План
Введение
1 История
1.1 Деревянное зодчество XVIII — середины XIX века
1.1.1 Дворянские дома
1.1.2 Купеческие дома
1.1.3 Мещанские дома
1.2 Деревянное зодчество второй половины XIX века — начала XX века
1.3 Советский период
2 Конструктивные элементы и декор деревянной усадьбы
2.1 Конструкция деревянного дома
2.2 Декор
2.3 Резной палисад
2.4 Ворота деревянного дома
3 Современное состояние и проблемы сохранения
4 Вологодское деревянное зодчество в массовой культуре
Список литературы
Введение
Волого́дское деревя́нное зо́дчество — совокупность стилей и направлений в деревянной архитектуре Вологды, ансамбль деревянных особняков конца XVIII — первой четверти XX века.
Вологда обладает хорошо сохранившимся, богатым и оригинальным наследием русской городской деревянной архитектуры. К началу XXI века в Вологде насчитывается от 105 до 170 деревянных памятников архитектуры.[1] В Вологде представлены все основные типы деревянных особняков XIX — начала XX века — дворянские, купеческие и мещанские, а среди архитектурных стилей — классицизм, ампир и модерн.
В городе в конце XIX — начале XX века сложился особый вид деревянного дома, так называемого «вологодского типа», — двухэтажный особняк, по форме — параллелепипед, вытянутый во двор с угловой лоджией над крыльцом.
1. История
До начала XVIII века в Вологде практически все здания были деревянными. В камне возводились лишь церкви, исключениями являются несколько сохранившихся каменных гражданских сооружений (дом Гоутмана, более известный как дом Петра I, и палаты Архиерейского двора). Строительство из дерева преобладало и позднее, до середины XVIII века, в период действия указа Петра I с 1714 по 1722 год, запрещавшего любое каменное строительство в стране, кроме Санкт-Петербурга. Деревянные здания представляли собой жилые хоромы — обычно одноэтажный бревенчатый дом на высоком подклете, с крутой крышей. Дом располагался внутри двора, а на улицу выходили заборы и стены хозяйственных построек (служб
): конюшен, сараев, каретников.[2]
Вологодский жилой дом, облик которого воссоздан по порядной записи 1684 года, по своей архитектуре был близок хоромам русского Севера и лишён характерных для вологодского деревянного зодчества черт.[3] Судя по тексту Переписной книги 1711 года, наряду с одноэтажнымй домами, в Вологде было немало двухэтажных (и даже трёхэтажных) строений, причем двухэтажными могли быть не только жилые, но и хозяйственные постройки. Верхний ярус жилых построек занимали помещения, обозначаемые словами изба, горенка, свѣтлица, сѣни, клѣть (клѣтка), комната, на нижнем располагались подклѣтъ, жилой подклѣтъ, подызбица, анбаръ, погрѣбъ[4][5][6].
Вологодский архиепископ Пимен в своих «Воспоминаниях» описывает жилые дома в 1820 году[7]:
Дома эти строились двухэтажные по лицу на пятерике, то есть на 5 саженях, внизу подклети без окон с улицы, и только со двора два маленьких окна со слюдяными рамами. Спереди вверху три волоковых окна. В улицу дом имел от 10 до 15 сажен и разделялся на три части: первая квадратная большая изба, перегороженная надвое, в большой половине два окна, а в другой кухня с русской печью; к избе приделывался голбец — вход в подполье, нечто вроде чулана, а вверху были поделаны палаты, по стенам лавки, в переднем углу божница, а перед нею стол. Над лавками по стенам полки для шляп, книг и прочей поклажи, и назывались они «воронец». В задней части дома была точно такая же изба, которая называлась горницей, всегда холодная, без печи, с большими слюдяными окнами. Третью среднюю часть дома составляли сени; к ним примыкали две лестницы: одна в горницу и одна в избу; во всю длину сеней были чуланы. Со двора пристраивалось крыльцо под навесом. Крыши, остроконечные, были крытые по скале тёсом; ворота крытые, с коньком и калиткой, на которой толстое кольцо; ударяя им по бляхе, пришедший возвещал о своём приходе. |
Новый этап в развитии градостроительства Вологды начался в конце XVIII века, после принятия в 1781 году первого генерального плана города с новой сеткой прямых улиц и строительством домов вдоль красной линии по образцовым проектам. Обновлению старой застройки способствовал разрушительный пожар 1773 года и наводнение 1779 года. По образцовым проектам строились как каменные, так и деревянные дома. Деревянная застройка города была существенно разбавлена каменными строениями в 1770-е — 1780-е годы, в период расцвета Вологды, связанного с образованием Вологодской губернии и наместничества. К началу XIX века каменное строительство в Вологде из-за упадка в экономике города затухает.[2]
В XIX веке в городе ещё оставались чёрные избы. В чёрных избах печей не было, их заменял очаг. Правительственное распоряжение о выводе чёрных изб и устройстве в домах печей с трубами вышло в 1842 году. В 1882 году в Вологде числилось 1806 деревянных и 125 каменных домов.[8]
А. И. Сазонов в книге «Такой город в России один» называет старейшим из сохранившихся деревянных памятников дом на улице Бурмагиных, 38, который он датирует серединой XVIII века.[3] Однако М. В. Канин в статье «Загадка старого дома» опровергает датировку дома XVIII веком, доказывая, что дом был построен в самом начале XIX века.[9] Вероятно, старейшее сохранившееся деревянное здание в Вологде — дом Засецких постройки 1790-х годов.[10]
1.1. Деревянное зодчество XVIII — середины XIX века
Дворянские дома
С XVIII века деревянное зодчество Вологды развивается согласно стилевым тенденциям, наиболее характерным для каменной архитектуры этого времени. Дворянские дома и усадьбы строились преимущественно в стиле классицизм, многие из них по образцовым проектам. В таких деревянных домах обязательным элементом являлся четырёх-, шести- или восьмиколонный портик на главном фасаде. Парадное крыльцо ориентировалось во двор.
Дворянские усадьбы группировались в городе по сословному признаку, преимущественно вдоль Петербургской (современная Ленинградская), Большой Дворянской (современная Октябрьская) и Екатерининско-Дворянской улицы (современная улица Герцена). Во дворе усадьбы строился каретник. К числу выдающихся памятников классицизма в вологодском деревянном зодчестве относят дом Левашова, дом Засецких и дом Волкова.
· Примеры дворянских домов Вологды XVIII — середины XIX века
· Дом Засецких
(1790-е гг.)
· Дом Левашова
(1829 г.)
· Дом Волкова
(1-я треть XIX в.)
· Дом Пузан-Пузыревского
(1831-1833 гг.)
Купеческие дома
Купеческие дома первой половины XIX века не имели фронтонных портиков, их особенностью было наличие мезонина, однако, классическая композиция с соответствующими элементами декора продолжала применяться. Пример такого здания — бывший дом Соковикова. В этом особняке с антресолями и парадным крыльцом со двора уже намечается разделение дома на две почти полностью изолированные по этажам квартиры, что предвосхищает формирование в последующем характерных для деревянного зодчества города домов так называемого «вологодского типа». Два этажа в таких домах объединены только общим входом и вынесенными в пристройки лестницами.
Мещанские дома
Дома для мещан строились преимущественно одноэтажными, с фасадом в три окна. Окна заглублялись в арочные ниши, в тимпаны помещали деревянные розетты или вставки в виде развёрнутого веера. На боковые фасады выходили антресоль или крещатый мезонин. Антресольный этаж позволял заказчику дома значительно увеличивать полезную площадь жилья, не нарушая требования «образцового фасада» и регламента застройки.[11] Такие дома обладают цельностью объёмно-пространственного решения.
· Примеры мещанских и купеческих домов Вологды XVIII — середины XIX века
· Дом Соковикова
(1840-е гг.)
· Дом с мезонином
(1840-е гг.)
· Дом Дружинина
(середина XIX в.)
· Дом Юшина
(середина XIX в.)
1.2. Деревянное зодчество второй половины XIX века — начала XX века
С середины XIX века формируется традиционный для деревянной архитектуры Вологды тип дома — двухэтажный особняк, по форме близкий к кубу и вытянутый вглубь двора. Обязательным элементом является балкон-лоджия, под которым находится крыльцо и лестница с отдельными входами в квартиры на первый и второй этажи. Вход в дом, в отличие от домов более раннего периода, расположен с улицы. В зависимости от размеров дома, на каждом этаже находилась одна или несколько квартир. В этих домах для декора карнизов, крыльца, балконов, наличников часто применяется пропильная резьба.
Для предохранения конструкций дома от воды, стекающей с крыши, дома имеют значительно вынесенный карниз, зачастую пластичной формы, напоминающий повал в древнерусском деревянном зодчестве. Дома, находящиеся в пожароопасной близости друг от друга, оборудовали брандмауэрами.
К концу XIX века в Вологде стали появляться деревянные доходные дома. Как правило, такой дом вытянут вдоль главного фасада, с балконом в центре или по краям. Хорошо сохранившиеся примеры таких зданий — дом Самарина и дом на проспекте Победы, 32.
Период архитектуры модерна выразился в появлении в Вологде деревянных домов с применением новых композиционных приёмов: удлинением фасада по улице, появлении завершений в виде башенок, а также увеличением высоты дома за счёт оконных проёмов[11].
1.3. Советский период
Строительство деревянных особняков после 1917 года прекратилось. Однако дерево до середины XX столетия остаётся основным строительным материалом. Выдающийся памятник деревянного зодчества этого периода — Дворец культуры железнодорожников, построенный в 1927 году с элементами стиля модерн.
Основной тип строения второй четверти XX века — деревянный барак. В зданиях, построенных в этот период, встречаются элементы конструктивизма. Примером комплексной застройки деревянными домами с элементами этого стиля является посёлок Льнокомбината (1930-е — 1940-е годы)[12].
2. Конструктивные элементы и декор деревянной усадьбы
2.1. Конструкция деревянного дома
В основе конструктивной схемы деревянного дома лежал сруб, сложенный из венцов «в обло»
, с заглублёнными по отношению к фасаду окнами. В Вологде жилые дома редко оставлялись в виде открытого сруба — как правило они обшивались досками, которые затем покрывались олифой в два слоя; обработанное таким образом дерево с течением времени приобретало сероватый оттенок. Деревянные рубленые дома строились на столповых или сплошных каменных фундаментах. Для теплоизоляции часто укладывалась просмолённая берёста.
Деревянные дома, вне зависимости от достатка хозяина и сословной принадлежности, строились на усадебных участках. Хозяйственные постройки располагались во дворе, остальную часть усадьбы составляли огород и сад.
2.2. Декор
В декоре дома могли использоваться как традиционные наличники, так и сложные украшения в стиле модерн. Модерн в декоре домов выражался в убранстве балконов ниспадающими складками, подзорами в виде свисающих кистей, выпиленных лилий, животных, цветов[11]. Углы фасада декорировали плоскими резными узорами, чаще заключёнными в рамку. Украшения элементов дома не были избыточными:
«По традиции вологодские мастера строили „как мера и красота скажут“, искали эту красоту не в украшательстве фасадов, а в самом главном и самом трудном — в гармонии пропорций и стройности силуэта»[3].
В искусстве пропильной резьбы вологодские мастера достигли больших успехов, особенно в украшении карнизов и балконов. Опоясывающий дом резной фриз напоминает ажурную ленту мерного кружева. Этот неудержимый поток орнаментальной фантазии народных мастеров явился своеобразной реакцией на архитектурные каноны классицизма[11].
Наличники окон первого этажа часто завершались полукружием, а на втором имели прямоугольную форму. В нише полукружия помещалась розетка или стилизованная корона.
2.3. Резной палисад
Палисад — штакетник, обрамляющий палисадник перед домом. В палисаднике высаживали деревья, декоративные кусты и цветы. Палисады не совсем типичны для Вологды, но встречались у многих домов вплоть до 1960-х — 1980-х годов, когда большая их часть оказалась утрачена в ходе расширения улиц.
Вологодский резной палисад стал знаменит благодаря песне «Вологда» группы «Песняры».
2.4. Ворота деревянного дома
Все вологодские деревянные дома имели внутренние огороженные дворы, в которые вели ворота. Центральная часть ворот, состоящая из двух створок предназначалась для проезда. Слева и (или) справа располагались калитки для прохода.
3. Современное состояние и проблемы сохранения
Из 115 исторических городов России лишь 16 имеют памятники деревянного зодчества[13]. Наряду с Вологдой обычно выделяют Томск, и в меньшей степени — Арзамас.[14][15].
С начала 1970-х годов, после включения Вологды в список исторических городов, ЦНИИП градостроительства проводятся работы, посвящённые охране её исторического наследия. В конце 1980-х годов утверждён новый проект зон охраны памятников[16]. 26 июня 2009 года утверждены Правила землепользования и застройки, которые включают зоны охраны памятников истории и культуры[17].
Под государственной охраной в Вологде состоит 105 деревянных памятников[18]. В 1990-е — 2000-е годы многие памятники затронул незаконный или необоснованный снос. По данным на 2005 год, из 105 памятников утрачено полностью 25, частично — 4, в аварийном состоянии — 4. Искажены переделками 10 объектов. Реставрации подверглись 26 объектов[18]. По данным на начало 2010 года, в списках деревянных памятников архитектуры Вологды находится 155 объектов.
Серьёзной проблемой является сохранение не только отдельных памятников, но целостной историко-архитектурной среды, являющейся неотъемлемой частью Вологды как исторического города:
В историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озеленёнными), объёмно — пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединённых масштабом, объёмом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретённые им в процессе развития, а также другие ценные объекты.
— Федеральный Закон РФ от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
Несмотря на защиту закона, государственная охрана неэффективна, и целостность ансамбля деревянной архитектуры Вологды непрерывно разрушается. В 1990-е — 2000-е гг. ведётся замещающая застройка центра города в стиле «историзм»[19]. Многие проекты являются имитациями памятников, выполненными в кирпичных конструкциях, обшитых деревом или имитирующими его материалами, создающими внешнее сходство с фасадом утраченного памятника.
4. Вологодское деревянное зодчество в массовой культуре
Несколько памятников деревянного зодчества Вологды запечатлены в кинофильме «Мелкий бес» — дом Вахрамеева (улица Гоголя, 53а), дом Воробьёва (улица Засодимского, 14) и дом Колесникова (улица Кирова, 15)[21].
Список литературы:
1. Списки памятников истории и культуры Вологодской области за 2003, 1989 годы и Каталог историко-культурного наследия приводят разные данные о количестве памятников.
2. Балашова И. Б.
Жилая архитектура Вологды XVIII — первой половины XIX века // Русская культура на рубеже веков: Русское поселение как социокультурный феномен
: сборник статей. — Вологда: 2002.
3. Сазонов А. И.
Такой город в России один. — Вологда: 1993. — ISBN 5-86402-009-5
4. Книга Переписная переписи и меры Василия Пикина и Ивана Шестакова 1711 (ГАВО. Ф.2р. Д.7847)
5. Населённых дворов в Вологде в 1711 году было 1713, население составляло около 10 тысяч человек. Суворов Н. И. Вологда в начале XVIII в… С. 96.
6. Чайкина Ю. И. Двухэтажная Вологда (лексика строений в Переписной книге 1711 года)
7. Соколов В.
Вологда. История строительства и благоустройства города. — Вологда: Северо-западное книжное издательство, 1977.
8. Фехнер М. В.
Вологда. — Москва: Гостройиздат, 1958.
9. Канин М. В.
Загадка старого дома // Краеведческий альманах «Вологда»
. — 1997. — № 2.
10. Баниге В. С.
Памятники деревянного зодчества // Дорогие сердцу места: Путеводитель по Вологде и области
. — С. 142.
11. А.А. Рыбаков
Художественные памятники Вологды XIII - начала XX века. — Ленинград: Художник РСФСР, 1980.
12. Вологда в минувшем тысячелетии: Очерки истории города. — 2-е. — Вологда: Древности Севера, 2006. — 240 с. — ISBN 5-93061-018-5
13. Перечень Министерства культуры РСФСР, 1970
14. Вздорнов Г. И.
Вологда. — Города-музеи. — Л.: Аврора, 1972. — 131 с.
15. Брумфилд У. К.
Документальная фотография памятников архитектуры Русского Севера: Вологодская область. www.cultinfo.ru.
16. Регамэ С., Маркус К. Вологда. Проблемы преобразования исторического центра// Градостроительство — 1997. — № 6. — С. 19—24
17. ОАО «НИИП Градостроительства»
18. Кашина Л. И.
Сохранение и использование пямятников деревянной архитектуры в XXI веке // Деревянное зодчество:Проблемы, реставрация, исследования
: Сборник Методическое сопровождение мониторинга недвижимых памятников Вологодской области. — Вологда: 2005.
19. Маевский Б.
Визитная карточка Вологды: От «резного палисада» к «вологодскому историзму» // Архитектура. Строительство. Дизайн
: журнал. — 2003.
20. ВИА «Песняры». «Вологда». 1976
21. Сазонов А. И.
Моя Вологда. Прогулки по старому городу. — Вологда: "Древности Севера", 2006. — 272 с.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Вологодское_деревянное_зодчество
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |