1. Исходные данные:
1.1 Тип ЛА : Ил-86
1.2 Вариант условий эксплуатации парка ЛА : 8
- отсутствуют простои по метеоусловиям (М);
- не будет задержек вылета (Зв).
1.3 Данные для расчета показателей эффективности
Таблица 1
Тип ЛА
NЛА
ТГСС, ч
tБП, ч
τБ, сутки
ТРВС.С., ч
Ил-86
12
2100
4,0
7
12000
Периодичность технического обслуживания всех типов ЛА: τФ1 = 300 ч;
τФ2 = 900 ч;
τФ3 = 1800 ч.
1.4 Суммарное время пребывания парка самолетов за 1 год эксплуатации приведено в таблице 2
Таблица 2
Шифр состояния
Наименование состояния
Суммарное время пребывания в состояниях ПТЭ, ч
П
Использование по назначению (полет)
25000
Е
Подготовка к полету (Ф-А)
25789
А
Неиспользованное время
2001,75
8007
4003,5
2001,75
М
Простои по метеоусловиям
Г
В резерве
ТБ
Обслуживание по Ф-Б
3798
ОБ
Ожидание Ф-Б
950
ЗВ
Задержка вылета
1564
ТП(Ф1)
Периодическое ТО (Ф-1)
3630
ТП(Ф2)
Периодическое ТО (Ф-2)
2016
ТП(Ф3)
Периодическое ТО (Ф-3)
2760
ОПФ
Ожидание периодического ТО
1782
У
Устранение неисправностей
1720
Р
Ремонт
4320
ОР
Ожидание отправки в ремонт
816
Д
Доработки по бюллетеням
5520
Ж
Рекламация промышленности
1590
З, ДВ
Отсутствие запчастей
15858
1.5 Данные о трудоемкости ТОиР ЛА τ в состояниях ПТЭ
Таблица 3
Е
ТБ
ТП(Ф1)
ТП(Ф2)
ТП(Ф3)
Р
У
Д
200
64
760
1010
3930
78700
34,0
320
1.6 Нормативные значения показателей эффективности ПТЭ ЛА
Таблица 4
Тип ЛА
Р100ТП
КИ
КИР
КВИР
КП
КИСПР
КТ
Ил-86
0,95 (95%)
0,29
0,65
0,75
0,9
0,7
18
2. Расчет показателей эффективности ПТЭ
ПТЭ – последовательная во времени смена состояний технического обслуживания и ремонта ЛА в соответствии с принятыми стратегиями.
Эффективность ПТЭ – результат работы авиапредприятия по поддерживанию требуемого уровня безопасности полетов, использования и исправности самолетного парка, экономичности эксплуатации.
Скорректируем таблицу 1 в соответствии с заданными условиями эксплуатации. Исключаем указанные в пункте 1.2 состояния и прибавляем исключенное время к состоянию А. Затем дополнительно корректируем время состояния А, добиваясь выполнения равенства :
N
Ʃti = 8760 . NЛА = 8760 . 12 =105120
i=1
где 8760 ч – годовой фонд времени.
Результаты корректировки
П
25000
Е
25789
А
7569,25
М
0
Г
2001,75
ТБ
3798
ОБ
950
ЗВ
0
ТПФ(Ф1)
3630
ТПФ(Ф2)
2016
ТПФ(Ф3)
2760
ОПФ
1782
У
1720
Р
4320
ОР
816
Д
5520
Ж
1590
З
7929
ДВ
7929
Граф состояний и переходов проектируемого ПТЭ ЛА для заданных условий эксплуатации
Полет
Ожидание ТОиР
ТОиР
Ожидание исп. (готовность)
Подготовка к полету
Задержка вылета
Полет
Расчетные формулы характеристик проектируемого ПТЭ ЛА приведены в таблице 4[1]. Проведем расчет для каждого ni состояния:
nП =
ТГСС . NЛА
=
2100 . 12
=
6300
tБП
4
nР =
ТГСС . NЛА
=
2100 . 12
=
4.2
ТРЕС.С
6000
nФ3 =
ТГСС . NЛА
-
nР
=
2100 . 12
-
4.2
=
9.8
τФ3
1800
nФ2 =
ТГСС . NЛА
-
(nР+ τФ3)
=
2100 . 12
-
(4.2+9.8)
=
14
τФ2
900
nФ1 =
ТГСС . NЛА
-
(nР+ τФ3+τФ2)
=
2100 . 12
-
(4.2+9.8+14)
=
56
τФ1
300
nЕ = 1.1 . nП = 1.1 . 6300 = 6930
nТБ =
365 . NЛА
-
(nФ1+ nФ2+ nФ3)
=
365 . 12
-
(56+14+9.8)
=
546
τБ
7
nОБ = nТБ = 546
nОР = nР = 4.2
nПФ = nФ1 + nФ2 + nФ3 = 56 + 14 + 9.8 = 79.8 ; nОПФ = nПФ = 79.8
nУ = 0.05 . nП = 0.05 . 6300 = 315
nЗ = 0.15 . nПФ = 0.15 . 79.8 = 11.97
nД = 0.1 . nПФ = 0.1 . 79.8 = 7.98; nДВ = 0.05 . nПФ = 0.05 . 79.8 = 4
nЖ = 0.03 . nПФ = 0.03 . 79.8 = 2.4
nЗВ = 0 (по условию) ; nМ = 0 (по условию)
nА = 0.1 . nП = 0.1 . 6300 = 630
nГ = 0.1 . nП = 0.1 . 6300 = 630
Расчет характеристик модели ПТЭ представлен в таблице 6.
Промежуточные результаты расчетов
Шифр
ni
πi
ti
µi
τi
πi . µi
πi . τi
П
6300
0.39157
25000
3.97
1.55
Е
6930
0.43072
25789
0.4
20
0.17
8.61
А
630
0.03916
7569,25
12.01
0.47
М
0
-
0
-
-
-
-
Г
630
0.03916
2001,75
3.18
0.12
ТБ
546
0.03393
3798
6.96
64
0.24
2.17
ОБ
546
0.03393
950
1.74
0.06
ЗВ
0
-
0
-
-
-
-
ТП(Ф1)
56
0.00348
3630
64.82
760
0.23
2.64
ТП(Ф2)
14
0.00087
2016
144
1010
0.13
0.88
ТП(Ф3)
9.8
0.00061
2760
281.63
3930
0.17
2.4
ОПФ
79.8
0.00496
1782
22.33
0.11
У
315
0.01958
1720
5.46
34
0.11
0.67
Р
4.2
0.00026
4320
1028.57
78700
0.27
20.46
ОР
2
0.00012
816
408
0.05
Д
7.98
0.00049
5520
691.73
320
0.34
0.16
Ж
2.4
0.00015
1590
662.5
0.1
З
11.97
0.00074
7929
662.41
0.5
ДВ
4
0.00025
7929
1982.25
0.46
Итого
16089.15
5.53
По результатам определения характеристик модели ПТЭ рассчитаем показатели эффективности ПТЭ ЛА:
1) Коэффициент регулярности вылетов:
Р100ТП =
1 -
nЗВ
. 100% =
100% (по условию)
nП
2) Коэффициент использования ЛА по назначению:
КИ =
πП µП
=
1.55
=
0.28
N
Ʃ πi µi
i=1
5.53
3) Коэффициент использования ЛА в рейсах:
КИР =
πП µП +
Ʃ πj µj j=1
=
1.55 + 0.94
=
0.45
N
Ʃ πi µi
i=1
5.53
Где πj ;µj - характеристики состояний Е; ОБ; ТБ; ЗВ=0 (по условию) .
4) Коэффициент возможного использования ЛА в рейсах:
КВИР =
πП µП +
Ʃ πj µj j=1
=
1.55 + 1.53
=
0.56
N
Ʃ πi µi
i=1
5.53
Где πj ;µj - характеристики состояний Е; ОБ; ТБ; ЗВ=0 (по условию); А; М=0 (по условию); Г.
5) Удельные суммарные простои на ТОиР (ч/л.ч.):
КП =
Ʃ πj µj j
=
2.01
=
1.3
πП µП
1.55
Где πj ;µj - характеристики состояний ОП, ОР, ТП(Ф1), ТП(Ф2), ТП(Ф3), У, Р, Д, З, Ж.
6) Коэффициент исправности:
КИСПР =
N
Ʃ πi µi -
i=1
Ʃ πj µj j=1
=
5.53 - 2.01
=
0.64
N
Ʃ πi µi
i=1
5.53
Где πj ;µj - характеристики состояний ОП, ОР, ТП(Ф1), ТП(Ф2), ТП(Ф3), У, Р, Д, З, Ж.
7) Удельная суммарная трудоемкость на ТОиР (ч/л.ч.):
КТ =
Ʃ πj τj j
=
37.99
=
24.51
πП µП
1.55
Где πj ;µj - характеристики состояний Е, ТБ, ТП(Ф1), ТП(Ф2), ТП(Ф3), У, Р, Д.
3. Оценка показателей эффективности ПТЭ
Оценка показателей ПТЭ производится дифференцированно, по каждому показателю. Для оценки уровня эффективности используются относительные показатели:
П = ПРАСЧ/ПНОРМ
По результатам оценки принимается решение о соответствии или несоответствии уровня эффективности проектируемого ПТЭ нормативам. При условии П 1 для Р100ТП, КИ, КИР, КВИР, КИСПР проектируемый ПТЭ соответствует нормативам. При несоответствии данного условия уровень эффективности ПТЭ будет ниже нормативного. В таких случаях требуется разработка предложений, направленных на повышение эффективности проектируемого ПТЭ ЛА. Результаты оценки показателей эффективности ПТЭ представлены в таблице 7.
Таблица 7
Критерий
Регулярность
Использование
Исправность
Экономичность
Показатели
Р100ТП
КИ
КИР
КВИР
КП
КИСПР
КТ
Для проектируемого ПТЭ
ПРАСЧ
100%
0.28
0.45
0.56
1.3
0.64
24.51
Нормативные
ПНОРМ
95%
0.29
0.65
0.75
1.1
0.7
10
Относительные
П
1.05
0.96
0.69
0.75
1.18
0.91
2.45
Анализ эффективности
4. Разработка предложений по совершенствованию ПТЭ
1. По критериям регулярности эффективность повысилась, экономичность эффективности ПТЭ снизилась. По критерию использования эффективность ПТЭ снизилась. По критериям исправности эффективность ПТЭ снизилась.
2. Доминирующие состояния
По максимальной величине πi µi
П
ДВ
Д
1.55
0.46
0.34
По максимальной величине πi τi
Р
Е
ТП(Ф1)
20.46
8.61
2.64
3. Для повышения эффективности ПТЭ по критериям использования и исправности необходимо снижать время пребывания парка ЛА в состояниях П, ДВ, Д, а чтобы повысить экономичность эксплуатации, необходимо снижать трудозатраты в состояниях Р, Е, ТП(Ф1)
ИСТОЧНИК ИНФРМАЦИИ
1. И.Ф. Полякова Основы технической эксплуатации и ремонта авиационной техники: Пособие по выполнению контрольной работы №1 «Расчет, оценка и анализ показателей эффективности ПТЭ ЛА». – М.: МГТУ ГА, 2006