2
Содержание: 2
Введение 3
1. Административные реформы 4
2. Военная реформа 10
3. Экономические реформы 15
4. Церковная реформа 20
5. Реформы в сфере образования, науки и других сферах жизни 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Петр Первый (1689-1725) вошел в историю Государства Российского как Величайший реформатор. Преобразования, проводимые им, коснулись всех сторон жизни огромного государства и охватили все направления внутренней и внешней политики: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственный строй. Они сказались на положении трудовых масс, церковных делах и т.д. Заслуга Петра I состояла в том, что он правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и целенаправленно приступил к их реализации.
В целом за время петровского царствования произошла серьезная метаморфоза внешней политики России: от решения насущных задач национальной политики она перешла к постановке и решению типично имперских проблем. Петровские реформы привели к образованию военно-бюрократического государства с сильной централизованной самодержавной властью, опиравшейся на крепостническую экономику, сильную армию.
Говоря о значении реформ Петра I, следует, прежде всего, отметить, что они означали начало процесса модернизации и европеизации в мировом масштабе. При сохранении известной преемственности новая система учреждений, созданных в России в первой четверти XVIII в., означала в то же время радикальный разрыв с предшествующей практикой управления. Административные реформы Петра воплощали в себе развитие, модернизацию и европеизацию, выступали первыми в ряду подобных преобразований нового времени, обнаруживая ряд устойчивых признаков, которые затем прослеживаются в реформах России и других стран вплоть до настоящего времени. Среди них — унификация, централизация и дифференциация функции аппарата государственного управления1.
В первые годы своего царствования Петр своим указом прекратил пополнение Боярской думы новыми членами. Таким образом, она была обречена на "вымирание". Важные государственные решения стала принимать команда ближайших сподвижников царя.
В 1699 году была проведена первая административная реформа – учреждено особое ведомство городов, введено самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Таким образом, упразднялась власть всесильных некогда воевод. Судом и сбором налогов с того момента ведали бурмистры. Эта должность было выборной. Во главе новообразованных органов стояла Московская Ратуша, которую выбирали московские купцы. В компетенции Ратуши во главе с обер-инспектором находились основные поступления государственных доходов с городов, а также надзор за действиями всех институтов самоуправления.
Однако с ростом государственных расходов Петр постепенно утратил доверие к финансовым возможностям Ратуши. Тогда он решил перенести основную массу управления на места, так как "человеку трудно за очи все разуметь и править"2. Такая мера обеспечивала большее удовлетворение финансовых потребностей государства. К тому же, после окончания затянувшейся Северной войны эта реформа должна была упростить процесс размещения и обеспечения регулярных войск.
В конце 1707 года началось осуществление новой губернской реформы, и в 1708 году было объявлено создание восьми губерний (подразделявшихся на провинции): Московской, Ингерманландской (позднее Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Главами пограничных губерний были генерал-губернаторы, остальных - губернаторы. В провинциях правили воеводы. При губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия - учреждение, приводящее в исполнение все приказы и распоряжения. Затем, с 1710 года воеводы были переименованы в уездных комендантов. Губернаторам подчинялись вице-губернаторы (заместители), ландрихтеры - фактически судьи, провиантмейстеры и многие другие чиновники. В результате губернской реформы Московская Ратуша фактически превратилась из общегосударственного в губернский аппарат, что упразднило реформу 1699 года.
Также в 1710 году была осуществлена подворная перепись населения страны, в результате которой была определена особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия военных расходов. Вместо упраздненных комендантств были созданы новые "доли" во главе с ландратами. В больших губерниях по 12, в средних - по 10, в меньших - по 8. Предполагалось, что в соответствии с количеством "доль" каждая губерния возьмет на содержание определенное число полков.
Но, поскольку Северная война затянулась, и не пришлось размещать в губерниях приписанные к ним полки, эта реформа оказалась нецелесообразной. Денег по-прежнему не хватало, что создало благодатную почву для коррупции.
Вся власть была по-прежнему сконцентрирована в руках "команды" приближенных к Петру лиц, которая называлась то "ближней канцелярией", то "консилией министров".
2 марта 1711 года Указом царя было провозглашено создание нового органа государственной власти - Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией.
