Реферат по предмету "История"


Резня в Смирне

Введение
1 Предыстория
2 Ход событий
2.1 Турецкая версия

3 Последствия
4 Резня в литературе
5 Интересные факты
Список литературы

Введение

Резня́ в Сми́рне (событие также известно как Вели́кий пожа́р в Сми́рне) — заключительный эпизод греко-турецкой войны 1919—1922 гг. В сентябре 1922 года турецкие войска под командованием Мустафы Кемаля Ататюрка совершили резню христианского населения Смирны (греков и армян) и поджог города[1][2][3][4][5].

Смирна (современный Измир) — один из древних городов Средиземноморского бассейна. До 1922 года город сохранял преимущественно эллинистический облик: половину или несколько более половины (по разным источникам[6][7][8]) его населения составляли греки. Уничтожение коренного христианского населения города стало заключительной фазой процесса ликвидации христиан в Малой Азии, осуществлявшегося в Османской империи в течение последних десятилетий её существования.[9]

1. Предыстория

В Османской империи Смирна была столицей особого пашалыка, а с 1864 года — вилайета Айдын. Вплоть до начала XX века христиане (греки и армяне) продолжали составлять большинство населения города, поэтому мусульмане называли его «Гяур Измир» («Неверная Смирна»)[10][11]. В 1890 году население Смирны составляло 210 000 человек, из них 107 000 греков, 52 000 мусульман (без определения народностей), 23 000 евреев, 12 000 армян, 6 500 итальянцев, 2 500 французов, 2 200 австрийцев, 1 500 англичан (преимущественно с Мальты) и т.д. В городе было более 40 мечетей, 13 православных, 4 католических, 3 протестантских и 3 армянских церквей, 6 синагог, несколько христианских монастырей, было множество училищ, основанных христианами, из которых наибольшей популярностью пользовалась «Евангелическая школа» греческого учёного общества, обладавшая библиотекой и музеем древностей. Смирна делилась на две главные части: франкский (верхний) город, отличавшийся чистотой и благоустроенностью и турецкий (нижний), отличавшийся запущенностью. Между ними располагался еврейский квартал. Лучшей частью Смирны считалась её набережная (Marina), застроенная богатыми домами европейской архитектуры.[12]

В результате поражения Османской империи в Первой мировой войне 15 мая 1919 года Смирна была оккупирована греческими войсками в соответствии со статьёй 7-й Мудросского перемирия. Согласно Севрскому мирному договору 1920 года она должна была отойти к Греции. Однако турецкие националисты во главе с Мустафой Кемалем не признали договор. После победы при Думлупынаре в конце августа 1922 года турецкая армия прорвала греческие позиции. 6 сентября в Смирну вошла отступавшая греческая армия. Через день она закончила эвакуацию, потребовавшую всех наличных кораблей. Между тем в Смирне, кроме местного греческого и армянского населения, скопилось большое количество греческих беженцев из захваченных турками районов Ионии.

2. Ход событий

9 сентября в Смирну вступила турецкая армия во главе с Мустафой Кемалем. Кемаль торжественно объявил, что каждый турецкий солдат, причинивший вред гражданскому населению, будет расстрелян[13]. Однако в городе немедленно началась резня христианского населения, увенчавшаяся сожжением города[1][2][3][4][13]. Согласно свидетельству американского консула Джорджа Хортона 9 сентября, когда в город вступили турки, прошел относительно спокойно: еще утром в городе поддерживала порядок греческая жандармерия, которая передала свои функции вступившим турецким войскам. Однако вечером начались грабежи и убийства, в которых активное участие принимали местные мусульмане и партизаны. Затем турки оцепили армянский квартал и приступили к систематическому истреблению армян.

13 сентября солдаты облили бензином и подожгли множество зданий в армянском квартале, выждав время, когда дул сильный ветер со стороны мусульманского квартала. Затем турецкие солдаты стали обливать бензином и другие места в христианско-европейской части (в частности перед американским консульством). Резня и пожар шли по всему городу и сопровождались зверскими истязаниями: так, девушкам после многократных изнасилований отрезали груди[14]. Спасаясь от пожара, большинство христианских жителей столпилось на набережной. Турецкие солдаты оцепили набережную, оставив беженцев без пищи и воды. Многие умирали от голода и жажды, иные кончали с собой, кинувшись в море. Чтобы заглушить крики погибающих христиан, постоянно играл турецкий военный оркестр. Все это происходило на виду военного флота союзников, который стоял в гавани, не вмешиваясь[14][15].

Среди убитых турками был митрополит Хризостом (Калафатис)[16]. Хризостом, отказавшийся покинуть город, был выдан на растерзание турецкой толпе командующим Нуреддин-пашой. Его избивали, тыкали ножами, вырвали ему бороду, выкололи глаза, отрезали уши и нос, пока он не умер (по другим сведениям был пристрелен из жалости неким критским турком). Все это происходило на глазах французских солдат, которым командир запретил вмешиваться. Впоследствии Хризостом был причислен к лику святых[17]. Из двух сопровождавших Хризостома старост один был повешен, другого же турки умертвили, привязав за ноги к автомобилю и таская по центру Смирны[18].

Турки сначала перекрыли гавань военными кораблями, однако затем, под давлением западных держав, позволили эвакуацию, кроме мужчин от 17 до 45[19] (по другим источникам от 15 до 50)[13] лет, которых объявляли интернированными и подлежащими депортации во внутренние области на принудительные работы, «что было расценено как приговор к пожизненному рабству у жестоких владельцев, заканчивающемуся таинственной смертью»[19]. Срок на эвакуацию давался до 30 сентября. После этого дня все оставшиеся также подлежали депортации на принудительные работы[13]. В организации эвакуации большую роль сыграл американский пастор, сотрудник организации ИМКА Аса Дженнингс. Именно благодаря его стараниям 23 сентября 1922 в порт под охраной американских судов прибыла наскоро собранная греческая флотилия[14]. Японские корабли выбрасывали весь свой груз, чтобы принять на борт как можно больше беженцев[20][21]. Непосредственно после резни было зарегистрировано 400 000 беженцев из Смирны, получавших помощь Красного Креста[22].

Мустафа Кемаль, наблюдая за пожаром, заявил:

2.1. Турецкая версия

Турецкие историки утверждают, что город подожгли отступающие греки. 17 сентября Мустафа Кемаль направил телеграмму министру иностранных дел с инструкцией, каким образом следует «комментировать» события. Телеграмма излагает следующую версию: город был подожжён греками и армянами, которых к тому побуждал митрополит Хризостом, утверждавший, что сожжение города — религиозный долг христиан. Турки же делали все для его спасения[23]. Тот же Кемаль говорил французскому адмиралу Дюменилю: «Мы знаем, что существовал заговор. Мы даже обнаружили у женщин-армянок всё необходимое для поджога... Перед нашим прибытием в город в храмах призывали к священному долгу — поджечь город». Французская журналистка Берта Жорж-Голи, освещавшая войну в турецком лагере и прибывшая в Смирну уже после событий[24], писала: «Кажется достоверным, что, когда турецкие солдаты убедились в собственной беспомощности и видели, как пламя поглощает один дом за другим, их охватила безумная ярость и они разгромили армянский квартал, откуда по их словам появились первые поджигатели»[25]. Эта версия с тех пор стала официальной в Турции. Однако известный турецкий историк Фалих Рифки Атай называет виновником пожара турецкого командующего Нуреддин-пашу, решительно отвергая официальную турецкую версию[26].

3. Последствия

Город был полностью сожжён, в пожаре погибли сотни домов, 24 церкви, 28 школ, здания банков, консульств, больницы[1][5][27][14][28]. Количество убитых в разных источниках варьируется от 60 тысяч[1] до 260 тысяч; согласно Р. Руммелю[27], средняя цифра составляет 183 тысячи греков и 12 тысяч армян[28]. По подсчетам Жиля Милтона, в резне погибли 100 000 человек, еще 160 000 мужчин было депортировано во внутренние области Анатолии, и большинство их погибло в дороге[14].

Уинстон Черчилль писал в связи с судьбой Смирны:

После войны, в соответствии с Лозаннским мирным договором, был произведён греко-турецкий обмен населением, и почти все греки покинули Измир.

4. Резня в литературе

События романа «Средний пол» Джеффри Евгенидиса начинаются во время резни в Смирне[30].

Резня в Смирне занимает место в заключительном разделе романа «Синайский гобелен» Эдварда Уитмора[31].

Эрнест Хемингуэй, бывший в 1922 году корреспондентом американской газеты в Европе, описал свои впечатления от резни в рассказе «В порту Смирны»[32], вошедшего в сборник «В наше время».

В романе Эрика Эмблера «Маска Димитриоса» подробно говорится о событиях 1922 года[33].

5. Интересные факты

Одним из выживших в ходе этих событий был будущий миллиардер Аристотель Онассис (ему тогда было 16 лет).

На месте разрушенных в 1922 году кварталов сегодня располагается Измирская международная ярмарка[11].


Список литературы:

Б.Соколов. ГРЕКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА

STEWART LECTURE ON SMYRNA MASSACRE DEEPENS UNDERSTANDING OF SPILEOS SCOTT’S BLOODLINES ART INSTALLATION AT ALMA

AT FULLER, LITTLE-KNOWN HORRORS OF SMYRNA COME TO LIFE

Author Marjorie Dobkin talks at Brown U. about the burning of Smyrna

ИЗМИРСКИЕ ПОГРОМЫ 1922 Г.

Fleming, Katherine Elizabeth. Greece: A Jewish History. Princeton University Press, 2008, стр. 81

Lowe, Cedric James. The Mirage of Power. Volume Two: British Foreign Policy 1914–22. Routledge, 2002, стр. 367

Adam Kirsch. The Ruined City of Smyrna: Giles Milton’s 'Paradise Lost' // New York Sun : „Above all, he coveted Smyrna, the only majority Christian city in Turkey, where Greeks outnumbered Turks by two to one.“

Smyrna Commemorative Series: «The destruction of Smyrna was the final climax of Christian genocide for several decades, beginning with the Armenians, Assyrians, and Pontic Greeks late in the 1800s.»

Измир

Утраченная Эллада

ЭСБЕ, ст. «Смирна»

Мусский И. А.100 великих диктаторов. М., Вече, 2002. ISBN 5-7838-0710-9 стр. 408

Milton, Giles. Paradise Lost: Smyrna 1922: The Destruction of Islam’s City of Tolerance. Hodder & Stoughton Ltd., London, 2008. Цт.по:ADAM KIRSCH The Ruined City of Smyrna: Giles Milton’s 'Paradise Lost'//New York Sun.

Marjorie Housepian Dobkin, 1972. Smyrna 1922: The Destruction of a City, ISBN 0-9667451-0-8.

GEORGE HORTON For Thirty Years Consul and Consul-General of the United States in the Near East With a Foreword by JAMES W. GERARD Former Ambassador to Germany PUBLISHERS THE BOBBS-MERRILL COMPANY, INDIANAPOLIS COPYRIGRT 1926 BY THE BOBBS-MERRILL COMPANY

«According to the French observers,…'The mob took possession of Metropolitan Chrysostom and carried him away,…a little further on, in front of an Italian hairdresser named Ismail…they stopped and the Metropolitan was slipped into a white hairdresser’s overall. They began to beat him with their fists and sticks and to spit on his face. They riddled him with stabs. They tore his beard off, they gouged his eyes out, they cut off his nose and ears.' The French soldiers were disgusted by what they saw and wished to intervene, but their commanding officer was under orders to remain strictly neutral. At the point of a revolver, he forbade his men from saving the metropolitan’s life. Chrysostom was dragged into a backstreet in the Iki Cheshmeli district, where he eventually died from his terrible wounds.» Milton, Giles. Paradise Lost: Smyrna 1922: The Destruction of Islam’s City of Tolerance. Hodder & Stoughton Ltd., London, 2008. pp.268-269.

Иеромонах Игнатий (Шестаков), Анатолий Чуряков. Священномученик Хризостом, митрополит Смирнский (1867—1922)

Rudolph J. Rummel, Irving Louis Horowitz (1994). «Turkey’s Genocidal Purges». Death by Government. Transaction Publishers. ISBN 1-56000-927-6., p. 233

«Japanese at Smyrna», Boston Globe, December 3, 1922

The Japanese Hero, Stavros Stavridis, The National Herald

U.S. Red Cross Feeding 400,000 Refugees, Japan Times and Mail, November 10, 1922

Bilal Şimşir, 1981. Atatьrk ile Yazışmalar, Kьltьr Bakanlığı

Nicole and Hugh Pope, Turkey unveiled : a history of modern Turkey, Woodstock, N.Y. : Overlook Press, 2004, p. 58 ISBN 1-58567-581-4

Жевахов А. Кемаль Ататюрк. Пер. с фр. 2008. 344. ISBN 978-5-235-03163-0, 3000 экз

Falih Rifki Atay, Cankaya: Atatьrk’un Dogumundan Olumune Kadar, Istanbul, 1969, 324-25

Never Again: Ending War, Democide, & Famine Through Democratic Freedom Factual Supplement to the NEVER AGAIN SERIES R.J. RUMMEL

Руммель, ук. соч., стр. 5, строки 315—332

Kemal celebrated his triumph by transforming Smyrna into ashes and by slaughtering the whole of the indigenous Christian population. Цит.по: At Last We Uprooted Them: The Genocide of Greeks of Pontos, Thrace and Asia Minor Through French Archives. Gift of Van Coufoudakis to the Program in Hellenic Studies for Firestone Library. Kyriakidis Brothers, 1999 ISBN 960-343-478-7, 9789603434788 p.287

Ирина Ковалева "Куда бы я ни пустился, Греция ранит меня...": странствие Сефериса

Эдвард Уитмор. Синайский гобелен

Эрнест Хемингуэй, «В порту Смирны»

Эрик Амблер. Маска Димитриоса

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Резня_в_Смирне



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.