Первый художник казахского народа Ч. Валиханов Чокан Валиханов (1835—1865) рисованием начал увлекаться еще с детских лет. Его способности к рисованию развивали родители, бабушка Айганым. Свое мастерство он повышал в годы учебы в кадетском корпусе. Его любовь к национальному искусству формировалась благодаря песням матери, сказкам бабушки
Айганым. Отец Чингис был человеком просвещенным, ценил искусство. Поэтому первым его учителем рисования был именно отец. Кроме того, Чингис проявлял истинный интерес к народному искусству, бережно собирал их образцы. Чингиса по праву можно назвать человеком с передовыми взглядами. Он был этнографом, фольклористом, собирал памятники литературы и археологии казахского народа, вносил
немалый вклад в дело пропаганды народного искусства в Европе. Он передал ценные экспонаты в фонд промышленной выставки, состоявшейся в Москве в 1868 г. На данной выставке получили высокую оценку изделия декоративно-прикладного искусства из коллекции Чингиса, изготовленные в XVII-XVIII вв. Он воспитывал своего первенца, Чокана, не только в духе приверженности к науке и искусству, но и привил
любовь, уважение к народному творчеству. Чингиз создавал из дерева настоящие произведения искусства и обучал сына этому искусству. Частыми гостями в его доме были известные певцы и кюйши. Рисуя окружающую его жизнь, Чокан превращался в исследователя. Ему хотелось через рисунок постичь суть предметов. Исследователь, ученый, историк, собиратель фольклора в
Чокане с самых ранних лет упорно брали верх над художником. От рисунков карандашом и тушью Чокан перешел к акварели. Отец одобрил его увлечение и стал брать с собой на археологические раскопки. Юный художник старательно рисовал древнюю утварь, оружие, украшения. Вскоре он стал рисовать юрты, верблюдов, людей. До нас дошли его две ранние акварели.
На одной изображен жатак возле своей юрты, на другой — погонщик верблюдов. Первые пейзажи степи, первые портреты казахов, жанровые сценки, карандашные зарисовки животных, памятников архитектуры. Рисование обостряло наблюдательность. Он вглядывался, как уложены кошмы на юрте жатака, как сделано ярмо вола, тщательно прорисовывал вьюки на верблюдах, одежду погонщика. Чокан переносил на бумагу каменные изваяния, мавзолеи, камни с над-писами,
высокие башни из песчаных камней в честь Тенгри, которому поклонялся народ, загадочные развалины, о которых рассказывались легенды, легкие юрты. Неустанный творческий поиск и огромное трудолюбие были характер-ны для Чокана. У него были острый ум, наблюдательность. Чокан обладал умением правдиво отражать окружающую действительность. В картине "Де-теныш сайги ираугаш" очень точно переданы форма растения и фигура сай-гака.
В его дневниках выразилась очень ярко личность путешественника. Знание многих восточных языков и полученное образование делали для него понятным духовный мир человека Азии. Рядом с бисерной вязью строк он пером и карандашом набрасывал рисунок, очень точный. Его зарисовки как бы продолжают записи, а записи уточняют изображения. И всегда Валиханов твердой рукой военного топографа чертил изученный им маршрут: план го-рода, реку
со всеми ее притоками, схему перевалов, торговые пути. Старинную казахскую легенду о "Козы-Корпеше и Баян-Сулу" он записал еще в юности. Ему удалось побывать у памятника, который воздвигла Баян-Сулу своему возлюбленному. Его поразила высота памятника — 14-метрового мавзолея. Чокан сделал наброски с каменных изваяний, стоявших у восточной стены.
По легенде, одна из женских фигур изображала героиню поэмы, другая — ее сестру Айкыз, третья — ее тетку, женге. Слева от Баян стоит мужская фигура — это Козы-Корпеш. Терпеливо и настойчиво он изучает каменные изваяния. Среди наследия Чокана большое количество рисунков с изображением событий исторического характера. Например, проекты мавзолеев Жубан ана и Айбол ата, образцы архитектурного искусства киргизского и казахского
краев, которые он рассматривал в контексте мирового архитектурного искус-ства. Памятники, находящиеся в степях Казахстана, свидетельствуют о том, что искусство ваяния в этом крае существует с древних времен. В одном из своих путешествий он посещает Капчагаискую долину и делает наброски наскальных изображений с различными знаками. Чокан бережно относился к окружающей природе, изучал народные приметы.
К примеру, если при рождении месяц появляется вверх "рожками", то намечался дождливый день, если багряная заря, то предполагается ясный день.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |