Реферат по предмету "Банковское дело"


Факторинговые операции коммерческих банков

СОДЕРЖАНИЕ: Введение 1. Понятие, виды и сущность факторинга 2. Проблемы факторинговых услуг в российских кредитных организациях 3. Перспективы развития факторинга в российских кредитных организациях
Заключение Список литературы Введение Проблемы, связанные с развитием факторинга, приобретают в последние годы большое значение для российской деловой практики. Сдерживающим фактором развития факторинга в России является несовершенство самой кредитно-финансовой системы. Прежде всего, это относится к чрезвычайно высокой ставке рефинансирования, определяющую комиссионную ставку за факторинговое обслуживание. Ее снижение будет способствовать росту доступности факторинга для большинства нуждающихся в этом финансовом продукте российских компаний. Целесообразность и эффективность применения данного финансового инструмента определяется условиями функционирования хозяйствующих субъектов. Для организации, продающей денежные требования, факторинг является способом ускорения оборота денежных средств путём получения досрочной оплаты за поставленные товары (работы, услуги). Потребность в тщательном анализе эффективности осуществления факторинговой сделки для всех ее участников будет способствовать дальнейшему развитию рынка факторинговых услуг в нашей стране Эффективность факторингового бизнеса в значительной степени зависит от уровня его рисков. Фактор делает оценку кредитных рисков на основе анализа динамики рыночной конъюнктуры и кредитоспособности клиента. Многовариантность и сложность анализа рисков факторингового обслуживания требуют углубленного изучения экономической природы факторинга и механизма его функционирования. 1. Понятие, виды и сущность факторинга Факторинг (от англ. factor посредник) в общем случае представляет собой род комиссионно-посреднических услуг, оказываемых специализированной организацией или банком (фактором) клиенту, который не может или не хочет самостоятельно добиваться возвращения задолженности от дебитора и потому уступил свои права на нее фактору с получением денег в меньшей сумме, но немедленно. Существует несколько определений понятия факторинг. Факторинг – это покупка банком или специализированной факторинговой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация за определенное вознаграждение. Факторинг – определенный вид торгово-комиссионных операций, сочетающихся с кредитованием оборотного капитала поставщика, связанный с инкассированием его дебиторской задолженности (неоплаченными счетами-фактурами в процессе реализации товаров и услуг). Именно поэтому факторинговые операции называют еще кредитованием продаж поставщика или предоставление факторингового кредита поставщику. Для правильного понимания понятия «факторинг» необходимо рассмотреть его сущность с экономической и правовой точек зрения. Экономическая сущность факторинговых услуг состоит в том, что поставщик получает деньги от фактора сразу же после составления платежно-расчетных документов по мере отгрузки продукции (или оказания услуг). Юридическая сущность факторинга состоит в том, что поставщик уступает фактору свое право требовать и получать деньги от контрагентов за отгруженную продукцию или оказанные услуги. Возможность передачи прав основана на применении ряда статей Гражданского кодекса (ГК) РФ. В Гражданском кодексе Российской Федерации в главе 43 дается описание финансирования под уступку денежного требования, но точное определение факторинга в российском гражданском праве отсутствует. По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом. Таким образом, предоставление денежных средств является определяющим признаком факторинговой деятельности. Следует отметить, что данные нормы ГК РФ распространяются лишь на сделки финансирования под уступку денежного требования, а не на операции по инкассо. С учетом видов и особенностей факторинга его можно классифицировать следующим образом: 1. По географии сделки: − внутренний; − внешний (международный). 2. По типу сделки: − обеспечительный; − покупной. 3. По составу оказываемых услуг: − конвенционный (открытый); − конфиденциальный (закрытый, или скрытый). 4. По уровню кредитного риска: − с регрессом; − с частичным регрессом; − без регресса. 5. По времени возникновения уступаемого денежного требования: − существующее требование; − будущее требование. 6. По характеру выплачиваемого финансирования: − по графику; − по требованию. 7. По выплатам финансирования: − в процентах от суммы поставок; − в твердой сумме. 2. Проблемы факторинговых услуг в российских кредитных организациях Факторинговый рынок имеет огромный потенциал роста, но развитию рынка мешает отсутствие ясного законодательства в отношении субъекта факторинга. Главное противоречие связано с лицензированием факторинговой деятельности. Гражданский кодекс России устанавливает, что финансирование под уступку денежного требования могут осуществлять не только банки, но и другие коммерческие организации, имеющие соответствующее разрешение. Однако порядок лицензирования для небанковских факторинговых компаний до сих пор не установлен. Поэтому факторы предпочитают не рисковать и работают под банковской лицензией. Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» не упоминает факторинг в качестве объекта своего действия. В статье 825 Гражданского кодекса говорится, что финансирование под уступку денежного требования могут заключать организации, имеющие соответствующие разрешения. В результате этой юридической коллизии регулированием факторинга занимается Банк России, но лишь по отношению к банкам, представляющим этот вид услуг в числе прочих. Еще в 2006 году Минэкономразвития разработала поправки в Гражданский кодекс, отменяющие лицензирование факторинга. В прошлом году документ приняли в первом чтении. Как надеются участники рынка, процесс ускорится и закон вступит в силу уже в 2009-м. Даже среди профессионалов нет единого понимания, что же считать факторингом. Необходим закон, который дал бы четкое определение явления и ликвидировал терминологическую путаницу. Например, зачастую кредитные организации, предлагающие услуги invoice discounting (финансирование под уступку денежного требования) позиционируют ее как full factoring (полный факторинг), включающий, помимо финансирования, управление рисками, информационно-аналитическое обслуживание и другой клиентский сервис. Большинство клиентов не понимают, почему один и тот же продукт имеет такой большой разброс на рынке по стоимости (схема).
Отчасти такое невнимание к правовому положению факторов объясняется незначительными до недавнего времени объемами этого рынка. В пользу того, что факторинговый бизнес должен развиваться в рамках банков, говорят прежде всего соображения управления ликвидностью. Для факторов особенно актуален риск ликвидности, поскольку оборачиваемость финансирования в факторинге довольно сложна для прогнозирования. Вследствие этого самостоятельные факторинговые компании вынуждены постоянно поддерживать значительную долю высоколиквидных, а следовательно, низкодоходных активов. В конечном итоге это увеличивает себестоимость факторинговой услуги. В банке, для которого факторинг – не основной бизнес, риски ликвидности фактора практически незаметны и легко покрываются ликвидными активами банка. С другой стороны в банке конкурировать за существующие для финансирования средства будут несколько направлений. Условно говоря, есть 10 рублей, но надо дать 15 рублей на факторинг, 20 рублей – на кредит и так далее, и приходится выбирать между различными направлениями финансирования. А если у специализированной факторинговой компании есть 10 рублей, понятно, что, кроме как на факторинг, она эти деньги направить никуда не может.
В этом плане, если банк сталкивается с дефицитом ликвидности и с аналогичными проблемами сталкивается факторинговая компания, то, как правило, клиентам компании хоть что-то достается, пусть и не все, на что они рассчитывали, а клиентам банка может не достаться ничего, потому что было принято решение направить существующие деньги на другие проекты. Эксперты утверждают, что знаковым для рынка факторинга событием стала регистрация 27 июля 2007 Ассоциации факторинговых компаний. Инициаторами создания профессионального объединения стали «Национальная факторинговая компания», «Межрегиональная факторинговая компания «Траст» и факторинговая компания «Еврокоммерц». Сейчас в планах ассоциации значатся налаживание диалога с властью, выработка «Кодекса участников рынка», создание единой статистической базы данных, развитие связей с зарубежными коллегами. Планируется, что членами ассоциации станут большинство российских факторинговых компаний, осуществляющих свою деятельность практически во всех регионах России. Во всем мире капитал обращается очень быстро, успешному бизнесу необходимо учиться работать так же быстро, при этом сокращая затраты. Так работает факторинг. Факторинг – это полный спектр услуг, направленный на содействие росту продаж клиента, т.е. на главную коммерческую цель любого бизнеса. Продуктовый ряд включает в себя, как правило, услуги по защите от кредитных рисков посредством выдачи поручительства за дебиторов клиентов; услуги по экспертизе и управлению дебиторской задолженности; услуги по финансированию под залог дебиторской задолженности. Но главное, факторинг позволяет автоматически использовать необходимые для бизнеса ресурсы. Существуют и другие сложности. Так зачастую официальная финансовая отчетность российских компаний не соответствует действительности. Из-за этого возникает большие трудности в оценке дебиторов и растут кредитные риски. Анализ, как правило, носит дистанционный характер и является очень трудоемким процессом, в котором используется неполная информация, полученная из разрозненных источников. Кроме того, в большинстве банков и факторинговых компаний в качестве документов, устанавливающих право требования, используются счет – фактуры и товарные накладные. В случае если организация работает с несколькими десятками покупателей, учет операций становится очень громоздким. Решить проблему можно при помощи внедрения электронного документооборота, но считанные единицы из числа факторов пока имеют в своем арсенале подобные системы. На рынке факторинга ощущается недостаток профессионалов. Проблема отрасли заключается в том, что российская система высшей школы никак не может наладить выпуск соответствующих специалистов. В результате большинство компаний образованием и повышением квалификации занимаются прямо на рабочем месте путем передачи знаний новичкам более опытными сотрудниками. Такой процесс занимает неоправданно много времени. 3. Перспективы развития факторинга в российских кредитных организациях Рейтинговое агентств “Эксперт РА” подготовило обзор: “Факторинг в I полугодии 2008 года: рост на фоне кризиса”. Несмотр на проблемы в финансовом секторе, в первом полугодии 2008 г. Российский рынок факторинга вырос на 82,1% по сравнению с аналогичным периоодом прошлого года. По данным “Эксперт РА”, объем денежных требований, фактически уступленных Факторам за первые 6 месяцев 2008 г. , составил 345,8 млрд. руб. Высокая оборачиваемость факторингового бизнеса позволила быстро адаптировать политику размещения и превлечения ресурсов к новым условиям, и не снижать темпы роста. Компании-лидеры осуществили ряд антикризисных мер еще в конце 2007 - начале 2008 гг. : существенно диверсифицировали источники привлечения финансирования, пересмотрели требования к риск-менеджменту. Результат - высокие темпы раста бизнеса. “Во втором полугодии 2008 г. , по оценкам “Эксперт РА”, результаты развития рынка будут не столь впечатляющими. Факторы стали более ответственны в оценке принимаемых на себя рисков. Стоимость фондирования возросла. Экономическая ситуация ухудшилась. По нашим прогнозам, традиционная для развития факторингового рынка сезонность (1/3 годового объем Факторы обычно делают в первом полугодии, 2/3 - во втором) в этом году не сохранится, и вместо соотношения 1:2 мы будем наблюдать соотношение 1:1. Годовой объем уступленных Факторам денежных требований в 2008 г. , по нашим прогнозам, составит порядка 680-700 млрд. руб. ” - отмечает руководитель направления рейтингов банков и лизинговых компаний департамента рейтингов финансовых институтов “Эксперт РА” Ирина Велиева . Негативные тенденции на рынке в первом полугодии не привели к сворачиванию новых географических и продуктовых направлений. Доля Москвы и Санкт-Петербурга по объем уступленных денежных требований сократилась до 58,2% (в I п. 2007г. - 61,6%), доля других регионов - возросла. По сравнению с I полугодием 2007г. , доля внутреннего факторинга без регресса увеличилась с 12,7% до 16,5%. Реверсивный факторинг, по данным компаний, раскрывших информацию, составил 4,9 млрд. руб. . Ассоциация факторинговых компаний, созданная в июле 2007 г. , во втором полуготии приступит к активнаму взаимодействию с участнеками рынка. Осенью 2008 г. Будет запущен интернет-сайт АФК, информирующий Факторов как о самой Ассоциации и принятых ею регламентах, так и о состоянии рынка. Кроме этого, планируется рассылк Факторам приглашений вступить в Ассоциацию. Объем денежных требований, уступленных Фактору в I п. 2008г. , тыс. рублей. Таблица №1 Рэнкинг российских Факторов по объему уступленных им денежных требований в I полугодии 2008 г. Место Наименование Фактора Объем денежных требований, уступленных Фактору в I п. 2008г., тыс. руб. Прирост по сравнению с результатом I п. 2007г., %. 1 Еврокоммерц 77345852,00 72,3 2 «Промсвязьбанк» 68899474,00 89,6 3 Банк НФК 34047115,00 25,3 4 Банк «Петрокоммерц» 31992413,21 39,1 5 БСЖВ 16091216,24 943,9 6 МФК «ТРАСТ» 14027465,57 71,8 7 «Стройкредит Факторинг 12347846,49 90,3 8 «ЮниКредит Банк» 10873820,95 154,7 9 ТрансКредитФакторинг 9434474,20 106,1 10 МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК 9361659,00 101,9 11 НОМОС-БАНК 8291747,63 32,8 12 ГПБ 6792374,04 375,3 13 ФК "Лайф"/ПРББ1 5581313,56 - 14 Банк "Союз"2 5192332,00 - 15 Металлинвестбанк 4463989,00 - Среди российских Факторов членством в IFG и FCI пока могут похвастаться лишь несколько компаний и банков, среди них ФК «Еврокоммерц» и МФК «ТРАСТ», Банк «НФК» и «Промсвязьбaнк». Кроме того «Национальная факторинговая компания» в 2001 году стала основателем ВЕФА - Восточно-Европейской Факторинговой Ассоциации, в которую в 2006 году также вступила компания «Еврокоммерц». Принято считать, что вопрос привлечения финансовых ресурсов наиболее остро стоит для специализированных Факторов, нежели для универсальных банков, для многих из которых факторинг - это способ размещения имеющихся в достаточном объеме собственных средств. Кроме того, финансирование специализированных Факторов носит строго целевой характер, в то время как у банка распределение ресурсов происходит внутри самой кредитной организации. А поскольку многие инвесторы рассматривают факторинг как значительно более рискованный бизнес, чем диверсифицированный банковский, то для факторинговых компаний привлечение финансовых ресурсов может обходиться дороже.
Основным источником фондирования факторинговых компаний являются кредиты банков, в первую очередь, резидентов. Однако все более значимую роль в формировании пассивов Факторов играют иностранные банки. Практика привлечения факторинговыми компаниями облигационных займов начинает свою историю с 2006 года, когда, благодаря удачному размещению облигаций на внутреннем рынке, факторинговые компании «Еврокоммерц» и «НФК» привлекли по 1 млрд. руб. (ставки первого купона составили соответственно 11,5% и 9,8% годовых). Следует отметить, что обе компании сегодня имеют рейтинги международных рейтинговых агентств: ФК «Еврокоммерц» был присвоен рейтинг Moody’s Investors Service на уровне B2, а ЗАО «НФК» - рейтинг Standard & Poor's на уровне B-. Данные оценки учитывают не только риски компаний-эмитентов, но и страновые риски РФ. В феврале 2007 года «Национальной Факторинговой Компанией» были размещены рублевые кредитные ноты (CLN) на сумму 1,2 млрд. рублей со сроком погашения 18 месяцев. Купонный период составил 6 месяцев, а ставка купона определена на уровне 9,75% годовых. С 2005 года компания сотрудничает с крупными международными банками Standard Bank и Rаiffeisen Bank по привлечению кредитов. Кроме того, ЗАО «НФК» в 2006 и 2007 годах привлекала два синдицированных кредита на суммы 50 млрд. долл. и 53,5 млрд. долл., организаторами которых, в обоих случаях, выступили Standard Bank Plc и ЗАО "Стандарт Банк". Заключение Подводя итоги рассмотрению тенденций и перспектив развития факторинга, как услуги кредитной организации, можно сделать следующие выводы: 1. Рост рынка продолжается. Большинство экспертов прогнозируют ежегодный рост рынка на 100% или более. На развивающихся рынках основой для роста является перспектива развития инвойс дискаунтинга. 2. Сохраняются противоречивые отношения между банками и факторинговыми компаниями. Роль банков в развитии индустрии факторинга постоянно растет. 3. Уровень профессионализма работников, задействованных в оказании факторинговых услуг повышается. Рост рынка также происходит во многом благодаря повышению уровня профессионализма и качества облуживания. 4. Внедрение стандартов Базель II и МСФО окажет позитивное влияние на рынок факторинга. Очевидно, что Базель II станет одним из важных факторов дальнейшего развития рынка факторинга. Факторинговые компании смогут финансировать предприятия малого и среднего бизнеса с более низкой степенью затрат, чем при использовании стандартных банковских продуктов. 5. Необходимо улучшать имидж факторинга и уровень осведомленности о данной услуге. Отношению к факторингу и существующие в настоящее время недопонимание сути данной услуги, являются одним из главных препятствий на пути к дальнейшему развитию факторинга в европейских странах. 6. Нет необходимости в регулировании деятельности факторов государством. Поскольку подавляющее число факторинговых компаний являются «дочками» либо структурными единицами банков, то они так или иначе попадают под контроль со стороны банковской среды. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ принят ГД ФС РФ 22.12.1995 ред. от 06.12.2007 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008. 2. О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ ред. от 26.04.2007 принят ГД ФС РФ 27.06.2002. 3. О Банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 ред. от 02.11.2007 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008. 4. Велиева И., Самиев П. Развитие в ущерб росту [факторинг] // Эксперт. – 2008. - №20. – С.126-131. 5. Покаместов И.Е. Механизмы организации факторингового бизнеса. // Банковское кредитование. – 2007. - №4. – С.82-95. 6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ принят ГД ФС РФ 16.07.1998 ред. от 17.05.2007. 7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ принят ГД ФС РФ 19.07.2000 ред. от 04.12.2007, с изм. от 06.12.2007 с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2008. 8. Конвенция УНИДРУА По Международным факторным операциям (факторингу) заключена в Оттаве 28.05.1988. 9. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cbr.ru. 10. Рейтинговое агентство Эксперт Ра [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.raexpert.ru. 11. Ассоциация Российских банков [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.arb.ru.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.