Реферат по предмету "История"


Николай Иванович Костомаров

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Реферат на тему выполнил студент 1 курса физического факультета группы РФ-2 Носырев А.В. научный руководитель Короткий Н.С. Краснодар, 1998. Среди титанов российской исторической мысли XIXв рядом с Н. М. Карамзиным, С. М. Соловьевым, В. О. Ключевским, занимает видное место Николай Иванович

Костомаров псевдонимы Иеремия Галка, Иван Богучаров. Творчество русско-украинского ученого историка и археографа, фольклориста и этнографа, поэта и просветителя оказало большое влияние на духовное развитие современников и долго еще будет жить в памяти благодарных потомков. Костомаров родился 4 16 мая 1817 года в слободе Юрасовка, ныне Ольховатского района Воронежской области, в семье помещика, отставного капитана

Ивана Петровича Костомарова и крепостной Татьяны Петровны Мельниковой впоследствии Т. П. Костомарова. Будущий великий историк сменил много учебных заведений, большей частью по причине неудовлетворенности уровнем преподаваемых знаний. Из воронежского пансиона, куда его отдала мать, он перешел сразу в третий из четырех классов гимназии, а затем, в возрасте 16 лет, единственный из всех гимназистов поступил на историко-филологический факультет

Харьковского. Не найдя и здесь серьезного преподавания, юноша погружается в античность и совершенствует языки, прибавив к ним итальянский, пока на третьем курсе не знакомится с новым профессором всеобщей истории М. М. Луниным отныне судьбой Костомарова стала история. Вспоминая впоследствии годы учебы в университете, ученый отмечал, что если бы не было в университете Лунина, то время, проведенное в звании студента, надобно было бы считать потеряным

Н. И. Костомаров в 1817-1860 гг. Рус. Старина, 1891, 2, с.486. Последние полгода до выпускных экзаменов Николай Иванович болел оспой и был сочтен умершим, но, еще нетвердо держась на ногах, прибыл на сессию для дальнейшего пути в науку бастард должен был получить степень кандидата за отличие. Он сдал отлично все выпускные экзамены и уехал домой, где узнал, что лишен степени за оценку хорошо по богословию, полученную на первом курсе.

В январе следующего 1837 года пересдал все экзамены и 8 декабря 1837 года Советом университета был утвержден в степени кандидата, о чем получил свидетельство 28 ноября 1838 года. Одновременно, служа юнкером в Кинбурнском драгунском полку, он разобрал великолепный местный архив и подготовил к печати историю Острогожского казачьего полка с приложением основных документов, мечтая составить историю всей слободской Украины Автобиография

Н. И. Костомарова. С. 27 рукопись эта сгинула в полиции после ареста. Никакие обстоятельства не могли заставить Николая Ивановича свернуть с пути, о котором сам он говорил так История сделалась для меня любимым до страсти предметом я читал много всякого рода исторических книг, вдумывался в науку и пришел к такому вопросу отчего это во всех историях толкуют о выдающихся государственных

деятелях, иногда о законах и учреждениях, но как будто пренебрегают жизнью народной массы Бедный мужик, земледелец-труженик, как будто не существует для истории отчего история не говорит нам ничего о его быте, о его духовной жизни, о его чувствованиях, способе его радостей и печалей Но с чего начать Конечно, с изучения своего русского народа а так как я жил тогда в Малороссии, то и начать с его малорусской ветви. Эта мысль обратила меня к чтению народных памятников.

Автобиография Н. И. Костомарова. С. 28 Большую роль в пробуждении и развитии у Н. И. Костомарова интереса к жизни и историческому прошлому народа, преимущественно в сфере фольклористики и этнографии, сыграло его личное знакомство с Г. Ф. Квиткой, И. И. Срезневским, А. Л. Метлинским, А. О. Корсуном и другими известными литераторами и учеными, а также его ознакомление с их творчеством и историческими

думами, народными сказками и пересказами. Как поэт-романтик Н. И. Костомаров соединил в своем творчестве исторические и легендарные мотивы, внес в перепевы из украинского фольклора, конкретные черты исторического прошлого из вступительной статьи Е. С. Шаблиовского в издании Костомаров М. I. Твори, т. 1, с. 12. Вообще, характеризуя Н. И. Костомаров, уместно отметить, что он любил слушать музыкальные

произведения Л. Ван Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Листа, ему очень нравилась музыка М.И.Глинки, Н. И. Лысенко, он читал наизусть на языке подлинника стихи И. Гете, Божественную комедию Данте, не говоря уже о произведениях русских авторов и родного творчества, которые ученый знал превосходно ему, например, не составляло труда прочесть по памяти былину Садко. Осенью 1840г. Н. И. Костомаров сдал магистерский экзамен и получил разрешение писать диссертацию

на избранную тему. В 1841г. Он подал на факультет исследование О причинах и характере унии в Западной России, которое через год было принято к защите. Но церковная власть, царская цензура и правительство пришли к выводу о том, что оно не достойно ученой диссертации как по характеру темы, так и по причине широко приводимого фактического материала о безнравственности духовенства, тяжелых поборах с народных масс, а главное о восстаниях крестьян и казаков.

По распоряжению министра просвещения С. Уварова все напечатанные экземпляры этой работы следовало уничтожить. Но все-таки остались три уникальных экземпляра книги, являющейся сегодня большой библиографической редкостью. Н. И. Костомарову разрешили писать диссертацию на другую тему. Во второй диссертации Н. И. Костомаров провел, как он выразился, свою задушевную мысль об изучении истории на основании народных памятников и знакомства с народом, обращении к жизни народа в ее многообразии,

тем самым поставив одним из первых в то время украинской историографии новую актуальнейшую проблему и занял в науке своеобразное место на общем фоне военно-административной истории. Весной 1843 г. Н. И. Костомаров подал на факультет диссертацию на тему Об историческом значении русской народной поэзии и защитил ее. 13 января 1844 года он получил степень магистра исторических наук.

Это была первая на Украине диссертация этнографического характера. Основной задачей общества Н. И. Костомаров считал распространение идей славянской взаимности как путями воспитания, так и путями литературными Автобиография Н. И. Костомарова. с.187,188. Таким образом, еще до возникновения Кирилло-Мефодиевсого общества Н. И. Костомаров придерживался умеренных взглядов и видел главную цель

прежде всего в распространении идеи единения славянских народов. В условиях николаевской реакции пропаганда идеи освобождения имела большое общественно-политическое значение. Но отстаиваемый Н. И. Костомаровым мирный путь ее воплощения был ошибочным, по сути буржуазно-либеральным. Уже тогда исторические события в России убеждали, что действительное освобождение народам могут обеспечить только социальные революции Iсторiя

Украiнскоi РСР, т. 3, с.125. Предшествовало Кирилло-Мефодиевскому обществу тайное общество при Киевском университете, входившее в организацию Ш. Конарского. Оно вело пропаганду среди студентов университета и населения, распространяло революционную эмигрантскую литературу, в том числе произведения А.Мицкевича, среди них Книги народа польского и польского пиллигримства, давшие мысль кирилло-мефодиевцам

написать Книги бытия украинского народа. Идея революционного объединения славян , пропагандировавшаяся кирилло-мефодиевцами, возникла у них по примеру и под влиянием такой же идеи декабристов Автобиография Н. И. Костомарова. -Рус. Мысль, 1885, кн. 5, с.210 212. Наряду с этим следует подчеркнуть, что Книга бытия украинского народа, выражая сущность либерально-буржуазного крыла общества содержат ряд

ошибочных положений о мессианской роли Украины с якобы присущим ей демократизмом, идеалистически трактуют исторический процесс и вопросы истории Украины. В июне 1864 г. Н. И. Костомаров после выступления на заседании Совета с пробной лекцией был единогласно утвержден преподавателем русской истории Киевсого университета, а с 1 августа того же года его утвердили адъюнктом на кафедре русской истории. В марте 1847 г. Адъюнкт-профессору

Н. И. Костомарову на его прошение в Совет университета было выдано свидетельство, разрешающее вступить в брак с А. Л. Крагельской Киевский городской архив, ф. 16, оп. 286, ед. Хр. 10, л. 3,4. В марте этого же года Кирилло-Мефодиевсое общество в результате доноса подверглось разгрому царской властью. Видные его члены были арестованы и после следствия были приговорены к заключению или ссылке.

Н. И. Костомарова приговорили к годичному заточению в Алексеевском равелине Петропавловской крепости и административной ссылке в Саратов, где он находился без выезда до 1852 г. Вначале Н. И. Костомаров был приговорен к бессрочной ссылке в Вятку. Свадьба Н. И. Костомарова с А. Л. Крагельской, назначенная на 30 марта 1847 г не состоялась,

так как накануне он был арестован и в день предполагавшегося венчания отправлен под стражей в Петербург. 24 июня 1848 г. Н. И. Костомарова сослали в Саратов, где он познакомился с А. Н. Пыпиным, Д. Л. Мордовцевым, подружился с Н. Г. Чернышевским. Благотворительное влияние друг на друга Чернышевсого и Костомарова не вызывает сомнения, хотя оно и не было равнозначным.

Естественно, преобладало и дало ощутимые положительные результаты воздействие на Н. И. Костомарова гиганта свободной мысли Н. Г. Чернышевского. Основное требование Н. И. Костомарова к историку состояло в том, чтобы его труды имели целью строгую, неумолимую истину и не потакали застарелым предубеждениям национального чванства Костомаров Погодину Голос, 1864, 62. Относительно замечаний в его адрес о свободном обращении с источниками

и сочинительстве истории Карпов Г. Критический обзор разработки главных русских источников, до истории Малороссии относящихся, за время 8 января 1654 30-е мая 1672 года. М 1870, то именно в этом ученый видел призвание историка, ибо сочинять историю, по его понятию, значит уразумевать смысл событий , давать им разумную связь и стройный вид, не ограничиваясь переписыванием документов. Очертить в немногих главах, представить в сжатом виде исторические явления можно только

тогда, считал он, когда мы изучили их подробности, когда мы владеем большим запасом фактов Богучаров И. Лекции по истории Западной России М. Кояловича, 1864. В кн. Научно-публицистические и полемические писания Костомарова, с. 211. Н. И. Костомаров признавал поступательное развитие человеческого общества и отрицательно относился к мнению о возможности поворота вспять хода исторической жизни.

Но при этом ученый глубоко ошибался, с утверждая, что дело истории исследовать причины частных явлений, а не причину причин. Он также отвергал теорию, согласно которой следует признавать в истории лучшим все, что случилось позже, но то, что уже свершилось, считал необходимым рассматривать, как совершенное Костомаров Н. О значении Великого Новгорода в русской истории. Собр. Соч кн. 1, т. 1, с. 212-213 Отсюда, не обольщаясь отменой крепостного права в

России, Н. И. Костомаров все же усматривал в этом событии новые зачатки в ее истории Костомаров Н. О значении Великого Новгорода в русской истории. Собр. Соч кн. 1, т. 1, с. 213-214. Следовательно, костомаровская схема истории России построенная на теории борьбы двух начал удельно-вечевого и единодержавного, не исключала своего продолжения. Из современных ему историков Н. И. Костомаров выделял

С. М. Соловьева как представителя государственного направления. Он подчеркивал его заслуги в установлении связей между новым временем и давно прошедшим. Ученый отметил вклад в русскую историю К. С. Аксакова, обратив внимание на насильственное осветление славянофилами старины Рус. Слово, 1861, 2, с. 16 Н. И. Костомаров был религиозен, но, несмотря на это, понимал, что религия, в вульгарном смысле, нисходила

до ханжества или бессмысленной приверженности к символической букве и в форме церкви освящала законность всех условий общественного и политического быта, в которых виделись темные стороны. Он написал по этому поводу Видя зло, не могу помириться с бесконечною любовью творца Есть ли на самом деле промысел божий Рус. Обозрение, 1895, 7, с. 175 Н. И. Костомаров написал несколько работ по церковной истории

Великорусские религиозные вольнодумцы в XVI веке Матвей Башкин и его соучастники. Феодосий Косой, Воспоминания о молоканах, История ракола у раскольников и др. и, хотя специально не занимался изучением раскола, высказал ряд соображений направивших на правильный путь других ученых. Безосновательными порой для того времени было обвинения

Н. И. Костомарова в сепаратизме, которые сам он находил несообразными и несправедливыми. В конце 60-х Киевский и Харьковский университеты неоднократно приглашали Н. И. Костомарова к себе, но он не был допущен к преподаванию в университете, о чем он писал Министр объявляет мне, что он не утвердит меня ни в один университет и что если я хожу по Петербургу цел и невредим, то за это следует благодарить господа бога

Рус. Старина, 1886, 5, с. 333. Затем, чтобы решить этот вопрос раз и навсегда, Министерство народного просвещения закрепило за Н. И. Костомаро-вым профессорское жалование, лишив его возможности преподавать. В 1862 г. Н. И. Костомаров взялся за издание научно-популярных книг для народа, в чем был поддержал Н.Г.Чернышевским. Он настойчиво обосновывал и в прессе полезность издания такой литературы.

Данное предприятие материально поддержали М. Лазаревский, Ф.Метлинский и многие другие, но вышедший в 1863 г. Циркуляр министра внутренних дел Валуева, запрещавший издание литературы на украинском языке, вынудил его прекратить начатое дело. После 1847 года Н. И. Костомаров постоянно находился под наблюдением тайной полиции.

Основной костомаровской концепцией истории являлось признание у всех народов федеративных начал, из которых должна была сложиться федерация. Поэтому он придавал большое значение изучению удельно-вечевого мира и видел в этом важнейшую подмогу для уразумения настоящего, более того для практических целей и в настоящем, и в будущем Костомаров Н. И. Собр. Соч кн. 1, т. 1, с. 201.С классовой точки зрения костомаровская федералистическая концепция идейно обосновывала

борьбу за буржуазную республику или федерацию таких республик. Н. И. Костомаров рассматривал Древнюю Русь не как федерацию, сложившуюся в политическое государство, а с наличием федеративных начал, из которых могла бы при определенных условиях сложиться федерация. Можно ли ручаться, замечал ученый, за совершенную прочность и незыблемую крепость новейших таких федераций, на которые указывают в опровержение нам, когда мы прилагаем этот термин к русской истории удельно-вечевого

уклада, История Америки, писал он, не только Южной, но и Северной, Соединенных Штатов, достаточно дает отрицательный ответ Киев. Старина, 1883, 4, с. 901 По мнению. Н. И. Костомарова , коварство и насилие будут в государственных отношениях до тех пор, пока люди не додумаются устроить свое общество на иных началах. В начале 1875 г. Н. И. Костомаров тяжело заболел.

В это время скончалась его мать Татьяна Петровна. После смерти матери творческую деятельность историка поддерживала А. Л. Костомарова, обвенчавшаяся с ним 9 мая 1875 г. Полт. Губерн. ведомости, 1894, 73 В воспоминаниях о Н. И. Костомарове довольно часто встречаем замечения по поводу того, что чем крупнее, импозантнее были события и явления конца 70-х начала 80-х годов, тем упорнее он углублялся в изучение исторического прошлого,

полагая, что, не уразумев настоящим образом этого прошлого, нельзя уразуметь и настоящего Киев. Старина, 1895, 4, с. 30 Лето 1883 г. Н. И. Костомаров провел на Украине. Состояние его здоровья резко ухудшилось, но, несмотря на это, зиму он работал в архиве. Весной 1884 г. Историк снова покинул Петербург и уехал на Украину, его мечтой было окончить жизнь в Киеве. По возвращению в

Петербург осенью Н. И. Костомарова уже почти не оставляла болезнь, но он трудился, подготовил к печати Семейный быт в произведениях южнорусского народного песенного творчества, а также все необходимые материалы для монографии о М. В. Ломоносове Киев. Старина, 1885, 6, с. 233-234 начал писать исторический очерк из времен бироновщины, которому суждено было остаться незаконченным. В марте 1885 г. Н. И. Костомаров высказал пожелание еще раз увидеть картину

И. Е. Репина Иван Грозный и его сын Иван, в которой, по его мнению, художественно воспроизведен характер этой исторической личности. В выставочный зал историка внесли на руках и усадили в кресло. По воспоминанию А. Л. Костомаровой, на вопрос находившегося в то время в зале И. Е. Репина Какого мнения вы об этой картине, Николай Иванович он ответил Да вот такого, что не хотел умереть, не взглянувши еще раз

А я уже был здесь недавно Костоварова А. Последние годы жизни Н. И. Костомарова, с. 479-490 7 апреля 1885 г. Н. И. Костомаров умер в Петербурге в доме 4 на Васильевском острове, в соей квартире, долгое время являвшейся местом встреч многих передовых деятелей науки, культуры и искусства. Список использованной литературы 1. И. Костомаров в 1817-1860 гг.

Рус. Старина, 1891, 2 2. Костомаров Н. И. Твори, т. 1 3. Iсторiя Украiнскоi РСР, т. 3 4. Автобиография Н. И. Костомарова. Рус. Мысль, 1885, кн. 5 5. Киевский городской архив, ф. 16, оп. 286, ед. Хр. 10, л. 3,4 6. Костомаров Погодину. Голос, 1864, 62 7. Карпов Г. Критический обзор разработки главных русских источников, до истории

Малороссии относящихся, за время 8 января 1654 30-е мая 1672 года. М 1870 8. Богучаров И. Лекции по истории Западной России М. Кояловича, 1864. В кн. Научно-публицистические и полемические писания Костомарова 9. Костомаров Н. О значении Великого Новгорода в русской истории. Собр. Соч кн. 1, т. 1 10. Рус. Слово, 1861, 2 11.

Рус. Обозрение, 1895, 7 12. Рус. Старина, 1886, 5 13. Костомаров Н. И. Собр. Соч кн. 1, т. 1 14. Полт. Губерн. ведомости, 1894, 73. 15. Киев. Старина, 1883, 4 16. Киев. Старина, 1885, 6 17. Киев. Старина, 1895, 4 18. Костомарова А. Последние годы жизни Н. И. Костомарова 19. Взгляды

Костомарова. Киев, Наукова думка, 1984.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дифференциальная психология
Реферат Финансовая система Республики Башкортостан
Реферат Устная публичная речь понятие особенности основные виды аргументов Оратор и его аудитория
Реферат Искушение Христа в пустыне (новозаветные сюжеты в живописи)
Реферат Автоматичні вимикачі
Реферат Тема великой отечественной войны в современной отечественной прозе по роману Ю. Бондарева Выбор
Реферат Управление процессом обслуживания покупателей в магазине Тайга г Благовещенск
Реферат Нарушение прав ребенка
Реферат Взгляды Ф. Ницше на историю как науку. Анализ эссе "О пользе и вреде истории для жизни"
Реферат Учет затрат и исчисление себестоимости продукции свиноводства
Реферат Государственная собственность в рыночной экономике России роль значения тенденции перспективы
Реферат Работа доменного цеха в ОАО "ММК"
Реферат Судебное решение 5
Реферат Литература - Топографическая анатомия общие принципы паллиативных операций на
Реферат Дети из социально-неблагополучных семей как объект профилактики злоупотребления наркотиками