Реферат по предмету "Арбитражный процесс"


История правового регулирования при рассмотрении дел о банкротстве

Предполагается, что употребление слова «банкротство» идет из средневековых городов Италии. «Это слово (bankarupta), образовано либо от bank broken, либо от bench broken (клиенты переворачивали стол, на котором неудачливый торговец менял деньги на площади, либо просто торговал).[1]
В дореволюционной России правовое регулирование банкротства осуществлялось «Банкротским Уставом» с 1800 года. «Для ликвидации дел несостоятельного лица и для возможно равномерного удовлетворения всех кредиторов, у него отнимается управление и распоряжение его имуществом и передается конкурсному управлению, которое за него предъявляет иски в суде и отвечает на суде».[2] В 1906 году, в «Курсе гражданского права» Г.Ф. Шершеневич писал: - «…случай, когда имущественное расстройство влечет ограничение дееспособности – это несостоятельность. Такое ограничение может быть вызвано опасением, как бы несостоятельное лицо не увеличило своих долгов, не запутало еще более и без того расстроенные дела. Наше законодательство для обеспечения интересов кредиторов признает сделки, заключенные несостоятельным должником, недействительными. Недействительность сделок, однако, нельзя считать безусловной; так как она установлена в интересе кредиторов, то сделки могут быть опровергаемы со стороны конкурсного управления. Таким образом, несостоятельные должники оказываются ограниченными в своей дееспособности. Ограничение дееспособности наступает со дня постановления судом определения о признании лица несостоятельным. Дееспособность несостоятельного должника восстанавливается с окончанием конкурсного производства».[3] И еще: - «Независимо от воли должника срок обязательства наступает в случае несостоятельности. Отлагая время исполнения, веритель верит в исполнительность должника. Несостоятельность разрушает эту веру, а потому и течение срока должно остановиться. По этому соображению, и особенно в виду удобств конкурсного производства, признается нашим законодательством, что в случае объявления должника несостоятельным, по всем его обязательствам срок считается наступившим …».8 Первая в современном российском праве попытка правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью, была предпринята в 1992 в рамках Указа Президента РФ.[4] В ноябре 1992 г. Верховным Советом РФ был принят Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», вступивший в силу с 01.03.93. С введением в действие части первой Гражданского кодекса, т.е. с 01.01.95 было определено, что юридическое лицо, за исключением казенного предприятия может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.[5] Действующий до 26.10.2002. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» был принят Государственной Думой 10.12.97. и подписан Президентом РФ 08.01.98.[6] Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, дважды отвергнутый Президентом РФ, был им подписан 25.02.99.[7] Кроме того, с 24.06.99. действовал Федеральный Закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса.[8] Со 2 декабря 2002 года действует новый Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» за № 127-ФЗ.[9] Английское право оказало огромное влияние на многие правовые системы (в первую очередь – США, Канады, Австралии).[10] Первый закон о банкротстве был принят в Англии в 1543 году. В нем главными последствиями банкротства для должника были меры уголовной ответственности. Ныне действует Insolvency Act, принятый в 1986 г. и ориентированный на защиту интересов кредиторов. Традиционно этот закон отличается неструктурированностью и сложностью для системного восприятия. В английском законодательстве имеются три варианта урегулирования долгов несостоятельного лица (кроме конкурсного производства): - добровольное соглашение между должником и кредиторами (регулируется общегражданским законодательством); - назначением обладателем права «плавающего» обеспечения на все активы специального лица; - соглашение с использованием голосования по классам, утверждаемое судом и обязывающее участников (фактически замененное процедурой управления должником, испытывающим финансовые затруднения). Американская система норм банкротства (US Bankruptcy Code) ориентирована на реорганизационные (преимущественно) процедуры.[11] В отношении должника, по его заявлению или по заявлению кредиторов могут быть сразу открыты либо процедура ликвидации, либо реорганизации. Если должник заявляет ходатайство об открытии реорганизационной процедуры, он не должен предоставлять доказательства, которые могли бы подтвердить реальность выполнения плана реорганизации. Ключевой элемент – debtor in possession («должник во владении»), т.е. продолжение бизнеса, распоряжение имуществом. Назначение доверительного управляющего – обеспечительная мера и только, если: - действия должника связаны с мошенничеством, обманом, некомпетентностью, грубой ошибкой; - назначение доверительного управляющего необходимо в интересах кредиторов и акционеров или имущественной массы должника. Ныне действующий во Франции Закон 85-98 о восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке, а также Закон 85-99 о конкурсных управляющих ликвидаторах и экспертах по определению состояния предприятия формируют систему норм ориентированную на реабилитацию предприятия должника. Концепция французской системы правового регулирования несостоятельности базируется на утверждении, что целями законодательства о несостоятельности являются: - во-первых, сохранение действующих предприятий; - во-вторых, сохранение рабочих мест; - в-третьих, удовлетворение требований кредиторов. Германская система регулирования несостоятельности, до недавнего времени была представлена двумя законами (Konkursordnung – конкурсное производство 1877 г. и Vergleichsordnung – мировое соглашение 1935 г.). С 1999 г. – вступил в действие единый закон регулирования несостоятельности (Insolvenzordnung). В германском законодательстве основное внимание уделяется защите имущественных интересов кредиторов, а не судьбе несостоятельного лица. В Insolvenzordnung не оказывается предпочтение деятельности должника по сравнению с продажей действующего предприятия другому субъекту или распродажей активов. Традиционно в Германии законодательство о несостоятельности рассматривается как ответвление гражданской процедуры принудительного взыскания долга. Все дела о несостоятельности начинаются открытием конкурсного производства. Должник отстраняется от руководства предприятием, назначается доверительный (конкурсный) управляющий. Переход к реабилитационной процедуре возможен только при наличии определенного уровня согласия кредиторов.
§ 2. Краткая характеристика современной нормативной базы В современной планово-экономической литературе не существует единого общепризнанного понятия о нормативах и показателях, применительно к условиям рынка.[12]
Рациональная структура общественного хозяйства в обозримый период не может быть создана стихийно, на основе одних лишь рыночных стимулов. Проблему не удалось решить ни одной стране СНГ. Льготное кредитование и дотации предотвращают банкротство нерентабельных предприятий и связанный с этим всплеск безработицы, но при этом сохраняют большое число неэффективных рабочих мест, а главное – разрушают стимулы к высокопроизводительному труду, обновлению производства и подбору умелых управляющих.[13]
Основные черты псевдорыночной экономики характеризуются тем, что: - деньги не являются всеобщим и главным платежным средством; - свободная конкуренция на основных рынках отсутствует; - прибыль не является целью деятельности. Более привлекательно присвоение стоимости приобретенных ранее за бесценок государственных основных активов; - важнейшие виды ресурсов не имеют реальной рыночной оценки (земля, вода, лес, недвижимость и т.п.); - не действует система экономической ответственности рыночных субъектов за исполнение контрактов, возврат долгов и наносимый партнерам ущерб; - не действует рынок рабочей силы; - до 40% валового национального продукта (ВНП) приходится на долю теневой экономики. В рыночных отношениях действует целая система взаимосвязанных планово-экономических показателей и механизмов, определяющих конечный результат всякой производственно финансовой и социально-трудовой деятельности. От содержания и целевого назначения конкретных плановых показателей, их обоснованности и степени взаимной увязки во многом зависит не только уровень самого процесса свободного внутрихозяйственного планирования, но и достигаемые при этом результаты. В 1992 – 1998 годах в период действия Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» начала создаваться система подзаконных актов, использующих научно обоснованные нормативы и показатели при анализе неплатежеспособности предприятий.[14] Было определено, что показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являются: коэффициент текущей ликвидности; коэффициент обеспеченности собственными средствами; коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. Коэффициент текущей ликвидности характеризовал общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Коэффициент текущей ликвидности определялся как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей. Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризовал наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными средствами определялся как отношение разности между объемами источников собственных средств и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности характеризовал наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности определялся как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определялся как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на установленный период восстановления (утраты) платежеспособности. Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным было выполнение одного из следующих условий: - коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имел значение менее 2; - коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имел значение менее 0,1. При наличии оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода восстановления платежеспособности, равного шести месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имел значение больше единицы, считалось, что предприятие имеет возможность восстановить свою платежеспособность. При отсутствии оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода утраты платежеспособности, равного трем месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имел значение меньше единицы, считалось, что предприятие в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами (об утрате платежеспособности предприятия). Критика такой методики свелась к рассмотрению отраслевых особенностей деятельности предприятий, а именно, предполагалось разработать и внедрить дифференцированную систему отраслевых нормативов и показателей для: - машиностроительного комплекса; - топливно-энергетического комплекса (ТЭК); - химико-металлургического и лесного комплекса; - легкой промышленности; - агропромышленного комплекса; - строительного комплекса; - транспорта; - связи и телекоммуникации. Однако, кроме незначительных особенностей применения процедур для предприятий отрасли ТЭК ничего не разработано и не внедрено.[15] Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает, что нормы регламентирующие банкротство субъектов естественных монополий вступят в силу с 1 января 2005 года.
§ 3. Общая характеристика производства в арбитражном суде первой инстанции 3.1.1. Общие положения В арбитражных судах дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиально. Единолично судьей арбитражного суда выносится определение о введении наблюдения (п.1, ст.49), а также рассматриваются заявления, ходатайства и жалобы (п.1, ст.60 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника – юридического лица и по месту жительства гражданина. Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение третейского суда. Дела рассматриваются арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т.е. арбитражными судами субъектов Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ). ВАС РФ рассматривает дела о несостоятельности субъектов Российской Федерации.
Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются: - должник; - арбитражный управляющий; - конкурсные кредиторы; - уполномоченные органы;
- федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)»; - лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления; - Банк России (в делах о банкротстве кредитных организаций). В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют: - представитель работников должника; - представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия; - представитель учредителей (участников) должника; - представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; - иные лица. 3.1.2. Подача заявления Производство по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления о признании должника банкротом, поданного лицом, имеющим право на обращение в арбитражный суд в соответствии со ст.7 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)». Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают - должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы, а также Банк России (п.1, ст.35 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). В заявлении должника указывается, в частности, наименование и адрес саморегулируемой организации из, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий и не указываются требования к кандидатуре временного управляющего. Заявление конкурсного кредитора (ст.39 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)») подается в арбитражный суд в письменной форме. Заявление кредитора – юридического лица подписывается его руководителем или представителем, а гражданина – этим гражданином или его представителем. Конкурсный кредитор в своем заявлении вправе указать наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий и профессиональные требования к кандидатуре временного управляющего. Заявление уполномоченного органа должно отвечать требованиям, предусмотренным для заявления кредитора. Заявление кредитора может быть основано на объединенной задолженности по различным обязательствам. Кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением кредитора. Такое заявление подписывается кредиторами, объединившими свои требования. С другой стороны, нельзя объединять несколько должников в одном производстве. Судья арбитражного суда принимает заявление о признании должника банкротом (ст.42), поданное с соблюдением требований, предусмотренных АПК РФ и Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)». О принятии заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через пять дней с даты поступления заявления в арбитражный суд. В определении о принятии заявления о признании должника банкротом указываются саморегулируемая организация, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего (далее - заявленная СРО), и дата рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику (п.3, ст.42 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Заявленная саморегулируемая организация вправе знакомиться с материалами дела о банкротстве, делать выписки из них, снимать копии. Арбитражный суд направляет определение о принятии заявления о признании должника банкротом заявителю, должнику, в регулирующий орган, заявленную саморегулируемую организацию. В определении арбитражного суда, направляемом в заявленную саморегулируемую организацию, указываются требования к кандидатуре временного управляющего. В случае, если заявитель не указал требования к кандидатуре временного управляющего, указанное определение направляется в заявленную саморегулируемую организацию без указания требований к кандидатуре временного управляющего (п.4, ст.42 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев, предусмотренных п.2, ст. 62 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом. Арбитражный суд по ходатайству лица, подавшего заявление о признании должника банкротом, вправе принять предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации меры по обеспечению заявления. Судья арбитражного суда отказывает (на основании п.п.1, п.1, ст.107 АПК РФ) в принятии заявления о признании должника банкротом, если нарушено хотя бы одно из условий, предусмотренных п.2, ст.33 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», т.е.: - если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют менее ста тысяч рублей, а к должнику гражданину – менее десять тысяч рублей; - если указанные требования не погашены в течение менее трех месяцев. Заявление о признании должника банкротом, не соответствующее статьям 37 – 41 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», возвращается арбитражным судом.[16] Должник в десятидневный срок со дня получения определения о принятии заявления кредитора или уполномоченного органа о признании банкротом вправе направить в арбитражный суд и заявителю отзыв на такое заявление. К отзыву должника, направляемому в арбитражный суд, должны быть приложены доказательства отправки заявителю копий отзыва. Кроме сведений,предусмотренных ст.109 АПК РФ (т.е. наименования арбитражного суда, наименования заявителя и номера дела, мотивов частичного или полного отклонения требований заявителя со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а также на доказательства, обосновывающие возражения, перечень прилагаемых документов), в отзыве должника указываются: - имеющиеся у должника возражения по требованиям заявителя; - общая сумма задолженности должника по обязательствам перед кредиторами, оплате труда работников должника, обязательным платежам; - сведения о всех счетах должника в кредитных организациях; - доказательства необоснованности требований заявителя в случае их наличия. Отсутствие отзыва должника не препятствует рассмотрению дела о банкротстве. 3.1.3. Судебное разбирательство Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (в отличие от нормы, указанной в ст.114 АПК РФ, где срок рассмотрения не должен превышать двух месяцев). Процессуальные нормы, регламентирующие заседание арбитражного суда, порядок в заседании арбитражного суда, исследование доказательств, разрешение арбитражным судом заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле и отложение рассмотрения дела соответствуют требованиям АПК РФ.
О времени и месте судебного заседания судья арбитражного суда уведомляет лицо, направившее заявление о признании должника банкротом, должника, заявленную саморегулируемую организацию и регулирующий орган, неявка которых не препятствует рассмотрению вопроса о введении наблюдения.
По результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный суд выносит одно из следующих определений: - о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения; - об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения; - об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве. Указанные определения могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Определение о введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным п.2, ст.33 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», обоснованно и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда. Определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения выносится в случае, если в заседании арбитражного суда требование лица, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом, признано необоснованным или установлено отсутствие хотя бы одного из условий, предусмотренных п. 2, ст. 33 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», при условии, что имеется заявление иного кредитора. Определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве выносится арбитражным судом при отсутствии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по рассмотрению заявления о признании должника банкротом требование лица, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом, удовлетворено или требование такого кредитора признано необоснованным либо установлено отсутствие хотя бы одного из условий, предусмотренных п. 2, ст. 33 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В случае признания арбитражным судом требований заявителя обоснованными и введения наблюдения требования иных заявителей рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В случае признания требований заявителя необоснованными, при наличии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность требований указанных кредиторов. Определение о введении наблюдения выносится судьей арбитражного суда единолично. В определении арбитражного суда о введении наблюдения должны содержаться указания на: - признание требований заявителя обоснованными и введение наблюдения; - утверждение временного управляющего; - размер вознаграждения временного управляющего и источник его выплаты. В случае, если при вынесении определения о введении наблюдения невозможно определить кандидатуру временного управляющего, арбитражный суд выносит определение об отложении рассмотрения вопроса об утверждении временного управляющего на срок не более пятнадцати дней с даты вынесения определения о введении наблюдения. Определение о введении наблюдения, а также определение об утверждении временного управляющего подлежит немедленному исполнению. Указанные определения могут быть обжалованы. Обжалование указанных определений не приостанавливает их исполнение. По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих актов: - решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; - решение об отказе в признании должника банкротом; - определение о введении финансового оздоровления; - определение о введении внешнего управления; - определение о прекращении производства по делу о банкротстве; - определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения; - определение об утверждении мирового соглашения. Перечисленные судебные акты подлежат немедленному исполнению. 3.1.4. Решение арбитражного суда Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства ст.53 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» принимается в случае установления признаков банкротства должника, предусмотренных ст. 3 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», при отсутствии оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения внешнего управления. В решении арбитражного суда о признании банкротом должника – юридического лица и об открытии конкурсного производства должны содержаться указания о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства. В решении арбитражного суда о признании банкротом должника – индивидуального предпринимателя указывается о признании утратившей силу регистрации должника в качестве индивидуального предпринимателя. Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства подлежит немедленному исполнению. Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства может быть обжаловано. По ходатайству собрания кредиторов или конкурсного управляющего суд вправе вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Определение арбитражного суда о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению может быть обжаловано. Обжалование указанного определения не приостанавливает его исполнение. Решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом принимается в случае: - отсутствия, признаков банкротства, предусмотренных ст. 3 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)»; - установления фиктивного банкротства; - в иных случаях. Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное объявление руководителем или собственником юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб, - наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.[17] Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае: - восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления; - восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления; - заключения мирового соглашения; - признания в ходе наблюдения требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения дела о банкротстве, необоснованными при отсутствии заявленных и признанных в установленном порядке, иных соответствующих положениям ст. 6 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» требований кредиторов;
- отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом; - удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры банкротства; - завершения конкурсного производства;
- в иных случаях. В случаях, перечисленных выше, применяются последствия прекращения производства по делу о банкротстве. Производство по делу о банкротстве может быть приостановлено по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, в случае: - обжалования судебных актов, предусмотренных ст. 52 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»; - обжалования решений собрания кредиторов (комитета кредиторов); - в иных предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации случаях. В случае приостановления производства по делу арбитражный суд не вправе принимать судебные акты, предусмотренные статьей 52 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Приостановление производства по делу не является препятствием для вынесения иных предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» определений, а также осуществления арбитражным управляющим и иными лицами, участвующими в деле о банкротстве, действий, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». § 4. Особенности подготовки дел о банкротстве к судебному разбирательству в суде первой инстанции 4.1.1. Общие положения Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству производится судьей арбитражного суда в порядке, предусмотренном АПК РФ.[18] При подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов в порядке, определенном ст. 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», осуществляет иные предусмотренные указанным законом полномочия. По ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Судья арбитражного суда при подготовке дела к судебному разбирательству может принять меры для примирения сторон. Осуществление таких мер не может являться основанием для приостановления производства по делу о банкротстве. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. 4.1.2. Наблюдение Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству, за исключением случаев, если к должнику должна быть применена иная процедура банкротства. В случае возбуждения дела о банкротстве на основании заявления должника о введении наблюдения указывается в определении о принятии заявления должника. Наблюдение должно быть завершено в срок не превышающий семи месяцев с поступления заявления о признания должника банкротом в арбитражный суд. В целях обеспечения наступления предусмотренных п. 1, ст. 63 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы. Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства. В случае, если в результате анализа финансового состояния должника установлено, что стоимость принадлежащего должнику имущества недостаточна для покрытия судебных расходов, кредиторы вправе принять решение о введении внешнего управления только при определении источников покрытия судебных расходов. В случае, если кредиторами не определен источник покрытия судебных расходов или за счет определенного ими источника оказалось невозможным их покрытие, проголосовавшие за решение о введении внешнего управления кредиторы несут солидарную обязанность по покрытию указанных расходов. Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов. Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд не позднее чем через пятнадцать дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов. Требования кредиторов, по которым поступили возражения, рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении требований в реестр требований кредиторов указываются размер и очередность удовлетворения таких требований. Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов. Указанные требования могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле.
Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов вступает в силу немедленно и может быть обжаловано. Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов направляется арбитражным судом должнику, арбитражному управляющему, кредитору, предъявившему требования, и реестродержателю.
При необходимости завершения рассмотрения требований кредиторов, предъявленных в установленный срок, арбитражный суд может поручить временному управляющему отложить проведение первого собрания кредиторов. Требования кредиторов, предъявленные по истечении срока для предъявления требований, подлежат рассмотрению арбитражным судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения. Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения. Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и внесены в реестр требований кредиторов. В первом собрании кредиторов принимают участие без права голоса руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия и представитель работников должника. Отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным. К компетенции первого собрания кредиторов относятся: - принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством; - принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством; - принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; - образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов; - определение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего; - определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих; - выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией; - решение иных предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» вопросов. Собрание кредиторов, принявшее решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, введении внешнего управления или признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, вправе сформулировать требования к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего и направить в саморегулируемую организацию запрос о представлении кандидатур таких управляющих. Решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, утвержденные план финансового оздоровления и график погашения задолженности, а также может содержать требования к кандидатуре административного управляющего. Решение первого собрания кредиторов о введении внешнего управления должно содержать предлагаемый срок внешнего управления, а также может содержать требования к кандидатуре внешнего управляющего. В решении первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства также могут содержаться предлагаемый срок конкурсного производства и требования к кандидатуре конкурсного управляющего. Решение первого собрания кредиторов о заключении мирового соглашения должно содержать сведения, предусмотренные ст. 151 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. В случае, если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур банкротства, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст. 51 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», и обязывает кредиторов принять соответствующее решение к установленному арбитражным судом сроку. При отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст. 51 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный суд: - выносит определение о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц, при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания, не менее чем на двадцать процентов. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов; - при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, предусмотренных настоящей статьей, выносит определение о введении внешнего управления, если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена; - при наличии признаков банкротства, установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, предусмотренных настоящей статьей, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В случае, если первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, арбитражный суд может вынести определение о введении финансового оздоровления при условии предоставления ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц и предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на двадцать процентов. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.
С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается. В случае, если административный, внешний или конкурсный управляющий не был утвержден одновременно с введением соответствующей процедуры, а также в необходимых случаях арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей соответствующего арбитражного управляющего на временного управляющего и обязывает временного управляющего провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден административный, внешний или конкурсный управляющий, и о требованиях к кандидатуре такого управляющего.
4.1.3. Финансовое оздоровление В ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица в установленном порядке вправе обратиться к первому собранию кредиторов, или к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления. При обращении к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления лица, принявшие решение об обращении с таким ходатайством, обязаны представить указанное ходатайство и прилагаемые к нему документы временному управляющему и в арбитражный суд не позднее чем за пятнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов. Временный управляющий обязан предоставить кредиторам возможность ознакомления с указанными документами. Решение об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления принимается на общем собрании большинством голосов учредителей (участников) должника, принявших участие в указанном собрании, или органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия. Общее собрание учредителей (участников) должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия, при принятии решения об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления вправе досрочно прекратить полномочия руководителя должника и избрать (назначить) нового руководителя должника. Учредители (участники) должника, голосовавшие за принятие решения об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления, вправе предоставить обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности в порядке и в размере, которые предусмотрены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», или организовать предоставление такого обеспечения. Решение об обращении к первому собранию кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать: - сведения о предлагаемом учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности; - предлагаемые учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия срок финансового оздоровления и срок удовлетворения требований кредиторов. К решению об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления прилагаются: - план финансового оздоровления; - график погашения задолженности; - протокол общего собрания учредителей (участников) должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия; - перечень учредителей (участников) должника, голосовавших за обращение к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления; - при наличии обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности сведения о предлагаемом учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности; - иные предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» документы. По согласованию с должником ходатайство о введении финансового оздоровления может быть подано третьим лицом или третьими лицами. Указанное ходатайство должно содержать сведения о предлагаемом обеспечении третьим лицом или третьими лицами исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, не противоречащими Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой. В качестве предмета обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения. При обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности банковской гарантией бенефициаром признается временный управляющий или административный управляющий, подписавшие соглашение в интересах кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению в соответствии с утвержденным графиком погашения задолженности. Введение новой процедуры банкротства в отношении должника не прекращает обязательства по обеспечению исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности. В случае предоставления обеспечения исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности определение о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения. Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению. Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления может быть обжаловано. Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года.
4.1.4. Внешнее управление Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», не более чем на шесть месяцев, если иное не установлено указанным Федеральным законом.
По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен. 4.1.5. Конкурсное производство Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. Определение арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. В случае, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Решение собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению должно содержать предлагаемый срок внешнего управления и требования к кандидатуре внешнего управляющего. На основании ходатайства собрания кредиторов о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению арбитражный суд может вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Указанное определение может быть вынесено только в случае наличия у должника имущества, необходимого для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. На требования кредиторов, уполномоченных органов по денежным обязательствам должника и об уплате обязательных платежей, возникшие до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, в ходе конкурсного производства начисляются проценты в размере и в порядке, которые установлены п. 2 ст.95 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В случае, если на дату вынесения арбитражным судом определения о переходе к внешнему управлению с даты введения конкурсного производства прошло менее чем три месяца, течение срока, установленного п.1 ст. 102 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», приостанавливается до утверждения внешнего управляющего. 4.1.6. Мировое соглашение На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.[19] Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Полномочия представителя конкурсного кредитора и представителя уполномоченного органа на голосование по вопросу заключения мирового соглашения должны быть специально предусмотрены в его доверенности. Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается должником - гражданином или руководителем должника - юридического лица, исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим. Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц, которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае, если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства, в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению. Мировое соглашение вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, с даты его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается. Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается гражданином - должником, руководителем должника - юридического лица или исполняющим обязанности указанного руководителя лицом. В случае, если мировое соглашение является для должника сделкой, которая в соответствии с федеральными законами и (или) учредительными документами должника совершается на основании решения органов управления должника или подлежит согласованию (одобрению) с органами управления должника, решение о заключении мирового соглашения от имени должника может быть принято после принятия соответствующего решения органами управления должника или получения соответствующего согласования (одобрения). Мировое соглашение не подлежит согласованию с временным управляющим. Положения, предусмотренные п. 2 ст. 151 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», не запрещают собранию кредиторов принять от имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов решение о заключении мирового соглашения. При заключении мирового соглашения в ходе наблюдения мировое соглашение распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения. В случае, если мировое соглашение является для должника сделкой, которая в соответствии с федеральными законами и (или) учредительными документами должника совершается на основании решения органов управления должника или подлежит согласованию с органами управления должника, решение о заключении мирового соглашения от имени должника может быть принято после принятия соответствующего решения органами управления должника или получения соответствующего согласования.
При заключении мирового соглашения в ходе конкурсного производства мировое соглашение распространяется на все требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.
§ 5. Резюме С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. Все действия в отношении должника осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов. Все действия в отношении арбитражного управляющего осуществляются саморегулируемой организаций арбитражных управляющих. Считаем, что это одна из самых сложных и неурегулированных норм. Основная часть настоящей аттестационной работы посвящена исследованию проблем создания и функционирования таких организаций, а также разработке предложений, направленных на повышение эффективности взаимодействия системы «арбитражный суд – саморегулируемая организация арбитражных управляющих». [1] В.В. Степанов. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. – М: «Статут», 1999. – 204 с. [2] Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. - Изд. 2-е. Казань. 1903. V, 311 стр. [3] Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. – Тула: Автограф, 2001 – 720 с.: ил. – (Юридическое наследие). [4] О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур. Указа Президента РФ от 14.07.92. [5] Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (с алфавитно-предметным указателем). – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1996. –560 с. [6] О несостоятельности (банкротстве) (с изменениями на 6 июня 2000 года). Закон РФ от 08.01.98 N 6-ФЗ. [7] Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Москва. Издательство БЕК, 200.- 352 с. [8] Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса. Закон РФ от 24.06.99 N 122-ФЗ. [9] О несостоятельности (банкротстве). Закон РФ от 26.10.2002. № 127-ФЗ [10] В.В. Степанов. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. – М: «Статут», 1999. – 204 с. [11] В.В. Степанов. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. – М: «Статут», 1999. – 204 с. [12] Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – М.: ИНФРА.М, 2000. – 392 с. [13] Бляхман Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента: Учебное пособие. –СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 380 с. [14] Об утверждении Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (с изменениями на 12 сентября 1994 года). Распоряжение ФСДН России от 12.08.94 N 31-р. [15] Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса. Закон РФ от 24.06.99 N 122-ФЗ [16] О несостоятельности (банкротстве). Закон РФ от 26.10.2002. № 127-ФЗ. [17] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Изд. 2-е, изм. и доп. – М., Издателская группа НОРМА – ИНФРА*М, 1999. –832 с. [18] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации Кодекс РФ от 14.07.2002 N 95-ФЗ. [19] О несостоятельности (банкротстве). Закон РФ от 26.01.2002 N 127-ФЗ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.