Реферат по предмету "История"


Николай II 6

Введение…………………………………………………………….2


§1. Исторический портрет личности………………………………3

§2. Правительственная деятельность……………………………...5


Заключение…………………………………………………………11


Список использованной литературы……………………………..12


Введение

История России, в особенности XIX и XX веков, необычна и очень интересна. Царствование последнего российского императора достойно самого широкого изучения именно сегодня.

В общественное сознание настойчиво внедряется образ царя патриота и царя мученика, добровольно отрекшегося от трона ради умиротворения страны и заплатившего за свое отступничество самую высокую цену.

Авторы книг о Николае II не могут признать за ним особых талантов государственного деятеля. При наличии ряда хороших душевных качеств, таких, как личное обаяние, любовь к семье, вежливость и искренний русский патриотизм, он почти напрочь был лишен качеств «сильного» правителя, совсем не соответствовал тому образу царя-самодержца, который сложился у русского народа за его многовековую историю.

Мне захотелось углубиться в изучение эпохи правления последнего российского императора Николая II.

Задача моей работы: изучить личность Николая II Романова и его правительственную деятельность в России.

Целью своей работы я поставил ответ на следующий вопрос: «Николай II – Николай «кровавый» или Николай «великомученик».

Моя работа разбита на два пункта. В первом пункте я счёл целесообразным рассказать о Николае II и его семье, об их личных событиях. Во втором пункте изложен материал о его деятельности, как правителя Великой Державы.


§1. Исторический портрет личности


Николай II – полное имя Николай Александрович Романов родился 6 (18) мая 1868 г. в Царском Селе. Старший сын императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны, сразу после рождения, 6 мая 1868 года, был наречён Николаем.

В раннем детстве воспитателем Николая II был живший в России англичанин К.Хис, а официальным воспитателем как наследника в 1877 году был назначен генерал Г. Г. Данилович.

Царевич получил домашнее образование в рамках большого гимназического курса. Учебные занятия велись в течение 13 лет: первые восемь лет были посвящены предметам расширенного гимназического курса, где особое внимание уделялось изучению политической истории, русской литературы, английского, немецкого и французского языков. Последующие пять лет посвящались изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля.

6 мая 1884 года, по достижении совершеннолетия, Николай Александрович принёс присягу в Большой церкви Зимнего дворца, о чём извещалось высочайшим манифестом.

Первые два года Николай служил младшим офицером в рядах Преображенского полка. Два летних сезона он проходил службу в рядах кавалерийского гусарского полка эскадронным командиром, а затем лагерный сбор в рядах артиллерии. 6 августа 1892 года был произведён в полковники. В то же время отец вводит его в курс дел по управлению страной, приглашая участвовать в заседаниях Государственного Совета и Кабинета министров. По предложению министра путей сообщения С. Ю. Витте, Николай в 1892 году для приобретения опыта в государственных делах был назначен председателем комитета по постройке Транссибирской железной дороги. К 23 годам своей жизни Наследник был человеком, получившим обширные сведения в разных областях знания.

В 1894 г., 14 ноября в Большой церкви Зимнего дворца сочетался браком с Александрой Фёдоровной (немецкой принцессой Алисой Гессенской). Медовый месяц их проходил практически полностью в траурной атмосфере, ведь месяц назад, 20 октября от болезни печени умер его отец Александр III.

21 октября 1894 года Николай II вступил на престол правления государством.

14 (26) мая 1896 года состоялась Коронация Императора и его супруги.

В последующие годы у них родились четыре дочери — Ольга (3 ноября 1895), Татьяна (29 мая 1897), Мария (14 июня 1899) и Анастасия (5 июня 1901). 30 июля (12 августа) 1904 года в Петергофе появился пятый ребёнок и единственный сын — цесаревич Алексей Николаевич.

С 9 марта по 14 августа 1917 года Николай Романов, его жена и дети жили под арестом в Александровском дворце Царского Села.

14 августа 1917 года в 6 часов 10 минут состав с членами императорской семьи и обслуги под вывеской «Японская миссия Красного Креста» отправился из Царского Села.

17 августа состав прибыл в Тюмень, далее арестованных перевезли по реке в Тобольск. Семья Романовых разместилась в специально отремонтированном к их приезду доме губернатора.

В начале апреля 1918 года Президиум Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК) санкционировал перевод Романовых в Москву с целью проведения суда над ними.

В конце апреля 1918 года арестанты были перевезены в Екатеринбург, где для размещения Романовых был реквизирован частный дом.

12 июля 1918 года Уральский Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, в условиях отступления большевиков под натиском белых войск и лояльного Комитета членов Учредительного собрания Чехословацкого корпуса, принял постановление о казни всей семьи. Николай Романов, Александра Фёдоровна, их дети, доктор Боткин и три человека прислуги были расстреляны в «Доме особого назначения» — особняке Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года…

14 августа 2000 года решением Архиерейского Собора Русской православной церкви было «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских царскую семью: императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию».

В 2003 году в Екатеринбурге, на месте снесённого дома инженера Н. Н. Ипатьева, где был расстрелян Николай II и его семья, был построен Храм-на-Крови во имя Всех святых перед входом в который установлен памятник семье Николая II Романова.


§2. Правительственная деятельность


Царствование императора Николая II началось в 1894 г. Для удобства написания работы я решил разделить описание периода царствования на несколько подпунктов.


Правительственная деятельность в первое десятилетие (1894-1904)

1) Всеобщая народная перепись 28 января 1897 г. (все население империи доходило до 129 миллионов душ обоего пола).

2) Судебные Уставы 1864 г. введены в Сибири (1896, 13 мая).

3) Выработано и утверждено новое Уголовное Уложение (1903, 28 марта) в замену прежнего, 1845 г.

4) Создано временное Переселенческое Управле­ние (1896, 2 дек.) — с этой поры заселение Сибири и русских среднеазиатских владений пошло ускорен­ным темпом.

5) Отмена подушной подати в царствование имп. Александра III (1889) коснулась только Европейской России; теперь она была распространена и на Си­бирь (1898).

6) Учреждено Попечительство о домах трудолю­бия и рабочих домах (1895). Целью его было поддер­живать бедных не путем милостыни, а трудовой по­мощью, предоставляя им заработок, который бы поддерживал их существование.

7) Основано Инженерное Училище в Москве (1895).

8) Основан Восточный Институт во Владивосто­ке (1899).

9) Высшее женское образование, прерванное в предыдущее царствование, сделало теперь большие успехи. Были открыты Женский Медицинский Ин­ститут в Петербурге, Педагогические курсы (там же) преобразованы в Женский Педагогический Инсти­тут, открыты Высшие Женские курсы в Москве, Одессе. Позже (1906—1910) открылись такие же Высшие курсы в Киеве, Петербурге, Харькове, Тиф­лисе, Юрьеве, Новочеркасске, Варшаве, Томске.

10) В Петербурге основан задуманный еще Александром III «Русский Музей» его имени (1895, 13 апр.). С первых же лет существования он вырос во всероссийское хранилище национального художест­венного творчества (живопись, современная и ста­ринная (иконописание); ваяние; коллекции этногра­фические; памятники исторического содержания).

11) Ряд мер, касавшихся земства. Почти все они проникнуты недоверием к нему, боязливой мыслью, как бы рост земских учреждений не нанес ущерба са­модержавию верховной власти. Правительство спра­ведливо исходило из убеждения, что развитие всесо­словного представительства в делах местного управ­ления рано или поздно неизбежно приведет к непо­средственному участию в законодательстве и в уп­равлении верховном (взгляд, сформулированный министром Витте).

а) Фиксация земского обложения; в целях предохранить население от чрезмерного обложения его земскими сборами, земству запрещено было повышать последние выше известной нормы (1900, 12 июня).

б) Продовольственное дело (устройство хлебных магазинов, вообще обеспечение населения в снабжении питательными продуктами, находившееся раньше в ведении земства) передано местным правительственным органам (уездным и губернским по крестьянским делам присутствиям) (1900, 12 июня).

в) Земствам запрещено заниматься собиранием статистических сведений о земельных имуществах (1902, 30 мая).

г) Регламентирована и поставлена под непосредственный контроль администрации деятельность земства по ветеринарному делу (1902, 12 апр.).

д) Введены земские учреждения в шести западных губерниях, в Ставропольской, Астраханской и Оренбургской, но с самоуправлением еще более урезанным, чем это было установлено в царствование
Александра III Положением 1890 г. (1903, 2 апр.).

е) Ревизия земских учреждений в четырех губерниях закончилась (в Тверской губ.) устранением от службы и высылкой некоторых земцев и заменой их новыми лицами уже не по выбору, а по назначению
от правительства (1904, январь).

12. Гаагская конференция. В 1899 г. в Гааге, столи­це Голландии, собралась, по личной инициативе Николая II, мирная конференция, в которой приняли участие все европейские государства, Северо-Американские Соединенные Штаты, Мексика, Япония, Сиам и Пер­сия. Государь руководился благородным желанием «положить предел вооружениям и изыскать средства предупредить угрожающие всему миру несчастия». В приглашении на съезд указывалось на то, что по­стоянный рост вооружений ложится тяжелым бреме­нем на народное благосостояние, отвлекает духов­ные и физические силы народов от производитель­ного труда, тормозит просвещение и, грозя сделать нестерпимым такое положение дела, роковым обра­зом ускоряет приближение кровавой развязки, страшной и пагубной одинаково для всех. Прямая цель, указанная Гаагской конференцией — сократить вооружения и военные бюджеты, или по крайней ме­ре обязаться не увеличивать их впредь, — достигнута не была: взаимная подозрительность и недоверие по­мешали державам прийти к соглашению. Приняты были, и то не всеми единодушно, решения второсте­пенного значения: запрещено бросать взрывчатые снаряды с воздушных шаров; пользоваться на войне удушливыми газами, разрывными пулями; в самой Гааге учрежден постоянный третейский суд (трибу­нал), к которому спорящие стороны могли обра­щаться для рассмотрения их спора; нейтральные державы получили право предлагать свое посредни­чество (без того, чтобы это зачтено было за вмеша­тельство в чужие дела) для предотвращения войны или ее прекращения, если бы военные действия уже начались.

На мой взгляд, больших практических результатов Гаагская конференция не принесла и возлагавшихся на нее на­дежд она не оправдала: конца войнам она не поло­жила, но идейное значение ее прочное, непреходя­щее: она лишний раз напомнила миру и освежила в его сознании великую воспитательную идею братст­ва народов, противопоставив ее вражде и грубому эгоизму, как тормозам прогресса и процветания че­ловечества.


Катастрофа на Ходынском поле

18 мая 1896 года, во время раздачи царских подарков по случаю коронации Николая II, на Ходынском поле (в северо-западной части Москвы, в начале современного Ленинградского проспекта) произошли трагические события. Из-за халатности организаторов церемонии и городских властей началась давка, в которой, по официальным данным, погибли 1389 и получили увечья 1300 человек.


Русско-японская война

Руско-японская война 1904-1905 гг. велась за господство в Северо-Восточном Китае и Корее. Война была начата Японией. В 1904 году японский флот напал на Порт- Артур, оборона которого продолжалась до начала 1905 года. Россия потерпела поражения на реке Ялу, под Ляояном, на реке Шахэ. В 1905 году японцы разгромили русскую армию в генеральном сражении при Мукдене, а русский флот - при Цусиме. Война закончилась Портсмутским миром 1905 года, по условиям которого Россия признала Корею сферой влияния Японии, уступила Японии Южный Сахалин и права на Ляодунский полуостров с городами Порт-Артуром и Дальним. Поражение русской армии в войне ускорило начало революции 1905-1907 гг.


Революция 1905 года

Революция, начавшаяся в России в 1905 году, была вызвана ускорившимся капиталистическим развитием России, ростом политического самосознания буржуазии, классовой консолидацией и борьбой пролетариата и необходимостью устранить наследие феодализма в виде самодержавия, господства помещичьего землевладения, общинных порядков в деревне. Обострение социально- политического конфликта было ускорено русско-японской войной 1904-1905 гг. Толчком к началу революции послужил расстрел 9 января 1905 года мирной рабочей демонстрации в Петербурге. Наиболее активной революционной силой выступили рабочие, ширились крестьянские волнения, началось революционное брожение в армии и во флоте. С требованиями реформ выступила буржуазия. Возникали профессиональные и политические союзы, укреплялись революционные партии, появились либеральные и консервативные буржуазные партии. В Манифесте от 17 октября 1905 года царь пошел на уступки, пообещав политические свободы и учреждение законосовещательной Государственной думы. В декабре 1905 года были подавлены вооруженные восстания рабочих в промышленных центрах России. Однако забастовки продолжались. Разгон 2-й Государственной думы (3 июня 1907 года) означал конец революции. Хотя революция 1905-1907 гг. и не устранила коренных противоречий российского общества, тем не менее она заставила самодержавие пойти на создание парламентского представительства и начать реформы, давшие новый импульс развитию капитализма в России.


Государственная дума

Государственная дума - законосовещательное, представительное учреждение Российской империи (1906-1917 гг.) - была учреждена Манифестом 17 октября 1905 года. Дума рассматривала законопроекты, которые затем обсуждались в Государственном совете и утверждались царем. Многоступенчатые выборы в Думу проводились по 4 неравноправным куриям. Половина населения страны (женщины, студенты, военнослужащие) не имела избирательных прав. 27 февраля (12 марта) 1917 года Временный комитет Государственной думы сформировал Временное правительство. Формально Дума продолжала существовать до 6 (19) октября 1917 года.


Заключение


Честный, широко образованный, образцовый семьянин и глубоко религиозный человек, Николай II занимал престол в столь сложную и противоречивую эпоху, какую не знал ни один из его предшественников на российском троне. Проблемы внутри страны соединились с небывало трудной внешнеполитической ситуацией начала XXв. В этих условиях российский монарх должен был удовлетворять как никогда высоким требованиям, быть способным к решительности и прагматичной гибкости. Но такой личностью Николай II не был. И это обстоятельство определенным образом способствовало тому, что российская монархия перестала существовать. Царь сходит со сцены. Его и всех его любящих предают на страдания и смерть. Его усилия преуменьшают; его действия осуждают; его память порочат…Остановитесь и скажите: а кто же другой оказался пригодным? В людях талантливых и смелых; людях честолюбивых и гордых духом; отважных и властных – недостатка не было. Но никто не сумел ответить на те несколько простых вопросов, от которых зависела жизнь и слава России.

Я считаю, что Николай II – это Николай «великомученик», а не Николай «кровавый». Да, в его правление было много смертей и трагических событий – 2 войны, 2 революции… Судьба распорядилась, чтобы он правил в довольно сложную эпоху. Но за свои деяния он понёс самое суровое наказание – он потерял самое ценное – жизнь свою и жизнь своих родных. Расстрел его семьи не понёс конца в России беспорядкам, и хорошего мало чего произошло, всего-навсего сменилось правительство и название государства.

Свою работу хочу закончить фразой одного историка (к сожалению, не помню его имени): «Времена, времена…,а времена всё те же, только люди в них разные».


Список использованной литературы


Боханов А.Н. Николай II. / А.Н. Боханов. - М.: Вече, 2008. – 464 с.

Житие святого страстотерпца, императора Российского Николая Александровича Романова // Московские епархиальные ведомости. — 2000. — № 10—11. — С. 20—33.

История государства и народов России. XIX век / под изд. А.А. Данилова и др. – М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

Соколов Н.А. Последние дни Романовых / Н.А.Соколов. - М.: Книга, 1991. – 144 с.

Шмурло Е.Ф. Мир русской истории / Е.Ф. Шмурло. – М.: Вече, 2009. – 352 с.


12




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.