Реферат по предмету "История"


ОКУДЖАВА Булат Шалвович

Родился в семье большевиков, был старшим из двух сыновей отец их - Шалва Степанович грузин мать Ашхен Степановна Налбандян армянка. Раннее детство прошло в Москве, где семье выделили две комнаты в коммунальной квартире на Арбате, и в Тифлисе, куда ездили к родственникам. Восприятие кавказских языков и культуры Окуджава передает в семейной хронике Упраздненный театр 1989-1993.

Дома говорили по-русски, одним из мотивов было желание говорить языком Ленина. В тбилисском кругу было принято посещать оперу и концерты, и Окуджава с юных лет знал репертуар оперного театра. С детства же писал стихи и прозу. В 1932 семья переезжает в Нижний Тагил. В 1937 по обвинению в троцкизме отец был арестован и вскоре расстрелян, при хлопотах за

мужа была арестована и мать. Дети остались в Москве с бабушкой. Постепенно старший отбился от рук, и в 1940 родственники забрали его в Тбилиси, откуда весной 1942 Булат, неполных восемнадцати лет, пошел добровольцем в армию рассказ Утро краси нежным светом, 1975. Потрясению от непридуманной войны посвящена повесть Будь здоров, школяр 1960-1961 военная служба после госпиталя и отпуска 1943 года описана в повести

Приключения секретного баптиста 1984. Весной 1944 Окуджава был демобилизован. В Тбилиси, после ранения, Булат читал свою лирику в литературном кружке, сложившемся вокруг поэта Георгия Крейтана. В 1945 в газете Закавказского фронта появились военно-патриотические стихи Окуджавы, написанные в расчете на публикацию. Позже он отважился зайти к приехавшему в Тбилиси Б. Л. Пастернаку, который отнесся к стихам терпеливо и одобрил выбор будущим литератором филологического

факультета Тбилисского университета. Во время учебы в университете стал одним из инициаторов литературного кружка, многие члены которого были репрессированы в апреле 1948. В 1950, после окончания университета Окуджава получил распределение учителем в Калужскую область, что нашло отражение в повести Новенький, как с иголочки 1962 и рассказе Частная жизнь Александра Пушкина 1976. С 1953 начал публиковаться в местных изданиях, сотрудничать в

молодежной газете. В 1956 в Калуге вышел первый его сборник Лирика, образчик соцреалистического канона. В 1955 была освобождена, а затем и реабилитирована мать поэта. В 1956 он перебрался в Москву. Обретение собственного поэтического голоса связано с участием в литобъединении Магистраль, созданном поэтом Г. Левиным. Здесь Лирику раскритиковали, что способствовало творческому кризису ее автора.

К 1957 Окуджава начал писать по-новому, часть его произведений песни некоторые были созданы ранее Неистов и упрям в 1946 Эта женщина возможно, в студенческие годы и т.д Песни Окуджавы уже в конце 1950-х стали очень популярны. Неповторимый язык, интонация доверительности, идущая как бы изнутри мелодия отсутствие фальши сделали песни культурной приметой времени и манифестом инакомыслящей интеллигенции вплоть до времен перестройки.

Его емкое афористическое слово обогатило язык. Цензурой поэзия Окуджавы воспринимались по-разному. Так, из 1957 текст Надежда, я вернусь тогда вошел уже в сборник Острова 1959, ряд широко известных текстов был напечатан на родине в 1960-е гг другие лишшь в годы перестройки. Первый песенный период 1957-1961 совпал с расцветом так называемой эстрадной поэзии, введя

Окуджаву в ее круг Б. А. Ахмадулина, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский и др в частности, на выступлениях в Политехническом музее, во Дворце спорта в Лужниках. С 1963 Окуджава создавал по 1-3 песни в год лишь в 1975 9 песен, становившихся широко известными Песенка о Моцарте, Грузинская песня. Второй его песенный период начало 1980-х гг.

В поэзии Окуджавы очень важное место занимал Арбат, символизирующий ценности русской интеллигенции Песенка об Арбате, Надпись на камне, Арбатский романс и мн. др противопоставленной чужеземцам Я выселен с Арбата, чьи речи несердечны и холодны пиры. Реальные детали например, поэт Глазков напротив жил в песне Речитатив погружены в символическое пространство рай, замаскированный под двор в поздних стихах

Арбат демифологизируется В арбатском подъезде мне видятся дивные сцены. Окуджава поэт фронтового поколения, рисующий войну с точки зрения любви к жизни и к человеку, которому присущ в то же время нериторический героизм. В поздней лирике нарастает мотив личной ответственности за прошлое Убил ли кого Или вдруг поспешил и промазал А справиться негде. И надо решать самому. Схожа позиция в политических стихах, где доля личной причастности

к сталинизму Арбатское вдохновение, 1980 Я маленький, горло в ангине, вообще ответственность современников трагедии Калужская фантазия, не менее важна, чем инвективы палачам Ну что, генералиссимус прекрасный, 1981 Письмо к маме, 1987 и др. и проблема прощения Прощание с осенью. Образ единения людей, сплотившихся в противостоянии злу, у поэта обращен к пушкинскому прекрасен наш

союз. Песни Союз друзей 1970 и Молитва 1964-66 стали гимнами Клуба самодеятельной песни КСП, где Окуджаву считали основоположником жанра авторской песни наряду с В. С. Высоцким и А. А. Галичем. Хвала открытой двери Когда метель кричит, как зверь, 1959, однако, сменяется у Окуджавы скепсисом Взяться за руки не я ли призывал вас, господа, неприятием толпы потных современников

моих Да здравствует великий Понедельник 1977 тема человека и стаи Антон Палыч Чехов подытожена словами Уединение прекрасно, а одиночество беда. В языке Окуджавы богатейший арсенал поэтических приемов весь метрический репертуар русского стиха разнообразная звукопись, в т.ч. экспериментальная все слова строки, например, на в воля, восторг, вероятность везения, всевозможные лексические средства синонимы отчизна страна проживания черное пространство паронимы старят

старанья, грустные грузинки и проч филигранная работа с семантикой, в том числе и неполнозначных слов союзов, междометий и т.д. Употребление разноплановых средств строго соразмерено, что создает иллюзию полной простоты и безыскусственности. Воедино сводятся противоположности, так, высокий книжный стиль дама, око, вершить, пасть, простертый цитаты и реминисценции боль от перемены мест, командир - дам уездных кумир развернутые метафоры троллейбус корабль, совесть костер образы-символы

Надежды, Веры и Любови совмещен с разговорным стилем доверительной беседы пустяк, зябкий, прикончить обращения а мы с тобой, брат, представьте вы игра фразеологизмами играет всю жизнь напролет, по образу и духу. Важнейшей внутренней темой творчества Окуджавы стало преодоление революционного менталитета, который для него долго сосуществовал с гуманистическими ценностями. В Сентиментальном марше воспеты комиссары в пыльных шлемах, но готовность на жертву уже соединена с

жаждой сберечь жизнь. В стихотворении До свидания, мальчики 1958, где война названа подлой, та же дегероизация, за которую в начале 1960-х был разгромлен в печати Школяр. В 1962 секция СП РСФСР постановила, что большинство этих песен не выражает настроений, дум, чаяний нашей героической молодежи, после этого автору пришлось как бы заново искать путь к читателю, с чем связывают обращение поэта к исторической прозе.

В повести Глоток свободы Бедный Авросимов 1965-1968 исследуется правомерность революционного пути на примере П. И. Пестеля. В повести Мерси, или Похождения Шипова. Старинный водевиль 1969-1970 и романе Путешествие дилетантов 1971-1977 герои противостоят вмешательству абсолютной власти в частную жизнь Лев Толстой Александру II Мятлев Николаю I. Они отстаивают духовную независимость в ее бытийных проявлениях.

В романе Свидание с Бонапартом 1979-1983 самобытный путь частной жизни, подобный толстовскому пути исканий, кончается крахом. Окуджава показал изживание иллюзий свободы, равенства и братства как драматический процесс Г. А. Белая, происходящий преимущественно в индивидуальном сознании. Его герой расстается с коллективным мифотворчеством, рискуя оказаться в духовной изоляции, грозящей гибелью Тимофей Игнатьев. Поэтому исторический скепсис

Окуджавы развенчивает не только социальную утопию, но и возможные ее экзистенциальные альтернативы, включая миф о прайвеси, на котором основано нонконформистское искусство эпохи оттепели и застоя. Изысканная композиция, сложный рамочный комплекс, игра с литературными лейтмотивами, двойничество, говорящие имена в том числе подлинные стилизация и проч. совмещены в прозе с обширным документальным материалом, который настолько органично включен в художественный текст, что критика порой принимала

подлинник за мистификацию. Ретроспективная проза помогла Окуджаве осмыслить исторический опыт своей эпохи поэма В карете прошлого, который отразился в малой прозе в 1975-1990-е гг. В рассказах Искусство кройки и житья 1985, Нечаянная радость1986 и др. показан поздний сталинизм, проникший в частную жизнь, приватное поведение и мировоззрение.

Приключения секретного баптиста 1984, Выписка из давно минувшего дела 1991 и др. рисуют человека послесталинской эпохи, с его страхами, иллюзиями, слепотой и неодураченной совестью. Автопсихологическая достоверность и самоирония Я выдумал музу иронии в автобиографических анекдотах и рассказах совмещены с историческим обобщением, поэтому сведения из них не всегда относятся к автору. Рассказ Девушка моей мечты 1985 о возвращении матери из

ГУЛАГа и хроника Упраздненный театр подводят итог размышлениям о коммунистической утопии, которая, пропитав изнутри, превращала детей в убийц, взрослых в винтики, доводя стариков до отчаяния. Тема поэта, писателя, певца, его творчества и особого места в культуре освещена в стихах Подмосковная фантазия Прощайте, стихи, ваши строки и ваши намеки и струны Карандаш желает истину Шарманка старая крутилась и мн. др в рассказах

Подозрительный инструмент 1988 и Гитарист 1997, во второй части Свидания с Бонапартом. В лирическом завещании Окуджавы его последней песне Отъезд 1994 изображен молодой музыкант, поющий, не покладая стараний, подобно Маэстро из Песенки о Моцарте. Поэт умер во время своей заграничной поездки в Париже, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.