Реферат по предмету "История"


Особенности монументальной архитектуры Древнего Египта

ОСОБЕННОСТИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА План: Введение 1. Комплекс пирамиды фараона Джосера в Саккаре 2. Луксор 3. Карнак Введение Архитектура теснейшим образом связана с историей развития человеческого общества. Все этапы мировой цивилизации находили отражение в памятниках архитектуры. Памятники архитектуры содержат в себе произведения изобразительного искусства – рельефы, статуи, мозаики,

фрески, представляющие сами по себе огромную художественную ценность. Архитектура имеет три характерные особенности – функциональную, эстетическую и конструктивную. Функции архитектурных сооружений – это назначение зданий, они во многом определяют количество помещений, их состав, расположение и размеры. Функциональное содержание зданий направлено на удовлетворение утилитарных и культурных потребностей людей. Архитектура это не только отдельные здания.

Архитектура – это и города с их улицами, площадями, садами, парками, аллеями, площадками, водоемами, павильонами, мостиками и скульптурой. Самые ранние очаги богатой и сложной культуры, создавшей монументальную архитектуру большой силы, эмоционально и конструктивно по тому времени совершенную, лежат в пределах Египта и Передней Азии (Двуречье). Ранее стали известны и подверглись изучению памятники Древнего Египта, так как они хорошо сохранились будучи построены из высокопрочных пород камня.

Огромные храмы и гробницы Египта издавна привлекали к себе внимание исследователей (стр. 5-9)1. Комплекс пирамиды фараона Джосера в Саккаре Комплекс пирамиды был построен в Саккаре примерно за 2 600 лет до н.э. Считается, что пирамиды возникли именно в это время, тогда и было положено начало их строительству. Это важное событие не только в истории египетского искусства и архитектуры – это исторический момент

в жизни всей цивилизации. Впервые за свою историю человек начал использовать камень для строительства архитектурного ансамбля. Строителем и архитектором первой пирамиды был Имхотеп, один из высших сановников фараона Джосера, верховный жрец из Гелиополя. Имхотеп был не только выдающимся мастером, но и одним из самых крупных ученых Древнего Египта. Территория, выбранная Имхотепом для строительства комплекса пирамиды

Джосера, находится на краю плоскогорья, откуда открывался прекрасный вид на Мемфис. Комплекс занимал площадку прямоугольной формы (545 X 278 м). Его окружала стена из белого известняка высотой в 10 метров. Стена была усилена башнями и разделена плоскими выступами. В стене было четырнадцать ворот, настоящими были только одни.

Если смотреть изнутри комплекса на ворота, то казалось, что все они открыты. Посетитель, входя на территорию архитектурного ансамбля через настоящие ворота, попадал в длинный зал, похожий на галерею. Каждая стена этого зала была разделена двадцатью выступами. Эти выступы завершались трехчетвертными колоннами, изображающими связки стеблей папируса. В образовавшихся нишах когда-то стояли статуи, сейчас они пустуют.

На середине площади возвышается ступенчатая пирамида – гробница фараона Джосера. Высота пирамиды 60 метров, она имеет основание со сторонами 118 X 140 метров. Фараон начал строить ее как обычную мастабу, потом приказал перестроить ее в четырехступенчатую пирамиду, наконец, после еще одной перестройки, пирамида Джосера приняла современную форму, стала шестиступенчатой.

Пирамида сплошная, погребальная камера фараонов находилась под ней на глубине двадцать восемь метров. Ее стены были покрыты плитами розового гранита. К камере вела шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений. В них размещалась погребальная утварь и жертвенные подношения. Некоторые помещения были выложены голубыми изразцами, которые создавали видимость небесного свода в верхней части стены и на потолке. Археологами были найдены три барельефных изображения фараона

Джосера. Он изображен во время религиозных обрядов, на голове у него корона правителя Верхнего Египта. Под землей, у восточной стороны пирамиды, были заготовлены одиннадцать узких маленьких погребальных камер. Они располагались на глубине 33 метров. Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом детей. Заупокойный храм фараона находится у северного склона пирамиды.

Основные элементы храма были расположены парами: два дворика, два бассейна ритуального омовения, два небольших святилища. Вокруг располагались камеры и коридоры, как подлинные, так и ложные, обозначенные только порталами в стене. Вход в храм находился на востоке, недалеко от него находился сердаб фараона, построенный из известняка. Он стоял у самой стены пирамиды. В сердабе была помещена культовая статуя сидящего на троне фараона

Джосера. Она была вытесана из монолитной глыбы известняка. В стене сердаба на уровне глаз фараона были сделаны два маленьких окна, через них каменный двойник умершего фараона мог видеть подносимые ему дары и жертвы. В восточной части священной территории стоит группа особенных строений, они образуют три небольших дворика. Надо сказать, что кроме комплекса пирамиды

Джосера, такие постройки нигде больше не встречаются. По обеим сторонам южного дворика стоят друг против друга молельни с открытыми преддворьями, с маленькой камерой или жертвенным алтарем. По предположениям исследователей, эти строения предназначались для обрядов особого праздника. Маленькие молельни символизировали номы (провинции) Египта. Иногда они служили для совершения религиозных обрядов или же служили временными местами обитания

богов. На север от построек для праздника, рядом с восточным склоном пирамиды расположены два других дворика, обнесенных стеной. В глубине каждого дворика имеются молельни, построенные из известняка. Если не считать маленькой крестообразной камеры в каждой из них, можно сказать, что они сплошь из камня. Дворик так называемого Северного дома украшен полуколоннами, изображающими стебли и цветы папируса, капители колонн Южного дома и похожи на цветы лотоса.

Эти растения символизируют Нижний и Верхний Египет, поэтому специалисты считают, что два этих здания хранят символы национальных святынь двух древних частей страны, то есть Северный дом хранит символы храма в Буто, Южный дом – символы Иераконполя. В южной части комплекса пирамиды находится так называемая «южная гробница», сооруженная вместе с окружающей комплекс стеной. Система подземных ходов и коридоров «южной могилы» очень похожа

на подземную часть самой ступенчатой пирамиды, только погребальная камера непривычно мала. Стены камер и помещений во многих местах выложены голубовато-зелеными изразцами. Изразцами выложены ложные двери и ложные окна. Изображения фараона похожи на те, которые находятся в большой пирамиде. Разница лишь в том, что на одном из барельефов «южной могилы» фараон изображен с короной Нижнего Египта. Фасад «южной могилы» выходит на центральную площадь комплекса.

Он украшен изображениями атакующих кобр. Предназначение этой постройки оспаривается: одни специалисты считают, что это символическая могила фараона, другие думают, что здесь находятся «канопы» (глиняные сосуды для внутренностей, вытянутых при мумификации тела) членов царской семьи, а может быть, и самого фараона. Значение комплекса пирамиды Джосера состоит главным образом в том, что это первая в Египте монументальная каменная постройка. Имхотеп изготовил из камня те части и элементы зданий, которые

до него делались из глины и других материалов. Камень был стесан до размеров глиняного кирпича, камню придали форму деревянной балки перекрытия и т.д. Ступенчатая пирамида считается промежуточным звеном между мастабой и настоящей конусообразной пирамидой с прямоугольным основанием. Священный комплекс находился рядом с городом Мемфисом. Характер планировки комплекса свидетельствует о том, что строители старались воплотить в камень для

усопшего фараона наиболее значительные здания столицы его государства. Стена комплекса символизирует белую крепостную стену Мемфиса, ступенчатая пирамида возвышается на том месте, которое в городе соответствует местоположению храма главного божества Мемфиса – бога Пта. Заупокойный храм символизируют Южный и Северный дома. Номы верхнего Египта представлены молельнями с западной стороны двора для юбилейных

праздников, номы нижнего Египта – молельнями с восточной стороны. Таким образом, местом обитания усопшего фараона по-прежнему оставалась столица объединенного государства (стр. 58-65)3. Луксор Этот храм находится в южной части древних Фив, среди домишек сегодняшнего городка Луксор. Он относится к наиболее хорошо сохранившимся памятникам древнеегипетской храмовой архитектуры. Великолепный комплекс храма был построен в честь бога

Амона, культ которого распространился к тому времени по всей стране. Храм в Луксоре – первое крупное культовое сооружение, посвященное Амону. Ранее здесь находилась культовая постройка времен Среднего царства, чьи камни и пошли на строительство храма Амона. Фараон Тутмос III построил здесь маленькую молельню, состоявшую из трех помещений.

Молельня предназначалась для размещения священных барок (ладей) бога Амона, его жены Мут и сына Хонсу, которые приезжали сюда из Карнака во время праздника «опет». Фараон Аменхотеп III построил храм для праздников южнее молельни Тутмоса III, ближе к Нилу и тоже параллельно его течению. Строителем был тоже

Аменхотеп, сын Хапу, главный архитектор фараона. Он был единственным, кому разрешили построить свой заупокойный храм на западном берегу Нила, там же, где стоят заупокойные святилища фараонов. Основные строительные работы были завершены при Аменхотепе III. Тутанхамон построил перед входом новую колоннаду, Рамсес II пристроил к северной части храма пилон и двор, тем самым присоединив молельню

Тутмоса III непосредственно к зданию храма. Поэтому этот двор лежит несколько в стороне от основной оси планировки комплекса. Рамсес II, желая прославиться как фараон-строитель, приказал высечь свое имя на статуях Аменхотепа III, царицы Тейе и наследника престола. Храм в Луксоре в большой комплекс святилища в Карнаке были соединены дорогой, которую охраняли сфинксы. Спустя тысячу лет после XIX династии могучий пилон

Рамсеса II, словно огромные ворота, принимал религиозные шествия и божественную ладью из Карнака. По обеим сторонам ворот стояли тронные статуи фараона из черного гранита. Другие статуи, изображавшие фараона в полный рост, были сделаны из красного гранита. Всего перед фасадом храма стояло два обелиска и шесть огромных статуй фараона. Сохранились: один обелиск, две тронные статуи и одна стоящая.

Второй обелиск стоит теперь на площади Согласия в Париже. Входной фасад храма покрыт фресками. На них изображены эпизоды сражения под Кадешем. За пилоном фасада следует двор, окруженный по периметру двумя рядами колонн, здесь же находится молельня Тутмоса III. Стены покрыты барельефами религиозной тематики, сохранились лишь некоторые их фрагменты, например, барельеф, изображающий пилон входа в храм и религиозное шествие, направляющееся

в его сторону. В южной части двора вход ведет в постройки Аменхотепа III, здесь во дворе между колонн стоят одиннадцать статуй фараона, на которых Рамсес II написал свое имя. С обеих сторон входа находятся тронные статуи Аменхотепа III, рядом с фараоном стоит статуя его царственной супруги. Она гораздо меньше статуи фараона. Пройдя через этот проход, мы попадаем в 52-метровую колонную галерею,

она состоит из семи пар колонн, по всей форме напоминающей пучки папируса. Капители колонн имеют форму раскрытого цветка папируса. Высота колонн 16 метров. Эта каменная аллея ведет в следующий двор. Настенные барельефы изображают сцены религиозных обрядов, торжественные шествия, посвященные празднованию Нового года. После каменной аллеи мы попадаем во второй двор, построенный

Аменхотепом III. С трех сторон он окружен двойным рядом колонн, в южной части находится колонная галерея. Здесь колонны имеют форму стеблей папируса с закрытым бутоном цветка. Такую же форму имеют и все остальные колонны двора. Настенные барельефы изображают Аменхотепа III, приносящего жертву. Далее, пройдя через два зала-вестибюля, мы попадаем в зал для священной ладьи.

Затем через зал-вестибюль с шестью парными столбами проходим в святилище с четырьмя опорами. Здесь в небольшом строении на возвышении стояла статуя бога. Эту статую вывозили в священной ладье в дни религиозных праздников. Барельефы святилища изображают богов Гора и Атума, ведущих фараона к Амону. Среди вспомогательных помещений, к которым относились молельни

Мут и Хонсу, наибольший интерес вызывает Дом рождения Аменхотепа III. Настенные барельефы этого помещения изображают рождение фараона, начиная с момента зачатия (роль отца играет бог Амон), беременности царицы, развития ребенка и формирования его «Ка», вплоть до момента рождения. Матери фараона при родах помогали сами боги. Последняя картина этой серии – сцена вступления фараона на трон (стр.

116-120)3. Карнак Самое крупное храмовое сооружение Древнего Египта было построено в северной части города Фивы на восточном берегу Нила. Начиная с XIX династии этот комплекс в Карнаке считался национальной святыней. Фараоны строили здесь в течение двух тысяч лет. Свой характерный облик храм приобрел в период Нового царства.

Храм должен был прославлять бога Амона и могущество Египта. Храмовый комплекс Карнака состоял из трех частей. Самой большой была средняя часть. Здесь с востока на запад возвышался большой храм Амона. Кроме большого храма, здесь было много меньших по размерам храмов и молелен. Храмы Гора и Пта сохранились достаточно хорошо. У южной стороны храма

Амона-Ра находилось искусственное озеро прямоугольной формы. Оно существует и по сей день. Это озеро играло важную роль в проведении религиозных обрядов. На южном его берегу были построены складские помещения. Неподалеку от храма Амона находился участок святилища бога Монту (главный бог Фив в Древнем царстве). На этой территории стоял небольшой храм

Монту и находилось маленькое священное озеро. На юге располагался район святилища богини Мут. Храм богини был построен на берегу священного озера, имеющего форму подковы. С храмом Амона его соединяла дорога со сфинксами. Оба эти храма построил Аменхотеп III. Святилище Мут было украшено сотнями тронных скульптур богини Сехмет, выполненных из диорита и гранита. Территории храмов

Монту и Мут были обнесены стеной. Длинная дорога для религиозных шествий соединяла храмы Амона и Мут с луксорским храмом. Иногда его называли «южным гаремом» Амона. На празднике «опет», который в годы XX династии продолжался двадцать семь дней, бог Амон выезжал на своей барке из Карнака в Луксор, по случаю другого праздника он переплавлялся через реку и посещал заупокойные храмы усопших фараонов, превратившихся в богов.

Первый храм был построен в годы «первого переходного периода», об этом рассказывают дошедшие до нас документы и записи. О постройках времен XII династии мы знаем несколько больше, от времен Сенусерта I до нас дошли несколько стен фундамента и камни одной из молелен. Время расцвета священного комплекса бога Амона началось во времена Нового царства, с приходом к власти XVIII династии.

Фивы вновь становятся столицей империи. Фараон Тутмос I начал расширение храма Амона, построенного еще в Среднем царстве. Он возвел стену вокруг старого святилища, во дворе храма построил два пилона, которые стали входом в храм. Хатшепсут, дочь Тутмоса I, возвела в восточной части двора зал из розового кварцита – зал для священной ладьи. Он был окружен маленькими вспомогательными помещениями.

Все сооружение стояло на фундаменте их черного гранита, стены изнутри были покрыты позолотой. На территории храма царица поставила четыре обелиска. Два из них находятся между пилонами, которые поставил ее отец. Хатшепсут построила и так называемый пилон VIII. Если идти к храму Амона по дороге из храма Мут, то этот пилон служит входными воротами.

Фараон Тутмос III строил в Карнаке больше всех своих предшественников. В храме Амона он начал с того, что снес построенный царицей Хатшепсут зал для божественной ладьи и построил на го месте из розового гранита другой, с маленьким пилоном на входе. Между входом и залом для ладьи находился маленький зал-вестибюль, его образовали две гранитные опоры. Эти монолиты символизировали Нижний и

Верхний Египет и потому были декорированы изображениями лотоса и папируса, эмблемами Нижнего и Верхнего Египта. Они стоят и по сегодняшний день. Самое крупное сооружение, построенное фараоном, – архитектурный комплекс в восточной части храмового ансамбля. Он состоит из большого зала для праздников и множества вспомогательных помещений вокруг него. Зал разделен на пять проходов-нефов, он расположен перпендикулярно по отношению к оси планировки храма.

Это первый в истории пример планировки соборного типа: кровля главного нефа опирается на повышенные опоры и потому возвышается над потолком других нефов – кораблей. В главном нефе размещены окна, через которые внутрь попадает свет. Высокий потолок был выкрашен в синий цвет, украшен золотыми звездами. Другие, более узкие нефы были отделены друг от друга четырехугольными столбами, покрытыми барельефами.

Окружающие зал помещения и молельни тоже были украшены удивительно тонкими настенными рельефами. Одно из помещений получило сейчас название «Ботанический сад», стены здесь расписаны фресками с изображениями экзотических растений и животных. Здесь же обнаружены барельефы, на которых изображен фараон во время приношения жертвы своим предшественникам. Шестьдесят картушей с именами фараонов смогли прочитать археологи на этих барельефах. Это неоценимая помощь ученым и историкам, так как эти надписи помогли уточнить хронологию

истории Древнего Египта. Рядом с восточной стороной храма Амона и залом для праздников, между двумя обелисками Хатшепсут, фараон Тутмос III построил еще один маленький храм. Кроме этого, фараон поставил еще один новый пилон между пилоном Хатшепсут и большим храмом. Полученный таким образом двор он украсил статуями (стр.116-123)3.

Фараоны Сети I и Рамсес II воздвигли великолепный колонный зал, который считают одним из самых монументальных интерьеров древнеегипетской архитектуры. По оси зала высится двойная колонная галерея Аменхотепа III. Высота колонн двадцать три метра. Потолок, поддержанный колоннами, возвышается над соседними пролетами на 10 метров. Отсюда свет попадал внутрь здания через окна с каменными решетками. На капители колонн в форме раскрывшихся цветков папируса струится мощный поток солнечного света, остальные

колонны зала находились в полумраке, их капители имели форму нераскрывшихся бутонов. Зал имел размеры 102 X 53 метра, на этой огромной площади стоят 134 колонны. Они, как и стены зала, были покрыты цветными барельефам. Стены зала были украшены такими же барельефами снаружи. Дорогу, ведущую от Нила к главному входу в храм, охраняли сфинксы с бараньими головами.

Фараон Рамсес II построил храм, который расположен с севера на юг и стоит несколько к югу от главной оси планировки храма Амона. Служил этот храм для остановки торжественного шествия. Его планировка традиционная: за фасадом пилона находится двор с колоннами, два колонных зала и святилище. Перед массивными столбами, которые ограничивали дворик с востока и запада, стояли статуи фараона в праздничном убранстве. Современный облик большой храм

Амона приобрел в позднюю эпоху. Фараон Тахарка, нубиец по происхождению, поставил по примеру храма в Луксоре перед пилоном главного входа двойной ряд к



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сатира в творчестве М.А.Булгакова по повестям Дьяволиада , Роковые яйца , Собачье сердце
Реферат Позитивистская и постмодернистская парадигмы
Реферат Характеристика политико-географического положения Китая
Реферат Основные положения соглашений Республики Беларусь по вопросам избежания двойного налогообложения
Реферат Функционально-семантическая характеристика русских ментальных глаголов
Реферат Основные принципы и методы применения технических регламентов
Реферат Открытое акционерное общество "Российская государственная страховая компания"
Реферат Товароведение и сертификация товаров хозяйственного и культурно-бытового назначения
Реферат Андерсен Ганс Христиан
Реферат Трудная необходимость миссии фирмы
Реферат Экологический менеджмент Украины
Реферат Экзистенция и опыт в православном мышлении накануне XXI века
Реферат Фитотерапия при аллергодерматозах
Реферат 1. Какими обобщенными критериями оценивается эффективность использования автомобилей
Реферат Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского Прест 2