СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Историческое и философское развитие адвокатуры в России 5
1.1. Философское и научное развитие института Адвокатуры в России 5
1.2. Становление и эволюция российской адвокатуры 7
2. Общие положения и особенности взаимодействия адвокатуры и государства 10
2.1. Адвокатура и государство 10
2.2. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры 15
Заключение 19
Библиографический список 21
Введение
Россия неуклонно движется к созданию правового государства и цивилизованного гражданского общества. Правовая реформа - основное направление общественного прогресса. Все ветви государственной власти делают все возможное, чтобы во главу угла были действительно положены права, свободы и законные интересы каждой личности.
Обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью в наши дни считается важным конституционным положением. Ему посвящены ст. 48 Конституции РФ и немало других законодательных предписаний, в первую очередь тех, которые призваны право подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту по уголовным делам.
Внимание законодателя к тому, чтобы гражданам предоставлялась квалифицированная юридическая помощь, объясняется, прежде всего, широким признанием сравнительно простого исходного положения: реализация прав и свобод человека и гражданина возможна в полной мере, когда они отстаиваются со знанием дела, квалифицированно.
Такую реализацию может осуществлять далеко не всякий. Для нее требуется не только умение читать законодательство, но и умение понимать его, а также навыки по быстрому отысканию того акта, который нужен для решения возникшего вопроса, опыт ведения дел в правоохранительных органах и многое другое. Другими словами, чтобы обеспечить эффективную помощь, нужен специалист. Именно это имеет в виду упомянутое конституционное положение. «Каждому, — говорится в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, — гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».
По своему содержанию юридическая помощь охватывает широкий круг действий: помощь в поиске нужного нормативного акта, разъяснение его содержания, содействие в составлении заявления или ходатайства, другого документа, подборе аргументов, определении органа, который наиболее эффективно может разрешить возникшую проблему, осуществлении представительства в суде или ином органе, ведении защиты по уголовному делу или отстаивании законных интересов гражданина, привлекаемого к административной ответственности, а также помощь при разрешении гражданских споров, споров, вытекающих из земельных и жилищных правоотношений.
Как показывает многолетний опыт, такого рода деятельность в состоянии наиболее результативно осуществлять специально создаваемое учреждение — адвокатура. Несомненным достижением правотворческой деятельности является Федеральный закон РФ от 31 мая 2002г. N63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Он позволяет с уверенностью говорить о том, что права, свободы и законные интересы человека и гражданина из во многом декларативных положений превратились в нормы высшей юридической силы, обеспеченные всеми средствами государственной охраны. Данный закон принимался непросто. Многие дискуссии проистекали из неоднозначных суждений относительно правовой природы адвокатуры, места и роли адвокатуры в современном обществе, о взаимоотношениях между адвокатурой и государством и др. Главное - результат, который позволяет сделать вывод о новом крупном шаге по пути демократизации общества.
Федеральный закон РФ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" стал закономерным итогом многовековой деятельности лучших представителей человеческой цивилизации.
При написании работы автор ставил перед собой следующие задачи:
- рассмотреть философское и научное развитие института Адвокатуры в России;
- охарактеризовать с правовой точки зрения становление и эволюцию российской адвокатуры;
- раскрыть особенности взаимодействия адвокатуры и государства;
- выявить и сформулировать общие положения построения организации адвокатской деятельности и адвокатуры.
Для достижения поставленных задач, раскрытия новизны и актуальности темы, автором использовались: большая нормативная база, начиная с Конституции РФ, заканчивая всевозможными актами регионов; монографическая, комментируемая и научная литература, а также статьи периодических изданий. Кроме того, автор использовал в работе исторический, сравнительно-правовой, логический и некоторые другие методы исследования.
1. Историческое и философское развитие адвокатуры в России
1.1. Философское и научное развитие института Адвокатуры в России
Еще в Древней Греции большинство философских изысканий в той или иной мере затрагивало проблемные вопросы отношений между человеком и государством. Мыслители стремились познать реальность во всей ее полноте, объяснить необходимость существования законов природы и общества. Вместе с тем, на данном этапе развития философской мысли законы природы и общества существенно не различались. При этом Сократ отождествлял писаные человеческие законы с неписаными божественными именно по признаку их справедливости. Платон создал логико-гносеологическое учение об идеях. Считая справедливость непременным условием существования личности, общества и государства, он пришел к выводу о том, что идеальное государство и справедливые законы возможны в случае наиболее полного воплощения идей в земной, политической и правовой жизни. Провозглашая верховенство законов в государственной жизни, Платон писал: "Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги"[1].
Аристотель разделял право на волеустановленное (условное) и естественное, считая последнее выражающим требования и представления о политической справедливости в человеческих взаимоотношениях. Философ обосновал необходимость соответствия условного права естественному, важность использования принципов и требований политической справедливости при принятии законов, в процессе установления правил условного права.[2] Вопросы права находились в центре внимания многих философов Нового времени. Г.Гроций, опираясь на учение Аристотеля, обосновал задачу юристов сообразовывать существующий закон с идеалами справедливости. Т.Гоббс предложил основой государственности считать не насилие, а общественный договор. Ограничение личной свободы он признавал допустимым лишь в случаях, когда необходимо гарантировать совместную жизнь. Д.Локк основой свободы и независимости человека, незыблемости его общественных связей считал частную собственность.
Однако и российские мыслители не остались в стороне от разработки философских основ учения о правах, свободах и законных интересах человека и гражданина. Говоря о соотношении личности и государства, Феофан Прокопович обосновывал необходимость просвещенного абсолютизма доводами, почерпнутыми из теории естественного права. В.Н.Татищев призывал к обеспечению верховенства закона во всех сферах государственной и общественной жизни. М.В.Ломоносов, поддерживая тезис о верховенстве закона, считал, что исполнять его должен и монарх. Различные проблемы реализации прав, свобод и законных интересов граждан находились в центре внимания философов-демократов А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского и др. Так, Н.А.Добролюбов, будучи обеспокоенным декларативностью предоставляемых государством прав, писал: "Требование права, уважение личности, протест против насилия и произвола вы находите во множестве наших литературных произведений последних лет, но в них большею частию дело не проведено жизненным, практическим образом: указывается право, а оставляется без внимания реальная возможность"[3]. Такая возможность была предоставлена народу в результате коренных преобразований организации и деятельности судебных органов, имевших место в эпоху царствования императора Александра II. В ст. 630 Устава уголовного судопроизводства 1864 г. было закреплено весьма демократичное правило, согласно которому прокурор или частный обвинитель, с одной стороны, а подсудимый или его защитник - с другой пользовались в судебном состязании равными правами. Как той, так и другой стороне была предоставлена возможность: 1) представлять в подтверждение своих показаний доказательства; 2) отводить по законным причинам свидетелей и сведущих людей, предлагать им с разрешения председателя суда вопросы, возражать против свидетельских показаний и просить, чтобы свидетели были передопрошены в присутствии или в отсутствие друг друга; 3) делать замечания и давать объяснения по каждому действию, происходящему на суде; 4) опровергать доводы и соображения противной стороны. Наиболее активную роль адвокат играл в судебных прениях. Он имел возможность объяснять в защитительной речи все те обстоятельства и доводы, которыми опровергалось или ослаблялось выведенное против подсудимого обвинение (ст. 744 УУС). Адвокат оказывал реальную помощь подсудимому при составлении и подаче им апелляционной или кассационной жалобы.
