Введение
1 Предыстория
2 Политическое и административное устройство
3 Население
4 Религия
5 Экономика
6 Правители
Список литературы
Новая Испания
Введение
Ви́це-короле́вство Но́вая Испа́ния (исп. Virreinato de Nueva Espaсa) — испанская колония в Северной Америке, существовавшая в 1535—1821 гг. В её состав входили территории современной Мексики, юго-западных штатов США (а также Флориды), Гватемалы, Белиза, Никарагуа, Сальвадора, Коста-Рики, Кубы. Кроме этого в подчинение Новой Испании были Филиппины и различные острова в Тихом океане и Карибском море. Столица располагалась в Мехико. В 1821 году в результате поражения в Войне за независимость Мексики Испания потеряла все североамериканские земли, на которых образовались новые независимые государства. Куба и Филиппины стали управляться напрямую из Испании — вплоть до 1898 года, когда по итогам войны с США они были также потеряны метрополией.
1. Предыстория
Луис де Веласко получил контроль над многими полукочевыми коренными племенами Чичимеками северной Мексики в 1591 году. Это позволило расширить провинцию Новая Мексика или «Провинция де Нуэво Мехико». В 1598 году Хуан-де-Оньяте стал первопроходцем так называемой «Королевской дороги внутренних земель» или Эль-Камино-Реал-де-Тьерра-Адентро между городом Мехико и деревней народа тева Сан Хуан Пуэбло . Кроме того, он основал поселение (испанский пуэбло) Сан-Хуан на Рио-Гранде. В 1605 образована провинция Новая Мексика. В 1609 году Педро де Перальта, позже губернатор провинции Нью-Мексико, учредил поселение Санта-Фе в горах Сангре-де-Кристо ставшее в итоге центром провинции.
2. Политическое и административное устройство
Высшая гражданская и военная власть в Новой Испании находилась в руках назначаемого вице-короля, который подчинялся непосредственно монарху и Верховному совету по делам Индий в Мадриде. При вице-короле находился совещательный орган — аудиенсия. Юрисдикция аудиенсии Мехико распространялась на южную часть вице-королевства, а юрисдикция аудиенсии Гвадалахары (политического и административного центра одноименного интендантства) — на северную.
В 1786 году часть провинций Новой Испании была преобразована в 12 интендантств, главой каждого из которых являлся интендант, выполнявший административные, судебные и военные функции, ведавшими сбором налогов и деятельностью муниципалитетов провинциальных центров. Семь северных провинций объединялись в два военных округа: западный и восточный. Они управлялись командующими, подчиненными вице-королю. Три провинции сохранили свой прежний статус. Города и сельские округа находились в ведении коррехидоров и старших алькальдов, которым подчинялись выборные старосты индейских селений.
Существовали также местные городские советы — кабильдо, или аюнтамиенто, члены которых официально избирались домовладельцами, но с течением времени эти должности стали пожизненными и наследственными, а иногда даже покупались. Деятельность муниципалитетов находилась под контролем колониальной администрации.
3. Население
Большую часть населения Новой Испании составляли её уроженцы и около 40 % из них были индейцами. Первое столетие после конкисты было обозначено резким сокращением их численности, что заставило колонизаторов, нуждавшихся в рабочей силе и налогоплательщиках, перейти от прямого ограбления и истребления коренных жителей к организованной эксплуатации, которая приобрела феодализированную форму. В результате этих изменений со второй половины XVII в. начался медленный прирост аборигенного населения, и к началу XIX в. его численность достигла уже 2,3 — 2,4 млн человек. Испанское законодательство признавало за индейскими общинами право владения землей, запрещая ее отчуждение без санкции властей. Однако имел место и захват испанцами общинных земель с последующим юридическим оформлением. Индейцы также считались лично свободными. В соответствии с законодательством труд их подлежал оплате и не должен был быть чрезмерно тяжелым. Однако на практике это не всегда соблюдалось.[1]
С начала XVII в. на индейцев налагалась принудительная трудовая повинность (репартимьенто, или куатекиль) в виде работы на рудниках, промышленных предприятиях и плантациях, строительства. Для этих целей власти выделяли определенное число мужчин в возрасте от 15 до 60 лет. С индейцев взималась подушная подать — трибуто, которую на рубеже XVIII и XIX вв. платили один раз в год в размере двух песо все женатые мужчины от 18 до 50 лет, за исключением наследственных старейшин касиков, старост селений и других должностных лиц. Холостяки и одинокие женщины облагались податью в два раза ниже.[1]
Также на плантациях и промышленных предприятиях и в качестве домашней прислуги работали негры, в большинстве своем являвшиеся рабами, которых завозили в Новую Испанию из Африки с середины XVI в. Но по причине высокой смертности и постепенного уменьшения, а затем и полного прекращения их ввоза в результате начавшегося прироста индейского населения численность негров к началу XIX в. не превышала 10 тыс. человек.
Привилегированный слой колониального общества составляли уроженцы метрополии, которых местные жители называли гачупинами (исп. gachupin — «люди со шпорами», носило презрительный оттенок). В начале XIX в. их насчитывалось около 15 тыс. Это сословие состояло в основном из родовитого дворянства и крупных предпринимателей, представители его занимали почти все высшие административные, военные и церковные посты.
Важную роль в жизни колонии играло креольское население. Численность креолов составляла примерно 1,1 млн человек. Хотя номинально креолы обладали теми же правами что и испанцы из метрополии, в реальности они подвергались жёсткой дискриминации и лишь в порядке исключения назначались на высокие должности: за весь колониальный период из 61 вице-короля только 3, а из 171 епископа только 41 были креолами. Из этого слоя населения вышла большая часть помещиков, они пополняли ряды колониальной интеллигенции, занимали должности административного аппарата, церкви и армии.
Метисное население было лишено гражданских прав: метисы и мулаты не могли становиться чиновниками и офицерами, не могли участвовать в выборах органов самоуправления. Они занимались ремеслом, розничной торговлей, служили в качестве управляющих и приказчиков, составляли большинство мелких землевладельцев —- ранчеро.
4. Религия
Одним из основных институтов Новой Испании являлась католическая церковь. Под ее влиянием находилась вся духовная жизнь: церковь ведала учебными заведениями, через инквизицию осуществляла цензуру, к концу XVIII в. ей принадлежало более половины всего недвижимого имущества колонии. Однако основная часть церковных средств использовалась в ипотечных и кредитных операциях: денежных ссудах и займах под залог собственности светских землевладельцев, финансировании торговых предприятий, промышленности, сельского хозяйства. Духовенство обладало рядом привилегий: оно не облагалось налогами и пользовалось правом особой юрисдикции по всем судебным делам, касавшимся личности или имущества. Наибольшим влиянием пользовались преимущественно клирики из числа уроженев метрополии. Низшему же духовенство, состоявшему в основном из креолов и метисов, приходилось жить на скудное жалованье и весьма скромные даяния верующих, таким образом годовой достаток многих приходских священников ненамного превышал средний заработок горнорабочего.[1]
5. Экономика
Хозяйственная жизнь Новой Испании подчинялась интересами метрополии, для которой она была прежде всего источником драгоценных металлов, поэтому их добыча стала важнейшей отраслью экономики. Так в 1521—1945 гг. было добыто около 205 тыс. т металла — около трети всей американской добычи за этот период, а в крупнейшем месторождении Южной Америки — Потоси — за период с 1556 по 1783 год было добыто серебра на 820 млн 513 тыс. 893 песо и 6 «прочных реалов» (последний в 1732 году равнялся 85 мараведи).[2]
На рудниках наряду с индейцами, работавшими в исполнение репартимьенто и выполнявшими главным образом подсобные функции, было задействовано немало горнорабочих из других этническим групп. С ходом экспроприации крестьянских земель и обнищания населения городов предложение рабочей силы возрастало, и пеонаж в горнодобывающей промышленности был вытеснен вольнонаёмным трудом. Например, на рудниках Гуанахуато, дававших в конце XVIII в. шестую часть всей добычи золота и серебра в Америке в 1792 г. из 4 тыс. 659 занятых там горняков болышинство — 4 тыс. 536 человек — составляли креолы, метисы и мулаты. Обрабатывающая же промышленность вице-королевства развивалась медленно.[1]
Чтобы избежать конкуренции со стороны колониальной продукции, испанские власти запрещали выращивание в Новой Испании винограда, олив, конопли, льна — разрешалось выращивание только тех культур, которые не произрастали в Испании. Эти ограничения мешали развитию сельскохозяйственного производства.
На протяжении большей части колониального периода экономические связи Новой Испании в основном ограничивались торговыми отношениями с метрополией, которые осуществлялись только через Веракрус и один испанский порт — Севилью, а с 1717 года — Кадис, прямая же торговля с иностранными государствами и с другими испанскими колониями (кроме Филиппин) запрещалась. Все товары облагались высокими таможенными пошлинами. Кроме того, при их продаже и перепродаже взимался особый налог — алькабала, размер которого на протяжении большей части XVII—XVIII в. и в первом десятилетии XIX в. составлял 6 % стоимости.
Товары из метрополии и обратно перевозились до последней четверти XVIII в. только специальными флотилиями, а с Филиппин в порт Акапулько — так называемым манильским галеоном.
Многочисленные запреты и ограничения, сдерживавшие экономическое развитие страны, всё же не могли остановить рост мануфактурного и ремесленного производства, торговли, сельского хозяйства, наблюдавшийся в Новой Испании на рубеже XVIII и XIX вв.
6. Правители
Наместники:
Эрнан Кортес (1521 — 24)(1524 — 26)(втор. аудиенсия 1531 — 35).
Маркос де Агилар (и. о. 1526 — 27).
Алонсо де Эстрада (и. о. 1527 — 28).
Вице-короли:
Антонио де Мендоса (перв. аудиенсия 1528 — 31)(вице-король 1535 — 50).
Луис де Веласко-и-Аларкон (1550 — 64).
Гастон де Перальта Боскет (1566 — 68).
Мартин Энрикес де Альманса (1568 — 80).
Лоренсо Суарес де Мендоса (1580 — 83).
Педро Мойя-и-Контрерас, арх. Мехико (1584 — 85).
Альваро Манрике де Суньига (1585 — 90).
Луис де Веласко, маркиз де Салинас (1590 — 95)(1607 — 11).
Гаспар де Суньига-и-Асеведо (1595—1603).
Хуан де Мендоса-и-Луна, маркиз де Монтес-Кларос (1603 — 07).
Франсиско Гарсиа Герра, арх. Мехико (1611 — 12).
Диего Фернандес де Кордова, маркиз де Гуадалкасар (1612 — 21).
Диего Каррильо де Мендоса-и-Пиментель (1621 — 24).
Родриго Пачеко-и-Осорио (1624 — 35).
Лопе Диас де Армендарис (1635 — 40).
Диего Лопес Пачеко Кабрера-и-Бобадилья (1640 — 42).
Хуан Палафокс де Мендоса (1642 — 48).
Маркос де Торрес-и-Руэда (1648 — 49).
Луис Энрикес де Гусман, маркиз де Вильяфлор (1650 — 53).
Франсиско Фернандес де ла Куэва, герцог де Альбукерке (1653 — 60).
Хуан де Лейва-и-де ла Серда, маркиз Лейва (1660 — 64).
Диего Осорио де Эскобар-и-Льямас, еп. Пуэблы (1664).
Антонио Себастьян де Толедо, маркиз Мансера (1664 — 73).
Педро Нуньо Колон де Португаль, герцог Верагуас (1673).
Франсиско Пайо Энрикес де Ривера, арх. Мехико (1673 — 80).
Томас Антонио де ла Серда-и-Арагон, граф Паредес (1680 — 86).
Мельчор Портокарреро Ласо де ла Вега, граф Монклоа (1686 — 88).
Гаспар де Сандоваль Сильва-и-Мендоса, граф Гальвес (1688 — 96).
Хуан де Ортега-и-Монтаньес, еп. Мичоакана (1696)(1701).
Хосе Сармьенто Вальядарес, граф Моктесума (1696—1701).
Франсиско Фернандес де ла Куэва Энрикес (1701 — 11).
Фернандо де Аленкастре Норонья-и-Сильва (1711 — 16).
Балтасар де Суньига-и-Гусман Сотомайор (1716 — 22).
Хуан де Акунья, маркиз Касафуэрте (1722 — 34).
Хуан Антонио Висаррон-и-Эгиаррета, арх. Мехико (1734 — 40).
Педро де Кастро-и-Фигероа, маркиз де Грасиа (1740 — 41).
Педро Севриан-и-Агустин, граф де Фуэнклара (1742 — 46).
Франсиско де Гуэмес-и-Оркаситас, граф Ревилья-Хихедо (1746 — 55).
Агустин Агумада де Вильялон, маркиз Амарильяс (1755 — 60).
Франсиско Кахигаль де ла Вега (и. о. 1760).
Хоакин де Монсеррат, маркиз Круильяс (1760 — 66).
Антонио Мария Букарели-и-Урсуа (1771 — 79).
Мартин де Майорга (1779 — 83).
Матиас де Гальвес (1783 — 84).
Бернардо де Гальвес (1785 — 86).
Алонсо Нуньес де Аро-и-Перальта, арх. Мехико (1787).
Мануэль Антонио Флорес Мальдонадо (1787 — 89).
Хуан Висенте де Гуэмес Пачеко-и-Падилья (1789 — 94).
Мигель де ла Грау Таламанка-и-Бранкифорте (1794 — 98).
Мигель Хосе де Асанса (1798—1800).
Феликс Беренгер де Маркина (1800 — 03).
Хосе де Итурригарай-и-Аростеги (1803 — 08).
Педро де Гарибай (1808 — 09).
Франсиско Хавьер де Лисана-и-Бомонт, арх. Мехико (1809 — 10).
Франсиско Хавьер Венегас де Сааведра (1810 — 13).
Мигель Идальго-и-Костилья (в Гуанахуато 1810 — 11)*
Антонио Торрес (в Халиско 1810 — 11)*
Хосе Мария Морелос-и-Павон (в Куэрнаваке 1811 — 12, в Теуакане 1812 — 15)*
Игнасио Район (в Ситакуаро 1811 — 12).
Висенте Герреро (в Герреро 1811 — 21, 1823 — 24)*
Хулиан Вильягран (в Веракрусе 1812 — 14)*
Хосе Франсиско Осорно (в Пуэбле 1812 — 16).
Феликс Мария Кальеха дель Рей, граф де Кальдерон (1813 — 16).
Мануэль Мьер-и-Теран (в Теуакане 1814 — 17)*
Хуан Феликс Гуадалупе-Виктория (в Веракрусе 1812 — 20, 1822 — 24).
Хуан Руис де Аподака (1816 — 21).
Франсиско Новелья Асабаль (1821).
Хуан О’Донохью (форм. 1821 — 22).
Список литературы:
Альперович М. С. Рождение Мексиканского государства. — 1979.
Письмо казначея Потоси дона Ламберто де Сьерра императору Карлу III от 16 июня 1784 года. // Colleccion de documentos ineditos para la historia de Espana. Tomo V. — Madrid, 1844.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Новая_Испания
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |