Реферат по предмету "История"


Гродненское гетто

Этот материал – итог кропотливой изыскательской работы доктор исторических наук, профессора Я. Н. Мараша (1918 – 1990) и бывшего директора Государственного архива Гродненской области, заслуженного работника культуры Беларуси А. Н. Плешавени (1923 – 1993). В ночь на 23 июня 1941 года гитлеровцы углубились на нашу территорию с запада, и части третьей советской армии по командованием генерала-лейтенанта В. И. Кузнецова вынуждены были покинуть г. Гродно.

Захватив город, гитлеровцы установили тут так называемый «новый порядок», целью которого было физическое уничтожение большей части советских людей. Город был включен в состав особого округа «Белосток». Им руководила восточно-днепровская администрация. В округе расширялись права, суд, финансовая и налоговая политика, которая действовала в Германии. В городе планировалось поселить 10 тысяч немецких колонистов и покинуть для использования в качестве рабечей силы 20 тысяч местных жителей.

В скором времени после аккупации гродненщины немецкие власти объявили, что город Гродно переименовали в Гартен. Управление паветами было возложенно на комиссара. Павет был разделен на области, во главе которых стояли немецкие властные комиссары. Им подчинялись начальники гмин, командиры и начальники деревень. Жилой фонд был конфисован на пользу немецкого рейха.

Аккупациооные власти переделали на немеций лад и все властные центры гродненского повета, площади и улицы Гродно.

Уже в первые дни властвования захватчики показали свой звериный облик. В первую очередь они начали расправляться с партийными и советскими активистами, с лучшими представителями интелегенци.

Велась шаленая антисемитская пропаганда. Личности еврейской национальности преследовались. Все они от 16 до 60 годов были включены в систему принудительных работ на пользу германских властей без всякой оплаты.

Евреям было запрещено появляться на рынках, ходить по тратуарам. Они могли перемещаться только по правому боку проезжей части улиц и по одному, должны были снимать головной убор при встрече с немцем в форме. Первоначально на левой руке евреи должны были носить белую повязку с голубой шестиконечной звездой, потом измененной на желтые «латы» со звездой, которую пришивали к одежде на груди и на спине.

Главными чертами фашистского «нового порядка» были издевательства над людьми, порабощение, массовые расправы, расстрелы, зверские пытки. Жесткость в отношениях к населению подписывалась многими указами, каждый из которых заканчивался словами «наказание», «смертная казнь», «расстрел». В целях устрашения населения и подавления его противостояния гитлеровцы ввели систему заложников.

В скором времени после оккупации города полевая комендатура возложила на бывшего директора гимназии «Нарбут» доктора Бравера обязанность сформировать «юденрат» (еврейское правительство) с десяти человек. Правление было сложено в соответствии с растанновкой партийных сил в гродненской еврейской общине до сентября 1939 года. В состав «юденрата» вошли Бравер (старшина), адвокаты И. Иаханский, А. Задай, бывшие купцы А. Лифшиц, Я. Эфрон, промышленник О. Касавский, бывший заместитель бургамистра города Е. Суховлянский,Ц. ГорловскийЭ, рабин Берман и врач Ш.Бые. В дальнейшем « юденрат» был увеличен путём увелечением до 24 чел.

В начале июля 1941 года в Гродно группа гестаповцев, Под угрозой экзекуции нацисты потребовали предоставить им список наиболее авторитетных еврнев . В соответствие со списком фашисты вывезли и расстреляли 80 представителей еврейской интеллигенции. В числе первых лиц фашиского террора были учители бывшей гимназии совмесного обучения(в 1939 – 1941гг.сш№9)историк Г. Величкер,математик М. Каминский, скрипач и педагог, выпускник Варшавской консерватории И. Вигдарович, адвокаты М. Гликфельд, Р. Любман.

В конце сентября евреи были выселены с своих квартир на центральных улицах города (сейчас Советская, Ожешки, К. Маркса, Кирова и др.). 1октября окупацийные власти обвестили про создание для евреев 2 гетто. Гетто №1 находилось в квадрате улиц Замковая – А. Кашевого – Виленская – Советская, за исключением домов вдоль улицы с двух сторон. Центральный вход в это гетто был с боку улицы Замковая. Гетто №2 размещалось в квадрате улиц: проспект Космонавтов – Лидская – Белуша – Антонова. Вокруг обоих гетто перед переселением туда евреев были сделаны ограждения из колючей проволоки. Вход в гетто был только через одни ворота, которые охраняли жандармы и гестаповцы. За самовольный выход из гетто угрожали расстрелом на месте или казнью через повешение.

2 ноября с 12 до 18 часов все евреи были обязаны переселиться в гетто, иметь при себе только то, что можно было довезти с собой на тачке, детской коляске или вынести на себе. Все ценные вещи, лучшая одежда, мебель конфисковывались. На очень объеденённую территорию гетто №1 согнали около15тыс. человек, а на гетто №2 – около 10тыс. Гитлеровцы считали достаточным для проживания 1 кв. метр на человека.

Начальником гетто №1 стал садист и убийца гестаповец Курт Визе. Его руки запачканы кровью десятков тысяч людей, и в том числе женщин, детей, стариков, людей не только еврейской, но и других национальностей, что проживали на территории Белостоцкой округи. Другим гетто распоряжался человеконенавистник и убийца Ота Стреблей.

Организаторами, руководителями и активными следователями зла у Гродно были камисар фон Плетц, шеф Эрелис, его заместитель Шоп, старший тюрьмы Шедель и др.

После того, еврейское население было сконцентрировано в гетто, немного улучшилось состояние его жителей. Тем не менее террор и убийства закончились. В первую очередь началась охота на комунистов и комсомолов. Потом арестовывали и расстреливали каждого, кто слушал советское радио. Так были словлены и уничтожены учителя Капланская и Мельцер, фельдшер Ш. Аркин и др. убийства евреев без всякой подставы стали каждодневными. Фашисты стремились изолировать гетто от окружающего их света, избавить их от последней надежды на выживание и возможности сопротивляться.

Под угрозой экзекуцией немецкая власть принудила «юденрат» сдавать в виде контрибуций различные вещи каждодневной жизни: тёплая одежда, ювелирные изделия и др., которые удалось принести в гетто разными путями. К населению гродненского гетто начали ходить слухи про зверство фашистов над еврейским населением в других городах, про погромы и расстрелы в местечках. Всё это вызвало нужду отношений с жителями ближних населённых пунктов. Под угрозой смерти евреям было запрещено ездить по железным дорогам и пользоваться автомобильным транспортом. Чтоб преодолеть этот барьер, приходилось добывать документы с «арийской» фамилией. В конце октября 1941 г. некоторым молодым людям гродненских гетто удалось побывать в Вильни и других местах. Там они узнали об наказаниях, проведённых гитлеровцами, про массовое уничтожение людей в Папарах около Вильни. Старший «юденрата» доктор Бравер и некоторые другие не поверели этому. Но доходили всё новые и новые новости про злочинство фашистов во многих городах и местечках Беларуси, что обязывало искать пути из сложнейшего положения. Всё это наводило на мысль на организацию сопротивления фашистским завоевателям. Этим в первую очередь занялась еврейская молодёжь разных политических ориентаций.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Пермская государственная медицинская академия им академика Е. А. Вагнера Росздрава»
Реферат Графический редактор CorelDraw рисование сложных фигур создание пейзажей
Реферат Болезни органов дыхания
Реферат Пути совершенствования оборачиваемости оборотных средств предприятия
Реферат Henry Cabot Lodge Essay Research Paper Henry
Реферат Ii. Традиции и инновации в методике преподавания иностранных языков
Реферат Особенности учета труда и заработной платы на малом предприятии. Задачи и решение
Реферат Особенности образа матери у дошкольников воспитывающихся в полных и неполных семьях
Реферат Обвинительное заключение. Обвинительный акт
Реферат Современные представления о природе человека
Реферат Paul Bernardo Essay Research Paper Paul BernardoThe
Реферат Человек и техника
Реферат Прекрасная царевна и счастливый Карла
Реферат Изучение социально-психологических аспектов коммуникативных установок старшеклассников
Реферат Понятие политическая партия