Указом 2 марта 1711 года был образован Сенат. Сразу после учреждения Сенат состоял из девяти ближайших сотрудников царя, который настаивал на признании Сената высшим государственным органом. Все лица и учреждения, по мнению Петра, должны были повиноваться Сенату как самому государю.
Назначения в Сенат, как и освобождение от присутствия в нём, производились царём, руководствовавшимся при этом отнюдь не породой, а способностями кандидата в сенаторы. В итоге зависимость сенатора от царя была неизмеримо большой. В этом проявилась одна из черт утверждавшейся в России абсолютной, то есть неограниченной монархии.
Постоянно пребывая в поиске мер жесткого контроля над управлением, Петр I в 1711 году учредил фискальную систему. Фискалам вменялось в обязанности доносить Сенату и царю обо всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках чиновников. Сами фискалы были практически безнаказанны, но если их донос подтверждался, они получали половину имущества виновного3.
На следующем этапе административных реформ Петр решил образовать коллегии по шведскому образцу. 23 марта 1715 года Петр в своей заметке обозначил шесть коллегий - без расшифровки их обязанностей: Юстиции, Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер- и Коммерц-коллегии. В 1717-1718 гг. Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразований: определил число и компетенции коллегий, а также укомплектовал их руководящим составом. Указом от 15 декабря 1717 года царь назначил президентов и вице-президентов коллегий.
Заключительным этапом формирования коллегий стало принятие в 1720 году Генерального регламента, документа, определявшего штаты коллегий и разграничивавшего их компетенцию, задачи и функции. Коллегиальная система действовала почти столетие - с 1717 по 1802 гг.
В 1718 г. были ликвидированы старые приказы и взамен их введены коллегии. Было учреждено всего 11 коллегий: 1) Коллегия "чужестранных дел"; 2) Коллегия военных дел; 3) Адмиралтейств-коллегия (по военно-морским делам); 4) Камер-коллегия (ведавшая сбором государственных доходов); 5) Штатс-коллегия (ведавшая государственными расходами); 6)Ревизион-коллегия; 7) Берг-коллегия (ведавшая горной промышленностью): 8) Мануфактур-коллегия (ведавшая всей остальной промышленностью); 9) Коммерц-коллегия (ведавшая торговлей). Несколько позднее были учреждены Вотчинная коллегия, которая ведала делами Поместного приказа, и Юстиц-коллегия. На смену прежнему, весьма хаотичному приказному управлению, пришли новые центральные учреждения отраслевого типа. Во главе каждой коллегии стоял президент, при нем вице-президент, несколько коллежских советников и асессоров. В каждой коллегии была канцелярия во главе с коллежским асессором и архивариусом. Большое значение имела личная канцелярия Петра, которая называлась "Кабинетом".
В 1719-1720 гг. началась очередная реформа местного административно-территориального устройства, в результате которой были отменены "доли" и должности ландратов. Теперь губернии делились на провинции, а те на дистрикты, во главе которых стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией.
Должность бурмистров в городах упразднялась. Все население делилось на три части:
- 1-ю гильдию (богатые купцы и владельцы ремесленных мастерских);
- 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники);
- "подлый люд", составлявший подавляющее большинство городского населения. Только представители 1-ой гильдии могли избираться в новые органы городского самоуправления – магистраты. Деятельность городских магистратов контролировал созданный в 1720 году Главный магистрат.
В 1722 году был принят Свод законов о порядке государственной службы – Табель о рангах, что явилось итогом административных реформ Петра Великого. Табель о рангах устанавливала 14 рангов по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные. Табель обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина, причем открывались возможности продвижения по службе и выходцев из "подлого люда", а достижение восьмого ранга означало присвоение дворянства (в чем заключалась известная демократизация системы управления).
Ломке было подвергнуто и все областное управление. Указ 18 декабря 1708 года извещал о намерении создать 8 губерний. До осуществления губернской реформы страна делилась на 250 уездов, непосредственно подчинявшихся центральным учреждениям в Москве – приказам. Теперь между уездной администрацией и приказами должна была появиться промежуточная инстанция – губернские власти. Во главе губернской администрации стояли губернаторы, пользовавшиеся на управляемой территории всей полнотой судебной, административной и военной власти. Губернаторами Пётр назначал близких себе людей. Во главе Петербургской губернии был поставлен Меншиков, Воронежской – адмирал Фёдор Матвеевич Апраксин, Казанской – его брат Пётр Матвеевич, Московской – боярин Тихон Никитич Стрешнёв. Губернские учреждения должны были начать работать с 1710 года. Вся страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Позднее были образованы еще три новые губернии: Нижегородская, Астраханская и Рижская, а Смоленская была расформирована. У губернатора был свой штат помощников. В 1713 г. была сделана попытка создать при губернаторе "консилиум" (совет) из местных дворян4.
Губернские учреждения должны были укрепить местную администрацию. Огромные права губернатора позволяли ему оперативно подавлять вспышки недовольства в самом зародыше. Учреждение губерний давало правительству ещё одно преимущество – появилась возможность более эффективно взимать налоги, набирать рекрутов и мобилизовывать людей на строительные работы. Эффективность обеспечивалась наличием в распоряжении губернаторов воинских команд, используемых и для выколачивания недоимок, и для привлечения на службу в армию и во флот крестьян и горожан.
В 1719 г. областная реформа получила дальнейшее свое развитие: основной административной единицей на местах стала провинция. Всего было образовано 50 провинций. Во главе каждой из провинций стоял воевода, оказавшийся в зависимости от губернатора. Воевода руководил канцеляриями рекрутского сбора, розыскных, провиантских дел, таможней и другими учреждениями. Каждая провинция в свою очередь разделялась на дистрикты. Во главе каждого дистрикта находился комиссар из состава местного дворянства. Одной из мер укрепления государственной власти на местах была система расквартирования войск. Полковой дистрикт имел большое значение как военно-полицейская административная единица.
В результате реформ государственного аппарата и власти на местах в России было создано государство, которое в исторической литературе было удачно названо "регулярным государством". Это было абсолютистское бюрократическое государство, пронизанное слежкой и шпионажем. Естественно, что в таком государстве демократические традиции, никогда не умиравшие в России, оказались в очень неблагоприятных обстоятельствах. Они продолжали жить в повседневном быте крестьянской общины, казацкой вольнице. Но демократия все больше приносилась в жертву грубому авторитарному правлению, сопровождавшемуся необычайным ростом роли личности в российской истории. Одним из внешних проявлений этого было принятие русским царем титула императора и преобразование России в империю, что нашло отражение в общественном сознании и в культуре.
2. Военная реформаОсобое место среди преобразований Петра Великого занимают военные реформы. Их основная идея заключалась в ликвидации дворянских ополчений и создании постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной и уставами. Задачи создания армии и флота занимали юного Петра еще задолго до того, как он стал полновластным государем.
Военные реформы были крайне важны еще и потому, что они оказывали огромное, часто решающее, влияние на все стороны жизни государства. Ход же их во многом определялись постоянными войнами (за 36-летний период правления Петра I можно насчитать лишь несколько мирных лет).
В ходе Северной войны в стране были созданы мощная армия и военно-морской флот, оснащенные передовым для того времени вооружением, артиллерией. Допетровская армия обладала плохой выучкой, слабым вооружением, отсутствием дисциплины, это порождалось тем, что воину – держателю поместья не было резону рисковать собой во имя своего государя и государства. «Пётр видел причину неудач русской армии в XVII веке, а также под Нарвой в отсутствии «распоряжения» - чёткой организации, «регулярства» (понятие, охватывающее и выражающее смысл и цель реформы армии)»5 .
С 1705 года правительство делает следующий шаг – прекращает приём в «вольницу» и переходит к набору в так называемые рекруты непосредственно с крестьянского населения, чего не было раньше. Это было вызвано острой нехваткой людей в армии потребности, которой уже не могли удовлетворяться за счёт волонтёров и «даточных». Рекрутская система полностью отвечала особенностям социальной и экономической структуры страны. Если рекрутская система комплектования сложилась в течение 5 лет, то устройство всей армии вырабатывалось примерно лет десять, вплоть до Полтавы, когда Пётр окончательно убедился в правильности выбранных решений.
Основу армии составляла пехота. Наряду с пехотными полками были созданы гренадёрские полки, солдаты которых, помимо обычного вооружения, были оснащены гранатами. Не меньшие изменения претерпела кавалерия. Она состояла из драгунских полков, укомплектованных кавалеристами, которые были обучены ведению боя в пешем строю.
Гордостью русской армии стала быстро восстановленная после нарвского поражения артиллерия, делившаяся на полковую, полевую и осадную. К артиллерии были приписаны и созданные Петром инженерные части. Кроме того, в России появились и гарнизонные войска, размещённые в многочисленных крепостях. В 1720-х годах была создана так называемая ландмилиция (территориальные войска, набираемые на время) из живших на юге однодворцев. Они сторожили опасные южные границы.
Детально и глубоко была разработана система организации и управления армии. В течение первой четверти XVIII века были созданы центральные учреждения, ведавшие нуждами армии: Военный, Адмиралтейский, Провиантский приказы, на смену которым в 1718 – 1719 годах пришли Военная и Адмиралтейская коллегии. Высшей тактической единицей, как и раньше, оставался полк. Полки объединялись в бригады, бригады – в дивизии. Действия армии направлялись её мозгом – полевым (генеральным) штабом во главе с генерал-фельдмаршалом. Было введено, согласно европейской практике, командование отдельными родами войск: пехотой командовал генерал от инфантерии, кавалерией - генерал от кавалерии, артиллерией – генерал-фельдцейхмейстер. Непременным атрибутом управления армией было функционирование военного совета – совещания всех высших генералов по важнейшим вопросам ведения военных действий.
Соответственно новым стратегическим и тактическим принципом была изменена концепция подготовки войск к боевым действиям. На смену прежним смотрам раз в год, редким учебным стрельбам приходит постоянная подготовка, которая не кончается с превращением рекрута в «правильного» солдата. Эта подготовка ориентирована на активные военные действия.
В основе тактического обучения войск Петра лежали не только одни чисто технические приёмы, но и воспитание ответственности, инициативы, сознательной дисциплины, то есть всего того, без чего не может существовать армия.
Особое значение в этих условиях приобретали воинские уставы, регламенты – одним словом, кодекс военного права. Пётр уделял их составлениям много внимания, введя в них основу жизни армии, да и всего общества. На смену «Учению и хитрости ратного строю» Алексея Михайловича в начале XVIII века пришли новые уставы: «Строевое положение», «Учреждение к бою» и др. В 1716 году был издан знаменитый «Устав воинский», которым определялись не только организация и устройство армии, обязанности военнослужащих, основы строевой и полевой службы, но и военно-уголовные, административные законы»6.
Открывались специальные заведения для обучения солдат и офицеров, в том числе Морская академия в Санкт-Петербурге.
Помимо создания регулярной армии на юге и на севере страны проводилось строительство военно-морского флота. Балтийский флот в 30-х годах 18 века стал самым мощным российским флотом.
Всего же во флоте насчитывалось 48 линейных кораблей, порядка 787 галер и мелких судов. На службе состояло 28 тысяч человек.
В 1716 году вышел Воинский устав Петра I, состоявший из 68 глав и определявший порядок военной службы, правила взаимоотношений военнослужащих, военно-уголовную систему, систему воинских чинов, судебную систему и многие другие вопросы.
Создание регулярной армии было частью задачи, которую ставил перед собой Пётр, получив нарвский урок. Пётр не мыслил без флота могущества своего государства, не представлял без кораблей своей жизни. Создание флота было для него первейшим долгом после создания армии, естественным продолжением дела, некогда начатого его отцом, царём Алексеем Михайловичем, при котором в Дединове на Оке был спущен первый русский корабль «Орёл»7. Все эти чувства хорошо отражены в преамбуле Морского устава 1720 года.
Строительство петровского флота, как известно, началось в Воронеже в 1695 – 1696 годах. Сам Пётр был незаурядным кораблестроителем, предложившим много новых технических решений, начиная с проектирования и кончая использованием морских судов. Одновременно со строительством кораблей в Петербурге и Кронштадте создавались мощные военно-морские базы, дополненные базой в Эстляндии (Рогервик; ныне Палтийски). В Кронштадте строилась уникальная система каналов и шлюзов, которая позволяла беспрепятственно ремонтировать, вооружать и даже хранить в межсезонье на берегу огромные корабли8.
Петровское время стало расцветом галерного флота, известного с античных времён. Пётр правильно оценил его значение для борьбы с противником в мелководных шхерах Финского и Ботнического заливов.
Флот нуждался в офицерском составе, знающем военно-морское дело, а верфи в кораблестроителях. Ни тех, ни других в России не было, и царь идёт на необычный шаг – посылает за границу молодых дворян для изучения морского дела. В декабре 1696 года Петру пришла мысль снарядить за границу посольство, поручив ему заботу об организации коалиции европейских держав для продолжения борьбы с Османской империей. Посольство, кроме того, должно было нанять за границей специалистов на русскую службу, закупить оружие, а также пристроить для обучения новую партию дворян. Программа их обучения предусматривала овладение минимумом военно-морских знаний, а затем и искусством кораблестроения9.
Создание мощных армии и флота способствовало увеличению расходов на их содержание: к 1725 году на военные нужды тратилось около 2/3 государственного бюджета.
Важное значение для организации армии имела табель о рангах, но она имела значение и для штатских организаций. Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы, как военных, так и штатских чиновников. Табель предусматривала постепенное продвижение вверх по служебной лестнице, но не исключала возможности обратного движения.
Таким образом, Петр Первый оставил после себя военную организацию, доказавшую свои блестящие боевые качества и составляющую одну из бесспорных и славных заслуг Преобразователя.
3. Экономические реформыВ эпоху Петра I российская экономика поднялась на новую ступень развития, сделав поистине гигантский скачок. В первую очередь это коснулось промышленности, в особенности тех отраслей, которые работали на нужды армии и флота: металлургической, оружейной, судостроительной, суконной, полотняной, кожевенной.
Совершенно бесспорно, что успехи армии Петра на полях сражения были бы невозможны без серьёзных преобразований в экономике тогдашней России: победное оружие Нотебурга, Полтавы, Гангута выковывалось в кузницах Урала, Тулы, Петровских заводов. Несомненно и то, что в годы царствования Петра в области экономики была осуществлена коренная реформа, имевшая далеко ведущие последствия. В первой четверти XVIII века в России произошёл резкий экономический скачок. Промышленное строительство петровской эпохи проходило в невиданных для того времени темпах: за 1695 – 1725 годы возникло не менее двухсот мануфактур разного профиля, то есть в десять раз больше, чем было их в конце XVII века, и это при ещё более впечатляющем росте объёма продукции10.
Характернейшая особенность экономического бума в России начала XVIII века заключалась в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Такая роль была обусловлена многими факторами 11.
Пётр I был приверженцем экономической концепции меркантилизма, господствовавшей тогда в Европе. Эта концепция исходила из того, что основой богатства государства и необходимым условием его существования является накопление денег за счёт активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки и препятствования ввозу товаров на свой. Уже одно это само по себе предполагало вмешательство государства в сферу экономики.
Оба пути развития государственного предпринимательства – активизация старых промышленных районов и создание новых – особенно отчётливо прослеживаются на примере металлургии – основы военного могущества. Казна вложила огромные средства в расширение выпуска железа, пушек, оружия в районах традиционного производства – в Карелии, Воронежско-Тамбовском крае, в Центре. Здесь в сжатые сроки строились новые заводы, расширялись старые, нередко отобранные у тех предпринимателей, которые были не в состоянии оперативно справиться с огромными заказами казны.
Активно использовать опыт действовавших предприятий, а лучших мастеров переселять под ведение местной администрации на новое место – таковы методы создания новых мануфактур при Петре Первом. Кроме того, петровские резиденты в Западной Европе активно приглашали иностранных горных специалистов и металлургов, охотно ехавших в Россию из Германии, Англии и других стран.
Мощная металлургическая база позволила расширить и металлообрабатывающее производство, точнее – оружейную промышленность. В Туле, славившейся своими оружейниками, в 1712 году был основан большой оружейный завод, а в 1721 году появился такой же – Сестрорецкий.
Пётр Первый энергично взялся и за создание мануфактур в лёгкой промышленности. в 1696-1697 годах была основана мануфактура по производству парусины, требования на которую с началом строительства флота были огромны. Эта мануфактура называлась Хамовным двором.
В начале XVIII века в Москве был построен Канатный двор – мануфактура по изготовлению корабельных снастей, а также Кожевенный и Портупейный дворы, обеспечивающие армию амуницией и сёдлами. В начале века лихорадочно возводились, преимущественно в Москве и Петербурге, и другие казённые мануфактуры: бумажная, пуговичная, чулочная, суконная, полотняная.
Предприятия основывались с оптимальным приближением к источникам сырья, на их строительстве использовали дешёвый труд местного населения, из него же набирали низкооплачиваемых неквалифицированных рабочих. Для организации производства привлекали опытных специалистов – как русских, так и иностранцев.
В 1723 году на Урале был построен самый большой железоделательный завод в России, из которого в дальнейшем развился город Екатеринбург. В промышленных целях основаны города Невьянск, Каменск-Уральский, Нижний Тагил. В Туле и Сестрорецке заработали оружейные заводы, в Петербурге и под Москвой - пороховые.
В экономической сфере Петр применял командные и протекционистские методы. Предприниматели получали привилегии, субсидии, оборудование и сырье.
По изданной в 1719 году «Берг-привилегии», всякому давалось право всюду искать, плавить, варить и чистить металлы и минералы при условии платежа «горной подати». Подать составляла 1/10 стоимости добычи и 32-х долей в пользу владельца той земли, где найдены залежи руды.
При Петре Первом было основано около 200 новых мануфактур в самых разных отраслях промышленности: стекольной, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Царь всячески поощрял их создание. По праву собственности они делились на казенные, купеческие и помещичьи. Главной проблемой на мануфактурах была нехватка рабочей силы. Петр и здесь проявил жесткость, используя насильственные меры: к мануфактурам приписывались целые деревни и сёла, крестьяне которых отрабатывали свои подати государству на мануфактурах; на фабрики посылались преступники и нищие.
Таким образом, в период правления Петра зависимость России от импорта (в зависимости от отрасли) или существенно сократилась, или прекратилась совсем. В 1724 году был введен покровительственный таможенный тариф — высокие пошлины на иностранные товары, если их аналоги выпускались на отечественных предприятиях. Более того, Петр стремился, чтобы вывоз товаров из России превышал ввоз из других стран. Так и произошло к концу его царствования – экспорт русской продукции вдвое превосходил импорт.
В итоге, царю удалось создать развитую многоотраслевую промышленность с центрами в Петербурге, Москве и на Урале.
В отличие от промышленности сельское хозяйство при Петре развивалось медленно, в основном экстенсивным путем, за счет дальнейшего освоения плодородных земель. Царь всячески поощрял своими указами выращивание льна, конопли, табака, винограда и тутовых деревьев, а также развитие коневодства и овцеводства.
Осваивались новые земли на юге и востоке, в Среднем Поволжье и Сибири, куда в поисках лучшей доли перебирались крестьяне.
В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чём не зависящая от импорта.
Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли – главным образом для получения прибыли с ходовых товаров внутри страны и вывоза за рубеж таких товаров, которые бы дали государству деньги на покупку кораблей, оружия, сырья для промышленности. Государство захватывало торговлю самым примитивным, но очень эффективным способом – введение монополии на заготовку и сбыт определённых товаров как внутри страны, так и вне её.
Участие казны в торговле неизбежно вело к ограничению, регламентации торговой деятельности русских купцов, имело следствием расстройство, дезорганизацию товарооборота, удушение свободного, основанного на рыночной конъюнктуре предпринимательства.
Государственные монополии, налоги, повинности – это были силовые средства, применённые петровским государством для получения максимально крупных сумм денег для решения своих задач12.
Самодержавное государство стремилось за счёт купечества и его профессионального дела – торговли быстро добыть деньги и товары для решения своих грандиозных проблем.
Во время Северной войны также непомерные повинности несли крестьяне. Лишь один перечень их производит на нас впечатление. Повинности были нескольких видов: людские (рекруты); отработочные; подводные; лошадные; постройные; натуральные (провиантом, фуражом и так далее); денежные.
Денежные налоги делились на постоянные и экстраординарные. Размеры постоянных налогов оставались стабильными долгие годы. Они формировались из нескольких групп налогов. «Приказные» налоги – это идущие на нужды центральных ведомств. В начале 10-х годов XVIII века появились постоянные налоги на строительство новой столицы: «деньги к санкт-петербургскому городовому делу на кирпичное дело», «на известное зжение», «деньги на припасы и на дело судов». Значительную группу постоянных денежных налогов составляли сословные налоги, то есть те, которые платили отдельные сословия.
«Приказные», петербургские и сословные постоянные налоги дополнялись местными платежами, отличавшимися в каждой губернии, провинции и даже уезде. Если объединить их по значению, то это – сборы на местную администрацию, гарнизоны, содержание почты, дорог, мостов и так далее.
Постоянные и даже чрезвычайные денежные налоги составляли лишь незначительную часть от общей массы государственных повинностей. Наиболее тяжёлыми были экстраординарные повинности, как правило смешанные: денежно-натуральные, денежно-отработочные, подводно-денежно-отработочные и т. д.13.
4. Церковная реформаК концу 17 века церковь была крупнейшим феодалом в России и все еще сохраняла политическую самостоятельность, несовместимую с доктриной абсолютизма, которую исповедовал Петр I. 25 января 1721 года он начал радикальную реформу, направленную на ликвидацию поистине «княжеской» автономии церкви. Царь утвердил Духовный регламент. Патриаршество в России было упразднено, и для управления церковью был создан Святейший правительствующий Синод, назначаемый царем и приносивший присягу лично ему. Синод выполнял еще и функции духовного суда.
Президентом Синода был назначен Стефан Яворский. После смерти Яворского его обязанности фактически выполнял Феофан Прокопович, человек, по оценке Петра, умный и образованный. С Петром он был знаком давно, еще с 1716г., когда царь заметил этого молодого и красноречивого проповедника и вызвал его в Петербург. С этого времени Феофан Прокопович стал деятельным помощником царя в составлении целого ряда новых реформ. С церковной кафедры он защищал идеи и стремления царя - преобразователя14.
Церковь отныне полностью подчинялась светской власти. Нарушалась даже тайна исповеди. По указу Синода от 26 марта 1722 г. всем священникам предписывалось доносить властям о намерении исповедовавшегося совершить измену или бунт. В 1722 г. церковная реформа была завершена установлением должности обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишилась самостоятельной политической роли и превратилась в составную часть бюрократического аппарата. Нет ничего удивительного в том, что такие нововведения вызвали недовольство духовенства, именно по этой причине они были на стороне оппозиции и участвовали в реакционных заговорах.
Таким образом, Петр устранил угрозу покушения духовной власти на светскую и поставил церковь на службу государству. Отныне церковь являлась частью той опоры, на которой стояла абсолютная монархия.
5. Реформы в сфере образования, науки и других сферах жизниПроведение царем преобразований во всех областях государственной деятельности, требовало реформы образования.
В 1699 году в Москве была основана Пушкарная школа, а 1701 году в здании Сухаревой башни открылась "школа математических и навигацких наук", или просто Навигацкая школа, которая стала не только первым высшим учебным заведением в России, но и явилась предшественницей Морской академии в Санкт-Петербурге, основанной в 1715 году. В этот же период, в 1707 году была открыта Медицинская школа, а следом за ней кораблестроительные, штурманские, инженерные, горные и ремесленные школы.
Начальное образование в провинции осуществлялось в трех типах школ: епархиальных, готовящих священнослужителей, цифирных - для подготовки местных чиновников, и в гарнизонных школах - для обучения солдатских детей. В Москве начала свою работу особая школа – «гимназия», в которой обучали главным образом иностранным языкам.
Страна нуждалось в новых учебниках, поэтому очень быстро стало развиваться издательское дело. В 1708 году Петр I ввел новый гражданский шрифт с упрощенным начертанием букв, сменивший старый кирилловский полуустав. За время правления Петра было создано большое количество типографий, выпустивших в свет порядка 600 наименований книг, в том числе, учебных пособий. В 1714 году в Санкт-Петербурге открылась первая государственная общедоступная библиотека.
В Петровские времена снаряжались многочисленные экспедиции в Сибирь, Среднюю Азию и на Дальний Восток. Изучались недра земли, велись поиски полезных ископаемых. Русские моряки-гидрографы внесли огромный вклад в составление карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей.
Академия наук, открытая в Петербурге в 1725 году уже после смерти Петра Великого, но по его указу от 28 января 1724 года, стала своеобразным олицетворением всех достижений эпохи Петра в области науки и образования .
Реформы Петра Великого также касались различных сфер жизни общества. В 1699 г. Петр издал указ об изменении календаря. Ранее летоисчисление велось по календарю византийского образца: Новый год начинался 1 сентября. С 1699 года Новый год должен был начинаться с 1 января, по европейскому образцу. Эта реформа вызвала большое недовольство, т.к. ранее летоисчисление велось от сотворения мира, а в пересчете на новый лад 1700 г. должен был наступить только через 8 лет.
В новом 1700 году был издан указ о создании в Москве первых аптек; другим указом запрещалось ношение ножей под страхом кнута или ссылки. В 1701 г. либеральный дух нового царствования был выражен в ряде указов: воспрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать голову зимой, проходя мимо дворца. В 1702 г. наступил черед реформирования семейной жизни: были сделаны попытки обеспечить брачный союз более прочными нравственными гарантиями. После посещения Франции Петр издает указ о гостеприимстве.
Радикально изменилось положение женщины в обществе. Петр попытался приобщить ее к современной светской жизни, по примеру Запада, обеспечить высшие круги к новым формам обхождения.
ЗаключениеРеформы Петра Первого носили прогрессивный характер: страна получила выход к Балтийскому морю; было покончено с политической и экономической изоляцией; укрепился международный престиж России - она стала великой европейской державой; укрепился господствующий класс в целом; была создана централизованная бюрократическая система управления страной; усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм; шаг вперед сделали русская промышленность, торговля, сельское хозяйство; новый импульс получило развитие русской культуры. Таковы были несомненные успехи России в первой четверти ХVIII в. Однако в стране продолжали господствовать крепостнические отношения.
Н. Я. Данилевский, определяя историческую значимость реформ Петра I, отмечал две стороны его деятельности: государственную и реформативную ("изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях"): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства. Деятельностью второго рода, по мнению Н. Я. Данилевского, Петр привнес "величайший вред будущности России": "Жизнь была насильственно перевернута на иностранный лад"15.
В целом русские историки положительно относились к государственной деятельности Петра I: резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок перенеся Россию через несколько этапов, даже такое одиозное орудие абсолютистского государства, каким была деспотическая, самодержавная власть, превратилось благодаря исторически оправданным и в максимальной степени соответствующим интересам развития России действиям Петра Великого в фактор прогресса. Обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, - все это дает полное основание считать Петра I великим государственным деятелем.
Список использованной литературыАнисимов Е. Время Петровских реформ. Санкт-Петербург: Лениздат, 1989 г.
Анисимов Е. Петр Великий: личность и реформы. Питер, 2009г
Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России конец XVII – XIX в. Москва: Мысль, 1995г.
Данилевский Н. Я. "Россия и Европа", Книга, М., 1991.
Князьков С. Из прошлого земли русской. Время Петра Великого Москва: Мысль, 1991 г.
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Книга III. Москва: А/О «Книга и бизнес», 1992 г.
Павленко Н.И., Пётр Первый и его время, Москва: Просвещение, 1989 г.
1 Наше отечество. Опыт политической истории. М., 1991. С. 91
2 Е. Анисимов: Петр Великий: личность и реформы. Питер, -2009., - с. 56
3 Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Книга III.Москва: А/О «Книга и бизнес», 1992г., с.612
4 История России с древнейших времен до начала XX века. Автор: Под. ред. И.Я. Фроянова Издательство: Макет 1998 – с. 250
5 Е. Анисимов «Время петровских реформ» Лениздат-1989 с. 101.
6 Е. Анисимов: Петр Великий: личность и реформы. Питер, -2009., - с. 108
7 Е. Анисимов: Петр Великий: личность и реформы. Питер, -2009., - с. 111
8 Князьков С. « Из прошлого земли русской. Время Петра Великого» книга для чтения по русской истории М- 1991 с. 180– 712 с
9 Н.И. Павленко, Пётр Первый и его время, Москва: Просвещение, 1989 г., стр. 26
10 Е. Анисимов: Петр Великий: личность и реформы. Питер, -2009., - с. 165
11 Е.Анисимов. Время Петровских реформ. – Санкт-Петербург: Лениздат, 1989 г., с. 121
12 Е.Анисимов. Время Петровских реформ. – Санкт-Петербург: Лениздат, 1989 г., с. 129
13 Там же, с. 131
14 Князьков С. « Из прошлого земли русской. Время Петра Великого» книга для чтения по русской истории М- 1991 ,с. 180.
15 Н. Я. Данилевский "Россия и Европа", Книга, М., 1991. С.89
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |