Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бухгалтерский финансовый учет использования материалов в производстве и методы их оценки

Содержание: 1. Введение 2. Общие положения 3. Списание материально-производственных запасов в производство Списание МПЗ по себестоимости каждой единицы Списание МПЗ по средней себестоимости
Списание МПЗ по методу ФИФО Списание МПЗ по методу ЛИФО 4. Документальное оформление движения материалов 5. Учет списания материально-производственных запасов в бухгалтерии 6. Заключение 7. Приложение 8. Список литературы Введение
Материально-производственные запасы являются предметами труда и обеспечивают основной производственный процесс организации, в котором они используются. Себестоимость их полностью передается на вновь созданный продукт, занимая при этом довольно высокий удельный вес. В настоящее время в условиях рыночной экономики, на мой взгляд, заготовление и приобретение материально производственных запасов имеет важное значение на начальной стадии заготовления. Поэтому данные бухгалтерского учета должны содержать информацию для изыскания резервов снижения себестоимости продукции в части рационального приобретения и использования материалов, и обеспечение надлежащего их заготовления и расходования. Организация материального учета - один из наиболее сложных участков учетной работы. На промышленном предприятии номенклатура материальных ценностей исчисляется десятками тысяч наименований, а информация по учету материально производственных запасов составляет более 30% всей информации по управлению производством. Поэтому организация учета и контроля за приобретением, движением, сохранностью и использованием материальных ценностей связана с большими трудностями. Важное значение имеет автоматизация всех учетных работ, начиная от выписки учетных документов и заканчивая составлением необходимой отчетности. Неотъемлемой частью учета и контроля материально производственных запасов является экономический анализ их использования, который углубляет поиски резервов повышения эффективности производства. Многообразие форм собственности в период рыночной экономики, расширение прав предприятий в управлении экономикой, отраслевые особенности производства требуют альтернативных, а подчас и многовариантных подходов при решении конкретных вопросов методики и техники ведения учета производственных запасов. У предприятий теперь появилась возможность выбора различных способов организации учета заготовления и приобретения материалов; отражения стоимости материалов, оставшихся в конце месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков; выявления отклонений фактической себестоимости материальных ценностей от учетных цен и их последующего распределения между израсходованными в производстве материалами и их остатками на складах; погашения стоимости находящихся в эксплуатации малоценных и быстроизнашивающихся предметов и др. Производственные запасы (сырье, материалы, топливо и т.д.) являются предметами, на которые направлен труд человека с целью получения готовой продукции. В отличие от средств труда, сохраняющих в производственном процессе свою форму и переносящих стоимость на продукт постепенно, предметы труда потребляются целиком и полностью переносят свою стоимость на этот продукт и заменяются после каждого производственного цикла. В промышленности постепенно увеличивается потребление материально- производственных запасов. Это обуславливается расширением производства, значительным удельным весом материальных затрат в себестоимости продукции и ростом цен на ресурсы. В условиях перехода к рыночной экономике важное значение приобретает улучшение качественных показателей использования производственных запасов выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материалов. Для обеспечения сохранности производственных запасов, правильной приемки, хранения и отпуска ценностей важное значение имеет наличие на предприятии в достаточном количестве складских помещений, оснащенных весовыми и измерительными приборами, мерной тарой и другими приспособлениями. Необходимо также внедрять эффективные формы предварительного и текущего контроля за соблюдением норм запасов и расходованием материальных ресурсов, уделять больше внимания повышению достоверности оперативного учета движения полуфабрикатов, комплектующих изделий, деталей и узлов в производстве. Данные бухгалтерского учета должны содержать информации для изыскания резервов снижения себестоимости продукции в части рационального использования материалов, снижения норм расхода, обеспечения надлежащего хранения и сохранности. Руководители фирмы (структурных подразделений), осуществляющие производственную деятельность, должны постоянно следить за соблюдением нормативов, за динамикой фактических удельных расходов, так как материальные затраты занимают высокий удельный вес в общих затратах на производство, а следовательно, эти затраты существенно влияют на величину получаемой прибыли. Отсюда следует, что экономия материальных ресурсов является важнейшим фактором повышения эффективности производства. Без правильной организации учета и контроля за использованием материалов невозможно обеспечить контроль за остатками, поступлением и расходами запасов на складах. Таким образом, из вышесказанного вытекает, что данная тема весьма актуальна в условиях рыночной экономики. 1.Общие положения Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации. В вопросах учета материально-производственных запасов наряду с ПБУ 5/01 следует также руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2001 г. № 119н (в редакции приказа Министерства финансов РФ от 23.04.2002 г. № 33н). В соответствии с вышеназванными документами к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы: 1.используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг); 2.предназначенные для продажи; 3.используемые для управленческих нужд организации. Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством). Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи. Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.
Номенклатурный номер не следует рассматривать в качестве объекта учета материально-производственных запасов. Он представляет собой лишь условное (кодовое) обозначение реально существующего объекта. Поэтому учетной единицей запасов может быть конкретный вид (наименование) запаса или их группа (партия), которым присваивается соответствующий номенклатурный номер. В его состав включаются: код названия, код склада, код группы, код стеллажа, на котором находиться. На основе номенклатурного номера создаются номенклатуры ценники (прайс - листы).
ПБУ 5/01 не применяется в отношении: 1.активов, используемых при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течении периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев; 2.активов, характеризуемых как незавершенное производство (продукция (работы), не прошедшая все стадии (фазы, переделы), предусмотренные технологическим процессом, а также неукомплектованные и не прошедшие испытания и техническую приемку изделия). Исключение составляют объекты специального имущества (специальные инструменты, приспособления, оборудование и одежда), которые также могут учитываться в составе средств в обороте и отражаться в бухгалтерском учете по вводимым субсчетам счета 10 «Материалы». В зависимости от роли выполняемой в процессе производства материалы классифицируются: 1.Сырье и основные материалы – предметы труда, из которых изготавливают продукцию и которые образуют материально-вещественную основу продукта. Сырьем называют продукцию сельскохозяйственного хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хлопок, скот, молоко и другое), а материалами – продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар и др.); 2.Вспомогательные материалы – их используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (специи в колбасном производстве, смазочные, обтирочные материалы и другое); 3.Покупные полуфабрикаты – сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, т.е. составляют их материальную основу; 4.Возвратные отходы производства – остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и другое); 5.Выделяют из вспомогательных материалов: Топливо – подразделяют на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление). Тара и тарные материалы - предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки). Запасные части – используются для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования. 6.Инвентарь и хозяйственные принадлежности – это часть материально-производственных запасов организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев (инвентарь, инструменты и другое). Указанные классификации производственных запасов используют для построения синтетического и аналитического учета, а также составления статистического отчета об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно – эксплуатационной деятельности. Для учета МПЗ применяют следующие синтетические счета: - 10 «Материалы» - 11 «Животные на выращивании и откорме» - 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» - 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» - 41 «Товары» - 43 «Готовая продукция - за балансовые счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары, принятые на комиссию» и т.д. Основными задачами учета материально - производственных запасов являются: а) формирование фактической себестоимости запасов; б) правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов; в) контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения; г) контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг; д) своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот; е) проведение анализа эффективности использования запасов. Основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету материально - производственных запасов (далее МПЗ): - сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов; - учет количества и оценка запасов; - оперативность (своевременность) учета запасов; - достоверность; - соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам); - соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета. 2.Оценка материально-производственных запасов . Пунктом 16 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н (далее - ПБУ 5/01), и п. 73 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ), установлены следующие способы оценки МПЗ при отпуске в производство и ином выбытии: - по себестоимости каждой единицы; - по средней себестоимости; - по способу ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения материалов); - по способу ЛИФО (по себестоимости последних по времени приобретения материалов). Следует отметить, что в целях бухгалтерского учета организация может использовать различные методы списания для разных групп МПЗ. Но по каждой группе (виду) МПЗ в течении отчетного года применяется один способ оценки. Рассмотрим подробнее каждый из указанных методов. 2.1 Оценка материально-производственных запасов по себестоимости каждой единицы Метод списания материалов по себестоимости каждой единицы удобен для применения в случаях, когда организация использует в производстве небольшую номенклатуру материалов и можно легко отследить, из какой именно партии списаны материалы, причем цены на них остаются достаточно стабильными в течение длительного периода. В этом случае учет ведется по каждой партии материалов отдельно, и списываются материалы именно по тем ценам, по которым они приняты к учету. Кроме того, этот метод должен применяться для оценки следующих видов МПЗ:
- материалов, которые используются в особом порядке, - драгоценных металлов, драгоценных камней, радиоактивных веществ и других подобных материалов; - запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга. Пунктом 74 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ предложено два варианта списания материалов по цене каждой единицы:
1) в себестоимость единицы включаются все расходы, связанные с приобретением этих запасов. Этот способ применяется, когда есть возможность точно определить суммы расходов по приобретению, которые относятся к разным материалам; 2) упрощенный способ, по которому в себестоимость единицы включается только стоимость запасов по договорным ценам, а транспортные и иные расходы, связанные с их приобретением, учитываются отдельно и списываются пропорционально стоимости материалов, списанных в производство, в договорных ценах. Этот способ применяется, когда невозможно точно установить, какая доля транспортно-заготовительных расходов относится к каждой конкретной партии приобретенных материалов. Пример 1. «Оценка МПЗ по себестоимости каждой единицы, в себестоимость включаются все расходы, связанные с приобретением этих запасов». На начало месяца в организации числились остатки краски в количестве 120 кг на сумму 3600 руб. по фактической себестоимости. В течение месяца приобретены две партии краски: 1) 150 кг, стоимость партии - 3200 руб. Транспортные расходы - 1000 руб.; 2) 200 кг, стоимость партии - 5600 руб. Транспортные расходы - 1000 руб. Учет материалов ведется с включением транспортно-заготовительных расходов в фактическую себестоимость. Для простоты расчетов все суммы приведены без НДС. Себестоимость краски составляет: - остаток на начало месяца: 3600 руб. / 120 кг = 30 руб. за 1 кг; - первая партия: (3200 руб. + 1000 руб.) / 150 кг = 28 руб. за 1 кг; - вторая партия: (5600 руб. + 1000 руб.) / 200 кг = 33 руб. за 1 кг. В течение месяца израсходовано: - 100 кг краски из остатка на начало месяца; - 90 кг краски из первой партии; - 120 кг краски из второй партии. Стоимость израсходованной краски: 100 кг х 30 руб. + 90 кг х 28 руб. + 120 кг х 33 руб. = 9480 руб. Пример 2. «Оценка МПЗ по себестоимости каждой единицы, в себестоимость единицы включается только стоимость товаров по договорным ценам» Организация применяет упрощенный способ списания материалов по себестоимости каждой единицы. На начало месяца в организации числятся остатки краски в количестве 500 кг на сумму 25 000 руб. по договорным ценам. Транспортные расходы - 50 руб. В течение месяца приобретены две партии краски: 1) 2000 кг, стоимость партии - 90 000 руб. Транспортные расходы - 500 руб.; 2) 5000 кг, стоимость партии - 210 000 руб. Транспортные расходы - 1000 руб. Себестоимость краски по договорным ценам составляет: - остаток на начало месяца: 25 000 руб. / 500 кг = 50 руб.; - первая партия: 90 000 руб. / 2000 кг = 45 руб. за 1 кг; - вторая партия: 210 000 руб. / 5000 кг = 42 руб. за 1 кг. В течение месяца отпущено в производство: - 500 кг краски из остатка на начало месяца; - 400 кг краски из первой партии; - 100 кг краски из второй партии. Стоимость отпущенной краски в производство за месяц по договорным ценам: 500 кг х 50 руб. + 400 кг х 45 руб. + 100 кг х 42 руб. = 47 200 руб. Рассчитаем процент отклонений или транспортно-заготовительных расходов: (50 руб. + 500 руб. + 1000 руб.) / (25 000 руб. + 90 000 руб. + 210 000 руб.)x х 100% = 0,48%. Сумма отклонений или транспортно-заготовительных расходов, относящаяся на увеличение стоимости краски, отпущенной в производство: 47 200 руб. х 0,48% = 226,56 руб. Основным преимуществом метода списания МПЗ по себестоимости каждой единицы является то, что все материалы списываются по их реальной себестоимости без каких-либо отклонений. Как уже было отмечено, данный метод применим только в тех случаях, когда организация использует сравнительно небольшую номенклатуру материалов, когда можно точно определить, какие именно материалы списаны. В тех же случаях, когда невозможно точно отследить, материалы из какой именно партии отпущены в производство, целесообразно применять один из трех описанных ниже методов. 2.2 Оценка материально – производственных запасов по средней себестоимости Метод списания МПЗ по средней себестоимости заключается в следующем. По каждому виду материалов средняя себестоимость единицы определяется как частное от деления общей себестоимости этих материалов (сумма стоимости материалов на начало месяца и поступивших в течение месяца) на количество этих материалов (сумма остатка на начало месяца и поступивших в течение месяца). Стоимость материалов, списанных в производство, определяется умножением их количества на среднюю себестоимость. Стоимость остатка на конец месяца определяется умножением количества материала в остатке на среднюю себестоимость. Таким образом, средняя себестоимость единицы материалов может изменяться от месяца к месяцу. Сальдо по счетам учета МПЗ отражается по средней себестоимости. Пример 3. « Оценка МПЗ по средней себестоимости » На начало месяца в организации остаток ткани составляет 1500 м, средняя себестоимость составляет 95 руб. за 1 м. В течение месяца поступила ткань: - 1 партия: 1000 м по цене 89,5 руб. за 1 м; - 2 партия: 500 м по цене 100 руб. за 1 м; - 3 партия: 1200 м по цене 80 руб. за 1 м. В течение месяца на производство израсходовано 3500 м ткани. Средняя себестоимость ткани составляет: (1500 м х 95 руб. + 1000 м х 89,5 руб. + 500 м х 100 руб. + 1200 м х x 80 руб.) / (1500 м + 1000 м + 500 м + 1200 м) = 90 руб. за 1 м. Стоимость списанной в производство ткани: 3500 м х 90 руб. = 315 000 руб. Остаток ткани на конец месяца: (1500 м + 1000 м + 500 м + 1200 м) – 3500 м = 700 м. Стоимость остатка ткани на конец месяца: 700 м х 90 руб. = 63 000 руб. В соответствии с п. 78 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ применение способов средних оценок фактической себестоимости материалов, отпущенных в производство или списанных на иные цели, может осуществляться следующими вариантами: - исходя из среднемесячной фактической себестоимости (взвешенная оценка), в расчет которой включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления за месяц (отчетный период); - путем определения фактической себестоимости материала в момент его отпуска (скользящая оценка), при этом в расчет средней оценки включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска. Применение скользящей оценки должно быть экономически обоснованно и обеспечено соответствующими средствами вычислительной техники. Разница между взвешенной и скользящей оценкой заключается в выборе даты, на которую оцениваются сырье и материалы. При использовании взвешенной оценки оценка производится на отчетную дату, а при использовании скользящей оценки - на момент списания сырья и материалов в производство.
Пример 4. «Оценка МПЗ по средней себестоимости, разные варианты оценок» На начало месяца в учете организации числились остатки материалов в количестве 50 т на сумму 82 500 руб. Средняя себестоимость 1 т материалов составляет 1650 руб. В течение месяца на склад производственной организации поступило материалов:
- 2-го числа: 100 т по цене 1540 руб.; - 10-го числа: 200 т по цене 1575 руб.; - 25-го числа: 50 т по цене 1530 руб. В течение месяца отпущено в производство 370 т материалов, в том числе: - 17-го числа - 250 т; - 27-го числа - 120 т. 1. Организация применяет взвешенную оценку (оценка производится на отчетную дату). Определим количество и стоимость материалов, поступивших в течение месяца, с учетом количества и стоимости материалов на начало месяца: 50 т + 100 т + 200 т + 50 т = 400 т; 82 500 руб. + 154 000 руб. + 315 000 руб. + 76 500 руб. = 628 000 руб. Средняя цена 1 т материалов за месяц: 628 000 руб. / 400 руб. = 1570 руб. Стоимость списанных в течение месяца материалов: 370 т х 1570 руб. = 580 900 руб. Остаток материалов на конец месяца: 400 т - 370 т = 30 т. Стоимость остатка материалов на конец месяца: 628 000 руб. - 580 900 руб. = 47 100 руб. Средняя стоимость 1 т материалов на конец месяца (на начало следующего месяца): 47 100 руб. / 30 т = 1570 руб. 2. Организация применяет скользящую оценку (оценка производится на дату списания материалов в производство). Первая партия материалов отпущена в производство 17-го числа месяца, следовательно, при использовании данного метода следует определить среднюю стоимость материалов на эту дату. Определим количество и стоимость поступивших материалов (с учетом остатка на начало месяца) на 17-е число месяца: 50 т + 100 т + 200 т = 350 т; 82 500 руб. + 154 000 руб. + 315 000 руб. = 551 500 руб. Средняя стоимость 1 т материалов: 551 500 руб. / 350 т = 1575,71 руб. 17-го числа в производство отпущено 250 т материалов, их стоимость составит: 250 т х 1575,71 руб. = 393 927,50 руб. Теперь следует определить количество, стоимость и среднюю стоимость 1 т материалов, оставшихся на складе на 18-е число месяца: Остаток материалов на 18-е число месяца: 350 т – 250 т = 100 т; Стоимость остатка материалов на 18-е число месяца: 551 500 руб. - 393 927,50 руб. = 157 572,50 руб.; Средняя стоимость 1т материалов на 18-е число месяца: 157 572,50 руб. / 100 т = 1575,73 руб. Следующая партия материалов отпущена в производство 27-го числа месяца, но 25-го числа месяца на склад поступила еще одна партия материалов в количестве 50 т на сумму 76 500 руб. Следовательно, необходимо определить среднюю стоимость 1 т материалов, сложившуюся на 27-е число месяца. Определим количество и стоимость 1 т материалов, поступивших с 18-го до 27-го числа месяца (с учетом остатка на 18-е число месяца): 100 т + 50 т = 150 т; 157 572,50 руб. + 76 500 руб. = 234 072,50 руб. Средняя стоимость 1 т материалов на момент отпуска следующей партии составит: 234 072,50 руб. / 150 т = 1560,48 руб. Стоимость материалов, отпущенных в производство 27-го числа: 120 т х 1560,48 руб. = 187 257,60 руб. Остаток материалов на конец месяца: 150 т – 120 т = 30 т. Стоимость материалов на конец месяца составит: 234 072,50 руб. - 187 257,60 руб. = 46 814,90 руб. Средняя стоимость 1 т материалов на конец месяца (на начало следующего месяца): 46 814,90 руб. / 30 т = 1560,50 руб. На выбор того или иного способа оценки МПЗ по средней себестоимости влияет порядок документооборота, установленный в организации. 2.3 Оценка МПЗ по методу ФИФО Метод ФИФО (от англ. First In First Out) еще называют моделью конвейера. Он основан на допущении, что материалы списываются в производство в той последовательности, в которой они приобретены. Материалы из последующих партий не списываются, пока не израсходована предыдущая. При этом способе материалы, отпущенные в производство, оцениваются по фактической себестоимости материалов, первых по времени приобретения, а остаток материалов на конец месяца оценивается по себестоимости последних по времени приобретения. В том случае, если первые по времени приобретения партии стоят дешевле, а последующие дороже, применение метода ФИФО приводит к следующему результату - материалы списываются в производство по меньшей стоимости, соответственно, себестоимость продукции ниже и прибыль выше. Если цены на материалы имеют тенденцию к снижению, то, наоборот, в случае применения метода ФИФО прибыль будет уменьшаться. Есть два способа определения стоимости материалов, списанных в производство по методу ФИФО. 1. Сначала списываются материалы по стоимости первой приобретенной партии, если количество списанных материалов больше этой партии, списывается вторая и т.д. Остаток материалов определяется вычитанием стоимости списанных материалов из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца). 2. Определяется остаток материалов на конец месяца по цене последних по времени приобретения. Стоимость материалов, списанных в производство, определяется вычитанием полученной величины из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца). Пример 5. «Оценка МПЗ по методу ФИФО» На начало месяца остаток краски составлял 100 банок по цене 35 руб. за банку. Остаток на начало месяца составляет: 100 банок 35 руб. = 3500 руб. В течение месяца поступило: - 1-я партия: 120 банок по цене 40 руб. за банку; Стоимость 1-ой партии: 120 банок x 40 руб. = 4800 руб.; - 2-я партия: 80 банок по цене 45 руб. за банку; Стоимость 2-ой партии: 80 банок x 45 руб. = 3600 руб.; - 3-я партия: 100 банок по цене 50 руб. за банку. Стоимость 3-ей партии: 100 банок x 50 рублей = 5000 рублей. Общая стоимость поступившей краски составляет: 120 банок х 40 руб. + 80 банок х 45 руб. + 100 банок х 50 руб. = 13 400 руб. За месяц в производство списано 270 банок краски. Остаток на конец месяца составляет: (100 банок + 120 банок + 80 банок + 100 банок) – 270 банок = 130 банок I вариант. «Остаток материалов определяется вычитанием стоимости списанных материалов из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца)». Всего списано 270 банок краски, причем сначала полностью списывается остаток на начало месяца (100 банок), затем - первая партия (120 банок). Так как общее количество больше, оставшееся количество списывается из второй партии: 270 банок - (100 банок + 120 банок) = 50 банок. Стоимость списанной краски составляет: 100 банок х 35 руб. + 120 банок х 40 руб. + 50 банок х 45 руб. = 10 550 руб. Средняя себестоимость одной банки списанной краски: 10 550 руб. / 270 банок = 39,07 руб. Стоимость остатка краски: (3500 руб. + 13 400 руб.) - 10 550 руб. = 6350 руб. При этом варианте необходимо точно определить, материалы из каких партий составляют остаток на конец месяца, так как в следующем месяце они будут списываться первыми.
Остаток составляют: - 30 банок (80 банок- 50 банок) из второй партии на сумму 1350 руб. (30 руб. х 45 руб.); - третья партия остается на конец месяца полностью: 100 банок х 50 руб. = 5000 руб. II вариант. «Определяется остаток материалов на конец месяца по цене последних по времени приобретения. Стоимость материалов, списанных в производство, определяется вычитанием полученной величины из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца).
Остаток на конец месяца составляет 130 банок, причем третья партия (100 банок) числится на остатке полностью, поскольку этого недостаточно, 30 банок из второй партии также включаются в остаток. Стоимость остатка на конец месяца: 100 банок х 50 руб. + 30 банок х 45 руб. = 6350 руб. Стоимость списанной краски: (3500 руб. + 13 400 руб.) – 6350 руб. = 10 550 руб. Средняя себестоимость одной банки списанной краски: 10 550 руб. / 270 банок= 39,07 руб. Таким образом, стоимость списанных материалов и остатка одинакова при использовании обоих вариантов. При втором варианте достаточно точно определить, материалы из каких именно партий составляют остаток на складе, а стоимость списанных материалов определяется расчетным путем без обязательного отнесения на конкретную партию, тогда как при первом варианте нужно точно определять, из каких именно партий материалы списываются и остаются на конец месяца. Этот вариант становится трудоемким, если в течение месяца закупки материалов производятся достаточно часто. 2.4 Оценка МПЗ по методу ЛИФО Метод ЛИФО (от англ. Last In First Out) называют также моделью бочки. Он основан на допущении, что материалы списываются в производство в последовательности, обратной той, в которой они приобретены. Материалы из ранее приобретенных партий не списываются, пока не израсходована последняя. При этом способе материалы, отпущенные в производство, оцениваются по фактической себестоимости материалов, последних по времени приобретения, а остаток материалов на конец месяца оценивается по себестоимости первых по времени приобретения. В том случае, если первые по времени приобретения партии стоят дешевле, а последующие - дороже, применение метода ЛИФО приводит к тому, что материалы списываются в производство по большей стоимости, соответственно, себестоимость продукции выше, а прибыль ниже. Если цены на материалы имеют тенденцию к снижению, то, наоборот, в случае применения метода ЛИФО сумма налога на прибыль будет снижаться. Есть два способа определения стоимости материалов, списанных в производство по методу ЛИФО. 1. Сначала списываются материалы по стоимости последней приобретенной партии, если количество списанных материалов больше этой партии, списывается предыдущая и т.д. Остаток материалов определяется вычитанием стоимости списанных материалов из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца). 2. Определяется остаток материалов на конец месяца по цене первых по времени приобретения. Стоимость материалов, списанных в производство, определяется вычитанием полученной величины из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца). Пример 6. « Оценка МПЗ по методу ЛИФО» На начало месяца остаток краски составлял 100 банок по цене 35 руб. за банку. Остаток на начало месяца составляет: 100 банок 35 руб. = 3500 руб. В течение месяца поступило: - 1-я партия: 120 банок по цене 40 руб. за банку; Стоимость 1-ой партии: 120 банок x 40 руб. = 4800 руб.; - 2-я партия: 80 банок по цене 45 руб. за банку; Стоимость 2-ой партии: 80 банок x 45 руб. = 3600 руб.; - 3-я партия: 100 банок по цене 50 руб. за банку. Стоимость 3-ей партии: 100 банок x 50 рублей = 5000 рублей. Общая стоимость поступившей краски составляет: 120 банок х 40 руб. + 80 банок х 45 руб. + 100 банок х 50 руб. = 13 400 руб. За месяц в производство списано 270 банок краски. Остаток на конец месяца составляет: (100 банок + 120 банок + 80 банок + 100 банок) – 270 банок = 130 банок I вариант. «Остаток материалов определяется вычитанием стоимости списанных материалов из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца)». Всего списано 270 банок краски, причем сначала полностью списываются банки по стоимости третьей партии (100 банок), затем списываются банки по стоимости второй партии (80 банок). Так как общее количество больше, то оставшееся количество банок списывается по стоимости первой партии: 270 банок - (100 банок + 80 банок) = 90 банок. Стоимость списанной краски за месяц: 100 банок х 50 руб. + 80 банок х 45 руб. + 90 банок х 40 руб. = 12 200 руб. Средняя себестоимость одной банки списанной краски: 12 200 руб. / 270 банок = 45,19 руб. Стоимость остатка краски: (3500 руб. + 13 400 руб. ) - 12 200 руб. = 4700 руб. При этом варианте необходимо точно определить, материалы из каких партий составляют остаток на конец месяца, так как эти данные нужны для правильного отнесения материалов к конкретным партиям при списании в последующих месяцах. Остаток составляют: - 30 банок (120 банок – 90 банок ) из первой партии на сумму 1200 руб. (30руб. х 40руб.). - краска, которая составляла остаток на начало месяца, полностью числится на остатке и в конце месяца: 100 банок х 35 руб. = 3500 руб. II вариант. Остаток материалов определяется вычитанием стоимости списанных материалов из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца). Остаток на конец месяца составляет 130 банок, причем краска, числившаяся на остатке на начало месяца (100 банок), остается неизрасходованной и на конец месяца, поскольку этого недостаточно, 30 банок из первой партии также включаются в остаток. Стоимость остатка на конец месяца: 100 банок х 35 руб. + 30 банок х 40 руб. = 4700 руб. Стоимость списанной краски за месяц: (3500 руб. + 13 400 руб.) – 4700 руб. = 12 200 руб. Средняя себестоимость одной банки списанной краски: 12 200 руб. / 270 банок= 45,19 руб. Таким образом, при методе ЛИФО стоимость списанных материалов и остатка также одинаковы при использовании обоих вариантов. При втором варианте достаточно точно определить, материалы из каких именно партий составляют остаток на складе, а стоимость списанных материалов определяется расчетным путем без обязательного отнесения на конкретную партию, тогда как при первом варианте нужно точно определять, из каких именно партий материалы списываются и остаются на конец месяца. При частых закупках материалов первый вариант неудобен из-за трудоемкости расчетов. 3.Документальное оформление движения материалов Все хозяйственные операции, проводимые организацией, согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичный бухгалтерский документ - письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации. Хозяйственные операции, не оформленные первичным учетным документом, не принимаются к учету и не подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета.
Первичные учетные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Разработанные и утвержденные унифицированные формы первичной учетной документации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 835 должны применяться всеми организациями независимо от их организационно-правовой формы. Унифицированные формы первичных учетных документов по учету материалов утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а (см. таблицу на с. 9). № формы
Наименование формы
М-2
Доверенность
М-2а
Доверенность
М-4
Приходный ордер
М-7
Акт о приемке материалов
М-8
Лимитно-заборная карта
М-11
Требование-накладная
М-15
Накладная на отпуск материалов на сторону
М-17
Карточка учета материалов
М-35
Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений Право работника организации выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей от поставщиков оформляется выдачей доверенности (формы N М-2 и N М-2а). Пример 7. «Документальное оформление доверенности при получении материальных ценностей от поставщика». Организация А реализует бытовую технику, а также занимается ее ремонтом и техническим обслуживанием. Для этого она закупает необходимые материалы у организации Б, с которой заключен договор от 1 апреля 2005 г. N 81-07-04. Материалы, необходимые организации А, закупает менеджер Иванов с последующим их получением на складе поставщика. Для получения материалов бухгалтер организации А должен выдать Иванову доверенность, в которой указывается перечень материалов, подлежащих получению. Доверенность выписывается в одном экземпляре и выдается работнику-получателю материалов под расписку. Учет доверенностей по форме N М-2а ведется с использованием журнала учета выданных доверенностей с заранее пронумерованными и прошнурованными листами. Рекомендуемая форма журнала учета доверенностей должна содержать следующие графы: - N доверенности; - дата выдачи доверенности; - срок действия; - должность и фамилия лица, которому выдана доверенность; - наименование поставщика; - N и дата наряда (счета, спецификации и другого заменяющего наряд документа) или извещения; - расписка лица, получившего доверенность, и др. После регистрации доверенности в журнале работник организации, получающий материально-производственные запасы, обязан расписаться в доверенности. При использовании формы N М-2 отрывная часть доверенности выдается работнику, получающему МПЗ, а корешок с его подписью остается в бухгалтерии организации. Таким образом, доверенности по форме N М-2 регистрируются на корешках, которые подшиваются в хронологическом порядке, формируя книгу. На последнем листе книги, составленной из корешков доверенностей (за месяц, квартал либо год), делается надпись за подписью главного бухгалтера: "В настоящей книжке пронумеровано _ листов". Количество листов пишется прописью. Однако учет доверенностей можно вести другим способом, при котором чистые бланки доверенностей нужно предварительно сброшюровать и пронумеровать в книгу (по 50 или 100 штук), а затем по мере заполнения каждую доверенность отрывать, оставляя в книге корешок. Если сотрудник организации по каким-либо причинам не получил МПЗ и вернул доверенность по форме N М-2а в бухгалтерию, то в журнале доверенностей делается запись: "Не использована". Возвращенные неиспользованные доверенности хранятся в бухгалтерии до конца отчетного года, а затем уничтожаются, при этом составляется соответствующий акт. Чаще всего доверенность выписывается на 10 - 15 календарных дней. Если материалы систематически получают у одного и того же поставщика, то доверенность можно оформлять на месяц. В соответствии со ст. 186 Гражданского кодекса РФ максимальный срок действия доверенности - три года. Если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года. Приходный ордер (форма N М-4) применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Составляется приходный ордер на фактическое количество поступивших материальных ценностей материально-ответственным лицом в одном экземпляре в день поступления ценностей на склад. При полной идентичности сведений в сопроводительных документах поставщика и фактически поступивших материалов приходный ордер по форме N М-4 можно и не оформлять, а только проставить на документах поставщика штамп, в оттиске которого следует заполнить те же реквизиты, что и в приходном ордере. Наличие такого штампа приравнивается к приходному ордеру. Порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации. В том случае, если поступающие материальные ценности содержат драгоценные металлы и камни, в данной форме заполняется графа "Номер паспорта". Акт о приемке материалов (форма N М-7) применяется в следующих случаях: - для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение; - для оформления приемки материальных ценностей, имеющих расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; - для оформления приемки материалов, поступивших без документов. Данный акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю. Акт составляется комиссией, в состав которой в обязательном порядке входит материально-ответственное лицо, представитель отправителя (поставщика) или представитель незаинтересованной организации. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых с приложенными документами передается в бухгалтерию, а другой - отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику.
Во многих организациях устанавливают лимиты отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции. Для оформления отпуска материалов в этом случае применяется лимитно-заборная карта (форма N М-8). Данный документ применяется и для текущего контроля соблюдения установленных лимитов отпуска материалов, а также является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.
На каждое наименование материала выписывается два экземпляра документа, один из которых до начала месяца передается структурному подразделению, а другой - складу. При получении материалов кладовщик отмечает в обоих экземплярах документа дату и количество отпущенных материалов и выводит остаток лимита по номенклатурному номеру материала. В лимитно-заборной карте получателя расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада - получатель. Учет возврата материалов, не использованных в производстве, ведется в этой же форме, причем никаких дополнительных документов при этом не составляется. В случае необходимости с разрешения руководителя организации, главного инженера или иных уполномоченных лиц допускается сверхлимитный отпуск материалов, а также замена одних видов материалов другими. После использования лимита склад сдает свои экземпляры документа в бухгалтерию. Для сокращения количества первичных документов рекомендуется оформлять отпуск материалов в карточках учета материалов (форма N М-17). Лимитно-заборная карта выписывается в таком случае в одном экземпляре, и на ее основании проводится операция отпуска материалов. Кладовщик расписывается в лимитно-заборной карте, а получатель материалов - в карточке учета материалов. Требование-накладная (форма N М-11) применяется в тех случаях, когда материальные ценности перемещаются между структурными подразделениями организации или между материально-ответственными лицами. Накладная составляется материально-ответственным лицом того структурного подразделения, которое сдает материальные ценности. Один из двух составленных экземпляров накладной служит основанием сдающему складу для списания ценностей, а по второму принимающий склад принимает эти ценности к учету. Накладная подписывается материально-ответственными лицами и сдающего, и принимающего подразделения и сдается в бухгалтерию для учета движения материалов. Следует обратить внимание, что этими же накладными оформляется сдача на склад полученных по требованию и неизрасходованных материалов, а также сдача отходов и брака. Накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М-15) применяется для учета отпуска материальных ценностей: - хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории; - сторонним организациям. Накладную выписывает работник структурного подразделения на основании договоров, нарядов и других документов при предъявлении заполненной в установленном порядке доверенности на получение материальных ценностей. Первый экземпляр накладной передают складу для отпуска материалов, а второй - получателю материалов. Учет движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру ведется в карточке учета материалов (форма N М-17), заполняемой на каждый номенклатурный номер материала. Записи в карточке ведутся материально-ответственным лицом на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции. Рассматривая порядок заполнения лимитно-заборных карт (форма N М-8) при установлении в организациях лимита на отпуск материальных ценностей мы отмечали, что в некоторых случаях рекомендуется оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках учета материалов. В этом случае операция отпуска материалов производится на основании лимитной карты, выписываемой в одном экземпляре, в которой и расписывается кладовщик. Представитель получателя расписывается непосредственно в карточке учета материалов. Для оформления принятия к учету материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ, применяется акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма N М-35), составляемый в трех экземплярах. Акт составляется и подписывается комиссией, в состав которой входят представители заказчика и подрядчика. Первый и второй экземпляр акта остаются у заказчика, который прилагает первый экземпляр акта к предъявленному счету для оплаты подрядчику, третий экземпляр передается подрядчику. При продаже организацией материально-производственных запасов физическим и юридическим лицам в соответсвии п. 120 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ продажа оформляется соответствующим подразделением организации, осуществляющим снабженческо-сбытовые функции, либо должностным лицом, выполняющим аналогичные функции, путем выписки накладной на отпуск материалов на сторону. При перевозке грузов автотранспортом оформляется товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т; далее - ТТН), которая является основным перевозочным документом. Данная форма входит в альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Товарно-транспортная накладная является основным перевозочным документом и ее составление обязательно, а также это основной документ, по которому производятся списание груза грузоотправителем и принятие его к учету грузополучателем. ТТН составляется в четырех экземплярах, но по соглашению автотранспортной организации и грузоотправителя может быть составлена и в пяти экземплярах. Каждый экземпляр ТТН должен быть заверен подписью, печатью или штампом грузоотправителя. ТТН составляется отправителем груза на имя каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением следующих реквизитов: - наименование получателя груза; - наименование груза; - количество, вес перевозимого груза, способ определения веса; - род упаковки; - способ погрузки и разгрузки; - время подачи автомобиля под погрузку и время окончания погрузки. Если на одном автомобиле перевозятся грузы нескольким получателям, то ТТН выписывается на каждую партию груза каждому получателю отдельно. Как правило, ТТН оформляется грузоотправителем, но соглашением может быть предусмотрено оформление ТТН и автотранспортной организацией, осуществляющей перевозку грузов. Если же накладная оформлена грузоотправителем, то автотранспортные организации имеют право проверять сведения, указанные в ТТН, а грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за последствия неправильного, неточного и неполного отражения сведений в ТТН. Прием грузов к перевозке подтверждается подписью шофера-экспедитора во всех экземплярах ТТН, при этом грузоотправитель не имеет права требовать, чтобы шофер принял груз по каким-либо другим документам, кроме ТТН. Первый экземпляр ТТН остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей со склада в производство.
Второй, третий и четвертый экземпляры ТТН вручаются шоферу, из них: - второй экземпляр сдается грузополучателю и предназначается для принятия к учету товарно-материальных ценностей; - третий экземпляр прилагается к счету за перевозку и служит основанием для расчета автотранспортной организации с грузоотправителем (грузополучателем);
- четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы. При сдаче груза шофер предъявляет три экземпляра ТТН грузополучателю, который удостоверяет в накладной прием груза своей подписью и печатью (штампом), одновременно указав во всех экземплярах время прибытия и убытия автомобиля. Товарно-транспортная накладная состоит из товарного и транспортного разделов. Товарный раздел служит для списания товарно-материальных ценностей со склада грузоотправителя и принятия их к учету грузополучателем, транспортный раздел - для учета транспортных работ и проведения расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов 4. Учет отпуска материально производственных запасов в бухгалтерии. . МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Как и другие виды активов, МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету на основании Положения по ведению бухгалтерского учеа и отчетности в Российской Федерации от 29.07.1998 №34н по на балансовых счетах при переходе к организации прав собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. В остальных случаях контроля (комиссия, переработка, залог и т.п.) запасы будут учитываться на соответствующих за балансовых счетах. Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их покупку за минусом НДС и других возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). К таким затратам относятся: - суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); - расходы на информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ; - таможенные пошлины; - не возмещаемые налоги; - вознаграждения посредникам; - затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы на страхование. Сюда входят также затраты на содержание склада, транспортные расходы (если они не включены в цену МПЗ); начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит), начисленные до принятия МПЗ к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов; - затраты на доработку, сортировку, фасовку и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), и др. В фактические затраты на приобретение МПЗ не включаются общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением МПЗ. В составе фактических затрат учитываются (уменьшая или увеличивая их) суммовые разницы, возникающие до принятия МПЗ к бухгалтерскому учету в случаях, если оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате запасов, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения. При приобретении МПЗ заключаются договоры купли-продажи, договоры поставки и другие аналогичные соглашения, предусмотренные действующим законодательством. При этом предприятие-получатель принимает запасы от поставщика (грузоотправителя) согласно расчетным и сопроводительным документам. Кроме того, для организации бухгалтерского учета движения запасов помимо норм документального оформления поступления материалов важное значение имеет и систематический контроль соответствия количества и качества поступающих ценностей условиям договоров. Для этого можно использовать положения Инструкции о порядке приема продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965 N П-6) и Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 N П-7 (в ред. Постановлений Госарбитража СССР от 29.12.1973 N 84 и от 14.11.1974 N 98). Также следует иметь в виду, что соблюдение требований этих документов должно быть закреплено в основном договоре. Помимо непосредственного поступления материалов от поставщиков (транспортных организаций) материальные ценности могут закупаться и затем сдаваться на склад организации подотчетными лицами. Такие операции оформляются на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку (счета, чеки магазинов, квитанции и т.п.), которые прикладываются к авансовому отчету подотчетного лица. Фактическая себестоимость материалов может рассчитываться на сч. 10 «Материалы» или на сч. 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и сч. 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". Рассмотрим подробно каждый из вариантов учета. При учете материалов по фактической себестоимости в дебет счета 10 относят все расходы по их приобретению. При поступлении материалов дебетуют материальный счет 10 «Материалы» и кредитуют: - счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительными расходами; - счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным и водным) организациям; - счет 71 « Расчеты с подотчетными лицами» - на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм; - счет 20 «Основное производство» - на стоимость возвратных отходов - другие счета. Рассмотрим на примере, как отражаются в бухгалтерском учете операции по оприходованию МПЗ с использованием счета 10 «Материалы». Пример 8. «Учет МПЗ с использованием счета 10» ОАО "Знамя" приобрело кирпич в количестве 20 000 штук по 5 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.) за 118 000 руб. Кирпич был куплен через посредническую организацию, расходы по оплате услуг которой составили 1180 руб. (в том числе НДС - 180 руб.). При оприходовании кирпича бухгалтер делает следующие проводки: Дебет счета 10 Кредит счета 60 - 100 000 руб. (20 000 шт. х 5 руб.) - оприходован кирпич на основании товарной накладной, предоставленной поставщиком; Дебет счета 19 Кредит счета 60 – 18 000руб. -начислен "входной" НДС, на основании счета-фактуры, который предоставляется поставщиком;
Дебет счета 10 Кредит счета 60 - 1 000 руб. - учтены расходы по оплате услуг посреднической организации, согласно акту выполненных работ; Дебет счета 19 Кредит счета 60 - 180 руб. - начислен НДС по посредническим услугам согласно счету-фактуре; Дебет счета 60 Кредит счета 51 - 118 000 руб. (100 000 руб. +18000 руб.) - оплачены счета за кирпич;
Дебет счета 60 Кредит счета 51 - 1180 руб. (1000 руб. + 180 руб.)- оплачены услуги посреднической организации; Дебет счета 68 "Расчеты по НДС" Кредит счета 19 – 18180 руб. (18 000 руб. + 180 руб.) - отнесен уплаченный "входной" НДС в счет уменьшения задолженности перед бюджетом по НДС (налоговый вычет). Теперь рассмотрим на примере, как операции отражаются по оприходованию на счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счет 16 «Отклонение стоимости материальных ценностей». Пример 9. «Учет МПЗ с использованием счетов 15и 16» ОАО "Знамя" приобрело кирпич в количестве 20 000 штук по 5 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.) за 118 000 руб. Кирпич был куплен через посредническую организацию, расходы по оплате услуг которой составили 1180 руб. (в том числе НДС - 180 руб.). Учетная цена кирпича 4 руб. При оприходовании кирпича бухгалтер делает следующие проводки: Дебет счета 15 Кредит счета 60 - 100 000 руб. (20 000 шт. х 5 руб.) - оприходован кирпич по фактической цене; Дебет счета 19 Кредит счета 60 – 18 000руб. -начислен "входной" НДС, на основании счета-фактуры, который предоставляется поставщиком; Дебет счета 15 Кредит счета 60 - 1 000 руб. - учтены расходы по оплате услуг посреднической организации, согласно акту выполненных работ; Дебет счета 19 Кредит счета 60 - 180 руб. - начислен НДС по посредническим услугам согласно счету-фактуре; Дебет счета 60 Кредит счета 51 - 118 000 руб. (100 000 руб. +18000 руб.) - оплачены счета за кирпич; Дебет счета 60 Кредит счета 51 - 1180 руб. (1000 руб. + 180 руб.)- оплачены услуги посреднической организации; Дебет счета 68 "Расчеты по НДС" Кредит счета 19 – 18180 руб. (18 000 руб. + 180 руб.) - отнесен уплаченный "входной" НДС в счет уменьшения задолженности перед бюджетом по НДС (налоговый вычет). Дебет счета 10 Кредит счета 15 – 80 000 руб. (20 000 штук x 4 руб.) – оприходован кирпич на склад организации по учетной цене; Дебет счета 16 Кредит счета 15 – 20 000 руб. (100 000 руб. – 80 000 руб.) – списано превышение фактической цена кирпича над учетной ценой; Дебет счета 20 Кредит счета 10 - 80 000 руб. – списание материалов в производство по учетной цене. По окончании месяца (отчетного периода) отклонение в стоимости МПЗ подлежит списанию. При этом дебетовое сальдо по счета 16 (удорожание фактических расходов по приобретению запасов над их учетной ценой) относится на увеличение стоимости отпущенных в производство или продажу запасов пропорционально их учетной стоимости. Отклонение, относящееся к запасам, оставшимся на складе, остается нераспределенным (т.е. числится в аналитическом и синтетическом учете по счета 16). Сумма отклонений будет рассчитываться по каждому виду запасов или их группе. Для облегчения работ по распределению величины отклонений в стоимости запасов допускается применение следующих упрощенных вариантов: - при небольшом удельном весе величины отклонений (не более 10% к учетной стоимости запасов) их сумма может полностью списываться на счета 20 "Основное производство", счета 23 "Вспомогательное производство" и на увеличение стоимости проданных запасов; - удельный вес величины отклонений (в процентах к учетной стоимости запаса) может округляться до целых единиц (т.е. без десятичных знаков); - в течение текущего месяца величина отклонений может распределяться исходя из удельного веса (в процентах к учетной стоимости соответствующих запасов), сложившегося на начало данного месяца. Если при этом отклонения недосписаны или списаны излишне более чем на пять пунктов, в следующем месяце их сумма корректируется; - величина отклонений может распределяться пропорционально их удельному весу (нормативу), закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, к учетной стоимости используемых запасов. При этом если фактические размеры отклонений отличаются от нормативных, в следующем месяце (отчетном периоде) их сумма корректируется, т.е. увеличивается на недосписанную сумму или уменьшается на сумму, излишне списанную в прошлом месяце (отчетном периоде). Остатки на начало каждого месяца (отчетного периода) рассчитываются исходя из удельного веса (норматива) отклонений, предусмотренных в плановых (нормативных) калькуляциях, к фактическому наличию запасов в учетных ценах; - отклонения могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) запасов, если их удельный вес (в процентах к договорной ( учетной) стоимости запасов) не превышает 5%. Фактическая себестоимость МПЗ при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Такие затраты рассчитываются в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции. Таким образом, конкретный порядок формирования фактической себестоимости МПЗ устанавливается каждой организацией исходя из характера использования запасов, организационной структуры предприятия, технологических особенностей и т.д. При этом в состав затрат по изготовлению МПЗ, используемых для производства и управления, не должны включаться расходы на подготовку и освоение производства, на продажу, специальные расходы, а также другие затраты, непосредственно не связанные с изготовлением МПЗ. Фактическая себестоимость МПЗ, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Если транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) и затраты на доработку МПЗ берет на себя принимающая сторона, эти суммы включаются в фактическую себестоимость запасов. Фактическая себестоимость МПЗ, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия ОС и другого имущества определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма, которая может быть получена в результате продажи активов. МПЗ, полученные безвозмездно, в т.ч. по договору дарения, отражаются по дебету счетов запасов (10, 41, 43) и кредиту счет 98 "Доходы будущих периодов". По мере использования в производстве (списания) безвозмездно полученных запасов с дебета счет 98 в кредит счет 91 "Прочие доходы и расходы" списывается соответствующая доля дохода отчетного периода. У бухгалтера могут возникнуть трудности с определением рыночных цен на МПЗ. В таком случае рекомендуется руководствоваться п.11 ст.40 НК, в соответствии с которым источниками информации о рыночных ценах могут быть признаны биржевые котировки, данные Госкомстата России, органов, регулирующих ценообразование, а также публикации в СМИ.
Кроме того, определять рыночную цену на продукцию в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" может оценщик, получивший лицензию в установленном порядке. Фактической себестоимостью МПЗ, которые получены по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость этих активов устанавливается исходя из цены, по которой организация в сравнимых обстоятельствах обычно рассчитывает стоимость аналогичных активов.
Если такую стоимость определить невозможно, за основу следует брать цену, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные МПЗ. Кроме того, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету МПЗ предусмотрено, что "транспортные и другие расходы, связанные с обменом, присоединяются к стоимости полученных запасов непосредственно или предварительно зачисляются в состав транспортно-заготовительных расходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Если договором мены предусмотрен обмен неравноценных товаров, то разница между ними в денежной форме числится у стороны, передавшей товар большей стоимости, по дебету счета расчетов. Образовавшаяся задолженность погашается в порядке, установленном договором". При расчете фактической себестоимости МПЗ, которые приобретены по договорам, предусматривающим не денежные формы расчетов, необходимо соблюдать следующие требования гл.31 ГК к договорам мены: 1) каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой; 2) применяются соответственно правила о купле-продаже, если это не противоречит правилам гл.31 ГК и существу мены; 3) каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен; 4) товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие несет та сторона, которая обязана это делать по договору; 5) если происходит обмен неравноценными товарами, сторона, обязанная передать более дешевый товар, должна оплатить разницу. Пример 10. «Приобретение материалов, расчеты за которые проводились не денежными средствами». Покупателю отгружено продукции на сумму 1 180 000 руб.(в т.ч. НДС 180 000 руб.) Затраты на ее транспортировку составили 118 000 руб.(в т. ч. НДС 18 000 руб.). Расходы на разгрузку - 118 000 руб.( в т. ч. НДС 18 000 руб.). Взамен отгруженной продукции получены материалы на сумму 1 180 000 руб. Приобретение материалов, расчеты за которые проводились не денежными средствами, отражается в бухгалтерском учете следующим образом: Дебет счета 62 Кредит счета 90 – 1 416 000 руб. (в т.ч. НДС 216 000 руб.)- реализация готовой продукции; Дебет счет 90 субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость» Кредит сч. 68 - 216 000 руб. – начислен НДС в бюджет; Дебет счета 10 Кредит счета 60 – 1 000 000 руб. – оприходованы материалы, полученные взамен отгруженной продукции; Дебет счета 19 Кредит счета 60 – 180 000 руб. – начислен НДС от материалов, полученных взамен отгруженной продукции ; Дебет счета 60 Кредит счета 62 – 1 180 000 руб. – производится взаимозачет требований об уплате ; Дебет счета 68 Кредит счета 19. – 180 000 руб. отнесен уплаченный "входной" НДС в счет уменьшения задолженности перед бюджетом по НДС (налоговый вычет). За покупателем осталась задолженность в сумме 236 000 руб (в т.ч. НДС – 36 000 руб.). В фактическую себестоимость МПЗ, которая определяется в соответствии с п.п.8, 9 и 10 ПБУ 5/01 , включаются также затраты организации, перечисленные в п.6 ( на доставку и приведение их в состояние, пригодное для использования). При этом транспортно-заготовительные расходы ( далее ТЗР) сначала отражаются на счете 15, а затем относятся на счета отклонений. Поскольку расценки на транспортные перевозки постоянно меняются, такой вариант учета и распределения ТЗР наиболее оптимален. Для того чтобы более точно исчислять стоимость материалов, ТЗР целесообразно учитывать по отдельным видам и (или) группам материалов. К сожалению, это непросто, т.к. в большинстве случаев соотнести ТЗР с конкретным видом покупаемых материалов невозможно. Это касается расходов на содержание отделов снабжения, складских помещений, централизованной поставки материалов и т.д. Поэтому для ТЗР допустимо открыть субсчет к счете 10 "Материалы", показывать их на счета 15 "Заготовление и приобретение материалов" или непосредственно включать в фактическую себестоимость материала. Следует отметить, что ТЗР лучше всего распределять с использованием счета 15 и 16. При этом существенно уменьшается количество номенклатурных номеров материалов (объектов учета), поскольку нет необходимости присваивать одноименным видам материалов новые номенклатурные номера при изменении договорных цен. По этой же причине уменьшается количество объектов складского учета, упрощается процедура проведения инвентаризации запасов. Если размеры ТЗР значительны и сильно влияют на формирование фактической себестоимости приобретаемых материалов, целесообразно применять вариант их прямого включения в фактическую себестоимость материала. Разумеется, при этом не должен нарушаться принцип рациональности ведения бухгалтерского учета. Фактическая себестоимость МПЗ, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ. Такая норма введена для того, чтобы соблюдались принципы организации бухгалтерского учета постоянно действующего предприятия. Кроме того, это позволяет обеспечить контроль за наличием и движением запасов, способствуя налаживанию качественного складского учета. Торговые организации вправе включать в затраты по заготовке и поставке товаров до своих центральных складов (баз) состав расходов на продажу. Товар может учитываться по покупным, продажным ценам (с использованием счета 42 "Торговая наценка") и по фактической себестоимости. В аналитическом учете и на складах можно использовать учетные цены. Покупные цены, как правило, применяют организации-оптовики и те организации, для которых торговая деятельность не является основной. Организации розничной торговли обычно оценивают товары по фактической себестоимости или по продажным ценам. МПЗ, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании (распоряжении), принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре. Если такие условия в договоре не отражены, применяется условная оценка. Стоимость МПЗ, определенная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу ЦБР, действующему на дату принятия запаса к бухгалтерскому учету. Возможна ситуация, когда в договоре (например, купли-продажи, поставки) сумма расчетов выражена в иностранной валюте или условных денежных единицах, а фактическая оплата поступающих в организацию МПЗ осуществляется в рублях. Чаще всего это случается, если сроки поставки МПЗ и их оплаты не совпадают. Возникающие при этом суммовые разницы будут регулировать (увеличивать или уменьшать) стоимость поступивших в организацию МПЗ.
Следует отметить, что ГК установлен порядок исчисления курса иностранной валюты для подобных договоров, который предусматривает возможность определения конкретного момента (даты) исчисления курса сторонами. Если же соответствующая информация в договоре отсутствует, таким моментом считается дата фактического осуществления расчетов (т.е. исполнения сторонами взаимных обязательств).
Проиллюстрируем влияние изменения курса валюты на стоимость поступивших МПЗ на условном примере. Пример 11. « Покупка МПЗ, стоимость которых определена в иностранной валюте» Организация "А" поставила 28 сентября организации "Б" 200 т угля по 100 долл. США за 1 т. Организация "Б" 10 сентября внесла предоплату. Курс долл. США на эту дату составлял 30 руб. за 1 долл. Остальные деньги были перечислены 28 сентября. Рассмотрим два варианта: вариант N 1 - курс на 28 сентября составлял 31 руб. за 1 долл. США, вариант N 2 - 29,5 руб. за 1 долл. США. По условиям договора курс исчисляется на момент фактической поставки, но не позднее 28 сентября. В бухгалтерском учете организации "Б" будут отражены следующие операции. Корреспонденция счетов Сумма, руб. Содержание хозяйственной операции дебет кредит 1 60 51 600 000 (200 т х 30 руб./USD) Перечислена предоплата за уголь 2 10 60 620 000 (200 т х 31 руб./USD) Поступили МПЗ в организацию "Б" (вариант N 1) 3а 60 51 20 000 Перечислены суммовые разницы организации "А" 2б 10 60 590 000 (200 т х 29,5 руб./USD) Поступили МПЗ в организацию "Б" (вариант N 2) 3б 51 60 10 000 Возврат организацией "А" излишне полученной суммы от организации "Б"
Список литературы
1. Гражданский кодекс. 2. Налоговый кодекс в редакции Федеральных законов от 09.07.99г. №154-ФЗ, от 02.01.00г. №13-ФЗ 3. Федеральный закон от 21.11.96г. №129-ФЗ, в редакции Федерального закона от 23.07.98г. №123-ФЗ «О бухгалтерском учете». 4. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.98г. №34-Н в редакции от 30.12.99г. 5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10. 2000г. № 94 с изменениями и дополнениями. 6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ-5/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 09.06.01г. №44н. 7. Безруких П.С. Комментарий к Положению по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» // Главбух, 2004, № 16 8. Козлова Е.П. Учет и распределение материалов, расходуемых на производство // Главбух, 2004, № 7 9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. –М.: ИНФРА – М, 2006. – 10. Богаченко В. М., Кириллова Н. А. Бухгалтерский учет: Учебник. - 5-е изд-е, переработ, и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. 11. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:«КноРус», 2003 12. Новодворский В.Д., Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Брендинг в системі маркетингу підприємства» роботу виконано за матеріалами підприємства
Реферат Обовязки та права людини громадянина
Реферат Аннотация к программе дисциплины Разнообразие растений и грибов
Реферат Джейн Ейр Шарлотти Бронте як соціально-психологічний роман виховання
Реферат Коррозия, ее виды. Защита от коррозий
Реферат История болезни - кожные болезни ограниченная склеродермия
Реферат Poetry Of Robert Frost Essay Research Paper
Реферат Гражданское устройство духовенства
Реферат Нижний Тагил: история и современное состояние
Реферат Дидактическое пространство начальной школы инновационного типа
Реферат Фернандо Альварес де Толедо
Реферат Разработка верхнего уровня Информационной Системы Университета
Реферат Люблинский Павел Исаевич
Реферат Становлення ракетної техніки класу "земля-земля" та основні шляхи її розвитку в канун та період Другої світової війни
Реферат Восточные славяне в древности.Возникновение государственности у восточных славян.