Реферат по предмету "История"


Наука арабского Востока

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК 3. ЗНАЧЕНИЕ НАУКИ АРАБСКОГО ВОСТОКА 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28 ВВЕДЕНИЕ. Новый толчок к занятиям древней наукой зародился в странах Запада уже не на собственной почве, как во времена Теодориха, но исходил от восточного народа, до этог

о не игравшего почти никакой роли. В то время, как христианство захватило западные народы, ислам овладел всем Востоком. Новое учение распространялось огнем и мечом и продвигалось рука об руку с созданием арабами мировой державы. Восточная культура средних веков заслуживает названия арабской не столько по своему характеру, сколько ввиду того обстоятельства, что господствующим стал язык арабов. В истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест.

В свое время эта высокоразвитая самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада, уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру - право

и государство, философию и искусство, религию и науку, обладающих своей неповторимостью. Целью работы является изучение науки Арабского Востока. Для достижения цели ставятся три основные задачи: 1) изучить открытия в области естественных наук; 2) ознакомиться с гуманитарными науками; 3) определить значение науки Арабского Востока. Метод исследования: анализ литературы. Изучением науки Арабского Востока занимались многие ученые и историки. В «Истории науки»

В.А.Соломатина представлена эволюция взглядов на мир и природу с древнейших времен до нашего времени. Наука и ее история рассматриваются во взаимодействии с иными формами духовной культуры - мифологией, философией, религией, искусством. Об истории развития естествознания в его поныне сохранивших свое значение основах, а также в его отношениях к другим наукам, в особенности к философии, математике, медицине и технике можем узнать из трудов историка науки

Фридриха Даннемана. Также о многовековой истории алхимии можно узнать из трудов Рабинович В.Л. В них отражена алхимия как специфическое средневековое явление, выразительно запечатлевшее существенные черты культуры и мышления эпохи, предстает в исследовании как многогранный историко-культурный и идеологический комплекс. Известный востоковед, специалист по истории арабской философии А.В.Сагадеев в своей книге «Ибн-Рушд» предоставляет анализ мировоззрения гениального арабского мысл

ителя XII в. Ибн-Рушда, чье творчество ознаменовало вершину средневековой мысли мусульманского средневековья и оказало огромное воздействие на развитие западноевропейской философии XIII-XVI в.в. Изучением литературы Арабского Востока занимается Куделин А.Б. В исследованиях, представленных в книге «Арабская литература: поэтика, стилистика, типология взаимосвязи», прослеживается становление, развитие и трансформация принципов творчества в арабской литературе н

а протяжении длительного периода: от раннего Средневековья до новейшего времени. Центральное место в ней уделяется освещению на широком культурно-историческом фоне проблем поэтики и стилистики арабской литературы в эпоху господства традиционалистского типа художественного сознания, характеристике динамики поэтологических принципов в процессе перехода от архаической словесности к зрелому, письменному этапу средневековой литературы с последующим разложением этих принципов при формировании литературной системы Нового

времени. Рассмотрение вопросов поэтики и литературной типологии сочетается с анализом взаимодействия арабской литературы с другими литературами и выявлением специфических особенностей такого взаимодействия в различные литературные эпохи. В первой главе рассматривается характеристика естественных наук. Вторая глава посвящена характеристике гуманитарных наук. Третья глава отражает значение науки Арабского Востока.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК. В период между XII в. и эпохой Возрождения труды арабских ученых по всем областям знаний переводились и переписывались в Испании, Сицилии и Сирии, благодаря чему большинство их стало доступным в латинском переводе. Несмотря на сравнительно низкий уровень перевода и науки на Западе в те времена, эти латинские тексты способствовали возрождению тяги к знаниям в Западной Европе пери

ода позднего средневековья. Точные науки, математика и астрономия, а также медицина и фармакология были весьма полезны для развития цивилизации, ибо повышали уровень жизни населения и не угрожали идеологии ислама. Все это привело к развитию научных дисциплин без особых препятствий, к достижению ими высокого уровня. В области точных наук достижения арабских ученых были огромны. Возникшая арабская культура во многом восприняла достижения античного мира. Багдадские халифы покровительствовали наукам: земледелие требовало развит

ия геодезии, математики, военные походы и торговля стимулировали развитие географии, астрономии. На арабский язык были переведены сочинения греческих ученых, в частности Аристотеля, Птолемея, Архимеда. На арабский переводились и персидские, и индийские книги. Арабские ученые в целом восприняли и систематизировали знания античной цивилизации, придав им более рациональный характер. Прежде всего это касается математики и астрономии.

Астрономия всегда занимала видное место в философских построениях. Арабы без изменений приняли теорию Птолемея, основной труд которого они перевели под названием «Альмагест». Не внеся изменения в теоретические построения Птолемея, арабы существенно обогатили астрономию обширными наблюдениями, самыми точными для того времени. Выдающийся астроном и математик Ал-Батани (около 850—929) в 910 г. в «Книге по астрономии» уточнил данные Птолемея, произвел вычисления с тригонометрическими функциями. Им состав

лены таблицы тригонометрических функций, введено понятие «синус» («sinus»). Начиная с X в. для астрономических наблюдений арабские астрономы использовали секстант, радиус которого составлял 17 м. Одной из вершин средневековой астрономии являются исследования среднеазиатского ученого и государственного деятеля Улугбека (1394—1449). Его астрономическая обсерватория, построенная в 1429 г была оборудована уникальными приборами. В своем главном труде «Новые астрономические таблицы» Улугбек изложил теоретич

еские основы астрономии, указал положение 1018 звезд, привел таблицы движения планет, отличавшиеся высокой точностью. Астрономия служила стимулом к развитию математики, оставаясь важной сферой применения математических методов. Операции над числами стали более доступными после восприятия арабами в VIII в. позиционного принципа записи чисел, при котором значение каждой цифры определялось ее местом влево от конца цифрового ряда. Числовое значение увеличивалось в десять раз при перемещении цифры на одно место.

Этот принцип появился у индусов в V в а в Европу он попал под названием арабской цифровой системы в XII в. Слово «сифр» (отсюда — «цифра») по-арабски означало «нуль». Существенное развитие у арабов получила алгебра как метод оперирования с неизвестными величинами и тригонометрия, используемая арабами в астрономии и геодезии. [8:c.35] Крупнейшим математиком арабского Востока был Ал-Хорезми (787—850). Именно благодаря сочинениям Ал-Хорезми в арабском мире распространилась индийская

позиционная система записи чисел. Сохранился его трактат «Краткая книга об исчислении ал-джебры и ал-мукабалы». «Ал-джебр» и «ал-мукабала» означали две простейшие алгебраические операции при решении уравнений. От термина «ал-джебр» и возникло название раздела математики «алгебра». Имя Ал-Хорезми в латинизированной форме «Algorithmus» дало термин «алгоритм», означавший вначале систему десятичной позиционной арифметики. Позднее этот термин приобрел другой смысл, используемый сегодня. В математических сочинениях Омара Ха

йама (1040—1123) расширено понятие числа и на положительные иррациональные числа, изложено решение алгебраических уравнений до третьей степени включительно. Интересно отметить, что еще в прошлом веке история знала двух Хайамов: поэта Омара Хайама, автора знаменитых философских четверостиший, и математика Омара Ал-Кайя-ми. Оказалось, что это один и тот же человек. О. Хайам писал стихи на «фарси», а научные работы — по-арабски. Он обладал необычайной памятью, мог за

помнить наизусть целые книги. Хайам возглавлял астрономическую обсерваторию, разработал проект весьма точного календаря, отличавшегося от григорианского.[14:c.6-9] Отметим, что подобно грекам арабские математики не использовали никаких алгебраических обозначений и все уравнения, математические преобразования записывали словами. Существовала так называемая риторическая алгебра. Важный шаг арабскими учеными был сделан в развитии опытного естествознания.

Крупнейшим естествоиспытателем стал великий хорезмийский ученый-энциклопедист Ал-Бируни (973-около 1050). Он сконструировал множество экспериментальных приборов, призывал прибегать к опыту и проверять результаты исследований опытным путем. Бируни написал около 150 трудов по истории, геодезии, лингвистике, математике. Он допускал возможность движения планет вокруг Солнца, указал на причину лунных фаз. Бируни занимал должность советника шаха, руководил академией. Во

круг него собрались замечательные ученые, среди которых выделялся Абу Али Ибн Сына (латинизированное имя Авиценна) (около 980—1037 гг.) — ученый, поэт, философ, врач. [13:c.27] Важнейшие достижения были получены арабами в области оптики. Широкое распространение глазных болезней в пустынях и тропиках породило интерес к исследованию человеческого глаза. Строение глаза было впервые описано философом и врачом античности Галеном (130—201), но в теории зрения Гален придерживался идей Платон

а. Арабский ученый Ибн-ал-Хайтан (965—1020), известный на Западе как Альхазен, выдающийся астроном, физик и математик, впервые в науке ушел от платоновской связи света со зрением. «Оптика» Ибн Ал-Хайтана явилась наиболее фундаментальным трудом в этой области в средневековье. Его 7-томный труд включает сведения о формировании зрительного восприятия, о свойствах зрения, в нем рассмотрена теория отражений зеркалами различной формы, теория преломления света. Фундам

ентальный труд Альхазена, отличающийся новизной, оригинальностью, стройностью построения, появился в Европе в рукописном переводе на латынь в XII в. и был издан лишь в 1572 г. [7:c.47] Медицина наряду с астрономией, математикой и химией представляет науки, которыми, в основном, занимались арабы и где они добились наиболее значительных успехов. В силу того, что их медицинские труды переводились по всей Европе, им в большей части удалось избежать уничтожения по сравнению с остальными трудами. Одним из

наиболее известных арабских врачей был Разес (ар-Рази). Он родился в 850 году, а умер в 932 году и в течение пятидесяти лет занимался медициной в Багдаде. Он писал на очень разные темы: философии, истории, химии, медицины, и т.д. Составленные им трактаты по некоторым лихорадкам, сопровождающимся сыпью, таким как корь и оспа, длительное время использовались в качестве справочного материала. Его анатомические знания были обширны.

Его книга по детским болезням стала первой книгой, излагавшей подобный материал. В его произведениях встречается применение новых терапевтических средств, таких как холодная вода при длительных лихорадках, средство, которое совсем недавно получило широкое применение, спирт, банки при апоплексическом ударе (инсульте) и многое другое. Наиболее известные произведения Разеса: «Аль-Хави», или «Всеобъемлющая книга по медицине», названное таким образом, потому что оно содер

жало всю практическую медицину, и десятитомная «Медицинская книга, посвященная Мансуру», по имени правителя аль-Мансура, которому он посвятил свое произведение. Оно разделено на десять книг: первая – «Анатомия», вторая – «Темпераменты», третья – «Пища и медикаменты», четвертая – «Гигиена», пятая – «Косметика», шестая – «Режим при путешествии», седьмая – «Хирургия», восьмая – «Яды», девятая – «Общие болезни», десятая – «Жар (Лихорадка)». В облас

ти ухода за больными и фармакологии многое также восходит к арабам. Так как их вероучение не разрешало вскрытия трупов, то в области анатомии они могли лишь следовать за Галеном. Некоторые успехи, которых все же достигла у них хирургия, находят свое объяснение в индийских влияниях. Сочинения Галена в обработке Ибн Сины появились около 1000г. под заглавием «Канон» и в течение средних веков оставались главным источником знания. [8:c.51] Труды арабских алхимиков содержали, наряду с фантастическими гипотезами, ра

циональные выводы и рецепты в области химической технологии. Большой интерес представляют труды арабских алхимиков, содержащие, наряду с фантастическими гипотезами, рациональные выводы и рецепты из области химической технологии, описание свойств ряда химических соединений, примеры их использования, в частности в медицине. Спирт, который арабские алхимики научились производить, использовался только как антисептик. Среди арабских алхимиков наибольшую известность получили Джабир Ибн-Хаян (около

721 - около 815) (латинизированное имя Гебер) и Ал-Рази (865-925). Арабскими алхимиками изобретены и описаны важнейшие для проведения химических экспериментов приспособления и оборудования: мензурки, колбы, тигли, горелки, шпатели и многое другое. Также было известно добывание красной окиси ртути посредством долгого нагревания ртути. И все же алхимия для арабов, прежде всего, была средством, с помощью которого они пытались отыскать способ изготовления золота и эликсир жизни и молодости. Проявляли арабы интерес и к мин

ералам. Картину минералогических познаний и воззрений арабов дает составленная в XIII в. «Космография» Ибн Махмуда Аль-Казвини. Согласно этому сочинению прозрачные минералы возникают из жидкостей, прочие - из смешения воды с землей. Уже в VIII и IX столетиях арабская алхимическая литература достигла значительного объема. Несколько позже уже упомянутые арабские ученые Альфараби и Авиценна наряду со многими другими, писали также об алхимии. Авиценна объявлял, что золото и серебро образуются под влиянием луны и солнца из исп

арений земли со всеми своими особенными свойствами, которое никакой человек не может воспроизвести искусствен. [11:c.24] Об отдельных химических знаниях арабов мы узнаем кое-что из составленной в 975г. Абу Мансуром «Книги фармакологических начал». Абу Мансур упоминает например о применении гипсовой повязки при переломах костей. Книга Абу Мансура доставляет одно из первых известий о белом мышьяке.

Мышьяковые соединения называются здесь летучими и ядовитыми, но целебными. Большое практическое значение для арабов имела география. Благодаря огромной территории Халифата арабами заложены основы географических представлений об Азии и Северной Африке. Первой из известных арабских книг по географии является «Книга путей и государств», написанная в IX в. Ибн-Хордаубеком. Книги по географии создавались на основе многолетних путеш

ествий, рассказов купцов, донесений чиновников. Географические познания арабов обобщены в многотомном «Словаре стран», изданным в 1224г. Также Ал-Бируни производил точные астрономические и географические измерения. Он определил угол наклона эклиптики к экватору и установил его вековые изменения. Для 1020 г. его измерения дали значение 23°34'0" Современные вычисления дают для 1020 г. значение 23°34'45". Во время путешествия в

Индию Бируни разработал метод определения радиуса Земли. По его измерениям, радиус Земли оказался равным 1081,66 фарсаха, т. е. около 6490 км. В XIV столетии выдающимся является путешествие Ибн Батуты, которое по достоинству можно поставить рядом с путешествием Марка Поло. Он начал свои странствования в 1325 г. из Танжера, побывал в Египте, Западной Аравии, Йемене, Сирии и Иране, морем добрался до

Мозамбика, а на обратном пути посетил Бахрейнские о-ва. Затем Ибн Баттута достиг Крыма, был в низовьях Волги и в ее среднем течении, пересек Прикаспийскую низменность и плато Устюрт и проследовал в Среднюю Азию. Оттуда через хр. Гиндукуш он вышел в долину Инда и несколько лет прожил в Дели. В 1342 г. он прошел через Индостан на юг, посетил Мальдивские о-ва, Шри-Ланку и морей прибыл в Китай.

В Танжер Ибн Баттута вернулся в 1349 г вновь побывав на Шри-Ланке, в Аравии, Сирии и Египте. В 1352–1353 гг. он отправился в последнее путешествие и пересек Западную и Центральную Сахару; за 25 лет он прошел по суше и по морю около 130 тыс. км. На покое Ибн Баттута продиктовал книгу, как отмечают комментаторы, «целиком полагаясь на свою память». Книга «Путешествия Ибн Баттуты» переведена на ряд европейских языков. Насыщенная огромным географи

ческим, историческим и этнографическим материалом, она представляет большой интерес до настоящего времени для изучения средневековой истории посещенных им стран, в том числе обширных областей нашей Родины. Там, где Ибн Баттута говорит о том, что лично видел, т. е. в большей части своего труда, его сообщения, как правило, вполне достоверны. Но и собранные им расспросные сведения об отдельных странах, несмотря на элементы фантастики, заслуженно привлекали внимание историков, например о Стране

Тьмы — Северной Европе и Азии.[16] Единственный из арабских навигаторов, Ибн Маджид составил описание Персидского залива. На аравийской стороне он отметил низменный берег Эль-Хаса, о-ва Бахрейн с многочисленными «подчиненными» островками и жемчужными банками, п-ов Катар, а в Ормузском проливе - о. Кешм. Азиатское побережье Оманского залива и негостеприимные берега Аравийского моря описаны им очень скупо. Он указывает лишь на их почти широтное направление. Обобщив многолетни

й опыт предшественников, использовав сведения своих современников-моряков и главным образом собственные наблюдения, Ибн Маджид в 1462 г. создал «Хавийат ал-ихтисар…» («Собрание итогов о главных принципах знания о морях»), а в 1489–1490 гг. закончил дважды (1475 и 1478 гг.) переделанную поэму «Китаб ал-фаваид…» («Книга польз об основах и правилах морской науки»). В этих навигационных работах содержится информация, позволяющая получить некоторое представление о характере

берегов Индийского океана, его краевых морей и о крупнейших островах. Ибн Маджид привел также кое-какие сведения о ряде пунктов в Южно-Китайском море (бассейн Тихого океана). [4:c.64] Единственным арабским путешественником, побывавшим в русских землях в 1150–1153 гг был уроженец Гранады Абу Хамид ал-Гарнати. Посетив несколько стран Передней Азии, он в 1131 г. достиг Дербента, а отсюда проплыл по Каспию до у

стья Волги. Здесь, в большом торговом городе Саксин, прожил он 20 лет, проповедуя ислам. В 1135 г. ал-Гарнати поднялся по Волге до г. Булгар. Размеры реки поразили его: «…она будто море… И замерзает… [она] так, что становится [твердой], как земля… Булгар тоже огромный город, весь… из сосны, а городская стена — из дуба. А под землей есть бивни слонов [мамонтов], белые, как снег, тяжелые, как свинец». В Булгаре ал-Гарнати услышал об области, «которую называют

Ару, в ней охотятся на бобров, и горностаев, и… белок. А день там летом 22 часа…» Он видел жителей этой Арской земли, предков современных удмуртов, и описывает их, как краснощеких, голубоглазых, белокурых людей в льняных одеждах и меховых шкурах. В 1150 г. он вновь побывал в Булгаре и, поднявшись до устья Нахр-ас-Сакалиб («Славянской реки», т. е. Оки), отправился по ней на Русь. В земле славян ал-

Гарнати пробыл некоторое время и собрал первые сведения о народе мордва: они живут «…среди деревьев… на [берегах] огромной реки [Оки] и охотятся на бобров…» С Оки он перешел на Десну и по ней достиг Куйава (Киева), но о жизни города ничего не говорит. Затем он проследовал в Венгрию, где прожил до 1153 г и вернулся в Киев, а оттуда через половецкие степи, южнее своего первого маршрута, прибыл в Саксин, в устье Волги; это путешествие он обошел молчанием.[1:c.72]

Успехи арабов в области астрономии, первоначальной математики способствовали развитию механики, которая явилась основой строительной техники. Городское строительство, возведение дворцов, храмов, крепостей, плотин и т. п. вызвали значительный прогресс архитектуры, строительной техники и мастерства ремесленников, зодчих, ваятелей, живописцев. На основе разливающейся ремесленной техники развилось прикладное искусство – изготовление различных художественных изделий из бронзы, предметов домашнего обихода, воинского снаряж

ения. ХАРАКТЕРИСТИКА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Освоение богатого научного наследия древности с одной стороны и интенсивное накопление эмпирического знания о природе с другой, привели к накоплению огромного запаса разнообразных знаний. Если в первые века возникновения ислама религия считалась единственной формой знания, то уже в IX веке признавалось наличие двух видов знания: “улум ал-кадмия” - традиционные науки (то есть “исламские” науки) и “улум ал-табийя” - науки, естественные для человеческого разума, возникшие

под влиянием греческого философского наследия и изучения природы. Сосуществование этих типов знания отражало одно из коренных противоречий духовной жизни раннего средневековья - эпохи раннего феодализма арабо-мусульманского Востока. Необходимость усвоения всей этой массы разнообразных знаний требовала осмысления, определения и обобщения их. Мыслители и ученые раннего средневековья в своем творчестве уделяли этому большое внимание.[19] Арабская средневековая философия в своем развитии прошла два основных этапа: 1. VI

I — IX вв — период зарождения арабской философии 2. IX — XV вв. — период усвоения арабской философией древнегреческой философии, превращение арабской философии в арабо-греческую. Основными направлениями арабской философии периода зарождения были школа мутакаллимов, школа мутазилитов и суфизм. Мутакаллимы были сторонниками радикального ислама. Представители школы мутакаллимов философски обосновывали религиозные догмы ислама и фактически играли роль арабо-исламских схоластов. Мутазилиты ("обособившиеся")

также являлись исламскими философами, однако ряд положений их учения носили относительно материалистический характер. В частности, мутазилиты отвергали многие догмы (недоказуемые "исходные" истины) ислама о происхождении мира, человека, предопределенности судьбы и пытались объяснить проблемы с позиций рационализма и материализма. А также отвергали антропоморфные представления о Боге (согласно которым Бог имел человеческий облик), отождествляли Бога и Вселенную, верили в силу и разум человека и считали, что человек спо

