Реферат по предмету "История"


Маркиз де Сад 2

Введение
1 Биография
1.1 История титула рода де Садов
1.2 Раннее детство
1.3 Зрелые годы
1.3.1 Громкие скандалы и тюремные заключения
1.3.2 Бастилия
1.3.3 Освобождение
1.3.4 Революционные движения

2 Завещание
3 Вопрос о порнографии
4 Основные аспекты философии
5 Наследие
6 Наиболее значимые работы Маркиза де Сада
7 Полная библиография маркиза де Сада
7.1 Проза
7.2 Исторические работы
7.3 Эссе
7.4 Пьесы
7.5 Политические памфлеты
7.6 Письма и заметки

8 Кинематограф
9 У других авторов
Список литературы

Введение

Донасье́н Альфо́нс Франсу́а де Са́д (фр. Donatien Alphonse Franзois de Sade; 1740—1814), вошедший в историю как марки́з де Са́д (фр. marquis de Sade [maʁˈki də sad]) — французский аристократ, писатель и философ. Он был проповедником абсолютной свободы, которая не была бы ограничена ни нравственностью, ни религией, ни правом, а основной ценностью жизни считал утоление стремлений личности.

По его имени сексуальное удовлетворение, получаемое путём причинения другому человеку боли и/или унижений, получило (в работах сексолога Рихарда фон Крафт-Эбинга) название «садизм» (впоследствии слова «садизм», «садист» стали употребляться и в более широком смысле).

1. Биография

1.1. История титула рода де Садов

Герб рода де Сад

Предки де Сада носили графский титул (фр. comte). Дед Донасьена был первым из этой фамилии, кто получил титул маркиз и стал именоваться «маркиз де Сад», хотя в официальных документах он чаще упоминается как маркиз де Мазан (marquis de Mazan)[1]; отец писателя титуловался «граф де Сад», к графскому роду де Садов по браку принадлежала муза Петрарки Лаура. Известно, что род де Садов относится к «дворянству шпаги» (noblesse d'йpйe), что позволяло передавать титул отца сыну по наследству. Несмотря на этот факт, передача титула маркиза к отцу де Сада и ему самому не была никак зафиксирована, что ставит его титул именно маркиза, а не графа, под вопрос. Споры о том, был ли Донасьен именно маркизом, не утихают до сих пор. В некоторых прижизненных документах он называется маркизом де Садом (в том числе в приговоре парламента 1772 г., ряде писем), в некоторых — графом (включая акт о кончине). В историю литературы он вошёл именно как маркиз де Сад, независимо от того, имел ли он юридическое право пользоваться этим титулом.

1.2. Раннее детство

Донасьен Альфонс Франсуа де Сад родился 2 июня 1740 года в замке Конде в Париже. Его отцом был Жан-Батист Жозеф Франсуа граф де Сад, который был потомственным наместником в провинциях Брессе, Бюже, Вальроме и Же. До получения почётного титула он служил посланником при дворе кёльнского курфюрста, затем — послом в России. Его мать — Мари-Элеонор де Майе-Брезе де Карман — была фрейлиной принцессы де Конде.

Мать де Сада надеялась на то, что у её сына и юного наследника принца де Конде завяжутся тесные дружеские отношения, которые помогут Донасьену устроиться в жизни. Находясь при дворе, Мари-Элеонор смогла добиться разрешения принцессы играть её сыну с принцем. Но маленький де Сад не проявлял абсолютно никакого интереса к своему другу, а однажды даже подрался с ним, после чего был выслан из дворца и отправился жить к своим родственникам в Прованс[2].

Портрет Жан-Батиста Жозефа Франсуа графа де Сада

Портрет Мари-Элеонор де Майе-Брезе де Карман

В 1745 году де Сада отправили жить к его дяде, аббату де Сад (аббат д’Эбрей), который должен был заниматься его воспитанием. Донасьен поселился в старинном замке, огражденном массивными каменными стенами. В нём находился большой подвал, в котором Донасьен любил оставаться на долгое время один. Память об этом месте де Сад сохранил на всю жизнь. Аббат де Сад помог мальчику познакомиться с мадам де Сен-Жермен, которая стала для последнего второй матерью, а также с Жаком-Франсуа Абле, который помогал Донасьену в учёбе, а впоследствии стал управляющим в его доме[2].

В 1750 году де Сад вместе со своим учителем, Жаком Абле, вернулся в Париж, чтобы продолжить обучение в знаменитом Иезуитском корпусе (колледже д’Аркур). Донасьену приходилось жить в апартаментах Абле из-за того, что к моменту его возвращения в столицу мать де Сада развелась с отцом, переехав в принадлежавшую ей резиденцию Кармелит, где и умерла в одиночестве в 1777 году.

1.3. Зрелые годы

В 1754 году Донасьен поступил в кавалерийское училище в надежде сделать военную карьеру. В 1755 году он получил звание младшего лейтенанта королевского пехотного полка. В это время (1756—1763 гг.) в Европе разгорелась Семилетняя война, в которой маркиз де Сад принял активное участие. За заслуги в боях 14 января 1757 года он получил звание корнета карабинеров, а 21 апреля 1759 года — звание капитана кавалерии Бургонского полка. В 1763 году де Сад ушёл в отставку в звании капитана кавалерии.

По возвращении в Париж Донасьен начал вести активную светскую жизнь. Он стал ухаживать за младшей дочерью господина де Монтрей, президента налоговой палаты Франции. Но господин Монтрей был против этой свадьбы, зато он смог организовать свадьбу де Сада со своей старшей дочерью Рене-Пелажи Кордье де Монтрей. 17 мая 1763 года с благословения короля Людовика XV и королевы они поженились. Но, имея буйный характер, де Сад не мог сидеть в новом доме и поэтому посещал разные увеселительные заведения. 29 октября он был заключён в башню замка Венсенн за скандальное поведение в доме свиданий, откуда был выпущен через пятнадцать суток.

Громкие скандалы и тюремные заключения

В 1764 году Донасьен де Сад занял пост своего отца, став королевским генеральным наместником в провинциях Брессе, Бюже, Вальроме и Жэ. В 1767 году 24 января умер граф де Сад. Донасьен Альфонс Франсуа унаследовал сеньориальные права в Лакосте, Мазане, Сомане и земли Ма-де-Кабак поблизости от Арля. 16 октября того же года в донесении бургундского инспектора Марэ появилась запись: «Вскоре мы снова услышим об ужасных поступках де Сада, который ныне старается уговорить девицу Ривьер из Оперы стать его любовницей, предлагая ей за это по двадцать пять луидоров в месяц. В свободные от спектаклей дни девица обязана будет проводить время с де Садом на вилле д’Арней. Девица, тем не менее, ответила отказом». В 1768 году Сад был привлечён к суду и заключён в замок Сомюр за изнасилование француженки Розы Келлер[3]. Некоторое время де Сад находился в замке под стражей. Затем инспектор бургундский Марэ, выполняя постановление суда Ла Турнель, забрал де Сада из замка Сомюр с заданием поместить задержанного в крепость Пьерре-Ансиз, недалеко от Лиона. 2 июня его перевели в тюрьму Консьержери в Париж, а через неделю по решению Людовика XV преследование было прекращено и де Сада обязали выплатить штраф в размере 100 луидоров.

23 августа 1770 года маркиз де Сад вновь поступил на военную службу в чине майора, а 13 марта 1771 года он получил звание полковника кавалерии.

5 января 1772 года маркиз де Сад пригласил знакомых дворян на премьеру комедии собственного сочинения, которую он поставил своими силами в родовом поместье Лакост. 27 июня того же года было возбуждено так называемое «Марсельское дело». В 10 часов утра маркиз де Сад вместе со своим лакеем поднялся в комнату девицы Борелли, по прозвищу Мариетт. В комнате также были ещё три девушки — Роза Кост, Марионетта Ложе, Марианна Лаверн. Указанные лица, как засвидетельствовано в полицейском протоколе, предавались в комнате с де Садом следующим занятиям: активная и пассивная флагелляция, анальный секс, от которого девушки, по их словам, отказались, употребление возбуждающих конфет, предложенных де Садом (на самом деле это была шпанская мушка, известная как вредный для здоровья афродизиак). В 9 часов утра 6 января де Сад навестил Маргариту Кост. По документам, маркиз предложил девушке заняться содомией, от чего та отказалась. Затем маркиз угостил Маргариту теми же самыми конфетами. Через несколько дней, с жалобами на боль в желудке, все девушки подали в полицию жалобу на маркиза. 4 июля французский суд вынес указ об аресте де Сада и его пажа. В замке Лакост был проведен обыск, но ничего запрещённого не было найдено. Маркиз де Сад, опасаясь судебного дела, бежал в неизвестном направлении. 3 сентября было вынесено решение королевского прокурора Марселя: «Маркиз де Сад и его слуга Латур, вызванные в суд по обвинению в отравлении и содомии, на суд не явились и обвиняются заочно. Их приговаривают к публичному покаянию на паперти кафедрального собора, затем их должны препроводить на площадь Святого Людовика с тем, чтобы отрубить де Саду голову на эшафоте, а помянутого Латура повесить на виселице. Тела де Сада и Латура должны быть сожжены, а прах — развеян по ветру». 11 сентября того же года Прованский парламент постановил привести в исполнение решение суда от 3 сентября. На следующий день (12 сентября) на одной из центральных площадей Эксе сожгли чучела де Сада и его лакея.

Но настоящая казнь так и не состоялась. Несколько дней спустя Де Саду и Латуру удалось сбежать из крепости, и они отправились в Италию, в Шамбери. После побега и ещё до отъезда Донасьен уговорил сестру свой жены поехать; последняя согласилась и отправилась вместе с ним в Италию, где у них завязался бурный роман. Узнав об этом, тёща де Сада мадам де Монтрей добилась у французского короля так называемого Lettre de cachet — королевское разрешение на арест и заточение под стражу любого лица без объяснения причин. 8 декабря по приказу короля Сардинии де Сада вместе со слугой арестовали в Шамбери и поместили в крепость Миолан, где они провели около пяти месяцев.

В 1773 года в ночь с 30 апреля на 1 мая де Сад, Латур и барон Алле де Сонжи совершили побег из этой крепости. В осуществлении этого им помогла мадам де Сад. После этого Донасьен перебрался в своё родовое имение в Лакосте, где безвылазно жил весь 1774 год, опасаясь очередного ареста, угроза которого постоянно висела над ним. В момент пребывания маркиза в замке его жена, мадам де Сад, собрала группу недовольных сексуальными извращениями своего хозяина и тайно покинула вместе с ними имение. В феврале 1775 года де Сад, устав от затворнической жизни, похитил трёх местных девушек с целью изнасилования. История о пропаже девушек быстро обошла всю местность, и расследование этого дела быстро завершилось. Де Сада обвинили в похищении девушек с целью совращения. Очередной скандал ещё более усугубил и без того незавидное положение Донасьена.

Не желая больше находиться в пустом замке и ожидать ареста, он в июле—декабре того же года под именем графа де Мазан побывал в Италии, где занимался изучением оккультных наук, а также записал ряд своих мировоззрений о науке и искусстве.

В 1776 году де Сад вернулся в Лакост. В октябре того же года Донасьен нанял в свой дом несколько молодых служанок, которые вскоре бежали, за исключением одной девушки — Катерины Триле (Catherine Trillet), которую Донасьен любил называть Жюстиной. 14 января 1777 года в Париже умерла мать де Сада, Мари-Элеонор де Майе-Брезе де Карман. 17 января отец Катерины Триле, узнав чем может заниматься его дочь в замке маркиза, публично потребовал де Сада отпустить его дочь домой. Маркиз отказался, после чего разгневанный отец пробрался в Лакост и выстрелил в де Сада, но промахнулся и был схвачен стражей. 30 января[2] Донасьен вместе с женой прибыл в Париж, чтобы повидать свою больную маму. Вскоре он получил известие о её смерти. 13 февраля инспектор Марэ арестовал де Сада, исполняя предписания lettre de cachet. Донасьен был заключен в Венсенский замок, в котором он провел 13 лет. 31 декабря дядя де Сада, аббат де Сад, скончался в своём замке.

27 мая 1778 года французский король выдал разрешение де Саду обжаловать постановление от 11 сентября 1772 года. 14 июня Донасьен в сопровождении инспектора Марэ прибыл в Экс. 30 июня прованский парламент отменил решение марсельского суда, но приговорил маркиза к заточению в Венсенском замке. 16 июля по пути в замок де Саду удалось бежать из рук эскорта, и он укрылся в замке Лакост, но вскоре госпожа де Монтрей сообщила в полицию о местонахождении Донасьена, и инспектор арестовал его вновь. В тюрьме с ним обходились жестоко, и он часто писал своей жене письма с просьбами помочь ему с едой, одеждой и особенно с книгами. Тогда же де Сад начал писать свои первые пьесы, рассказы и новеллы.

В январе 1779 года были упрощены условия заключения. Ему предоставили перо и чернила, а также разрешили изредка ходить на прогулки. 13 июля 1781 года мадам де Сад впервые получила разрешение на встречи с мужем, но из-за приступов агрессии и ревности, которые одолевали Донасьена каждый раз при виде жены, посещения прекратились, а мадам постриглась в монахини.

В 1782 году де Сад закончил работу над своим первым сборником литературных произведений. Самое известное произведение этого сборника — «Диалог между священником и умирающим»[4] — будет неоднократно переиздан и станет первым знаменитым творением маркиза.

Бастилия

План Бастилии. Сначала камера де Сада находилась на 2-м этаже, а затем его перевели на 6-й

Рукопись «Жюстины», написанная де Садом в Бастилии

29 февраля 1782 года де Сада перевели в Бастилию, а Венсенский замок закрыли по экономическим причинам.

22 октября 1785 года Донасьен начал работу над романом «120 дней Содома»[5]. Через 37 дней де Сад закончил работу над манускриптом, который был написан на рулоне туалетной бумаги длиной около двадцати метров. Маркиз попытался спрятать его у себя в камере, но в 1789 году, когда Донасьена уже не было в Бастилии, охранник нашёл эту рукопись и вынес её ещё до штурма крепости.

8 июля 1787 года Донасьен закончил работу над повестью «Несчастья добродетели». 7 марта 1788 года де Сад завершил свою очередную работу — один из шедевров французской новеллистики — «Евгению де Франваль».

27 апреля 1789 года вспыхнули народные беспорядки. Руководство тюрьмы решило усилить охрану. 2 июля де Сад прокричал из окна своей камеры, что в Бастилии избивают арестантов, и призвал народ прийти и освободить их. 4 июля за скандальную выходку Донасьена перевели в лечебницу Шарантон, запретив ему забрать книги и рукописи, среди которых находилась рукопись «120 дней Содома». 14 июля Бастилию заняли народные толпы, началась Великая французская революция. При взятии Бастилии камера де Сада была разграблена и многие рукописи были сожжены.

Освобождение

Прижизненное издание романа «Жюстина, или несчастья добродетели», 1791

2 апреля 1790 года, после девяти месяцев заключения, де Сад покинул Шарантон; по решению Национальной Ассамблеи были отменены все обвинения, высказанные в lettres de cachet. На следующий день (3 апреля) мадам де Сад добилась в суде развода со своим мужем и обязала его выплатить ей компенсацию. 1 июля маркиз де Сад, под именем гражданин Луи Сад (citoyen Louis Sade), присоединился к одной из революционных группировок. 1—14 июля маркиз де Сад проживал у президентши де Флерье, которая была его любовницей с апреля по август этого года. 25 августа Маркиз де Сад познакомился с молодой актрисой Мари Констанс Ренель, которая стала его любовницей до последних дней его жизни.

В 1791 году де Сад опубликовал свой роман «Жюстина, или несчастья добродетели» («Justine ou les malheurs de la vertu»). 22 октября того же года в одном из театров Парижа была поставлена драма маркиза де Сада «Граф Окстьерн, или Последствия распутства», которую он закончил ещё в Бастилии. 24 ноября Донасьен читал в «Комеди Франсез» свою пьесу «Жан Лене, или Осада Бове».

Революционные движения

В 1792 году де Сад продолжал писать пьесы и успешно показывать их во французских театрах. 5 марта группа якобинцев, так называемая «Якобинская клика», освистала комедию маркиза «Соблазнитель», которая была поставлена в Театре итальянской комедии. 10 августа во Франции произошло свержение монархии и установление «Первой республики». В этот же день французскими властями был убит друг и соратник де Сада Станислас де Клермон-Тоннер. 17 октября Донасьена назначили комиссаром по формированию кавалерии, впредь он был обязан посещать все заседания его комитета, писать политические заметки и памфлеты. В этот же день группа неизвестных бунтовщиков ворвалась в родовой замок де Сада Лакост и полностью разграбила его. 30 октября де Сад был назначен комиссаром государственного Совета по здравоохранению. Его коллегами стали комиссары Карре и Дезормо.

1793 год начался с казни короля Людовика XVI, которому 21 января отрубили голову с помощью гильотины. 13 января маркиза назначили присяжным революционного трибунала. 12 мая де Сад стал председателем революционной секции «Пик», но вскоре отказался от должности, передав её своему заместителю. Благодаря своему положению 23 мая Донасьен смог добиться, чтобы все имена его родственников были внесены в список невиновных лиц (к тому времени на семью де Сада и семью его жены начались гонения). 15 ноября в Конвенте де Сад публично зачитал свой памфлет «Прошение секции Пик, адресованное представителям французского народа».

8 декабря[2] по приказу полицейского департамента Парижа де Сада арестовали в его собственном доме и отправили в тюрьму Мадлонетт. В ней и в ряде других тюрем Донасьен просидел в течение 10 месяцев, в которые в стране начался якобинский террор[2]. В конце срока суд вынес маркизу смертный приговор, но де Саду удалось бежать.

В последние годы де Сад влачил жалкое существование в нищете и болезнях и работал в версальском театре за сорок су в день. Декрет от 28 июня 1799 г., причислил его имя к списку аристократов, подлежащих изгнанию. К началу 1800 г он получил все же право гражданства, но вскоре оказался в версальской больнице, «умирающий от голода и холода», под угрозой нового тюремного заключения за долги. 5 апреля 1801 г. его помещают в приют Сент-Пелажи, а потом переводят в Шарантон, куда за ним едет мадам Кенэ — единственная привязанность его последних лет. Там он снова смог полностью посвятить себя писательству комедий и даже ставит их на сцене для обитателей приюта.

2. Завещание

Перед смертью маркиз де Сад написал завещание[6][7], в котором попросил похоронить его в лесу и насыпать на его могилу желудей, чтобы дорога к его могиле была забыта, а само имя его стёрлось из памяти людей. Де Сад умер в Шарантоне 2 декабря 1814 г. Смерть его была мирной. Он умер от астматического приступа. Его предсмертная воля была нарушена: тело Донасьена было вскрыто; Ленорман, по всей видимости местный священник, не был предупреждён, и де Сада по христианскому обычаю похоронили на кладбище в Сен-Морис. Погребение состоялось 4 (по некоторым данным 5-го) декабря 1814 года[8]. По другой версии, его похоронили в глухом углу его собственного поместья.

3. Вопрос о порнографии

Жюльетта, 1800

Алина и Валькур

Алина и Валькур

На протяжении более чем двух столетий идут споры, является ли творчество де Сада порнографией. Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Около 90 % текста в романах де Сада «Жюстина», «Жюльетта», «120 дней Содома» составляет детальное описание извращённых форм секса. Целью порнографической литературы является сексуальное возбуждение читателя. В механическом же описании де Сада нет никакой чувственности, там больше отражено раскрытие человеческой природы, свободной от любых ограничений, подчас подчёркнуто гротескное, нарочито отталкивающее, доводящее идею вседозволенности до абсурда, возможно, сознательно. В перерывах между оргиями герои де Сада пускаются в философские рассуждения, этому посвящён и облачённый в художественную форму трактат «Философия в будуаре». Кроме того, из всего литературного наследия де Сада издаются только его скандально известные произведения, поэтому объективную оценку его творчеству дать крайне сложно.

4. Основные аспекты философии

Отрицание традиционного для его времени деления общества на дворянство, духовенство и третье сословие. У де Сада существуют лишь сословие властителей и сословие рабов.

Идея о том, что убийство является благом для общества, иначе народы погибнут целиком и полностью от перенаселения и нехватки ресурсов. Аналогичные идеи были у Томаса Мальтуса.

Интерес к поведению человека, с которого сняты все ограничения, начиная от социальных, и заканчивая религиозными.

Либертинаж.

5. Наследие

Создание приёмов шокирования потребителя художественной продукции, сильно повлиявших на развитие сюрреализма, экзистенциализма, массовой культуры.

Философское и эстетическое наследие либертинажа, гедонизма.

Создание произведений, которые, поначалу вызывая естественный интерес, неминуемо приводят к отторжению своей нарочитой, запредельной, бессмысленной жестокостью, возможно, по замыслу автора, подталкивая, таким образом, человека в противоположную сторону от идеи вседозволенности, к условно-христианскому моральному кодексу.

6. Наиболее значимые работы Маркиза де Сада

В Викицитатнике есть страница по теме
Маркиз де Сад

1782: Диалог священника с умирающим;

1785: Сто двадцать дней Содома, или Школа разврата;

1787: Несчастья добродетели;

1788: Жюстина, или Несчастная судьба добродетели;

1788: Алин и Валькур, или Философский роман;

1788: Дорси, или Капризы судьбы;

1787—88: Сказки, басни и фаблио;

1787—88, 1799: Преступления любви, героические и трагические новеллы, предваряемые Мыслями о романе;

1791—93: Политические труды: Послание парижских граждан королю Франции, Секция Пик и т. п.;

1790: Философия в будуаре;

1790: Новая Жюстина, или Несчастья добродетели, или Успехи порока;

1790: Окстьерн, или Несчастья развратной жизни;

1797: Жюльетта;

1800: Обращение автора «Преступлений любви» к Вильтерку, презренному писаке;

1803: Заметки к «Дням Флорбеля» под заглавием «Последние наблюдения и замечания к данному великому труду»;

1812: Аделаида Брауншвейгская, принцесса Саксонская;

1813: Тайная история Изабеллы Баварской, королевы Франции.

Книги де Сада доступны на языке оригинала на сайте Французской Национальной библиотеки.

7. Полная библиография маркиза де Сада

7.1. Проза

120 дней Содома, или Школа разврата (Les 120 journйes de Sodome, ou l'Йcole du libertinage, роман, 1785)

Несчастья добродетели (Les Infortunes de la vertu, роман, первая редакция «Жюстины», 1787)

Жюстина, или Несчастная судьба добродетели (Justine ou les Malheurs de la vertu, роман, вторая редакция, 1788)

Алин и Валькур, или Философский роман (Aline et Valcour, ou le Roman philosophique, роман, 1788)

Дорси, или Насмешка судьбы (Dorci, ou la Bizarrerie du sort, новелла, 1788)

Сказки, басни и фаблио (Historiettes, Contes et Fabliaux, 1788)

Змей (Le Serpent)

Гасконское остроумие (La Saillie Gasconne)

Удачное притворство (L’Heureuse Feinte)

Наказанный сводник (Le M… puni)

Застрявший епископ (L'Йvкque embourbй)

Привидение (Le Revenant)

Провансальские ораторы (Les Harangueurs Provenзaux)

Пусть меня всегда так надувают (Attrapez-moi toujours de mкme)

Угодливый супруг (L'Йpoux complaisant)

Непонятное событие, засвидетельствованное всей провинцией (Aventure incomprйhensible)

Цветок каштана (La Fleur de chвtaignier)

Учитель-философ (L’Instituteur philosophe)

Недотрога, или нежданная встреча (La Prude, ou la Rencontre imprйvue)

Эмилия де Турвиль, или жестокосердие братьев (Йmilie de Tourville, ou la Cruautй fraternelle)

Огюстина де Вильбланш, или любовная уловка (Augustine de Villeblanche, ou le Stratagиme de l’amour)

Будет сделано, как потребовано (Soit fait ainsi qu’il est requis)

Одураченный президент (Le Prйsident mystifiй)

Маркиз де Телем, или последствия либертинажа (La Marquise de Thйlиme, ou les Effets du libertinage)

Возмездие (Le Talion)

Сам себе наставивший рога, или непредвиденное примирение (Le Cocu de lui-mкme, ou le Raccommodement imprйvu)

Хватит места для обоих (Il y a place pour deux)

Исправившийся супруг (L'Йpoux corrigй)

Муж-священник (Le Mari prкtre)

Сеньора де Лонжевиль, или отмщенная женщина (La Chвtelaine de Longeville, ou la Femme vengйe)

Плуты (Les Filous)

Философия в будуаре (La Philosophie dans le boudoir, роман в диалогах, 1795)

Новая Жюстина, или Несчастная судьба добродетели (La Nouvelle Justine, ou les Malheurs de la vertu, роман, третья редакция, 1799)

Преступления любви, героические и трагические новеллы (Les Crimes de l’amour, Nouvelles hйroпques et tragiques, 1800)

Мысли о романе (Une Idйe sur les romans)

Juliette et Raunai, ou la Conspiration d’Amboise

Двойное испытание (La Double Йpreuve)

Miss Henriette Stralson, ou les Effets du dйsespoir

Faxelange, ou les Torts de l’ambition

Флорвиль и Курваль, или Неотвратимость судьбы (Florville et Courval, ou le Fatalisme)

Rodrigue, ou la Tour enchantйe

Лауренция и Антонио (Laurence et Antonio)

Эрнестина (Ernestine)

Dorgeville, ou le Criminel par vertu

La Comtesse de Sancerre, ou la Rivalle de sa fille

Эжени де Франваль (Eugйnie de Franval)

История Жюльетты, или Успехи порока (Histoire de Juliette, ou les Prospйritйs du vice, роман, продолжение «Новой Жюстины», 1801)

Аделаида Брауншвейгская, принцесса Саксонская (Adйlaпde de Brunswick, princesse de Saxe, роман, 1812)

Маркиза де Ганж (La Marquise de Gange, роман, 1813)

Тайная история Изабеллы Баварской, королевы Франции (Histoire secrиte d’Isabelle de Baviиre, reine de France, роман, 1814)

7.2. Исторические работы

La Liste du Suisse (утеряна)

La Messe trop chere (утеряна)

L’Honnete Ivrogne (утеряна)

N’y allez jamais sans lumiere (утеряна)

La justice venitienne (утеряна)

Adelaide de Miramas, ou le Fanatisme protestan (утеряна)

ЭссеIdee sur les romans, introductory text to Les Crimes de l’AmourL’Auteur de «Les Crimes de l’Amour» a Villeterque, folliculaire Пьесы

Dialogue entre un pretre et un moribond

La Philosophie dans le boudoir

Le Comte Oxtiern ou les Effets du Libertinage

Les Jumelles ou le /choix difficile

Le Prevaricateur ou le Magistrat du temps passe

Jeanne Laisne, ou le Siege de Beauvais

L’Ecole des jaloux ou la Folle Epreuve

Le Misanthrope par amour ou Sophie et Desfrancs

Le Capricieux, ou l’Homme inegal

Les Antiquaires

Henriette et Saint-Clair, ou la Force du Sang (утеряна)

Franchise et Trahison

Fanny, ou les Effets du desespoir

La Tour mysterieuse

L’Union des arts ou les Ruses de l’amour

Les Fetes de l’amitie

L’Egarement de l’infortune (утеряна)

Tancrede (утеряна)

7.5. Политические памфлеты

Adresse d’un citoyen de Paris, au roi des Franзais (1791)

Section des Piques. Observations presentйes а l’Assemblee administrative des hopitaux (28 octobre 1792)

Section des Piques. Idйe sur le mode de la sanction des Lois; par un citoyen de cette Section (2 novembre 1792)

Pйtition des Sections de Paris а la Convention nationale (1793)

Section des Piques. Extraits des Registres des dйliberations de l’Assemblйe gйnйrale et permanente de la Section des Piques (1793)

La Section des Piques а ses Frиres et Amis de la Sociйtй de la Libertй et de l'Йgalite, а Saintes, departement de la Charente-Inferieure (1793)

Section des Piques. Discours prononcй par la Section des Piques, aux manes de Marat et de Le Pelletier, par Sade, citoyen de cette section et membre de la Sociйtй populaire (1793)

Petition de la Section des Piques, aux representants de peuple franзais (1793)

Les Caprices, ou un peu de tout (утеряна)

7.6. Письма и заметки

Letters From Prison

Correspondance inйdite du Marquis de Sade, de ses proches et de ses familiers, publiйe avec une introduction, des annales et des notes par Paul Bourdin (1929)

L’Aigle, Mademoiselle…, Lettres publiйes pour la premiиre fois sur les manuscrits autographes inйdits avec une Prйface et un Commentaire par Gilbert Lely (1949)

Le Carillon de Vincennes. Lettres inйdites publiйes avec des notes par Gilbert Lely (1953)

Cahiers personnels (1803—1804). Publiйs pour la premiиre fois sur les manuscrits autographes inйdits avec une prйface et des notes par Gilbert Lely (1953)

Monsieur le 6. Lettres inйdites (1778—1784) publiйes et annotйes par Georges Daumas. Prйface de Gilbert Lely (1954)

Cent onze Notes pour La Nouvelle Justine. Collection "La Terrain vague, " no. IV (1956)

8. Кинематограф

Жюстина, или Несчастья добродетели (Justine ovvero le disavventure della), 1969 г. — фильм режиссёра Хесуса Франко. Это первая большая экранизация одноимённого романа Маркиза де Сада для массового зрителя.

«Сало, или 120 дней Содома» (Salт o le 120 giornate di Sodoma), 1975 г. — фильм Пьера Паоло Пазолини, вольная экранизация романа «120 дней Содома». Действие перенесено в фашистскую республику Сало, 1944 год.

«Маркиз де Сад» (Sade), 2000 г., Бенуа Жако. Жизнь маркиза де Сада во времена якобинского террора.

«Перо Маркиза де Сада» (Quills), 2000 г., Филип Кауфман. Действие происходит в XVIII веке. Сексуальная, шокирующая история о маркизе де Саде, о том, как его провокационное творчество перевернуло судьбы многих людей.

«Маркиз де Сад», 2002 г., Джо Д'Амато. Действие происходит в XVIII веке, маркиз де Сад заключён в Шатильонский замок и занимается воспоминаниями о своих похождениях.

«Философия будуара Маркиза де Сада» (L Educazione sentimentale di Eugenie), 2004 г., Аурелио Гримальди.

«Безумие» (Sнlenн), 2005 г., Ян Шванкмайер, Фильм снят по мотивам двух рассказов Эдгара Аллана По и произведений де Сада. Сам Маркиз является одним из главных героев фильма.

У других авторовОдин из центральных персонажей пьесы японского писателя Юкио Мисимы «Маркиза де Сад».Список литературы:

Vie du Marquis de Sade by Gilbert Lкly, 1961

Сайт Neil Schaeffer’a  (англ.)

Barthes, Roland [1971] (2004). Life of Sade. New York: Farrar, Straus, and Giroux.

Dialogue entre un prкtre et un moribond  (фр.)

«Les cent vingt journees de Sodome». Oluvres ompletes du Marquis de Sade, tome premier. 1986, Paris. Pauvert

Текст завещания

Источник: В. Б. Бабенко. Прекрасный полоумный маркиз Донасьен де Сад. Жизнь. Страсти. Творчество. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1999. с. 405—407

Краткая биография маркиза

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Маркиз_де_Сад



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.