Введение
1 История
1.1 Ранняя история
1.2 Европейская колонизация
1.3 Смешение рас и «своячество» (Cunhadismo)
2 Наследие тупи в современной Бразилии
2.1 Образ жизни
2.2 Лексика
2.3 Массовая культура
Список литературы
Введение
Тупи́ (исторически также известны под названием тупинамба — фактически названием одного из племён, входивших в эту общность) — одна из крупнейших этнических групп в составе индейцев Бразилии. Современная группа народов гуарани, обитающая на юге Бразилии, в Уругвае, Парагвае и на севере Аргентины, говорит на языке гуарани, родственном языку тупи.
1. История
1.1. Ранняя история
Как предполагают исследователи, изначально тупи населяли дождевые леса Амазонки, однако около 10-9 вв. до н. э. стали расселяться на юг и постепенно заняли побережье Атлантического океана.[1]
Народ тупи населял до прихода европейцев почти всё побережье Бразилии. В 1500 г. их численность, по современным оценкам, составляла около 1 миллиона человек — почти столько же, сколько в Португалии того времени. Тупи были разделены на несколько десятков племён, каждое из которых составляло от 300 до 2 000 человек, среди них: тупиниким, тупинамба, потигуара, табахара, каэтес, темимино, тамойос.
Тупи занимались земледелием: они выращивали кассаву, кукурузу, батат, бобы, арахис, табак, тыкву, хлопок и многие другие растения. Кстати, название овоща "топинамбур" в европейских языках происходит от названия племени (тупинамба), поскольку именно от индейцев позаимствовали эту культуру европейцы.
Нередко племена тупи конфликтовали с другими племенами региона или даже друг с другом. Представление о едином народе тупи у них отсутствовало, несмотря на общий язык. Во время войн тупи захватывали пленников с тем, чтобы позднее употребить их в пищу в ходе специальных ритуалов.[2]
Если верить воспоминаниям германского ландскнехта Ханса Штадена, участвовавшего в бразильских экспедициях конкистадоров, тупи (по крайней мере племя тупинамба, в плен к которому он попал), практиковали каннибализм, поскольку считали, что вместе с мясом противника усваивают его силу. Штаден не был съеден якобы потому, что всякий раз громко умолял о пощаде, а тупи не ели трусов, считая, что всякий, съевший труса, переймёт его трусость. Книга Штадена, опубликованная в 1557 году, получила широкую известность в Европе не в последнюю очередь из-за описания каннибальских ритуалов.[2]
1.2. Европейская колонизация
Начиная с XVI века тупи, как и другие индейские племена региона, подверглись культурной ассимиляции со стороны португальских колонизаторов, нередко обращались в рабство, что привело к почти полному их уничтожению, за исключением нескольких небольших общин, проживающих в индейских резервациях Бразилии.[2].
Смешение рас и «своячество» (Cunhadismo)
В формирование бразильского этноса внесли вклад различные народы, однако особенно весомым был вклад потомков тупи. Когда португальцы прибыли в Бразилию в XVI веке, первыми их встретили тупи. Вскоре распространились смешанные браки между португальскими поселенцами и местными женщинами, тем более, что португальцы редко привозили с собой женщин.[2]. Вместе с этим в колонии начал распространяться феномен «своячества», известный под названием «cunhadismo» (от португальского cunhado, «шурин»). «Своячество» по сути было старинной индейской традицией включения чужаков в свою общину. Индейцы предлагали европейцу девушку из своего племени в жёны, и если тот соглашался, он становился «свояком» для всех индейцев племени. Европейцы быстро усвоили многожёнство, распространённое среди индейцев, и один европеец мог иметь десятки индейских жён (temericуs).[2].
«Своячество» также использовалось для вербовки рабочей силы. Пользуясь многочисленными родственными связями, приобретёных через своих аборигенных жён-temericуs, португальцы использовали «свояков» для работы на себя, в первую очередь для рубки цезальпинии и погрузки древесины на корабли. В ходе этого процесса образовалась значительная популяция метисов, получивших в Бразилии название «мамелюко» и составившая подавляющее большинство населения этой страны. Без практики «своячества» португальцы едва ли закрепились бы в Бразилии, поскольку численность их была весьма мала, в особенности женщин.[2].
2. Наследие тупи в современной Бразилии
2.1. Образ жизни
Хотя чистокровные тупи в Бразилии исчезли — отчасти из-за тяжёлых условий рабства, отчасти из-за занесённых европейцами болезней — большую часть территории Бразилии заселили потомки тупи по материнской линии, которые в значительной мере унаследовали старинные традиции своего народа. Дарси Рибейру (Darcy Ribeiro) писал, что по своим характеристикам первые бразильцы были скорее тупи, чем португальцами, и даже креолизированный язык, на котором они говорили — «ньенгату» (Nheengatu), известный также под названием «лингва-жерал», служил в качестве лингва-франка в Бразилии вплоть до XVIII века[2]. Регион, где ныне находится штат Сан-Паулу, был центром культуры мамелюко, которые, под названием «бандейранте», постепенно распространились по всей территории Бразилии, вклюая регионы, где исторически тупи никогда не проживали. Именно эти метисы распространили иберийскую культуры по самым дальним уголкам страны. Они окультурили изолированные индейские племена и распространили креольский язык «лингва-жерал», который возник в 17 веке и в настоящее время почти вытеснен португальским, однако всё ещё существует в некоторых регионах Амазонии.
По образу жизни старые паулиста (жители Сан-Паулу) почти не отличались от индейцев. В семье языком общения был ньенгату (лингва-жерал). Земледелие, охота, рыболовство и сбор фруктов происходили так же, как и у индейцев. От тупи они отличались лишь использованием одежды, соли, металлических орудий, европейского оружия и ряда других европейских предметов.[2].
Когда области, где проживали метисы, стали подпадать под влияние капиталистической экономики, свойственные тупи характеристики стали постепенно утрачиваться. Португальский язык возобладал, а язык «лингва-жерал» практически исчез. Сельские традиции, происходившие от тупи, были вытеснены европейскими технологиями, поскольку сельское хозяйство в большей степени стало ориентироваться на экспорт[2].
2.2. Лексика
Португальский бразильский язык заимствовал немало слов из вымершего языка тупи, в частности, такие распространённые, как mingau, mirim, soco, cutucar, tiquinho, perereca, tatu. Из тупи происходят названия представителей местной фауны (например, arara (попугай «ара»), jacarй («южноамериканский аллигатор»), tucano («тукан») и флоры (mandioca («маниок»), abacaxi («ананас»). Из него же происходят ряд топонимов современной Бразилии (pt:Itaquaquecetuba, pt:Pindamonhangaba, pt:Caruaru, Ипанема и др).
Существуют и имена, происходящие из языка тупи — Ubirajara, Ubiratг, Moema, Jussara, Jurema, Janaнna и др.[3], однако они не говорят о том, что их носители действительно являются потомками тупи, а скорее являются отголосками бразильского национализма[4].
2.3. Массовая культура
Племя тупинамба было изображено в сатирическоом фильме 1971 года Нельсона Перейра дос Сантоса Какой вкусный был мой маленький француз (Como Era Gostoso o Meu Francкs).
Список литературы:
Saнda dos tupi-guaranis da Amazфnia pode ter ocorrido hб 2.900 anos
Darcy Ribeiro — O Povo Brasileiro, Vol. 07, 1997 (1997), pp. 28 to 33; 72 to 75 and 95 to 101."
Nomes
Cabral, Sйrgio. Antonio Carlos Jobim: uma Biografia. Petrуpolis, Lumiar, 1997. P. 39. http://books.google.com/books?ei=FNcvSteyGZiCyATy3rmzCA&client=firefox-a&id=PV9aAAAAMAAJ&dq=Ant%C3%B4nio+Carlos+Jobim%3A+uma+biografia&q=postura+nacionalista&pgis=1#search_anchor
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Тупи_(народ)
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |