Реферат по предмету "История"


II Мировая война взгляд побежденных

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ


Кафедра ИСТОРИИ (УП-4)


Реферат на тему:


«II Мировая война:

взгляд побежденных»


Студентки

Ломакиной Натальи Андреевны

1 курс, ИТ-5


Научный руководитель

старший преподаватель

Шавшукова Татьяна Владимировна


Москва 2011

Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

Обстановка в мире между двумя мировыми войнами 3

Вторая мировая война 7

Война с Россией 11

Заключение 15

Литература 16


Введение

1 сентября 1939 года, на рассвете, главные силы немецкой сухопутной армии, сосредоточенные на границе с Польшей для ее разгрома, перешли в наступление. Началась вторая мировая война, которая признана крупнейшей в истории человечества. В ней участвовали 62 государства из 73, которые существовали на тот момент, это составляло 80% населения земного шара.

Каковы были причины, по которым Германия проявила неслыханную агрессию? Что заставило ее начать войну, в которой погибло 32 миллиона человек и 35 миллионов было ранено? И почему Германия проиграла? Чтобы это выяснить, следует взглянуть на Вторую мировую с немецкой стороны, со стороны побежденных.


Обстановка в мире между двумя мировыми войнами

Начиная с 1914 года людьми в мире завладела одна неведомая Сила, которая навлекала на народы одну катастрофу за другой. Некоторые утверждали, что эту силу порождала новая идея, призыв или призыв к переустройству мира. Эта сила призывала к созданию нового порядка вещей, потому что старый порядок уже не являлся больше настоящим. То, что стало окончательным требованием, вызревало в Европе в течение нескольких веков, еще с конца эпохи Средневековья. Проблема заключалась в том, чтобы во всех сферах жизни найти новую форму существования Европы – принципа свободы и единения. Но обретение свободы одними ведет к порабощению других. На протяжении последних столетий развитие европейского духа во всех народах Европы шло своими особыми путями. Но нового единого порядка так и не возникло, ни в самом обществе, ни в его мировоззрении, ни в социальном строе, ни его жизни, ни в вере.

Общество отвернулось от бога, от природы, от принципов порядка, взяло курс на разрушительную философию материализма и на осознание политической классовой идеи.

В Европе создается территориальная раздробленность. Версальский мирный договор не дает желаемого результата: мир не учитывает ни жизнеспособность одних стран, ни опасность, которая грозит им со стороны большевистского течения, враждебного всей старой Европе. Германия потерпела поражение в первой мировой войне, бремя репараций окончательно расшатывало ее экономику, на страну целиком и полностью возложили материальную ответственность за войну, что стало моральным ударом для немецкого народа. Политика ближайших лет предусматривала не ревизию, а сохранение и упрочение в корне подорванного мирового империалистического порядка. Белогвардейская армия, борющаяся против революции на Востоке, перестала получать поддержку.

Любой мирный договор должен был полностью решать все проблемы, которые могли привести к войне и которые могли возникнуть в ходе самой войны, в противном случае он сам стал бы толчком к войне, перестав быть охраняющей силой. Версальский мирный договор данным требованиям не соответствовал, не решая ни одной проблемы.

Для европейских народов остался неразрешенным жизненно важный вопрос: родилась или хотя бы в общих чертах наметилась для них идея нового порядка после пережитой ими войны, поражения и после создания крайне непрочной мировой системы? Но проблема заключалась в том, что победители обошли этот вопрос своим вниманием, и он снова встал перед побежденными. Им теперь предстояло найти точку опоры, несмотря на все выпады и угрозы в их адрес.

Официальные круги Германии, правительство и партии такой точки опоры не нашли. Стремление марксистки настроенного рабочего класса создать новый социальный строй вызвал в Германии революцию, под которую народ также пытался замаскировать свое поражение в войне. Однако в сознании народа этот переворот никогда не будет полноценной революцией.

В такой обстановке в различных слоях немецкого народа возникли очертания идеи нового порядка, изначально более глубокой, чем идея фашизма, возникшего в это время в Италии и Испании. Эта была идея народа-общества. Она несла в себе принцип уважения к каждому народу, как к созданному непосредственном богом, и отказ от всякого империализма. Изначально положительная, эта идея попала в руки Гитлера, который был далек от ее понимания и осознания. Гитлер превратил здоровую политику подчинения расовых элементов в расизм, разлагающий на составные части даже собственную нацию. Готовность служить народу, объявленная вначале, и приверженности общей задаче создания нового строя трансформировалась в эгоцентрическое использование власти.

Почему же это стало возможным, что позволило Гитлеру захватить власть? Историки утверждают, что существовал комплекс причин: во-первых, те идеалы, к которым стремился в то время каждый немец, были превращены в политические лозунги и использовались для вербовки людей; во-вторых, программа Версальского мирного договора осуществлялась бесперспективно и безыдейно; в-третьих, немцы, пусть и часть образованные, были политически пассивны и не стремились взять на себя руководство в области политики; в-четвертых, - и это самое важное – остальные политические и идеологические силы (церковь, партии, профсоюзы) были недостаточно активны, чтобы противостоять натиску грубой силы и защищать новое развитие Германии.

После 1933 года в Германии сложилась следующая политическая картина: разнообразные и противоречивые силы собирались из разных источников и устремлялись в широкое русло нового движения. С одной стороны, страна шагнула вперед: безработица ликвидировали, в основу движения легла коммунистическая идея порядка, поднявшая сознание людей до готовности служить обществу и вселившая в них новую надежду на улучшение жизни; были возрождены вооруженные силы, Центральной Европе перестал грозить дальнейший раскол. Но, с другой стороны, одновременно с этим процессом появились и элементы насилия: были созданы концентрационные лагеря, были введены формы унизительного принуждения, уничтожались хорошие традиции, зародилась антирелигиозная борьба, старые идеи переводили на рельсы материализма, право узурпировалось в интересах партии, начали преследовать политически инакомыслящих и, наконец, усилилась направленная против человека расовая ненависть.

Вторая мировая война

В период второй мировой немецкий солдат оказался в парадоксальном положении. Народную армию тоталитарного государства отдали в руки «фюрера и главнокомандующего вооруженными силами», который рассматривал солдата как часть техники, некое подобие моторизованного оружия. Эта война велась без всякого учета сил и средств, к бойцам, как и к технике, предъявляли неимоверные, невыполнимые требования.

Параллельно с этим работа нацистской партии способствовала моральному разложению солдат, дух сопротивления которых ослабел в результате превращения армии в многомиллионную. Вера в непогрешимость фюрера стала высшим законом, сомневаться в победе считалось достойным смерти. Командование стремилось сохранить свой уже почти потерянный престиж, что привело к принятию роковых ошибочных решений. Двойное давление, внутреннее и внешнее, угнетало мыслящих людей сверх всякой меры. Все оппозиционные настроения в зародыше душились широко разветвленной системой террора. И все же некоторые офицеры понимали ход событий, среди них, так же, как и в невоенных кругах, возникали мысли о сопротивлении. Конфликт между долгом и разумом породил решение о покушении на главу вооруженных сил. Данным актом немецкая военная система могла одновременно ликвидировать себя и поднять себя в глазах других.

Война не получила одобрения ни народа, ни армии. Она противоречила принципам народной армии, которая была создана только для обороны. Но в сентябре 1939 года, в начале войны с Польшей, на солдата свалилась неожиданная для него слава. Ожидалась затяжная война с применением большого количества техники, а получилась война молниеносная. В стремительном движении вперед, например, при «штурме Львова», немецкий солдат испытал радость победы. На карте военных действий вырисовывалась картина безукоризненно проведенной операции больших масштабов. Польшу захватили в течение трех недель, польскую армию уничтожили. Количество пленных достигло сотен тысяч. Собственные потери оказались самыми незначительными. Сомнения в справедливости этой войны, если они и оставались, рассеялись полностью в первые же дни, стоило немецким солдатам узнать о зверствах, совершаемых поляками над польскими немцами, как это было, например, в «кровавое воскресенье» в Бромберге (3 сентября 1939 года).

Таким образом, фронтовой солдат получил оправдание своим действиям. Успех операции в Норвегии (не против Норвегии) в апреле — июне 1940 года превзошел успех Польского похода. Победа в Польше была одержана при явном превосходстве немецких войск. В норвежской операции смелость верховного командования заключалась в том, что оно решило начать операцию в Норвегии при наличии фланга, прикрытого только блефом Западного вала. Этот факт дошел до сознания общественности лишь значительно позднее. Размах и быстрота норвежской операции превзошли вс, считавшееся до сих пор возможным, и уже потому она увенчалась успехом. На виду у значительно превосходящих сил английского флота немецкие войска были высажены по побережью Норвегии, вплоть до самой северной ее оконечности. В этой операции впервые было осуществлено взаимодействие крупных сил армии, флота и авиации. Здесь впервые были проведены действия, характерные для молниеносной войны, в условиях горной местности. Борьба и победа баварских горных стрелков под командованием генерала Дитля под Нарвиком надолго запечатлелись в сознании народа. Разгром английских войск поднял у солдат и офицеров уровень чувства собственного достоинства. Казалось, что при таком командовании для немецких войск нет ничего невозможного.

Изначально война, за исключением компании в Польше, шла еще без всякой ожесточенности. Немецкая молодежь жаждала подвигов. Военная обстановка способствовала исключительному подъему морального духа немецких войск. Вера в командование была неограниченной, да и какой еще она могла быть после успехов войны в Европе. «Солдаты фюрера» не чувствовали себя — и это до сегодняшнего дня остается для всех фактом — соучастниками бессовестного насилия над окружающими народами, которое вершил национал-социализм.

Когда началась война с Россией, положение немецкого солдата коренным образом изменилось. После ошеломляющего успеха войны на Западе Гитлер был убежден, что такой же успех ждет его армию и в войне против Советского Союза. Психологические соображения отодвинули все оперативные соображения на задний план. «Следует ожидать, — говорил Гитлер в беседе с командующими армиями 5 декабря 1940 года, — что русская армия при первом же ударе немецких войск потерпит еще большее поражение, чем армия Франции в 1940 году». В другом разговоре с командующими армиями, от 9 января 1941 года, он дополнил это высказывание, заявив, что «русские вооруженные силы представляют собой глиняный колосс без головы. У них нет хороших полководцев, и они плохо оснащены, но недооценивать их нельзя. Целью операций должно явиться уничтожение русской армии, захват важнейших и разрушение остальных индустриальных районов, кроме того, должен быть захвачен район Баку».

В битвах первой фазы еще удавалось разбить русские армии, но чем дольше немецкий солдат оставался в этой стране, тем большим адом становилась она для него. Гитлер был уверен: в первых же операциях, как и в предыдущих кампаниях, он разобьет основные силы русской армии и получит в результате этого полную свободу действий. Этого не произошло и в войне настудил первый большой кризис. Стоит сказать, что операции всех трех групп армий, и особенно в направлении главного удара — в центре общего фронта, — прошли успешно. Но они не оправдали надежд Гитлера на быстрое уничтожению всех вооруженных сил противника и на подавление морального духа и мужества войск Красной Армии. Части и соединения русских войск продолжали стойко сражаться даже в самом отчаянном положении.

Однако морально-боевой дух немецкой армии не был сломлен. Это объяснялось тем, что основная масса войск даже в беде не потеряла доверия к своему верховному командованию, хотя оно и было его недостойно.

Выдержка немецкого солдата все же удивляет. В конце войны он оказался предоставлен самому себе, обманутый и преданный своим командованием. Патетические лозунги исчезли, война перестала носить освободительный, благородный характер, все идеологические опоры рухнули.

Война с Россией

Замыслом Гитлера было создать для войны с Россией три группы армий: первая должна была взять Ленинград, чтобы наладить снабжение левого крыла Восточного фронта через дружественных немцам финнов; вторая должна была захватить Москву – ключ ко всей советской системе; задачей третьей было оккупировать Украину, которая имела большое экономическое значение.

Однако Гитлер отказался от захвата Ленинграда, хоть это и было в рамках возможного. К тому же он заколебался, не зная, что лучше: продолжить наступление на Москву или повернуть на Украину. Он не слушал советов генерального штаба, так как считал успех первых лет войны исключительно своей заслугой и полагал, что генштаб неспособен дать правильную оценку политической и военно-экономической обстановки. Поэтому Гитлер повернул войска на Украину.

Войска оказались абсолютно не подготовленными к трудностям, создаваемым природными и погодными условиями. Гитлер по-прежнему считал, что до зимы сможет захватить Москву. В этом он убедил своих военных советников из главного штаба. Война продолжалась, но армия и авиация не получали более необходимых им резервов и пополнений. За счет непрерывного наступления увеличились потери в людях, в конском составе, в технике. Пыльные, плохие дороги портили машины, автоматическое оружие. Сильно изнашивались моторы, снизилась мощность танков и тягачей. Износилось оборудование и обувь пехотинцев. Войска не имели ни суконного обмундирования, ни белья, паразиты и мухи вызывали разнообразные болезни. Гитлер не подумал заранее обо всех трудностях, считая, что одной лишь воли национал-социалистической партии достаточно, чтобы привести войну к победному концу.

Самой неприятной неожиданностью стали осенние, размытые грунтовые проселочные дороги. Наступление группы армий «Центр» остановилось по всему фронту. Колесный транспорт удавалось сдвинуть с места только с помощью гусеничных автомашин, но и они едва справлялись с этой задачей из-за узких гусениц. Иногда войска, находящиеся вдали от железных дорог, снабжались только авиацией. Потеря времени была использована противником. Наибольшие трудности возникали при перевозке артиллерии пехотных дивизий. Тяжелые орудия на конной тяге безнадежно застревали. Иногда на одну пушку вместо 6 лошадей приходилось ставить 24 лошади.

Планы командования более подходили для свежих войск, ведущих наступление в летнее время по отличным дорогам, но никак не для усталого, застревающего в грязи войска. Командование было убеждено, что стоит нажать посильнее на своих якобы уставших подчиненных – и все задачи будут выполнены. И оно жало.

Потом началась зима. При температуре минус тридцать отказались служить моторы и лошади. Авиация была переброшена в Африку, чтобы ликвидировать возникший там кризис. Армия начала терять людей, оставшихся без зимнего обмундирования, из-за обморожений. Началась критика в адрес командования. Сильные морозы все больше и больше подрывали силы изголодавшихся, плохо одетых и размещенных где попало на зиму войск. Командование не принимало этого факта в расчет, что и стало причиной неудачи последнего немецкого наступления 1941 года.

В 1942 году перед немецким командованием встал вопрос: как вести войну – наступать или обороняться? Переход к обороне был равнозначен признанию поражения и лишил бы немцев шансов на успешное завершение войны на Востоке и на Западе. Было принято решение наступать на юге Восточного фронта. Армию разделили на две части, что привело к тому, что немцы потерпели поражение в Сталинградской битве. Летняя компания 1942 года закончилась для немецкой армии тяжелым поражением и с этого времени на Востоке она наступать перестала.

Обширные территории, захваченные немецкой армией, нужно было как-то удержать. Следовало бы подумать о строительстве тыловых позиций, однако Гитлер и слышать об этом не желал. Это совершенно необоснованное и беспрецедентное недоверие к собственным генералам привело к запрещению подобных мероприятий. Отсутствие тыловых позиций давало русским возможность в случае любого их прорыва создать опасность полного поражения. Эта ошибка командования усугублялась хронической нехваткой резервов. Наступление под Курском провалилось.

8 мая 1945 года немецкие вооруженные силы, истощенные, не будучи в состоянии изменить сложившуюся обстановку, капитулировали. Они выполнили свою присягу и свой долг до последнего. Не по их вине эта тяжелая война закончилась полным уничтожением рейха.


Заключение

Подвиг немецких вооруженных сил во второй мировой войне не имеет себе равных по своему величию; к тому же они все время вынуждены были вести борьбу с численно превосходящим противником и не имели для этого достаточных средств.

Это было бы невозможно, если бы Германия не имела воспитанных поколениями прекрасных солдат и не располагала бы высокоталантливыми военачальниками. И если в конце концов война все же была проиграна, то в этом немецкие вооруженные силы поистине неповинны.


Литература

Итоги Второй мировой войны. Выводы побеждённых. — СПб.: Полигон; М.: АСТ, 1998

Мировая война. 1939—1945. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2000. — 736 с., ил. (Военно-историческая библиотека).

Википедия, ru.wikipedia.org.

16




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организационно-методические особенности уроков физической культуры с учащимися школьного возраста в малокомплектной школе
Реферат Resources Essay Research Paper RESOURCES READING ASSIGNMENT1a
Реферат Истоки современного понимания термина "культура"
Реферат Правовое регулирование свободы слова в РФ
Реферат Александр Николаевич был знаменитым драматическим писателем
Реферат Условия и особенности проведения аудиторской проверки инвестиционных фондов
Реферат Concepts of democracy
Реферат Цукрові буряки
Реферат Инструменты мерчендайзинга
Реферат Первые шаги советской физической культуры 1917-1941 гг
Реферат Drugs And Teens Essay Research Paper MarijuanaCannabis
Реферат Система поверхово-примусового обвалення
Реферат Сражение при Биг-Бетель
Реферат 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции от 17. 12. 2009), постановлением главы города от 22. 12
Реферат Афористика Бернарда Шоу на прикладі пєси Пігмаліон 2