Содержание
Введение
I. Литературный обзор
1.1 Состав землеустроительных действий
1.2 Целевое назначение земель в РФ
1.3 Земля как природный объект и средство производства
II. Межхозяйственное землеустройство
2.1 Образование, упорядочение и изменение землепользования и землевладений с.-х. предприятий
2.2 Образование и изменение землепользования и землевладений несельскохозяйственного назначения
III. Внутрихозяйственное землеустройство (ВХЗ)
3.1 Подготовительные работы при ВХЗ
3.2 Составные части проекта ВХЗ (организация и устройство территории севооборотов, кормовых угодий, многолетних насаждений)
3.3 Осуществление проекта ВХЗ
IV. Экологические проблемы и их решение при землеустройстве
4.1 Роль экологии в использовании природных ресурсов
4.2 Государственный контроль за использованием и охраной земель
Заключение
Литература
Введение
Вопросы правового регулирования землевладения, землепользования и права собственности на землю стали особенно актуальными в последнее время в связи со стремительно обновляющимся российским земельным законодательством.
Важное место занимает и проблема землеустройства. Лишним подтверждением тому является принятие Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве", призванного обеспечить рациональное использование земель и их охрану, создание благоприятной окружающей среды и улучшение ландшафтов.
Цель данной работы - разъяснить все особенности организации землеустройства, в том числе роль государства в использовании природных ресурсов и защите окружающей среде.
Главной задачей землеустройства является организация рационального использования земель всех категорий, в том числе и сельскохозяйственного назначения.
В целом землеустройство - это комплекс мероприятий, осуществляемых государством, землевладельцами, землепользователями и собственниками земель по наведению порядка в использовании и охране земель.
I. Литературный обзор
1.1 Состав землеустроительных действий
В решении всенародной задачи рационального использования земли — важнейшего богатства общества, — являющейся главным средством производства в сельском хозяйстве и пространственным базисом размещения и развития всех отраслей народного хозяйства, существенная роль отводится государственному землеустройству.
Государственное землеустройство включает следующие землеустроительные действия:
– образование новых, а также упорядочение существующих землепользований с устранением чересполосицы и других неудобств в расположении земель, уточнение и изменение границ землепользования на основе схем районных планировок;
– внутрихозяйственную организацию территории колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений с введением экономически обоснованных севооборотов и устройством всех других сельскохозяйственных угодий (сенокосов, пастбищ, садов и пр.), а также разработку мероприятий по борьбе с эрозией почв;
– выявление новых земель для сельскохозяйственного и иного народного освоения;
– отвод и изъятие земельных участков;
– установление и изменение городской черты, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов;
– проведение топографо-геодезических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий (Волков С.Н., Конокотин Н.Г., Юнусов А.Г., 1998 г.).
1.2 Целевое назначение земель в РФ
Земельный фонд Российской Федерации — это вся территория, т.е. вся земля, включая водопокрытую, в пределах границ страны.
Хотя земля представляет собой единый природный объект, отдельные ее части обладают различными природными качествами и свойствами, представляющими определенный хозяйственный интерес, которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом, т.е. в определенных народнохозяйственных целях. С этой точки зрения единый земельный фонд подразделяется на 7 целевых категорий, закрепленных в земельном законодательстве:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли поселений (городов, поселков и сельских поселений);
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий (природоохранного, природно-заповедного, рекреационного, оздоровительного и историко-культурного назначения);
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
В соответствии с основным целевым назначением упомянутых частей единого земельного фонда земельным законодательством установлен и правовой режим их использования в народном хозяйстве [4].
К землям сельскохозяйственного назначения отнесены участки единого земельного фонда, используемые или по своим природным качествам пригодные для использования в сельском хозяйстве, т.е. для производства сельскохозяйственной продукции.
Землями поселений считаются земли, расположенные в пределах административных границ различных поселений, которые подразделяются с точки зрения их функционального назначения на две группы: сельские и городские населенные пункты (т.е. города и поселки городского типа). Основное целевое назначение этих земель — удовлетворение градостроительных потребностей этих населенных пунктов.
Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, обороны, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики и иного назначения представляют собой участки земельного фонда, предоставленные юридическим или физическим лицам для осуществления специальных задач в промышленности, на транспорте, энергетике и других отраслях народного хозяйства. Основное целевое назначение земли в этих сферах народного хозяйства — служить операционным базисом для размещения и функционирования промышленных и иных предприятий и объектов.
Землями лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые им, но предоставленные или предназначенные для ведения лесного хозяйства. Лес представляет собой очень ценное природное сырье для промышленности, энергетики, как незаменимый строительный материал. В то же время земля здесь играет роль средства производства лесохозяйственной продукции и нуждается в связи с этим в установлении особого правового режима использования.
К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли по берегам водоемов (прибрежные полосы), необходимые для их обслуживания. Их основное целевое назначение — удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, природоохранных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей.
К категории особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, имеющие статус особо охраняемых территорий в силу их специфической роли и особого значения в жизни-общества. Они служат удовлетворению духовных, биологических, эстетических и иных потребностей граждан.
Землями запаса считаются все участки земельного фонда, не предоставленные в собственность или пользование физическим или юридическим лицам или изъятые у них по основаниям, предусмотренным законодательством.
1.3 Земля как природный объект и средство производства
Земля — важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами и являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения всех отраслей народного хозяйства.
Сопоставимость качественного состояния мировых земельных ресурсов осуществляется на основе единой системы классификации земель, которая включает: природные особенности изучаемых территорий, современное использование земель, их пригодность для сельского хозяйства, перспективное использование земель.
Развитие общественного производства во многом зависит от способов организации и использования земли, обладающей территориальной ограниченностью, неперемещаемостью по территории, разнообразием природных особенностей.
В последние годы наметилась тенденция к значительному сокращению площадей обрабатываемых земель — за счет их перевода в другие отрасли общественного производства, подверженности земель негативным природным процессам, особенно водной и ветровой эрозии, а также за счет отвода земель для промышленности и транспорта, расширения территорий городов и других населенных пунктов (Вервейко А.П., 1989 г.).
В условиях постоянного роста народонаселения его обеспеченность земельными ресурсами систематически снижается.
Перед населением планеты стоят задачи значительно повысить интенсивность использования имеющихся земель, а также вовлекать новые земли в сельскохозяйственное производство.
II. Межхозяйственное землеустройство
Межхозяйственным землеустройством государство регулирует земельные отношения, распределяя и перераспределяя земельный фонд между отраслями народного хозяйства и внутри отраслей между отдельными предприятиями, учреждениями и организациями путем образования новых упорядочений и изменений существующих землепользований.
Объектом межхозяйственного землеустройства являются землепользования сельскохозяйственных несельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, в том числе и земли государственного земельного запаса. Отличительной чертой этого землеустройства является то, что своими действиями оно охватывает разные отрасли народного хозяйства и одновременно затрагивает землепользование группы смежных хозяйств, связанных общностью решаемых задач, а иногда целых административных районов и экономических зон. Осуществляется межхозяйственное землеустройство с учетом интересов как отдельных землепользователей, так и всего народного хозяйства или отдельных его отраслей.
2.1 Образование, упорядочение и изменение землепользования и землевладений с.-х. предприятий
Создание новых сельскохозяйственных предприятий связано с ломкой существующих землепользований в данном земельном регионе. Сложность организации территории межхозяйственных объединений и агропромышленных комплексов заключается, прежде всего, в том, что еще нет достаточно полных и конкретных методических разработок по проведению землеустройства подобного рода объединений. Изучаются возможности создания новых межхозяйственных объединений и агропромышленных комплексов. Необходим научно обоснованный подход к проведению землеустройства при их организации.
Развивающиеся межхозяйственные связи, расширяющие объем сельскохозяйственного производства, вносят существенные изменения в способы использования земли, в организацию и проведение государственного землеустройства при образовании новых сельскохозяйственных предприятий.
Упорядочение границ существующих землепользований проводится с сохранением количества землепользований и способа организации сельскохозяйственного производства в данном земельном регионе. Эта разновидность землеустройства включает:
– спрямление границ существующих землепользований для улучшения территориальных условий выполнения технологических процессов, для применения машинной техники, создания компактных землепользований;
– ликвидацию чересполосицы, вклиниваний, которые создают неудобства в организации производства на территории землепользований, ухудшают их планировку, снижают качество продукции и увеличивают издержки производства.
2.2 Образование и изменение землепользования и землевладений несельскохозяйственного назначения
Отвод земель для промышленных объектов, транспорта, добычи полезных ископаемых и для других несельскохозяйственных нужд как разновидность межхозяйственного землеустройства сопровождается:
– определением оптимальных размеров земельных площадей, изымаемых из сельскохозяйственного или другого производства, а также из государственного запаса или лесного фонда, на основе составления технико-экономического обоснования (ТЭО), отражающего производственно-экономическую необходимость отвода земельной площади;
– установлением размера компенсации сельскохозяйственным предприятиям на изъятые земли (она равна величине потерь сельскохозяйственной продукции с изымаемой площади на момент отчуждения, с учетом перспективной продуктивности данного участка);
– определением объемов работ по сохранению верхнего плодородного слоя почвы, успешно используемого для рекультивации земель, при выполаживании пониженных участков и их последующей передаче сельскохозяйственным предприятиям;
– установлением сроков и порядка освоения земель, отчуждаемых для несельскохозяйственных нужд. Это особенно важно для того, чтобы в промышленности, на транспорте и других сферах промышленного производства земля не пустовала, а предавалась сельскохозяйственным предприятиям во временное пользование для получения дополнительной продукции.
На землях несельскохозяйственного назначения в городах, поселках городского типа, сельских населенных пунктах, на промышленных предприятиях и других устройству территории предшествует составление генеральных планов застройки и размещения несельскохозяйственных объектов. Проекты образования землепользований и организации их составляются землеустроителями с участием соответствующих специалистов, архитекторов и строителей.
III. внутрихозяйственное землеустройство
внутрихозяйственное землеустройство представляет собой сложное комплексное организационно-хозяйственное мероприятие по внутренней организации территории сельскохозяйственных земель каждого отдельного колхоза, совхоза и других землепользований, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью (учебно-опытные хозяйства, дома отдыха, санатории и пр.), с введением экономически обоснованных севооборотов и устройством всех других угодий (сенокосов, пастбищ, садов и пр.), а также с разработкой мероприятий по борьбе с эрозией почв. Цель внутрихозяйственного землеустройства - организация более производительного, рационального и эффективного использования земли и других средств производства, совершенствование структуры всех отраслей данного хозяйства и дальнейшего его развития.
Таким образом, объектом землеустройства этого вида являются сельскохозяйственные земли отдельных землепользований, в том числе и несельскохозяйственных учреждений и организаций, занимающихся сельским хозяйством.
Межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройства, несмотря на отмеченные различия, тесно связаны между собой и в совокупности составляют единую систему государственных мероприятий по регулированию и утверждению социалистических земельных отношений, рациональной организации территории как в колхозах и совхозах, так и во всем народном хозяйстве.
Внутрихозяйственное землеустройство, как правило, является продолжением землеустройства межхозяйственного. В ряде случаев они могут проводиться одновременно, но при этом первоочередному решению подлежат вопросы межхозяйственного землеустройства.
3.1. Подготовительные работы при ВХЗ
Составлению проекта ВХЗ предшествуют подготовительные работы, в процессе которых производится сбор и изучение материалов ранее выполняемых геодезических съемок, почвенных, геоботанических и других обследований, сведения о земельном учете и оценке земель, проектов землеустройства прежних лет, схем районной планировки, а также материалов, характеризующих состояние хозяйства и определяющих перспективы его развития. Затем проводится корректировка существующих планов и составляется новый план землепользования, проводится землеустроительное обследование территории сельскохозяйственного предприятия и разрабатывается задание на составление проекта землеустройства.
Сбор и изучение материалов, используемых при ВХЗ. Эти работы начинают с изучения и оценки существующего плана землепользования, обращая внимание на его внешнее состояние, год и методы съемки и др. Если на плане не изображен рельеф местности, без учета которого невозможно правильно разработать комплекс противоэрозионных мероприятий, рационально расположить угодья, севообороты и их поля, лесополосы, то изготавливают копию горизонталей с топографической карты. Кроме того, составляют картограмму крутизны склонов — чертеж, на котором отображают водораздельные линии, тальвеги, границы контуров склонов с указанием стрелками направления склона и его уклона в градусах.
Затем собирают и анализируют материалы:
– характеризующие производство и экономику землеустраиваемого хозяйства – размер его отраслей, организация бригад или отделений, площади посевов и урожайность сельскохозяйственных культур, поголовье в животноводстве и продуктивность животных, доходность хозяйства, перспективы его развития;
– по учету земель – экспликация, сведения о землях постороннего пользования;
– по бонитировке почв и экономической оценке земель (если эти работы уже проводились в хозяйстве);
– обследования почв – почвенную карту хозяйства, пояснительный текст к ней, картограммы (карты) агропроизводственной группировки земель, эродированных земель, засоленности почв, солонцов и солонцеватых почв, переувлажненных почв, каменистости почв, глубины залегания и минерализации грунтовых вод, механического состава почв и др.;
– геоботанического обследования, отображающие границы геоботанических контуров, оценку кормовых достоинств сенокосных и пастбищных угодий, их продуктивность и рекомендации по дальнейшему использованию;
– мелиоративного и водохозяйственного обследований, характеризующих водный режим территории хозяйства, включая сведения о наличии рек, ручьев, скважин, шахтных колодцев и других водоемов, дебите и качестве воды в них;
– дорожного обследования, дающих характеристику магистральных и внутрихозяйственных дорог, проходящих на территории колхоза или совхоза, с указанием видов дорог, ширины полосы отвода, дорожных сооружений, типа покрытия полотна дороги и т.д.;
– агролесомелиоративного обследования, содержащие метеорологические данные (направление господствующих ветров, среднегодовая максимальная и минимальная температура воздуха, среднегодовое количество осадков и пр.), характеристику существующих в хозяйстве лесных насаждений, их площади, ассортимент древесно-кустарниковых пород, наличие питомников;
– районной планировки.
При изучении всех перечисленных материалов особое внимание обращают на их точность и соответствие действительности и, если это необходимо, уточняя, исправляя и дополняя их в полевых условиях. На этой стадии выполняют те из указанных выше обследований, которые не проводились ранее, а в ряде случаев еще и восстанавливают границы землепользований, проводят геодезические съемки их территории либо корректируют имеющиеся планово-картографические материалы.
Тщательно изучают и материалы прежнего ВХЗ, устанавливают состояние раннее введенных севооборотов и других элементов проекта, выявляют мероприятия, проведенные для осуществления проекта, определяют причины, вызывающие необходимость проведения нового землеустройства.
В виде протоколов либо письменных заявлений фиксируют пожелания землепользователей, основанные на глубоком знании резервов и возможностей дальнейшего развития и совершенствования хозяйства. Учет этих пожеланий оказывает существенную помощь в поисках оптимальных проектных решений.
Составление проектного плана землепользования. Технической основой для составления проекта ВХЗ является план землепользования хозяйства, точно отображающий расположение границ землепользования, усадебных земель, различных угодий, дорог, рек и других контуров ситуации, представляющий собой копию плана-оригинала, составленного в результате специально выполненных геодезических съемок или откорректированного плана съемок прошлых лет. Такой план составляют обычно в масштабе 1:10 000 путем накладки по координатам точек окружной границы землепользования и точек внутренней ситуации, имеющих аналитические координаты, и копирования контуров ситуации с плана-оригинала с помощью восковки.
Если план землепользования занимает несколько листов, на каждом из которых стараются представить территорию отдельного отделения или бригады, то кроме этого плана путем его пантографирования составляют еще и сборный план в масштабе 1:25 000.
Для разработки вариантов землеустроительного проекта изготовляют копии плана землепользования в масштабе 1:10 000 и сборного плана на светочувствительной бумаге или литографским путем.
Землеустроительное обследование территории хозяйства. Очень важное значение для правильного решения вопросов ВХЗ имеет помимо анализа перечисленных выше материалов комплексное землеустроительное (агрохозяйственное) обследование территории, проводимое с целью выявления имеющихся резервов и определения порядка дальнейшего более рационального использования различных частей территории.
При землеустроительном обследовании территории колхоза или совхоза проводят:
– выявление возможностей увеличения площади продуктивных земель за счет перевода (трансформации) в пашню, сенокосы и другие интенсивные угодья залежей, кустарников, заболоченных земель, засыпки и освоения мелких оврагов, рекультивации различных выработок, участков прежних хуторов и ликвидированных населенных пунктов, старых изреженных садов, лесополос и других малопродуктивных земель;
– определение состояния использования земель и необходимости проведения мелиоративных, противоэрозионных и других мероприятий, включая орошение, осушение, посадку лесных насаждений и строительство гидротехнических сооружений;
– выявление участков естественных кормовых угодий, требующих улучшения, а также участков, на которых целесообразно создать культурные пастбища;
– наметку желательного размещения отдельных видов угодий и севооборотов; выбирают участки, наиболее пригодные для садов, ягодников, виноградников и объектов нового хозяйственного строительства;
– изучение расселения и размещения производственных и хозяйственных центров, строений и сооружений.
В процессе полевой подготовки, обычно одновременно с корректировкой, проводят съемку расположения посевов сельскохозяйственных культур и выявляют их предшественников за предыдущий год. Съемку расположения посевов на год землеустройства ведут полуинструментально и результаты наносят на одну из копий плана землепользования карандашом в поле. Данные о предшественниках получают по книге истории полей, а в случае ее отсутствия опросом специалистов хозяйства и его производственных подразделений. После этого составляют «чертеж предшественников», на котором границы контуров посевов вычерчивают точечным пунктиром, культуры, которыми занята площадь в текущем году, закрашивают цветными карандашами, а названия предшествующих им пишут тушью.
Землеустроительное обследование производит комиссия, состоящая из представителей проектной организации — землеустроителя и агронома и представителей землеустраиваемого хозяйства — его отраслевых специалистов. В ряде случаев возникает необходимость и в привлечении отраслевых специалистов проектной организации — агролесомелиораторов, гидротехников и др. Особенно важно активное участие ведущих специалистов обследуемого сельскохозяйственного предприятия, которые хорошо знают свои земли и имеющиеся резервы их более производительного использования и которые в дальнейшем будут осуществлять все проектные мероприятия. Результаты обследования и вытекающие из них рекомендации по всем составным частям проекта ВХЗ комиссия оформляет в виде акта, в котором дает описание рельефа, почв, качества угодий и способа их использования. К акту прилагают чертеж обследования.
Одновременно собирают, анализируют, уточняют и используют для выработки наиболее рациональных предложений по землеустройству материалы проведенных ранее почвенно-эрозионного, геоботанического, агролесомелиоративного, водохозяйственного, дорожного и других специальных обследований территории хозяйства.
По каждому виду обследований составляются по формам, установленным инструкциями, полевые журналы, поконтурные ведомости и чертежи, характеризующие обследованные участки и объекты, а также готовится текстовая часть с выводами и предложениями, позволяющими наметить правильные мероприятия. Все документы подписывают специалисты, проводившие обследования, после чего эти материалы рассматриваются и принимаются правлением колхоза или дирекцией совхоза. Чертежи и акты обследований подписывают также руководители сельскохозяйственных предприятий.
Дело, оформленное в результате подготовительных работ, включает копии (или оригиналы) плана землепользования, почвенного, геоботанического и других планов с объяснительными записками к ним; земельно-учетные документы; протокол проверки и установления внешних границ; акт и чертеж землеустроительного обследования; чертеж предшественников сельскохозяйственных культур; копии (или оригиналы) итоговых специальных обследований — почвенно-эрозионного, агролесомелиоративного и других мероприятий; полевые журналы, чертежи обследований и пояснительная записка о намечаемых проектных решениях по землеустройству (выбор земельных участков под сады, ягодники и виноградники, мест для расширения существующих и образования новых производственных центров, участков под лесные защитные насаждения и пр.).
Разработка задания на составление проекта ВХЗ. На основании изучения материалов, характеризующих природные и экономические условия хозяйства, агрохозяйственного обследования территории и перспективного плана развития разрабатывается задание на составление проекта ВХЗ. В задании указывается специализация хозяйства и его производственных подразделений, организационно-хозяйственная структура (число бригад, отделений, ферм, их размеры и размещение), земельный фонд и его использование, и другие важные показатели: структура посевных площадей и урожайность сельскохозяйственных культур, поголовье животных и птицы, их продуктивность, производство продукции животноводства и др.
При составлении задания учитывают результаты производственной деятельности хозяйства за предшествующие годы, достижения передовых колхозов и совхозов зоны, опытных и научных учреждений, материалы районной планировки и проведенного землеустроительного обследования.
Задание разрабатывается руководителями и специалистами хозяйства при участии специалистов проектной организации, которым предстоит составлять проект ВХЗ территории.
3.2 Составные части проекта ВХЗ
Основными частями проекта ВХЗ являются
- организация и устройство территории севооборотов;
- устройство территории кормовых угодий и многолетних насаждений;
- устройство территории пастбищ.
Организация территории севооборотов заключается в согласованном размещении полей, полевых дорог, защитных лесных полос и пр.
При организации территории полевых севооборотов необходимо обеспечить достаточно удобное расположение полей в виде компактных участков прямоугольной формы, удобных для механизированной обработки, чтобы они были однородными по агропроизводственным свойствам почв, увлажнению, условиям рельефа с тем, чтобы обеспечить внедрение единой агротехники выращивания той или другой культуры и чтобы поля были достаточно равновеликими по площади. Длина полей рекомендуется 800-1000 м в нечерноземной полосе, 1500-2000 м – в лесостепи, 2000-3000 м – в степных районах. Для защиты от вредоносных ветров в полевых и других севооборотов размещаются защитные лесные полосы, проектируемые по возможности поперек направления наиболее вредных в этом районе ветров.
В севооборотах проектируется также сеть полевых дорог при ширине основных 5-6 м и вспомогательных – 3-4 м. Их назначение обеспечить подъезд ко всем полям севооборота с целью обслужить производственные процессы и перевозку грузов. Возле лесополос дороги проектируют со стороны линии обслуживания данного поля.
При устройстве территории овощных севооборотов особенно важно обеспечить параллельность длинных сторон полей, размещая их поперек склона, удобную связь с водными источниками, с основными дорогами к населенным пунктам и с пунктами сдачи продукции.
Поля кормовых севооборотов нужно располагать с таким расчетом, чтобы обеспечить правильную организацию пастьбы скота поочередно на естественных пастбищах и в полях кормовых севооборотов, а также обеспечить удобное расположение дорог и скотопрогонов. Границы полей любых севооборотов с целью уменьшения смыва почв и применения правильных агротехнических мероприятий проектируют длинными сторонами вдоль горизонталей с тем, чтобы обеспечить выполнение основных полевых работ поперек склона.
В колхозах и совхозах, пахотные земли которых удалены от населенных пунктов более чем на 5 км, проектируют бригадные полевые станы.
Проекты должны предусматривать также размещение сооружений для полевого водоснабжения.
Устройство территории многолетних насаждений включает разбивку участка на отдельные территориально-производственные единицы – кварталы, клетки, размещение пород и сортов по кварталам, устройство дорожной сети, размещение бригадных станов и подсобных хозяйственных центров, устройство оросительной сети и водозабора.
При устройстве территории пастбищ решаются вопросы размещения пастбищных участков и закрепления их за группами животных и гуртами (отарами), введения пастбищеоборотов, размещения летних лагерей, скотопрогонов, а иногда также выпасных загонов и сооружений для пастбищного водоснабжения. Сенокосы и пастбища закрепляются за производственными бригадами.
3.3 Осуществление проекта ВХЗ
Цели и задачи, поставленные землеустройством, только тогда можно считать достигнутыми, когда проект внутрихозяйственной организации территории осуществляется хозяйством и оно перестраивается и развивается в соответствии с проектом.
Установленная в порядке землеустройства внутрихозяйственная организация территории является обязательной для колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.
С целью реализации всех проектных решений разрабатывают план осуществления основных мероприятий проекта внутрихозяйственной организации территории колхоза (совхоза) с учетом перспектив развития хозяйства, наличия денежных и материальных ресурсов и пр.
Этот документ включает планы:
1) освоения введенных севооборотов, включающие вовлечение в пашню новых земель;
2) освоения введенных пастбищеоборотов сенокосооборотов, включая проведение необходимых мелиоративных работ и мероприятия, направленные на повышение культуры земледелия;
3) закладки многолетних насаждений;
4) осадки защитных лесных насаждений и строительства гидротехнических сооружений;
5) агротехнических противоэрозионных мероприятий;
6) строительство производственных центров (ферм, полевых станов, летних лагерей), дорог и дорожных сооружений.
План осуществления проекта, являясь завершающей частью землеустроительных работ, разрабатывается непосредственно в хозяйстве землеустроителем, руководителями и специалистами предприятия в соответствии с возможностями и особенностями хозяйства, в нем устанавливают сроки выполнения, объем и стоимость осуществления каждого из проектируемых мероприятий по годам. Этим планом все проектируемые мероприятия подразделяются на первоочередные, которые могут дать наибольший хозяйственный эффект, не требуя больших затрат, и второочередные, которые могут быть осуществлены в более длительные сроки, сообразуясь с организационными и экономическими возможностями хозяйства.
В порядке авторского надзора землеустроительные организации должны оказывать хозяйствам помощь в освоении проектов ВХЗ путем проведения контроля за соблюдением всех составных частей проекта – освоения севооборотов, осуществления противоэрозионных мероприятий, рационального использования земель, в частности орошаемых и осушенных и других мероприятий, проверяется также сохранность межевых знаков и проектных границ. При необходимости в процессе авторского надзора осуществляется техническое руководство восстановлением утраченных проектных границ.
IV. Экологические проблемы и их решение при землеустройстве
4.1 Роль экологии в использовании природных ресурсов
Изучение экологии приобретает все большее значение в связи с усиливающимся влиянием человека на окружающую среду и несогласованностью его действий в социально-биологическом аспекте. Как наука экология изучает закономерности формирования и функционирования биологических систем всех уровней (от организмов до биосферы) и их взаимодействие с внешними условиями. Взаимодействие человека с биосферой все более углубляется и требует не только познания ее развития, но и овладения законами ее изменения.
Научившись эксплуатировать природу, человек должен научиться управлять ею и считаться с ее законами, знать, что можно (и до какой степени) и чего нельзя менять в природе.
Использование природных ресурсов связано с территориальным преобразованием ландшафтов и их качественным изменением в процессе производственной деятельности человека.
Проектирование состава новых земельных угодий, определение условий их использования, разработка мероприятий по защите почв от водной и ветровой эрозии почв, засоления, переувлажнения и т.д. - все это ведет к социальным, экономическим, биофизическим и другим количественным и качественным изменениям установленного самой природой порядка использования природных ресурсов и их составных частей.
Массовое освоение новых земель под сельскохозяйственное использование, внедрение новых, индустриальных технологий выращивания сельскохозяйственных культур, увеличение производства и применения минеральных удобрений, химических средств защиты растений от вредителей и болезней, снижение запасов гумуса в почве и т.д. определяют необходимость углубленного изучения природных ресурсов и радикальное улучшение их использования.
Охрана земель — это система организационно-хозяйственных, правовых, экономических, технических и других мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение состояния земель, на предотвращение снижения их продуктивности и уменьшение площадей, занятых под производство сельскохозяйственной продукции.
Современную основу природопользования в РФ составляют перспективные и текущие планы социально-экономического развития отраслей народного хозяйства, совершенствование системы правовой, экономической и технологической сущности природопользования.
4.2 Государственный контроль за использованием и охраной земель
Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляют Комитет по земельным ресурсам и землеустройству РФ и Комитет природных ресурсов РФ, функции которого заключаются в контроле за использованием земель и за загрязнением их отходами производства и потребления.
Начальники всех главных управлений землеустроительной службы являются главными государственными инспекторами по использованию и охране земель, а их заместители — заместителями главных государственных инспекторов соответственно РФ, автономных республик, краев, областей. В административных районах главный инженер-землеустроитель является одновременно и государственным районным инспектором по использованию и охране земель.
К осуществлению государственного контроля широко привлекаются общественные инспекторы по использованию и охране земель, выдвигаемые коллективами колхозов, совхозов и других предприятий из числа специалистов сельского хозяйства и других лиц, хорошо знающих сельскохозяйственное производство.
Основной задачей государственного контроля за использованием и охраной земель, а, следовательно, и важнейшей задачей землеустроительной службы является обеспечение соблюдения министерствами, ведомствами, государственными, кооперативными, общественными организациями и учреждениями, а также гражданами положений земельного законодательства о правильности использования земель в соответствии с их целевым назначением, проведении мероприятий по охране почв, рекультивации земель, а также за правильным ведением земельного кадастра, осуществлением проектов землеустройства и других проектов, касающихся использования земель и охраны почв.
Должностным лицам землеустроительной службы, осуществляющим государственный контроль за использованием земель, предоставлено право требовать от землепользователей и соответствующих органов обязательного предоставления документов, подтверждающих их права на землю и отражающих действительный характер эксплуатации этих земель, проверять их фактическое состояние, давать землепользователям рекомендации по правильному использованию земель, предоставлять акты о нарушениях земельного законодательства в административные комиссии для привлечения виновных к административной ответственности — штрафу.
Государственным инспекторам по использованию и охране земель предоставлено право давать колхозам, совхозам, предприятиям, организациям и учреждениям обязательные для исполнения указания по вопросам охраны и использования земель, вносить предложения в соответствующие органы о прекращении работ, которые приводят к порче земли, и об изъятии земель у тех землепользователей, которые нарушают правила пользования землей или, если использование земель может привести к развитию процессов, ухудшающих состояние почв, ставить перед руководителями предприятий, учреждений и организаций вопрос о привлечении к административной или уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства.
Заключение
Анализ итогов выполнения проектно-исследовательских работ no землеустройству свидетельствует, что существует устойчивая тенденция сокращения отдельных их видов. Эта тенденция обусловлена не столько ростом объемов работ, связанных непосредственно с проведением земельных преобразований, сколько дефицитом государственного бюджета на цели землеустройства, нарушением ранее действовавшей системы финансирования работ, отсутствием средств у потенциальных потребителей проектно-исследовательских работ по землеустройству.
Если в среднем за год в период с 1981 по 1985 год проекты внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных предприятий в целом по РФ разрабатывались по 2 тыс. хозяйств, в 1995 году объемы их составления сократились на треть, а в настоящее время этот вид работы по России практически не выполняется, хотя в условиях нестабильной экономической ситуации эти проекты являются единственным на сегодняшний день реальным инструментом в сохранении плодородия российских земель.
В настоящее время вопросам исследования сущности, содержания, динамики элементов и механизма организации и планирования землеустроительных и кадастровых работ уделяется недостаточное внимание. Именно поэтому тема данной курсовой работы является актуальной и направлена на решение важной задачи построения системы организации и планирования этих работ и создания структур управления, адаптированных к рыночным отношениям.
Литература
1. Вервейко А.П. Землеустройство с основами геодезии/ А.П. Вервейко. – М.: Агропромиздат, 1989 г. – 336 с.
2. Волков С.Н., Конокотин Н.Г., Юнусов А.Г. Землеустроительное проектирование и организация землеустроительных работ/ С.Н. Волков, Н.Г. Конокотин,
А.Г. Юнусов. - М.: Колос, 1998 г. – 294 с.
3. Земельный Кодекс Российской Федерации от 28 сентября 2001 г. // Российская газета от 31 ноября 2001 г.
4. Пособие по землеустройству (Практическое руководство) - М.: Юни-пресс, 2001 г. – 284 с.