Вопросы, касающиеся соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, не остались без внимания большинства ученых того времени. Их поднимали в своих трудах М.В.Духовской, С.В.Познышев, Н.Н.Розин, В.А.Рязановский, С.И.Викторский, Д.Г.Тальберг, И.Я.Фойницкий, А.А.Чебышев-Дмитриев и другие авторы. Эти исследования представляют собой большой пласт научных и практических знаний золотого века адвокатской мысли. После революции 1917г. адвокатская деятельность претерпела значительные изменения. В Декрете о суде от 24 ноября 1917г. N1 адвокатура как независимый институт, призванный обеспечивать права, свободы и интересы граждан, был отменен. В качестве защитников было предложено выступать любым гражданам, в том числе и не имеющим специального образования и подготовки. Впоследствии созданные коллегии правозащитников были во многом формальными и аморфными образованиями, которые ни практически, ни даже теоретически не были способны оградить граждан от произвола властей. Многие честные адвокаты, высочайшие профессионалы, были репрессированы. Первые работы советского периода характеризуются сугубо практической направленностью, отсутствием теоретических изысканий. Серьезным упущением науки стало тотальное отрицание достижений философии и юриспруденции прежних веков. Отечественное право было оторвано от мирового исторического источника, все демократические принципы судопроизводства были, по сути, заменены "революционной целесообразностью". Попытки теоретического обоснования произвола властей принесли горькие плоды. Не секрет, что повсеместные нарушения выработанных человечеством демократических правил судопроизводства не только прочно вошли в обиход карательного аппарата, но и находили сторонников в научной среде.
Несмотря на то, что СССР занимал видное место в мировом сообществе, после принятия 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Всеобщей декларации прав и свобод человека многие из положений этого важнейшего акта в стране фактически не действовали. Это крайне отрицательно сказалось на эффективности правозащитной деятельности. Всемирная конференция по правам человека (Вена, 25 июня 1993 г.) отметила, что система отправления правосудия, которая включает в себя правоохранительные органы и органы прокуратуры, и особенно работников независимых судебных органов и адвокатуры, в полном соответствии с применимыми стандартами, содержащимися в международных договорах о правах человека, имеет исключительно важное значение для всесторонней и недискриминационной реализации прав человека и является неотъемлемым элементом процессов демократии и устойчивого развития.
Отрадно, что в декабре этого же года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации, знаменующая собой новый важнейший этап судебной реформы. С этого момента усилия законодателя направлены на приведение действующего законодательства в соответствие с требованиями Основного закона страны и международными стандартами в сфере прав и свобод человека. В научной литературе появилось множество публикаций, ориентирующих отечественного законодателя на мировую судебную практику и нормы международного права. Известные ученые-правоведы вошли в состав Конституционного Суда Российской Федерации, а также принимали и продолжают принимать самое активное участие в разработке законопроектов, посвященных защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
Одним из результатов такой работы и является настоящий Закон. Его содержание позволяет с уверенностью говорить о наступлении необратимых процессов в становлении и развитии институтов гражданского общества и адвокатуры как одного из наиболее значимых его составляющих.
1.2. Становление и эволюция российской адвокатуры
Появление профессиональной адвокатуры в России связано с судебной реформой 1864 г. Получив законодательное закрепление в судебных уставах, она стала новым юридическим учреждением России. В дореформенное время на протяжении нескольких веков роль адвокатов выполняли частные лица — стряпчие или ходатаи по делам. Их функции не были законодательно регламентированы, каких-либо требований к ним (в виде наличия специального образования и иных) не предъявлялось. Как правило, их обязанности ограничивались составлением некоторых документов (бумаг), их подачей и т. д. И даже создание в 1832 г. института присяжных стряпчих в силу сословного характера их деятельности не могло гарантировать новым социальным слоям России защиту их интересов в суде и других учреждениях.
По судебным уставам 1864 г. адвокаты разделялись на две категории — присяжных поверенных и частных поверенных. Присяжные поверенные объединялись в особую корпорацию — сословие присяжных поверенных. Для таких корпораций было характерно внутреннее самоуправление в виде выборных органов (советов присяжных поверенных) и надзор за их деятельностью со стороны судебных органов. В задачи адвокатуры помимо защиты по уголовным делам входило представительство сторон в гражданском процессе и оказание юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для бедных. Присяжными поверенными могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и пять лет судебной практики в качестве чиновника судебного ведомства или помощника присяжного поверенного. В некоторых советах присяжных поверенных (например, Петербургском) для кандидатов устраивались экзамены с целью проверки их практической подготовленности.[4] Определенное распространение в это время получил институт помощников присяжных поверенных. К ним относились лица, получившие юридическое образование, но нигде не служившие. В качестве органов самоуправления корпорации присяжных поверенных действовали (но далеко не во всех губерниях) советы присяжных поверенных. Они состояли из председателей, товарищей председателя и членов совета, чьи должности были выборными. Выборы в совет проводились отдельно на каждую должность простым большинством голосов. Совет переизбирался ежегодно на общем собрании присяжных поверенных после отчета предыдущего состава.
Совет осуществлял свою деятельность по различным направлениям. Он принимал и увольнял присяжных поверенных, осуществлял дисциплинарную практику, распределял «бесплатные» дела среди присяжных поверенных, урегулировал различные споры между ними и т.д. Свои решения он принимал большинством голосов. Деятельность совета контролировалась судебной палатой. 6 июня 1874г. был издан закон, учредивший наряду с присяжной адвокатурой институт частных поверенных. Основанием утверждения в должности частного поверенного и получения права на участие в производстве гражданских дел у мировых судей и в общих судебных установлениях было получение особого свидетельства, выдававшегося теми судами, в округе которых частный поверенный осуществлял ходатайство по делам. В подобном виде институт присяжной и частной адвокатуры просуществовал до ноября 1917г. Декретом о суде №2 предусматривалась организация коллегий правозаступников при Советах рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Чтобы стать членом такой коллегии, требовалась рекомендация местного Совета. Правозаступничество осуществлялось в форме общественного обвинения и общественной защиты. Коллегии были едиными для общественных обвинителей и общественных защитников. Кроме указанных обвинителей и защитников в судебных прениях могли принимать участие один обвинитель и один защитник из присутствующих на судебном заседании лиц. Совершенствование судопроизводства изменило и деятельность правозаступников. Постепенно более четко разделяются функции обвинения и защиты, намечается урегулирование вопроса о заработной плате членов коллегии правозаступников, сужается, а затем и ликвидируется допущение бесконтрольной защиты в судах.
Положение о народном суде от 30 ноября 1918г. устанавливало, что для содействия суду в деле наиболее полного выяснения всех обстоятельств, касающихся интересов обвиняемого или сторон, участвующих в гражданском процессе, при уездных и губернских исполкомах Советов должны учреждаться коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Члены коллегии считались должностными лицами, им устанавливалась заработная плата в размере оклада, выплачиваемого народным судьям. Несмотря на ряд мер по улучшению организации коллегий правозаступников, деятельность последних не отвечала тем требованиям, которые государство к ним предъявляло. Поэтому Положение о народном суде от 21 октября 1920г. упразднило коллегии правозаступников и установило новую форму судебной защиты. Осуществление защиты рассматривалось как общественная повинность всех граждан, способных выполнять эту обязанность. Граждане, могущие выполнять обязанности защитника, включались в списки, составляемые в соответствии с Инструкцией об организации обвинения и защиты на суде от 23 ноября 1920 г. Лица, привлекаемые в качестве защитников, освобождались от основной работы на требуемый срок; за ними сохранялась заработная плата на время участия в процессе или выплачивались суточные из государственных средств в размере минимума заработной платы. При недостатке защитников из числа указанных лиц суды привлекали в качестве таковых консультантов отделов юстиции. Такая форма организации защиты просуществовала до судебно-правовой реформы 1922 — 1924 гг.
Положение об адвокатуре, утвержденное 26 мая 1922 г., определяло адвокатуру как самоуправляющуюся организацию, призванную оказывать юридическую помощь населению. При губернских отделах юстиции образовывались коллегии защитников по уголовным и гражданским делам. Члены коллегии защитников первого созыва подбирались губернскими отделами юстиции с последующим утверждением их губернскими исполнительными комитетами. В дальнейшем право приема новых членов предоставлялось президиуму коллегии защитников. Президиум губисполкома имел право отвода принятых новых членов коллегии. Члены коллегии защитников не имели права занимать должности в государственных учреждениях и предприятиях, за исключением лиц, занимающих государственные должности по выборам, профессоров и преподавателей юридических наук. Кроме членов коллегии защитников правом осуществлять защиту на суде обладали близкие родственники обвиняемого и потерпевшего, представители предприятий, учреждений и ВЦСПС. После принятия Конституции СССР в 1936г. было разработано новое Положение об адвокатуре, утвержденное СНК СССР 16 августа 1939г. В соответствии с этим Положением коллегии адвокатов создавались в пределах края, области, автономной и союзной республики. Лишь в тех республиках, где не было краевого (областного) деления, они организовывались в пределах союзной республики.
Членами коллегии адвокатов могли быть лица: имеющие высшее юридическое образование; окончившие юридические школы при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года; не имеющие юридического образования, но проработавшие не менее трех лет в тех же должностях. Лица, окончившие юридические школы, но не имеющие стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции, принимались коллегии адвокатов в качестве стажеров. Органами управления коллегии являлись: общее собрание адвокатов, президиум областной, краевой и республиканской коллегии адвокатов и ревизионная комиссия. Всю работу адвокаты вели в юридических консультациях. Общее руководство коллегиями адвокатов возлагалось на союзно-республиканский Наркомат юстиции СССР и его местные органы, которые были наделены весьма широкими полномочиями, позволявшими им беспрепятственно вмешиваться в дела коллегий и командовать ими.
Общепризнанно, что эффективность деятельности адвокатов, особенно по уголовным делам, в 30—40 гг. была снижена по ряду причин. К ним следует отнести негативное отношение к участию адвокатов в уголовном судопроизводстве судебных работников, руководителей наркомата юстиции и других правоохранительных органов. Огромную негативную роль сыграли постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. и от 14 сентября 1937г., установившие особый порядок судопроизводства по делам о террористических организациях и террористических актах, контрреволюционном вредительстве и диверсиях. Рассмотрение этих дел в суде велось упрощенно, в частности без участия обвинения и защиты. Основы законодательства о судоустройстве 1958 г. установили, что коллегии адвокатов действуют в целях осуществления защиты на суде, а также оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям. Коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и действуют на основании Положения, утвержденного Верховным Советом союзной республики.
Во исполнение указанного акта все союзные республики приняли свои положения об адвокатуре. В РСФСР такое Положение было утверждено Верховным Советом РСФСР 25 июня 1962г. В 1977г. впервые в истории советской адвокатуры ее правовое положение было закреплено в Конституции СССР (ст. 161). В 1979 г. был принят Закон «Об адвокатуре в СССР». Этим Законом регулировались вопросы организации и деятельности адвокатуры в общесоюзном масштабе. В пределах каждой союзной республики действовало свое положение об адвокатуре (в РСФСР Положение утверждено 20 ноября 1980 г.).[5] В настоящее время действует Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
Этот закон, как и любой сложный, системный нормативный правовой акт, не лишен недостатков. Так, законодателю следовало бы определить задачи адвокатской деятельности, не только привести наименование, но и изложить содержание принципов организации и деятельности адвокатуры. Ряд статей содержит погрешности технико-юридического плана. Содержание ч. 2 ст. 2 Закона, в которой закреплены направления деятельности адвоката при оказании им юридической помощи, зачастую перекликается с положениями ст.6, в которой обозначены полномочия адвоката. В свою очередь, ч.4 этой же статьи, содержащей перечень того, что адвокат делать "не вправе", могла бы быть перенесена в текст ст.7 "Обязанности адвоката". Возложение на адвокатов запретов означает, что у него появляются обязанности эти запреты не нарушать. Поэтому данные правила по своей сути более близки к обязанностям, нежели к правам адвоката.
Вместе с тем, эти и иные недостатки ни в коей мере не умаляют общей демократической направленности Федерального закона от 31 мая 2002г. N63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
2. Общие положения и особенности взаимодействия адвокатуры и государства
2.1. Адвокатура и государство
В Федеральном законе от 31 мая 2002г. N63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" особо подчеркивается тот факт, что адвокатура не входит в систему государственных органов и органов местного самоуправления. Тем самым законодатель подтвердил особую роль адвокатских образований в становлении и развитии гражданского общества. Гражданское общество представляет собой совокупность личностей, объединенных общностью интересов и морально-нравственных ценностей. В гражданском обществе отношения регулируются совместными интересами и потребностями людей. Государство не вправе вмешиваться в деятельность гражданского общества.
В современном мире все большее влияние на развитие цивилизации оказывают не "силовые" методы управления обществом, а гармоничное развитие индивидуума, что обусловливает развитие институтов гражданского общества, таких, как общественные организации, союзы, семья, школа, наука, искусство, религия. Поэтому отнесение адвокатуры к одному из институтов гражданского общества свидетельствует о признании государством необходимости существования данного важного регулятора социальных отношений, осуществляемых путем реализации правовых норм.
Под принципом (от лат. princicpio - основа, начало) в общенаучном смысле принято понимать основное, исходное положение какой-либо теории, главное правило деятельности. Применительно к адвокатуре принципы можно определить в качестве основ создания и направленности соответствующей деятельности, которые наиболее полно выражают содержание законодательства, регламентирующего организацию и деятельность данного института гражданского общества, обеспечивают надлежащую охрану адвокатуры государством и невмешательство в ее деятельность. Принципы организации и деятельности адвокатуры, к сожалению, лишь перечислены, но не раскрыты. Это следует отнести к недостаткам юридической техники, поскольку принципы законности, независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия имеют достаточно выраженное самостоятельное содержание.
Законность является общеправовым принципом, который применительно к различным отраслям права и различным сферам приложения закона приобретает специфическое содержание. Законность как принцип организации и деятельности адвокатуры содержит следующие положения. Адвокатура, адвокатские образования создаются в строгом соответствии с действующим законодательством. Адвокаты в своей деятельности обязаны неукоснительно соблюдать требования законов, правомерные требования государственных органов и должностных лиц, осуществляющих правоприменение.
За нарушение положений действующего законодательства адвокаты несут установленную законом ответственность. В зависимости от характера и вида нарушений адвокат может быть подвергнут дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Дисциплинарная ответственность наступает в случаях, когда адвокат: совершил поступок, порочащий честь и достоинство адвоката или умаляющий авторитет адвокатуры; не исполнил или исполнил ненадлежащим образом свои профессиональные обязанности перед доверителем; не исполнил решение органа адвокатской палаты, которые было принято в пределах его компетенции. Крайней мерой дисциплинарного взыскания является прекращение статуса адвоката.
Рассматривая вопрос о возможности привлечения адвокатов к административной и уголовной ответственности, следует иметь в виду, что на данных лиц распространяется положение ст.19 Конституции РФ, закрепляющей равенство всех перед законом и судом. Однако государство установило дополнительные гарантии защиты адвокатов от незаконного воздействия на его профессиональную деятельность. Так, в соответствии с п.2 ст.18 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии).
К административной ответственности адвокаты могут быть привлечены на общих основаниях, поскольку ни в КоАП РФ, ни в иных федеральных законах не установлено особой процедуры. Как и любой другой человек, адвокат может совершить административные правонарушения, например, в области дорожного движения. Вместе с тем ряд правонарушений предполагает наличие специального субъекта. Адвокат в процессе своей профессиональной деятельности не может быть привлечен к ответственности за совершение ряда правонарушений в области предпринимательской деятельности. В п.2 ст.1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" прямо закреплено, что адвокатская деятельность предпринимательской не является, а адвокату изначально запрещено заниматься любой иной оплачиваемой деятельностью, кроме основной, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
Адвокат в ходе своей профессиональной деятельности может совершить некоторые административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти. Так, в соответствии со ст.17.2 КоАП РФ "Воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации" вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
В ст.13.3 "Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава" установлено, что неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток. Неисполнение законного распоряжения судебного пристава о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. Поскольку адвокат в ходе своей профессиональной деятельности вступает с должностными лицами уголовного судопроизводства в специфические правоотношения, представляется, что он не может выступать в качестве субъекта административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ "Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении". Исключение составляют случаи, когда в отношении адвоката осуществляется уголовное судопроизводство или производство об административном правонарушении, не связанные с его профессиональной деятельностью. В соответствии со ст. 17.8 КоАП РФ за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя, находящегося при исполнении служебных обязанностей, на адвоката может быть наложен административный штраф в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Уголовная ответственность адвоката возможна при совершении им подавляющего большинства преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ. Исключение составляют деяния, которые предусматривают наличие специального субъекта.
Наибольшую актуальность для адвокатов имеют вопросы, связанные с возможностью привлечения их к уголовной ответственности за совершение ряда преступлений против правосудия. К ним относятся: воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294); угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296); неуважение к суду (ст. 297); клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя (ст. 298); фальсификация доказательств (ст. 303); провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304); подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309); разглашение данных предварительного расследования (ст. 310); разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311 Кодекса).
Родовым объектом данных преступлений, равно как и иных, содержащихся в главе 31 УК РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с необходимостью обеспечения нормального функционирования судов, иных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями в уголовном или гражданском судопроизводстве.
С объективной стороны данные преступления характеризуются деяниями, состоящими в активном противодействии осуществлению правосудия. Поэтому преступления против правосудия адвокатами могут совершаться только путем действий (а не посредством бездействия). Субъективная сторона данных преступлений характеризуется прямым умыслом. Исключение составляют деяния, предусмотренные ч.3 ст.303 УК РФ (фальсификация доказательств по уголовному делу о тяжком или об особо тяжком преступлении, а равно фальсификация доказательств, повлекшая тяжкие последствия) и ч.2 ст.311 УК РФ (разглашение сведений, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, повлекшее тяжкие последствия). В этих случаях прямым умыслом должно охватываться само деяние, а по отношению к тяжким последствиям субъективная сторона может выражаться в форме как прямого, так и косвенного умысла либо неосторожности (в виде легкомыслия или небрежности).
Субъектом вышеперечисленных преступлений является как должностное, так и иное физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Адвокаты в данном случае выступают в качестве "иных физических лиц", поскольку должностными полномочиями в сфере правосудия они не наделены.
Адвокат в жалобах должен избегать грубых высказываний в адрес должностных лиц уголовного судопроизводства. Это может повлечь за собой не только моральное осуждение адвоката, но и его привлечение к уголовной ответственности. Так, резкие оценки в адрес судьи, которые адвокат высказал в кассационной жалобе на приговор, были расценены как клевета. Наказание в виде лишения свободы условно было погашено амнистией, но в рамках гражданского иска в пользу судьи взыскано 10 тыс. рублей.
Наряду с возможностью привлечения адвоката к уголовной ответственности за совершение преступлений законодатель предусмотрел существенные гарантии, обеспечивающие невозможность незаконного воздействия на данное лицо под угрозой уголовного наказания. В соответствии со ст. 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается прокурором на основании заключения судьи районного суда.
Если, по мнению прокурора, будет установлено, что в деянии адвоката содержатся признаки определенного преступления, т.е. наличествует основание для возбуждения уголовного дела, прокурор должен незамедлительно направить в районный суд представление. Судья осуществляет проверку поступивших материалов и дает заключение о наличии признаков преступления в действиях (бездействии) адвоката. После этого материалы возвращаются прокурору, который возбуждает уголовное дело и направляет его для производства предварительного расследования следователю одного из ведомств в соответствии с правилами о подследственности.
Независимость - это принцип, в соответствии с которым организация и функционирование адвокатских образований, а также профессиональная деятельность адвоката не связана с мнениями, решениями или действиями органов и должностных лиц, не входящих в систему адвокатуры. Такая независимость обусловлена спецификой института адвокатуры, являющегося важной составной частью гражданского общества.
Адвокат самостоятельно принимает решения и осуществляет действия, входящие в круг его профессиональных полномочий. Недопустимы попытки вмешательства в деятельность адвоката со стороны любых лиц. Суд не вправе давать адвокату указания относительно необходимости совершения тех либо иных действий иначе как в порядке, установленном законом, обсуждать действия адвоката, давать им оценку как правильным или неправильным. Суд не должен влиять на позицию адвоката как путем убеждения, так и посредством угроз (например, принять решение в пользу противной стороны, привлечь адвоката к юридической ответственности и т.п.). Такие действия суда не могут быть оправданы его стремлением обеспечить состязательность процесса, защитить права и законные интересы другой стороны и любыми иными доводами.
Отказ в удовлетворении ходатайства суд должен производить в корректной форме с тем, чтобы у сторон и присутствующих в зале суда граждан не создалось впечатления о наличии у суда властных полномочий по отношению к профессиональной деятельности адвоката. Независимость адвоката от прокурора выражается в том, что надзорные полномочия прокуратуры не распространяются на профессиональную деятельность адвоката. Прокурор не вправе давать адвокату любые указания, советы как в устной, так и в письменной форме. Если адвокат осуществляет защиту подозреваемого, обвиняемого, прокурор не должен "очернять" перед адвокатом его подзащитного с тем, чтобы в моральном плане лицо выглядело перед адвокатом в невыгодном свете.
В суде прокурор, высказывая возражения против позиции стороны защиты, должен вести себя вежливо, корректно, не умалять адвоката перед своим доверителем, а равно перед находящимися в зале суда гражданами. При наличии подобных действий суд должен принимать меры реагирования. Будучи наряду с прокурором представителями стороны обвинения, следователь, начальник следственного отдела, дознаватель не вправе вмешиваться в деятельность адвоката, при производстве следственных действий делать ему замечания, обсуждать в присутствии защитника и его подзащитного избранную ими тактику защиты, демонстративно отказывать адвокату в его законных требованиях. Эти же действия недопустимы и в отношении адвоката, который является представителем потерпевшего.
Принцип независимости включает в себя и правила взаимоотношений в структуре адвокатских образований. В законодательстве не предусмотрено каких-либо форм воздействия на адвоката со стороны адвокатского сообщества (указаний, поручений, рекомендаций и т.п.). Более того, адвокат при осуществлении своей деятельности не зависит от каких-либо внешних условий.
Адвокатские образования и органы самоуправления адвокатуры не должны вмешиваться в производство по конкретному уголовному делу, гражданскому делу, делу об административном правонарушении. Они не вправе давать советы без просьбы самого адвоката. Даже если такая просьба поступила, совет имеет неофициальный, сугубо рекомендательный характер и не служит обязательной программой действий.
Принцип самоуправления адвокатуры на федеральном уровне наиболее наглядно проявляется в том, что высшим органом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов. Съезд, наряду с иными, разрешает вопросы, связанные с реализацией принципа самоуправления: формирует состав совета Федеральной палаты адвокатов и принимает решение о досрочном прекращении полномочий его членов; утверждает отчеты совета Федеральной палаты адвокатов, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов; избирает ревизионную комиссию Федеральной палаты и утверждает ее отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности совета Федеральной палаты адвокатов.
Корпоративность - это принцип, в соответствии с которым адвокатура организована и осуществляет свою деятельность в качестве добровольного союза лиц, объединенных общими интересами и целью обеспечить надлежащую защиту доверителей и их доступ к правосудию. Корпорация (от лат. corporatio - объединение, сообщество) - общество, союз, группа лиц, объединяемая общностью профессиональных или сословных интересов. Корпоративный (производное от корпорации) - узкогрупповой, обособленный, например, корпоративные интересы. Применительно к адвокатуре эти положения приобретают особый, специфический смысл.
Лица, наделенные статусом адвоката, действуют на определенной территории, будучи объединенными в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации. Единство в рамках палаты обеспечивает особый характер взаимоотношений между адвокатами. Они должны строиться на основе уважения, исходя из приоритета общих ценностей и интересов. Каждый адвокат при взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления должен не только оказывать помощь своему доверителю, но и выступать в качестве структурной ячейки адвокатского сообщества, действовать в его интересах.
Все вопросы, коллегиально обсуждаемые в рамках адвокатских образований, а также в адвокатской палате субъекта Российской Федерации и Федеральной адвокатской палате, должны разрешаться исходя из их целесообразности для адвокатского сообщества в целом, с максимальной пользой для адвокатского образования того или иного вида, уровня. Органы адвокатского сообщества, действующие в период между собраниями (конференциями), принимают решения, направленные на усиление роли адвокатуры в гражданском обществе, осуществляют контроль за соблюдением корпоративных правил адвокатского сообщества.
Одним из проявлений принципа корпоративности является возможность самого адвокатского сообщества разрешать вопросы, связанные с дисциплинарной ответственностью адвокатов. Квалификационная комиссия, большинство членов которой являются адвокатами, наряду с осуществлением иных полномочий вправе давать заключение о наличии или отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм кодекса профессиональной этики адвоката. Равноправие - это принцип деятельности адвокатов, в соответствии с которым лицо, получившее в установленном законом порядке соответствующих статус, становится полноправным членом адвокатского сообщества. На адвоката в полной мере распространяется положение ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, в соответствии с которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Объем предоставляемых адвокату прав не зависит от стажа его работы по юридической специальности, продолжительности его адвокатской практики. Каждый адвокат имеет право на единообразное применение к нему действующего законодательства. Это положение относится как к применению закона в рамках осуществления адвокатом своей профессиональной деятельности, так и в иных случаях. Адвокат вправе самостоятельно выбирать форму адвокатского образования, в рамках которой он будет осуществлять свою профессиональную деятельность. Адвокат вправе свободно выражать свое мнение относительно всех вопросов, которые ставятся на обсуждение собрания (конференции) адвокатов, Всероссийского съезда адвокатов. Решения на собраниях, конференциях, съездах принимаются простым большинством голосов. Никто из членов адвокатского сообщества не имеет привилегированного (кратного) права голоса. Адвокатура, будучи независимой от органов государственной власти и органов местного самоуправления, постоянно и обширно взаимодействует с ними. Такие отношения базируются на признании за адвокатурой статуса самостоятельного и самоуправляемого профессионального сообщества.
2.2. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры
Федеральный закон РФ от 31 мая 2002г. N63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предусматривает, что адвокаты могут осуществлять свою деятельность в различных организационных формах по своему выбору: единолично, учредив адвокатский кабинет, а также в составе адвокатских бюро, адвокатских коллегий и юридических консультаций. Деятельность по оказанию юридической помощи в иных организационных формах (например, адвокатских фирмах) адвокатами осуществляться не может. В соответствии с Положением об адвокатуре РСФСР[6], действовавшим до 1 июля 2002 г., адвокатская деятельность могла иметь место только в рамках юридических консультаций, являвшихся структурными подразделениями адвокатских коллегий. На основании ч.2 ст.3 Положения коллегии адвокатов образовывались по заявлению группы учредителей, состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование, или по инициативе исполнительного и распорядительного органа соответствующего Совета народных депутатов. Предложение об образовании коллегии адвокатов следовало направлять в Министерство юстиции РСФСР, которое при согласии с ним представляло его в Совет Министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, городского Совета народных депутатов для утверждения и регистрации.
В РСФСР было предусмотрено создание республиканских (в автономных республиках), краевых, областных и городских (в городах Москве и Ленинграде) коллегий адвокатов. В соответствии с ч.4 ст.3 Положения об адвокатуре РСФСР наряду с коллегиями субъектов Российской Федерации с согласия Министерства юстиции СССР, когда это было необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям, могли образовываться межтерриториальные и другие коллегии адвокатов. Фактически в каждом субъекте Российской Федерации существовала только одна коллегия.
Кроме коллегий субъектов Российской Федерации, существовали еще две коллегии: Инюрколлегия, занимавшаяся защитой прав советских граждан и организаций за рубежом, и Межреспубликанская коллегия адвокатов, осуществлявшая адвокатские функции в закрытых территориальных образованиях, на закрытых объектах и в войсковых частях и соединениях. Формально коллегии адвокатов считались добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Фактически, однако, коллегии не были добровольными объединениями, поскольку вне коллегий адвокатской деятельностью адвокат заниматься был не вправе - членство в коллегиях было для адвокатов обязательным.
В результате происшедших изменений в начале 90-х гг. в стране возник дефицит юридических услуг, который существовавшие коллегии адвокатов восполнить оказались не в состоянии. Сошли с политической арены комитеты КПСС - от Центрального до районных, - в которые обращались с жалобами по любым вопросам, и при этом, естественно, адвокаты не требовались. В то же время резко возросло количество обращений в суды с жалобами на действия любых органов и организаций; зародился и начал бурно разрастаться частный бизнес - гражданское общество нуждалось в развитии договорных отношений и правовой защите предпринимательства. В результате в стране появились частнопрактикующие юристы, юридические кооперативы и фирмы.
Наряду с действовавшими областными (краевыми) коллегиями адвокатов появились так называемые "параллельные" коллегии, которые создавались в соответствии с ч.4 ст.3 Положения об адвокатуре в РСФСР. При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 3 указанного Положения коллегии адвокатов создаются с согласия Министерства юстиции Российской Федерации. Адвокатура призвана обеспечивать право граждан на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированной ст. 48 Конституции Российской Федерации. Органам прокуратуры и юстиции вплоть до вступления в силу нового законодательства, регулирующего адвокатскую деятельность, при обеспечении конституционного права граждан и осуществлении надзора за соблюдением законодательства об адвокатуре необходимо руководствоваться Положением об адвокатуре РСФСР, согласно которому адвокатами являются лица, состоящие членами коллегий адвокатов, созданных в указанном порядке". В результате деятельность ряда созданных с нарушением законодательства об адвокатуре "коллегий" была прекращена.
Адвокатский кабинет является организационной формой индивидуальной адвокатской деятельности. Индивидуальный характер деятельности в данном случае означает, что адвокат осуществляет свою деятельность, не объединяясь организационно с другими адвокатами на постоянной основе. Это не исключает возможности временного объединения усилий с другими адвокатами при оказании юридической помощи по сложным уголовным или гражданским делам, для подготовки сложных и больших по объему сделок. Индивидуальный характер деятельности не исключает наличия наемных работников, в том числе помощников адвоката, а также стажеров. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не содержит ограничений права адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность в рамках адвокатского кабинета, иметь помощников, содержать секретарей, нанимать работников для исполнения технических функций.
Адвокатский кабинет нельзя отождествлять с фактическим местом осуществления адвокатской деятельности, каким, например, является нотариальная контора для нотариуса, занимающегося частной практикой. Наличие специального служебного помещения, предназначенного для адвокатского кабинета, желательно, но не обязательно. Если нотариус совершает нотариальные действия, как правило, в помещении нотариальной конторы, то адвокат зачастую работает, находясь вне своего постоянного помещения. Адвокат участвует в судебных заседаниях в зале суда, в производстве следственных действий в кабинете следователя, беседует со своим подзащитным в следственном изоляторе. Участвовать в переговорах и консультировать клиентов адвокат может и в помещении офиса клиента, изучать законодательство и литературные источники - в библиотеке. Составлять документы также необязательно в специальном служебном помещении.
Адвокатский кабинет не является юридическим лицом, что не снимает с адвоката обязанности стать на учет в налоговых органах. Однако на учете в налоговых органах должен состоять не адвокатский кабинет, а адвокат как налогоплательщик. Отношения адвоката с клиентом регулируются соглашением об оказании юридической помощи, которое является либо договором поручения, либо договором о возмездном оказании услуг.
Адвокатская деятельность не является коммерческой, а адвокатский кабинет не является коммерческой организацией. Адвокат не оказывает услуг в экономическом (товарном) смысле и не извлекает прибыли из своей деятельности. Поэтому в отношении адвокатов сохраняет силу разъяснение Госналогслужбы Российской Федерации от 14 ноября 1997 г. N ВК-6-16/797 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением юридическими консультациями коллегий адвокатов", согласно которому деятельность юридических консультаций коллегий адвокатов не подпадает под действие Закона РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"[7].
Соглашение адвоката с клиентом должно быть зарегистрировано в документации адвокатского кабинета. Нормативных актов о формах учета соглашений в адвокатских кабинетах в настоящее время не существует. Законодательство не содержит прямых указаний о полномочиях органов юстиции либо органов адвокатского самоуправления издавать обязательные указания по этому вопросу. Представляется необходимым издание соответствующих рекомендаций Советом Федеральной палаты адвокатов, его фактического и юридического адреса, наименование вида оказываемой в соответствии с оглашением юридической помощи (консультация, защита, представительство и т.д.), наименование дела и органа, в производстве которого оно находится, сведения о том, является ли оказание юридической помощи платным или нет.
В силу ст. 22 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" существовавшие на момент его принятия коллегии адвокатов могут быть сохранены, однако со значительно изменившимися функциями. Прежде всего, коллегии адвокатов утратили право присвоения и лишения адвокатского статуса.
Коллегии адвокатов, как одна из форм адвокатских образований, предусмотренных комментируемым законом, в отличие от коллегий адвокатов, которые образовывались в соответствии с Положением об адвокатуре РСФСР 1980 г., создаются не органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации с согласия Министерства юстиции, а в результате свободного волеизъявления учредивших их адвокатов. Прежние коллегии адвокатов были основаны на обязательном членстве, которое обеспечивалось невозможностью осуществления адвокатской деятельности юристами, не входившими в коллегию. Нынешние коллегии адвокатов - лишь одна из организационных форм адвокатской деятельности. Они создаются юристами, уже получившими адвокатский статус и имеющими возможность заниматься адвокатской деятельностью как единолично, учредив адвокатский кабинет, так и в составе адвокатского бюро.
Коллегии адвокатов являются некоммерческими организациями, на которые распространяется действие норм гражданского законодательства о некоммерческих организациях. Коллегии адвокатов являются некоммерческими организациями, созданными, как это предусмотрено ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ (в ред. от 31 марта 2002 г.) "О некоммерческих организациях"[8], для защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи. Как в каждой некоммерческой организации, основанной на членстве, в коллегии адвокатов состоят члены-учредители и члены коллегии, не являющиеся учредителями. Представляется, что такие различия допустимы, но они могут касаться только имущественных отношений внутри самой коллегии. В остальном - и прежде всего в вопросах, касающихся профессиональной деятельности адвокатов, - члены коллегии равноправны независимо от того, являются ли они учредителями или нет.
В отличие от адвокатского кабинета, коллегия адвокатов является юридическим лицом, и в этом качестве она должна быть поставлена на учет в органах, осуществляющих регистрацию юридических лиц. Коллегии адвокатов, как и по ранее действовавшему законодательству об адвокатуре, являются налоговыми агентами адвокатов, являющихся ее членами. В соответствии с п. 9.1 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"[9] в период после вступления в силу Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и до приведения своих организационно-правовых форм в соответствие с требованиями указанного Федерального закона, коллегии адвокатов и иные адвокатские образования, действующие на момент введения в действие Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", несут обязанности по исполнению функций налогового агента, предусмотренные ст. 226 и 244 НК РФ.
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в качестве центральной фигуры в реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь рассматривает адвоката. Поэтому соглашение об оказании юридической помощи заключается между клиентом и адвокатом.
В то же время, поскольку коллегия адвокатов является налоговым агентом адвокатов, являющихся ее членами, соглашение адвоката с клиентом должно быть зарегистрировано в документации коллегии. Нормативных актов о формах учета соглашений в коллегиях адвокатов (так же, как и в адвокатских кабинетах) в настоящее время не существует. Законодательство не содержит прямых указаний о полномочиях органов юстиции либо органов адвокатского самоуправления издавать обязательные указания по этому вопросу. Представляется необходимым издание соответствующих рекомендаций Советом Федеральной палаты адвокатов. По-видимому, такая документация должна предусматривать указание о наименовании клиента (для физических лиц - фамилии и инициалов), его фактического и юридического адреса, наименование вида оказываемой в соответствии с оглашением юридической помощи (консультация, защита, представительство и т.д.), наименование дела и органа, в производстве которого оно находится, сведения о том, является ли оказание юридической помощи платным или нет.
Адвокатское бюро является, наряду с коллегией адвокатов, коллективной формой осуществления адвокатской деятельности, что и определяет в ряде случаев единообразие регулирования отношений, возникающих в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро и коллегии адвокатов. Отличия в правовом регулировании организации и деятельности адвокатских бюро заключаются прежде всего в том, что адвокатское бюро учреждается путем заключения не учредительного, а партнерского договора, не требующего к тому же нотариального удостоверения; принятия устава не требуется; юридическая помощь оказывается от имени всех партнеров, а не отдельного адвоката.
Соглашение с клиентом, обратившимся за юридической помощью в адвокатское бюро, заключается не адвокатом от своего имени, а от имени всех адвокатов бюро руководящим партнером либо иным партнером - на основании выданных всеми партнерами доверенностей. Отдельные доверенности на заключение соглашений (а также и на ведение иных дел - в зависимости от партнерского договора) должны быть выданы руководящему партнеру (либо иному партнеру) каждым из адвокатов бюро. С доверенностями должен быть ознакомлен клиент, заключающий соглашение, поскольку в силу прямого указания о том в законе клиент должен был быть поставлен в известность об объеме полномочий лица, заключающего соглашение.
Предусмотренные основания прекращения партнерского договора не являются безусловными. В партнерском договоре, как и во всяком ином договоре, может быть предусмотрен порядок его пролонгации. Прекращение или приостановление статуса адвоката, являющегося одним из партнеров, влечет прекращение партнерского договора только в случаях, когда партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами. Расторжение партнерского договора по требованию одного из партнеров влечет прекращение договора только в ситуациях, когда партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в между остальными партнерами.
Заключение
По мнению автора работы, в интересах защиты прав человека необходимо более серьезно внимательно отнестись к проблеме воспитания в духе традиций российской юриспруденции и адвокатуры, в понимании защитной функции права и его институтов в историческом развитии и преемственности.
Для адвоката зал заседаний суда, прежде всего, предстает в качестве места, где от него требуется во время процесса предельное внимание ко всем деталям судопроизводства и. порой, крайнее напряжение всей интеллектуальной энергии. И будем справедливы к другим сторонам процесса - напряжение сил обычно свойственно в той или иной степени всем его участникам; и это понятно, ибо решается судьба человека, дела жизни . Все стороны процесса действуют в рамках общей традиции права.
Если перечитать судебные речи старых российских адвокатов и многих современных, удостоившихся отражения в печати, то в них можно найти много поучительного: высокий профессионализм в анализе сложнейших обстоятельств дела, творческие озарения и взлеты мысли, блестящие проявления юридической интуиции, строгой последовательности в поисках истины и многое другое. И все же главное — опыт прошлого в сочетании с современностью, соотнесение с первой демократической традицией, то, что Л.Н. Толстой называл "приобщением к большинству человечества". Сочетание общей и профессиональной культуры образует правовую традицию, представляющую притягательный образец. Адвокаты блистали в зале судебных заседаний, талант судебного оратора нередко сочетался с даром лектора, которым восхищались самые разные аудитории, с упорством и пытливостью исследователя, для которого библиотека, общение с мыслителями прошлого — привычное дело, а не только дань традиции. Традиция остается традицией, мысль остается мыслью, где бы она ни проявлялась, на любом рабочем месте. Сфера интеллекта, творчества весьма прихотлива: "светлая мысль" порой избегает специально предназначенных для нее мест и появляется там, где ее не ждали. Традиция — лучшее в интеллектуальной сфере, исторический отбор методов и технологий зашиты, институтов, средств.
Уместны, например, ссылки на дела, где защитником выступал знаменитый адвокат Федор Никифорович Плевако. Анализ его речей под интересующим нас углом зрения мог бы быть продолжен в поисках элементов правовой традиции в собственно адвокатской деятельности. Многие специалисты ссылаются также на речи и произведения Анатолия Федоровича Кони, который, как известно, не был адвокатом, избрал судебное поприще, выступая в качестве прокурора, судьи в громких и обычных процессах. В этом есть особый смысл, помимо того, что это был судебный деятель и оратор высочайшей правовой культуры, выступления которого можно рассматривать как образец.
Дело в том, что правовая традиция в общем неделима, в ней снижение или возвышение в чем-то, в каком-то структурном элементе рано или поздно сказывается на общем уровне. Может быть самый великолепный адвокат, но если не на высоте другие участники судебного процесса, то страдает правовая культура суда как такового, культура состязательности в поисках истины. Некоторые сравнивают адвоката и прокурора с боксерами — "кто сильнее?", но сравнение натянуто, поскольку нельзя прекратить схватку за явным преимуществом одной стороны.
В правовой, культурной традиции очень важен внутренний мир правовых ценностей, убеждений, мотивов повседневной правовой деятельности, который сказывается при выполнении любых функций, связанных так или иначе с правом, общей культурой при любых обстоятельствах.
"Все мое ношу с собой" — говорили древние. А.Ф. Кони действительно всегда носил с собой свое достояние правовой культуры и обнаруживал его как категорический императив. Для примера два случая.
Высшие интересы права старая российская адвокатура не доводила до абсурда чрезмерной абсолютизацией в суждениях на этот счет поражает удивительное чувство соразмерности.
Вот еще один классический пример правовой культуры адвокатуры, показывающий, что она проникнута глубоким демократизмом не как перечисляемой вслед за другими чертой, а как внутренней сутью.
Таким образом, единое правовое пространство как мощное магнитное поле пронизывает все структуры общественной жизни, но в то же время открывает возможности для социальных экспериментов, творческого поиска, инициативы, новых идей и т.п., а институт адвокатуры развивается и дает все более плодотворные идеи в области защиты прав и свобод граждан, может быть через много лет, используя адвокатуру, люди, живущие в России, смогут в полной мере почувствовать себя свободными.
Библиографический список
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 28 октября 2003г.)
2. Закон об адвокатуре в СССР от 30 ноября 1979 г.
3. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве. 13 ноября 1989 г., ст. 15 Комментарий к Федеральному закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерацию" (постатейный)/Под ред. А.В.Гриненко - М.: ООО "ТК Велби", 2003 Платон. Законы, 715 d. Цит. по кн.: Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М., 1997. С. 411.
6. Добролюбов Н.А. Избранные статьи. М., 1978. С. 252.
7. Сухарев И.Ю. Адвокатура России: что и кто мешает ее развитию и эффективной деятельности. Журнал "Юрист", 1995, № 2 (4), с. 31 Данилов Е.П. Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов - М.: Юрайт-Издат, 2004. с. 417 Бойков А.Д. Проблемы профессиональной этики адвоката // Адвокат, N2, февраль 2004г. Власов А. Адвоката надо считать "лицом, участвующим в деле" // Российская юстиция, N 6, июнь 2001г. Дедиков С. Российская адвокатура и современный менеджмент // Российская юстиция, N2, февраль 2002г. Канукова М. Нужна муниципальная адвокатура // Российская юстиция, N4, апрель 2000г. Милова И. Участие адвоката в следственных действиях // Российская юстиция, 1996, N11 Пухова Т. Адвокатура без адвокатов. К вопросу о структуре органов управления коллегией // Российская юстиция, N12, декабрь 2003г. Резник Г., Сухарев И. Адвокатские коллегии: общественные объединения или юридические фирмы? // Российская юстиция, 1998, N12
[1] См.: Платон. Законы, 715 d. Цит. по кн.: Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М., 1997. С. 411.
[2] Подробнее об этом см.: Нерсесянц В.С. Указ. соч. С. 412.
[3] Добролюбов Н.А. Избранные статьи. М., 1978. С. 252.
[4] Сухарев И.Ю. Адвокатура России: что и кто мешает ее развитию и эффективной деятельности. Журнал "Юрист", 1995, № 2 (4), с. 31
[5] Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве. 13 ноября 1989 г., ст. 15
[6] Ведомости ВС РСФСР. 1980. N 48. Ст. 1596.
[7] Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 27. Ст. 1018; СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2.
[8] СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145; 2002. N 12. Ст. 1093.
[9] СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3341; 2002. N 30. Ст. 3027.