Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Объекты оценки имущества

Содержание
Введение 1. Имущественный потенциал предприятия 2. Оборотные активы предприятия 3. Учет основных средств
4. Документальное оформление, аналитический и синтетический учет движения основных средств 5. Учет материально-производственных запасов 6. Документальное оформление, аналитический и синтетический учет движения материально-производственных запасов 7. Зарубежный опыт организации учета и оценки имущества Заключение Список используемой литературы
Введение В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете. Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности. Информация о хозяйственных операциях, произ­веденных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной инфор­мации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и кор­ректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной де­ятельности конкретного предприятия. В условиях Российской Федерации переход к рынку сопровождается для многих предприятий попаданием в зону хозяйственной неопределенности и повышенного риска, так как именно имущество дает гарантию независимости и надежности предприятия. Большинство хозяйствующих субъектов стало перед необходимостью объективной оценки своих активов. Одним из важнейших критериев оценки деятельности любого предприятия, имеющего своей целью получение прибыли, является эффективность использования имущества и раскрытие имущественного потенциала. Вне зависимости от организационно-правовых видов и форм собственности источниками формирования имущества любого предприятия являются собственные и заемные средства. Это основной источник пополнения средств предприятия. 1. Имущественный потенциал предприятия Основной признак предприятия - наличие в его собственности и хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества. Именно он обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность. Без определенного имущества не могут осуществлять свою деятельность ни крупные, ни малые предприятия, ни индивидуальные предприниматели. Имущество, находящиеся в собственности предприятия подразделяются на недвижимое и движимое. К недвижимому имуществу относятся: земельные участки и все что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения. Движимое имущество: включает в себя вещи не относящиеся к недвижимым, включая деньги и ценные бумаги. Помимо деления имущества предприятия на движимое и недвижимое, оно подразделяется на внеоборотные и оборотные активы, которые отличаются друг от друга не только физической формой, но и ролью, местом в производственном процессе, можно представить в виде типовой схемы: Рисунок № 1. Состав внеоборотных актов Внеоборотные активы Длительно иммобилизованные фонды Временно иммобилизованные фонды Основные фонды Нематериальные активы Капитальные вложения Долгосрочные финансовые влложения Общим признаком внеоборотных актов является длительный жизненный цикл – не меньше года. Он обуславливает длительность процесса амортизации и низкую скорость их оборота. Отсюда и название – внеоборотные или низкооборотные активы. Их также называют иммобилизованными фондами. На предприятиях состав и структура внеоборотных активов может существенно различаться. Однако, как правило, главной составляющей для большинства предприятий является длительно иммобилизованные фонды, а среди них – основные фонды. Основные фонды - это материально-вещественные ценности. Действующие в жизненной натуральной форме в течение длительного периода времени и утрачивающие свою стоимость по частям. В зависимости от характера участия основных фондов в процессе расширенного воспроизводства они подразделяются на производственные и непроизводственные основные фонды. Производственные основные фонды функционируют в сфере материального производства, неоднократно участвуют в процессе производства, изнашиваются постепенно, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт по частям по мере пользования. Пополняются они за счет капитальных вложений. Непроизводственные основные доходы – жилые дома, детские и спортивные учреждения, столовые. Стоимость их исчезает в потреблении. Фонд возмещения не создавая. Воспроизводятся они за счет национального дохода.
Несмотря на то, что непроизводственные основные фонды не оказывают непосредственного влияния на объем производства и рост производительности труда, их постоянное увеличение неразрывно связано с улучшением благосостояния работников предприятия, с повышением материального и культурного уровня их жизни, что в конечном счете влияйте на результаты деятельности предприятий.
В условиях рыночной экономики основные фонды – главная предпосылка, обеспечивающая дельнейший экономический рост за счет всех факторов интенсификации производства. Основные производственные фонды – это огромное количество средств труда, которые не смотря на свою экономическую однородность, отличаются целевым назначением, сроком службы. (от их объема зависит производственная мощность, предприятия, уровень технической вооруженности труда, накопление основных факторов и повышение технической вооруженности труда обогащают процесс труда, придают труду творческий характер). Отсюда возникает необходимость классификации основных фондов, по определенным группам, учитывающим специфику производственного назначения различных видов фондов. По действующей видовой классификации основные производственные фонды предприятия делятся на следующие группы: - земельные участки и объекты предприятия; - здания; - сооружения; - машины и оборудование; - транспортные средства; - производственный и хозяйственный инвентарь; - рабочий скот; - продуктивный скот; - многолетние насаждения. Соотношение отдельных групп, основных фондов в их общем объеме представляет производственную структуру основных фондов. Обществу не безразлично, в какую из групп основных доходов вкладывается средства. Оно заинтересованно в оптимальном повышении удельного веса машин и оборудования – активной части фондов, которые обслуживают решающие участки производства и характеризуют производственные возможности предприятия по выпуску тех или иных изделий. Здания, сооружения, инвентарь, обеспечивающие нормальное функционирование активных элементов основных фондов, относятся к пассивной части основных фондов. Чем выше доля оборудования в стоимости основных производственных фондов, тем больше выпуск продуктов, тем выше показатель фондоотдачи. Учет и планирование основных фондов ведутся в натуральной и денежной формах, при оценке основных фондов в натуральной форме устанавливается число машин, их производительность, мощность. Денежная, или стоимостная оценка основных фондов необходимо для планирования расширенного воспроизводства основных фондов, определения степени износа и размера амортизирующих отчислений. Существует несколько видов оценок основных фондов, связанных с длительным участием их постепенным снашиванием в процессе производства, изменением за этой чертой условий воспроизводства по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости. Основные производственные фонды в процессе их эксплуатации изнашиваются. Различают два вида износа – физический и моральный. Под физическим износом понимают постепенную утрату основными фондами своей первоначальная замена морально устаревшей техники приводит к тому, что на ней производится более дорогая и худшего качества продукция по сравнению с изготавливаемой на более совершенных машинах и оборудовании. Это совершенно не допустимо в условиях рыночной конкуренции. Основным источником покрытия затрат, связанных с обновлением основных фондов, в условиях перехода к рыночным отношениям, самофинансирования предприятий являются собственные средства предприятия. Они накапливаются в течение всего срока службы основных фондов в виде амортизационных отчислений. 2. Оборотные активы предприятия Имуществом предприятия являются также оборотные активы (оборотные средства), которые представляют собой совокупность оборотных фондов и фондов обращения в денежные форме. Для обеспечения бесперебойного процесса производства наряду с основными производственными фондами необходимы предметы труда, материальные ресурсы. Предметы труда вместе со средствами труда участвуют в создании продуктов труда, его потребительной стоимости и образований стоимости. Наличие у предприятий достаточных обработанных средств является необходимой предпосылкой для его нормального функционирования в условиях рыночной экономики. Состав оборотных средств К оборотным производственным фондам промышленных предприятий относится часть средств производства, вещественные элементы, которых в процессе труда, в отличие производственных фондов, расходуются в каждом производственном цикле основных фондов, и их стоимость переносится на продукт труда целиком и сразу. Вещественные элементы оборотных фондов в процессе труда претерпевают изменения своей натуральной формы и физико-химических средств. Они теряют свою потребительскую стоимость по мере их производственного потребления. Новая потребительская стоимость возникает в виде выработанной из них продукции. Оборотные производственные фонды предприятий состоят из трех частей: - производственные запасы; - незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления; - расходы будущих периодов. Производственные запасы – это предметы труда, подготовленные для запуска производственного процесса, состоят из сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, горючего, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, тары и тарных материалов, запасных частей для текущего ремонта основных фондов. Незаверенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления – это предметы труда, выступившие в производственный процесс: материалы, детали узлы и изделия, находящиеся в процессе обработки или сторки, а также полуфабрикаты собственного изготовления, незаконченные полностью производством. В одних цехах, предприятия и подлежащие дальнейшей обработке в других цехах того же предприятия. Расходы будущих периодов – это невещественные элементы обработанных фондов, включающих затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде (квартал, год), но относятся на продукцию будущего периода. Обработанные производственные фонды в своем движении также связаны с фондами обращения, обслуживающими сферу обращения. Они включают в себя продукцию на складах, товары в пути, денежные средства и средства в расчетах с потребителями продукции, в частности, дебиторскую задолженность. Совокупность денежных средств предприятия, предназначенных для образования оборотных средств и фондов обращения, составляют оборотные средства предприятия. Одна из таких задач в условиях перехода к рыночной экономике интенсификация производства при неуклонном соблюдении принципа ресурсосбережения. В общей системе мероприятий по обеспечению режима экономики основное место зажимает экономия предметов труда, под которой принято понимать уменьшение затрат сырья, материалов, топлива, единицу продукции, разумеется, без какого бы тони было ущерба для качества, надежности и долговечности изделия.
Экономическое значение экономии оборотных фондов в современных условиях выражается в следующем. - Снижение удельных расходов сырья, материалов, топлива обеспечивает производству большие экономические выгоды. Дает возможность из данного количества материальных ресурсов вырабатывать больше готовой продукции и выступает поэтому как одна из серьезных предпосылок увеличения масштабов производства.
- Экономия материальных ресурсов способствует улучшению использования производственных мощностей и повышению производительности труда. Экономия материальных ресурсов влечет за собой экономию затрат живого труда: сокращается относительный расход рабочей силы на транспортировку материалов, их отгрузку и выгрузку, на их хранение. - Экономия материальных ресурсов способствует снижению себестоимости промышленной продукции. В настоящее время на долю материальных затрат приходится ¾ всех издержек производства. - Существенно влияет на снижение себестоимости продукции, экономия материальных ресурсов оказывает положительное воздействие и на финансовое состояние предприятия. Экономическая эффективность улучшения использования и экономия оборотных фондов весьма велики, поскольку они оказывают положительное воздействие на все стороны производственной и хозяйственной деятельности предприятия. 3.Учет основных средств Основные средства (О.С.) – часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, при выполнении работ или оказания услуг либо для управления предприятия в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный оперативный цикл, если он превышает 12 месяцев. С 1 января 2001 года Минфин России отказался от стоимостного критерия отнесения предметов либо к основным средствам, либо к материалам. Таким образом, после внесения соответствующих измененные акты, регулирующие вопросы бухгалтерского учета производственных запасов в качестве инвентаря и хозяйственных принадлежностей и будут учитываться любые средства труда со сроком службы менее 12 месяцев независимо от их стоимости. Не относятся к основным средствам и учитываются в обороте предприятиям в составе средств в обороте предметы, используемые в течение периода менее 12 месяцев. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. В соответствие с общероссийским классификатором основных фондов, утвержденных Постановлением Госкомитета РФ по стандартизации, литрологии и сертификации от 26.12.1994 г. № 359, и основным средством относятся: здания, сооружения рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструменты и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие основные средства. К основным средствам относятся также капитальные вложения в коренное улучшение земель и в арендные объекты основных средств. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности предприятия земельные участки, объекты природопользования. По функциональному назначению основные средства подразделяются на: - средства основного вида деятельности включая объекты, непосредственно участвующие в производственном процессе; - обновление средств других производственных отраслей объединяют основным средством, занятие в производственной, но не основной деятельности; - основные средства непроизводственных отраслей включают основные средства жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, социального обеспечения, образования и др. В зависимости от того, как используются объекты основных средств в производственно-хозяйственной деятельности, различают действующие, находящиеся в запасе и бездействующие. По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные. Основные средства имеют первоначальную, восстановительную, остаточную и рыночную стоимость. Основные средства применяются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая определяется в зависимости от способа поступления объектов на предприятие. Первоначальная стоимость основных средств, приобретается за зарплату (в т. ч. бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат предприятия на приобретение, сооружение и изготовление за исключением налога на добавочную стоимость (НДС) и иных возмещенных налогов. Фактические затраты на приобретение, содержание и изготовление основных средств слагаются из суммы, утрачиваемых поставщиком и подрядчиком; за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; вознаграждений, уплачиваемых посредническим организациям; регистрационных сборов, государственных пошлин, не возмещаемых налогов и других положениях платежей, производственных в связи с приобретением прав на объектах основных средств; иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств и затрат по доведению их до состояния, в которым от пригодны к использованию. Первоначальная стоимость основных средств, внесенных в счет впадать в устойчивый капитал предприятия, признается их денежная оценка, согласованная учредителями. Первоначальная стоимость основных средств, полученных предприятием по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, признается их рыночная стоимость на дату оприходования с учетом затрат по доставке этих объектов. Первоначальная стоимость основных средств, приобретенных по договорам, предусматривающем исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, предназначается стоимость товаров, переданных или подлежащих передаче предприятием. Стоимость товаров, переданных или подлежащих передаче, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно предприятие определяет стоимость аналогичных товаров. Затраты по доставке объектов основных средств относятся организациями – получателями на увеличение первоначальной стоимости объекта. Оценка объектов основных средств, стоимость которых при приобретении определена в непосредственной полноте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату приобретения предприятием объектов. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается лишь в случаях на достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации или правоведения работ капитального характера. Под восстановительной стоимостью основных средств понимается стоимость их воспроизводится в современных условиях. Для определения восстановительной стоимости производится переоценка основных средств. В процессе эксплуатации основных средств теряют свои первоначальные свойства, т. е. физические и моральные изнашиваются. Соответственно их стоимость по мере износа уменьшается на его величину. Остаточная стоимость представляет собой разницу между первоначальной (восстановительной) стоимостью объекта основных средств и суммой начисленного износа.
При определении рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций – изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики; торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературы; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств. Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечивать выполнение следующих задач:
- правильное оформление документов и своевременное отражение в учете поступления основных средств, их внутреннего перемещения, выбытия; - достоверное определение результатов от реализации и прочего выбытия основных средств; - полное определение затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии; - контроля за сохранностью основных средств, принятых к учету. 4. Документальное оформление, аналитический и синтетический учет движения основных средств Поступление основных средств оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств (ф.№ ОС-1), к которым прилагается техническая документация на данный объект. После постановки бухгалтерией объекта основных средств на учет техническая документация по нему передается в подразделение по месту эксплуатации. В акте приемки передачи основных средств указывается: - принимаемая и передающая стороны, - наименования объекта, его первоначальная стоимость и краткая характеристика, - год выпуска и дата ввода в эксплуатацию, - номер технического паспорта. Поступление на предприятие оборудования, требующего монтажа, оформляется актом о приемке оборудования (ф. № ОС-14). Если в процессе приемки оборудования обнаружены какие-либо недостатки, они реконструируются в акте о выявленных дефектах оборудования (ф. № ОС-16). При передаче оборудования в монтаж выписываются акты приемки – передачи в монтаже (ф. № ОС-15). Каждому вновь поступившему объекту присваивается инвентарный номер. Он отражается в первичных документах и сохраняется на весь период нахождения основных средств на данном предприятии. Аналитический учет основных средств организуется с помощью инвентарных карточек основных средств (ф. № ОС-6). В карточке указывается: - наименование; - назначение; - характеристика объекта; - организация изготовитель; - модель; - тип; - марка; - структурное подразделение, осуществляющее эксплуатацию; - первоначальная стоимость; - срок полезного использования; - норма амортизации. Инвентарные карточки регистрируются в описи инвентарных карточек основных средств (ф. № ОС-7). Если на предприятии применяется автоматизированная форма бухгалтерского учета, то ведение картотеки компьютеризуется. При небольшой номенклатуре основных средств допускается ведение инвентарной книги их учета. Учет основных средств организуется по каждой классификационной группе и местам эксплуатации. В процессе эксплуатации основных средств изнашивается и требуют периодического ремонта. Если ремонтные работы осуществляются за пределы подразделения, осуществляющего эксплуатацию объекта, то его движение оформляется с помощью акта (накладной), приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1) и акта приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3). В целях, которых за своевременным получением основных средств из ремонта инвентарные карточки в картотеке переставляются в группу “Основные средства в ремонте”. При поступлении основных средств из ремонта производится соответствующее перемещение инвентарных карточек. Выбытие основных средств осуществляется - в результате реализации на сторону; - списания в случае морального и физического износа; - передачи в виде выхода в утраченный капитал других организаций; - ликвидации при авариях; - по другим причинам. Для определения непригодности объектов основных средств и дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности их восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов на предприятии приказом руководителя может быть создана постепенно действующая комиссия. В ее состав входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. В компетенцию комиссии входит: - осмотр объекта, подлежащего списанию, установление непригодности его к восстановлению и дальнейшему использованию; - определение причин списания объекта. Результаты примятого комиссией решения оформляется актом на списание средств (ф. ОС-4) или актом на списание автотранспортных средств (ф. № ОС-4а). В актах указываются следующие данные, характеризующее объект: - дата принятия объекта к учету; - год изготовления; - дата ввода в эксплуатацию; - срок полезного использования; - первоначальная стоимость; - сумма начисленной амортизации, - проведенные ремонты; - причины выбытия; - состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов. Акты утверждаются руководителем, предприятия. На их состояние в инвентарной карточка (инвентарной книге) производится отметка о выработки объекта основных средств. Инвентарные картотеки по выбывшим объектам основных средств сохраняются в течение срока, определяемого руководителем предприятия. Реализация объектов основных средств на строну, передача по договору дарения, в обмен на другой товар оформляется актом (накладной) приемки – передачи основных средств (ф. № ОС-1). На основании акта бухгалтерия предприятия производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта и предлагает указанную картотеку к акту. Об изъятии карточек на выбывший объект делается отметка в документе, отправляемом по месту нахождению объекта (инвентарной книге). Списание стоимости указанных основных средств на основании акта приемки-передачи (ф. № ОС-1) с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта. Перемещение объектов основных средств между структурными подразделениями предприятия и возврата арендуемого объекта основных фондов также оформляется актом приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1). Поступление основных средств на предприятие рассматривается как процесс капитальных вложений и отражается с использованием счетов 07 “Оборудование к установке” и 08 “Капитальные вложения”. Счет 07 “Отношение к установке” предназначен для обобщения информации о наличии и движении технологического, энергетического и производственного оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся объектах капитальных вложений. Приобретение оборудования за плату у других предпринимателей и лиц регистрируется по дебету счета 07 в корреспонденции с кредитом счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”.
Аналитический учет по счету 07 “Оборудование к установке” ведется по местам хранения оборудования. Стоимость оборудования, сданного в монтаж списывается с кредита счета 07 в дебет счета 08 “Капитальные вложения”. Этот счет предназначен для обобщения информации об инвестициях предприятий в основных средствах.
Поступление на предприятие объектов основанных средств, не требующих монтаж, отражается непосредственно по дебету счет 08 в корреспонденции с кредитом счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”. Стоимость объектов основных средств принятых в эксплуатацию, списывается с кредита счета 08 в дебет счета 01 “Основные средства”. Сальдо по счету 08 “Капитальные вложения” отражает величину капитальных вложений предприятия в незавершенное строительство и приобретение основных средств. Аналитический учет по счету 08 “Капитальные вложения” ведется: по капитальным вложениям, связанным со строительством и приобретением основных средств, по каждому строящемуся или приобретаемому объекту основных средств. Счет 01 “Основные средства” предназначается для обобщения информации о наличии и движения основных средств, принадлежащих предприятию на праве собственности и взятых в долгосрочную аренду. Стоимость основных средств, взятых в краткосрочную аренду, отражается на забалансовом счете 001 “Арендованные основные средства” Основные средства, передаваемые в досрочную аренду, учитываются на счете 03 “Доходные вложения и материальные ценности”, если по договору они продолжают числиться на балансе арендодателя. Если по договору аренды основные средства должны учитываться на балансе арендатора, то они переводятся у арендодателя на забалансовый счет 021 “Основные средства, сданные в аренду”. При выбытии объектов основных средств на первоначальная (восстановительная) стоимость с кредита счета 01 в дебет счета 47 “Реализация и прочие выбытие основные средства”. Аналитический учет по счету 01 “Основные средства” выдается по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств. Хозяйственные операции отражающие движение основных средств, в рамках журнально-ордерной форме учета отражается в ведомостях №№ 10, 18, 18/1 и журнале-ордере № 13. В условиях автоматизированной формы учета применяются машинограммы по счетам 01, 03, 07, 08, 47, 001, 021.
5. Учет материально-производственных запасов Материально-производственные запасы – это часть имущества, используемая при производстве продукции, для управленческих нужд предприятия или предназначена для продажи. По функциональной роли и назначению они подразделяются на следующие группы: сырье и материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали, топливо, тара и другие материалы, запасные части, прочие материалы, строительные материалы. Сырье и материалы образуют вещественную основу вырабатываемой продукции. К сырью обычно относят продукты сельского хозяйства добывающей промышленности. Материалы подразделяются на основные и вспомогательные. Такое деление условно и зависит количества применяемого одного и того же материала в разных видах продукции, от характера технологии и других факторов. Вспомогательные материалы не образуют основу изготавливаемой продукции, а лишь способствуют преобразованию сырья и основных материалов. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, детали представляют собой незаконченные обработкой изделия или конструктивные элементы, являющиеся частью изделия. Они либо подвергаются дальнейшей обработке, либо присоединяются к изделию. Топливо по своему назначению делится на технологическое (для технологических нужд производства), двигательное (горючее для двигателей внутреннего сгорания) и хозяйственное (на отопление). Тара предназначена для упаковки и хранения готовой продукции и бывает двух видов: инвентарная (контейнеры, поддоны и др.) и неинвентарная (детали для сборки ящиков, бочковая клетка и др.). Строительные материалы используются непосредственно в процессе строительных и монтажных работ. В качестве единицы бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается номенклатурный номер, разрабатываемый предприятием в разрезе их наименований и однородных групп. Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью материально-производственных запасов признается сумма фактических затрат на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. В состав фактических затрат на приобретение материально-производственных запасов могут включаться: - суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику; - суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов; - таможенные пошлины и иные платежи; - не возмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением материально-производственных запасов; - вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям; - затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию, оплате процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением запасов и произведены до даты оприходования материально-производственных запасов на складах предприятия. При заготовлении на предприятии материально-производственных запасов их фактическая себестоимость определяется, исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. В случае получения материально-производственных запасов в виде вклада в уставной капитал предприятия их фактическая себестоимость определяется, исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями. При получении материально-производственных запасов по договору дарения их фактическая себестоимость определяется, исходя из рыночной стоимости на дату оприходования. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, приобретенных по договору в обмен на другое имущество, определяется исходя из себестоимости этого имущества. При этом стоимость такого имущества устанавливается, исходя из цены по которой в сравнимых обстоятельствах предприятие обычно определяет его стоимость. Если в течение года цена на материально-производственные запасы снизилась, либо они материально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, то стоимость таких материально-производственных запасов может быть скорректирована до цены возможной реализации с отношением разницы в ценах на финансовые результаты предприятия. Материально-производственные запасы, не принадлежащие предприятию, но находящиеся в его пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на балансирование счета в оценке, предусмотренной в договоре. Производственные запасы, принадлежащие предприятию, но находящиеся в пути, либо переданные покупателю в залог, принимаются к бухгалтерскому учету в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.
Оценка материально-производственных запасов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях, путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующей на дату принятия к бухгалтерскому учету запасов по договору. 6.Документальное оформление, аналитический и синтетический учет движения материально-производственных запасов
Производственные запасы поступают на предприятие от поставщиков, через подотчетных лиц, закупивших ценности за наличный расчет, в результате списания пришедших в негодность основных средств, а также из собственного производства. Оперативный учет поступления материалов осуществляет отдел материально-производственного снабжения. В этот отдел передаются полученные от поставщиков документы (спецификации, сертификаты, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и др.) на отгруженные в адрес предприятия материалы. Здесь производится проверка соответствия отгрузки условиям договора поставки по ассортименту, количеству, цены, срокам и делаются записи в журнале учета поступающих грузов (ф. № М-1). В нем отражаются: регистрационный номер ми дата записи, наименование поставщика, дата и номер транспортного документа, дата и номер товарного документа, отметка об оплате счетов или отказе от акцента. Если поставка материалов по условиям договора осуществляется без предоплаты, то решается вопрос об оплате за приобретаемые ценности. Для получения материалов со станции железной дороги, аэропорта экспедитору под расписку выдается доверенность (ф. № М-2 или ф. № М-2а), которая регистрируется в журнале учета выданных доверенностей. Если в процессе приемки товарно-материальных ценностей от транспортной организации будут обнаружены признаки нарушения или отсутствия пломб грузоотправителя, порчи и повреждения упаковки, тары, то экспедитор должен потребовать проверки груза. Результаты такой проверки оформляются коммерческим актом. Этот акт служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или грузоотправителю. Экспедитор доставляет материальные ценности на склад предприятия и сдает кладовщику, который должен их тщательно проверить на соответствие количества, ассортимента и качества данным, указанным в сопроводительных документах. При отсутствии расхождений поступившие ценности оприходуются на склад путем составления приходного ордера (ф. № М-4), в котором указываются: наименование поставщика и поставляемых ценностей, единица измерения, количество, цена, сумма, дата составления документа, склад, номера сопроводительных документов и др. Если количество или качество прибывших ценностей не совпадает с данными сопроводительных документов, то груз принимает комиссия по акту о приемке материалов (ф. № М-7). В состав комиссии обязательно входят материально-ответственное лицо (заведующий складом или кладовщик) и представитель поставщика. В акте указывается: место и дата составления, поставщик и получатель, наименование груза, его количество по документам и фактически в натуральном и денежном выражении. Акт составляется в 2-х экземплярах и утверждается руководителем предприятия. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию для учета движения материальных ценностей, второй – в отдел материально-технического снабжения. Для предъявления претензий виновнику. Этот акт составляется также при приемке материалов, поступивших без документов. Оприходование материалов, приобретенных за наличный расчет через подотчетные лица, также оформляются приходным ордером (ф. № М-4). Он составляется в 2-х экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию для учета движения материальных ценностей, другой – прикладывается к авансовому отчету для подтверждения факта поступления материалов на склад. Оформление передачи на склад деталей, запасных частей и других материалов, полученных при ликвидации основных средств, осуществляется с помощью требования – накладной (ф. № М-11). Этот документ выписывается в 2-х экземплярах материально-ответственным лицом структурного подразделения, сдающего материальные ценности на склад. Один экземпляр служит подразделению, сдающему материалы, основанием для их списания, второй – кладовщику, основанием для оприходования. Одним из условий правильной организации учета материалов и обеспечения их сохранности является хорошее состояние складского хозяйства. Помещения складов должны быть изолированы, оборудованы сигнализацией, необходимым количеством стеллажей и весоизмерительной техникой. Внутри склада каждая группа, подгруппа и вид материалов должны храниться в определенном месте. В месте хранения должен прикрепляться материальный ярлык. Приказом руководителя предприятия устанавливается материальная ответственность лиц, работающих на складах. С ними заключаются договоры о полной материальной ответственности. Учет материалов на складах ведется непосредственно этими лицами. Наиболее распространенным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский (сальдовый). При этом методе учета бухгалтерия предприятия открывает на каждый номенклатурный номер материал и выдает под расписку в журнале регистрации (реестре) заведующему складом карточку учета материалов (ф. № М-17). В карточке отражается: наименование материалов, место его хранения, марка, сорт, единица измерения, цена, сведения о движении материала. Записи в карточках производятся на основании оформленных в установленном порядке документов по приходу и расходу материалов в день совершения операции. После каждой записи вводится новый остаток. Карточки на складе хранятся в специальных ящиках и располагаются по группам, подгруппам и номенклатурным номерам материалов. Работники бухгалтерии должны систематически проверять правильность и своевременность разноски сведений из первичных документов в карточках складского учета и подтверждать это своей подписью. Периодически первичный документ передается со склада в бухгалтерию по реестру, который составляется в одном экземпляре материально-ответственным лицом. Материалы со склада отпускаются в цеха и другие подразделения предприятия для изготовления продукции и на хозяйственные нужды, а также на сторону – для переработки, реализации, передачи в качестве вклада в уставный капитал или безвозмездно. Отпуск систематически потребляемых материалов в производство осуществляется по заранее установленным лимитам и оформляется с помощью лимитно - заборной карты (ф. № М-8). В ней указываются: наименование материала, его номенклатурный номер, единица измерения, цена, лимит., структурное подразделение – получатель и отправитель материала, количество разового отпуска и его дата, остаток лимита. Лимитная карта выписывается в отделе материально – технического снабжения, в 2-х экземплярах на одно наименование материала до начала месяца. Один экземпляр передается структурному подразделению – потребителю материалов, второй – складу. Кладовщик отпускает материалы в производство при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно – заборной карты. Он отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов и фиксирует остаток лимита по номенклатурному номеру материала. В лимитной карте склада, расписывается представитель структурного подразделения, в лимитной карте структурного подразделения – кладовщик.
Для сокращения количества первичных документов рекомендуется оформить отпуск материалов непосредственно в карточках учета материалов (ф. № М – 17). В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. В этом случае представителя структурного подразделения при получении материалов расписывается непосредственно в карточке учета материалов, а в лимитно - заборной карте расписывается кладовщик.
По лимитно – заборной карте ведется также учет возврата материалов, не использованных в производстве. При этом никаких дополнительных документов не составляется. Сдача складом лимитно – заборных карт в бухгалтерию производится после использования лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материалов другими допускается только по разрешению руководителя предприятия или других уполномоченных на это лиц и оформляется требованиям накладной (ф. № М-11). Операции по реализации материалов, передаче их в качестве вклада в уставной капитал или безвозмездную оформляются с помощью накладной на отпуск материалов, на сторону (ф. № М-15). Накладная выписывается в отделе материально-технического снабжения в 3-х экземплярах на основании договоров, нарядов и при предъявлении получателем доверенности, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр накладной предается складу, как основание для отпуска материалов, второй – получателю материалов, третий – является пропуском для вывоза материалов с территории предприятия. При отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится предприятием одним из следующих методов: - по себестоимости каждой единицы; - по средней себестоимости; - по себестоимости первых по времени приобретении производственных запасов (метод ФИФО); - по себестоимости последних по времени приобретения производственных запасов (метод ЛИФО). Выбор метода оценки материальных ресурсов может оказать существенное влияние на конечный финансовый результат деятельности организации, особенно в условиях инфляции. Применение одного из методов по виду запасов должно быть зафиксировано в учетной политики предприятия и производится в течение отчетного года. Для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих предприятию производственных запасов предназначен счет 10 “Материалы”. На этом счете производственные запасы отражаются по группам в разрезе субсчетов. Учет поступления материальных ресурсов на предприятии, согласно, принятой учетной политики может быть организован: - с использованием счетов 15 “Заготовление и приобретение материалов” и 16 “Отклонение в стоимости материалов”; - непосредственно на счете 10 “Материалы”. Фактический расход материалов в производстве и для других хозяйственных целей отражается по кредиту счета 10 “Материалы” в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат на производство или другими соответствующими счетами: 20, 23, 25, 26, 28,29, 31, 44, 88. Аналитический учет по счету 10 “Материалы” ведется по местам хранения и отдельным наименованиям. Операции по движению материально-производственных запасов в рамках журнально-ордерной формы учета отражаются в ведомостях № 10, 12, 15 и в журналах – ордерах № 6, 10, 10/1. В условиях автоматизированной формы учета используются машинограммы по счетам №10, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 31, 48, 80, 88 и др.
7. Зарубежный опыт организации учета и оценки имущества В англо-американской литературе распространено мнение, что бухгалтерский учет во Франции жестко контролируется государством, а правила составления отчетности для французских организаций разработаны таким образом, чтобы формировать входную информацию для национальной системы счетоводства, посредством которой государство контролирует экономику. Классификация и порядок отражения отдельных учетных объектов достаточно специфичны. Учетный процесс неразрывно связан с утвержденным рабочим планом счетов, который должен соответствовать требованиям национального плана счетов (РСG). Основные средства принимаются к учету в оценке на момент составления учетной записи следующим образом: - по цене приобретения в случае покупки за деньги с учетом дополнительных расходов по доставке и установке; - по производственной себестоимости для объектов, произведенных собственными силами, исходя из затрат на сырье и материалы, накладных расходов, связанных с производством (как правило, в стоимость основного средства не включаются расходы на финансирование и общеадминистративные расходы, а также затраты на исследования и разработки); - по рыночной стоимости для объектов, приобретенных при особых обстоятельствах (например, безвозмездное поручение). Процентные расходы, возникающие в ходе сооружения объектов основных средств, могут быть включены в активы, но это не является широко распространенной практикой. Такие расходы единовременно исключаются из налогооблагаемой базы независимо от того, капитализированы они в учете или нет. Законодательство разрешает отражать в учете переоценку вне оборотных активов и инвестиций, однако признание прибыли от увеличения стоимости актива влечет за собой обязательство по налогу на прибыль от возникающих доходов. Соответственно компании не показывают переоценку активов по индивидуальным счетам. Поскольку консолидированная отчетность не связана с налоговыми ограничениями, в ней отражается переоценка некоторых активов. При переоценке одновременно с увеличением балансовой стоимости объекта увеличивается резерв на переоценку, являющийся частью капитала. Амортизация рассчитывается исходя из переоцененной стоимости амортизируемых активов. Обычно французские организации начисляют амортизацию линейных способом в течение срока полезной службы актива, но ликвидационную стоимость не указывают. Нематериальные активы могут быть капитализированы. Когда одна компания приобретает другую, всякое превышение покупной цены над балансовой стоимостью приобретаемой компании должно быть отнесено на приобретение активы, в т.ч. нематериальные. Покупную цену рекомендовано распределять между такими нематериальными активами, как фирменные наименования, товарные знаки. Организационные расходы капитализируются в составе нематериальных активов и могут списываться в течение пяти лет. До их полного списания дивиденды не должны выплачиваться, если не созданы распределяющие резервы, равные списываемой балансовой стоимости указанного актива. Нематериальные активы амортизируются в течение срока их полезного использования, их переоценка, равно как и создание, собственными силами, не допускается. Материальные запасы, как правило, учитываются по наименьшей из себестоимости и рыночной стоимости. Для индивидуальной отчетности разрешены только методы ФИФО и средней стоимости, причем на практике чаще всего применяется последний. Метод ЛИФО используется при составлении консолидированной отчетности.
В Германии бухгалтерский учет имеет давние и самобытные традиции. В отличии от англо-американских стран в Германии, как и в России бухгалтера ориентируются на возможно более точное соблюдение норм законодательства, прежде всего налогового. Основные средства отражаются в учете по стоимости приобретения или создания за вычетом систематически начисленного износа. Закон не предписывает каких-либо конкретных методов амортизации. (На практике наиболее часто применяются прямолинейный метод и метод снижающегося остатка). Сроки службы активов обычно устанавливаются по специальным отраслевым налоговым таблицам. Движимое имущество, введенное в первом полугодии, амортизируется, как правило, по полной годовой норме, введенное позже – по половинной норме. Это упрощающее правило заимствовано из налогового законодательства. В Германии, в отличие от многих других западных стран, существует стоимостной критерий – лимит основных средств не менее 800 марок.
Если ожидается значительное снижение стоимости актива до истечения нормативного срока эксплуатации. Требуется начисление сверхнормативной амортизации. Однако, если ранее существовавшие причины для сверхнормативного списания исчезают, восстановление списанных сумм проводится только тогда, когда оно не приводит к увеличению налоговых обязательств компании. Следует также отметить, что в отчете о движении основных средств в строке “Стоимость приобретения” может отражаться как первоначальная стоимость, так и остаточная, перенесенная из последней перед внедрением директив ЕС финансовой отчетности. Это упрощение обернулось для внешних пользователей тем, что стало сложнее оценить степень изношенности активов. Товарно-материальные запасы (сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция и товары) должны отражаться в балансе по наименьшей величине из себестоимости или рыночной стоимости. Для оценки себестоимости наиболее распространенными на данный момент являются методы средней себестоимости и ФИФО, но для налоговых целей с 1990 г. принят метод ЛИФО. Если рыночная цена оказывается ниже себестоимости, необходимо провести переоценку ТМЗ. При том для сырья и материалов в качестве рыночной цены обычно берется цена приобретения (замещения), а для готовой продукции - цена возможной реализации. Особенностью немецкой учетной практики является то, что если цена замещения ниже себестоимости приобретения, запасы должны отражаться по цене замещения, даже если чистая цена возможной реализации превышает фактическую себестоимость, что вытекает из принципа консерватизма. Кроме того, немецкие компании располагают возможностью создания резервов под ожидаемый будущий рост цен. Таким образом, принятые в Германии методы оценки ТМЗ открывают бухгалтерам разнообразные пути занижения стоимости запасов и тем самым, как правило, уменьшают налогооблагаемую величину прибыли. В Великобритании система бухгалтерского учета развивалась независимо от государства, исходя из интересов и требований бизнеса. Законодательство Великобритании по бухгалтерскому учету и отчетности предоставляет бухгалтерам большую свободу действий. Бухгалтерская деятельность не регулируется так детально, как в других странах, в т.ч. в России. В британской системе бухгалтерского учета и отчетности считают внеоборотными активами основные средства, нематериальные активы, инвестиции в другие предприятия. Законодательство не содержит никаких предписаний относительно способов оценки внеоборотных активов и способов их списания, оставляя это целиком в компетенции профессиональных институтов. В основе оценки внеоборотного актива лежит покупная цена, включающая в себя и затраты на транспортировку и установку основного средства, а в случае изготовления актива самой компанией оценка может включать “в разумной пропорции и те расходы компании, которые имеют лишь косвенное отношение к продукции, производимой этим активом, но не более чем в течение срока производства этой продукции”. Процентные выплаты, связанные с приобретением актива тоже относятся на его себестоимость. Большинство британских компаний выбирают для публикации своей отчетности принцип себестоимости (фактической или первоначальной), хотя закон о компаниях 1985 г. предоставляет возможность составлять отчетность и на базе текущей стоимости. Особые правила учета касаются учета инвестиций в недвижимость. Бухгалтерский учет капитальных вложений предусматривает для них не амортизационные отчисления, а ежедневные переоценки с отчислением разницы в резерв переоценки, а если отрицательная разница превышает этот резерв, то превышение относится на счет прибыли и убытков. В Испании основные средства должны учитываться по цене приобретения, издержкам производства или рыночной стоимости, в зависимости от того, какая из этих оценок ниже. Цена приобретения включает сумму, указанную в счете поставщика и дополнительные расходы. Кроме этого, в нее могут входить финансовые издержки, связанные с приобретением или производством активов и отраженные в годовой отчетности, а также налоги. В издержки производства включают цену сырья и комплектующих вмененные издержки, если их можно обоснованно отнести к конкретному периоду производства. Кроме того, в затраты на производство могут входить финансовые издержки до начала производства, отраженные в годовом отчете. Стоимость безвозмездно полученных активов определяют как цену, которую уплатило бы за них прежнее лицо, учитывая состояние этих активов. Помимо этих общих правил, к основным средствам применяются особые стандарты. Так в стоимость земли включают расходы на ее благоустройство, стоимость сноса зданий и расходы на проведение инспектирования и составление планов до момента ее приобретения. Обновление, расширение или совершенствование активов капитализируют, если это ведет к увеличению их мощности, производительности или удлинению срока эксплуатации. Переоценку основных средств в Испании допускают лишь в случаях, предусмотренных законом для целей учета и налогообложения. Учетный аспект переоценки заключается в увеличении стоимости активов в соответствии с лимитами, установленными законом. Это увеличение стоимости списывают за счет резерва по переоценке, который не подлежит распределению в течение 10 лет, но может быть использован для увеличения акционерного капитала по истечении 3 лет. Нематериальные активы оценивают по цене приобретения или издержкам производства. Правила учета нематериальных активов аналогичны правилам учета материальных активов в той степени, в какой они не противоречат особым правилам. Ценные бумаги отражают по цене приобретения при подписке или покупке. Инвестиции оценивают на основе средневзвешенной цены или средней себестоимости. Для ценных бумаг котированных на бирже, принимается лишь из двух величин – себестоимости или рыночной стоимости. Если ценные бумаги не котируются на бирже, их нужно отражать по стоимости приобретения. Когда, последняя, превышает рациональный критерий оценки, используемый на практике, нужно начислить резерв по этим ценным бумагам.
Материально-производственные запасы учитывают по цене приобретения или издержкам производства. При этом цена приобретения включает сумму, выставленную в счете поставщика, плюс дополнительные издержки по хранению запасов, включая налог с продажи, если они не покрываются за счет бюджетного финансирования. Издержки производства состоят из цены приобретения сырья и комплектующих плюс непосредственно вмененные издержки и некоторая часть косвенных затрат, приходящихся на производственный цикл.
Если рыночная цена ниже цены приобретения или издержек производства, создают резерв. Для этих целей рыночную себестоимость определяют следующим образом. Для сырья это наименьшая из двух величин – восстановительной стоимости и чистой стоимости завершения работ, для товаров и готовой продукции – все затраты за вычетом соответствующих налогов; для незавершенного производства – стоимость выполненных работ за вычетом коммерческих расходов. Стоимость продукции, которая подлежит обязательно продажи, не может быть объектом корректировок, если полученная цена достаточна для покрытия всех первоначальных затрат, а также издержек, которые еще будут понесены в конкретной сделке. Запасы обычно оценивают по методу средневзвешенной себестоимости, ФИФО, ЛИФО. В виде исключения их могут оценивать по общей фиксированной ставке, если они постоянно обновляются, а их общая стоимость и структура изменяются незначительно и не существенно для компании. Сила и слабость бухгалтерии США Идеи американской бухгалтерии были принесены в Америку из Европы семена были те же, но на новой почве выросло другое растение. Еще в начале нашего века американскую бухгалтерию рассматривали как часть английской, как своего рода дочернее предприятие. Теперь это не так. Американская школа, давшая основные идеи международных стандартов, должна считаться ведущей бухгалтерской школой мира. Но это не значит, что все, ею созданное, годиться для всех, всегда и во всех случаях. Деление бухгалтерского учета на финансовый и налоговый – это американский компромисс между духом свободного человека, который может делать все, что хочет, но считает нужным делать то, что рекомендует GAAP (т.е. профессиональное сообщество самих бухгалтеров) и духом необходимой общности – государства. Государству мы отдаем то, что требует закон, а в остальном - мы свободны. Этот американский подход стал теперь нашей действительностью. Достаточно сказать, что все затраты у нас требуется относить на счет 20 “Основное производство”, а для налогообложения делать выборку в соответствии с требованиями Положения о составе затрат. Надо иметь ввиду, что ПБУ 6 позволяет организациям самим устанавливать нормы амортизации. И как, следствие, две прибыли, одна – балансовая, другая – налогооблагаемая. В результате у нас уже сложились две системы учета – бухгалтерская и налоговая. Но есть некоторая разница: в Америке существует слой собственников, который интересуется бухгалтерским учетом и его методологией у нас такого слоя нет. Отсюда вывод: в России главным пользователем бухгалтерской отчетности выступает налоговая инспекция. И поэтому не совсем ясно: хорошо или плохо деление учета на бухгалтерский и налоговый. Ведь как говорил М.М. Зощенко: “То, что в других странах хорошо, у нас часто боком выходит”. Самые главные достижения американцев: системы учета затрат – стандартность (прототип нашего нормативного учета), директ - костинг (расчет себестоимости только по прямым затратам), центры ответственности (концентрация затрат не по изделиям, а по производственным участникам). Методы оценки запасов, как ЛИФО, ФИФО и НИФО. Первые две оценки представляют собой модификации себестоимости, третья – текущей покупной цены материалов. Не случайно первые две оценки были включены в наши нормативные документы и входят в российскую практику. Вошли в наши нормативные документы консолидированный баланс и “Отчет о движении денежных средств”. Это необходимые методические приемы, хотя еще не всеми практиками осознано их значение. Португалия Действующая ныне система бухгалтерского учета Португалии , как никакая другая из бухгалтерских систем мира, похожа на нашу российскую. Внеоборотные активы также учитываются по себестоимости, в которую могут быть включены финансовые расходы на приобретение и обслуживание основных средств. К внеоборотным активам относятся также инвестиции в зависимые компании, ценные бумаги, приобретенные на срок более одного года, а также земля и недвижимость. Списание стоимости внеоборотных активов происходит в течение всего срока службы активов. В случаях, если внеоборотный актив имеет ограниченный срок жизни и в течение этого срока его рыночная цена оказалась ниже балансовой, а также потеря “ценности” предполагается постоянной, ее списывают на счет прибыли и убытков. Однако такая операция, если рыночная ситуация изменится, может быть проделана и в обратную сторону. Интересной особенностью учета следует признать оценку активов по их себестоимости, выраженной в “номинальных” или “постоянных” эскудо, дающую возможность проводить периодически переоценки активов. При этом налоговое законодательство позволяет делать это лишь на основе официально публикуемых министерством финансов индексов потребительских цен при действующих ограничениях на использование резервного фонда переоценки. Даже при таких жестких условиях переоценки лишь 60% дополнительных амортизационных отчислений вычитаются из налогооблагаемой прибыли. При наличии амортизации разрешается использовать только линейный метод. Запасы, согласно, португальскому законодательству, оцениваются по цене их приобретения или затратам на их производство, кроме тех случаев, когда эти величины оказываются выше рыночных цен. В этом случае целиком они учитываются под рыночной ценой понимается цена замещения актива. Продукты вспомогательного и побочного производства, а также лом учитывается по цене возможной реализации. Португальское законодательство разрешает использовать следующие методы оценки оборотных средств: ФИФО, ЛИФО по средневзвешенной, стандартной и специальной (рыночной) цене. В некоторых отраслях (сельском хозяйстве, лесной промышленности, рыболовстве) запасы могут оцениваться так: учетная цена определяется как продажная за вычетом некоторой нормы прибыли. Этот же метод может использоваться при учете запасов в оптовой торговле. Активы в иностранной валюте учитываются по курсу на дату составления отчетности с отнесением курсовой разницы на счет прибыли и убытков и отражением в разделе “Финансовые доходы и расходы” бухгалтерского баланса.
Заключение В нашей стране проблема оценки предприятий как объекта купли-продажи возникла вместе с началом процесса приватизации. В декабре 1990 года появилось Временное методическое положение по оценке стоимости имущества государственных предприятий и организаций, подлежащих выкупу, продаже. Эти Методические положения были подготовлены Госпланом и Минфином в соответствии с планом разработки неотложных мер по переходу к рыночной экономике.
Основные положения методики сводились к следующему. Оценку основных средств предлагалось проводить по восстановительной стоимости за вычетом износа. Восстановительная стоимость определялась на основе прейскурантов, а при их отсутствии – по аналогам или исходя из первоначальной (балансовой) стоимости основных средств, умноженной на укрупненные коэффициенты изменения цен, разработанные Госкомцен и Госстроем. Износ исчислялся исходя из норм амортизации на полное восстановление основных средств и срока их эксплуатации. Причем уровень износа мог корректироваться в зависимости от степени утраты основными фондами их первоначальных потребительских свойств.
Оценка товарно - материальных ценностей, относящихся к оборотным средствам, а также малоценных и быстроизнашивающихся предметов производилась в действующих оптовых и розничных ценах. При определении окончательной оценочной стоимости имущества предприятия рекомендовалось остаточную стоимость основных и оборотных средств корректировать с учетом финансового состояния предприятия, спроса на выпускаемую продукцию (оказываемые услуги), рентабельность производства, перспективы развития и изменения экономических показателей, местоположения предприятия и других факторов. Но нередко предприятия имеют излишние запасы оборудования, материалов, которые не участвуют в увеличении его доходов, а наоборот, требуют затрат на свое содержание, причем часто их нельзя подать из-за отсутствия спроса на них на рынке. Учет излишних запасов, не пользующихся спросом на рынке, ведет к необоснованному завышению стоимости имущества предприятия. И наоборот, оценка активов по балансовой стоимости в условиях инфляции приводит к занижению их стоимости. Таким образом, оценка предприятия по остаточной стоимости не отражает его реальной рыночной стоимости. Подход к оценке предприятия по стоимости имущества правомерен с точки зрения затрат, но не с позиции полезности. Инвестора же в первую очередь интересует будущая доходность и условия ее обеспечения. Именно в силу этих причин, методы, основанные на остаточной стоимости активов, в западной практике получили ограниченное распространение.
Список используемой литературы 1 .Белобжедский И.А. Имущество предприятия: учет и аудит//Бухгалтерский учет. – 1993. - №6. – с.36. 2. Ветров А.А. Баланс: Оценка хозяйственного потенциала предприятия//Бухгалтерский учет. – 1992. - №6. – с.12. 3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Мин­фина РФ от 29.07.98 г. № 34н. 4. Положение по бухгалтерскому учету материально-производ­ственных запасов. ПБУ 5/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 15.06.98 г. №25н. 5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств. ПБУ 6/97. Утверждено приказом Минфина РФ от 03,09.97 г. № 65н. 6. Международные стандарты финансовой отчетности. 1998: изда­ние на русском языке Аскери-Асса, 1998. 7. Соловьева О.В. Зарубежные стандарты учета и отчетности. — М.: Аналити­ка-Пресс, 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.