собен познать окружающий мир с помощью разума. Представители суфизма (суфисты, от суф - шерсть, власяница; по мнению Аль-Бируни, созвучно слову "софист") считали высшим благом для человека добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя, созерцание, мистику. В IX в. начался новый этап арабской философии, для которого были характерны усиление влияния материалистических идей (что стало результатом открытий в области медицины и естественных наук), а также заимствование

идей европейской философии, особенно древнегреческой, превращение собственно арабской философии в арабо-европейскую (арабо-греческую). Наибольший вклад в становление новой (европеизированной) арабской философии внесли Аль-Кинди, Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рушд (Аверроэс). Аль-Кинди (800 — 879) сделал первый шаг по европеизации арабской философии. Ему принадлежит заслуга открытия древнегреческой философии для арабов, в частности

Аристотеля. Под влиянием идей Аристотеля в арабскую философию пришли многие материалистические идеи, понятие категорий, логика, учение о познании. Взяв в качестве примера учение Аристотеля о 10 категориях (бытие и 9 характеристик бытия — время, место и т.д.), Аль-Кинди выдвинул собственное учение о прасубстанциях (арабский аналог категорий), к которым причислил материю, форму, движение, пространство и время. Также философ выдвинул революционную для своего времени идею о

познаваемости мира человеческим разумом (что отвергали мутакаллимы — ортодоксальные "исламские схоласты") и выделил три ступени научного познания, через которые последовательно необходимо пройти, чтобы добиться истинного знания: 1. логическо-математическую; 2. естественно-научную; 3. метафизическую (философскую). Причем, по мнению Аль-Кинди, только разум может быть источником и эталоном познания. Философия Аль-Кинди значительно опережала эпоху и была непонятна его современникам (философ подвергался прес

ледованиям, а его произведения уничтожались), однако именно Аль-Кинди заложил традицию аристотелизма в арабской философии (восточная перипатетика) и создал предпосылки для ее превращения в одну из самых прогрессивных в Европе и Азии (по сравнению со средневековой схоластикой). [5:c.13-29] Аль-Фарби (870 — 950) систематизировал и пытался адаптировать философию Аристотеля к арабским условиям. Первым выдвинул идею об "эманации" и невсемогуществе

Бога. Его идеи послужили фундаментом философии Ибн-Сины (Авиценны). Ибн-Сина (Авиценна) (980 - 1037) вывел арабскую философию на новый уровень прогресса. Главные его труды по философии: "Книга исцеления" ("Книга спасения"), "Книга знания". Авиценна высмеивал косность и догматизм исламских теологов, пытался отделить философию от религии (в то время как многие его современники считали их неразрывно связанными и видели роль философии в обосновании положений и догм ислама), видел в ф

илософии отдельную науку, которая должна обобщать достижения человеческого разума. Также он основывал многие философские идеи на достижениях естественных наук (например, собственных медицинских открытиях), не отрицал наличие Бога, но выступал против признания за ним всемогущей воли, считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо воли Бога, по естественным законам природы. Ибн-Сина видел причину возникновения мира в "эманации" — истекании мира из Божества, но не по в

оле Бога, выступал против идеи "первотолчка", которую заменял идеей о движении, которое является неотъемлемым свойством материи, считал, что все существующее материально (как Бог, так и окружающий мир), наделял душу особыми свойствами — идеальностью (существованием наряду с материей) и вечностью, а также считал вечным Бога и окружающий мир.[6:c.35-41] Из арабских философов в средневековой Европе наибольшей известностью и популярностью пользовался Иб

н-Рушд (Аверроэс) (1126- 1198). Аверроэс жил и работал в Испании, находившейся под властью арабов, и был представителем западноарабско-европейской философии. Им была создана философия аверроизма, получившая широкое распространение в Европе и противостоящая католицизму и схоластике. Философия Аверроэса была материалистична по своей сути и возникла как синтез передовой арабской философии и систематизированного и творчески переработанного учения Аристотеля. Одним из основных ее положений являлось выдвижение идеи о "двойстве

нной истине" — философские и религиозные истины раздельны; то, что истинно в религии, может быть ложно для философии и наоборот. Материалистическая, антирелигиозная философия Аверроэса оказала большое влияние на европейскую философию. Аверроизм получил широкое распространение, преподавался в университетах, был духовным центром притяжения философских учений, противостоящих схоластике. Впоследствии убежденным и последовательным критиком аверроизма и борцом против философских идей Аверроэса был видный теоретик

католицизма и схоластики Фома Аквинский: среди его трудов есть сочинение "О единстве разума против аверроистов".[12:c.20-37] Историография была связана с географией. Крупнейшим историком был географ аль-Масуди. Начало арабской историографии было положено генеалогическими преданиями племен, сообщениями о доисламских государствах и арабских завоеваниях. Основными источниками для создания и осознания схемы всемирной истории в Арабо-мусульманской культуре стали исторические представления, заложенные в

Коране. А также разработки арабо-мусульманских генеалогов, увязавших генеалогическое древо аравитян с библейской «таблицей народов». В качестве самостоятельной дисциплины арабоязычная историография возникла в конце VIII– начале IX вв хотя образцом для нее послужили жизнеописание пророка Мухаммеда в сочинении Ибн Исхака и труды аль-Вакиди. К этим сочинениям примыкали популярные у арабов агиографические трактаты, содержащие подробные, хотя, как правило, и фантастические сведения о пророках и мусульманских

«святых». В ходе развития Арабо-мусульманской культуры и централизации управления Халифатом при Аббасидах историю арабских завоеваний и войн VII– начале VIII вв а также характерные для 2-й половины VIII– начале IX вв. сочинения об их отдельных событиях сменили обобщающие труды по всеобщей истории, принадлежащие аль-Балазури, Абу Ханифе ад-Динавари и аль-Якуби. Центр научной историографической работы переместился в Ирак. Наиболее крупным сочинением в арабо-мусульманской историографии этого пе

риода явилась «История пророков и царей» перса ат-Табари. Участие персов во многом ускорило формирование арабской историографии. В эту эпоху появился интерес к этикофилософским обоснованиям исторического процесса. [4:c.94] Выдающимся достижением позднего Средневековья явилось создание арабским историком и социальным мыслителем Ибн Хальдуном оригинальной историко-философской теории развития общества на основе изложения исторических

событий в их причинно-следственной связи. В энциклопедическом труде Ибн Халдуна «Китаб аль-ибар» («Книга примеров») история из хроники пророков и царей превращается в научную дисциплину, являющую редкий для средневековой науки опыт социально-философской типологии человеческого общежития (умран). В этом его отличие от большинства арабо-мусульманских историков, в основном совершенствовавших повествовательный исторический жанр.[3:c.139] Новаторство арабской средневековой литературы и вместе с тем ее жизненную о

снову характеризует обращение к духовному миру человека, создание нравственных идеалов, имевших общечеловеческое значение. Классическая арабская литература, сложившаяся в VII - IX вв. и достигшая наивысшего расцвета в X в исторически восходит к устной словесности кочевников-бедуинов Аравийского полуострова V - VIвв преимущественно поэзии. Уже самые ранние ее тексты представляют собой развитое авторское творчество лирического характера.

В силу ряда географических и исторических условий арабы первых веков н.э. остались наименее эллинизированным народом Ближнего Востока и в наибольшей чистоте сохранили особенности семитской языковой культуры, которые и легли в основу арабской литературной традиции. Известны произведения более 100 поэтов, среди которых были и выразители идеалов патриархальной старины (Тарафа, Лабид ибн Рабиа), и изгои, противопоставлявшие себя обществу с позиций неприятия социального зла, и певцы воинской д

облести ( Антара ибн Шаддад аль-Абси) или наслаждений (Имру-уль-Кайс), богоискатели (Умейа ибн Аби-с-Сальт), панегиристы (Набига аз-Зубьяни, Зухайр ибн Аби Сульма,Аша).[2:c.80] Возникновение в Аравии в 1-й пол. VII в. ислама противопоставило поэзии религиозное откровение, данное в Коране - первом письменном памятнике арабской литературы. Это привело к обособлению и противостоянию религиозного и светского начал в общественном сознании. Ассоциировавшаяся с язычеством, поэзия прио

брела чисто светский характер, и ее ведущим жанром стал панегирик. В нем находили выражение представления об идеальном государстве, формировавшиеся в ходе борьбы между объединениями племен и религиозно-политическими группировками в Халифате. Выразителями их идей выступали поэты аль-Ахталь, аль-Фараздак, Джарир ибн Атыйа аль-Хатафи. Распространение ислама повлияло и на развитие арабской любовной лирики, прежде всего в городах Хиджаза. В условиях теократии, не оставлявшей места «мирскому», св

етское могло проявить себя только как личное. Теме чувственной любви (в поэзии мекканца Омара ибн Аби Рабиа) противостояла идеализация неизменных любовных пар (Меджнун-Лейла, Кайс-Лубна и др.). Особенно в узритской (от названия племени узра) лирике, возводимой арабской традицией к бедуинской среде. В поэзии узритов любовь - предопределенная свыше всепоглощающая страсть, сулящая поэту страдания. Она воспевалась как подвижническая верность высшему идеалу, единственной и

недоступной возлюбленной, что предвосхищало мистицизм «божественной любви» суфиев.[9:c.34-40] С VIII в. арабская литература развивалась в городах, основанных арабо-мусульманами на периферии эллинистического мира. Ведущими центрами литературной жизни были города Басра и Куфа, а с IX в. – Багдад. Представители многочисленных народов Халифата, переводческая деятельность которых была вызвана стремлением сохранить свое культурное наследие на арабском языке, обогатили арабскую литературу идеями и жанровы

ми формами ближневосточных литератур раннего Средневековья. Одним из первых переводчиков, создателем арабской художественной прозы стал Ибн аль-Мукаффа. Обновление поэзии в VIIIв. несло не столько разрыв со старой арабской традицией, сколько ее сознательное усвоение и канонизацию. Так, чуждые арабской поэзии опыты стихотворного эпоса (в творчестве Абана аль-Лахики и др.) получили с X в. продолжение в литературе Ирана (Фирдоуси и др.), но арабский язык так и не привили. X

век - время бурного развития новвелистики, первые образцы которой представлены в произведениях арабских историков ат-Табари и аль-Масуди. В форме разрозненных новелл-воспоминаний собрал свои мемуары видный государственный деятель Абу Али ат-Танухи. Завершает развитие прозы X в. становление жанра макамы в творчестве Бади аз-Замана аль-Хамадани. Позже макама в значительной степени превращается в средство демонстрации филологической эрудиции. С XI в. начинается упадок классической арабской литературы. Основными вида

ми творчества стали комментирование и стилизация произведений прошлого. Особое значение имела традиция литературных антологий, созданных в XI – XIII вв. Абу Мансуром ас-Саалиби, Имад ад-Дином аль-Исфахани и многими другими. [3:c.140-141] Труды мыслителей той эпохи отличались научной добросовестностью, глубоким знанием предмета исследования, исключительной тактичностью в суждениях о своих как предшественниках, так и современниках. Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что гуманитарные знания арабов сыграли важную роль в духовном

развитии людей, в осознании высокого назначения человека рассудительного, трудолюбивого, терпеливого, прилежного. Приведенные примеры являются доказательством того, что в обширном регионе Арабского Востока в те времена жили и творили многие тысячи людей, внесшие значительной вклад в развитие науки, распространение знаний, культуры, искусства. ЗНАЧЕНИЕ НАУКИ АРАБСКОГО ВОСТОКА В самом начале VIII века арабы завоевывают Пиренейский полуостров. Однако культурный

обмен между ними и западным христианским миром начинается не ранее IX в поскольку лишь к этому времени сами арабы вполне овладевают культурным наследием завоеванных ими народов. В течение VIII—IX вв. в Багдаде и Дамаске были переведены на арабский язык основные произведения греческой, персидской и индийской науки и философии. Особенно интенсивно переводческая и культурная деятельность развернулась в Багдадском халифате в период правления халифа Харуп ар-Рашида и его сына, знаменитого аль-Мамуна. В

это время переводятся основные греческие трактаты. Аль-Мамун создал при своем дворе «Дом Мудрости», куда приглашались крупнейшие исламские ученые и мыслители. В мирном договоре с византийским императором он поставил условие о передаче многочисленных греческих манускриптов. Среди них был и «Синтаксис» Птолемея, получивший у арабов название «Альмагест». Арабы не только завезли в христианскую Европу произведения

Гиппократа и Галена, но и создали свою собственную медицину, связанную с именами таких выдающихся арабских врачей, как Али-Аббас, Закария Рази, Ибн-Сина. Медицинская энциклопедия Али-Аббаса, переведенная на латынь в XI в. бенедиктинским монахом из монастыря в Монте Кассино Константином Африканцем, легла в основу медицинского образования в одной из первых европейских медицинских школ в Салерно. «Канон медицины» Ибн-Сины на многие века стал одним из главных авторитетов для европейской медицины.[18] В о

бласти математики вклад арабов в европейскую науку не менее велик. Прежде всего, следует указать на те математические произведения античных авторов, которые были завезены арабами в Европу. Это «Элементы» Евклида, фрагменты «Коники» Аполлония, трактаты Архимеда и других античных математиков и механиков. Следует отметить, что именно они привезли в Европу десятеричную систему счисления, разработанную индийскими математиками Ариабхатой и Брахмагуптой. Индийские математики превзошли греков в области арифметики и

алгебры. У них было понятие нуля, они могли извлекать кубические и квадратные корни, решать определенные и неопределенные уравнения, но ничто так не способствовало развитию математической науки, как десятеричная система счисления, которая была заимствована арабами в VIII в. посредством торговых отношений с Индией. Все эти математические знания были суммированы жившим в IX в. аль-Хорезми, труды которого по арифметике, алгебре и астрономии были переведены на латынь в сам

ом начале XII в. Аделардом из Бата и Робертом Честером. В XIII в. десятеричная система получает широкое распространение в Европе благодаря Леонардо из Пизы, написавшего в 1202г. трактат «Наука счета», в котором объяснялось, как пользоваться «арабскими» числами в практических вычислениях. С этого времени арабские числа широко проникают в коммерческие вычисления, в астрономическую практику по созданию календарей.[7:c.

113] В области астрономии арабы сделали для европейской науки не меньше, чем в области математики и медицины. Прежде всего, они завезли в христианскую Европу основные греческие астрономические трактаты. «Альмагест» Птолемея переводился с арабского в 1154г. Эудженио из Палермо, в 1175г. Герардом Кремонским и с греческого на Сицилии в 1160г. И в области астрономии арабы не выходили за рамки чисто прикладного, практического развития и использов

ания достижений античных астрономов. Арабские ученые «много наблюдали, строили новые инструменты, и, по-видимому, в области практической астрономии были более деятельны, чем греки. Кроме того, точность их наблюдений нередко превосходила результаты античной древности. Однако целью этих работ было не дальнейшее развитие астрономии (такая идея в то время совершенно отсутствовала), а продолжение и уточнение наблюдений, начатых предшественниками». Подтверждением этого является то, что основу астрономической деятельности арабов с

оставляло создание различного рода календарей, астрономических таблиц и ее тесная связь с астрономической практикой. Исключение составляет теория прецессии Сабита ибн Корры. По Птолемею, прецессия постоянна и составляет один градус в столетие. Основываясь на более точных наблюдениях, Сабит ибн Корра пришел к выводу, что прецессия не имеет постоянного значения, она переменна и объясняется колебанием положения точки весеннего равноденствия.

Освоение собственно греческого наследия начал алъ-Фергани. Он написал работу о началах астрономии, состоящую из краткого комментария к Птолемею. Первыми астрономическими таблицами, составленными на основе системы Птолемея, были таблицы аль-Баттани, им же был написан комментарий к Альмагесту. В Хв с учетом и выдержками из птолемеевских таблиц аль-Баттани, таблицы аль-Хорезми пересчитал Маслама ибн Ахмад для меридиана Кордовы. В XIв. в Испании появились «Толедские таблицы»

Ибн аз-Заркали, получившие наиболее широкое распространение в средневековой Европе.[17] Арабы передали латинскому Западу не только плоды своей астрономической практики, по и античное наследие в области теоретической астрономии, причем в его лучших образцах. Начиная с XI в. в Европе развернулась интенсивная переводческая деятельность сначала с арабского, а в XIII в.— с греческого. Вся переводная литература представляла собой различного рода комментарии к греческим, индийским и сирийским источникам. Перево

дились также и сами эти источники и оригинальные произведения арабо-исламской мысли: арабские трактаты по медицине, химии, математике, астрономии, естественнонаучные, математические и философские произведения греческой классики. Имена переводчиков и одновременно людей, сыгравших громадную роль в распространении этих произведений, хорошо известны. Это Аделярд из Бата, Роберт Честер, Альфред Сарешаль, Герард Кремонский, Платон из Тиводи, Бургундио из Пизы, Яков из Венеции,

Эудженио из Палермо, Михаил Скотт, Вильем из Мёрбека. Имя последнего переводчика особенно прославлено. В 1260—1271 гг. он перевел с греческого почти все известные произведения Аристотеля, и именно его переводами пользовался Фома Аквинский. Основными переводческими центрами были Толедо (двор короля Альфонсо Х Мудрого), Сицилия, где арабы организовали светские школы и в которых обучались и христиане, и Палермо (двор короля Фридриха II). Греко-арабская литература проникала на

Запад в форме светского знания, не задевавшего основоположения христианства. [15] Процесс усвоения греко-арабской науки и философии на Западе в XI—XIII вв. можно рассматривать как вторую встречу христианства с античностью. Однако теперь условия были совсем иные. К этому времени христианство превратилось в мощную и единовластную идеологическую силу, что и обусловило характер включения греко-арабской философии и науки в лоно христианского знания. Принятию произведений исламских и еврейских мыслителей способствовало то обстоят

ельство, что в них повторялся тот же образец включения науки в религиозную идеологию, который в свое время был выработан и в христианстве.[10:c.54] Восток VII - XV веков оставил последующим поколениям огромное наследие. Ибн-Сина, аль-Фараби, Ибн-Рушд, Ибн-Баджжа, Ибн-Туфейль и другие великие мыслители прошлого внесли непомерный вклад в теоретическое знание, не только Арабского

Востока, но и Европы. Вместе с такими изобретениями, как механические часы, компас, порох, бумага, перенесенными в Европу арабами, и античным наследием оно сыграло огромную роль в развитии европейской цивилизации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, арабы проводили эксперименты и были первыми в мире – единственными на протяжении длительного времени, – кто осознал важность этого метода. «Если среди греков с трудом можно насчитать двух или трех наблюдателей пишет Деламбр в своем труде «

История астрономии», - то среди арабов, напротив, их наблюдается довольно внушительное количество». Что касается химии, невозможно назвать ни одного экспериментатора среди греков, тогда как среди арабов их насчитываются сотни. Привычка проводить опыты придала их работам такую точность и оригинальность, которую нельзя ожидать от человека, изучавшего явления только по книгам. Им не доставало оригинальности только в одной науке, где проведение испытаний было тогда невозможным. Наука эта – философия.

Экспериментальный метод, открытый арабами неизбежно должен был привести их к важным открытиям. Анализ их научных работ действительно выявил, что за каких-нибудь три-четыре века они совершили больше открытий, чем греки за гораздо более продолжительный период. Это достояние науки прошлых веков, которое получили византийцы до прихода арабов, но долгое время не пользовались им, было передано арабами своим преемникам в совершенно преобразованном виде. Роль арабов не ограничивается лишь развитием

науки благодаря их открытиям. Они также распространяли их посредством своих университетов и книг. Они на продолжении многих веков оставались единственными учителями, известными христианским народам и что именно им мы обязаны своими знаниями античности. Вплоть до XIX века в современном мире обучение в университетах велось на основе переводов с арабских книг. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Агибалова Е.В. История средних веков М.:

Просвещение,1997 2. Арабская средневековая культура и литература М.:Наука,1978 3. Большая российская энциклопедия. -М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2005, стр.139-141 4. Всемирная история. – М 1957. 5. Григорян С.Н. Великие мыслители Ближнего и Среднего Востока. – М 1959. 6. С.Н. Григорян Великие мыслители Арабского Востока. – М 196

0. 7. Данилова В.С Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. –М.: Аспект Пресс, 2000. 8. Даннеман Ф. История естествознания М.:Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011 9. Куделин А.Б. Арабская литература: поэтика, стилистика, типология, взаимосвязи. –М.: Языки славянский культуры, 2003 10. Очерки истории арабской культуры V-XV в.в М.:Наука,1982 11. Рабинович В. Алхимия как феномен Средневековой культуры М.:Наука, 1979 12. Сагадеев

А.В. Ибн-Рушд(Аверроэс) М.: «Мыслители прошлого», 1973 13. Соломатин В.А. История науки М:ПЕР СЭ,2003 14. Султанов Ш.З Султанов К.З. Омар Хайям-М.:Мол.гвардия,1987 15. Режим доступа- http://arabism.ru/ 16. Режим доступа- http://lib.rus.ec/b/207122/read#r217 Магидович В.И. Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий

17. Режим доступа-http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Science/Garin/03.php Кимелев Ю. Полякова Т. Наука и религия 18. Режим доступа - http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z04/s t010.shtml 19. Режим доступа - http://www.niv.ru/doc/philosophy/yakushe v/025.htm



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.