Реферат по предмету "История"


Палеография Древней Руси

" Палеография Древней Руси" План 1. Введение 2. Письменность 3. Материал и орудия письма 4. Рукописный орнамент и миниатюра 5. Заключение 6. Список литературы 10 Введение В IX в в результате длительного процесса общественно¬го, развития образовалось относительно единое Древ¬нерусское государство с центром в Киеве. Возникшее на основе развития феодальных отношений, оно само ак-тивно способствовало дальнейшему

укреплению фео¬дального базиса. На протяжении IX—XI вв. на Руси в результате расхищения князьями, боярами, церковными орга¬низациями общинных крестьянских земель росло феодаль-ное землевладение, происходило закабаление свободных общин¬ников. В состав Древнерусского государства входила громадная территория с исконным восточнославянским, а также и несла¬вянским населением, издавна связанным в своём историческом развитии со славянами.

С ростом феодаль-ных отношений про¬исходил процесс образования народностей из ряда от-дельных племён. К IX—XI вв. сложилась древнерусская народность, на ос-нове которой в дальнейшем сформировались три братские народности: рус-ская (великорусская), белорусская, украин¬ская. Земли восточнославянских племён, вошедшие в состав Древнерусского государства, получили название Русской земли.

Одним из признаков древнерусской народности была отно¬сительная (на раннефеодальной экономической базе) общность языка, при наличии и стойкости диалектных различий в от¬дельных частях Руси. Общенародный устный язык употреб¬лялся в деловой письменности, в юридических докумен-тах. Он сыграл большую роль в формировании древнерусского литера¬турного языка. В то же время на развитие последнего значи¬тельное влияние оказал и старославянский (в своей основе

древнеболгарский) язык, употреб-лявшийся в церковной пись¬менности, в памятниках повествовательной лите-ратуры и в свою очередь испытывавший сильное воздействие общенарод¬ного русского устного языка. Письменность Письмен¬ность а, следовательно, и грамотность, имела распростране¬ние и за пределами церковных учреждений, ею пользова¬лись не только феодалы, но и городские ремесленники и торговцы. Письменность обслуживала произ-водство, ремесло, торговлю, культуру, быт.

Нет никаких оснований для ут¬верждения о том, что она являлась только привилегией господствующего класса и пользование ею ограничивалось узкой сферой церковных интересов. Это опровергается рядом архео¬логических находок. Много надписей имеется на ремесленных изделиях XI— XII вв. Так, сохранились надписи на шиферных пряслицах (гру¬зиках для веретён), свиде-тельствующие об

их принадлежности определённым лицам: «Потворин прясльнь», «Лолин пряслен», «Молодило», «Тартынъ», «Иулиана», «княжо есть», «невесточ[ь]» и др. Последнее слово указывает, возможно, что владе-лицей пряслица была девушка-невеста. Письменность обслуживала потребности развивающегося ремесла. Рост торговых связей также обусловил развитие письменности. Так, сохра-нились камни и кресты XI—XII вв. Это своего рода лоцманские знаки на водных путях.

Имеющиеся на этих камнях и крестах надписи свиде¬тельствуют о мероприятиях древнерусских князей, направлен¬ных к освоению водных путей сообщения и созданию условий для их безопасности. Из памятников древнерусской эпиграфики, относящихся к указанным мероприятиям, большой интерес представляет надпись на камне, найденном в конце XVIII в. на Таманском полуострове. По своим начертаниям буквы тмутараканского текста напоминают письмо одного из очень интересных па-мятников

письменности XI в. – Остромирова Евангелия. Распространялась письменность не только в среде господствующего класса, но в среде городского населения. Гораздо меньше в нашем распоря-жении данных о проникновении письменности в феодальную деревню. Но несомненно, что развитие феодальных отношений, захваты феодалами об-щинных земель, рост фео¬дальной собственности требовали применения письменности для обоснования документами землевладельческих прав. Письменность обслуживала потребности феодального госу¬дарства, она была необходимым

атрибутом деятельности княжеских агентов. Материал и орудия письма Вопрос о материале для письма принадлежит к числу важ¬ных вопросов палеографии, так как он тесно связан с вопросом об эволюции почерков. По-следние изменялись в зависимости от того, наносился ли текст на твёрдых предметах (камень, распространение означало и распространение письмен-ности среди более широких общественных слоев в связи с процессом феода-лизации.

Материалом для русских письменных памятников до ХIV в. служил пергамен. Памятники письма на пергамене первоначально назывались на Ру-си «харатейными», «харатья», «кожами», «мехом», «телятинами». Кроме пергамена в качестве материала для письма в Древ¬ней Руси употреблялась береста. Буквы наносились острым костяным орудием или ме-таллическим, или

вообще каким-либо заострённым предметом на внутрен-нюю гладкую сторону берё¬зовой коры, которая свертывалась в виде свитка. По-видимому, береста, предназначенная для письма, предварительно обра¬батывалась. Куски бересты с сохранившимися текстами обре¬заны сверху, снизу или с боков. Наличие на бересте природных трещин, изгибов, чёрто-чек, точек, а также свободных мест, получавшихся при выпадении кусочков коры в результате вдавливания или выцарапывания письмен, затрудняет чте-ние.

Берестяные грамоты лучше пергаменных сохраняются в земле. На вид чернила русских рукописей имеют коричневатый, бурый отте-нок. Они глубоко проникали в пергамен, засыхали на его поверхности до-вольно густым слоем и отличались боль¬шой прочностью; письмо ими до сих пор выглядит очень чёт¬ким, если, конечно, рукопись не портилась от сыро-сти и т. п. По своему химическому составу чернила русских рукописей были железистого происхождения.

Они содержали соли, же¬лезо и дубильные ве-щества. В качестве последних применя¬лись обычно так называемые чер-нильные орешки — особые наросты на местах поражения листьев дуба насе-комыми-вре¬дителями. Употреблялись и чернила из сажи («копчёные») и из отвара ольховой пли дубовой коры. Для просушки чернил на бумаге употреблялся мелкий кварцевый пе-сок. Им посыпали лист из песочницы, имевшей крышку с дырками для рав-номерной посыпки.

Чернильницы бывали разнообразными по форме и дела-лись из дерева, глины, рога, металла. Кроме чернил, для письма употреблялись краски, особенно красная, издавна служившая для заголовков и инициалов (начальных букв). От нали-чия в рукописях красных заго¬ловков и заглавных букв ведут своё происхож-дение такие термины, как «рубрика» (от латинского ruber — красный) или «красная строка». Последнее название даётся строке, от¬крывающей раздел и отмечаемой в печати так называемым «аб¬зацем»

— небольшим пропуском в начале текста, передвигае¬мого слегка вправо. Краски употреблялись и для орнамен¬тации рукописей (писания заставок, концовок) и для миниатюр. При создании роскошных рукописей для письма заглавий и отдельных букв употреблялось золото. Известны два сорта золота: 1) листовое, накла-дываемое на предварительно выписанные клейким веществом знаки, и 2) творёное (в виде краски: истёртое в порошок и смешанное с клейкими веще-ствами).

Серебро в русской письменности встречалось редко. Обычно процесс письма чёрными чернилами и красками не был одно-временным. Вначале исполнялось чёрное письмо, а для красных букв или строк оставлялись пустые места, за¬полнявшиеся красками уже потом. Такая манера приводила, между прочим, к тому, что по невнимательности писца пред¬назначаемые для последующей раскраски места так и не рас¬крашивались.

Впоследствии такие пробелы становились источ¬ником частых ошибок для позднейших переписчиков, не всегда уже понимавших, какая именно буква оказывалась пропущен¬ной в копируемом ими оригинале. При письме золотом, так же как и при писании красками, среди чёрно-го текста оставалось свободное место, заполняв¬шееся впоследствии золоты-ми буквами или же заглавием в целую строку. Писал золотом, так же как и красками, обычно специалист-художник, на долю которого приходилась также

работа над миниатюрами и заставками, украшавшими рукопись за-главными разрисованными буквами и т. д. Все русские рукописи написаны пером. Письмо палочкой тростью (ка-ламом), изображаемое на некоторых миниатюра евангелий, фактически не имело применения в Древней Руси. Очевидно, подобные лицевые изображе-ния были продуктом не которой стилизации. Рукописный орнамент и миниатюра Художественные украшения, встречающиеся в рукописных памятни-ках, носят

название орнамента. Эти украшения бывают нескольких видов: 1) заставки — особые узоры (виньетки), находящиеся перед нача-лом статьи, главы или Художественные украшения, встречающиеся в рукописных памятни-ках, носят название орнамента (от латинского слова ото—украшаю). Эти ук-рашения бывают нескольких видов: 1) заставки — особые узоры (виньетки), находящиеся перед началом статьи, главы или вообще какого-нибудь

крупного раздела книги размером в ширину страницы; 2) инициалы — разрисованные за¬главные буквы, открывающие соот-ветствующий раздел текста; 3) концовки — художественные украшения (виньетки) в конце текста, меньших размеров и менее сложной конструкции, чем заставки; 4) полевые украшения — узоры на полях (по термино¬логии более поздних старообрядческих письменных памятни¬ков — цветки). Орнамент не следует смешивать с миниатюрами или рисун¬ками (иллю-страциями) в красках, часто

на особых листах. Заключение Феодальная идеология (религиозные, правовые, политические, фило-софские взгляды господствующего класса) нашла своё отражение в ряде ли-тера¬турных памятников (летописных сводах, воинских повестях, церковных проповедях и т. д.). В этих памятниках прославля¬лись древнерусские князья как создатели государственности на Руси, описывалась их деятельность по объединению славян¬ских племён и военные подвиги, давалось религиозное

обосно¬вание идеи о необходимости общественного неравенства, осу¬ждались народные движения. Идеологическому обоснованию незыблемости княже-ской власти, защищавшей интересы фео¬дальной знати, служат и величест-венные архитектурные соору¬жения Киева: собор св. Софии, Золотые ворота и т. д. Уже наме¬чалась противоположность двух культур — господствующе-го класса и непосредственных производителен материальных благ.

Однако произведения зодчества, изобразительного искус¬ства, литера-туры, используемые господствующим классом в це¬лях идеологического воз-действия на трудящихся для укрепле¬ния своей власти, являются памятника-ми культуры всего рус¬ского народа. Замечательные произведения древнерус-ской архитектуры, занимающие одно из первых мест в мировом искус¬стве, построены руками русских зодчих, выходцев из трудового народа. Городские мастера создали замечательные памятники изобразительного искусства.

В феодальную литературу широ¬кими струями проникали мотивы народного творчества. Феодальная литература Древней Руси имела прогрессив¬ный характер. В замечательном памятнике русской историче¬ской мысли и литературы XII в Повести временных лет, про¬водится идея единства Русской земли и рус-ского народа, — показатель того, что к этому времени уже сложилась древне¬русская

народность. Это памятник, в котором отражён глубо¬кий патриотизм. Список литературы 1. Черепкин Л. В. Русская палеография. – М.: Государственное издательство политической литературы. 1956 2. Б. А. Рыбаков. Древние русы. – М 1951. 3. Л. П. Якубинский. История древнерусского языка М 1953 4.

Б. А. Рыбаков. Ремесло Древней Руси. – М 1948 5. В. Н. Щепкин. Учебник русской палеографии. – М, 1967



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.