правило: первая партия на приход - первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала спи­сывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии, и т. д. в порядке очередно­сти, пока не будет получен общий расход материалов за месяц. При методе ЛИФО применяют другое правило: последняя партия на приход - первая в расход. При этом правиле вначале списываются материалы по себестоимости последней партии, за­тем по себестоимости предыдущей и т. д. Применение указанных методов оценки материалов ориентирует организации на постановку аналитического учета материалов по отдельным по времени поступлениям (парти­ям) (а не только по видам материалов). Можно оценить израсходо­ванные материалы расчетным путем, используя формулу Р = Он + П – Ок, где Р - стоимость израсходованных материалов; Он и Ок — стоимость начального и конечного остатков материалов; П - стоимость поступивших в течение отчетного месяца материалов. Наряду с определением учетной цены очень важно установить единицу учета материальных ценностей. Такой единицей является каждый вид, сорт, марка, размер материалов, т. е. каждый номенк­латурный номер. Для упрощения текста вместо слов "первые по времени приобретения - первые по времени списания в производство" употребляются слова "первая партия на приход — первая в расход".
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета материалов. На сегодняшний день на территории РФ действует четырехуровневая система нормативных документов, регламентирующих ведение бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ. Таблица №1 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ Уровень Нормативные документы 1 Законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации 2 Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности 3 Методические рекомендации, инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств 4 Рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации Основным нормативным документом регулирующим ведение бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. № 129-ФЗ. Данный закон имеет огромное значение для развития бухгалтерского учета в РФ, поскольку он: Повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций Закрепляет обязанность ведения бухгалтерского учета в юридических лицах. Повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства В контексте курсовой работы более важную роль играет нормативный документ второго уровня – Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (ПБУ 5/01). Утверждено приказом Минфина РФ от09.06.01г. №119н. Данное положение включает в себя четыре части: общие положения; оценку материально-производственных запасов; отпуск материально-производственных запасов; раскрытие информации в бухгалтерской отчетности, которая детально описывает метод учета и отражения материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности. К основным тезисам этого ПБУ можно отнести: Для целей настоящего положения к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы: используемые в качестве сырья, материалов и.т.п. при производстве; продукции, предназначенной для продажи; предназначенные для продажи; используемые для управленческих нужд в организации. Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерской отчетности в соответствии с их классификацией исходя из способа использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд организации На конец отчетного года материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов. Так же вопросы учета материально-производственных запасов регламентируют следующие нормативные документы: Ø Гражданский кодекс РФ. Части I и II Ø Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от29.07.98 г. №34н Ø План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н Ø Методические указания по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов. Утверждены приказом Минфина РФ от28.12.01 г. №119н Ø Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды. Утверждены приказом Минфина РФ от26.12.2000 г. №135н Ø Методические рекомендации по инвентаризации и финансовых обязательств. Утверждены Минфином РФ от 13.06.95 г. №49 Ø Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97 г. №71а Ø Налоговый кодекс РФ. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-ФЗ
2.УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ НА ООО «Никма»
2.1 Документальное оформление учета материалов Для учета движения материалов применяется типовая учетная документация, отвечающая требованиям основных положений по учету материалов и приспособленная для автоматизированной обработки информации. Количество экземпляров выписываемых документов и их документооборот устанавливаются в зависимости от характера предприятий, особенностей организации производства, материально-технического снабжения и от системы организации учета. Количество экземпляров должно быть минимальным: при использовании ЭВМ — один экземпляр, а при ручной обработке — не более двух.
Поступление материалов на предприятие контролирует в первую очередь отдел снабжения, который следит за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие.
Материалы на склад от местных и иногородних поставщиков доставляет экспедитор отдела снабжения. Принимая грузы от транспортных организаций (железной дороги, пристани), экспедитор особое внимание уделяет состоянию тары, пломб, а в случае их повреждений требует проверки и сдачи груза. Если обнаружится недостача или порча груза, составляется коммерческий акт на право предъявления претензий к транспортной организации или к поставщику. В момент сдачи экспедитором материалов на склад материально ответственное лицо (заведующий складом, кладовщик) проверяет соответствие количества, качества и ассортимента поступивших материалов документам поставщика. Одни из них отражают количество отправленного груза (спецификации, отвесы, накладные), другие - качество (сертификаты, удостоверения и.т.п.). При соответствии показателей документов фактическому наличию материально ответственное лицо выписывает приходный ордер (ф. № М-3 и М-4 Приложение №6) . Различают документы однострочные, выписанные на отдельную номенклатурную позицию материалов, и многострочные — на несколько номенклатурных позиций материалов одновременно. В условиях ручной обработки рекомендуется применять однострочные документы, при автоматизации — многострочные. Приходные ордера ф. № М-З (однострочный) и ф. № М-4 (многострочный) (Приложение №6) необходимы для количественно-суммового учета материалов, поступающих на предприятие от поставщиков или из переработки. Для сокращения количества первичных документов разрешается и бездокументное оформление поступивших материалов. Если расхождений ни в количестве, ни в качестве прибывшего груза с документами поставщика нет, то на документах поставщика (платежных требованиях) проставляется и заполняется специальный штамп с основными реквизитами приходного ордера. В случае централизованной доставки материалов автотранспортом со склада поставщик выписывает товарно-транспортную накладную (ф. № М-5 и М-6 Приложение №5) в четырех экземплярах: а) покупателю — для оприходования материалов вместо приходного ордера б) поставщику — для списания ценностей; в) для начисления заработной платы водителям автотранспорта; г) для предъявления в банк на оплату. Акт о приемке материалов (ф. № М-7) применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов и в случае расхождений (количественных и качественных) с данными сопроводительных документов. Акт составляется комиссией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации, заведующего складом и представителя отдела снабжения предприятия. Комиссия назначается руководителем предприятия. Составляется акт в двух экземплярах: первый — передается в бухгалтерию предприятия как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй — поступает в отдел снабжения для предъявления претензий поставщику или сообщения ему о представлении платежного требования на излишки. Наличие акта исключает выписку приходного ордера. Приходные документы составляются в день поступления материалов. Приходные ордера, накладные и акты содержат основные реквизиты: наименование поставщика, наименование материалов, их сорт, размер, количество, цену, сумму, подписи лиц, принявших и сдавших материалы. Обособленно хранятся на складах материалы, подлежащие лабораторному анализу и техническому осмотру, а также материалы, принятые на ответственное хранение. Приходные ордера на них не выписываются, расходовать их не разрешается до выявления результатов анализа. Их учет организуется в специальной книге. Вначале регистрируют поступившие материалы, находящиеся на лабораторном исследовании, а затем материалы, принятые на ответственное хранение. Ведение этой книги обеспечивает контроль за сохранностью социалистической собственности. Кроме перечисленных документов, составляются накладные (ф. № М-12, М-13) при внутреннем перемещении материалов со склада на склад или при сдаче цехами на склад неиспользованных сэкономленных материалов или ценных отходов производства, отходов от брака продукции, от ликвидации основных средств, от выбытия из эксплуатации малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Материально ответственные лица, сдающие материалы, выписывают накладные в двух экземплярах: один цеху для списания материалов, другой складу — для их оприходования. Расходные документы отражают отпуск материалов на производственные нужды (изготовление продукции), на хозяйственные нужды (содержание зданий, ремонтные работы), реализацию на сторону излишних, не используемых в хозяйственной деятельности предприятия материалов. К ним относятся: лимитно-заборные карты, требования, накладные. Лимитно-заборная карта (ф. № М-8, М-9) выписывается отделом снабжения на одну или несколько позиций (видов материалов) , относящихся к определенному коду производственных затрат (заказу) . Расчет потребности необходимого объема и вида материальных ценностей цеху для выполнения производственной программы осуществляет планово-производственный отдел. Лимит расходования и отпуска материалов при этом сокращается на количество ценностей данного вида оставшихся в цехах на начало месяца. Выписываются карты в двух экземплярах: один — цеху, другой — складу. При отпуске ценностей со склада кладовщик расписывается в лимитно-заборной карте цеха, а представитель получателя — в лимитно-заборной карте склада. В обеих картах после каждого отпуска выводится остаток неиспользованного лимита. По использовании лимита и по окончании месяца лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию предприятия. На основании их оформляется отпуск материалов и осуществляется текущий контроль за соблюдением установленных лимитов их отпуска на производственные нужды. По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется. В целях сокращения количества лимитно-заборных карт возможно применение поквартальных карт с отрывными месячными талонами. Если лимитно-заборные карты используются при постоянном, систематическом отпуске материалов, то для оформления однократного их отпуска на хозяйственные и прочие нужды применяется требование (ф. № М-10 и М-11 Приложение№7). Выписывается требование в двух экземплярах цехами, отделами, потребителями материалов: один остается у получателя с распиской материально ответственного лица склада, второй — у заведующего складом (кладовщика) с распиской получателя. Всякий сверхлимитный отпуск материалов на производство (возмещение брака, перерасход, перевыполнение производственной программы) или замена материалов оформляются выпиской специального требования с отметкой в нем кода причины и виновника перерасхода. Отпуск в этих случаях допускается только с разрешения директора предприятия, или главного инженера, или лиц, ими уполномоченных.
Накладные (ф. № М-14 и М-15) применяются для учета и оформления отпуска материалов на сторону или хозяйствам своего предприятия, расположенным за пределами его территории. Выписываются они отделом сбыта в трех экземплярах на основании нарядов или договоров. При перевозке автотранспортом материалов, отпущенных на сторону, выписывается товарно-транспортная накладная. 2.2 Синтетический учет материалов Синтетический учет материалов ведется на синтетических счете Материалов. За­готовления и приобретения материалов, Отклонения в стоимо­сти материалов, на забалансовых счетах Товарно-материаль­ных ценностей, принятых на ответственное хранение, и Материа­лов, принятых в переработку. Сельскохозяйственные предприятия могут открывать к счету Материалов отдельные субсчета для учета: семян; посадочного ма­териала и кормов (покупных и собственного производства); мине­ральных удобрений; ядохимикатов, используемых в борьбе с вре­дителями и болезнями сельскохозяйственных культур; биопрепа­ратов, медикаментов, используемых для борьбы с болезнями сельскохозяйственных животных, и др. На предприятиях малого бизнеса все материалы можно учитывать на одном синтетическом счете Материалов (счет 10). Как было отмечено выше, учет материальных ценностей ведется по фактической себестоимости или по учетным ценам. При учете материалов по фактической себестоимости в де­бет материальных счетов относятся все расходы по их приоб­ретению. При этом способе учета поступление материалов отражают по дебету счета Материалов и кредиту счетов: Для расчетов с поставщиками и подрядчиками - на стоимость по­ступивших материалов по ценам поставщиков (без налога на до­бавленную стоимость) со всеми наценками снабженческих и внешнеторговых организаций и транспортно-заготовительными расходами, включенными в счета поставщиков, в том числе по оплате таможенных пошлин, процентов за кредит, предоставлен­ный поставщиком; на стоимость услуг (также без НДС) транспорт­ных (железнодорожных и водных) организаций, стоимость услуг товарных бирж и др.; Расчетов с подотчетными лицами - на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм; Вспомогательных производств - на расходы по доставке мате­риалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства; Основного производства и/или Вспомогательных произ­водств - на стоимость возвратных отходов; других счетов (например. Краткосрочных кредитов банков - при начислении процентов за кредит). В организациях, заготавливающих и перерабатывающих сель­скохозяйственную продукцию (молоко, скот, птицу, свеклу и др.), а также в строительных организациях, заготавливающих материалы и конструкции, расходы по их заготовке и доставке в организацию (на стройку) до включения в фактическую себестоимость приобре­тения (заготовления) сырья и материалов учитывают на активном счете Издержек обращения (при наличии специального заготови­тельного аппарата). Накопленные суммы списываются с кредита этого счета в дебет счетов: Заготовления и приобретения материалов - на расходы по за­готовке сырья в перерабатывающих организациях; Материалов в строительных организациях, где присоединяют­ся к другим расходам. Со счета Заготовления и приобретения материалов фактиче­ская себестоимость сырья в перерабатывающих организациях спи­сывается в дебет счета Материалов. Сельскохозяйственные предприятия продукцию собственного производства текущего года отражают на счете Материалов в тече­ние года по планово-расчетной себестоимости (дебет счета Мате­риалов, кредит счета Основного производства). После составления годовой отчетной калькуляции плановая себестоимость материалов корректируется до фактической себестоимости способом "красное сторно" (если фактическая себестоимость оказалась ниже плано­вой) или способом дополнительных проводок (если фактическая себестоимость выше плановой). Прибывшие от поставщиков материалы, по которым не посту­пили платежно-расчетные документы (неотфактурованные постав­ки), принимаются по приемному акту, составляемому на складе. Оприходование ценностей осуществляется по учетным ценам либо по пенам договора или предыдущих поставок. Если до конца месяца;1 расчетный документ не поступил, указанные поставки остаются и приемной оценке. В следующем месяце, при поступлении расчет­ного документа, стоимость неотфактурованных поставок в прием­ной оценке сторнируется и составляется новая запись по фактиче­ским суммам, указанным в документах поставщиков. Стоимость акцептованных и оплаченных материалов, не поступивших в течение отчетного периода (материалы в пути), по окончании месяца отражается по дебету счета Материалов и кре­диту счета Расчетов с поставщиками и подрядчиками (без оприхо­дования ценностей на склад). В начале следующего месяца эти суммы сторнируются, а на поступление ценностей составляется обычная бухгалтерская запись. При приемке материалов от поставщиков могут быть выявле­ны излишки или недостачи по сравнению с документальными данными, оформляемые актом. Излишки приходуются по акту и расцениваются по учетным ценам или по отпускным ценам. Затем служба снабжения сообщает об излишках поставщику и просит выслать платежное поручение на стоимость излишков. Если при приемке обнаружена недостача или порча материа­лов, их стоимость отражают по дебету счета Расчетов по претензи­ям и кредиту счета Расчетов с поставщиками и подрядчиками. На материальных счетах стоимость недостач или порчи материалов не показывают. Таблица 2 «Журнал хозяйственных операций» № Содержание хозяйственной операции Сумма Д К Документы для принятия к учету 1 Оплачено за материалы ООО «Триал Маркет»
15973,28 60.1 51 Платежное поручение, счет, выписка банка (Приложение №1, 2) 2 Оприходованы материалы от ООО «Триал Маркет»
15973,28 10 60.1 Товарная накладная, товаротранспортная накладная, приходный ордер (Приложение №3, 5, 6) 3 Выделен НДС 2436,59 19 60.1 Счет – фактура (Приложение №4) 4 Отпуск материалов в основное производство 13536,69 20 10 Требование накладная (Приложение №7) 6 Начислен НДС 2436,59 68 19 Счет – фактура (Приложение №4) 7 Оплачен НДС 2436,59 68 51 Платежное поручение, выписка банка (Приложение №1) При наличии материалов в пути порядок обработки информации на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" значительно усложняется. В этом случае на начало отчетного месяца на счете имеется дебетовое сальдо, которое отражает наличие материалов в пути. К ним относят материалы, право собственности на которые перешло к покупателю и соответствующие расчетные документы получены покупателем, но сами материалы еще не поступили на его склад.
Рассмотрим следующий порядок формирования информации по 15 счету. 1. Определяется сальдо конечное (Скон) по счету 15. Оно соответствует материалам, находящимся в пути на конец месяца, и состоит из двух слагаемых. Первое равно стоимости материалов, находившихся в пути на начало отчетного месяца и не поступивших на предприятие в течение этого месяца. Оно определяется путем вычитания из начального сальдо стоимости тех материалов, которые фактически поступили на предприятие за отчетный период. Второе слагаемое равно стоимости материалов, расчетные документы на которые поступили в отчетном месяце, а сами материалы остались в пути. 2. Подсчитывается оборот кредитовый (Окр) как сумма учетных цен материалов, фактически поступивших на предприятие за отчетный период. 3. Определяется оборот дебетовый (Одеб) путем вычитания из сумм фактических затрат на приобретение материалов за отчетный период, отраженных по дебету счета 15, части этих затрат, относящихся к материалам, расчетные документы на которые поступили в отчетном периоде, а сами материалы остались в пути. 4. Расчетным путем определяется величина отклонения фактических затрат на приобретение материалов от учетной цены: Откл = Снач + Одеб – Окр – Скон. Если сумма фактических затрат на приобретение материалов превышает их стоимость в учетных ценах, то отклонение признается положительным и отражается по кредиту счета. Если сумма фактических затрат на приобретение материалов меньше их стоимости в учетных ценах, то отклонение признается отрицательным и отражается по дебету счета. Счет 10 "Материалы" может иметь дебетовое сальдо, которое соответствует остатку материалов на складе в учетных ценах на начало и конец отчетного месяца. Счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" предназначен для обобщения информации об отклонениях в стоимости приобретенных материалов, исчисленной в фактической себестоимости заготовления и учетных ценах. Счет может иметь дебетовое или кредитовое сальдо. Наличие дебетового сальдо свидетельствует о положительном отклонении фактической себестоимости материалов от учетной цены, по которой материалы учитываются по дебету счета 10; наличие кредитового сальдо – об отрицательном отклонении. Особенности учета материалов при имеющихся остатках на счетах 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" рассмотрим на следующем примере. Пример 1. На 1 марта остаток материалов на складе предприятия, учитываемых по учетной цене на счете 10-1 "Материалы", составил 23 600 руб. Сумма положительных отклонений, отражаемая по дебету счета 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", составила 4 750 руб. Остаток материалов в пути, учитываемый по фактической себестоимости на дебете счета 15, составил 23 400 руб. В течение отчетного месяца совершены хозяйственные операции, приведенные в табл. 3. Таблица 3 «Журнал хозяйственных операций»
Дата
Содержание хозяйственной операции
Корреспондирующие счета
Оценка, руб.
Д-т
К-т 2 марта Акцептован счет поставщика материалов
15
60
32340 2 марта Оприходованы материалы на склад
10-1
15
32340 3 марта Акцептован счет транспортной организации за доставку материалов 2 марта
15
60
2100 6 марта Акцептован счет сторонней организации за посреднические услуги, связанные с приобретением материалов 2 марта
15
60
1360 10 марта Материалы списаны в основное производство
20
10-1
28900 12 марта Оприходованы материалы, расчетные документы на которые поступили в феврале (числились как материалы в пути)
10-1
15
16570 14 марта Акцептован счет транспортной компании за доставку материалов, которые были получены в январе
15
60
3640 18 марта Акцептован счет поставщика материалов
15
60
34820 18 марта Оприходованы материалы
10-1
15
34820 24 марта Акцептован счет транспортной компании за доставку материалов 18 марта
15
60
4740 25 марта Списаны материалы в производство
20
10-1
44260 26 марта Акцептован счет сторонней организации за посреднические услуги, связанные с приобретением материалов, которые еще не поступили в организацию
15
60
12850 28 марта Акцептован счет поставщика материалов, которые еще не поступили в организацию
15
60
11600 29 марта Оприходованы материалы, расчетные документы на которые поступили в феврале (числились как материалы в пути)
10-1
15
3200

2.3 Аналитический учет материалов Аналитический учет ПЗ на предприятиях может вестись различными методами: - количественно-суммовой; - сальдовый (оперативно-бухгалтерский). Количественно-суммовой метод имеет два варианта. При первом варианте в бухгалтерии на каждый вид МЦ открываются карточки аналитического учета, которые в основном идентичны карточкам складского учета, но остатки МЦ в них ведутся не только в натуральном выражении, но и в денежном. Записи производятся на основании приходных и расходных документов. Карточки хранятся по номенклатурным номерам. В карточках подсчитываются итоги прихода, расхода и выводят остатки на начало следующего месяца. Ежемесячно составляются сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости. Итогово-суммовые данные сверяются с данными синтетического учета, а натуральные показатели сверяются с данными складского учета. Недостаток: дублирование данных в карточках сортового и аналитического учета. Этот вариант применяется на отдельных предприятиях с ограниченной номенклатурой.
При втором варианте в бухгалтерии карточки не ведутся. Сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости составляются непосредственно на основе первичных документов по номенклатурным номерам, видам, группам материалов по каждому цеху в отдельности. Суммовые итоги сверяются с сальдо синтетического учета, а натуральные показатели сверяются по каждому номенклатурному номеру в карточках складского учета. Этот вариант тоже условный. Организация ООО «Никма» пользуется самым распространенным методом аналитического учета - сальдовый, обеспечивающий единство оперативного, складского и бухгалтерского учета (оперативно-бухгалтерский метод). При этом методе учета на складе учет в карточках ведется только в натуральном выражении, а в бухгалтерии - выражаются в разрезе групп по каждому складу индивидуально. Контроль осуществляется бухгалтерией. Работник бухгалтерии систематически проверяет правильность оформления первичных документов, полноту и своевременность записей. Остатки МЦ, выводятся в карточках складского учета, подтверждаются подписью бухгалтера и производится приемка бухгалтером первичных документов. Количественные остатки в карточках складского учета по окончании месяца переносятся материально-ответственными лицами в ведомость учета остатков материалов на складе - сальдовую книгу, после проверки которой производится таксировка ПЗ по учетным ценам для получения стоимости по каждой группе МЦ и общего итога по складу. Регистрами аналитического учета движения ПЗ при этом методе являются накопительные ведомости по приходу и расходу материалов и групповые оборотные ведомости, которые ведутся в стоимостном выражении. Ведомости ведутся по каждому из складов в разрезе субсчетов и групп МЦ. В конце месяца они используются для составления групповых оборотных ведомостей по каждому складу. Правильное ведение складского учета проверяется путем сопоставления стоимостных итогов по каждой группе материалов в сальдовой книге с аналитическими остатками в групповой оборотной ведомости. При обнаружении расхождений составляется сортовая оборотная ведомость по тем материалам, по которым выявлено расхождение. Периодически итоговые данные накопительных ведомостей по приходу и расходу записываются в соответствующие разделы ведомости движения МЦ. Для выявления поступления ПЗ (включая материалы собственной выработки) в конце месяца составляется справка, в которую переносятся дебетовые обороты из других учетных регистров. Данные этой справки о фактической себестоимости ПЗ переносятся в приходную часть ведомости о движении МЦ. Сюда же из ведомости предшествующего месяца переносятся остатки на начало месяца по учетным ценам и фактической себестоимости. По окончании месяца в ведомости движения МЦ выводятся конечные остатки ПЗ по учетным ценам и фактической себестоимости. Остатки МЦ выводят в итоговые данные сальдовой книги (ведомости). А те же остатки по фактической себестоимости должны соответствовать счету материала главной книги. Так увязываются данные сортового аналитического учета и синтетического бухгалтерского учета ПЗ. Сальдовый метод получил широкое распространение и является наиболее рациональным в различных условиях. Применение этого метода дает возможность ликвидировать параллелизм в БУ. В условиях использования современной ВТ этот метод учета дает наиболее точные данные о наличии, использовании и движении МЦ.
2.4 Современные программы по бухгалтерскому учету
На сегодняшний момент существует множество программ для ПК облегчающих труд бухгалтера. Большинство программ имеют универсальный характер и включают в себя основной перечень операций бухгалтерского учета и отчетности. Есть и такие программы, которые специализируются лишь на отдельных участках работы бухгалтера. Так, например, программные продукты «Феликс» делятся по отдельным направлениям таким как: Касса Банк Кредиторы Заработная плата Учет ОС Главная книга Материалы Блок программ "МАТЕРИАЛЫ" позволяет пользователю организовать учет как в бухгалтерии, так и на складах. Основным преимуществом этой программы является быстрая работа с большими базами данных и возможность учета любой номенклатуры материалов, товаров, продуктов, ГСМ и т.д. Для ведения учета применен метод оборотных ведомостей с возможностью быстрого просмотра движения по материалу в любом месяце. Каждый объект описывается следующими характеристиками: наименование, единица измерения, содержание в упаковке, индекс; бухгалтерский счет, номер склада, МОЛ (кладовщик); цена приобретения (без НДС), цена продаж, количество; остаток на начало и на конец месяца, приход расход за месяц. При одинаковом наименовании и индексе материала, но при разной цене или разном значении содержания в упаковке, материал учитывается по разным позициям. Технология работы с программой проста и доступна: оформляются приходные, расходные документы на склад (выбор существующих материалов из справочника); система автоматически формирует остатки материала для картотеки; функция расчета оборотов за месяц формирует данные для оборотной ведомости и для блоков программ "ДЕБИТОРЫ-КРЕДИТОРЫ", "ГЛАВНАЯ КНИГА" (проводки в главную книгу, данные для формирования ж.о.). Оборотные ведомости могут быть сгруппированы по МОЛ, бухгалтерским счетам, складам. Такие программы присутствуют на Российском рынке, но все же основная часть организаций на территории РФ пользуется такими универсальными программами как: «Парус», «Инфо-Бухгалтер» и 1С «Бухгалтерия» Рисунок 1 Доля компаний на рынке бухгалтерского и управленческого ПО в России Система программ «1С: Предприятие 8.0» включает в себя платформу и прикладные решения, разработанные на ее основе, для автоматизации деятельности организаций и частных лиц. Сама платформа не является программным продуктом для использования конечными пользователями, которые обычно работают с одним из многих прикладных решений (конфигураций), разработанных на данной платформе. Такой подход позволяет автоматизировать различные виды деятельности, используя единую технологическую платформу.
Гибкость платформы позволяет применять «1С: Предприятие 8.0» в самых разнообразных областях, таких как: автоматизация производственных и торговых предприятий, бюджетных и финансовых организаций, предприятий сферы обслуживания и т.д. поддержка оперативного управления предприятием;
автоматизация организационной и хозяйственной деятельности; ведение бухгалтерского учета с несколькими планами счетов и произвольными измерениями учета, регламентированная отчетность; широкие возможности для управленческого учета и построения аналитической отчетности, поддержка многовалютного учета; решение задач планирования, бюджетирования и финансового анализа; расчет зарплаты и управление персоналом; другие области применения. ПАРУС-Предприятие 7 Назначение системы Система «ПАРУС-Предприятие 7» предназначена для малых и средних хозрасчетных предприятий различной отраслевой принадлежности (торговля, сфера услуг, элементарное производство, реклама и СМИ, общественное питание, туризм, иностранные компании и др.). Это простая, удобная, но в то же время мощная полнофункциональная система, позволяющая автоматизировать бухгалтерский учет, основные торговые процессы и складской учет, расчет заработной платы и кадровый учет. Может эксплуатироваться как на одном, так и на нескольких (в пределах 15-20) объединенных в локальную сеть компьютерах.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уменьшение удельных расходов материальных ресурсов способствует увеличению внутрихозяйственных накоплений. Это особенно важно в современных условиях, когда прибыль является главным источником образования фондов экономического стимулирования. Таким образом, рациональное использование материальных ресурсов является важнейшим фактором снижения материалоемкости и себестоимости продукции (работ, услуг), повышения прибыльности и рентабельности производства. Но не только в этом проявляется влияние экономии на финансы предприятия. Стоимость материальных ресурсов составляет основную часть оборотных средств. Ускорение их оборачиваемости имеет большое значение, т. к. в этом случае на каждый рубль оборотных средств производится больший объем продукции. Снижение удельных расходов материалов уже означает ускорение оборачиваемости, и, кроме того, уменьшаются денежные затраты на образование производственных запасов, высвободившиеся оборотные средства используются на расширение производства в рамках данного предприятия, т. е. на увеличение объема производства без привлечения дополнительных оборотных средств. Следовательно, рациональное использование материальных ресурсов положительно влияет на всю совокупность показателей производства. Поэтому на практике для любого предприятия (организации) важно соблюдать режим экономии на всех уровнях производства, нужно ориентироваться на ресурсосбережение. Исключительно большое значение имеют организационные, экономические и правовые мероприятия, направленные на снижение материалоемкости и себестоимости продукции. Организационные мероприятия включают в себя: - повышение на основе внедрения достижений научно - технического прогресса уровня организации производства; - организация обмена оперативной информацией о поставках материальных ценностей и выработка требований к поставленным видам ресурсов, срокам, формам и видам поставки. Экономические мероприятия предусматривают: - экономическое обоснование предложений, направленных на улучшение использование ресурсов и управления ими, а также их экономический анализ; - материальную ответственность управленческих служб и подразделений предприятия, отделов, бригад, рабочих и служащих за перерасход и небрежное отношение к материальным ресурсам из-за невыполнения основных требований технологических процессов и др. К правовым мероприятиям относятся: разработка внутрипроизводственных нормативных актов по рациональному использованию и эффективному управлению ресурсами. И, наконец, как на уровне отдела, подразделения, предприятия, так и на уровне промышленности в целом, без надлежащего учета и экономии она просто невозможна. Поэтому важную роль в системе мер, направленных на экономию материальных ресурсов, снижение материалоемкости и себестоимости продукции играет рационально организованный учет материалов на организации, осуществленный в соответствии с поставленными задачами учета, контроля и анализа использования материалов на производстве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гражданский кодекс РФ. Части 1 и 2. – М.: Проспект, 1998 2. Федеральный закон от 21.11.96 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» – www.kadis.ru 3. Налоговый кодекс РФ. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-ФЗ– www.kadis.ru 4. Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов – ПБУ 5/01. – М.: ООО ИИА «Налог-Инфо», ООО «Статус-Кво97» 2006 5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. – М.: ООО ИИА «Налог-Инфо», ООО «Статус-Кво97» 2006 6. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. от 28.12.01 г. №119н – www.kadis.ru 7. Бабаева Ю.А. «Бухгалтерский учет материалов и товаров» - М.: ООО «ТК Велби» 2006 8. Газета «Ведомости» от 02.10.06 9. Головизина А.Т., Архипова О.И. «Теория бухгалтерского учета» Курс лекций – М.: ООО «ТК Велби» 2002 10. Жуков В.Н. “Учет операций по приобретению и заготовлению материально-производственных запасов”. – М.: ООО Печать «Бухгалтерский учет 5`2000» 11. Кизилов А.Н., Макаренко Е.Н. «Учет материально-производственных запасов в коммерческих организациях» Бухгалтерский Учет 2005 12. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет», учебное пособие. 5-е издание.,перераб. и доп. М.: ИНФРА-М 2005 13. Макальская М. Л., Денисов А. Ю."Самоучитель по бухгалтерскому учёту". Учебное пособие. Издание 10-е, перераб. и доп – М.: ОАО "ДИС", 2002. 14. Таран М.И. «Бухгалтерский учет материально-производственных запасов» Экзамен 2005 15. www.aiskhp.ru 16. www.buh.ru – Сайт компании 1С 17. www.Bux.1C.ru 18. www.dict-cons.ru 19. www.kourkz.com – Сайт компании «Феликс» 20. www.optim.ru - Сайт компании Инфо-Бухгалтер 21. www.parus.ru – Сайт компании Парус


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.