Реферат по предмету "История"


Гумилёв, Лев Николаевич



План
Введение
1 Биография

2 Гумилёв и историческая наука

3 Антисемитизм и теории «химер» и «антисистем»
3.1 Еврейская «химера»


4 Основные работы

Список литературы


Введение


Лев Никола́евич Гумилёв (1 октября 1912, Царское Село, Российская империя — 15 июня 1992, Санкт-Петербург, Россия) — советский и российский учёный, историк-этнолог, доктор исторических и географических наук, поэт, переводчик с персидского языка.


Основоположник пассионарной теории этногенеза.


1. Биография


Родился в Царском селе 1 октября 1912 года. Сын поэта Николая Гумилёва и поэтессы Анны Ахматовой[1][2]. В детстве воспитывался у бабушки в имении Слепнёво Бежецкого уезда Тверской губернии.


С 1917 до 1929 года жил в Бежецке. С 1930 года в Ленинграде. В 1930—1934 годах работал в экспедициях в Саянах, на Памире и в Крыму. С 1934 г. начал учиться на историческом факультете Ленинградского университета.


В 1935 году был исключён из университета и арестован, но через некоторое время освобождён. В 1937 году был восстановлен в ЛГУ.


В марте 1938 года был снова арестован, будучи студентом ЛГУ, и осуждён на пять лет. Он проходил по одному делу с двумя другими студентами ЛГУ — Николаем Ереховичем и Теодором Шумовским. Срок отбывал в Норильлаге. 21 сентября 1939 года Гумилев попадает в 4-е лаготделение Норильлага. За весь срок заключения он успел поработать землекопом, горняком меднорудной шахты, книгохранителем библиотеки на руднике 3/6, техником, геологом (в геотехнической, а затем в геофизической группе горного управления), а к концу срока стал даже лаборантом-химиком[3]. По отбытии срока был оставлен в Норильске без права выезда.


Осенью 1944 года добровольно вступил в Красную Армию, воевал рядовым в 1386-м зенитно-артиллерийском полку, входившем в 31-ю зенитно-артиллерийскую дивизию на Первом Белорусском фронте, закончив войну в Берлине[4].


Писал стихи на военную тему[5].


В 1945 году был демобилизован, восстановлен в ЛГУ, который окончил в начале 1946 года и поступил в аспирантуру Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, откуда был исключён с мотивировкой «в связи с несоответствием филологической подготовки избранной специальности».


28 декабря 1948 года защитил в ЛГУ диссертацию на степень кандидата исторических наук по теме «Подробная политическая история первого тюркского каганата», принят научным сотрудником в Музей этнографии народов СССР.


7 ноября 1949 года был вновь арестован, осуждён Особым совещанием на 10 лет, которые отбывал сначала в лагере особого назначения в Шерубай-Нура около Караганды, затем в лагере у Междуреченска в Кемеровской области, в Саянах. 11 мая 1956 года реабилитирован по причине отсутствия состава преступления.


C 1956 г. работал библиотекарем в Эрмитаже. В 1961 году защитил докторскую диссертацию по истории («Древние тюрки VI—VIII вв.»), а в 1974 году — докторскую диссертацию по географии («Этногенез и биосфера Земли»). 21 мая 1976 года ему было отказано в присуждении второй степени доктора географических наук. 15 мая 1990 года на заседании Секции синергетики географических систем РГО, посвящённом 25-летию пассионарной теории этногенеза, Л. Г. Колотило выступил с предложением о выдвижении Л. Н. Гумилёва в действительные члены АН СССР. В этот же день данное предложение огласили участники круглого стола на Ленинградском телевидении в программе «Зеркало», где участвовали Л. Н. Гумилёв, А. М. Панченко, К. П. Иванов и Л. Г. Колотило. В конечном итоге академиком АН СССР Л. Н. Гумилёв избран не был[6]. В 1991 году избран академиком Российской академии естественных наук (РАЕН). До выхода на пенсию в 1986 году работал в Научно-исследовательском институте географии при Ленинградском государственном университете.


Умер 15 июня 1992 года в Санкт-Петербурге. Отпет в церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.


В августе 2005 года в Казани «в связи с днями Санкт-Петербурга и празднованием тысячелетия города Казань» Льву Гумилёву был поставлен памятник, на постаменте которого выбиты слова: «Русскому человеку, всю жизнь защищавшему татар от клеветы».


По личной инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в 1996 году в казахской столице Астане именем Гумилёва был назван один из вузов страны, Евразийский Национальный университет имени Л. Н. Гумилёва. В 2002 году в стенах университета был создан кабинет-музей Л. Н. Гумилёва.


2. Гумилёв и историческая наука


Лев Гумилёв предложил комплекс оригинальных методов изучения этногенеза, заключающихся в параллельном изучении исторических сведений о климате, геологии и географии вмещающего ландшафта и археологических и культурных источников. Основу его исследования составила оригинальная пассионарная теория этногенеза, с помощью которой он пытался объяснить закономерности исторического процесса [7]


Один из теоретиков евразийства П. Н. Савицкий состоял с Л. Н. Гумилевым в многолетней переписке. Например, масштабы монголо-татарского ига Л. Н. Гумилёв и П. Н. Савицкий считали сильно преувеличенными. В своей переписке они сошлись во мнении, что для русско-монгольских отношений был характерен скорее симбиоз, а серьёзные столкновения были связаны, в основном, с ордынскими мусульманами, более радикальными, чем остальные монголы[8]. Китай у него предстаёт не мирным оплотом цивилизации, борющимся с захватчиками, а хищным агрессором [9]. То же самое он говорит о Европе: критика европоцентризма занимает в его трудах большое место. Древних (до XIV века) и современных русских он считает разными этносами, причем первых отличает и от предшествующего этноса — славян[10].


Теория Гумилёва не является общепризнанной, и ряд авторов подвергает её жёсткой критике. Одной из основных претензий к ней является ее несоответствие критериям научности эмпирической теории. Некоторые авторы причисляют теорию Гумилева к т. н. Фолк-хистори[11][12] Как пишет Яков Лурье, проверка историографического построения Гумилева «на материале источников по истории древней Руси обнаруживает, что перед нами — не попытка обобщить реальный эмпирический материал, а плод предвзятых идей и авторской фантазии»[13]. Некоторые аналитики полагают, что Лев Гумилев несет ответственность за придание доктрине русских националистов ореола научности (См. Moskovich Wolf. Terminology of Modern Russian: Ultranationalism and Antisemitism // Language and Society in Post-communist Europe / Ed. by J. A. Dunn (London: Macmillan, 1999). P. 94-95.)


3. Антисемитизм и теории «химер» и «антисистем»


Л. Н. Гумилёва ряд учёных-этнографов обвинили и обвиняют в антисемитизме. Так В.А. Шнирельман указывает:


Хотя примеры “химерных образований” рассыпаны по всему тексту...он выбрал лишь один сюжет, связанный с так называемым «хазарским эпизодом». Однако в силу явной антисемитской направленности публикацию его пришлось отложить, и автор посвятил этому сюжету добрую половину своей выпущенной позднее специальной монографии по истории Древней Руси [14].


Далее историк пишет:


Напомню, что классическое евразийство относилось к “хазарскому эпизоду” достаточно благожелательно, видя в нем либо просто любопытную страницу истории Восточной Европы [15], либо основу для сближения русских с евреями в наше время [16]. Совершенно иначе подошел к этому Гумилев, которого мучила загадка этноса, широко расселившегося по всей ойкумене как бы вне зависимости от окружающей природной среды, что шло вразрез с евразийской концепцией. Исходя из рассмотренных выше теоретических представлений, он пытался объяснить это тем, что этот этнос прочно освоил “антропогенный ландшафт”, создав своеобразную “химерную целостность”. Как это началось, он и пытался продемонстрировать.


Следует отметить работу «Древняя Русь и Великая Степь», и особенно — «Глава IV. Блуждающий суперэтнос
». Так, трактуя гонения на христиан Л.Н. Гумилёв писал: «Гонения на христиан первые 150 лет либо по доносам иудеев
, либо по закону Траяна о запрещении любых обществ
» [17]. Источники не указаны, но историк уверяет, что «Траян относился к христианам без всякого интереса и даже запретил принимать на них доносы, а казнить их повелел их по личному заявлению о принадлежности к христианской общине» [18]. Тогда как по источникам иное: «Тем более счел я необходимым под пыткой допросить двух рабынь, называвшихся служительницами... , что здесь было правдой, и не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия».[19].


По его мнению «Исповедание — символ этногенеза» [20]. Историк пишет: «Но беда в том, что христиане были наиболее верными, честными и храбрыми легионерами, а язычники — самыми лживыми, своевольными и нестойкими в бою солдатами, часто продевавшими своих вождей...[21].» Но, как же объяснить уничтожение Александрийской библиотеки?: «Ни философы — неоплатоники — ...Ипатия, Гемерий...—, ни «отцы церкви»... — не запятнали себя гнусными преступлениями против мыслящих иначе. Зато римская, антиохийская и александрийская чернь, солдатские императоры, демагоги, безграмотные монахи и продажные чиновники участвовали в убийствах сначала христиан, а потом языческих философов [22]». Тогда как источники противоречат этому утверждению: действия Феодосия Великого осудили его же современники — за гибель без разбора жителей многих городов, особенно 15 тысяч людей в городе Фессалоники [23].


«Доказав» веротерпимость христианской общины Гумилёв снова переходит к иудеям. Перед тем как выразить свою мысль, Л.Н. Гумилёв даёт своё мировоззрение этногенеза еврейского народа. Анализируя евреев историк приходит к выводу, что: «Иисус Христос говорил иудеям ( Далее цитаты из Нового завета
)... евреи больше служили мамоне ( богатству), нежели Иерусалимскому храму». На пртяжении работы историк выделяет, что евреи — не обладают пассионарностью. Тут разночтние — фактически Гумилёв попросту пытается увязать свою теорию. Так, он указывает, что община разделилась на галилеянян ( пассионариев), которых вычеркнуло еврейское общество из своей общины. Подразумевает Гумелёв тут апостолов, так как те, кто примкнули были пассионариями, а те, кто нет, антисистемой [24].


3.1. Еврейская «химера»


Л.Н. Гумилёв указывал на «непассианарную» роль еврейского народа, приводя примеры: «Однако характер тюрко-хазарских и иудео-хазарских взаимоотношений был диаметрально противоположен. Тюрки награждали хазарок детьми, которые вырастали хазарами, с повышенной пассионарностью. Евреи же, наоборот, извлекли из хазарского этноса детей ... чем обедняли хазарскую этническую систему, а тем самым вели её к упрощению [25]».


Этнограф В.А. Шнирельман пишет: «...Природной средой конкретного региона, то есть этносы и субэтносы развивались в своих экологических нишах. Поэтому их соперничество в борьбе за сущестнование сводилось к минимуму, и они были более склонны к кооперации, чем к конфронтации. Напротив, пришедшая сюда извне чужая этническая группа не могла найти для себя подходящую природную среду и начинала эксплуатировать местных обитателей. Такую группу Гумилев называл “химерой” и уподоблял ее животным-паразитам или раковой опухоли, живущей за счет организма. По его словам, “химера” высасывала из местного этноса средства для существования, “используя для этого принцип лжи"».


4. Основные работы


· «Этногенез и биосфера Земли». - АСТ, Астрель, 2005. ISBN 5-17-031811-1, 5-271-12025-2


· «Конец и вновь начало». - М.: АСТ, АСТ Москва, Хранитель. - 2007 г. ISBN 978-5-17-044877-7, 978-5-9713-5990-6, 978-5-9762-3829-9


· «В поисках вымышленного царства». - Товарищество «Клышников — Комаров и К», 1992. ISBN 5-87495-006-0


· «Древняя Русь и Великая степь». - Астрель, АСТ, 2004. ISBN 5-17-026279-5, 5-271-09769-2


· Древние тюрки. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 560 с. — (Библиотека истории и культуры). ISBN 978-5-8112-3199-7


· «История народа хунну». - АСТ, Люкс, 2004. ISBN 5-17-026629-4, 5-9660-0501-X


· «Тысячелетие вокруг Каспия». -М.: АСТ, АСТ Москва, Харвест, 2008. ISBN 978-5-17-051463-2, 978-5-9713-9145-6, 978-985-16-6196-7


· Черная легенда. — М.: Айрис-пресс, 2008. — (Библиотека истории и культуры). ISBN 978-5-8112-3377-9


· «Древний Тибет». - ДИ-ДИК, 1996. ISBN 5-87583-022-0


· «Открытие Хазарии». - ДИ-ДИК, 1996. ISBN 5-87583-023-9


· Хунну. Троецарствие в Китае. Хунны в Китае. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 624 с. — (Библиотека истории и культуры). ISBN 978-5-8112-3115-7


· Волшебные папиросы: (Зимняя сказка): Пьеса в стихах //Сов. литература. — 1990. — N 1. — С. 61-72. Написал в Норильском лагере в 1942 году.


· Осенняя сказка. «Посещение Асмодея». Написал в Норильском лагере в 1942 году.


Список литературы:


1. Родословная


2. О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГУМИЛЁВА // Литературная газета. — № 28. — 13.07.2001


3. Д. ПОЛУШИН ФЕНОМЕН ЛЬВА ГУМИЛЕВА, или Как открытия рождаются под нарами//Красноярский рабочий, 04.09.2001 г.


4. О. Г. Новикова. «Я — русский солдат». Рядовой Л. Н. Гумилёв на фронте Великой Отечественной войны.


5. Слава вам, победители, освободители, защитники! // Советская Россия. — № 18 (13235). — 21 февраля 2009


6. Станет ли Гумилёв академиком? Интервью Л. Г. Колотило // Вечерний Ленинград, 25 мая 1990.


7. Л. Н. Гумилев. Этногнез и биосфера Земли.


8. Л.Н Гумилев. Черная легенда. М.: Айрис-персс 2004г В приложение статья П. Н. Савицкого «Степь и оседлость»


9. Л. Н. Гумилев. История народа хунну. М.: Институт Ди-дик.1997 г


10. Л. Н. Гумилев. Древняя Русь и Великая Степь. - М.: Мишель и Ко, 1993


11. Александр Янов. Учение Льва Гумилёва


12. Современные воззрения на взаимоотношения кочевников и оседлых народов расписаны в труде Н. Н. Крадина. Империя Хунну. - М.: Логос, 2002


13. Яков Лурье. Древняя Русь в сочинениях Льва Гумилёва // Журнал Скепсис
[1]


14. Древняя Русь и Великая СтепьДревняя Русь и Великая Степь. Товарищество Клышников, Комаров и К. М.: 1992 стр. 61
— Здесь и далее курсивом — уточнения редактора Википедии


15. Вернадский Г. В. Начертание русской истории. С. 31—33, 40—41


16. Карсавин Л. П. Россия и евреи. С. SO — «Мы считаем «антисемитизм» одним из самых отрицательных явлений. Но возьмем его как симптоматический факт. Тогда окажется, что ослабление его в современной Европе - признак не совершенствования, а упадка европейской культуры. Его наличие в России, наоборот, свидетельствует о здоровье русской культуры. Там же, где есть здоровье, есть возможность действительно преодолеть антисемитизм, а не просто о нем забыть. Вот примечание, очень благодарное для клеветников»
Л.П. Карсавин. "Россия и евреи". Часть 2


17. Л.Н. Гумилёв. Древняя Русь и Великая Степь. Товарищество Клышников, Комаров и К. М.: 1992 стр. 64


18. Там же стр.64


19. См.также: «Мне был предложен список, составленный неизвестным и содержащий много имен. Тех, кто отрицал, что они христиане или были ими, я решил отпустить, когда они, вслед за мной, призвали богов, соверши­ли перед изображением твоим, которое я с этой целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того поху­лили Христа: настоящих христиан, говорят, нельзя принудить ни к од­ному из этих поступков... Другие названные доносчиком сказали, что они христиане, а за­тем отреклись... Они утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как бога и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния...». Ответ императора: «Ты поступил вполне правильно, мой Секунд, произведя следствие о тех, на кого тебе донесли как на христиан. Установить здесь какое-ни­будь общее определенное правило невозможно. Выискивать их незачем : если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует нака­зать, но тех, кто отречется, что они христиане, и докажет это на деле, т. е. помолится нашим богам, следует за раскаяние помиловать» Книга X. Письма 1-121. Переписка Плиния с Траяном


20.
См. Кряшены, например, где народ остался частью татарской нации, хотя и не исповедует ислам. А фольклорный материал и этническая история являются важной частью татарского народа, его неотъемлемой составляющей


21. Древняя Русь и Великая Степь стр.65


22. Там же стр. 65


23. Созомен 7, 9


24. Ук. соч. стр. 63-64


25. Гумилёв. Указ.соч. стр. 92


Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Гумилёв,_Лев_Николаевич



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экологическая политика государства 2
Реферат Ancient Japanese Art Essay Research Paper When
Реферат Анализ характера взаимосвязи самореализации личности в спорте и мотивации спортивной деятельност
Реферат School Essay Research Paper DAVID One of
Реферат Assisi Essay Research Paper Critical EvaluationAssisi
Реферат Направленность нагрузки в макроцикле подготовки гандболистов высокой квалификации
Реферат Что такое свобода
Реферат Untitled Essay Research Paper By Jennifer CroweAlice
Реферат Финансы местного самоуправления Финляндии
Реферат Золотой век Екатерины II. Россия во II половине XVIII века
Реферат А. П. Груцо воспоминания и размышления о прожитом и пережитом
Реферат Мотивационная сфера современного предпринимателя
Реферат Організаційно–правові засади та системи органів управління в агропромисловому комплексі
Реферат Константин Левин и Лев Толстой герой как выразитель взглядов автора роман Анна Каренина
Реферат Идея государственного управления экономикой уроки истории