Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Внешний аудит банков. Реферат

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. СУЩНОСТЬ БАНКОВСКОГО АУДИТА 1.1. Цели и задачи банковского аудита. Внешний аудит
1.2. Методы и приемы банковского аудита 2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА 2.1. Основные этапы аудиторской проверки 2.2. Аудиторское заключение ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ



ВВЕДЕНИЕ Вхождение экономики России в рынок – сложный и противоречивый процесс. В современных условиях, когда налаживанию экономических связей между предприятиями часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, особо остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота независимо от форм собственности. Таким образом, появилась острая необходимость проведения независимого контроля всех коммерческих структур и особенно банков. Тема актуальна в условиях становления и развития рынка и рыночных отношений в различных сферах деятельности предприятий и организаций. Без применения аудита сегодня нельзя достичь желаемых экономических эффектов – внешний аудит помогает исправить ошибки ведения учета финансовой деятельности предприятия, это позволяет предотвратить взыскания со стороны государственных органов контроля, что способствует сохранению и правильности определения прибыли на данном предприятии. Более того, аудиторы, по результатам проверки, могут предложить новые методы и пути ведения отчетности для наилучшего контроля деятельности предприятия, и наилучшем использовании ресурсов. А это приводит к увеличению полученной прибыли предприятием, следовательно, и развитию экономики в целом. Новизна темы определяется тем, что аудиторская деятельность (в нашем примере – это аудит банков) – явление достаточно новое для России, которое является, однако, необходимым элементом рыночной экономики. Эта деятельность охватывает собственно аудит, т.е. заключение независимого профессионального бухгалтера-аудитора о достоверности публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, и предоставление услуг, сопутствующих аудиту, – весьма разнообразных, но непременно требующих высокой квалификации профессионального бухгалтера. Если говорить о банковском деле, то оно находится в процессе перемен. Для того чтобы выжить и добиться процветания, банкиры должны превратиться в предпринимателей, реагирующих и приспосабливающихся к рыночной экономике. Это становится невозможным без усиления контроля за качеством банковских активов, доходов, процедур учета и управленческого контроля. Поэтому появляется аудит банков, который является независимой формой финансового контроля, обеспечивающий не только необходимую проверку, но и дополнительную консультацию по наилучшему устройству и организации финансово-экономической деятельности кредитных организаций, что, в конечном счете, важно и необходимо для становящегося российского бизнеса в условия противоречиво складывающейся экономики. Исходя из этого, цель данной работы: дать характеристику систем внешнего независимого контроля, а также показать возрастающее значение аудита в деятельности банков. Задачи исследования в данной курсовой работе заключаются в следующем: – рассмотреть внутренний и внешний банковский аудит, а также его задачи, методы и приемы; – проанализировать перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть в ходе аудиторской проверки кредитной организации; – составить аудиторское заключение по итогам аудиторской проверки. В курсовой работе представлены следующие методы исследования: 1. Методы формальной проверки: – проверка соответствия отраженных в документах операций установленным правилам; – проверка соблюдения правил составления, оформления, полноты и правильности оформления документов. 2. Метод проверки реальности отраженных в документах обстоятельств: – сопоставление данных документов, отражающих операции с данными документов, которые явились основанием для этих операций. Объектом исследования данной курсовой работы является проведение внешнего аудита банков и выдача аудиторского заключения.

1. СУЩНОСТЬ БАНКОВСКОГО АУДИТА
1.1. Цели и задачи банковского аудита. Внешний аудит Аудит, означает независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений. Цель аудита – установление реальности, полноты и достоверности предоставляемой отчетности, соответствие ее действующему законодательству, а также требованиям, предъявляемым к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности. Лица, проверяющие состояние финансово-хозяйственной деятельности компаний, фирм, учреждений и других коммерческих структур, называются аудиторами. Аудитор может работать самостоятельно либо как представитель аудиторской фирмы. Аудиторские проверки банков чаще всего осуществляют специальные аудиторские фирмы. В течение аудиторской проверки, кроме своей основной задачи – составление аудиторского заключения, аудиторы осуществляют также консультационную деятельность (по вопросам коммерческой деятельности, ведению бухгалтерского учета, организации внутреннего контроля, налогообложению и другим вопросам), которая приносит им значительную часть дохода. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. При этом обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации, а инициативная – по решению экономического субъекта. Важнейшим условием развития цивилизованного рынка аудиторских услуг является соответствующий уровень подготовки аудитора. Аудитор должен обладать безупречной репутацией и высокой квалификацией. В соответствии с вышеназванным Указом все физические лица, занимающиеся аудиторской деятельностью, обязаны пройти аттестацию на право осуществления указанной деятельности. Деятельность банков специфична. Они работают, прежде всего, с привлеченными средствами, включая средства населения. Это обстоятельство вызывает необходимость особого контроля за деятельностью банков со стороны государства в лице Банка России за законностью совершаемых ими операций и их финансовым положением. Аудиторские проверки характеризуются комплексностью, независимостью, а также разработкой позитивных рекомендаций в интересах учредителей банка. Банковский аудит, как и аудит вообще, подразделяется на внешний и внутренний.
Внешний аудит осуществляется, как было уже отмечено, независимыми аудиторскими фирмами; его основной целью является подтверждение достоверности финансовой отчетности. Внешний банковский аудит строится в соответствии с Положением об аудиторской деятельности в банковской системе России.
Стоимость аудиторских услуг определяется договором, заключаемым аудиторскими фирмами с банками. Договор может заключаться как на проведение разовой проверки, так и на аудиторское обслуживание в течение определенного периода времени. Аудиторское предприятие (организация) обязано предоставлять объективное аудиторское заключение: · о достоверности данных бухгалтерского баланса банка на дату составления отчета; · о соответствии бухгалтерского учета требованиям нормативных документов; о соблюдении банком банковского законодательства Российской Федерации; · о соответствии результатов финансово-хозяйственной деятельности банка его отчетности; · о правильности объявления налогооблагаемой прибыли; о злоупотреблениях. В случае их выявления предоставлять информацию правоохранительным и финансовым органам и Центральному банку РФ. Внешний аудит взаимосвязан с внутренним аудитом. Прежде всего, оценивается организация и действенность внутреннего контроля. При этом устанавливаются: степень объективности внутреннего аудита; независимость; компетентность; объем выполняемых функций. Аудиторы изучают всю деятельность проверяемого банка. Для объективной оценки необходимо, прежде всего, рассмотреть состояние активных и пассивных операций, которые должны: носить подлинный характер; быть правильно оценены; быть правильно отражены в бухгалтерском отчете; отвечать требованиям законодательства по этим операциям.


















1.2. Методы и приемы банковского аудита Аудитор определил объем работы и теперь приступает к выбору методов или приемов проверок. Выбор метода проверки определяется репутацией банка и возможным аудиторским удовлетворением (т.е. уверенностью в качестве проверки). При выборе метода проверки различают: · контрольные приемы; · аналитические приемы; · детальное изучение операций. К контрольным приемам относятся: качество контроля со стороны руководства банка; наличие компьютерных контрольных систем; физический контроль, т. е. проверка активов в натуре (денежные знаки, ценные бумаги и т. д.). К аналитическим приемам относятся: рассылка писем клиентам для подтверждения суммы кредита или остатка счета; изучение, например, темпов роста или снижения операций, доходов текущего и предыдущего года. Контрольные и аналитические приемы быстры и менее трудоемки, однако дают меньшее аудиторское удовлетворение. Детальное изучение включает: проверку бухгалтерских документов; фактическую проверку операций; проверку бухгалтерского учета; сопоставление записей в учете с документами (а также записей в учете, документах и фактических данных по взаимно связанным операциям); проведение встречных проверок. В процессе проверки бухгалтерских документов устанавливается законность и правильность выполнения операций, проверяется подлинность документов, правильность содержащихся в них расчетов, обоснованность бухгалтерских проводок. При этом не исключается сплошная проверка документов по наиболее сложным и ответственным операциям, по которым возможны злоупотребления. Например, кассовые, валютные, депозитные, процентные, комиссионные, гарантийные операции. Сплошную проверку документов целесообразно проводить по операциям, которые не связаны с выполнением поручений клиентов и потому ими не контролируются. К таким документам относятся документы по внутрибанковским операциям по доходам и расходам банка, формированию его уставного фонда. Во всех других случаях целесообразен выборочный метод проверки документов. При его использовании можно избежать снижения достоверности и искажения реального положения дел, если производить правильный отбор документов. Отбор документов делается за относительно продолжительный период времени, в течение которого возможные нарушения могли повторяться. Не рекомендуется выбирать для проверки документы за отдельные дни какого-либо периода. Документы проверяются как с точки зрения законности отраженных в них операций, так и с точки зрения правильности их оформления, т.е. применения установленных форм бланков, правильного указания номеров счетов плательщиков и получателей денег, дат операций. Особенно тщательно проверяются расходные кассовые документы. В порядке выборочной проверки целесообразно сличить отдельные экземпляры комплектов документов, находящихся в банке и у клиентов. При этом возможно выявление случаев нарушений и злоупотреблений, использование фиктивных экземпляров поручений и их копий. Для проверки документов используются логический анализ, исследование, направленное на выявление внутренних противоречий в самих документах, характера платежей исходя из реальных кредитных ресурсов банка. Для этого, в частности, применяются и следующие методы: взаимосвязь документов, встречные проверки. Фактическая проверка производится с целью установления реальности, т. е. действительности совершения, операций. Она проводится по документам, бухгалтерскому учету банка, его пайщиков и клиентов, в финансовых органах. Получение и выдача денег и материальных ценностей устанавливается с помощью опроса или по справкам юридических и физических лиц. Фактическое выполнение оплаченных работ, приобретенных основных средств и оборудования проверяется путем осмотра объекта в натуре, установления расхода материалов и денег на заработную плату. Оплаченные услуги также проверяются в натуре по соответствующим объектам. По учету у клиентов и банков-корреспондентов проверяется, нет ли среди действующих счетов фиктивных. Посредством сверки бухгалтерских записей с документами устанавливается их обоснованность в бухгалтерском учете. Например, реализация документарных ценных бумаг (акций, облигаций) должна быть учтена по внебалансовым счетам как расход бланков ценных бумаг. Она отражается и по балансовым счетам, как поступление наличных денег в кассу, либо как увеличение средств на корреспондентском счете банка при безналичных перечислениях. Приходный кассовый ордер должен соответствовать сумме стоимости ценных бумаг, реализованных за наличные деньги. Детальное изучение операций наиболее трудоемко, но дает наибольшее аудиторское удовлетворение. Выбор того или иного приема зависит от степени риска, определяемого уровнем работы данного банка.











2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА
2.1. Основные этапы аудиторской проверки Предлагается перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть в ходе аудиторской проверки кредитной организации.
1. Анализ учредительных документов: · их соответствие законодательству; · законность внесения в них изменений; · наличие решений собрания пайщиков (акционеров), совета и правления банка по вопросам, регулирующим деятельность кредитной организации. Правомочность их решений, соответствие действующему законодательству и уставу кредитной организации. 2. Анализ Устава банка: В Уставе банка должны содержаться необходимые сведения в соответствии с действующим законодательством, а именно: · вид банка; · предмет и цели деятельности банка; · состав участников (учредителей); · фирменное наименование и местонахождение; · размер уставного фонда; · порядок распределения прибыли и возмещения убытков; · порядок создания и использования фондов банка; · состав, порядок образования и компетенция органов управления банка; · порядок принятия решений органами управления банка, в том числе перечень вопросов по которым необходимо единогласие или квалифицированное большинство голосов; · положение о ревизионной комиссии банка. 3. Своевременность, полнота и источники формирования уставного фонда: Порядок проверки правильности формирования уставного фонда зависит от способа его формирования. Уставный фонд может создаваться паевыми взносами или выкупом акций. При проверке выясняются: · полнота перечисления заявленного взноса; · соблюдение сроков формирования уставного фонда; · источники формирования (за счет собственных средств учредителей или участников банка либо путем привлечения кредита, взносов третьих лиц). Для проверки используются: учредительный договор, в котором указывается сумма взноса учредителей и подписные листы, список пайщиков или акционеров с указанием сумм взносов в уставной фонд. Анализируются порядок и сроки формирования объявленного уставного фонда. При этом используется список акционеров (пайщиков) с указанием взноса в уставной фонд банка. По ежедневным банковским балансам и первичным банковским документам проверяется фактическое поступление средств от акционеров (пайщиков), их зачисление на балансовый счет 010 “Уставный фонд” и полнота внесения взносов каждым участником банка. 4. Эффективность организационной структуры кредитной организации: При этом оцениваются: · соответствие организационной структуры утвержденному штатному расписанию; · наличие положения о структурных подразделениях, должностных инструкций сотрудников управлений (отделов); · порядок работы Кредитного комитета; · наличие положений о вкладах, порядке кредитования; формирования и использования фондов банка; · наличие положения о распределении прибыли (смета затрат); · наличие порядка открытия и обслуживания счетов клиентов; · порядок установления и изменения внутренних тарифов кредитной организации; · оценка внутренних правил прохождения документооборота в кредитной организации, ее филиалах и отделениях; · оценка документов, регламентирующих деятельность филиалов; · наличие работы внутреннего аудита в кредитной организации. 5. Проверка расчетных операций: Проверка расчетных операций включает в себя проверку: · правильности и своевременности осуществления операций по счетам клиентов; · правильности оформления платежных документов, своевременности выставления и выполнения аккредитивов; · формирования юридического “досье” клиентов в соответствии с действующими нормативными актами; · своевременности извещения налоговой инспекции и Пенсионного фонда обо всех открытых счетах; · законности открытия и закрытия расчетных, текущих, валютных и других счетов клиентов, корреспондентских счетов (субсчетов). 6. Правильность оформления и ведения кассовых операций: Целью аудита кассы и кассовых операций является проверка соблюдения коммерческим банком банковского законодательства в сфере хранения, ведения и учета операций с денежной наличностью. Следует иметь в виду, что в отличие от безналичных (депозитных) денег, представляющих собой обязательства коммерческих банков, наличные деньги являются обязательствами Центрального Банка России и обеспечиваются его активами. Поэтому интересы Центрального Банка по поддержанию устойчивого денежного обращения страны и интересы отдельных коммерческих банков, заключающихся в получении прибыли, могут не совпадать. В результате этого у банков постоянно существует соблазн пойти на некоторые нарушения действующего законодательства с целью увеличения своих прибылей. Таким образом, от независимых аудиторских организаций требуется особое внимание к ведению в коммерческих банках кассовых операций с денежной наличностью. Вместе с тем необходимо отметить, что аудит кассовых операций вопреки сложившемуся убеждению далеко не аналогичен ревизии кассы. Так внезапная ревизия кассы является прерогативой служб самого банка, а не внешнего аудита (если только проведение ревизии кассы не предусмотрено договором). Не является задачей внешнего аудита и выявления лиц, виновных в найденных нарушениях. Аудиторы устанавливают только сам факт нарушения. Не должны аудиторы составлять или подписывать никаких актов (например, актов о сумме фактических остатков наличных денег и их соответствия кассовым документам), они готовят только аудиторское заключение. Особенностью аудиторской проверки операций с кассовой наличностью является то, что она ни в коем случае не должна нарушать нормального хода кассовых операций банка. Аудитор в течение рабочего дня не имеет права находиться в кассовом помещении операционной кассы, поэтому вопросы, возникающие в ходе аудиторской проверки, приходится выяснять после окончания операционного дня. Наконец еще одним отличием аудиторской проверки от ревизии является то, что аудиторы не только выявляют недостатки в деятельности банка, но и по возможности дают свои рекомендации по улучшению работы. 7. Анализ депозитных операций банка: Анализ проводится по следующим укрупненным разделам: · процентная политика; · учет движения привлеченных средств юридических и физических лиц; · правильность начисления и выплаты процентов. 8. Анализ активных операций банка: Проверка активных операций банка является наиболее трудоемким, но вместе с тем и наиболее важным направлением аудиторской проверки, поскольку объектом проверки выступают все балансовые и забалансовые статьи активов банка. Причина пристального внимания аудиторов к активным операциям заключена в том, что структура и качество активов в значительной степени обуславливают ликвидность и платежеспособность банка, а в конечном итоге его надежность.
Основные направления проверки активных операций: · проверка законности и правомерности совершаемых банком операций; · анализ и оценка рискованности активных операций; · оценка уровня менеджмента банка при совершении активных операций. Поскольку в современной банковской практике главным направлением размещения ресурсов является предоставление ссуд, большое внимание при проверке активных операций уделяется анализу и оценке ссудных операций.
Основные направления определяют план и содержание аудиторской проверки активных операций. Они же обуславливают и направленность рекомендаций аудиторов. Проверку активных операций банка, как показывает опыт, довольно удобно проводить по следующим укрупненным разделам. · кредитование юридических и физических лиц; · привлечение централизованных кредитных ресурсов, отчетность по их использованию и учет; · анализ просроченной задолженности по привлеченным средствам и выданным кредитам, полнота и своевременность ее отражения в учете; · правильность начисления и полноты взыскания (уплаты) процентов и других доходов (расходов); · операции с ценными бумагами (учет операций - синтетический, аналитический и внебалансовый, переоценка ценных бумаг); · оформление и учет операций по совместной деятельности; · прочие операции кредитной организации по размещению средств в рублях: их юридическое оформление и учет. Анализ деятельности коммерческих банков показал, что одной из основных причин, приводящей к ухудшению финансового положения ряда банков, явилась плохо налаженная работа по управлению ссудным портфелем. Учитывая это, при проведении аудиторских проверок следует обратить особое внимание на этот участок. Прежде всего, следует проанализировать следующие вопросы: · производятся ли вовремя и в полном объеме платежи в счет погашения основной суммы и суммы процентов; · является ли финансовая информация, которую обязан предоставить должник, полной и не устарела ли она; · как давно последний раз проводился анализ финансового состояния должника, есть ли основания предполагать, что основная сумма и проценты будут выплачены не полностью или вообще не будут выплачены; · какова должна быть сумма резервов на возможные потери по ссудам; · является ли документация по ссуде полной и юридически действительной; · правильно ли оформлены документы по обеспечению и гарантиям; · является ли кредитная документация доступной и ясной не только для оформляющего ссуды работника банка, но и для других; · как в дальнейшем строится работа информирования руководства тем работником, который оформлял ссуду; · как применяются необходимые меры воздействия в отношении должника на основании заключений работника банка, оформляющего ссуды; · является ли анализ этого вопроса предметом внимания внутрибанковского контроля. 9. Операции кредитных организаций в иностранной валюте: В связи с тем, что существуют значительные особенности проведения операций с валютными ценностями, главная из которых наличие валютного регулирования и выполнение банками функций агентов валютного контроля, валютные операции требуют отдельного, наиболее пристального рассмотрения. При рассмотрении любой валютной операции требуется в первую очередь установить обоснованность данной операции с точки зрения валютного законодательства. В ходе проверки следует обращать внимание на следующие вопросы: · проведение расчетов, связанных с экспортно-импортными операциями клиентов в иностранной валюте; · установление корреспондентских отношений с иностранными и российскими кредитными организациями; · осуществление операций по купле-продаже иностранной валюты; · валютное обслуживание граждан в соответствии с действующим законодательством; · неторговые операции, работа обменных пунктов, соответствие их оборудования требованиям Банка России; · валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров; · валютный контроль за поступлением товаров, услуг по импортным контрактам резидентов. 10. Проверка кредитной организации, как хозяйствующего субъекта: · учет основных средств, МБП, нематериальных активов; · учет заработной платы; · учет собственных средств кредитной организации; · состояние дебиторской и кредиторской задолженности по рублевым и валютным операциям (учет расчетов с подотчетными лицами и т.д.); · учет доходов кредитной организации; · учет расходов кредитной организации; · формирование и распределение прибыли; · правильность исчисления и уплаты кредитной организацией налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и других налогов, подлежащих перечислению в бюджет в соответствии с действующим законодательством; · отражение в учете операций по формированию прибыли и ее использованию. 11. Составление и анализ официальной отчетности: При этом рассматриваются вопросы правильности и своевременности составления и представления отчетности банка. В частности: · финансовой отчетности на основании сводного баланса кредитной организации; · отчета о прибылях и убытках; · отчетность филиалов. В этом же разделе проверяются правильность расчета и соблюдения экономических нормативов, своевременность и полнота депонирования средств в фонде обязательных, создание резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг. Рассматриваются, если таковые были, административные и экономические санкции, наложенные на кредитную организацию (дата наложения санкции, орган, наложивший санкцию, причина наложения, вид и размер санкции, ее выполнение). Аудиторская проверка должна осуществляться на основе следующих документов: 1) Учредительные документы. 2) Внутренние акты (положения, протоколы, регламенты, должностные инструкции), регулирующие деятельность кредитной организации. 3) Ежедневные бухгалтерские балансы. 4) Оборотно-сальдовые ведомости. 5) Бухгалтерские журналы по всем балансовым счетам. 6) Лицевые счета. 7) Бухгалтерские (мемориальные) документы, в т.ч.: · по операциям клиентов кредитной организации (расчетные документы); · по вкладам граждан; · по операциям с иностранной валютой и по расчетам в иностранной валюте; · по операциям внутрибанковского значения; · по ссудам; · кассовые документы. 8) Документы аналитического учета по всем операциям, подлежащим аналитическому учету. 9) Книги учета основных средств, МБП, инвентарные карточки. 10) Книга учета бланков строгой отчетности. 11) Книга регистрации открытых счетов предприятиям и организациям. 12) Платежно-расчетные документы. 13) Юридические дела клиентов, карточки с образцами подписей и оттиска печати. 14) Кредитные договоры, договоры залога, страхования и т.п. 15) Гарантийные обязательства кредитной организации. 16) Соглашения и договоры по другим операциям кредитной организации. 17) Бухгалтерская и аналитическая отчетность кредитной организации.
18) Документация отдела кадров. 19) Документация, связанная с операциями в иностранной валюте, в том числе обменных пунктов. Кредитная организация, имеющая филиалы, представляет в Главное управление Центрального банка Российской Федерации сводный баланс, достоверность которого подтверждена аудиторской организацией.
Условия подтверждения достоверности баланса с учетом филиалов должны быть определены в заключенном договоре на проведение аудиторской проверки. Для подтверждения сводного баланса у кредитной организации, имеющей филиалы, должно быть проверено не менее 40% учреждений кредитной организации. При этом аудиторская фирма (аудитор) может проверять филиалы самостоятельно, а также полагаться на результаты проверки филиалов, проведенной другими аудиторскими фирмами (аудитором), службой внутреннего аудита кредитной организации. В последнем случае проверка осуществляется по специальной программе, согласованной с аудитором.



2.2. Аудиторское заключение Главным результатом аудиторской проверки кредитной организации является заключение аудиторской фирмы (аудитора) – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Аудиторское заключение направляется в Главное управление Центрального банка Российской Федерации в трехмесячный срок со дня представления ему годовых отчетов кредитной организацией. Аудиторское заключение представляется в виде подробного акта проверки кредитной организации. Каждая страница акта проверки, составленного несколькими аудиторами, подписывается каждым из аудиторов в отдельности в части, относящейся к предмету его проверки, руководителем фирмы и заверяется печатью фирмы. Акт в обязательном порядке должен быть прошит. Заключение аудиторской фирмы (аудитора) по результатам проверки кредитной организации, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. Заключение аудиторской фирмы (аудитора) должно состоять из трех частей – вводной, аналитической и итоговой[1]. 1. Вводная часть содержит общие сведения об аудиторской фирме или аудиторе, работающем самостоятельно, а также сведения о проверяемом клиенте. Об аудиторской фирме: · название фирмы, юридический адрес и телефон; · номер, дата выдачи лицензии и срок ее действия; · номер свидетельства о государственной регистрации; · номер расчетного счета; · фамилии, имена и отчества руководителей аудиторской фирмы и всех аудиторов, принимавших участие в данной аудиторской проверке; · продолжительность аудиторской проверки с указанием конкретных дат ее проведения); О проверяемом клиенте: · наименование кредитной организации; · ее организационно-правовая форма; · номер и дата выдачи Центральным банком Российской Федерации лицензии на право проведения банковских операций; · количество филиалов. 2. Аналитическая часть включает следующую информацию: · объем работы, выполненной в ходе аудита; · тип аудиторской проверки (выборочная или сплошная), который применялся в процессе аудита, при этом если выборочная проверка проводилась по отдельным объектам учета (операциям кредитной организации), то необходимо указать, какие именно объекты подвергались выборочной проверке, а какие – сплошной; · соблюдение действующего законодательства по совершаемым кредитной организацией операциям; · состояние бухгалтерского учета и отчетности; · соответствие аналитического учета синтетическому; · правильность составления бухгалтерской и финансовой отчетности; · соблюдение установленных Банком России обязательных экономических нормативов; · правомерность формирования уставного, резервного и других фондов; · законность открытия расчетных, текущих, валютных и других счетов клиентов, корреспондентских счетов (субсчетов) кредитным организациям (филиалам); · правомерность и правильность проведения активно-пассивных операций (ссудных, депозитных, валютных операций с ценными бумагами, переоценки балансовых счетов в иностранной валюте и т.д.); · состояние кредитно-экономической работы; · выполнение функций агента валютного контроля; · своевременное и полное депонирование средств в фонде обязательных резервов и создание резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг; · выполнение предписаний, направленных Центральным банком Российской Федерации; · обеспечение сохранности денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей; · правильность начисления и полноты взыскания (уплаты) процентов и других доходов (расходов); · качество управления кредитной организацией; · состояние системы внутреннего контроля (при этом подразумевается, что ответственность за состояние контроля несет руководство кредитной организации и его оценка производится с целью определения объема работы, которую необходимо выполнить в ходе аудита); · выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки. 3. В Итоговой части аудитор выражает свое мнение о достоверности ведения учета клиентом и его соответствия действующим нормативным документам, в частности Плану счетов бухгалтерского учета, установленного Центральным банком Российской Федерации. При неподтверждении аудиторской фирмой, (аудитором) достоверности баланса и Отчета о прибылях и убытках кредитной организации об этом факте сообщается в Главное управление Центрального банка Российской Федерации с указанием причин неподтверждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной курсовой работе рассмотрена сущность банковского аудита, а также дана характеристика систем внешнего независимого контроля, показано возрастающее значение аудита в деятельности банков. В курсовой работе подробно рассмотрены цели и задачи банковского аудита, понятие внешнего аудита банков, а также методика аудиторской проверки различных операций и работ в сфере финансово-хозяйственной деятельности банков. Значительное внимание уделено основным этапам проведения аудиторской проверки, а также порядку составления аудиторского заключения. На основании этого были сделаны следующие выводы: Главная цель аудиторства – обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности. Так как деятельность банков специфична – они работают, прежде всего, с привлеченными средствами, включая средства населения, – то это обстоятельство вызывает необходимость особого контроля за деятельностью банков со стороны государства в лице Банка России за законностью совершаемых ими операций и их финансовым положением. · Выбор метода проверки определяется репутацией банка и возможным аудиторским удовлетворением (т.е. уверенностью в качестве проверки). Предлагается перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть в ходе аудиторской проверки кредитной организации, такие как:
· анализ учредительных документов; · операции кредитных организаций в иностранной валюте; · проверка расчетных операций; · правильность оформления и ведения кассовых операций и др. Главным результатом аудиторской проверки кредитной организации является заключение аудиторской фирмы (аудитора), которое представляется в виде подробного акта проверки кредитной организации. Каждая страница акта проверки, составленного несколькими аудиторами, подписывается каждым из аудиторов в отдельности в части, относящейся к предмету его проверки, руководителем фирмы и заверяется печатью фирмы.
Можно предложить следующие рекомендации по повышению качества внешнего банковского аудита: Принципиально важными для улучшения качества аудиторской деятельности являются указы Президента России, постановления Правительства РФ и указания Центрального банка РФ. Обширная программа проведения экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора банка создают необходимые предпосылки для теоретической подготовки высококомпетентных профессионалов по банковскому аудиту. В настоящие время в связи с большим дефицитом квалифицированных кадров по банковскому аудиту главное внимание следует уделять повышению квалификации лиц, уже имеющих практический стаж аудиторской деятельности, путем прохождения ими краткосрочных курсов. Для обеспечения финансовой устойчивости коммерческих банков большое значение имеет не только высокий уровень банковского аудита, но и качество аудиторских проверок учредителей и клиентов банка, инвестиционных фондов, фондовых бирж и страховых обществ. Все это и многое другое, должно способствовать улучшению банковского аудита, а, следовательно, усилению финансовой устойчивости российских коммерческих банков и стабильности банковской системы страны в целом. Таким образом, для того, чтобы быть уверенным в том, что банк работает устойчиво и надежно, управляющие совместно со специалистами аудита должны обеспечить внедрение систем контроля, которые бы показывали, в какой степени служащие выполняют свои обязанности в соответствии с политикой и процедурами банка, а также насколько их действия соответствуют законодательству. Системы контроля могут включать в себя системы аудита, анализа качества активов, создание и оценку управления финансовыми рисками.

ЛИТЕРАТУРА 1. Белобжецкий И.А. Бухгалтерский учет и внутренний аудит. – М.: Московская правда, 2003 г. 2. Сидельникова Л.Б. Аудит коммерческого банка. – М.: Буквица, 2003 г. 3. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. – М.: ИНФРА-М, 2002. ПРИЛОЖЕНИЯ
Примерная форма безусловно положительного аудиторского заключения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ФИРМЫ / АУДИТОРА
(акционерам, участникам) [наименование экономического субъекта]
о бухгалтерской отчетности [наименование экономического субъекта]
за 200[] год 1.Нами проведен аудит прилагаемой бухгалтерской отчетности [наименование экономического субъекта] за 200[] год. Данная отчетность подготовлена исполнительным органом [наименование экономического субъекта] исходя из [наименование нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет, органа, издавшего его, номер и дата изда­ния]. 2.Ответственность за подготовку данной отчетности несет исполнительный орган [наименование экономического субъекта]. Наша обязанность заключается в том, чтобы высказать мнение о достоверности во всех существенных аспектах данной отчетности на основе проведенного аудита 3.Мы проводили аудит в соответствии с [наименование нормативного акта, регулирующего аудиторскую деятельность, органа, издавшего его, номер и дата издания]. Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Аудит включал проверку на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерской отчетности. Мы полагаем, что проведенный аудит дает достаточные основания для того, чтобы высказать мнение о достоверности данной отчетности. 4.По нашему мнению, прилагаемая к настоящему Заключению бухгалтерская отчетность достоверна, т.е. подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов [наименование экономического субъекта] по состоянию на 1 января 200[] года и финансовых результатов его деятельности за 199[]год исходя из [наименование нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет, органа, издавшего его, номер и дата издания]. Руководитель аудиторской фирмы (аудитор, работающий самостоятельно) Аудитор [Дата] [1] Примерная форма безусловно положительного аудиторского заключения приведена в Приложении


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.