Реферат по предмету "История"


Древний Египет 7

Древний Египет


Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3 тыс. до н. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот, широко использовался рабский труд. Укрепление не­ограниченной власти правителя, его обожеств­ление приобретали все более широкий размах. Фараоны, сочетавшие свои полномочия с саном верховного жреца, объявили себя сынами солн­ца — Ра. Умерший фараон отождествлялся с Осирисом, в основе почитания которого лежало обожествление древних представлений о еже­годно умирающих и воскресающих силах при­роды. В связи с обожествлением фараона, считавшегося духом - покровителем страны, усложнился характер ритуалов.


Дальнейшее развитие приобрел древний за­упокойный культ. Египтяне верили, что человек наделен несколькими душами. Одной из душ они считали двойник («ка»), соединение с кото­рым означало дальнейшую жизнь. Статуи уми­рающего как бы заменяли собой тело, подвер­женное тлению, чтобы душа могла вернуться для воссоединения с двойником. Поэтому скульптура Древнего Египта, с самого возник­новения связанная с заупокойным культом, тя­готела к точному портретному изображению.


Умерший помещенный в гробницу, как бы пе­реселялся в новый дом, продолжая нуждаться в пище и жилье.


Архитектура


С 3 тыс. до п. э. в связи с куль­том фараона началось возведение первых ги­гантских гробниц. Они состояли из подземного помещения, куда ставились саркофаг и все предметы, которые считались необходимыми умершему, и мастабы - надземного холма, об­лицованного кирпичом или известняковыми пли­тами. В нарастающей грандиозности устремлен­ных вверх гробниц фараонов IIIдинастии ска­залось непоколебимое желание возвеличить в веках жизнь правителя, противопоставить зыбкости и непостоянству земной жизни идею вечности жизни загробной.


Архитектура гробниц и храмов заняла в ис­кусстве Египта ведущее положение, остальные виды искусства, дополняя ее, образовали еди­ный и неразрывный комплекс.


Поиски наиболее совершенной и грандиозной формы гробницы видны в усыпальнице-пирами­де фараона Джосера в Саккара (28 в. до н. э.), которая достигала в высоту более 60 м и со­стояла из семи убывающих кверху мощных ступеней, сложенных из каменных блоков. Зод­чий Имхотеп, создатель этого сооружения, воз­вел пирамиду посреди сложного ансамбля дво­ров и храмов. Он выделил ее среди окружающих строений, сообщив ей движение кверху. Одна­ко здесь еще пе были достигнуты та ясность и простота, тот ничем не сдерживаемый плавный подъем ввысь, которые выражены в пирамидах фараонов последующей, IV династии.


Одним из «семи чудес света» назвали пира­миды фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура, высящиеся в Гизе. В сознании людей последующих поколений они отождествлялись со всем искусством Египта, с природой и обли­ком этой страны. Возведенные из светлого кам­ня среди пустыни, они поражают своими раз­мерами, суровостью и строгостью. Их образ во­плотил в себе величие и дерзновенную смелость человеческого замысла противопоставить векам деяние своих рук и разума. Огромная масса пирамид, сложенных из мощных каменных бло­ков, подчинена чрезвычайно простой и ясной мысли. Каждая из пирамид представляет собой в плане квадрат, а стороны ее - равнобедрен­ные треугольники. При ослепительном солнце падающие резкие и четкие тени еще больше под­черкивают рациональную ясность этих соору­жений, простота которых порождена не бедно­стью фантазии, а огромным мастерством обоб­щения, откристаллизовавшимся веками.


Наиболее грандиозная из трех - пирамида Хеопса, выстроенная под руководством зодчего Хемиуна. Ее высота около 147 м, длина стороны основания - 233 м. О том, сколько сил при при­митивности техники того времени было затра­чено на это сооружение, свидетельствует описа­ние Геродота, где говорится, что тысячи людей строили десять лет дорогу для подвозки камен­ных плит, а потом двадцать пять лет - пирами­ду. Она сложена из двух миллионов трехсот тысяч блоков весом каждый от 2,5 до 30 тонн. Вся поверхность пирамиды Хеопса была обли­цована гладкими известняковыми плитами, при­дававшими ее облику особую кристальную яс­ность. Внутри находились лишь небольшая ка­мера, облицованная гранитом, где помещался саркофаг с мумией, ведущие к ней коридоры, узкие каналы для вентиляции. Таким образом, пирамида представляла собой гигантский ка­менный массив, воздействующий особенно силь­но своей формой и размерами с далекого рас­стояния.


В гордом облике совершенных, четких по формам архитектурных памятников воплоща­лась идея бессмертия, чуждости всему зыбкому и непостоянному, мощи и деспотизма неограни­ченной власти фараонов.


Пирамиды в Гизе составляли часть грандиоз­ного ансамбля. В него входили заупокойные храмы, строгие по своей планировке, четкие и спокойные по своим ритмам. Гигантская фигура сфинкса, стоящая на прямой оси, ведущей к пи­рамиде Хефрена, дополняет ансамбль. Она со­четает строгий лик фараона с туловищем льва. Высеченный из массива единой скалы сфинкс с широко открытым взглядом, устремленным в пространство, не видящим ничего земного, слов­но утверждал идею вечного покоя противостоящих векам гробниц. Необычайное чувство кам­ня, его фактуры и декоративных особенностей! проявилось и в отделке мощных столбов заупокойных храмов, в умении сочетать красочные эффекты поверхности диорита и гранита, отпо­лированных до блеска.


Скульптура.


Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Культовое назначение ста­туй определило выполнение их в рамках строжайших канонов. Люди изображались в однобразных, спокойных, полных неподвижного ве­личия и устойчивости позах, словно застывшими в веках. В большинстве случаев - это либо стоя­щая фигура с выдвинутой вперед левой ногой, Iлибо фронтально сидящая фигура с руками, прижатыми к торсу. И вместе с тем скульптуры Древнего
царства отличаются острым реализмом, подчас наделены огромной внутренней энергией. По представлениям древних египтян ритуальные портретные статуи были олицетво­рением двойника умершего. Поэтому мастера стремились передать в них и максимальное сходство, и в то же время выразить свои пред­ставления об идеальном образе. Жизненная сила и наблюдательность присущи индивидуа­лизированным лицам портретируемых. Яркая раскраска, инкрустация глаз горным хрусталем и эбеновым деревом еще;
более оживляли эти лица. Статуя сидящего с поджатыми ногами писца Каи, выполненная из известняка, с внима­тельным взглядом больших, словно жаждущих приказа блестящих глаз и плотно сжатыми гу­бами, поражает остро выраженной портретностью. Деревянная статуя вельможи Каапера, опирающегося на посох и величественно несущего свое тучное тело, отличается такой правдивостью и индивидуализацией, что рабо­чие, нашедшие ее при раскопках, назвали ста­тую «сельским старостой». Несмотря на то, что каноны обусловливали определенность и скован­ность поз портретов, бесстрастность выражения лиц, мастера сумели в эти недвижные статуи внести подлинную достоверность жизни. Часто в гробницах встречаются семейные портреты. Цростота обобщенных форм, благородное совер­шенство исполнения присущи парным статуям Рахотепа и его супруги Нофрет (первая полови­на 3 тыс. до н. э.,). Они сидят на жестких кубических тронах, разъеди­ненные друг с другом не только расстоянием, но и направлением взглядов, устремленных пря­мо перед собой. По традиции, мужская статуя раскрашена красно-коричневой краской, жен­ская - желтой, волосы - черной, одежды - бе­лой. Неподвижные, лаконичные образы человеч­ны, полны обаяния, чистоты и просветленной ясности. Портреты фараонов, стоящих внутри гробниц и храмов, поражают жизненной силой и в то же время в них передано ощущение мас­сы каменного блока, из которого высечены статуи. Позы их каноничны. Левая нога выстав­лена вперед, словно они медленно совершают свой первый шаг в вечность. Сидящие статуи построены по принципам симметрии и равнове­сия, часто они полны внутреннего напряжения, подобно властному фараону Хефрену застывшему в гордом величии под охраной сокола - Гора, распростершего над ним свои жесткие крылья.


Важную роль играли рельефы и росписи, вы­полненные на стенах гробниц и храмов и также связанные с заупокойным культом. Их назна­чение определялось желанием прославить мо­гущество погребенного владыки и обеспечить ему благоденствие в загробной жизни. Рельефы и росписи располагались с таким расчетом, что­бы утвердить плоскость стены, подчеркнуть ла­конизм и строгость архитектурного образа в це­лом. Этим объясняется отсутствие многоплано­вого глубинного построения, развертывание повествования фризами по степе, специфиче­ское изображение фигур. Фараон и боги изо­бражались выше других людей. Условность врасцветке и в построении рельефов была связа­на с длительным художественным отбором об­разов, установившимися канонами; египетские мастера выбирали наиболее острые и характер­ные точки зрения на предмет, сочетая их во­едино. Сами рельефы обычно плоски, они почти не выступают над поверхностью стелы. Древние египтяне применяли две техники рельефа — ба­рельеф и врезанный рельеф с углубленным кон­туром, сближающие их с росписями. Силуэт фи­гур всегда ясен и графичен, человек изображен так, что видна ширина плеч, показанных в фас, и мускулистая стройность ног, повернутых в профиль. Так, в деревянном рельефе, изобра­жающем зодчего Хесира, весь облик - могу­чие плечи, развернутые но традиционной схеме во всю ширь, узкие бедра, показанные в про­филь, густая грива волос, смелое и гордое лицо - усиливает ощущение необычайной вну­тренней силы этого человека, красоту и ритмич­ность его упругого движения. Тонкая модели­ровка еле уловимых объемов придает рельефу особую завершенность, смягчает жесткость си­луэта.


Принцип фризового развития сюжета типичен: для рельефов Древнего царства. Он помогает ху­дожнику воссоздать сцену за сценой, различные бытовые эпизоды, развертывающиеся во времени. Повторение одинаковых, идущих вереницей фигур в рельефе из мастабы Ахутхотепа, распо­ложенных друг под другом, словно строка за строкой, дает почувствовать медлительную плав­ность и значительность торжественного шест­вия, словно направленного в вечность, ритмиче­скую красоту ритуального танца.


Росписи.


Та же чистота линий, та же сдер жанность и спокойная ясность ритмов и колорит стическая гамма, что и в рельефах, прослежи­вается в росписях Древнего царства, например в росписях из гробницы зодчего Нефермаата в Медуме, сочных и чистых по сочетаниям цветов. В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные па сухую по­верхность. Часто специальные углубления за­полнялись цветными пастами, похожими на инкрустацию. Обобщенные контурные линии подчеркивали плоскость степы, монументальную целостность ансамбля.


Художественное ремесло.


Широкое развитие в это время получили художественное ремесло и мелкая раскрашенная пластика. Ювелирные изделия из драгоценных камней малахита, бирюзы и сердолика, деревянная мебель, укра­шенная золотом, сочетали яркую красочность с гармонией и строгой простотой форм, свойствен ной всем изделиям Древнего царства. Великолепна по своей обобщенности и пластичности голова сокола (Каир, Египетский музей), увенчанная царственной короной, выполненная и золота и черного обсидиана, отполированные куски которого дают ощущение живых и ярки: птичьих глаз.


Искусство Древнего царства в каждом своем проявлении достигло высоких результатов. Все особенности образного миропонимания, характерные для древнеегипетской культуры, были заложены в это время.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Введение кантонной системы управления и ее эволюция
Реферат Диференційований підхід до вибору медикаментозної терапії посттравматичного панкреатиту у хворих
Реферат Альфред Бауэр Учение о звуке и действии Логоса
Реферат Духовное перерождение Ниловны в романе Горького "Мать"
Реферат Compare And Contrast Essay Of An Occurrence
Реферат Сучасна політика оплати праці. Доплати і надбавки до заробітної палати та організація преміюванн
Реферат Николо-Дворищенский собор
Реферат Магнитные структуры в кристаллических и аморфных веществах
Реферат Исследование динамики финансовых рынков нейросетевыми методами
Реферат John McCain Modern Progressivism Essay Research Paper
Реферат Рынок труда Ростовской области
Реферат Кантемир Антиох Дмитриевич
Реферат Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам
Реферат ЗАО "РОСТЭМ", его характеристика и анализ производственно-хозяйственной деятельности
Реферат Ценообразование и его координация с другими инструментами маркетинга