М. В. Ломоносов. Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711г. в деревне, Куростовской волости, Архангельской губернии в семье крестьян-поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны урожднной Сивковой Ломоносовых. Годы прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения Ломоносова и наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши.
Михаил Васильевич гордился своим поморским происхождением. Разнообразная природа севера , богатый животный мир обогащали и расширяли кругозор мальчика, а суровый климат и житейские трудности делали его упорным и выносливым. С большим уважением он относился к своим землякам-поморам. Их энергия, настойчивость и трудолюбие запечатлелись в его памяти на всю жизнь.
В 1749 году на публичном заседании Академии Наук Ломоносов выступил с речью, в которой он не забыл отдать должное отважным мореплавателям - труженикам искусный мореплаватель говорил он не токмо в страшное волнение и бурю, но и во время кротчайшей тишины бодрствует, укрепляет орудия, готовит паруса, наблюдает звезды, примечает перемены воздуха, смотрит на восстающие тучи, исчисляет расстояние от берегов, меряет глубину моря и от потаенных камней морей блюдется.
После 30-ти с лишним лет разлуки с родными местами он в 1764 году при составлении проекта научной экспедиции в Северный Ледовитый океан с удивительной точностью по памяти вычертил схематическую карту района, прилегающего к его родным местам. Воспоминание далекого детства можно найти во многих сочинениях и документах ученого. В 1721 году отец женился на Федору Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней волости. Однако со второй женой он прожил не долго летом 1724 она умерла.
Ломоносов рано познал трудовую жизнь. С 10 лет он начал помогать отцу. Ранней весной они отправлялись на рыбный промысел. Отец был неграмотный, но умный, предприимчивый человек. К началу 20-х годов он уже имел свой промысел. Почти 9 лет юноша разделял вместе с отцом его трудную и опасную профессию, совершая далекие морские переходы.
Хотя в то время суда уже имели компаса, а с помощью угломерного прибора приморы умели находить высоту и широту полюса. Но для этого требовались большая сноровка и огромный опыт. В 1763 году, составляя Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию, Ломоносов уверенно писал, что продвижение судов в северных морях зависит от течения и направления ветра, Сие приметил я по всему берегу
Норманнского моря от Святого носу до Кильдина острова. В 1761 году он писал в сенат о великом множестве разных минералов ,руд, дорогих металлов и камней, не только скрытых в недрах. Свой путь в науку Ломоносов начал с изучения грамоты. Как сообщают современники, будущий учный начал постигать грамоту в 11-12 лет. И скоро мог переписывать церковные книги. В 14 лет
Ломоносов мог грамотно и чтко писать. В 1757 году в сатирическом стихотворении Гимн бороде он высмеял старообрядчество и православное духовенство как представителей реакционного мировоззрения. Страсть к науке ,тяжлая обстановка заставили Ломоносова оставить родной дом и отправиться в Москву. Это произошло в конце 1730 года когда ему 19 лет .Свой уход из дома юноша тщательно продумал. Зная ,что только в трх городах
России- в Москве ,Киеве и Петербурге - можно овладеть высшими науками ,и свой выбор он остановил на древней столице. С помощью земляков Ломоносов получил паспорт на руки от Холмогородской канцелярии. Ломоносов не мог выехать в Москву до1731 года. И он ждал подходящего случая чтобы уехать. В1730 голу Ломоносов узнал об отправлении очередного отправления каравана с рыбой.
Он взял у соседа три рубля и 9 октября 1730 года он ушл из дома. В 1731 году начался новый период в жизни юного учного - его трудный путь в науку. В Москве находилась Славяно-греко-латинская академия. Но свой выбор Ломоносов остановил на Математико -навигационной школе , именно в ней он начал сво образование. Но этого Ломоносову показалось мало. И в середине 1731 года он подает прошение на зачисление его в
высшее учебное заведение. Он хотел поступить в Славяно-греко-латинская академия и продолжить там свой великий путь. В Академию можно было поступать только людям знатного рода, а Ломоносов был из простой семьи, и ему пришлось придумать свою историю. В год поступления Ломоносова в Академию там было 236 человек. Прохождение полного курса было рассчитано на 13 лет.
Обучение было разделено на 8 классов, или на 8 школ, как тогда говорили, которые включали в себя 4 низших класса, 2 средних и 3 высоких. На всю жизнь сохранил Ломоносов тяжелое воспоминание о бедствиях, которые он испытал в годы учения жалование в 6 низших школах получалось 3 копейки на день, в седьмой - 4 - писал он в 1745 году. Через земляков-поморов юноша вскоре установил связь с отцом.
В сентябре 1731 года истек срок паспорта, и с этого времени ученик считался в бегах. В 1753 году Ломоносов писал о своей учебе обучаясь в школах, имел я со всех сторон отвращение от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти неопределенную силу имели. С одной стороны, отец, никогда детей кроме меня не имея, говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил все довольство, которое он для меня кровавым потом добыл и которое после его смерти чужие расхитят.
С другой стороны, несказанная бедность имея один алтын жалования нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и кваса, прочее - на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. Ломоносов пришел в Академию наук, когда вступил во второе десятилетие своей деятельности. В начале января 1736 года прибыла еще одна группа учеников, чтобы пополнить гимназию.
Среди них был 24-х летний Ломоносов. В первые дни в Петербурге московские воспитанники не имели ни жилья, ни денег на питание. Только в середине января им разрешили жить в покоях при Академии наук. И с конца марта 1736 года Ломоносов и остальные воспитанники поселились на первой линии Васильевского острова. В 1735 году возникла необходимость направить из
Академии во 2-ю камчатскую экспедицию в Сибирь в помощь уехавшим в 1733 году ученым еще двух профессоров. Учитывая недостаточную подготовку студентов в общих предметах, решено было сначала направить их в Марбургский университет к известному ученому Христиану Вольфу, который в 1725 году был избран почетным членом Петербургской Академии. Все приготовления к отъезду были закончены в середине августа 1736 года.
Студентам предстояло морем прибыть в Германию. Однако отъезд откладывался из-за финансовых затруднений. Только 8 сентября Ломоносов отплыл из Петербурга, но из-за сильного шторма корабль вынужден был вернуться назад. И, наконец, 23 сентября они отплыли и 3 ноября 1736 года они прибыли в Марбург. В начале 1736 года Ломоносов Виноградов и Гейзер поселились в Германии где им предстояло провести несколько лет.
И им стал известный учный Вольф. Свои занятия Ломоносов начал с курса лекций теоретической и практической химии у профессора медицины И. Конради. С помощью Вольфа русские студенты приобщились к занятиям в Марбургском университете. Здесь они слушали курсы различных лекций. В 1737 году русские студенты проявили живой интерес к занятиям естественной историей, что не предусматривалось немецкой системой образования. В 1754 году незадолго до смерти
Вольфа ,Ломоносов хотел в свет свою точку зрения о монадах.В Марбурге Ломоносов с1736 до середины 1739 года, слушал курс римского красноречия. Жизнь русских студентов постоянно осложнялась задержкой пересылки денег на их содержание. В был доволен успехами Ломоносов и в 1738 году писал в Петербург У Ломоносов, по - видимому ,самая светлая голова между ними, при хорошем прилежании он мог
бы и научиться многому, выказывая большую охоту и желание учиться. В Марбурге Ломоносов начал собирать личную библиотеку .Осенью 1738 года он к рапорту в Петербург приложил список собранных книг. И в 1739 году Вольф сообщил Петербург ,что студенты прослушали у него весь курс лекций. Грустно было Ломоносов расставаться с городом в котором он провл почти три года полных работы и веселья.
Пять понадобилось студентам чтобы добраться до Фрейбурга 14 июля 1739 года они прибыли в Фрейбург. Летом 1739 года Ломоносов со своими товарищами прибыл известному учному Ганкелю. Обучение студентов Ганкель начал с минералогии и металлургии. Наблюдательному Ломоносов бросилась в глаза разносторонность обучения. Во время обучения во Фрейбурге будущий ученый почерпнул немало полезного в организации горного дела,
познал строение кристаллов, проникся интересом к химическим исследованиям. В 1739 году Ломоносов написал большое литературное произведение Оду на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года. Из-за ссоры с Ганкелем Ломоносов оставил свои вещи товарищам и покинул Фрейбург. Но Ломоносов покинул не только из-за Ганкеля и как он писал в 1740 мне не только нечего было
есть ,но и нечему было более учиться пробирное искусство я уже изучил химия была закончена. Живя в Марбурге в доме тщи Ломоносов самостоятельно изучал точные науки. И осенью через Франкфурт Ломоносов прибыл Гаагу, к посланнику А. Г .Головкину. И не находит у него поддержки. Вс лето Ломоносов скитался по Германии. Из Марбурга Ломоносов добрался до
Любека, а оттуда кораблем приплыл в Петербург и пришел в Академию. Академия тогда переживала трудные времена. Ломоносов числился студентом и не мог получить должности. В декабре 1741 года он написал работу Элементы математической химии. В августе того- же года он пишет Физико - химические рассуждения о соответсвтее серебра и ртути.
1 января 1742 он был назначен адъютантом академии. Ему понадобилась химическая лаборатория и ,в 1742 он заработал проект лаборатории. За 18 в академии не было не одного нового русского профессора и на места новых профессоров предложили Ломоносова и Теплова. В 1743 году столкновение Ломоносова с Вейнсгеймом оставило трагичные последствия. На Ломоносова была послана жалоба о недостойных поступках.
Ломоносов был арестован. И в течении восьми месяцев с мая1743 до середины января 1744 когда он и был освобождн. С начала 1744 года Ломоносов начал свою великую творческую ,которой он занимался до конца жизни. 14 июня 1745 года Ломоносов представил свою десертацию О металлическом блеске Чуть позже он писал Довольно известно ,что химические эксперименты к исследованию натуральных вещей и к приращения художеств весьма полезны
В 1746 году началась постройка химической лаборатории ,по указу академии. В лаборатории Ломоносов проработал более десяти лет. В 1752-1753 годах Ломоносов добился от правительства разрешения на постройку стекольного завода в деревне Усть-Рудица , специальной фабрики цветного стекла. В марте 1751 года Ломоносов получил чин6 класса. В 1757 году был назначен советником канцелярии с 1758
года стал руководителем географического общества с 1760 года в его ведении университет и гимназия академии. В последние десять лет жизни Ломоносов выступил как талантливый организатор науки. И в 1745 году выступил инициатором создания русского университета и составил оригинальный план университета. 26 апреля 1755 года состоялось открытие Московского университета. Критикуя систему управления в 1747 году ,им были написаны большое количество проектов и предложений
по организации науки. В 1759-1760 годах Ломоносов разрабатывает план объединенного академического центра .Речь шла о построй 14 корпусов где располагались бы все здания академии. Сво мнение о начальном и среднем образование Ломоносов изложил в проекте устава гимназии. Ломоносов разрабатывает структуру управления Петербургского университета. И расширят систему образования, вводит новые предметы.
В 1819 году после смерти Ломоносов состоялось открытие Петербургского университета. Привлекает идея Ломоносова - создать в России научное учреждение , в котором занимались бы востоковедением . Ломоносов в 1742 году составил программу обучения для студентов изучающих горные породы. В 1760 Ломоносов был избран почтным членом Швейцарской академии.
В 1757 году Ломоносов вынужден был оставить химическую лабораторию и химическую кафедру. В 50-х годах Ломоносов много и напряжнно работал. И в 1762 году Ломоносов подат прошение об увольнении.2 мая 1763 года он был уволен с званием статского советника . Ещ осенью 1748 года у 36-летнего Ломоносов появились первые признаки болезни. Поэтому он много недель не мог работать. Но во второй половине 1762 года болезнь отступила, и
Ломоносов принялся за работу. В 1765 года Ломоносов снова заболел.4 апреля 1765 года в 5часв вечера на 54 году жизни умер, в последствии простуды которую он получил.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |