Реферат по предмету "Биология"


Некоторые показатели сердечно-сосудистой системы у учащихся 7-15 лет

Содержание Введение
1. Обзор литературы 1.1. Возрастные изменения артериального давления 1.2. Возрастные изменения пульса 1.3. Влияние школьной нагрузки на сердечно-сосудистую систему учащихся 2. Результаты исследования 2.1. Цели и задачи 2.2. Объекты и методы исследования 2.3. Полученные результаты и их обсуждение 2.3.1. Показатели артериального давления у учащихся в состоянии относительного покоя 2.3.2. Изменение показателей сердечно-сосудистой системы у детей 1 класса под влиянием учебной нагрузки 2.3.3. Изменение показателей сердечно-сосудистой системы у учащихся 3 класса 2.3.4. Артериальное давление и ЧСС у учащихся 5 класса 2.3.5. Определение вегетативного индекса у учащихся 2.3.6. Сравнительная характеристика артериального давления и частоты сердечных сокращений у учащихся 1, 3 и 5 классов Выводы Список использованных источников Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов АД – артериальное давление СД – систолической давление ДД – диастолическое давление ЧСС – частота сердечных сокращений ВИ – вегетативный индекс усл. ед. – условные единицы
Введение
Предмет современной физиологии состоит в изучении специфических функций клеток, органов и систем координации этих функций в целом организме, которая обеспечивает совершенное приспособление человека к окружающей среде. Именно под этим углом зрения Клод Бернар в свое время обозначил приспособление – адаптацию – как итоговую проблему физиологии. В течении последнего времени эта фундаментальная проблема приобрела существенное практическое значение. Исследования в области физиологии тесно связаны с проблемами адаптации организма как в экстремальных условиях, так и под влиянием факторов, воздействующих в сфере привычной деятельности. Особый интерес и практическое значение представляет проблема адаптации организма в рамках физиологических резервов у развивающегося, растущего организма ребенка [1, 2]. В связи с тем, что ребенок в естественных условиях и особенно в процессе обучения имеет дело с широким спектром умственных и мышечных нагрузок, используемых для развития у него определенных качеств и навыков, специалистами в области возрастной физиологии, врачебного контроля, практиками физического воспитания и трудового обучения важно знать, как детский организм адаптируется к разным нагрузкам, каковы функциональные сдвиги при этом, их оптимальные границы и возможности на разных этапах онтогенеза. Одним из актуальных вопросов возрастной физиологии является установление критических, переломных периодов развития [3]. Хотя учебная и физическая нагрузки, а также условия, в которых происходит обучение в школе, далеки от экстремальных, есть все основания утверждать, что адаптационный процесс у школьников протекает на всех уровнях функционирования организма – от субклеточного - молекулярного до целостного. Актуальной задачей возрастной физиологии является изучение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы детей разного возраста в условиях учебной деятельности. Изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы ребенка в процессе обучения в школе слагаются из возрастных и адаптационных. Исследования возрастных особенностей сердечно-сосудистой системы организма ребенка и ее функциональных возможностей на разных этапах онтогенеза определяется необходимостью разработки теоретически обоснованных методов охраны здоровья, обучения и воспитания, базирующихся на знании закономерностей физиологического развития организма ребенка.
Актуальность исследований адаптации сердечно-сосудистой системы к учебной деятельности определяется тем, что обучение в школе является длительно действующим фактором, который накладывает отпечаток на индивидуальное развитие детей и подростков [4]. Несмотря на большое количество работ по изучению сердечно-сосудистой системы, до настоящего времени нет четких объективных характеристик структурных и обменных преобразований, которые происходят в этой системе в каждом возрастном периоде. Остается малоизученным строение сердечно-сосудистой системы у детей дошкольного и школьного возрастов.
Среди специалистов в области возрастной физиологии нет единого мнения по поводу влияния учебной деятельности на основные показатели системы кровообращения. Между тем, сосудистая дисфункция встречается достаточно часто именно у детей и подростков, так как в эти возрастные периоды сердечно-сосудистая система особенно чувствительна к воздействию неблагоприятных факторов и нуждается в рациональном режиме умственной и физической деятельности [5].
1. Обзор литературы

1.1. Возрастные изменения артериального давления
Сердечно-сосудистая система, в сущности, обеспечивает физическую и умственную работоспособность человека и лимитирует ее при нарушениях функционального состояния [6]. Выраженная лабильность сердечно-сосудистой системы является причиной адекватности изучения ее основных показателей в качестве критериев адаптации организма к любым видам деятельности и изменениям состояния организма в ответ на разнообразные воздействия среды [7]. Сердечно-сосудистая система является основным звеном, через которое центральная нервная система осуществляет свои "распорядительные и распределительные" функции, и универсальным индикатором состояния человека [8]. Система кровообращения по своему строению является замкнутой, что обуславливает функциональную связь между ее элементами. Принято выделять три основных отдела в сердечно-сосудистой системе: центральной гемодинамики, периферического кровообращения и микроциркуляции. Относительность такого разделения вполне понятна, поскольку в ответных реакциях организма чаще всего оказываются затронутыми все звенья, однако степень вовлечения тех или иных отделов системы кровообращения в реализацию приспособительного эффекта оказывается различной. Основным показателем центральной гемодинамики, определяющим состояние системы кровообращения, является артериальное давление, уровень которого определяется сердечным выбросом и системным сосудистым сопротивлением. В здоровом организме устанавливаются определенные взаимоотношения между ними, направленные прежде всего на поддержание артериального давления – параметра, определяющего эффективность тканевого кровотока. В процессе роста и развития человека показатели центральной гемодинамики изменяются, причем в период полового созревания возможны отклонения от оптимальных соотношений между ними [4]. Существенное значение для характеристики функционального состояния кровообращения имеет оценка уровня артериального давления и частоты сердечных сокращений, являющихся производными сложного комплекса регуляторных и гемодинамических влияний: состояние сердца, сосудов и тканей [9]. Исследования артериального давления у детей и молодых взрослых начались в первых десятилетиях нашего века, было обнаружено, что уровень артериального давления у детей существенно увеличивается с возрастом [10, 11]. К настоящему времени накопился большой фактический материал об изменениях артериального давления в различные возрастные периоды. Представления о возрастных изменениях артериального давления у разных исследователей достаточно противоречивы. Одни авторы считают, что от рождения до 7 – 9 лет оно не изменяется и лишь затем происходит его увеличение; другие полагают, что от рождения до 13 – 15 лет происходит непрерывное нарастание артериального давления. В настоящее время показано, что как систолическое, так и диастолическое давление закономерно увеличивается с возрастом, параллельно с нарастанием продольных размеров и массы тела [4, 12, 13]. В плечевой артерии человека систолическое давление составляет 110 – 125 мм рт.ст., а диастолическое – 60 – 85 мм рт.ст. У детей кровяное давление значительно ниже, чем у взрослых. Чем меньше ребенок, тем у него больше капиллярная сеть и шире просвет кровеносных сосудов, а, следовательно, и ниже давление крови [14, 15]. Довольно существенно артериальное давление растет на первом году жизни. У ребенка 1 года систолическое давление равно 85 мм рт.ст. [16, 17]. По данным некоторых авторов на уровень артериального давления оказывают влияние многочисленные факторы: пол, возраст, состояние физического развития, атмосферное давление, а также климато-географические особенности различных областей нашей страны [9, 18, 19]. Так, почти все показатели артериального давления у детей 3 – 7 лет г. Алма-Аты оказались достоверно ниже нормативов для детей г. Москвы [20]. Динамика уровня артериального давления за период от 1,5 до 6 лет характеризуется первоначальным снижением и последующим его увеличением после 4 лет с наиболее интенсивным приростом у девочек в 5 лет и мальчиков в 6 лет [21]. Систолическое давление у детей в возрасте от 2 до 6 лет увеличивается постепенно с 94,7 до 98,5 мм рт.ст., минимальное с 55,4 до 57 мм рт.ст. [22]. Эти данные несколько выше, чем у И.Н.Вульфсон и Ф.М.Китикарь [23]. По данным других исследователей в 5, 6 и 7-летнем возрасте среднее диастолическое давление составляет 48 – 66, 51 – 70 и 53 – 71 мм рт.ст. соответственно [24, 25, 26]. Сердечно-сосудистая система ребенка значительно отличается от сердечно-сосудистой системы взрослого человека. Эта разница особенно заметна в функциональном состоянии органов кровообращения [27]. Кровяное давление у детей намного ниже, чем у взрослых: систолическое давление у 6-летнего ребенка в норме не превышает 95 – 105 мм рт.ст. Это объясняется двумя причинами: первая – размеры тела детей значительно меньше, следовательно, масса столба крови, давление которой должно преодолевать сердце, примерно в 2 раза ниже; вторая – периферическое сопротивление току крови у детей значительно ниже из-за специфических особенностей сосудодвигательных реакций: тонус сосудов у детей более постоянен и не может столь эффективно регулироваться как у взрослых [22]. До 5 лет артериальное давление у мальчиков и девочек почти одинаково, в этом возрасте не выявляются достоверные половые различия в показателях гемодинамики [20, 24]. Популяция здоровых детей, даже в однородной возрастно-половой группе, в гемодинамическом отношении является гетерогенной. разброс гемодинамических показателей – ударного (УО) и минутного (МО) объема кровообращения, общего периферического сопротивления сосудов (ОПСС) – у детей выявляется, начиная с периода новорожденности, особенно отчетливо представлен в подростковом возрасте. С возрастом отмечается увеличение МО и ОПСС. В возрасте 6 – 8 лет эти показатели выше у мальчиков, чем у девочек [25].
Заметное нарастание показателей артериального давления наблюдается в возрасте 5 – 7 лет, что, по-видимому, связано с первым ростовым сдвигом и свидетельствует о наличии функциональной перестройки сердечно-сосудистой системы ребенка в этот период [20, 21, 29]. В целом дошкольный возраст является напряженным периодом в развитии сердечно-сосудистой системы [24].
Р.А. Калюжная утверждает, что уровень артериального давления современных детей и подростков в среднем на 10 – 20 мм рт.ст. выше, чем у их сверстников 30 и 10 лет тому назад. Сейчас уже очевидно, что верхней границей нормы артериального давления для школьников младших классов является уровень 110/60 мм рт.ст., а для 8 – 10 классов – 130 мм рт.ст. для систолического и 70 – 75 мм рт.ст. для диастолического давления. Умственные и эмоциональные перегрузки современных школьников в сочетании с малоподвижным образом жизни способствуют переходу физиологических временных повышений артериального давления в более стабильные нарушения регуляции сосудистого тонуса [6]. Проведенные комплексные исследования сократительной функции миокарда, центральной гемодинамики и периферического кровообращения позволили установить этапы развития сердечно-сосудистой системы у детей и подростков в процессе их обучения и воспитания в школе. Первый этап отмечен у детей в возрасте 8 – 9 лет и характеризуется значительным нарастанием показателей центральной гемодинамики. Второй этап характерен для детей в возрасте от 11 – 12 до 14 – 15 лет. В это время происходит относительная стабилизация роста параметров центральной гемодинамики. Третий этап выявляется у учащихся 14 – 15 лет, продолжается до 17 лет и характеризуется тенденцией к достижению дефинитивного уровня показателей центральной гемодинамики [4]. Анализ возрастных изменений основных показателей гемодинамики показывает, что все они в той или иной степени изменяются за время обучения в школе [4, 30]. Погодовое изучение всех видов артериального давления в отдельных возрастно-половых группах у школьников позволило установить разную степень прироста максимального и среднего давления у мальчиков и девочек [31, 32]. Среднее ежегодное повышение уровня систолического давления от момента рождения до 20-летнего возраста составляет около 2,0 мм рт.ст. для мальчиков и 1,0 мм рт.ст. для девочек. Повышение диастолического давления менее выражено, чем повышение систолического давления и существенных различий между мальчиками и девочками, видимо нет. Среднее ежегодное повышение уровня диастолического давления у детей и подростков 0,5 – 1,0 мм рт.ст. и для мальчиков и для девочек [10]. С возрастом средний уровень систолического давления повышается с 88,7 мм рт.ст. у 7-летних мальчиков до 118,0 мм рт.ст. у 16-летних, у девочек, соответственно с 85,4 до 112,7 мм рт.ст. [33, 34]. В большинстве изучаемых возрастных групп не выявлено статистически значимого различия в уровне систолического давления у мальчиков и девочек. Однако если в младшем возрасте (7 – 9 лет) систолическое давление как по средним значениям, так и по отрезным точкам почти одинаково у мальчиков и девочек, то с 10 до 14 лет оно выше у девочек, а в 15 – 17 лет значительно выше у мальчиков. У юношей 10 и 15 лет систолическое давление достоверно выше, чем у девушек [33]. Минимальное артериальное давление как у мальчиков, так и у девочек также с возрастом увеличивается (с 54,1 до 71,3 мм рт.ст. у мальчиков и с 52,1 до 72 мм рт.ст. у девочек). Пульсовое давление с возрастом тоже увеличивается (с 31,15 мм рт.ст. в 7 лет до 43,3 мм рт.ст. в 17 лет у мальчиков и с 31,1 до 38,4 мм рт.ст. у девочек) [33, 34, 35]. Многие исследователи под физиологической нормой понимают диапазон, в пределах которого сохраняется оптимальный уровень жизнедеятельности и функционирования, признавая тем самым динамичность нормы [22]. В настоящее время установлено, что динамика физиологических и биологических констант у подростков коррелирует со степенью физического и полового развития, а также с размерами и объемом сердца и массой тела [6, 36, 37, 38]. В большинстве исследований обнаружена связь между артериальным давлением, ростом и массой тела [10, 39]. Выявлена отчетливая зависимость колебаний систолического и минутного объема от степени физического развития. Наиболее высокие показатели зарегистрированы у подростков высокого роста. Максимальное и боковое давление были выше у подростков с выраженной степенью акселерации, причем более высокие цифры наблюдались у мальчиков [38]. Данные, полученные К.Н.Иржанской, К.М.Ходак свидетельствуют о том, что в каждой группе выявлены подростки с отклонениями артериального давления от нормы, связанные с различной конфигурацией сердца. У подростков с гипертрофированным сердцем чаще всего обнаруживается повышенное, а среди подростков с малым сердцем, наоборот, пониженное давление [33, 36]. В работе И.О.Тупицына [4] рассмотрены изменения всех видов артериального давления у учащихся 7 – 16 лет (табл. 1). Минимальное артериальное давление у мальчиков с возрастом постепенно нарастает, причем наиболее интенсивно этот процесс происходит от 11 – 12 лет к 16 годам, когда оно увеличивается на 5 – 6 мм рт.ст. Минимальное артериальное давление постепенно увеличивается и у школьниц, но если до 10 – 11 лет оно было несколько выше или не отличалось от такового у мальчиков, то к 16 годам оказывалось на более низком уровне (табл. 2) [4]. Среднее диастолическое давление в возрасте 7 – 9 лет выше у мальчиков, а с 10 до 14 лет так же как и систолическое выше у девочек [28, 29]. Среднее артериальное давление у мальчиков увеличивалось от 7 к 9 годам, а в десятилетнем возрасте достоверно снижалось и не отличалось от его величины в 7 лет. Дальнейший рост и развитие учащихся сопровождались достаточно плавным нарастанием среднего давления, причем от 12 к 16 годам оно возрастало на 6,6 мм рт.ст. У девочек достоверное увеличение среднего артериального давления происходило в 11 лет, от 12 до 16 лет его абсолютные величины были ниже, чем у школьников того же возраста [4]. Более выраженная возрастная динамика у мальчиков прослеживалась по величине максимального артериального давления. Выявился его достоверный подъем от 7 к 9 годам и последующее понижение в 10 лет. Начиная с 11 – 12 лет происходил постепенный неуклонный рост максимального давления [4, 40]. Повышение максимального артериального давления происходит неравномерно. Наибольшее повышение его отличается у мальчиков в 10 – 11 и 15 – 16 лет, у девочек – в 8 – 9 и 11 – 12 лет [33, 34]. К 16 годам у девочек величина максимального артериального давления оказывается меньше, чем у мальчиков этого возраста [4]. Пульсовое давление с возрастом тоже увеличивается (с 31,15 мм рт.ст. в 7 лет до 43,4 мм рт.ст. в 17 лет у мальчиков и с 31,1 до 38,4 мм рт.ст. у девочек). Достоверной разницы между величинами пульсового давления у мальчиков и у девочек не отмечено, за исключением 13, 14 и 17 лет, когда пульсовое давление значительно выше у мальчиков [33, 34].
Сложная картина возрастных изменений артериального давления и сердечного выброса сочеталась с колебаниями удельного периферического сопротивления, которое имело тенденцию к увеличению к 16 годам. Таким образом, возрастная динамика основных параметров, определяющих состояние центральной гемодинамики у школьниц несколько отличалась от таковой у школьников.
Возраст 9 –10 лет следует рассматривать как переломный в развитии сердечно-сосудистой системы, поскольку в этот период направленность возрастных изменений показателей артериального давления у мальчиков и девочек противоположна. С окончанием полового созревания у девочек (14 – 15 лет) и мальчиков (15 – 16 лет) устанавливаются величины показателей гемодинамики на уровне, характерном для взрослых людей. Несомненно, что период полового созревания связан со значительными изменениями в функционировании системы кровообращения [4].
1.2. Возрастные изменения пульса Исходя из концепции о сердечно-сосудистой системе как индикаторе адаптационно-приспособительной деятельности целостного организма, следует прежде всего обратиться к анализу частоты сердечных сокращений – универсальной реакции организма в ответ на любую нагрузку [24, 38]. По современным представлениям частота сердечных сокращений является информативным показателем и её исследования могут дать ценные сведения о состоянии регуляторных систем организма [42]. Показатели ЧСС, также как и АД в состоянии относительного покоя с возрастом изменяются [30]. Частота сердечных сокращений обычно измеряется по пульсу, поскольку каждый выброс крови в сосуды приводит к изменению их кровенаполнения, растяжению сосудистой стенки, что ощущается в виде толчка [13]. Хорошо известным фактом в возрастной кардиологии является неуклонное урежение пульса с возрастом, как результат изменения лабильности синусового узла и становление более совершенных форм нейрогуморальной регуляции сердца и прежде всего усиления тонических влияний блуждающего нерва [43, 44]. В первые годы жизни пульс еще не устойчив, не всегда ритмичен и в какой – то мере таковым сохраняется до 6 – 7 лет. Начиная с 7 – 8 лет пульс становится ритмичным, устойчивым, правильным. Эта особенность деятельности сердца объясняется тем, что к этому возрасту в основном завершается развитие нервного регуляторного механизма сердечных сокращений [28]. У мальчиков и девочек в состоянии покоя в возрасте 7-12 лет пульс не имеет тенденции к урежению. Более того, у девочек в возрасте 10 –11 лет пульс учащается. И только с 13-летнего возраста начинается процесс прогрессирующего урежения пульса [45]. В норме у взрослого человека ЧСС –75 ударов в 1 минуту. У новорожденных значительно выше – 140 ударов в минуту. Интенсивно снижаясь в течении первых лет жизни , ЧСС составляет к 8-10 годам 90-85 ударов в минуту, а к 15 годам приближается к величине взрослого [13]. Средние величины частоты пульса имеют тенденцию к урежению с возрастом и колеблются у мальчиков от 92 ударов в минуту в 7 лет до 75 ударов в минуту в 17 лет; у девочек соответственно с92 до 79 ударов в минуту. Во всех возрастных группах частота пульса у девочек больше, чем у мальчиков [34]. Е.А.Аксянова, М.А.Сырцова в 5, 6 и 7–летнем возрасте регистрировали ЧСС соответственно в пределах 86-108, 84-100 и 80-100 в минуту [24]. По данным Д.А.Фарбер ЧСС у детей в возрасте 7лет 91,2 уд/мин, 10 лет - 78,7 уд/мин [22, 28]. У детей частота сердечных сокращений выше, чем у взрослых, что обусловлено более высоким обменом веществ и преобладанием тонуса симпатических нервов. Большая частота сердечных сокращений у детей имеет важное значение для обеспечения минутного объёма крови, т.е. количества крови, выбрасываемого сердцем за одну минуту. Ударный, или систолический объём крови у детей небольшой, и обеспечение необходимого притока крови к органам и тканям достигается учащенной деятельностью сердца [28]. Рост и развитие детей сопровождается адекватным реформированием системной гемодинамики, которое характеризуется закономерным увеличением минутного объёма за счёт преимущественного роста ударного объёма и скорости сердечного выброса [21, 46]. Количество крови, выбрасываемое в аорту сердцем новорожденного при одном сокращении всего 2,5 см3 (табл. 3). К первому году оно увеличивается в 4 раза, к 7 годам – в 9 раз, а к 12 – в 16,4 раза [13]. Таблица 3
Изменение частоты сердечных сокращений в зависимости от возраста.
Показатели
Новорожденные
Возраст в годах 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Частота сердечных сокращений (1 мин)
140-135
120
95
92
90
88
86
84
82
80
78
76
1.3. Влияние школьной нагрузки на сердечно-сосудистую
систему учащихся Обучение в школе, являясь важным фактором в жизни детей, предъявляет немалые требования к организму ребенка. Общая учебная нагрузка слагается из нескольких компонентов. Главным из них является умственная нагрузка, воздействию которой подвергаются дети в время всего процесса обучения. Помимо этого в жизни школьников важную роль играет компонент статической нагрузки, обусловленной школьной гипонинезией. Известно, что умственный труд существенным образом изменяет состояние системы кровообращения [4]. В настоящее время имеется обширная литература по изучению реакций отдельных показателей кровообращения в ответ на умственную нагрузку. На основе анализа выявляются две точки зрения. Одна группа исследователей считает, что учебная деятельность вызывает учащение пульса, подъем артериального давления, увеличение ударного объема крови. Другие, наоборот. – урежение частоты сердечных сокращений, падение артериального давления и уменьшение ударного объема крови [47]. Изучая у школьников 7 – 17 лет простыми методами изменение артериального давления (по Короткову) и частоты сердечных сокращений (палькаторно) , Т.Н.Сердюковская установила, что к концу учебной четверти, полугодия и года происходит снижение максимального артериального давления во всех возрастных группах. Несмотря на то, что число обследованных было большим, четкой динамики минимального давления и частоты сердечных сокращений выявить не удалось [4, 48].
С.Б.Догадкиной и И.О.Туницыным [49] было проведено изучение изменений показателей центральной гемодинамики школьников подготовительного – IV классов от начала к концу учебного года. У детей подготовительного класса к концу первого полугодия было обнаружено достоверное снижение минимального, среднего и бокового давления , а также удельного периферического сопротивления. На протяжении всего учебного года величина максимального артериального давления, ударного и минутного объемов оставались относительно постоянными. К концу учебного года у детей 6 лет происходили благоприятные сдвиги в функционировании сердечно-сосудистой системы.
Было установлено, что у учащихся I класса от начала к концу учебного года происходило снижение всех видов артериального давления, уменьшение частоты сердечных сокращений, значительное повышение сердечного выброса, снижение удельного сопротивления. Эти изменения свидетельствуют об особенно выраженном у этой категории детей “школьном стрессе” [6, 50, 51]. Колебания частоты сердечных сокращений у первоклассников на уроке русского языка, математики, чтения не превышало 10 ударов в первые 13-17 минут учебной работы. Затем стабильность пульса нарушалась [52]. У учащихся 3 класса наблюдались небольшие сдвиги максимального артериального давления, а частота сердечных сокращений замедлялась. Сердечный выброс и удельное периферическое сопротивление возрастали [4]. У старших детей (9 – 10 лет) все сдвиги кровообращения выражены в меньшей степени, чем у младших (7 – 8 лет), свидетельствуя о совершенствовании адаптационных механизмов с возрастом и связанной с этим лучшей адаптацией к учебной нагрузке [6]. Согласно результатам, полученным другими авторами, максимальное артериальное давление в состоянии покоя у детей 1 и 3 классов к концу учебного года не изменилось, и к концу первого полугодия составило у мальчиков 1 класса 101 мм рт.ст. у девочек – 96 мм рт.ст., в то же время пульсовое давление у мальчиков понизилось на 3 мм рт.ст. [53]. Переход к обучению в 4 классе обусловил несколько иные изменения показателей центральной гемодинамики в течении учебного года. Максимальное артериальное давление снижалось, частота сердцебиений уменьшалась, но , в отличие от более младших школьников, у четвероклассников происходило снижение сердечного выброса [4]. У мальчиков 4 класса к концу учебного года происходило достоверное снижение максимального артериального давления и сердечного выброса, тогда как возрастная направленность развития сердечно – сосудистой системы заключается в увеличении этих показателей. Повышение минимального при одновременном снижении максимального артериального давления расценивается как неблагоприятная реакция сердечно-сосудистой системы на учебную нагрузку [48, 52]. Таким образом, под влиянием учебной деятельности происходит комплекс изменений кровообращения. Наиболее напряженная адаптация сердечно-сосудистой системы к учебной деятельности наблюдается у учащихся 1 классов, а также у мальчиков 4 классов [49]. Наблюдения за кровяным давлением и частотой пульса у школьников 3, 5, 8 классов, проводимые в течении 2-х лет, показали, что частота пульса у школьников под влиянием школьной нагрузки увеличивается на 10-15 ударов в минуту. Кроме того, частота пульса изменяется в течении дня. Так, придя в школу, ученик имеет замедленный пульс (85-90 ударов), после первого урока пульс несколько учащается (95 ударов), а к концу дня наблюдается еще большее учащение пульса: 90-100 ударов в минуту. Перед контрольной работой происходит учащение пульса на 10-15 ударов в минуту [54]. Из литературы хорошо известно, что в предстартовом и предрабочем состоянии происходит учащение частоты пульса. Предрабочие изменения физиологических функций можно рассматривать как возникновение рабочей доминанты [9]. К нормальному утреннему ритму частота пульса приближается только после длительного отдыха. Было замечено, что к концу недели и четверти пульс сохраняет тенденцию к повышению частоты. При этом наблюдается и утреннее учащение пульса на 2-5 ударов в минуту. Кровяное давление у школьников 3, 5 и 8 классов составляет 93-117 на 60-78 мм рт.ст Под влиянием учебной нагрузки оно изменяется мало и имеет тенденцию к понижению. Повышается кровяное давление после контрольных работ, а также после эмоциональных стрессов со 105-66 до 112-70 мм рт.ст. В конце дня кровяное давление у школьников не увеличивалось, а несколько снижалось и восстанавливалось только утром перед уроками [54]. Анализируя данные, полученные при обследовании учащихся 9-х 10-х классов, авторы отметили, что в начале года у юношей 9-х классов систолическое артериальное давление не отличается от систолического артериального давления у девушек; диастолическое давление у девушек ниже в начале и в конце учебного года. В 10-х классах на протяжении всего учебного года систолическое и диастолическое давление у юношей выше. У всех обследованных наблюдалась тенденция к снижению этих показателей к концу первого полугодия и возвращению к исходному уровню к концу учебного года. Следует отметить, что сердечно-сосудистая система у девушек находится под более выраженным влиянием симпатической нервной системы. Такой вывод можно сделать из анализа средних величин вегетативного индекса, который достоверно выше у девушек, чем у юношей в течении всего учебного года. Ослабление симпатических влияний и возвращение многих показателей гемодинамики к исходному уровню в конце учебного года связано, вероятно, с эмоциональным фактором “конечного порыва” [8]. Изучение адаптационных реакций на учебную нагрузку тесно связано с весьма существенной для школы проблемы адаптации организма к статическим нагрузкам. Из 3-х видов нагрузок у школьников в процессе учебных занятий наиболее утомителен статический компонент [4, 52]. Наиболее закономерной реакцией системной гемодинамики на статическое усилие является повышение всех видов артериального давление [52, 55]. Максимальная статическая нагрузка при сидении приходится на затылочные и спинные мышцы – разгибатели, а также мышцы тазового пояса. Статическая нагрузка в отличие от динамической повышает как максимальное, так и минимальное артериальное давление. Так реагирует даже на легкую статическую нагрузку, равную 30 % от максимальной силы сжатия динамометра, школьники всех возрастов. При этом в начале года изменения гиподинамических показателей менее резки, чем в конце года. В начале года, например, у мальчика 8-9 лет на указанную статическую нагрузку повышается минимальное давление на 5,5 % и максимальное давление на 10 %, а в конце года соответственно на 11 % и 21 % [13]. Разнонаправленные возрастные и адаптационные изменения сердечно – сосудистой системы у школьников обуславливают необходимость их учета как при оценке состояния здоровья, так и при построении рационального режима дня школьника. Только при условии правильной организации режима прирост соматометрических показателей будет сопровождаться адекватным увеличением мощности функционирования всех звеньев сердечно-сосудистой системы [4].

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Цели и задачи Целью исследования явилось изучение динамики некоторых показателей сердечно-сосудистой системы в зависимости от учебной нагрузки. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1. исследовать артериальное давление и ЧСС у учащихся 1, 3, 5, 7 и 9 классов в состоянии относительного покоя; 2. изучить влияние учебной нагрузки на артериальное давление учащихся и ЧСС; 3. определить вегетативный индекс учащихся для выяснения преобладающего влияния симпатических или парасимпатических нервов в регуляции сердечно-сосудистой системы.
2.2. Объекты и методы исследования Объектами исследования были ученики 1, 3, 5, 7 и 9 классов в возрасте от 7 до 15 лет. У всех учащихся было определено артериальное давление в состоянии относительного покоя (до уроков) с целью сравнения этих показателей с нормативами артериального давления у практически здоровых школьников. Было обследовано 306 учащихся. Следующая часть работы была посвящена изучению влияния учебной нагрузки на артериальное давление и ЧСС. Исследование проводилось в феврале (середина 3-ей четверти), в марте (конец 3-ей четверти) и в апреле (начало 4-ой четверти) в течение недели (с понедельника по пятницу, с 8 до 13 часов). Для измерения кровяного давления и ЧСС использовались манометр, фонендоскоп и секундомер. Измерение кровяного давления проводилось по методу Н.С. Короткова. ВИ – вегетативный индекс определяли по формуле Кердо: , где ДД – диастолическое артериальное давление [56]. В таблице 4 дано распределение учащихся по группам: Таблица 4 Распределение учащихся по возрасту и полу
Пол
Возраст (годы)
Всего
7 – 8
(1 кл.)
9 –10
(3 кл.)
11 –12
(5 кл.)
13 – 14
(7 кл.)
14 –15
(9 кл.) Мальчики
10
56
50
36
10
162 Девочки
11
37
47
41
8
144 Всего
21
93
97
77
18
306 Были обследованы 21 учащийся первого класса, 93 – третьего, 97 – пятого, 77 – седьмого и 18 – девятого классов. Из 306 учащихся – 162 мальчика и 144 девочки. 2.3. Полученные результаты и их обсуждение 2.3.1. Показатели артериального давления у учащихся в состоянии относительного покоя Данные о нормативах артериального давления у здоровых детей весьма противоречивы, особенно у учащихся 7 – 8 лет. По данным одних авторов [13, 20, 22, 49] систолическое артериальное давление у 7 – 8 летних детей составляет 97 – 100 мм рт.ст., диастолическое – 56 мм рт.ст. По данным других [24, 33, 34, 37], у учащихся в возрасте 7 – 8 лет систолическое давление колеблется от 79 до 97 мм рт.ст., а диастолическое – от 42 до 58 мм рт.ст. В связи с этим было решено исследовать артериальное давление у учащихся в состоянии относительного покоя. Результаты исследования представлены на рисунках 1 и 2. Анализ полученных данных показал, что у детей обоего пола с возрастом уровень артериального давления повышается с 85 мм рт.ст. в 7-летнем возрасте до 120 мм рт.ст. в 14 – 15 лет. В первом классе (7 – 8 лет) величина систолического давления от 95 до 100 мм рт.ст. регистрировалась у 60 % мальчиков. Систолическое давление 105 мм рт.ст. наблюдалось у 20 % детей. У учащихся 3 класса систолическое давление колеблется от 85 до 120 мм рт.ст. Давление 100 мм рт.ст. имеют 35,7 % ребят, 110 – 43,0 %. У 7,2 % детей отмечается более высокое систолическое давление (115 – 120 мм рт.ст.). У учащихся 5 и 7 классов систолическое давление составляет 90 – 120 мм рт.ст. Однако, процент детей с давлением 100 – 110 мм рт.ст. несколько ниже, чем у учащихся 3 класса. Меньшее количество ребят данного возраста с давлением 100 – 110 мм рт.ст. по сравнению с учащимися 3 класса, вероятно, можно объяснить наступлением периода полового созревания. В 9 классе максимальное артериальное давление у мальчиков колеблется от 110 до 120 мм рт.ст. Увеличен процент детей с давлением 120 мм рт.ст., по сравнению с учащимися 7 классов (30 %). Наименьшее систолическое давление у девочек равно 90 мм рт.ст. Значительное количество девочек 1, 3, 5 и 7 классов имеют давление 100 мм рт.ст. Однако, у девочек 1 класса максимальная величина систолического давления не превышает 107 мм рт.ст., в то время как у учениц 3 класса максимальное систолическое давление составляет 115 мм рт.ст., а у учениц 5, 7 и 9 классов – 120 мм рт.ст. В 5 и 7 классах давление 120 мм рт.ст. имеют 4 % девочек, среди учениц 9 класса – 25 %. Анализ полученных данных показал, что у детей обоего пола с возрастом наряду с максимальным давлением, нарастает и минимальное давление, которое повышается с 45 мм рт.ст. в 7-летнем возрасте до 85 мм рт.ст. в 14 – 15 лет (рис. 3 и 4). В 1-м классе (7 – 8 лет) величина диастолического давления от 45 до 50 мм рт.ст. регистрировалась у 80 % мальчиков. Диастолическое давление, равное 60 – 70 мм рт.ст. наблюдалось у детей. У учащихся 3 и 5 классов диастолическое давление колеблется от 50 до 80 мм рт.ст. Больший процент детей 3 класса имеют давление 60 мм рт.ст. по сравнению с учениками 5 класса. Среди учеников 5 класса у 46 % детей регистрировалось давление 70 – 80 мм рт.ст. У мальчиков 7 класса диастолическое давление находится в диапазоне 60 – 80 мм рт.ст., а больший процент из числа обследованных составляют учащиеся, имеющие давление 70 мм рт.ст. (38,9 %). В 9 классе диастолическое давление колеблется в пределах 60 – 85 мм рт.ст. При этом незначительно увеличивается процент детей с давлением 70 мм рт.ст. (до 40 %).
Диастолическое давление 80 мм рт.ст. регистрировалось у 10 % учеников. У девочек 1 класса диастолическое давление находится в пределах 45 – 70 мм рт.ст. Наибольший процент приходится на величину диастолического давления, равную 50 мм рт.ст. (45,5 %). У учащихся 3 класса минимальное давление колеблется в пределах 50 – 70 мм рт.ст., при этом 62,2 % школьниц имеют диастолическое давление, равное 60 мм рт.ст.
Среди учениц 5 класса 10,6 % имеют давление 80 мм рт.ст. У девочек 7 и 9 класса диастолическое давление колеблется от 60 до 80 мм рт.ст. Больший процент учащихся 7 класса (14,6 %) имеют давление 80 мм рт.ст., чем учениц 9 класса (12,5 %), а давление 70 мм рт.ст. регистрировалось чаще у девочек 9 класса и составило 62,5 %. 2.3.2. Изменение показателей сердечно-сосудистой системы у детей 1 класса под влиянием учебной нагрузки Согласно данным литературы [4, 37, 44, 45], учебная нагрузка оказывает влияние на состояние сердечно-сосудистой системы. От начала к концу учебного года наблюдается снижение артериального давления у учащихся нами изучалось влияние учебной нагрузки на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы учащихся 1, 3 и 5 классов, обучающихся по общепринятой программе в общеобразовательной школе. Исследования проводились в феврале (середина 3-ей четверти), в марте (конец 3-ей четверти) и в апреле (начало 4-ой четверти). Результаты полученных данных представлены в таблице 5. Анализ величины артериального давления у учащихся 1 класса в феврале показал, что к концу недели и систолическое, и диастолическое давление несколько снижается. Систолическое давление у девочек от понедельника к пятнице снизилось на 3,2, у мальчиков – на 2,9 мм рт.ст., диастолическое давление – соответственно на 2,4 и 2,1 мм рт.ст. В конце четверти (в марте) с понедельника по пятницу давление снизилось больше, чем в феврале. Систолическое давление у девочек уменьшилось на 3,6, а у мальчиков – на 3,5 мм рт.ст., а диастолическое давление – на 2,8 и 3,1 мм рт.ст. Большее снижение как систолического, так и диастолического давления мы наблюдали у детей в апреле. Систолическое давление у девочек уменьшилось на 5,3, а у мальчиков на 5,1 мм рт.ст., а диастолическое – соответственно на 4,5 и 4,7 мм рт.ст. Артериальное давление, измеренное у мальчиков и у девочек по понедельникам в феврале, марте и апреле оставалось одинаковым. Давление, измеренное в конце недели, имело тенденцию к снижению от февраля к апрелю. Частота сердечных сокращений у мальчиков 1 класса в феврале и марте была ниже, чем у девочек. В конце учебного года (апрель) она повысилась у мальчиков, достигнув величин ЧСС у девочек. Однако изменений ЧСС в течение недели от понедельника до пятницы мы не наблюдали ни в одном из обследованных периодов, что соответствует данным некоторых авторов [4]. 2.3.3. Изменение показателей сердечно-сосудистой системы у учащихся 3 класса Анализ некоторых гемодинамических показателей сердечно – сосудистой системы у учащихся 3 класса представлен в таблице 6. У учеников 3 класса (возраст 9-10 лет) артериальное давление одинаково у девочек и мальчиков. В состоянии относительного покоя систолическое давление в феврале колебалось от 90 до 115 мм рт.ст., а диастолическое – от 50 до 75 мм рт.ст Под влиянием учебной нагрузки наблюдается тенденция к некоторому снижению артериального давления к концу недели и тем более выраженное, чем ближе к концу учебного года (апрель) проводилось исследование. Так, у девочек в апреле систолическое давление в понедельник в среднем составило 99,8 ± 3,0 , у мальчиков – 99,6±1,9 мм рт.ст. В пятницу у девочек давление снизилось до 94,9±2,4 , у мальчиков – до 94,6±1,6мм рт.ст. Диастолическое давление в средине 3-й четверти (февраль) в течение недели не изменилось, в то время как в конце учебного года у девочек оно снизилось с 58,6 до 54,1 мм рт.ст., а у мальчиков - 57,5 до 52,8 мм рт.ст. Артериальное давление, измеренное в феврале, марте и апреле по понедельникам, также как и у учащихся 1 класса , оставалось одинаковым. Частота сердечных сокращений в средине и конце 3-ей четверти в течение недели оставалась без изменений , а в конце учебного года уменьшилась как у девочек (с 78,5 до 74, 8 уд/мин) так и у мальчиков (с 82 до 78,5 уд/мин). 2.3.4. Артериальное давление и ЧСС у учащихся 5 класса В 5 классах анализ артериального давления и ЧСС был проведен у 97 учащихся (50 мальчиков и 47 девочек). Данные результатов анализа представлены в таблице 7. В 5 классах обучаются дети в возрасте от 11 до 12 лет. В этом возрасте у мальчиков давление начинает увеличиваться и становится выше, чем у девочек. В середине 3-й четверти систолическое давление у девочек в среднем равнялось 104,7±2,1 , у мальчиков – 107,8±2,6 мм.рт.ст. Однако, половые различия в величине артериального давления еще не стабильны и в конце учебного года артериальное давление у мальчиков и девочек одинаково. У учащихся данной группы, также как и у учащихся 3-х классов, в конце учебного года давление от понедельника к пятнице снижается как у мальчиков, так и у девочек(в среднем на 6 мм рт.ст.). Это снижение является статически значимым (p2.3.5. Определение вегетативного индекса у учащихся При расчете ряда интегральных показателей деятельности сердечно – сосудистой системы можно охарактеризовать тонус вегетативных нервных влияний и соответственно характер вегетативной регуляции системного кровообращения. Вегетативный индекс (ВИ) Кердо основан на сопоставлении величин артериального давления и частоты сердечных сокращений: ВИ=(1-ДД / ЧСС)•100%, где ДД – диастолическое артериальное давление. При вегетативном равновесии в регуляции сердечно – сосудистой системы ВИ=0. Положительные значения индекса означают сдвиг равновесия в симпатическую сторону, а отрицательные – в парасимпатическую[56]. По данным артериального давления и ЧСС, полученным в начале исследования (февраль) и конце исследования (апрель), проведен расчет средних величин вегетативного индекса. Данные представлены в таблицах 8 и 9. Таблица 8. Показатели гемодинамики учащихся 1,3,5 и 9 классов в феврале. Класс Пол Артериальное давление ЧСС, уд/мин ВИ Систолическое давление, мм рт.ст. Диастолическое давление, мм рт.ст. ВИ>0, (усл. ед.) ВИ(усл. ед.) ВИ=0, кол-во учащ-ся 1 м 98,5 ±1,5 58,9±2,5 87,5±0,9 31,0 д 100,4±2,0 60,5±3,0 90,0±1,0 32,7 3 м 102,8±3,0 60,9±2,3 82,0±0,6 24,6 д 105,3±2,5 62,7±2,8 85,4±0,5 29,1 5 м 109,7±2,3 63,4±2,0 76,9±0,7 18,0 6,5 2 д 107,5±1,5 60,1±3,0 82,1±0,9 25,5 5,0 2 9 м 115,2±3,0 71,7±1,1 72,6±1,2 9,4 9,5 3 д 110,8±1,5 69,5±1,0 74,4±1,5 13,8 5,0 2 Таблица 9
Показатели гемодинамики учащихся 1,3,5 и 9 классов в апреле. Кл а а
с Пол Артериальное давление ЧСС, Уд/мин ВИ Систолическое давление, мм рт.ст. Диастолическое давление, мм рт.ст. ВИ>0, (усл. ед.) ВИ(усл. ед.) ВИ=0, количество учащихся 1 м 96,5 ±3,7 55,9±1,8 84,9±0,6 25,5 д 97,4±2,8 58,1±1,5 88,5±0,9 27,0 3 м 100,9±1,5 56,4±2,5 79,3±0,3 20,9 2 д 103,5±2,5 59,7±3,0 83,6±0,5 24,8 1 5 м 107,5±3,2 60,7±2,3 71,9±0,9 15,6 7,7 3 д 103,0±2,8 57,2±2,4 75,2±1,0 20,8 6,7 2 9 м 110,5±3,0 69,5±1,0 70,3±0,7 7,5 10 4 д 105,1±2,3 68,0±2,5 73,5±1,0 10,0 8,5 3 После рождения у детей преобладают механизмы симпатической регуляции сердечно – сосудистой системы, что выражается в значительной частоте сердечных сокращений в состоянии покоя. По мере роста ребенка это преобладание становится менее выраженным, повышается тонус парасимпатических влияний[57]. Из таблицы 8 видно, что у учащихся 1 класса (7-8 лет) средние величины ВИ для мальчиков и девочек (31 и 32,7 соответственно) выше, чем у учащихся 3 класса (9-10 лет) – 24,6 и 29,1. Особенностью этого возрастного периода (7-10 лет) является преобладание симпатической регуляции деятельности сердечно - сосудистой системы. Начиная с 5 класса (11-12 лет), в регуляции деятельности системы кровообращения увеличивается парасимпатическое влияние нервной системы, однако, преобладающим остается еще симпатическое. Среди учащихся 5 класса из 4-х человек установлено вегетативное равновесие, у мальчиков наблюдается следующее соотношение влияний симпатической и парасимпатической нервной системы: 18 и 6,5, у девочек – 25,5 и 5 соответственно. Следует отметить, что сердечно – сосудистая система девушек 9 класса находится под более выраженным влиянием симпатической нервной системы. Такой вывод можно сделать из анализа средних величин ВИ, которые достоверно выше у девушек, чем у юношей, что совпадает с результатами, полученными Г.Ф.Беренштейном с соавторами [8]. По нашим данным, у девушек средняя величина положительных значений ВИ-13,8, у юношей – 9,4. По сравнению с учащимися 5 класса , у девятиклассников усиливается влияние парасимпатической нервной системы, о чем свидетельствует средняя величина отрицательных значений ВИ-9,5. Вегетативное равновесие наблюдалось у 5 человек из числа обследованных. Сравнивая показатели ВИ у учащихся в феврале и апреле, можно сделать следующий вывод: за исследованный период у школьников всех возрастных групп наблюдается уменьшение симпатических и нарастание парасимпатических влияний на сердечную деятельность, о чем свидетельствуют средние величины положительных и отрицательных значений вегетативного индекса (табл.9.). У школьников 1 и 3 классов наблюдается уменьшение ВИ в апреле по сравнению с февралем. В апреле среди учащихся 3 класса у 4-х человек установилось вегетативное равновесие. У учащихся 5 и 9 классов также происходит уменьшение положительных значений ВИ и, наоборот, увеличение отрицательных значений. Кроме того, у большего числа обследованных наблюдалось вегетативное равновесие по сравнению с февралем, что, вероятно, объясняется снижением симпатических влияний на сердечно-сосудистую систему вследствие утомления, аналогичные результаты были получены Э.Гриненс и другими[58]. 2.3.6. Сравнительная характеристика артериального давления и частоты сердечных сокращений у учащихся 1,3 и 5 классов Анализ проведенной работы показал, что от класса к классу наблюдалось закономерное увеличение артериального давления и урежение ЧСС. Однако, у учащихся 1 класса(7-8 лет) систолическое и диастолическое давление больше у девочек, чем у мальчиков (разница давления в феврале составила 2,6 мм рт.ст.). У учащихся 3 – го класса (9-10 лет) разность давлений сглаживается, но у девочек оно остается выше, чем у мальчиков (на 1,8 мм рт.ст.), а начиная с 5 класса (11-12 лет) давление у мальчиков постепенно увеличивается на 3,1 мм рт.ст.). Аналогичные соотношения между показателями артериального давления у учащихся 7-17 лет наблюдали Н.М.Коренева[59] и Г.С.Яровая[60]. Согласно их данным, средние величины артериального давления у мальчиков были выше, чем у девочек до 11 лет. С 12 до 15 лет эти показатели у девочек выше, чем у мальчиков, а начиная с 16 лет артериальное давление у мальчиков вновь становится выше. Эти данные были получены 30 лет назад.
Некоторое смещение различий среднего артериального давления у мальчиков и девочек на более ранний срок, вероятно, можно объяснить более ранним половым созреванием современных детей. Изучение влияния учебной нагрузки на функциональное состояние сердечно- сосудистой системы у учащихся 1,3 и 5 классов показало, что с понедельника по пятницу в разные периоды учебного года (февраль, март, апрель) наблюдается снижение артериального давления, однако, достоверным это снижение является только для систолического давления и для диастолического в конце года (рис.5-8).
Преобладание у школьников сдвигов артериального давления в сторону его уменьшения к концу учебного года объясняется утомлением, развивающимся под влиянием умственной и статической нагрузки, а также более низким функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы учащихся к концу учебного года[61]. С возрастом происходит постепенное уменьшение ЧСС (рис 9,10). Так , пульс у учащихся 1 класса колебался от 84 до 88 уд./мин, у учащихся 3 класса –ЧСС была меньше (79-83 уд./мин), а у учащихся 5 класса – 74-80 уд/мин, причем, у девочек в различные возрастные периоды ЧСС выше, чем у мальчиков. Вместе с тем, мы не отметили достоверных изменений ЧСС под влиянием учебной нагрузки в течение недели в феврале и марте, и только в конце учебного года наблюдалось ее незначительное уменьшение у девочек 5 класса. Не отмечено четкой динамики частоты сердечных сокращений под влиянием учебной нагрузки и другими авторами[4,49].
Выводы
Проделанная работа позволяет сделать ряд выводов. 1. Артериальное давление у учащихся с возрастом закономерно увеличивается, а частота сердечных сокращений уменьшается. 2. Различия показателей артериального давления по полу выявлены в группах 7-8 и 11-12 лет: у учащихся 1 класса давление больше у девочек , чем у мальчиков, у учащихся 5 класса, наоборот, давление больше у мальчиков, чем у девочек. 3. Учебная нагрузка вызывает незначительное снижение артериального давления и ЧСС к концу учебного года. 4. Сердечно – сосудистая система учащихся 1,3 и 5 классов находится под более выраженным влиянием симпатической нервной системы. Ослабление симпатических влияний на сердечно-сосудистую деятельность отмечается у учащихся 9 класса.
Список использованных источников 1. Меерсон Ф.З. Физиология адаптационных процессов. – М.:Наука,1986.-635с. 2. Меерсон Ф.З. Адаптация, деадаптация и недостаточность сердца.-М.:Медицина,1970.-344с. 3. Мотылянская Р.Е. Спорт и здоровье подрастающего поколения // Теория и практика физической культуры. 1979. №11.-C.27-29. 4. Тупицын Н.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников.-М.:Педагогика,1985.-88с. 5. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы детей / Под ред. Семеновой Л.Н.-М.:Педагогика,1978.-224с. 6. Калюжная Р.А. Актуальные вопросы возрастной кардиологии// Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников.-М.:Медицина,1980.-С.3-17. 7. Калюжная Р.А.,Панавене В.В. Адаптационные сдвиги основных функций сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую и умственную нагрузку// Возрастные функциональные особенности сердца при физических нагрузках.-Ставрополь,1979.-С.14-25. 8. Беренштейн Г.Ф., Нурбаева М.Н. Состояние системы кровообращения учащихся старших классов общеобразовательной школы в процессе учебной деятельности // Гигиена и санитария.-1988.№9.-С.80-81. 9. Мелехова Г.В. Артериальное давление у школьников // Физиология и патология седечно-сосудистой системы.-Ярославль,1975.-С.48-52. 10. Исследования артериального давления у детей. Доклад исследовательской группы ВОЗ. Серия технических докладов.-М.:Медицина,1986.-37с. 11. Voors,A.Wet at. Relation of blood pressure to stature in healthy young adults// American jornal of epidemiology,1115:833-84.(1982). 12. Калюжная Р.А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы ребенка.-М.:Медицина,1973.-156с. 13. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней.-М.:Медицина,1985.-432с. 14. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. Ин-тов/ Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. –М.:Просвещение,1990,-313с. 15. Hotman, A.et.al. Thenatural history of blood pressure in childhood // International journal of epidemiology,13:416-422(1984). 16. Регуляция артериального давления в норме и при патологии / Алмазов В.А., Цырлин В.А., Маслова Н.П. и др.-Л.:Наука,1983.-160с. 17. Титченко Л.И., Семяева М.В. Особенности гемодинамики у здоровых доношенных новорожденных в раннем неонатальном периоде // Вопросы охраны материнства и детства-М.:Медицина.1990.№1.-С.14-16 18. Тупицын И.О. Влияние учебной нагрузки на функциональное состояние сердечно сосудистой системы школьников 14-15 лет // Функционирование сердечно-сосудистой системы ребенка в процессе развития и под влиянием учебной деятельности. –М.:Медицина,1985.-С.21-30. 19. Безруких М.М. Динамика показателей сердечного ритма у младших школьников при адаптации к учебной нагрузке // Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников.-М.:Медицина,1980.-С.39-45. 20. Асатурова Е.В., Кожанов В.В. и др. Показатели гемодинамики у детей дошкольного возраста // Здравоохранение Казахстана.-1987.№8.-С.37-39. 21. Вощинская Н.В. Особенности становления морфологических и функциональных показателей сердечно-сосудистой системы здоровых детей в возрасте от 1 месяца до 6 лет по данным эхокардиографии: Автореф. Дис.канд. биол.наук.-Ростов-на-Дону,1996.-23с. 22. Шлык Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей.- Ижевск.1991.-418с. 23. Вульфсон И.Н., Китикарь Ф.М. Тахосцилография и сфигмография у детей. –Кишинев.1973.-171с. 24. Аксянова Е.А.,Сырцова М.А. Особенности функционального состояния сердечно сосудистой системы у детей 5-7 лет // Гигиена и санитария.-М.:Медицина.1980.№4.-С.13-14. 25. Иванова Н.В. Характеристика гемодинамических типов кровообращения у здоровых детей // Вопросы охраны материнства и детства.-М.:Медицина.1988.№3.-С.3-5. 26. Хачатрян Т.С. Некоторые данные оценки сердечно-сосудистой системы у детей дошкольного возраста // Педиатрия.- М.Медицина.1991.№3.-С.111. 27. Калугин А.С. Анатомо-физиологические особенности развития детей и подростков при занятиях физическими упражнениями. –Гомель,1976.-63с. 28. Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. – М.:Педагогика, 1990.-64с. 29. Миклашевская Н.И., Соловьева В.С. Ростовые процессы у детей. – М.:Изд-во МГУ,1988.-183с. 30. Русинова С.И. Изменение артериального давления у детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к учебной нагрузке // Вегетативные показатели адаптации организма к физическим нагрузкам. – Казань,1984.-С.89-100. 31. Вульфсон И.Н. Сравнительная оценка некоторых относительных и абсолютных показателей гемодинамики у детей и подростков // Вопросы охраны материнства и детства. – М.:Медицина.1975.№10.-С.13-15.
32. Lassen N.A., Christensen M.S. Physiology of cerebral blood flow. – Brit.J.Anaesth.,1976, V48, P.719-735. 33. Тубол И.Б. и др. Уровень артериального давления у школьников 7-17 лет г.Москвы // Кардиология. –М.:Медицина.1980. №4.-C.58-59. 34. Мазо H.Э. Показатели гемодинамики у сельских школьников Полесья // Актуальные вопросы кардиологи детского возраста.- Минск: Медицина.1969.-C.75-80.
35. Осколкова М.К. Функциональные методы исследования системы кровообращения у детей. – М.:Медицина.1988.-272с. 36. Иржанская К.Н., Ходак К.М. Особенности артериального давления у здоровых подростков с различными вариантами развития сердца // Охрана здоровья детей и подростков. –Киев: Здоров”я, 1971. – C.59-60. 37. Бирюкович А.А., Король В.М. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы у детей школьного возраста (8-14 лет).-М.:Медицина.1963.-86с. 38. Соботюк Н.В., Кукса П.Я. К вопросу о состоянии гемодинамики у здоровых подростков и с повышенным артериальным давлением // Сборник научных трудов. – Омск: Омский мед.институт. Т.135.1979.-C.86-89. 39. Тихли А.К., Спиваков Р.Н., Рукавишникова Д.Н. Сравнительная характеристика показателей артериального давления у школьников с ожирением и нормальным физическим развитием // Эндокринная патология у детей. – М.:Медицина,1977.-С.155-157. 40. Тупицын И.О. Изменение сердечной деятельности у младших школьников в процессе адаптации к учебной нагрузке// Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников.-М.:Медицина,1980.-С.18-30. 41. Сушко Е.П. Пропедевтика детских болезней: Учеб.пособие.- М.:Высшая школа,1996.-448с. 42. Лебедь А.Н. Шумакова Ю.С., Диденко В.П. Некоторые особенности вегетативной регуляции синусового ритма у здоровых и больных детей // Возрастные функциональные особенности сердца при физических нагрузках. – Ставрополь,1979.-с.99-105. 43. Олешкевич Т.Г. Статистические характеристики ритма сердца у мальчиков разного возраста // Возрастные функциональные особенности сердца при физических нагрузках. – Ставрополь, 1972- С.85-88. 44. Brown A.M. Receptors under pressure. An update on baroreceptors.-Circulat.Res.,1980,V.46,P.1-10. 45. Филеши П.А., Панова Н.А. Суммационная пульсометрия у школьников разного возраста // Возрастные функциональные особенности сердца при физических нагрузках. – Ставрополь, 1979- C.88-92. 46. Lock J.F. et al. Haemodynamic responses to exercise in normal children.// American jornal of epidemiology,15:724-315(1987). 47. Федорко Л.М. Изменение основных показателей центральной гемодинамики в ответ на краткосрочную умственную нагрузку в процессе учебного года // Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников.-М.:Медицина,1980.-C.154-164. 48. Колодько О.Е. Динамика показателей артериального давления у учащихся 9 классов под влиянием учебной нагрузки // Функционирование сердечно-сосудистой системы ребенка в процессе развития и под влиянием учебной деятельности. –М.:Медицина,1985.-с.64-72. 49. Догадкина С.Б. Тупицын И.О. Влияние учебной деятельности на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников подготовительного –IV классов // Функционирование сердечно-сосудистой системы ребенка в процессе развития и под влиянием учебной деятельности.-М.:Медицина, 1985.-C.75-84. 50. Хрипкова А.Г. Новые исследования по возрастной физиологии – М.:Просвещение,1984.-165с. 51. Безобразова В.Н. Влияние умственной нагрузки на мозговое и системное кровообращение школьников 10-11 и 14-15 лет // Функционирование сердечно-сосудистой системы ребенка в процессе развития и под влиянием учебной деятельности.-М.:Медицина, 1985.-С.36-43. 52. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / / Хрипкова А.Г., Антропова М.В. –М.:Просвещение,1982,-256с. 53. Грибан В.Г., Меньшиков В.И. Динамика некоторых кардиореспираторных показателей школьников I и III классов в течение учебного года // Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников.-М.:Медицина,1980.-С.65-74. 54. Домрачева Н.И., Толпегина Э.Н. Состояние кровяного давления и частоты пульса у школьников 3,5,8 классов, живущих по разным режимам школ // Состояние и регуляция вегетативных функций в здоровом организме человека и животных. Ч.1. Владимир, 1975. –С.198-199. 55. Терешкин А.Ф. Реакция сердечно – сосудистой системы на статическое напряжение у детей // Актуальные вопросы физиологии системы кровообращения – Л.:Наука,1982.-С.36-40. 56. Брин В.Б., Зонис Б.Я. Физиология системного кровообращения / Формулы и расчеты / Ростов: Ростовский университет, 1984.-88с. 57. Возрастная физиология / В серии “Руководство по физиологии” / Под ред. Никитина В.Н. Л.: Наука, 1975. – С.125-156. 58. Гринене Э., Линдишене Д. и др. Особенности динамики некоторых вегетативных функций у младших школьников в процессе учебного года // Физиология человека.-М.:Наука.1978.№4.-С.708-715. 59. Коренева Н.М. Показатели артериального давления у школьников г.Харькова // Сб.науч.трудов – Харьков,1972. Вып.98. – С.99-104. 60. Яровая Г.С. Показатели артериального давления у сельских школьников// Охрана здоровья детей и подростков. – Киев: Здоров”я, 1970. Вып.2.-С.92-94. 61. Колесов Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке – М.:Педагогика, 1987.-152с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.