План
Введение
1 Этимология и близкие понятия
2 Разум в философии
3 Разум и язык
4 Разум и божество
5 Разум и практика
6 Разум и мозг
7 Разум у животных
Список литературы
Введение
Ра́зум (лат. ratio), ум[1] (греч. νους) — философская категория
Разум - это та самая система, которая концентрирует реальность в том измерении, в котором логически определяет возможности наиболее рационального использования закономерностей существования. Разум обладает сферами влияния равными по своему определению. Возможности Разума не ограничиваются видами его проявления, но каждый вид имеет определенно установленные ограничения, согласно основных законов Разума целью которых является его самосохранение и развитие. Ни один вид не в состоянии воздействовать на законы Разума таким образом, что бы сохранить свое первоначальное состояние. Последовательности развития вида как Разума предоставляют преимущества, попытка преодоления барьера в развитии способом нарушающим установленные законы приведет к проблемам не только ограничения свобод вида(единицы вида) но и к изменению вида(единицы вида), а то и частичного или даже полного его уничтожения, определяющегося как "самоуничтожение". Каждый вид имеет возможности воздействия на общую систему существования, но не каждый вид отдает отчет своим действиям в данной системе, результат - исчезновение вида как вида разума. О чем свидетельствуют памятники истории об истории которых существуют только догадки довольно не легко разгадываемые по средствам логического исследования. Каждый вид эволюционирует развиваясь по средствам построения своей логики. Так каким образом по средствам логики определяет свой разум или же Разум в целом современный человек;
разум — это способность духовной системы (души) осознавать своё существование в окружающей среде и отображать, передавать в форме (виде) знаков и знаковых систем; это способность соизмерять взаимозависимости и взаимодействия материальных систем, определяя закономерности; это способность, используя определённые закономерности, действовать и изменять окружающую среду в соответствии со своими потребностями.(Сергей Речка)основа синтезирующей творческой деятельности, создающая новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем, дающая способность открывать и целеполагать[2] (способность комбинировать полученные знания и создавать новые знания)высшая, существенная для человека, как такового, способность мыслить всеобще, способность отвлечения и обобщения, включающая в себя и рассудок[3]
Разум, сознание, мышление, ум, помимо своих значений в лексике, имеют одно значение — определение. И они в этом значении являются синонимами.
Для образования мышления необходимо присутствие одновременно четырёх факторов:
Мозг.Органы чувств (глаза — для зрения, нос — для определения запаха, уши — для слуха, кожа — для осязания, язык — для определения вкуса).Внешняя действительность (объект, с которым взаимодействуют индивиды способом, определённым обществом, стоящим на определённой ступени развития).Общество, находящееся на определённом уровне развития. Этот уровень и будет в среднем определять уровень мышления каждого индивида этого общества.
Разум человека — это его способность как биологического вида живого организма существовать в качестве социального организма. Обязательным условием возникновения, существования и развития разума является непрерывная коллективная (совместная) производительная деятельность человека по обеспечению своих материальных потребностей. Разум присущ сообществу человеческих индивидов. Ум, сознание, мышление — это определения, относящиеся к отдельному индивиду сообщества. Они показывают, насколько данный конкретный индивид соотносится с уровнем развития разума сообщества, которому он принадлежит. См. «О разуме человека», Гециу И. И.,СПб, Алетейя, 2010
Разум неотделим от сознания, как свойства высокоорганизованной материи отражать окружающий мир и себя, и является функцией-свойством сознания анализировать воспринятые идеи и синтезировать из полученных компонентов новые идеи. Разуму присуща направленность познания истины, как порядка вещей, соответствующего действительности. Разуму присуще стремление к справедливости-разумности устройства мира, как равному праву на существование всех явлений мира, внутри собственного класса — уровня организации явлений мира, с приоритетностью сложности — совершенства организации. То есть — всё, что существует, имеет право на существование, но преимущество такого права всегда на стороне явления, имеющего более высокую организацию. Например, человечность, как концепция разумного общества, предполагает одинаковое право каждого человека на безопасное существование в обществе людей, и уже после обеспечения такого права — защиту животных, употребляемых в пищу человеком.
Разум - состояние (созидательное) интеллекта (поисковой системы), присущего всем живым существам. Научная точность термина «состояние», в отличие от термина «способность», заключается в том, что состояние легко определить как отдельный объект от массы, так же как и глыбу льда плавающую в воде. Термин «состояние», в рассмотрении природы разума, позволяет ввести понятие «вера в разум», что даст в дальнейшем возможность построения одной культуры на фундаментах религии и науки. Святость тоже является состоянием, на основании этого можно сделать следующий вывод: я верю в разум, и если возможный бог считает мою веру неправильной, то он сам является более каким либо, чем разумным; мне нет необходимости верить в возможного бога, так же как и человеку идущему по мосту нет необходимости верить в мост, ему достаточно верить в прочность материала. Термин «способность» более подходит в рассмотрении возможностей вариантов обитания в среде и продолжения рода, процесса обучения.
1. Этимология и близкие понятия
Латинское слово ratio
также обозначает разряд, рассудок, рассуждение, расчёт[4], что служит иллюстрацией существовавшего некогда объединения понятий разума и рассудка. Но рассудок в современных представлениях не создаёт нового знания, а лишь систематизирует уже существующее.
Различие между бытием и небытием основывается только на сознании.[5]
«Дух (греч. πνευμα) — субстрат мышления и хотения, способный покидать тело человека.»[6][7] В марксистской философии означает то же, что и сознание.[8] Сознание — способность соотносить себя с миром, идеального воспроизведения действительности,[9] хотя иногда употребляется как синоним разума,[10] не производит непосредственно суждения и умозаключения.
2. Разум в философии
Разум — одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. Разум следует отличать от других форм сознания — созерцания, рассудка, самосознания и духа. Если рассудок как мыслящее сознание направлено на мир и главным своим принципом принимает непротиворечивость знания, равенство себе в мышлении, то разум как рассудок, сознающий себя, соотносит не только разное содержание между собой, но и самого себя с этим содержанием. В силу этого, разум может удерживать противоречия. Гегель считал, что только разум достигает, наконец, истинного выражения истины как конкретного, то есть включающее в свое единство противоположные характеристики.
Как писал Иммануил Кант разум это:
...Высшая способность умозаключения, дающая априорные принципы, обнимающая собой творческую фантазию, нравственное волеизъявление и религиозное чувство. |
[11]
3. Разум и язык
Действие разума, как осмысления всеобщего, теснейшим образом связано с человеческой речью (языком), которая закрепляет за одним знаком неопределённое множество действительных и возможных (прошедших, настоящих и будущих) явлений, подобных или однородных между собой. Если рассматривать языковой знак в его целости, нераздельно с тем, что им выражается, то можно признать, что действительная сущность разумного мышления выражается в словах, из которых рассудочный анализ выделяет его различные формы, элементы и законы (см.: Философия).
Подходя к вопросу о возможности невербального мышления Брауэр показал, что математика — автономный, находящий основание в себе самом вид деятельности, не зависящий от языка и что идеи математики уходят в разум куда глубже, чем в язык, не завися от словесного восприятия. Естественный язык способен, по Брауэру, создать лишь копию идей, соотносимую с ней самой, как фотография с пейзажем.
4. Разум и божество
В древности разум традиционно связывался с благом и божеством[12]. После того, как Аристотель (определивший Божество как самомышление — греч. τής νοήσεως νοήσις) и стоики (учившие о мировом разуме) признали за разумным мышлением абсолютную ценность, скептическая реакция разрешиласьуточнить
в неоплатонизме, ставившем Разум и умственную деятельность на второй план и признававшем высшее значение со стороны объективной — за сверхразумным Благом или безразличным Единством, а со стороны субъекта — за умоисступлённым восторгом (греч. έχστασις). Христианская традиция не связывает разум с божеством, требуя для приближения к божеству не разума, но избежания греха. Определённое и умеренное выражение такая точка зрения получила в общепризнанном средневековом различении (схоластика) между разумом как светом естественным (лат. lux naturae
) и высшим божественным, или благодатным, просвещением (лат. illummatio divina s. lux gratiae
).
С точки зрения Владимира Соловьёва, «когда это различение переходит в прямое и враждебное противоположение (как это бывало и в Средние века, и в раннем лютеранстве, и во многих позднейших сектах), оно становится логически нелепым, потому что божественное просвещение для принимающих его дано в действительных душевных состояниях, наполняющих сознание определённым содержанием, тогда как разум (вопреки Гегелю) не есть источник действительного содержания для нашего мышления, а даёт лишь общую форму для всякого возможного содержания, какова бы ни была его существенная ценность. Поэтому противополагать высшее просвещение разуму, как чему-то ложному, так же бессмысленно, как противополагать высший сорт вина сосуду вообще».
5. Разум и практика
Если в словах разум находит одну из форм своего выражения, то в практике человечества разум черпает свое содержание. Чем богаче практика общества, тем содержательней разум. Поскольку каждый индивид не в силах освоить всю практику человечества, постольку разум каждого индивида так или иначе ограничен условиями своего становления.
6. Разум и мозг
В философии разума различаются понятия: разум и мозг и отмечаются противоречия относительно их точных отношений, которые приводят к философской проблеме «разум-тело». Мозг определяется как физическая и биологическая материя, содержащаяся в пределах черепа и функционирующая через электрохимические взаимодействия нейронов. Разум относится к области умственных процессов, типа верований или желаний. Некоторые предполагают, что разум существует в некотором роде независимо от мозга, например в душе или имеет отношение к парафеноменам (англ.) Другие, например, многие теоретики жёсткого искусственного интеллекта считают, что разум — непосредственный аналог части программного обеспечения, а мозг — аналог компьютерного аппаратного обеспечения.
Мозг — центральный орган нервной системы организма человека. Обеспечивает взаимодействие между всеми органами человеческого организма. Разум присущ только социальному человеку и характеризует отношения между отдельными индивидами конкретного социума людей. См. «О разуме человека», Гециу И. И., СПб, Алетейя, 2010
7. Разум у животных
Можно сказать, что, хотя многие животные, кроме человека, способны к мышлению, разум у них проявляется лишь в исключительных случаях, в целом животные обладают рассудком, интеллектом, высокоразвитыми инстинктами и другими адаптивными способностями.
Список литературы:
В Викицитатнике есть страница по теме
Разум
1. Ум. БСЭ.
2. Рассудок и разум. БСЭ.
3. Разум. ЭСБЕ.
4. Русско-латинский словарь
5. Фейербах Людвиг Андреас. СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА
6. Дух в МЭСБЕ
7. Дух в энциклопедии эзотеризма
8. Дух БСЭ
9. Сознание в БСЭ
10. Разум в энциклопедии Кругосвет
11. ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО (РОСКОСМОС) | Словарь космических терминов
12. В.И. Пьянов. Бог мудрости Тот (Мировой Разум) записал сценарий нашей мировой истории
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Разум
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |