Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы управления инновационными процессами…………………..6
1.1. Инновации и инновационный процесс……………………………………..6
1.2. Фазы инновационного процесса…………………………………………….8
Глава 2. Анализ практики управления инновационными процессами ООО «Грайворонские корма»…………………………………………………………14
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО
«Грайворонские корма»…………………………………………………………14
2.2. Анализ управления инновационными процессами ООО «Грайворонские корма»…………………………………………………………………………….19
Глава 3. Предложения по совершенствованию управления инновационными процессами ООО «Грайворонские корма»…………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников …………………………………………..36
Приложения
Введение
Актуальность темы.
В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия - распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.
Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений - инновационные менеджеры.
Инновационные менеджеры должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом, инженерно-экономическими знаниями, а также способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.
Управление инновационными процессами – это управление научной, научно-технической, производственной деятельностью и интеллектуальным потенциалом персонала фирмы с целью совершенствования производимого или освоения нового продукта (услуги), а также способов, организации и культуры его производства и на основе этого удовлетворение потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что инновационный процесс - это создание такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциалы страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут пользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности.
Инновационный процесс - мощный рычаг, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
Инновационный процесс призван обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.
Степень разработанности проблемы.
Рассмотрению инновационных процессов посвящены научные труды многих ученых. В отечественной и зарубежной экономической науке данная проблематика рассматривалась в исследованиях Бирман Г., Гаврилова С.Л., Медынского В.Г., Попова В.Л., Фроловой Н.А., Шленова Ю.В. и др.
Однако проблемы управления, связанные с управлением инновационными процессами на предприятиях, исследованы недостаточно. В настоящее время требуется научное обоснование методических подходов к анализу рисков инновационных процессов, построение эффективной аналитической системы, разработка механизмов оптимизации защитных мероприятий и критерия принятия решений о реализации защитных мероприятий.
Цель курсовой работы
– рассмотреть управление инновационными процессами и рынок капитала на примере ООО «Грайворонские корма».
В соответствии с данной целью были поставлены и решены следующие задачи
:
- рассмотреть инновации и инновационный процесс;
- изучить фазы инновационного процесса;
- дать организационно-экономическую характеристику ООО «Грайворонские корма»;
- провести анализ управления инновационными процессами ООО «Грайворонские корма»;
- разработать предложения по совершенствованию управления инновационными процессами ООО «Грайворонские корма».
Объектом исследования
в данной работе является ООО «Грайворонские корма».
Предметом исследования
является управление инновационными процессами ООО «Грайворонские корма».
Теоретической и методологической основой
работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматриваются вопросы управления инновационными процессами , материалы научных конференций и семинаров, материалы конкретного предприятия. Исследование основывается на изучении и обобщении имеющихся материалов и применении таких общенаучных методов, как классификация, группировка, системный и комплексный подходы, аналитические методы.
Структура работы
. Курсовой проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Основы управления инновационными процессами
1.1. Инновации и инновационный процесс
Слово «инновация» переводится на русский язык как «новизна», «новшество», «нововведение». В менеджменте под инновацией понимается новшество, освоенное в производстве и нашедшее своего потребителя.
Инновация – это конечный результат деятельности по проведению нововведений, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в организационной деятельности, нового подхода к социальным проблемам.
Если рассматривать инновацию как конечный результат, то она должна иметь где-то свое начало, исток, и этим началом является какая-то идея, замысел, изобретение. От этой идеи до ее реализации существует длительный путь, содержащий множество этапов и действий. Этот путь носит название инновационного процесса [6, с.57].
Инновационный процесс это деятельность, в которой изобретение или предпринимательская идея получают экономическое содержание.
Следует выделить характерные свойства инновации, отличающие ее от простого новшества:
1) научно-техническая новизна;
2) производственная применимость;
3) коммерческая реализуемость.
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. С этой точки зрения выделяют два момента:
1) «материализацию» инновации – от идеи до воплощения ее в продукт, услугу, технологию;
2) «коммерциализацию» инновации – превращение ее в источник дохода.
Инновационная деятельность фирм гораздо более эффективное средство в конкурентной борьбе, чем все традиционные способы. При ней другие способы уже не могут играть существенной роли.
Рассматривая инновационный процесс, следует определить ряд понятий, которые являются базовыми.
Инвенция, то есть инициатива, предложение, идея, замысел, изобретение, открытие.
Новация – проработанная инвенция, воплощенная в технический или экономический проект, модель, опытный образец.
Концепция инновации – система ориентирующих базисных представлений, описывающих назначение инновации, ее место в системе организации, в системе рынка.
Инициация инновации – научно-техническая, экспериментальная, или организационная деятельность, целью которой является зарождение инновационного процесса.
Диффузия инновации – процесс распространения инновации за счет фирм – последователей (имитаторов).
Рутинизация инновации – приобретение инновацией со временем таких свойств, как стабильность, устойчивость, постоянство и, в конечном итоге, – моральное старение инновации [12, с.60].
В зависимости от того, где применяется инновация – внутри фирмы или за ее пределами различают три вида инновационного процесса:
- простой внутриорганизационный (натуральный);
- простой межорганизационный (товарный);
- расширенный.
Простой внутриорганизационный (натуральный) процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. Хотя в роли потребителей выступают те подразделения и сотрудники, которые используют внутрифирменную инновацию.
При простом межорганизационном (товарном) процессе новшество выступает как предмет купли-продажи на внешнем рынке. Такая форма инновационного процесса означает полное отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.
Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей, нарушении монополии производителя-пионера, дальнейшем распространении товара – диффузии. Явление диффузии инновации способствует экономическому развитию общества и является стимулом для инициации нового инновационного процесса.
Инновационная деятельность – это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации инновации [26, с.87].
В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность. Понятие научно-технической деятельности разработано ЮНЕСКО и охватывает:
1) научные исследования и разработки;
2) научно-техническое образование и подготовку кадров;
3) научно-технические услуги.
Инновационная деятельность переводит научно-техническую деятельность в экономическое «русло», обеспечивая производственную и коммерческую реализацию научно-технических достижений.
Одним из этапов инновационной деятельности является управление инновационным процессом от инвенции до реализованной инновации.
1.2. Фазы инновационного процесса
Инновационный процесс состоит из нескольких частей (фаз), которые в совокупности составляют жизненный цикл инноваций (ЖЦИ).
Рассмотрим состав и содержание фаз инновационного процесса относительно продуктовой инновации, которая является наиболее значимой среди других видов инноваций.
Как правило, выделяются пять фаз инновационного процесса:
Фундаментальная наука – Прикладная наука – Разработка (Проектирование) – Производство – Потребление (Эксплуатация).
1. Фаза «Фундаментальная наука».
К этой фазе относятся фундаментальные научные исследования – экспериментальная и техническая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы и общества. Фундаментальная наука осуществляется в академических институтах, вузах, отраслевых институтах.
Результатом фундаментальных научных исследований являются новые теоретические знания – открытия. Прогнозирование возможности их практического применения весьма затруднительно.
Статистика показывает, что только 10 % фундаментальных исследований имеют положительный результат.
К началу 2008 года в России насчитывалось 4535 научных организаций и по их количеству Россия вернулась к уровню 1990 года - 4646 научных организаций. При этом наибольшее сокращение их числа пришлось на 1990 – 1995 года, после чего начался рост числа научных организаций.
2. Фаза «Прикладная наука».
На этой фазе инновационной деятельности осуществляется прикладное теоретическое и экспериментальное исследование – научная деятельность, направленная на достижение практических результатов и решение конкретных народнохозяйственных задач [20, с.17].
В настоящее время в России произошли значительные изменения в области прикладной науки. Научные организации, выполняющие научные исследования и разработки в качестве основной деятельности либо имеющие в своем составе подразделения, основной деятельностью которых является выполнение научных исследований и разработок, независимо от их принадлежности к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы и формы собственности сами выбирают направления развития, изыскивают финансовые возможности, устанавливают деловые связи, занимаются коммерциализацией своих интеллектуальных продуктов.
Прикладные исследования используют полученные фундаментальной наукой новые знания для создания новых и улучшения существующих средств и способов человеческой деятельности. Результат прикладных исследований фиксируется в изобретениях, «ноу-хау», научно-технических монографиях, в технических заданиях на проектирование новых объектов.
В современном мире происходит постоянное углубление процесса превращения науки в непосредственную производительную силу, а производства – в практическое применение научных достижений.
3. Фаза «Разработка (проектирование)».
Данная фаза содержит конструкторскую подготовку изделия для последующего его производства. Сюда входят следующие основные работы:
1) инженерное прогнозирование – прогнозирование новых технических решений, новых материалов, новых методов проектирования. Здесь также устанавливаются возможные ограничения на проектирование, изготовление и применение нового изделия – ресурсные, технические, экономические, социальные, экологические.
2) параметрическая оптимизация – определение технических характеристик изделия (образца), обеспечение оптимального ряда параметров изделия, его типоразмеров;
3) проектирование изделия – разработка эскизного проекта, определение возможных технических альтернатив, разработка технического проекта, отработка изделия на технологичность;
4) изготовление опытного образца (прототипа), его испытание и доводка;
5) корректировка конструкторской документации по результатам испытаний опытного образца [20, с.18].
Фазы «Прикладная наука» и «Разработка» часто соединяются в одну фазу – Научно-исследовательская и опытно-конструкторская подготовка производства (НИОКР).
НИОКР проводятся как в специализированных лабораториях, конструкторских бюро, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных фирм. На выходе данной фазы – проработанная инвенция – новация. Новация существует в виде проекта, опытного образца, полезной модели.
4. Фаза «Производство». Данная фаза состоит из следующих частей:
Организационно-техническая подготовка, которая в свою очередь содержит – конструкторско-технологическую, материально- техническую, организационную подготовку производства.
Конструкторская подготовка производства включает проектирование специального оборудования, приспособлений, инструментов.
Технологическая подготовка производства охватывает разработку технологий, как для основного, так и для вспомогательного производства.
Материально-техническая подготовка, во-первых, включает материально-техническое снабжение сырьем, материалами, комплектующими, стандартным оборудованием, оснасткой, инструментом, а во-вторых, – монтаж оборудования и проведение пуско-наладочных работ [23, с.71].
Организационная подготовка включает разработку системы планов по освоению новой продукции; реструктуризацию существующих подразделений и разработку структуры новых производственных подразделений; разработку системы деловых взаимоотношений как внутри организации, так и с внешней средой; разработку системы оплаты труда.
Запуск производства – комплекс технических, организационных, экономических мероприятий с целью освоения нового изделия на производстве.
На фазе «Производство» реакция потребителей на инновацию еще не известна, поэтому инвестиции продолжают носить рисковый характер.
5. Фаза «Потребление (эксплуатация)». Данная фаза состоит из следующих частей:
1) сбыт инновационной продукции потребителю;
2) использование (эксплуатация) продукции потребителем;
3) предоставление услуг по обслуживанию и ремонту продукции.
Для большинства видов новых продуктов, особенно потребительских товаров краткосрочного и среднесрочного пользования, фаза «потребления» является не столь важной, но некоторые виды продуктов, к ним относятся дорогостоящие, наукоемкие, технически сложные изделия требуют к себе особого внимания на этой фазе. Это внимание проявляется как мониторинг работы такого изделия, его технического состояния, для предупреждения возможных неполадок, которые могут иметь тяжелые последствия, и корректировки конструкции изделия. Таким образом, можно сказать, что исследования и проектирование для таких изделий не прерываются.
В рыночной экономике для получения коммерческого эффекта инновационной деятельности существенными являются еще две фазы – «Маркетинг» и «Инвестирование» [7, с.83].
Фаза «Маркетинг» присутствует в инновационном процессе дважды:
1) в начале инновационного процесса перед фазой «Разработка», как маркетинговые исследования рынка, внешней и внутренней среды – с целью поиска инновационных возможностей, оценки целесообразности проведения инновации;
2) в конце инновационного процесса перед фазой «Потребление» – с целью организации продвижения и сбыта нового продукта.
Жизненный цикл инновации может быть представлен в виде ленточной диаграммы, отражающей последовательность и связь фаз инновационного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод, что в менеджменте инновация - это новшество, освоенное в производстве и нашедшее своего потребителя. В зависимости от того, где применяется инновация – внутри фирмы или за ее пределами различают три вида инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный); простой межорганизационный (товарный); расширенный. Как правило, выделяются пять фаз инновационного процесса: фундаментальная наука, прикладная наука, разработка (проектирование), производство, потребление (эксплуатация).
Глава 2. Анализ практики управления инновационными процессами ООО «Грайворонские корма»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Грайворонские корма»
Общество с ограниченной ответственностью «Грайворонские корма» (ООО «Грайворонские корма») является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании устава (Приложение 1) и действующего законодательства РФ.
Юридический и фактический адрес: 309370, Белгородская область, г. Грайворон, ул. Комсомольская, 21.
Основной целью ООО «Грайворонские корма» является получение прибыли от хозяйственной и финансовой деятельности.
Основными видами деятельности ООО «Грайворонские корма» являются:
1. Выращивание зерновых и зернобобовых культур;
2. Выращивание кормовых культур, заготовка растительных кормов;
3. Обработка почв с внесением удобрений;
4. Деятельность по предоставлению услуг в области растениеводства;
5. Производства, переработка зерновых;
6. Коммерческая, посредническая деятельность, торгово-закупочная, дилерская деятельность;
7. Деятельность по управлению финансовыми рынками, финансово-промышленными группами и холдинг-компаниями;
8. Деятельность холдинг-компаний в области финансового посредничества;
9. Организация товарных операций по насыщению рынка продовольствием с целью его регулирования и стабилизации;
10. Авансирование и инвестирование хозяйствующих субъектов всех форм собственности;
11. Финансовое посредничество в форме капиталовложений в собственность;
12. Предоставление услуг по найму рабочей силы и подбора персонала на предприятиях;
13. Внешнеторговая и внешнеэкономическая деятельность;
14. Автотранспортные услуги, автосервис, организация платных стоянок;
15. Сдача в аренду недвижимого имущества и др.
Наряду с указанными видами работ и услуг Общество имеет гражданские права для осуществления других видов деятельности, не запрещенных законодательством. Виды деятельности, требующие лицензирования, Общество осуществляет после получения лицензии.
Высшим органом управления ООО «Грайворонские корма» является Общее собрание участников Общества. Руководство текущей деятельностью осуществляется Генеральным директором. Контроль на финансово-хозяйственной деятельностью ООО «Грайворонские корма» Осуществляет Ревизор, избираемый участниками Общества. Ревизор вправе требовать от должностных лиц Общества бухгалтерские, финансовые и другие документы, а также личные объяснения по вопросам деятельности.
Организационную структуру ООО «Грайворонские корма» представленную в приложении 2 следует отнести к линейно-функциональному типу, который предусматривает создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений. Основная роль этих подразделений состоит в подготовке проектов решений, которые вступают в силу после утверждения соответствующими линейными руководителями. Наряду с линейными руководителями существуют руководители функциональных подразделений, подготавливающие проекты планов, отчетов, которые превращаются в официальные документы после подписания линейными руководителями.
Основным достоинством этой структуры является то, что она, сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и тем самым повысить компетентность управления в целом. В объединении определены три направления – рынок, производство и управление. Служебные отношения руководителя и команды управления основаны на принципе единоначалия с делегированием полномочий и ответственности по каждой функции управления. Технология управления основана на разработке и использовании нормативных документов, Положений о службах и подразделениях объединения и Должностных инструкциях персонала.
Недостатками является дублирование функций руководителя и функциональных специалистов в процессе управленческой деятельности, разногласия между линейными и функциональными службами, противодействие линейных менеджеров работе функциональных специалистов.
Организационная структура призвана предусмотреть четкое разграничение компетенции и ответственности между различными уровнями руководства, исключать лишние звенья и быть наиболее эффективной. Организационная структура сформирована на принципе выделения центров затрат и центров ответственности.
Общая численность работающих сотрудников на 1 мая 2009 года, как показано в штатном расписании (приложение 3) составила 88 человек.
Бухгалтерский учет ведется бухгалтерией организации, возглавляемой главным бухгалтером. Основной задачей бухгалтерии является создание упорядоченной системы сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и ведение документального бухгалтерского учёта всех хозяйственных операций, что своевременно предупреждает негативные явления в хозяйственной деятельности, выявляет и мобилизует внутрихозяйственные ресурсы.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет генеральный директор.
Организация применяет журнально-ордерную форму бухгалтерского учета с использованием компьютерной программы, на основе табличного процессора Excel и MS - DOS , разработанной специалистом предприятия. Эта программа учитывает специфику производственной деятельности ЗАО «Белгородский Бройлер» и разработана с соблюдением российских методологических правил бухгалтерского учета. С помощью ее формируются первичные документы, на основе которых составляются все регистры и формы бухгалтерского учета.
Структурно, предприятие ООО «Грайворонские корма», входит в группу компаний, специализирующихся на производстве продукции растениеводства. При этом материнской компанией в этой группе является ООО «ГК Агро-Белогорье», которая осуществляет оперативный контроль деятельности предприятий, контролирует финансовые потоки и расходы, оптимизирует процессы взаимодействия предприятий друг с другом, а также принимает управленческие решения.
Объекты предприятия ООО «Грайворонские корма» и площади землепользования располагаются в Грайворонском районе Белгородской области.
Основные показатели финансово-хозяйственной, характеризующие деятельность предприятия за период 2007-2009 гг., рассчитанные с помощью бухгалтерской отчетности (приложение 4-9) представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности
ООО «Грайворонские корма» за 2007-2009 г.г
Показатели | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Отклонение, (+,-) | Темп прироста | ||
2008/ 2007 | 2009/ 2008 | 2008/2007 | 2009/ 2008 | ||||
1.Выручка от реализации продукции (работ, услуг) тыс. руб. | 366880 | 661180 | 805491 | 294300 | 144311 | 80,22 | 21,83 |
2.Себестоимость продаж, тыс. руб. | 335188 | 609915 | 704363 | 274727 | 94448 | 81,96 | 15,49 |
3. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. | 694775 | 1042417 | 1176734 | 347642 | 134317 | 50,04 | 12,89 |
4. Среднесписочная численность работников, чел | 460 | 574 | 625 | 114 | 51 | 24,78 | 8,89 |
5. Фондоотдача, руб./руб. | 0,53 | 0,63 | 0,68 | 0,10 | 0,05 | 18,87 | 7,94 |
6. Материалоотдача, руб. руб. | 1,19 | 1,21 | 1,84 | 0,02 | 0,63 | 1,68 | 52,07 |
7.Производительность труда, тыс. руб. | 797,57 | 1151,88 | 1288,79 | 354,31 | 136,91 | 44,42 | 11,89 |
8. Прибыль от продаж, тыс. руб. | 31692 | 49802 | 99738 | 18110 | 49936 | 57,14 | 100,27 |
9. Чистая прибыль, тыс. руб. | 7776 | 5352 | 64093 | -2424 | 58741 | -31,17 | 1097,5 |
10. Рентабельность продаж, % | 8,64 | 7,53 | 12,38 | -1,11 | 4,85 | - | - |
Данные таблицы 1 показывают, что увеличение производства в 2008г. и 2009г. по сравнению с 2007 г. обусловило увеличением объемов продаж на 294300 тыс. руб. и 144311 тыс. руб. соответственно.
Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) возросла в 2008 г. на 274727 тыс. руб., в 2009 году на 94448 тыс. руб. Себестоимость возрастает при спаде цен на электроносители и сырье.
Увеличение эффективности деятельности ООО «Грайворонские корма» подтверждает увеличение таких показателей как производительность труда, которая увеличилась на 354,31 тыс. руб. в 2008 г., и на 136,91 тыс. руб. в 2009г.
Численность работников ООО «Грайворонские корма» в 2009 году увеличилась на 51 человек по сравнению с 2008 годом, и на 114 человек по сравнению в 2007 годом. Это связано прежде всего с увеличением новых рабочих мест и увеличением объема деятельности организации.
Фондоотдача основных фондов – отношение стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости ОПФ.
В данном случае фондоотдача в течение всего анализируемого периода увеличивается, что говорит о увеличении эффективности использования основных фондов у анализируемой организации.
Материалоотдача увеличилась в 2008 году на 0,02 тыс. руб. по сравнению с 2007 годов, в 2009 году на 0,63 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом, что говорит об эффективном использовании материальных ресурсов организации.
Анализируемая организация – ООО «Грайворонские корма» по результатам производственной деятельности за 2007-2009 годы показало хорошие результаты, о чем свидетельствует увеличение чистой прибыли на 58741 тыс. руб.
2.2. Анализ управления инновационными процессами
ООО «Грайворонские корма»
Важнейшей составной частью предприятия во всех его ипостасях становятся инновации - процесс постоянного обновления во всех сферах его деятельности.
Для внедрения любой инновации в ООО «Грайворонские корма», необходимо чтобы она прошла следующие стадии:
1. Предварительная подготовка проекта.
До начала официальной разработки проекта ведется техническая работа, которая в дальнейшем послужит фундаментом для инновационного процесса. Обсуждаются идеи в самом общем виде, что дает возможность охватить дискуссией самый широкий спектр новаторских идей. Технические работники ищут пути решения задач в своих областях специализации.
2. Возможности проекта.
Конкретные идеи возможных проектов возникают из предварительной деятельности. Это могут быть технические концепции, направленные на усовершенствование, или же предвидение потребительского интереса в случае некоторых изменений в процессе производства и переработки.
3. Принятие проекта.
По мере того, как идеи развиваются в ходе обсуждения их с точки зрения технологии и рыночного спроса, инновационный процесс переходит в более конкретную стадию официальной разработки проекта. Деятельность на этой ступени заключается в том, чтобы направления технической работы привести в соответствие с нуждами потребителя. Далее составляется конкретное проектное предложение в письменной форме, составляется смета и определяются сроки, устраиваются официальные презентации с целью получить разрешение на осуществление проекта.
4. Осуществление проекта.
Этот этап напрямую связан с работой инженеров и ученых, задействованных в проекте. Их деятельность включает решение технических - задач и генерацию идей. Технические работники анализируют результаты предыдущих разработок, а также важную информацию, поступающую извне.
5. Задача специалистов по менеджменту - не выпускать из виду
конкурентов и потребителей с тем, чтобы обеспечить правильную ориентацию проекта. Руководящее звено должно стараться не допустить срыва проекта. Руководитель проекта и другие специалисты должны активно защищать достоинства проекта и его бюджет.
6. Оценка результатов проекта.
Когда техническая работа завершена, проект подвергается тщательной оценке, полученные результаты сравниваются с предполагавшимися и проверяется их соответствие текущему рыночному спросу. В случае если это - удачное новшество, проект передается в производство. В противном принимается решение либо о его доработке, либо о прекращении работ в данном направлении.
7. Внедрение проекта в производство.
Если проект выдерживает проверку, осуществляется передача из исследовательского отдела в производственный с целью внедрения нововведения в серийное (массовое) производство.
Инновационная деятельность крупного предприятия, успешно действующего на рынке, развивается, как правило, широким фронтом и распространяется на соответствующие организационные подразделения.
Уровень использования инновационного потенциала предприятия во многом зависит от всего предшествующего опыта, условий функционирования подразделений НИОКР, уровня производства.
После создания ООО «Грайворонские корма» на предприятии начался процесс внедрения инноваций. Основными направлениями внедрения новшеств являлись:
1. Техническое развитие.
2. Увеличение ассортимента зерновых, зернобобовых и кормовых культур.
3. Улучшение качества продукции.
4. Финансовая и экономическая политика.
Для расширения рынков сбыта и увеличения ассортимента на предприятии отработана программа установки нового более совершенного и производительного оборудования, уборочных машин. Постоянно отрабатываются программы дальнейшего обновления оборудования.
Для сокращения напряженности по обеспеченности техникой ООО «Грайворонские корма» сориентировано на приобретение энергонасыщенной техники, комбинированных широкозахватных агрегатов и современных комплексов машин различной модификации.
Особое внимание уделяется расширению ассортимента. Одним из важнейших критериев эффективной работы предприятия является наличие рынка сбыта продукции, для этого необходимо постоянно совершенствовать и развивать ассортимент.
Основная продукция ООО «Грайворонские корма» - зерно, получаемое из ячменя и озимой пшеницы, силос и зерно, получаемые из кукурузы, сенаж и сено – из многолетних трав.
Зерно является основным продуктом сельского хозяйства. Из зерна
вырабатывают важные продукты питания: муку, крупу, хлебные и макаронные изделия. Зерно необходимо для успешного развития животноводства и птицеводства, что связано с увеличением
производства мяса, молока, масла и других продуктов. Зерновые культуры служат сырьем для получения крахмала, патоки, спирта и других продуктов.
Всемерное увеличение производства зерна - главная задача сельского хозяйства. Наряду с увеличением производства зерна особое внимание обращается на улучшение качества зерна, и, прежде всего на расширение производства твердых и сильных пшениц, а также важнейших крупяных и фуражных культур. Возделываемые зерновые культуры относят к трем ботаническим семействам - злаковых, гречишных и бобовых.
К семейству злаковых относят основные хлебные культуры - пшеницу, рожь, овес, кукурузу, рис, просо, сорго. Различают две формы злаковых - яровые и озимые. Яровые растения высевают весной, за летние месяцы они проходят полный цикл развития и осенью дают урожай. Озимые растения сеют осенью, до наступления зимы они прорастают, а весной продолжают свой жизненный цикл и созревают несколько раньше, чем яровые. Озимую и яровую формы имеют пшеница, рожь, ячмень и тритикале. Все остальные
злаки бывают только яровыми. Озимые сорта, как правило, дают более высокий урожай.
Семейство зернобобовых культур , к которым относятся горох, соя, чечевица, чина, нут, люпин, кормовые бобы имеют огромное значение в народном хозяйстве. Зерно этих культур отличается высоким содержанием белка: 25 – 30 %. По количеству белка они превосходят зерновые злаки в 2-3 раза. Эти культуры обогащают почву азотом (до 100-150 кг. на 1 га), который фиксируют из воздуха развивающиеся на их корнях клубеньковые бактерии. Следовательно, зернобобовые являются ценными предшественниками для других сельскохозяйственных культур.
На предприятии ежемесячно по итогам работы проводится анализ финансового состояния предприятия по следующим видам: диагностика состояния предприятия; оценка финансовой деятельности.
Анализ дает возможность оценить финансовое положение предприятия; имущественное состояние; достаточность капитала для текущей деятельности; потребность в дополнительных источниках финансирования; рациональность использования заемных средств.
Проводимый анализ имеет цель подготовить информацию для принятия управленческого решения. От оперативности анализа и принятия решения зависит и эффективность работы. Отработан механизм ежедневного контроля и регулирования производством по основным направлениям.
Улучшение финансового положения предприятия позволило осуществить ряд инвестиционных проектов по реконструкции предприятия, которая была завершена в 2009 г. Для обеспечения предприятия собственным теплоносителем и отказа от услуг районной котельной сооружена и введена в действие котельная станция.
В качестве поставщиков сырьевых ресурсов и материалов приняты компании и предприятия, зарекомендовавшие себя продолжительной и устойчивой работой в своих сферах деятельности, имеющие складские помещения и запасы, являющиеся производителями или работающие напрямую с производителями сырьевых материалов (импортные и отечественные).
Специфическими видами сырья и материалов, используемых при производстве продукции растениеводства, являются средства защиты растений, которые приобретаются в специализированных фирмах. Эти виды товаров широко представлены на рынке, реализуются в условиях конкурентной среды многочисленными производителями и торговыми операторами и могут быть в необходимых объемах закуплены по сложившимся рыночным ценам.
В качестве поставщиков горюче-смазочных материалов (дизельное топливо, бензин, масла), приняты местные компании, осуществляющие поставку топлива по специальным ценам для предприятий сельского хозяйства, ведущие свою деятельность по долгосрочным договорам и заявкам с сельхозпредприятиями и администрацией области, зарекомендовавшие себя четким исполнением договорных обязательств.
Одним из новшеств на ООО «Грайворонские корма» является открытие складского логистического центра. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Продвижение материальных потоков осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники: транспортных средств, погрузочно-разгрузочных машин и т. д.
В логистический процесс вовлечены различные здания, сооружения, ход процесса существенно зависит от степени подготовленности к нему, самых движущихся накапливаемых в запасах грузов, совокупность производительных сил, обеспечивающих прохождение грузов лучше или хуже, всегда как-то организованна.
Логистика позволяет минимизировать товарные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования, позволяет существенно сократить время доставки товаров, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Подводя итоги, следует отметить, что главным направлением развития ООО «Грайворонские корма» является обеспечение прибыльности путём рациональной организации производственного процесса, включая управление и развитие инновационной базы, эффективное использование кадрового потенциала, а также наращивание объёмов производства и реализации продукции, обеспечивая устойчивую конкурентоспособность.
Инновационная деятельность ООО «Грайворонские корма», успешно действующего на рынке, развивается широким фронтом и распространяется на соответствующие организационные подразделения. Основными направлениями внедрения новшеств являлись техническое развитие, развитие ассортимента, улучшение качества продукции, финансовая и экономическая политика.
Глава 3. Предложения по совершенствованию управления инновационными процессами ООО «Грайворонские корма»
В Белгородской области уже не первый год происходит значительный рост производства мяса птицы и свинины, а мясные отрасли животноводства являются основными потребителями фуражного зерна. В настоящее время многие комбикормовые производства области работают «с колес», то есть перерабатывают зерно, поступающее из других регионов. Это говорит о сложившемся дефиците фуражного зерна.
Следуя вышеуказанным направлениям, далее предлагается инновационный проект, разработанный для ООО «Грайворонские корма»
Название проекта
: Производство кормов для молочного комплекса на 4 680 голов в Грайворонском районе Белгородской области.
Цель проекта
: Производство продукции растениеводства в целях обеспечения кормовой базы ООО «Грайворонская молочная компания».
Инициатором и оператором проекта является сельскохозяйственное предприятие ООО «Грайворонские корма».
Другие участники проекта:
− российские компании «Эконива», «Юпитер» - поставщики сельскохозяйственной техники и оборудования;
− российские компании - поставщики семян, удобрений, средств защиты растений и топливных ресурсов (проводится конкурсный отбор);
− ООО «Ариадна» (г. Белгород) - генеральный подрядчик по строительству вспомогательных объектов предприятия.
Стоимость проекта
Общая стоимость проекта составляет 225,2 млн. руб. ($ 8,7 млн.), из них:
− потребность в финансировании капитальных вложений – 122,94 млн. руб. ($ 4,75 млн.);
− потребность в финансировании затрат на формирование МТБ – 15,0 млн. руб. ($ 0,58 млн.);
− потребность в финансировании затрат на текущую деятельность – 87,26 млн. руб. ($ 3,4 млн.).
Срок реализации проекта
В качестве расчетного срока реализации проекта принят период 8 лет – наиболее вероятный срок физического и морального износа основных производственных фондов предприятия.
Суть проекта
Предполагается реализация инвестиционного проекта на базе сельскохозяйственного предприятия ООО «Грайворонские корма». Основной вид деятельности предприятия – производство продукции растениеводства на основе современных высокоэффективных технологий с целью обеспечения кормовой базы молочно-товарных ферм ООО «Грайворонская молочная компания».
В рамках проекта предусматривается использовать земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 7 500 га, которые располагаются в Грайворонском районе Белгородской области. Из них 10 % земель находятся в собственности владельцев земельных паев, 80 % в собственности областного земельного фонда, а остальные 10 % – в собственности районного земельного фонда. В настоящее время проводится работа по заключению договоров краткосрочной аренды на указанные объемы земель и подготовка плана мероприятий по оформлению долгосрочной аренды земель.
В настоящее время в ООО «Грайворонские корма» идет укомплектование штата компании, привлекаются высококлассные специалисты агропроизводства высшего и среднего звена, которые имеют не только высокий профессиональный управленческий опыт, но и способны вести хозяйственную деятельность в рыночных условиях и внедрять передовые аграрные технологии производства. Таким образом, будет сформирована команда специалистов, которая способна решать задачи по созданию и успешному функционированию агропредприятия.
Проектом предполагается использовать кредитные и заемные средства для приобретение сельскохозяйственной техники, навесного оборудования, автомобильного транспорта, на формирование материально-технической базы, а также для финансирования текущей производственной деятельности.
На первом этапе реализации проекта в 2011 году планируется, что обработка земель, проведение весеннего сева, уход и уборка зерновых и кормовых культур будет осуществляться за счет услуг, предоставляемых ООО «Борисовская зерновая компания», которая входит в группу компаний. Это связано с необходимостью обеспечить кормами поголовье животных ООО «Грайворонские молочные фермы» уже в 2011 году, а существующая материально-техническая база (основные фонды) ООО «Грайворонские корма» не способна обеспечить выполнение запланированного объема полевых работ.
При производстве продукции растениеводства планируется применять современную ресурсосберегающую технологию, современные гибриды и сорта зернобобовых культур с высокой потенциальной урожайностью, что позволит не только значительно снизить издержки производства, но и повысить урожайность основных культур, что прямым образом влияет на себестоимость продукции.
В настоящее время в ООО «Грайворонские корма» идет укомплектование штата компании, привлекаются высококлассные специалисты агропроизводства высшего и среднего звена, которые имеют не только высокий профессиональный управленческий опыт, но и способны вести хозяйственную деятельность в рыночных условиях и внедрять передовые аграрные технологии производства. Таким образом, будет сформирована команда специалистов, которая способна решать задачи по созданию и успешному функционированию агропредприятия.
Текущая стадия проекта – инвестиционная фаза. Началось финансирование проекта за счет привлечения заемных средств в размере 47,56 млн. рублей для обеспечения полевых работ.
Проектом предполагается использовать кредитные и заемные средства для приобретение сельскохозяйственной техники, навесного оборудования, автомобильного транспорта, на формирование материально-технической базы, а также для финансирования текущей производственной деятельности.
Подготовка проекта проводилась специалистами компании ООО « ГК Агро-Белогорье » и ООО «Грайворонские корма» с привлечением авторитетных специалистов отрасли сельского хозяйства Белгородской области.
Для разработки бизнес-плана использовались: материалы основных потенциальных участников проекта и их предпроектные расчеты, технологические характеристики основных видов сырьевых ресурсов, необходимых для ведения производственной деятельности, законодательные акты и нормативы РФ, отраслевые нормы и показатели, материалы Института коньюктуры аграрного рынка.
Расчет экономической эффективности проекта выполнен в соответствии с Типовой методикой проведения технико-экономических обоснований проектов по международным требованиям, утвержденной Министерством науки и технической политики России 21 июля 1994 года с учетом Методических рекомендаций по подготовке бизнес-планов проектов государственной инвестиционной программы, утвержденных Постановлением Правительства России от 22 ноября 1997 года № 1470.
К настоящему времени достигнуто:
− разработан бизнес-план инвестиционного проекта;
− проводится работа по подготовке документов для применения предприятием льготного режима налогообложения по налогу на имущество;
− проводится работа по подготовке документов в МСХ РФ по вопросу субсидирования банковской процентной ставки;
− определен круг основных участников проекта;
− ведется набор основного персонала предприятия;
− заключены предварительные договоры на поставку сельскохозяйственной техники и оборудования;
− заключены предварительные договоры на поставку для предприятия основных видов сырьевых ресурсов;
− совместно с земельным фондом Белгородской области и администрацией Грайворонского района определены участки землепользования;
− проводится работа для заключения краткосрочных договоров аренды на землю;
− определены основные потребители товарной продукции предприятия, с которыми заключены договоры поставки продукции.
− наличие основного потребителя продукции – ООО «Грайворонские молочные фермы» на основе долгосрочных отношений;
− повышение рыночного спроса на продукцию растениеводства – зерновые культуры (пшеница, ячмень, кукуруза) в Белгородской области;
− наличие земель сельскохозяйственного назначения для ведения производственной деятельности;
− наличие специалистов сельского хозяйства с опытом практической работы по новым высокопроизводительным технологиям;
− государственная политика, направленная на защиту отечественного сельскохозяйственного производителя;
− управление проектом квалифицированными менеджерами и научное сопровождение экспертами сельского хозяйства;
− благоприятное планируемое месторасположение объектов проекта, удовлетворяющее требованиям производства;
− социальная значимость проекта для жителей Грайворонского района;
− благоприятная тенденция социально-экономического развития Белгородской области.
Источники финансирования проекта
Предполагается, что финансирование проекта будет осуществляться из двух источников:
− кредит Сбербанка РФ в размере 70 % от общей стоимости проекта, что составляет 157,64 млн. руб.;
− небанковское финансирование (займ) и собственные средства владельцев проекта в размере 30 % от общей стоимости проекта, что составляет 67,56 млн. руб.
В целях планирования рационального и оптимального использования ресурсов, привлекаемых для создания и успешной эксплуатации основных средств предприятия, работы по реализации проекта условно разбиты на четыре основных переходящих взаимосвязанных этапа.
Основные этапы реализации проекта:
1 этап – Организационный
На этом этапе происходит предпроектное планирование и осуществляется исследовательская фаза проекта. Принимаются решения о местонахождении объектов будущего производства, организационные и другие решения высокого уровня, а также разрабатывается экономическое обоснование проекта.
2 этап – Подготовительный
Этот этап включает основные подготовительные мероприятия для проведения работ по внедрению проекта. В него входит: отбор партнеров по проекту, заключение контрактов на поставку сельскохозяйственной техники и технологического оборудования, заключение инвестиционного контракта и начало финансирования проекта, разработка и согласование с участниками проекта сетевого графика выполнения работ, оформление арендных отношений с собственниками земельных участков, подбор основного производственного персонала.
Данный этап является основой успеха в реализации проекта, так как здесь происходит трансформация стратегического замысла в реальное воплощение. При этом важно из множества предлагаемых технологических решений и условий партнерства выбрать самые оптимальные и максимально способствующие успешному достижению целей и эффективному решению задач проекта. При этом немаловажную роль должен играть опыт в решении подобных задач менеджментом и основными партнерами по проекту.
3 этап – Внедрение проекта и начало операций
На данном этапе производится поставка в хозяйство техники и оборудования, согласно заключенным контрактам, и подготовка ее к эксплуатации. Производятся дополнительные обследования почв, корректируются планы проведения полевых работ, ведется подготовка специалистов, проходят согласования графики поставки сырьевых ресурсов. Этот этап является наиболее трудоемким, на нем осуществляется обновление основных производственных фондов и происходит отладка взаимодействия всех производственных звеньев. Он характеризуется как самый сложный в плане управления, так как происходит зависимое взаимодействие всех участников проекта. Непредвиденные срывы выполнения работ и поставок могут привести к неоправданным излишним расходам денежных средств и увеличению инвестиционной фазы, что в конечном итоге может негативно сказаться на проекте в целом.
4 этап – Производственный процесс
Этот период деятельности связан с непосредственным началом полевых работ, поэтапным вводом земель в севооборот в соответствии со структурой посевных площадей, а также с производством продукции.
Таким образом, можно сделать вывод, что проведенный анализ данных, материалов и основных показателей эффективности инвестиционного проекта, позволяет считать рассматриваемый проект целесообразным и реализуемым при принятых условиях его осуществления.
Заключение
Жизнедеятельность современного человека, тем более освоение новых областей знаний, техники и технологий, требует четкого определения используемых в этих процессах понятий. Для успешного создания и внедрения эффективной инновации необходимо понимать сущность самих понятий «инновация», «инновационный процесс».
Инновационный процесс - процесс преобразования научных знаний в инновацию. Главная его черта - обязательное завершение инновации, т. е. получение результата, пригодного для практической реализации. Инновационный процесс имеет социальную значимость, так как процесс происходит в социальной среде, вызывает к жизни социальные потребности и сопровождается процессом социальных изменений. Поэтому при исследовании, планировании и управлении инновационными процессами необходимо учитывать их социальные последствия.
Инновации необходимо внедрять поэтапно, так как предприятие и его работники могут выдержать лишь ограниченное число изменений.
Главным вопросом управления работой по развитию является равновесие между изменениями и стабильностью. Основным в управлении развитием представляется умение видеть состояние целей деятельности предприятия в динамике. Цель - это направление, а не пункт назначения, поэтому достижение цели предполагает постоянную готовность к инновациям и реагирование на необходимость внутренних и внешних инноваций.
Для успешного осуществления инноваций необходимы адаптация к требованиям рынка, технологическое превосходство товара, стремление к выпуску новых товаров, использование оценочных процедур, благоприятная конкурентная среда, соответствующие организационные структуры.
Предполагается реализация инвестиционного проекта на базе сельскохозяйственного предприятия ООО «Грайворонские корма». Основной вид деятельности предприятия – производство продукции растениеводства на основе современных высокоэффективных технологий с целью обеспечения кормовой базы молочно-товарных ферм ООО «Грайворонская молочная компания».
Название проекта
: Производство кормов для молочного комплекса на 4 680 голов в Грайворонском районе Белгородской области.
Цель проекта
: Производство продукции растениеводства в целях обеспечения кормовой базы ООО «Грайворонская молочная компания».
В рамках проекта предусматривается использовать земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 7 500 га, которые располагаются в Грайворонском районе Белгородской области. Из них 10 % земель находятся в собственности владельцев земельных паев, 80 % в собственности областного земельного фонда, а остальные 10 % – в собственности районного земельного фонда. В настоящее время проводится работа по заключению договоров краткосрочной аренды на указанные объемы земель и подготовка плана мероприятий по оформлению долгосрочной аренды земель.
В настоящее время в ООО «Грайворонские корма» идет укомплектование штата компании, привлекаются высококлассные специалисты агропроизводства высшего и среднего звена, которые имеют не только высокий профессиональный управленческий опыт, но и способны вести хозяйственную деятельность в рыночных условиях и внедрять передовые аграрные технологии производства. Таким образом, будет сформирована команда специалистов, которая способна решать задачи по созданию и успешному функционированию агропредприятия.
Проектом предполагается использовать кредитные и заемные средства для приобретение сельскохозяйственной техники, навесного оборудования, автомобильного транспорта, на формирование материально-технической базы, а также для финансирования текущей производственной деятельности.
Предполагается, что финансирование проекта будет осуществляться из двух источников:
− кредит Сбербанка РФ в размере 70 % от общей стоимости проекта, что составляет 157,64 млн. руб.;
− небанковское финансирование (займ) и собственные средства владельцев проекта в размере 30 % от общей стоимости проекта, что составляет 67,56 млн. руб.
В разрезе настоящего инвестиционного проекта ООО «Грайворонские корма» - предприятием будут производиться не только кормовые культуры и фуражное зерно для КРС по регулируемо-договорным ценам реализации, но и зерно для реализации по сложившимся рыночным ценам. Потребность зернового рынка Белгородской области превышает существующее производство, поэтому можно говорить о том, что спрос на зерно, производимое ООО «Грайворонские корма» для реализации на рынке, будет обеспечен. Кроме того, предприятием заключены контракты на сбыт объемов зерна, предназначенного для реализации на рынке.
Проектом предполагается качественное преобразование существующего сельскохозяйственного предприятия в целях организации производства кормовых и зернобобовых культур на основе применения современных высокоэффективных технологий и оборудования для обеспечения кормовой базы молочного комплекса ООО «Грайворонская молочная компания». Производственные мощности предприятия и земельные угодья располагаются в Грайворонском районе Белгородской области на площадях 7,5 тыс. га.
Таким образом, проведенный анализ данных, материалов и основных показателей эффективности инвестиционного проекта, позволяет считать рассматриваемый проект целесообразным и реализуемым при принятых условиях его осуществления.
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: 2010.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: 2010.
3. Абрамешин А.Е., Аксенов С.Н., Воронина Т.П. Менеджмент инновационной организации: Учебное пособие. М.: Европейский центр по качеству, 2007. -408 с.
4. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия / Под ред. Журавкова И.В., Власова В.М., Крылов Э.И. М.: Финансы и статистика, 2006. - 395 с.
5. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009.- 350 с.
6. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом. М.: Юнити, 2008.- 364 с.
7. Васильева Л.Н., Муравьева Е.А. Методы управления инновационной деятельностью . М.: Омега-Л, 2006. -313 с.
8. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятиях. М.: Логос, 2008. -371 с.
9. Гаврилов С.Л. Совмещенный подход к экономической оценке потенциальной эффективности инновационных проектов. М.: Логос, 2007.- 210 с.
10. Гринёв В.Ф. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: МАУП, 2007.-187 с.
11. Гунин В.Н., Баранчеев В.П. Управление инновациями. М.: ИНФРА-М, 2007. -418 с.
12. Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. М.: Теис, 2009. – 305 с.
13. Донцова Л.В. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, риски // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 3. С.19-23.
14. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- 205 с.
15. Инновационный менеджмент / Под ред. Оголева Л.Н. М.: Инфра-М, 2008. - 395 с.
16. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я.Горфинкеля. М.: Вузовский учебник, 2007.- 365 с.
17. Коробейников О.П. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 4. С.47-49.
18. Кристенсен К.М., Рейнор М. Решение проблемы инноваций в бизнесе: Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост. М.: Альпина, 2006.- 379 с.
19. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2008.- 402 с.
20. Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. Эффективное управление инновационными проектами // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 4. С.17-23.
21. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. М.: ИНФРА-М, 2007.- 392 с.
22. Половинкин П.Д. Риск в инновационной деятельности. М.: Омега-Л, 2006. -320с.
23. Попов В.Л. Управление инвестиционными проектами: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2009.- 336 с.
24. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2008.- 502 с.
25. Фролова Н.А. Разработка бизнес-плана инновационного проекта фирмой. Учебное пособие. М.: МНЭПУ, 2006.- 325 с.
26. Шленов Ю.В. Управление инновациями: В 3 книгах. Книга 2: Управление финансами в инновационных процессах. М.: Высшая школа, 2007. -304 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Художественное время в сказках и былинах |
Реферат | The Development of foreign trade of Ukraine |
Реферат | Статистика производительности труда |
Реферат | Цифра в публицистическом тексте |
Реферат | Язык как система |
Реферат | Costs and income of enterprises |
Реферат | Обезвреживание токсических веществ в организме. Биотрансформация лекарств |
Реферат | U.S. Economy |
Реферат | Что написано на заборе Или "Пойми меня, если сможешь!" |
Реферат | Aнaлиз динaмики и структуры ВВП зa 2004-2009 гoды |
Реферат | Creating Market Economy in Eastern Europe |
Реферат | Аграрный кризис |
Реферат | «Пакет» для малого бизнеса |
Реферат | Имя существительное как часть речи |
Реферат | Агенты рыночные и нерыночные |